Экология и эстетика школьного двора > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экология и эстетика школьного двора


    Экология и эстетика школьного двора

Ход выполнения проекта

Актуальность проекта

Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности - в нашем втором доме - это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы.Поэтому мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности.

Красивый ухоженный пришкольный участок воспитывает эстетические чувства, любовь к родной природе, ответственность за сохранение экологического благополучия на прилегающей к школе территории. Наш проект направлен на создание красивого уголка природы на пришкольной территории.

В нашей работе мы стремились разобраться и вникнуть в проблему ландшафтной архитектуры, определить, на чем она основывается, и применить полученные знания для благоустройства школьной территории.

Проблема: зеленые насаждения на школьной территории находятся в не эстетичном состоянии, автомобильный трaнcпорт оказывает нeблагоприятное воздействие на окружающую среду и прилегающую территорию школы.

Цель проекта: формирование культурного ландшафта школьного двора и его благоустройство.

Задачи:

1. Оценить экологическое и эстетическое состояние школьного двора.

2. Составить план реконструкции школьного двора, в соответствии с санитарными и экологическими нормами.

3. Осуществить мероприятия по благоустройству школьного двора.

Проект: внутренний, 1 год, групповой.

Пути реализации: для реализации проекта была создана творческая группа учителей и обучающихся нашей школы.

Исследовательская работа проходила в группах, сформированных по направлениям: биология, экология, ландшафтный дизайн, лесоводство, цветоводство. По ходу работы оформлялся аттестационный лист.

Планируемый результат: на основании данных, полученных в ходе мониторинга, разработан план реконструкции школьного двора.

Описание школьного двора

Нововосточная школа расположена в посёлке Нововосточный, в нем нет промышленных предприятий, за исключением котельной - МУП \"Теплокоммунэнерго\", дающей нeблагоприятный фон в виде дыма и сажи, когда дует северо-восточный ветер.

В 20 м метрах от школьной территории расположены жилые дома.

За территорией школы, с восточной стороны в 4 метрах проходит главная автомобильная дорога, где чаще всего проезжает личный автотрaнcпорт, с северной стороны в 10 метрах от школы проходит второстепенная автомобильная дорога, с регулярным автомобильным движением: рейсовый автобус, грузовой и личный трaнcпорт, здесь же останавливается школьный автобус на специальной остановке.

На территории школьного двора находится физкультурно-спортивная площадка и кирпичное здание бывшего тира, находящегося в аварийном состоянии.

По периметру школьной территории расположены зеленые насаждения: с южной стороны смешанные посадки: акации, клена, с восточной - тополь, с южной - участок смешанного леса, где растет ель, осина, клен, ива, боярышник, калина. Вдоль школы посажены акации, шиповник, сирень.

По обе стороны от крыльца школы расположены клумбы с многолетними и однолетними цветами.

Площадь школьного двора 1 850м2.

Изучение эстетического состояния школьного двора

Для изучения эстетического состояния школьного двора были проведены пpaктические работы по составлению плана школьного двора, изучению видового состава зеленых насаждений, эту работу выполняли группы: топографов, ландшафтоведов и биологов. Каждая группа выполняла соответствующую пpaктическую работу.

\"Топографы\"

Выполнить планировку территории школьного двора и составить план - схему школьного двора.

Пpaктическая работа № 1 Составление плана-схемы территории школьного двора

Оборудование: рулетка, компас, планшет. (Рисунок 1).

\"Ландшафтоведы\" выполняли пpaктическую работу № 2. Степень озеленения школьного двора. И выяснили, что на одного обучающегося нашей школы приходится 4,2м2 площади зелёных насаждений, что по сравнению с данными ВОЗ почти в 12 раз меньше.

Вывод: на основе полученных результатов, необходимо увеличить площадь зеленых насаждений.(Приложение 1)

Пpaктическая работа № 5 позволила изучить защитную полосу и выявить видовой состав насаждений (Приложение 1)

Указать видовой состав насаждений.

На территории школы произрастают следующие виды деревьев и кустарников: ель, клен, рябина, черемуха, боярышник, береза, тополь, сирень, акация желтая, шиповник.

По данным из литературных источников выяснилось, что хорошими поглотителями свинца вдоль дорог являются акация желтая, липа мелколистная, береза бородавчатая. Наиболее устойчивые к атмосферному загрязнению газами являются: ива белая, клен американский, акация белая, сирень, береза бородавчатая, лох узколистный, барбарис, тополь черный.

В результате совместной работы групп \"Ландшафтоведов\" и \"Топографов\", выяснилось, что видовой состав деревьев и кустарников недостаточен, и некоторые параметры зеленой защитной полосы не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

На основании полученных данных мы составили Аттестационный лист школьной территории.

Аттестационный лист школьной территории

Таблица 2

Наименование показателей по требованиям СанПиН Данные по школе Баллы *
1. Расположение школы в микрорайоне:

- жилые дома не менее чем на 10м

- автострада 15 - 25м

2. Площадь пришкольного участка

(норма для школ на 192-320 обучающихся должна составлять 1,2-1,7 га)

3. Расположение зелёных насаждений:

- площадь кроны деревьев, кустарников, газонов на территории школы (не менее 50% площади территории школы)

- наличие защитной полосы из деревьев и кустарников на границе участка шириной:

а) со стороны улицы не менее 6м

б) по периметру не менее 1,5м

в) расстояние между деревьями и зданием школы не менее 10м

г) расстояние между кустарниками и школой не менее 5м

д) расстояние между большими деревьями 8-10м

е) количество деревьев в пересчёте на 1 га составляет 90-150 штук

Общая сумма баллов

65м

50м с восточной стороны и 15м с северной

0,18га

 

712м2

(38%)

 

 

60 штук

1

1

 

0

 

0

 

 

1

0,5

0,5

0,5

0

1

5,5

Экологическое состояние пришкольного участка может быть определено суммой баллов, которые хаpaктеризуют данные пpaктических работ.

За каждую позицию пп. 1-3 выставляется по одному баллу, и 0,5 балла, если параметры средние. Если сумма менее 7-8 баллов, то экология школьного участка нeблагоприятна.

При подсчете общей суммы баллов экологического состояния школьного двора в соответствии с нормами СанПиНа выяснилось, что они не соответствуют нормам по некоторым показателям.

Для Аттестации школьной территории мы использовали показатели из нормативных документов \"Санитарные нормы и правила\".

Изучение экологического состояния школьного двора

Изучением экологического состояния школьного двора занимались группы биологов и экологов. В их задачу входило оценить экологическую обстановку территории. Они выполняли следующие исследования.

Экологи исследовали в пpaктической работе № 3 загрязнение атмосферы выбросами автотрaнcпорта. (Приложение 1)

Вывод: чтобы уменьшить количество поступление вредных веществ на территорию школьного двора, необходимо увеличить посадки деревьев и кустарников, которые наиболее эффективно задерживают вредные вещества от проезжающих машин.

Биологам предстояло провести исследования загрязнения атмосферы пылевыми частицами в лабораторных условиях. Выполнить условия пpaктической работы № 4. (Приложение 1)

Вывод: Сравнив степень загрязнённости фильтров, а также слои прилипшей к скотчу пыли, взятых с разных участков пришкольного двора, пришли к выводу, что наиболее загрязнённый участок атмосферы пылевыми частицами - это участок вблизи дороги, среднюю степень запылённости имеет участок вблизи жилых домов и незначительное загрязнение наблюдается в глубине пришкольного двора.

 Экологические и эстетические проблемы, выявленные на школьной территории и пути их решения

В результате проведенных исследований состояния школьной территории были выявлены проблемные участки, которые отражены на плане-схеме школьного двора. (Рисунок 2).

Проблемные участки школьного двора и меры по их устранению

Таблица 4

№ уч-ка Проблемные участки школьного двора Пути решения Выполненные работы
1 Участок смешанного леса Вырезать старые поврежденные клены, посадить кустарники рябины, сирени, акации. Выполнено частично
2 Пустующий участок Установить географическую площадку Не выполнено
3 Участок без защитных зеленых насаждений вдоль северо-восточной части школьного двора (географическая площадка). Посадить вдоль забора деревья и кустарники (береза, рябина), способствующие задержанию пыли и выхлопных газов от автомобильной трассы. Выполнено частично
4 Тополя вдоль школьного забора Окультурить кроны тополей и акаций, подсадить кустарники акации Выполнено
5 Аварийная постройка бывшего тира Убрать постройки, на освободившемся месте заложить березовую рощу Выполнено
6 Участок сирени, шиповника, акации вдоль здания школы Окультурить участок:

Сирень: вырезать загущенные посадки, оставить кустарники сирени рядами, оставляя между рядами 2 метра;

Шиповник: оставить участок шиповника размером 2 /2 метра, остальные кустарники использовать для посадки

Выполнено частично
7 Участок дикорастущих кустарников Вырезать старые поврежденные деревья и кустарники Выполнено
8 Посадки клена вдоль спортивной площадки Осуществить обрезку деревьев, удалить поросль. Вокруг деревьев установить декоративные скамейки Выполнено
9 Отсутствие пешеходной дорожки от остановки школьного автобуса Сделать пешеходную дорожку от остановки школьного автобуса, отремонтировать центральную дорожку Выполнено
10 Мусорный ящик Установить мусорный контейнер Выполнено

Таким образом, результатом работы по осуществлению благоустройства школьной территории были выполнены частично, по причине финансовых затруднений, погодных условий в весенне-летний период.

Презентация.

Литература

  1. Гигиенические требования и условия обучения в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Под ред. Н. А. Акопова. - М.: Минздрав России. 2003. -51с.
  2. Засовина, И. Э. Экологическое состояние пришкольного участка, его реконструкция [Текст] // География и экология в школе XXI века, 2007, №2, С. 60.
  3. Пугал, Н. А. Экология и пришкольный участок [Текст] // Школьные технологии, 1998, №3, С. 14.
  4. Рязанова, Ж. А. Мониторинг пришкольного помещения и прилегающей территории [Текст] // География и экология в школе XXI века, 2007, №3, С. 46.



Комментарии:

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"


    Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

      Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

15 10 2025 6:34:15

Полезные дикорастущие растения Саратовской области


    Полезные дикорастущие растения Саратовской области

      Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....

14 10 2025 22:42:20

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

13 10 2025 20:26:21

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

12 10 2025 5:27:44

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

11 10 2025 22:36:46

Пресс-конференция "Минздравсоцразвития предупреждает…"

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....

10 10 2025 4:49:48

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

09 10 2025 8:36:19

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

08 10 2025 14:15:36

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

07 10 2025 13:59:11

Проблемное обучение на уроках биологии


    Проблемное обучение на уроках биологии

      Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

06 10 2025 20:34:13

"Грибы в биосфере и жизни человека". 5-й класс

В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....

05 10 2025 8:36:40

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....

04 10 2025 11:42:55

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

03 10 2025 16:30:25

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

02 10 2025 5:34:17

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

      Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

01 10 2025 19:44:35

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

30 09 2025 17:19:13

Роль собаки в жизни человека


    Роль собаки в жизни человека

      В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

29 09 2025 15:34:25

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

28 09 2025 17:19:44

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

27 09 2025 17:58:12

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

26 09 2025 0:27:51

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

25 09 2025 20:44:17

Использование электронного микроскопа на уроках биологии


    Использование электронного микроскопа на уроках биологии

      Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

24 09 2025 14:30:25

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

23 09 2025 20:36:21

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....

22 09 2025 22:44:14

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)


    Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

      Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

21 09 2025 7:52:50

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

20 09 2025 14:35:13

Основные направления эволюционного процесса


    Основные направления эволюционного процесса

      Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

19 09 2025 13:42:35

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

18 09 2025 16:11:25

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

17 09 2025 20:26:46

Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека


    Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека

      Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....

16 09 2025 15:19:19

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

15 09 2025 3:17:37

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

14 09 2025 7:36:32

Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"


    Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"

      В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....

13 09 2025 2:19:12

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

12 09 2025 9:24:17

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс

      На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....

11 09 2025 20:43:11

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии


    Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

      Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....

10 09 2025 3:46:41

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

09 09 2025 0:26:38

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

08 09 2025 22:45:21

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

07 09 2025 6:10:35

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

06 09 2025 19:12:53

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

05 09 2025 23:47:32

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

04 09 2025 20:14:15

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access


    Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

      Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

03 09 2025 1:44:35

Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)


    Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)

      На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища. ...

02 09 2025 1:11:58

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

01 09 2025 12:46:39

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

      На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

31 08 2025 6:36:57

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

30 08 2025 9:12:17

Комбинированный урок "Разнообразие растений"


    Комбинированный урок "Разнообразие растений"

      Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....

29 08 2025 1:12:30

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

28 08 2025 5:29:14

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

27 08 2025 5:59:24

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::