Отдел голосеменные (хвойные растения) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Отдел голосеменные (хвойные растения)


    Отдел голосеменные (хвойные растения)

Цель: Знакомство с голосеменными растениями, особенностями строения, значением и разнообразием голосеменных. Формировать умения распознавать растения, сравнивать их с представителями других отделов, описывать процесс размножения голосеменных растений.

Тип урока: урок аналитического мышления.

В начале урока проводится жеребьевка.

Оборудование: жетоны — листочки, конверты для заданий,

Ход урока

1.Интрига

Ну что ж, волей жребия вы разделены на 3 группы. За ответы на уроке вы получаете жетоны - листочки. К концу урока группа, которая набрала большее количество жетонов становится победителем, а все члeны группы получают «5» баллов, за второе место «4», ну и…

(У учителя в руках газета с кроссвордом). Перед уроком воспользовалась свободным временем. Решила разгадать кроссворд. Поможете (задаются реальные вопросы какого-нибудь кроссворда).

Кстати, а какое растение могло стать символом России? Вот такой вопрос стал перед участниками лесного конгресса, который состоялся осенью 1960 года, в городе Сиэтле, штат Вашингтон. Лесоводы 96 стран собрались здесь, единодушно решили заложить парк Дружбы народов мира, где представители каждой делегации должны были посадить «национальное дерево» своей страны. Наша страна многонациональная, и у нас любят и березу, и дуб, и ель и платан и бук. А вот какому дереву отдали предпочтение представители российской делегации, вы узнаете в конце урока, хотя, на доске зашифровано его название.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если есть какие — то предложения, давайте. Нет, тогда пусть это будет маленькой интригой, решение которой мы узнаем в конце урока.

2. Воспоминание

Фронтальный опрос

  1. Почему мхи и папоротники относятся к высшим растениям? (Есть органы.)
  2. Какие вегетативные органы имеются у мхов, а какие у папоротников? (Мхи – стебель, листья, ризоиды. Папоротники – корень, стебель, листья.)
  3. Какое самое важное условие для размножение споровых растений? (Вода.)
  4. Почему папоротники относятся к высшим споровым растениям? (Кроме основной и фотосинтезирующей ткани есть также покровные, механические и проводящие ткани.)
  5. Какой тип размножения хаpaктерен для папоротников и мхов? (Сочетание пoлoвoго и бесполого способа.)
  6. Чем отличается развитие папоротниковидных от моховидных? (У мхов спорофит – коробочка живет не долго, гаметофит – зеленое побегоносное растение. У папоротников – гаметофит – маленькая пластинка заросток, спорофит – зеленое многолетнее растение, имеющее корень, стебель, листья.)

Задания по группам:

Задание для группы № 1. Кроссворд «Папоротники»

  1. Родственники папоротников. (Плауны.)
  2. Женские многоклеточные пoлoвые органы. (Архегонии.)
  3. Бесполое поколение. (Спорофит.)
  4. Подземный вегетативный орган папоротников, видоизменение корней. (Корневище)
  5. Мужские многоклеточные органы размножения. (Антеридии.)
  6. Коричневые бугорки на нижней части листа. (Сорусы.)
  7. Первое поколение папоротников. (Заросток.)
  8. Самый вредный сорняк из папоротников. (Сальвиния.)
  9. Папоротник, широко распространенный в наших лесах. (Щитовник.)
  10. Папоротник, листья которого употрeбляют в пищу в маринованном виде. (Орляк.)
  11. Самый большой папоротник. (Циатея.)

Из выделенных букв сложите слово. Желаю удачи!

Задание для группы № 2. Кроссворд «Моховидные»

  1. Мох, имеющий пластинчатое строение, лежащий на земле. (Маршанция.)
  2. Продукт, образованный в результате гниения сфагновых мхов. (Торф.)
  3. Мох, в виде чешуек, отражающий свет, образуя изумрудный оттенок. (Схистостега.)
  4. Древние растения, не имеющие корней, от которых произошли современные наземные растения. (Псилофиты.)
  5. Главное условие размножение споровых растений. (Вода.)
  6. Пoлoвoе поколение. (Гаметофит.)
  7. Мужская гамета. (Cпepматозоид.)
  8. Мох, растущий на болотах, образующий торф. (Сфагнум.)
  9. Корнеподобное образование у мхов. (Ризоиды.)
  10. Женская гамета. (Яйцеклетка.)

 

Из выделенных букв сложите слово. Желаю удачи!

Задание для группы № 3. Заполните таблицу и сделайте вывод, что общего и чем отличаются мхи от папоротников.

Отдел

Среда обитания

Одноклеточные или многоклеточные

Ткани

Строение

Способ питания

Размножение

Представители

Мхи

 

 

 

 

 

 

 

Папоротники

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные задания

Задание №1. Составьте схему размножения мхов, используя термины: взрослое растение, cпepмии, яйцеклетка, зигота, коробочка, споры, протонема, побег.

Задание № 2. Составьте схему размножения папоротников, используя термины: взрослое растение, спорангии, заросток, антеридии, архегонии, зигота, побег.

Задание № 3. Подпишите рисунок: А. Строение мхов; Б. Строение папоротников.

А:

 

 

Б:

1 – колпачок
2 – коробочка
3 – споры
4 – листья
5 – стебель
6 – ризоиды

 

1 – корневище
2 – стебель
3 – листья
4 – сорусы
5 – группа спорангиев

3. Изучение нового материала

Ну что, догадались о символе России, могу сделать подсказку (последняя буква а).

Сегодня на уроке мы будем изучать растения, с которыми встречались в жизни. Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество делений. Прочтите загадку и отгадайте ее. (Зимой и летом одним цветом) (Ель, сосна)

Речь пойдет о хвойных растений.

Но у нас в классе стоит 3 необычных стула. Черный, синий и красный. В конце урока 3 человека сядут на эти стулья. И тот, кто сядет на черный стул – ответит на 6 вопросов класса, тот кто сядет на синий стул – обобщит все сказанное на уроке, сделает вывод, и тот кто сядет на красный стул – получит вопрос от учителя.

Тема урока «Отдел голосеменные».

Мы привыкли к этим растениям, приятно смотреть на их стройные золотистые стволы, вдыхать чистый воздух. Люди создали много сказок об этих добрых и могучих деревьях. Считают, что сосны и ели отводят беду и приносят счастье. Западные и восточные славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого ветку этого дерева, отгоняющего злые силы от дома и оберегающего мир и благополучие его обитателей.

Они появились на земле 400 млн. лет назад.

В Америке, в штате Невада нашли дерево (Американская сосна долговечная, которому приблизительно 4900 лет. То есть она старше пирамиды Хеопса) Достигают в высоту до 80 м. Сосновые леса – сухие и светлые, напоминают светлый храм со стройными колоннами. Листья этих деревьев – хвоинки – до 6-13 см в длину, располагаются попарно.

Еловый лес с густой тенью имеет неповторимый сказочный облик. Там всегда темно, а отмершие сучья создают впечатления. Что именно здесь живет нечистая сила – баба-яга, лешие, ведьмы. Нижние ветви почти касаются земли.

Пихты – иголочки хвоинки – плоские, узкие и совсем не колючие. Это дерево, похожее на пирамиду, с приятно пахнущей смолой. Шишки на ветках, как новогодние свечи, зрелые шишки рассыпаются на части. Рядом с пихтами разводить огонь опасно, кора тонкая, начинена смолой, легко вспыхивает и горит как факел. Пихта переносит тень, сильные морозы, но в атмосфере больших городов погибают от выхлопных газов.

Можжевельник встречается в сказках братьев Гримм, так же часто, как береза или дуб в русских народных сказках. Он доживает до 1000 лет. Листья мелкие. Выделяют в воздух огромное количество фитонцидов. Чтобы очистить от микробов воздух большого города. Хватило бы 1 га можжевелового леса. Но эти деревья не выносят дыма и копоти больших городов. Шишки у этого растения сочные и мясистые, сладкие со смолистым привкусом.

Но самое необычное дерево гинкго, возраст 195 млн лет. Вместо привычных хвоинок веерообразные листья. Высота дерева 30 м, в обхвате 3 м. В переводе с японского название дерева переводится как «серебряный плод».

Вот такие разные растения относятся к отделу голосеменные. А вы были в лесу и видели растения отдела голосеменные.

Кстати, кто не был, то у большинства из вас появится такая возможность побывать в подмосковном лесу. Ведь Александр Боголюбов приглашает нас в конце мая начале июня к себе на базу Экосистема, для прохождения пpaктики. Я уже сейчас представляю, что мы садимся в поезд, и он нас мчит в Подмосковье. Представляете, кругом лес. Огромнейшее зеленое прострaнcтво. (На доске вывешивается зеленое поле.)

И среди растений мы отыскиваем с вами представителей голосеменных растений. Каковы же их особенности? (Схема составляется из предметов.)

  1. Особенностью является то, что стволы древесины состоят из трахеид, где есть смоляные ходы. Неправда ли эти ветви пахнут смолой.
  2. Хвоя – листья жесткие, покрытые толстым слоем кутикулы, испарение воды снижается. (Вешается ветка.)
  3. Голосеменные, размножаются семенами. Семя – запас питательных веществ, выживаемость в любых условиях. (Прикрепляются семена.)
  4. Семена располагаются на чешуях женских шишек, открыто (голо). (Прикрепляются шишки.)
  5. Процесс оплодотворения не зависит от воды (благодаря пыльцевой трубки) мужские гаметы движутся к женским. Перенос семян происходит потоками воздуха, попадают в почву и прорастают.

Мы узнали с вами основные особенности, а теперь пожалуйста с использованием учебного материала составьте схему размножения хвойных растений.

Составление схемы размножения растений.

Весной на ветвях растений появляются зеленые шишки (5 мм) – женские. У основания побегов располагаются мужские шишки. На чешуях женских шишек образуется яйцеклетка. На мужских – пылинки со cпepмиями. Cпepмии неподвижные, без жгутиков. Пылинки разносятся ветром, попадают на семязачатки. После опыления чешуйки смыкаются. Склеиваются смолой, а оплодотворение произойдет через 13 месяцев. За это время пыльцевая трубка прорастает, образуется зигота. Из зиготы – семя с крылышками, разносится ветром далеко от материнского организма.

4. Действенное закрепление

Зная особенности хвойных и мхов, папоротников, водорослей, у вас следующее задание. Найдите сходства и отличия этих растений.

  • 1 группа (сходство мхов, папоротников, водорослей, голосеменных). Постарайтесь изобразить это в виде схемы.
  • 2 группа (отличительные признаки хвойных).
  • 3 группа. Сравните размножение голосеменных, папоротников и мхов.

Наши стулья ожидают вас. И так на черный стул садится (вызывается представитель 1 группы)

6 вопросов от класса.

На синий стул садится (вызывается представитель 2 группы).

Ты должен обобщить все о хвойных или голосеменных.

На красный стул садится (вызывается представитель 3 группы).

Тебе достается вопрос от меня. В шишках этого растения сахара больше, чем в плодах винограда. Из них делают вино, пиво, коньяк, сироп из шишек используют при выпечки, при консервировании. Эфирное масло заживляет раны и снимает боль при ревмотизме. Это растение называют виноградом хвойного леса. О каком растении идет речь?

Подсчет баллов.

5. Раскрытие интриги.

Ну так что, догадались о том какое растение является символом России. Конечно же лиственница. Больше всего прострaнcтва территории России занимает лиственница. ¼ млрд. га. Лиственница растет быстро, до 45 м в длину, растет быстро, выносит и жару и холод. Единственное растение среди хвойных, которое каждый год сбрасывает листву.

Задание на дом. Как используют хвойные растения. Какую роль они играют в жизни человека и животных.

Приложение



Комментарии:

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»


    Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

      Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

27 04 2024 21:56:54

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

26 04 2024 4:31:12

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"


    Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

      Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...

25 04 2024 9:29:16

Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"


    Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"

      На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....

24 04 2024 16:53:28

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"


    Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

      Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

23 04 2024 8:15:11

Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"


    Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"

      В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....

22 04 2024 7:56:30

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

21 04 2024 0:59:29

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

20 04 2024 4:50:17

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

19 04 2024 21:40:31

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....

18 04 2024 0:17:56

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

17 04 2024 22:14:34

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии


    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

      Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

16 04 2024 16:45:45

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

15 04 2024 18:53:21

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс


    Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

      В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

14 04 2024 12:43:57

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

13 04 2024 6:18:23

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

12 04 2024 2:59:21

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

11 04 2024 21:26:10

Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"


    Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"

      На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

10 04 2024 8:33:59

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

09 04 2024 20:45:40

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

08 04 2024 18:23:53

Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

      Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....

07 04 2024 19:49:19

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"


    Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

      Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

06 04 2024 23:49:42

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

05 04 2024 10:27:34

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

04 04 2024 20:28:52

Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"


    Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"

      В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения. ...

03 04 2024 7:21:25

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....

02 04 2024 5:37:25

Цветок


    Цветок

      Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

01 04 2024 15:25:45

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

31 03 2024 23:37:45

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

30 03 2024 9:25:45

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

29 03 2024 12:38:45

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"


    Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

      Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

28 03 2024 9:53:40

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

27 03 2024 18:16:20

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"


    Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

      Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

26 03 2024 4:13:46

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

25 03 2024 19:36:42

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

24 03 2024 4:44:46

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

      Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

23 03 2024 20:49:19

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

22 03 2024 22:44:42

Обобщающий урок "Кровеносная система"


    Обобщающий урок "Кровеносная система"

      План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...

21 03 2024 8:20:50

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

20 03 2024 17:24:50

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

19 03 2024 9:43:35

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

18 03 2024 18:39:59

Заболевание органов пищеварения. 8-й класс


    Заболевание органов пищеварения. 8-й класс

      Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....

17 03 2024 20:53:50

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

16 03 2024 7:33:28

Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

      Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....

15 03 2024 3:54:14

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс


    Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

      Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

14 03 2024 0:46:34

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

13 03 2024 2:45:58

Информационные технологии на уроках биологии

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....

12 03 2024 20:26:42

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

11 03 2024 23:33:14

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

10 03 2024 15:40:23

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

09 03 2024 7:28:17

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::