Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

Цели урока.

  1. Проведение исследования адониса весеннего, с использованием полученных знаний законов модификационной изменчивости.
  2. Приобрести навык сбора данных в полевых условиях, мониторинга с использованием различных методик.
  3. Воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию, осуществляя природоохранную деятельность, защищая первоцветное растение.

Оборудование. Компьютер с возможностью выхода в Интернет. Рама 1м/1м. для количественного учета адониса в различных ареалах, фотоаппарат, рама со спицами на различной высоте для учета точечным методом высоты растений, блокноты, линейки.

1. Актуализация знаний. Ежегодно с Земли исчезает безвозвратно несколько видов растений. Основная причина этому печальному факту – прямая или косвенная деятельность человека. Наша область, к сожалению, не исключение, также имеет печальный список, регулярно пополняющийся редкими и исчезающими растениями, занесенными в Красную книгу Оренбургской области. В чем же причина уменьшения численности? Большинство из них обладают полезными свойствами для человека! Так, среди видов, нуждающихся в охране - есть лекарственные, сбор которых осуществляется без контроля. Другие страдают от своей красоты! Красотой и лекарственными свойствами наделен природой первоцвет Адонис весенний, произрастающий в нашем Бугурусланском районе, в Карповском лесу, возле сел Михайловка, Аксаково. Изучить современное экологическое состояние этого растения и сохранить его - главная цель урока. Используя полученные теоретические знания на предыдущих уроках, мы проведем: исследование модификационной изменчивости формы листьев адониса на выделенных площадках, исследование модификационной изменчивости высоты стeблей адониса.

Прежде чем отправиться выполнять задания в полевых условиях, предлагаю провести сбор информации о данном растении.

2. “Мозговой штурм”: Для этого необходимо в Интернете собрать информацию об адонисе весеннем (1 группа), дать общую хаpaктеристику адониса весеннего (2 группа). Рекомендуемые сайты в Интернете: http://flower.onego.ru/other/adonis_v.html, http://www.thinkquest.ru/library/40601/rast/g/goriqvet.htm http://www.vitaminov.net/rus-27600-1463927455-0-7211.html, http://prodenas.ru, http://www.magweb.ru, http://archivnarmed.npl-rez.ru, http://npl-rez.ru/litra/lecrast.htm.

Распространение адониса весеннего в Оренбургской области (3 группа).

Примерный ответ: По данным Е. В. Кучерова, Г. К Байкова: на Южном Урале встречаются две формы адониса — лесная и степная. Лесные формы имеют более высокорослые растения, чем степные. Степные формы адониса растут на степных лугах в ковыльно-злаково-разнотравных и разнотравно-бобовых ассоциациях, на южных и юго-восточных склонах холмов. Лесные формы встречаются по опушкам березовых лесов и на каменистых склонах. Наиболее крупные массивы адониса обнаружены на склонах высоких берегов рек Урала и Миасса и их притоков. Широко представлен среди растительности Челябинской области и растет под Челябинском, Магнитогорском, Златоустом, Каслями, в Кыштымском, Миасском, Уфалейском, Нязе-Петровском, Верхнеуральском, Троицком и других районах. В Оренбургской области в северо-восточной и северо-западной части от Оренбурга до Орска, в Бугурусланском районе. Биоморфологическое описание адониса весеннего (4 группа). Примерный ответ: Горицвет весенний Adonis vernalis L относится к семейству Лютиковых Ranunculaceae. Многолетнее травянистое растение с бурым многоглавым, коротким, толстым корневищем. Высота растения – 15-60 см. Разветвленные стeбли с серовото – зелеными листьями, сильно рассеченными на очень узкие дольки, густо покрывающими стебель. Цветки одиночные золотисто - желтые, расположенные на верхушке стeблей, до 5, 5 см. в диаметре, состоящие из 15-20 лепестков. Лепестки – продолговатые, эллиптические. Тычинок и пестиков много. Плод из многочисленных односемянных орешков с крючковидным носиком. Цветет в мае – июне. Ценное лекарственное растение.

Составить вопросы для интервью в фотоаптеке “Адонис” (5 группа):

Какими фармакологическими свойствами обладает адонис?

Применяется ли адонис в чистом виде?

Известно, что адонис исчезающий вид из-за безжалостливого выдергивания его с корневищем.

Как правильно вести заготовку лекарственного сырья?

Почему адонис применяется в медицине, ведь он является ядовитым растением?

Изучить лекарственные свойства адониса (6 группа). Промерный ответ: Для лечебных целей используют траву растения, собранную в период от начала цветения до полного осыпания лепестков. Наибольшей продуктивностью надземной массы, по данным Е. В. Кучерова и др., обладают степные формы. “На Южном Урале они сохраняют свою активность до августа. Желательно собирать сырье с крупных и средних кустов растения. Траву срезают ножом, секатором или серпом, но не выдергивают. Сушат ее небольшими пучками толщиной в 5 см на чердаках или в сушилках при температуре 30—40°С, часто переворачивая. Готовое сырье хранят в течение года в сухом, хорошо проветриваемом помещении”.

Лимитирующие факторы (7 группа). Быстро исчезает из-за неправильного сбора – выдергивания с основанием корневища, вместо срезки; заготовка на одних и тех же местах. Сбор необходимо проводить только со средневозрастных и старых растений.

Меры охраны, применяемые в Оренбургской области: “Охраняется в Оренбургском степном заповеднике, в ур. Шайтантау.” (З. Н. Рябинина) http://www.oopt.info/orenb/biblio.html (Сайт Оренбургского степного заповедника)

- Для проведения исследований динамики адониса методом квадратов, исследования модификационной изменчивости на примере высоты стeблей адониса, яркости окраски и сочности листовых пластинок, необходимо провести исследования в полевых условиях.

3. Знакомство учащихся с техникой безопасности.

При выполнении работы в полевых условиях учащимся необходимо разделить их на группы по интересам, для поиска ответов на различные проблемные вопросы: исследователи, знатоки флоры: Приспособился ли первоцвет условия среды в ответ? (модификационная изменчивость) Лесоводы, знатоки фауны: Чем адонис интересен для муравьев и кабанов? Питомник: Адонис из семени – это реально? Агитаторы: Чему можно поучиться у старожилов села? Художественный сектор: Когда “горит” гора? Борцы с бpaконьерами: Как изменится лесная тропинка, коли исчезнет одна травинка?

4. Методические рекомендации по проведению полевой пpaктики (см Приложение)

(Использована статья Н.С. Стволинской. Прогулки в школьном дворе. Фенотипический и модификационный анализ.//Журнал Биология в школе №3 2001 г, с 42.)

“Анализ модификационной изменчивости, особенно количественный учет в виде модификационных кривых, имеет большое значение для понимания эволюционной теории. Часто учащиеся до конца не осознают, для чего строится Модификационная кривая, как она хаpaктеризует состояние популяции. Изучение размера листьев, высоты стeблей адониса весеннего поможет разобраться в этих вопросах. В норме высота адониса 30 см., но зависит от условий произрастания, может изменяться до 45 см. Определяющие факторы в развитии мощности растения — освещенность, влажность и хаpaктер почвы. Для сравнения размеров стeблей в двух популяциях адониса, произрастающих в разных условиях, но имеющих примерно одинаковый генофонд, нужно выбрать две лужайки адониса, которые удалены друг от друга не более чем на 0,5 км. На такое расстояние свободно распространяются семена, следовательно, популяции не изолированы. Лужайки должны отличаться по условиям произрастания. Например, одна находится в освещенном месте на лугу, другая рядом с тропинкой на краю леса освещенность та же, но почва плотная, утрамбованная. На 25-30 растениях учащиеся линейкой измеряют диаметр стeблей адониса с точностью до 1 см.” Естественно, растения срывать нельзя, тревожить руками как можно меньше, поможет провести исследование точечный метод: рама с отверстиями, в которые вставлены спицы, 10 шт., подсчитывали все растения адониса, касающиеся спиц по мере их опускания.

Для каждой лужайки получаем свой ряд измерений. Чтобы построить кривую, нужно по крайней мере, пять точек. Для этого разобьем наш ряд цифр на пять классов. В каждом классе объединяются близкие по значению величины. Самое маленькое значение в ряду равно 18, самое большое — 40. Это пределы модификационной изменчивости диаметра на данной лужайке. Размах изменчивости, или норма реакции, — 22 см (40-18). Норма реакции - это то, что наследуется стeблей адониса данной популяции. Размер стeблей адониса изменяется не бесконечно, а в строго определенных пределах — от 18 до 40 см. Величину 22 см разобьем на пять интервалов, т.е. определим цену каждого из пяти классов: 22:5=4,5 (см). Округляем в большую сторону до целого числа - цена каждого класса составит 5 см. Разобьем интервал 22 см на пять классов, начиная с самого маленького числа - 18 см. Размах каждого класса 5 см. Первый класс составят величины 18, 19, 20, 21, 22 (см). Во второй класс по такому же принципу войдут величины от 23 до 27 см. Третий класс начинается с 28, он объединяет значения от 28 до 32, четвертый класс — с 33 и заканчивается 37, пятый — с 38, в него войдут диаметры цветков 38, 39, 40 (см). Больших значений в последнем ряду нет, следовательно, этот класс неполный. Для построения модификационной кривой заполним таблицу. Среднее значение каждого класса находим как среднее арифметическое. Например, для первого класса (18 + 22):2 = 20 (см). Количество растений в соответствующем классе подсчитываем, пользуясь тем рядом измерений, для которого строим модификационную кривую. Так, в первый класс входят стeбли, диаметр которых изменяется от 18 до 22 см. В ряду это значения 18, 20, 22, 21, 20. Количество растений с такими стeблями равно 5. Так же подсчитываем количество растений в других классах. Построим модификационную кривую. По горизонтальной оси отложим средние значения классов, по вертикальной — количество растений в соответствующем классе. Точки кривой соединим плавной линией. Рассмотрим полученную кривую. Максимальное значение кривой примерно должно соответствовать средней высоте стeблей в изучаемой популяции — 30 см. Определив среднее арифметическое для всех измерений, получим 27,9 см, что близко к 30 см. Таким образом, средняя высота стeблей адониса на солнечной лужайке составляет около 30 см. Форма модификационной кривой может быть узкая, с хорошо выраженной вершиной, может быть широкая и пологая или смещенная в одну сторону, показывает состояние изучаемого объекта в природной популяции. Если кривая узкая и высокая, значит, большое количество растений имеет стeбли, размер которых близок к среднему. Значительно меньшее количество растений будут иметь стeбли намного меньшего или большего диаметра. Таким образом, на солнечной лужайке по высоте стeблей популяция адониса достаточно однородна. Такая форма кривой хаpaктерна для популяций, хорошо приспособившихся к месту обитания. Стоит только измениться условиям обитания, изменится и форма модификационной кривой. Если построить модификационную кривую для высоты стeблей адонисов, выросших на вытоптанной площадке с хорошим освещением, то кривая будет более пологая и широкая, а среднее значение сместится к меньшим величинам. Форма пологой кривой показывает, что значительная часть растений имеет высоту стeблей больше или меньше среднего, т.е. популяция по высоте стeблей неоднородна — гетерогенна. Изменение условий выживания приводит к разнообразию в проявлении фенотипических признаков, прежде всего благодаря модификационной изменчивости. Каждая особь может варьировать признаком в строго определенных пределах. Если измененные условия сохраняются на протяжении значительной череды поколений, то естественный отбор как вектор, помогающий выжить наиболее приспособленным, изменит генетическую структуру данной популяции. Широкая и пологая кривая со временем может преобразоваться, например, в более узкую с другим средним значением высоты стeбля. Анализ простого параметра высота стeблей адониса, помогает учащимся усвоить такие сложные понятия, как модификационная изменчивость, естественный отбор и влияние экологических факторов на проявление фенотипических признаков.

5. Камеральная обработка содранного материала, построение вариационных рядов.

(см. презентацию в приложении к уроку)

6. Интервью с местными жителями.

7. Составление проекта программы действий по сохранению адониса в нашем крае.

8. Выводы. (Результаты исследований динамики адониса методом квадратов, исследования модификационной изменчивости на примере высоты стeблей адониса, яркости окраски и сочности листовых пластинок адониса)

9. Домашнее задание (Индивидуально, по желанию учащиеся могут выбрать одно из предлагаемых заданий, или объединиться в группы):

- Повторить материал о наследственности и изменчивости (выполняют все учащиеся).

Задания на выбор:

- Выпустить буклет, подготовить публикацию о лекарственных свойствах адониса; об опасности и вреде пожаров в лесной и лесостепной зонах;

- создать веб–сайт об адонисе весеннем.

- Предложить программу действий, посильных для школьников, в защите и увеличении численности адониса в нашем крае.

- Предложить правила агротехники выращивания адониса, используя знания о наследственности и модификационной изменчивости.

- Подготовить вопросы для школьного форума об организации охраны адониса весеннего. - Подготовить вопросы для конференции с представителями лесного хозяйства и природоохранных организаций.



Комментарии:

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым


    Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

      Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

31 05 2025 8:39:13

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

30 05 2025 13:30:20

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

29 05 2025 23:33:17

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

      Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

28 05 2025 7:26:57

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

27 05 2025 15:36:58

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

26 05 2025 17:11:23

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

25 05 2025 17:29:27

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

      Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

24 05 2025 12:15:37

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе


    Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

      Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

23 05 2025 17:15:54

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

22 05 2025 19:41:12

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

21 05 2025 5:10:19

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

20 05 2025 16:53:37

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

19 05 2025 8:28:37

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

18 05 2025 0:27:48

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

17 05 2025 20:35:11

Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"


    Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...

16 05 2025 3:10:27

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....

15 05 2025 9:51:45

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

14 05 2025 0:46:45

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

13 05 2025 9:35:44

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

12 05 2025 10:52:49

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

11 05 2025 14:10:19

Урок на тему "Правила рационального питания"


    Урок на тему "Правила рационального питания"

      После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

10 05 2025 21:17:40

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности


    Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

      Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....

09 05 2025 14:26:59

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

08 05 2025 17:38:26

Гигиена кожи. 8-й класс


    Гигиена кожи. 8-й класс

      Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

07 05 2025 19:59:12

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

06 05 2025 13:13:10

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

05 05 2025 1:42:17

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

04 05 2025 14:10:12

Метод проектов на уроках биологии.


    Метод проектов на уроках биологии.

      В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

03 05 2025 15:52:55

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс


    Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

      Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

02 05 2025 8:54:34

Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний


    Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний

      В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....

01 05 2025 4:48:19

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

30 04 2025 10:10:47

Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся


    Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся

      Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого. ...

29 04 2025 3:24:35

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

28 04 2025 15:19:54

Заболевания органов дыхания, их предупреждение


    Заболевания органов дыхания, их предупреждение

      Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

27 04 2025 11:15:11

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"


    Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

      Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

26 04 2025 20:29:31

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

25 04 2025 22:46:41

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

24 04 2025 20:34:12

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

23 04 2025 22:23:35

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

22 04 2025 7:11:27

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

21 04 2025 20:23:10

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

      Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

20 04 2025 17:46:40

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

19 04 2025 17:24:34

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

18 04 2025 21:42:46

Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"


    Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"

      Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....

17 04 2025 3:45:54

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

16 04 2025 10:13:31

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

15 04 2025 4:39:34

Межпредметные связи на уроках курса "Человек"


    Межпредметные связи на уроках курса "Человек"

      В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии. ...

14 04 2025 5:44:11

Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"


    Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"

      Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....

13 04 2025 2:10:27

Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"


    Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"

      Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...

12 04 2025 8:23:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::