Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"
Дидактическая цель: обеспечить осознанное усвоение новой учебной информации средствами критического мышления.
Цели по содержанию урока:
- образовательная – создать условия для изучения и понимания учащимися причин нарушения опopно-двигательного аппарата, меры их предупреждения;
- развивающая – формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, заполняя таблицу “знаю, хочу знать, узнал”, выполняя пpaктические задания;
- воспитательная – создать условия для учения с увлечением, формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
Тип урока: (изучение нового материала) урок-исследование, технология развития критического мышления.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.
Средства обучения:
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8кл.: Учебник для общеобр. учеб. завед. – М.: Дрофа, 2004.
- Таблицы “Влияние физических упражнений на организм человека”, “Предупреждение искривления позвоночника”, “Предупреждение плоскостопия”.
- Тексты об особенностях костной системы
подростков, приемов проверки правильности своей
осанки, посадки за столом, походки.
Биология в школе. – 2004. - №7. – С. 21 – 28. - Модуль скелета человека.
Технологическая карта урока.
Вызов | Осмысление | Рефлексия |
Парная мозговая атака. | Заполнение таблицы Знаю – Хочу знать – Узнал. |
Дальнейшее целеполагание. |
ХОД УРОКА
Фаза вызова (парная мозговая атака).
Учитель обращается к классу:
“Думая о сегодняшнем уроке, мне захотелось начать его словами академика Н.М.Амосова, “… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя”.
Известно, что, если условно уровень здоровья принять за 100%, то 50% из них зависит от самого человека. Вдумываемся в тему нашего урока? Заболевания опopно-двигательного аппарата, их профилактика. А как обстоит ситуация с заболеваниями костной системы в нашей школе? По результатам углубленного медицинского осмотра осенью 2006 года 182 учащихся 2, 5, 8, 10 классов установлено, что у 24% детей определены различные нарушения опopно-двигательного аппарата, среди функциональных отклонений – нарушение осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз”.
Учитель предлагает учащимся в паре в течение 5 мин. составить список того, что они знают или думают, что знают по теме урока. Парная мозговая атака помогает учащимся настроиться на учебную работу, позволяет высказаться тем учащимся, которые испытывают затруднения выступать перед большой аудиторией.
Фаза осмысления. (заполнение таблицы, пpaктическая работа)
Учитель организует фронтальную беседу, после обсуждения в паре, начинает заполнение на доске, а учащиеся в тетради графу таблицы “знаю”.
Учащиеся знают, что скелет служит опорой и защитой тела, называют отделы скелета человека, особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Используя модель скелета человека, учащиеся называют и показывают основные части скелета, а также назначение этих частей.
После заполнения графы “знаю” учитель задает вопрос учащимся: что хотели бы узнать, чему на уроке можно научиться?
Учитель организует фронтальную беседу и заполнение графы “хочу узнать”.
Учащимся хотелось бы узнать об особенностях скелета подростков; как связаны опopно-двигательная система и работа внутренних органов; как правильно ходить, стоять, сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать развитие заболеваний организма.
После заполнения на доске и в тетрадях графы “хочу узнать”, учитель предлагает учащимся прочитать текст “Особенности костной системы подростков”. Приложение 1, Приложение 3
Учитель организует фронтальную беседу после чтения текста и заполнение графы “узнал”.
Учащиеся узнали, что костная система подростка еще не сформированная, кости менее крепки и тверды, более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению) ; что неправильное положение тела (осанка, походка, посадка за столом, положение во время сна) легко образуются искривления скелета и нарушается его развитие; что осанка – навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела в прострaнcтве.
Учитель организует пpaктическое определение учащимися своей осанки, используя тексты “Приемы проверки правильности своей осанки”, “Приемы проверки правильности подобранного по высоте стола”, “Признаки правильной походки”.
Учащиеся читают текст, выполняют пpaктические задания, заполняют графу “узнал”. Во время фронтальной беседы обсуждают важность сохранения правильного положения тела для здоровья человека.
Учащиеся отмечают зависимость здоровья от образа жизни человека, используя таблицы “Влияние физических упражнений на организм человека”, “Предупреждение искривления позвоночника”, “Предупреждение плоскостопия”, убеждаются в том, что хорошая осанка, правильная походка, занятия физической культурой и спортом, правильно подобранная обувь, нормальная масса тела – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья.
Фаза рефлексии.(дальнейшее целеполагание)
Учитель задает вопросы:
- Что вы сегодня узнали нового?
- Что еще хотелось бы узнать?
Учащиеся записывают в свою тетрадь новые вопросы и источники информации.
Учитель предлагает домашнее задание: правильно ли вы спите?
Предлагает вниманию учащихся свой синквейн (пятистишие):
Здоровье.
Бесконечное, необходимое.
Приспосабливает, изменяет, спасает.
В мире людей жить помогает.
Ценность.
Учащиеся в паре составляют свои синквейны, если есть время, то зачитывают их классу, если нет времени их зачитать, то с них начинают следующий урок на фазе вызова. Приложение 2
Комментарии:
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
18 03 2025 13:16:17
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
17 03 2025 5:36:31
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
16 03 2025 9:29:33
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
15 03 2025 2:53:16
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
14 03 2025 21:43:48
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
13 03 2025 17:53:36
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
12 03 2025 5:20:43
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
11 03 2025 17:19:35
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
10 03 2025 17:23:52
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
09 03 2025 18:48:12
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
08 03 2025 20:15:53
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
07 03 2025 7:45:12
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету.
...
06 03 2025 0:28:48
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
05 03 2025 4:19:18
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
04 03 2025 2:11:48
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
03 03 2025 5:44:45
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
02 03 2025 3:48:56
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
01 03 2025 16:53:15
Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....
28 02 2025 11:41:32

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
27 02 2025 20:34:17
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
26 02 2025 14:40:36
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
25 02 2025 20:54:45
Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....
24 02 2025 1:51:16
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
23 02 2025 23:37:54
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
22 02 2025 5:39:39
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся.
...
21 02 2025 2:17:46
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
20 02 2025 2:42:31
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
19 02 2025 6:58:54
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
18 02 2025 9:24:38

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....
17 02 2025 21:18:12
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
16 02 2025 6:47:16
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
15 02 2025 15:29:10
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
14 02 2025 12:47:26
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
13 02 2025 10:15:33
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
12 02 2025 4:31:28
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
11 02 2025 19:24:50
В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях.
...
10 02 2025 18:46:25
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
09 02 2025 15:20:34
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
08 02 2025 5:13:45
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
07 02 2025 10:33:54
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
06 02 2025 0:42:50
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
05 02 2025 17:58:45
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
04 02 2025 19:34:10
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
03 02 2025 18:17:18
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
02 02 2025 14:17:23
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
01 02 2025 18:12:20

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
31 01 2025 11:56:29
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
30 01 2025 10:59:43
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
29 01 2025 11:28:34
Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....
28 01 2025 23:36:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::