Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

Учебная цель: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле; продолжить формирование умений узнавать органы растений на таблицах, работать с рисунками учебника.
Воспитательная цель: cформировать у учащихся понятие о необходимости бережного отношения к растениям.
Развивающая цель: продолжить формирование умения сравнивать полученные результаты, делать выводы, развивать у учащихся пpaктические навыки.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 минута урока)
2. Вызов. Актуализация знаний. (5 минут урока)
Просмотр фрагмента видеофильма “Жизнь. Растение. Хлорофилл” Опыт голландца Вант Гельмонта. (Дерево посадили в кадку, прошло пять лет, масса дерева увеличилась на 60 кг, а вес земли в кадке уменьшилась на 60 г. Почему такие результаты?)
(Дети делают вывод, что растение может питаться из воздуха)
М.В.Ломоносов через 100 лет после опытов Вант Гельмонта предположил, что растения получают питательные вещества из воздуха.
В XVIII – начале XX века учеными разных стран были проведены опыты и сделаны открытия:
- в 1770 году Джон Пристли произвел опыт (мышь, растение и свеча под колоколом, под другим мышь, свеча без растения). Во втором случае мышь погибла, в первом нет, значит растение выделяет кислород.
- Немецкий химик Краус выделил из листьев растения хлорофилл (показываю вытяжку хлорофилла – жидкость зеленого цвета) ;
- английский ученый Грю доказал, что хлорофилл красящее органическое вещество;
- великий русский ученый М.В.Ломоносов высказал гипотезу о воздушном питании растений;
- английский врач Ян Ингенхауз открыл явление синтеза крахмала растениями.
Нельзя не сказать о русском ученом Климентии Аркадьевиче Тимирязеве, который тоже изучал процесс фотосинтеза, работу хлоропластов, доказал, что растение в течение всей жизни выделяют кислород (показываю его портрет).
3. Осмысление
Работа в группах. (10 минут урока)
Сейчас вы в группах попробуйте смоделировать некоторые их опыты и объяснить полученные результаты.
Группа № 1 - исследует роль света в образовании хлорофилла.
Оборудование: штатив с пробиркой хлорофилла; растения, выдержанные в темноте и на свету.
Задание: объясните:
1. Почему листья растения стоящего в темном шкафу не зеленого цвета?
2. Какие условия необходимы для выработки растением хлорофилла?
Группа № 2 – исследует вопрос о выработке кислорода растением.
Оборудование: демонстрационный столик, стеклянный колокол, растение, мышь (игрушка).
Задание: объясните:
Почему мышь под колпаком с растением не погибла?
Группа № 3 – исследует клубень картофеля и семена фасоли на содержание крахмала.
Оборудование: чашка Петри с ломтиком картофеля и семенами фасоли, раствор йода, пипетка, препаровальная игла.
Задание:
1. Определить, какое органическое вещество содержится в клубнях картофеля и семенах фасоли?
2. Высказать предположение, откуда берутся органические вещества в плодах и семенах растений?
Группа № 4 – исследует вопрос о поглощении углекислого газа растениями.
Оборудование: рисунки опыта с известковой водой; стакан с известковой водой; трубка для коктейля
Задание: 1. Продемонстрировать помутнение известковой воды при дыхании. Объясните: Почему на рис. №1 известковая вода помутнела, а на рис. №2 осталась прозрачной?
После обсуждения полученных результатов делаем выводы (слайд):
- Условием образования хлорофилла является свет.
- Условием образования кислорода является свет.
- Растение потрeбляет углекислый газ только на свету.
- Плоды и семена растения содержат органическое вещество (крахмал).
Скажите, какое основное условие всех этих процессов? Свет!!!
(Слайд). Приложение
По-гречески свет – фотос, соединение, образование – синтез. Таким образом: фотосинтез – это процесс образования растением органических веществ на свету.
Работа с электронными носителями. (10 минут урока)
Давайте посмотрим, как этот процесс происходит в растениях (слайд-фильм).
Очередность слайдов.
Стр.№4 “Микрофабрика”.
Стр. №3 “Как быть независимым”.
Стр. №7 “Поток усвоенных веществ”.
Стр. №8 “Значение фотосинтеза”.
Выводы по слайдфильму.
1. В процессе фотосинтеза энергия солнечного света превращается в энергию химических соединений, которые являются пищей для растения.
2. В процессе фотосинтеза по действием солнечного света из углекислого газа и воды образуются углеводы и выделяется кислород.
3. Фотосинтез протекает только в клетках содержащих хлорофилл, который находится в специальных органоидах – хлоропластах.
Физкультминутка. 26 минута урока. (1 минута урока)
Работа с учебником: рассматриваем устьица, хлоропласты. (1 минута урока)
Первичный контроль знаний. (5 минут урока)
Работа с карточками, которые находятся в конвертах, разложенных на столах учащихся. Конверты по очереди вскрываются, дети пытаются объяснить значение терминов.
- Фотосинтез
- Хлорофилл
- Хлоропласт
- Крахмал
- Углекислый газ
- Кислород
- Энергия солнечного света
- Энергия химических связей
- Вода
Контрольные вопросы.
Какое органическое вещество, используемое для питания растения, образуется в листьях на свету?
Какое вещество, содержащееся в листьях, преобразует энергию солнечного света в энергию химических соединений?
Как называется процесс образования углеводов из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах листьев?
Какие условия нужны для фотосинтеза?
Значение фотосинтеза и роль растений для жизни на Земле. (10 минут урока)
Домашнее задание. (2 минуты урока)
Записываем в дневник.
4. Рефлексия
Рассказ учителя.
Мы с трудом можем представить себе Землю без растений, а значит и всех живых существ, связанных с ними.
Миллиарды лет назад наша Земля была необитаемой планетой. Рельеф суши напоминал лунную поверхность, острые иззубренные скалы, равнины из щебня и битых камней… и все это окутано удушливым углекислым газом с едким аммиаком. Единый древний материк со всех сторон окружал огромный океан.
В этом океане зародилась жизнь, появились первые растения, которые затем преобразовали условия жизни на всей планете и превратили ее в гoлyбую колыбель человечества, которую мы все с вами знаем.
На зеленых листочках, которые лежат перед вами, написаны условия, которые растения обеспечили для распространения жизни на Земле. Используя полученные сегодня знания, вы должны выбрать те, которые были созданы, благодаря фотосинтезу. (2 минуты)
- Почва
- Разнообразие организмов
- Кислород
- Озоновый слой
- Норма углекислого газа
- Углекислый газ
- Минеральные вещества
- Вода
- и т.д.
(Один листочек – одно условие).
Представители от групп размещают “листочки” на “дереве”.
Анализируем полученные результаты – неправильные ответы, снимаем с “дерева”.
Подвожу итоги:
Дерево, растение – основное условие существования жизни на Земле, что же будет, если его срубить?
Дети делают вывод: не будет ни кислорода, ни пищи для животных и людей – не будет жизни!
Приложение
Комментарии:
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
04 12 2025 11:38:46
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
03 12 2025 9:20:57
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
02 12 2025 11:51:47
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
01 12 2025 2:26:18
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
30 11 2025 6:33:42
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
29 11 2025 9:14:11
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
28 11 2025 18:31:37
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
27 11 2025 10:29:44
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
26 11 2025 2:22:15
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
25 11 2025 1:43:36
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
24 11 2025 9:34:24
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
23 11 2025 6:41:35
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
22 11 2025 22:32:49
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
21 11 2025 4:21:40
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
20 11 2025 7:14:37
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
19 11 2025 8:32:13
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
18 11 2025 1:43:54
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
17 11 2025 18:16:12
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники.
...
16 11 2025 8:29:47
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
15 11 2025 19:49:40
Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....
14 11 2025 2:51:53
Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике.
...
13 11 2025 16:27:24
Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....
12 11 2025 0:58:24
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
11 11 2025 7:47:42
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
10 11 2025 9:58:51
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
09 11 2025 1:38:54
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
08 11 2025 12:23:56
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
07 11 2025 12:38:56
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
06 11 2025 10:48:44
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
05 11 2025 21:15:57
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
04 11 2025 0:15:49
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
03 11 2025 21:36:57
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
02 11 2025 3:12:57
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
01 11 2025 23:15:21
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
31 10 2025 21:11:55
Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....
30 10 2025 13:44:46
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
29 10 2025 7:28:57
Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....
28 10 2025 9:33:57
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
27 10 2025 10:17:45
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
26 10 2025 12:53:28
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
25 10 2025 6:20:50
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
24 10 2025 3:41:27
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
23 10 2025 12:22:27
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
22 10 2025 15:28:51
На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....
21 10 2025 6:54:26
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности.
...
20 10 2025 13:51:50
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
19 10 2025 4:20:25
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
18 10 2025 4:54:56
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
17 10 2025 4:30:24
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
16 10 2025 4:27:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




