Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Цель: познакомить учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки.
Задачи образовательные: сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки.
Задачи развивающие: продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений.
Задачи воспитательные: формирование умений самостоятельной работы показать общебиологическое значение клеточной теории.
Метод: репродуктивный.
Оборудование: мультимедийный проектор, смарт доска, таблица «Общая схема строения растительной и животной клеток».
Ход урока
1. Организационно- психологический момент
Приветствие детей учителем, доброжелательная обстановка.
Оглашение темы урока учителем (она написана на доске заранее).
В тетради дети записывают тему урока.
Совместное определение с учащимися целей и задач урока.
Настрой на продуктивную совместную деятельность.
2. Проверка знаний
Задание 1. Блиц опрос. Учитель задаёт вопросы, ответы должны быть точными и краткими.
Вопросы.
- Какими царствами представлена живая природа? (растения, животные, грибы, растения)
- Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)
- Какое еще существует пятое царство? (вирусы)
- Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)
- Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)
Задание 2. Зарядка для ума.
Учитель. Мы с вами изучили признаки живых организмов. На доске записано всего несколько, только вот буквы все перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки. Первые трое правильно ответившие получат отличные оценки:
- жидрастьмораз – раздражимость;
- таниепи – питание;
- гуциясаремоля – саморегуляция;
- сорт – рост;
- витиераз – развитие;
- леднасвенстность – наследственность;
- ханеиды – дыхание;
- мноразниеже – размножение.
Задание 3. Вспомни, сопоставь, покажи. Учитель. На доске висит таблица «Строение растительной и животной клеток». Что объединяет эти клетки? Пойти к доске и на таблице показать общие компоненты (ядро, мембрана, цитоплазма)
3. Новый материал
(вступительное слово учителя)
Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который хаpaктерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки удалось лишь при изобретении в конце XVI века первого микроскопа. История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.
В 1590 году голландец Ханс Янсен сконструировал первый оптический прибор, который состоял из трубки с двумя увеличительными стёклами, прикреплёнными к подставке.
Далее просмотр слайдов с комментариями учащихся.
Слайды 2-4. В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук ,рассматривая срез коры пробкового дуба под усовершенствованным им микроскопом увидел образования, напоминающие пчелиные соты. Описывая увиденное Гук использовал слово «келл», что на английском означает «камера», «ячейка». На русский язык термин был переведён как КЛЕТКА.
Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку.
Хотя сейчас мы знаем, что видел он не сами клетки, а их клеточные стенки.
Слайд 5. В период с 1676 по 1719 г. современник Гука голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшее открытие. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы дающие увеличение в 100-300 раз и открыл мир одноклеточных организмов.
Левенгук писал «О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни.
Да и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в понятном только для них танце.
Описание этих «зверушек» снискали голландцу мировую известность, побудили интерес к изучению живого мира.
Слайд 6. В 1831 году шотландский ботаник Роберт Броун впервые описал ядро в растительной клетке.
В 1834 году русский учёный П.Ф. Горянинов в своих исследованиях отметил, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он называл пузырьками, мешочками или каморками. Он высказал мнение об общем плане строения растений и животных.
В середине XIX века накопилось много информации, новых знаний о клетках.
Слайд 7. 1838 г. Немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток.
Слайд 8. 1839 г. Немецкий физиолог Теодор Шванн издал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов.
Это представление и получило название теории Шванна-Шлейдена.
Слайд 9. Основные положения теории Шванна- Шлейдена (1838-1839 г.г.):
- Все организмы состоят из клеток.
- Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни.
- Клетки в организме возникают путём новообразований из неклеточного вещества.
Слайд 10. Ошибки учёных.
М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путём новообразования из неклеточного вещества.
Слайд 11. Карл Бэр – академик Российской академии в 1827 г. открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки (зиготы). Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов.
Слайд 12. 1840 г. Ян Пуркине предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки 1844 г. учёный Гуго Моль подробно описал содержимое клетки, применяя термин «протоплазма».
Слайд 13. 1855 г. Немецкий врач Рудольф Вирхов убедительно доказал, что клетки возникают только из клеток, путём размножения – «клетки из клетки», опровергнув ошибочное представление клеткообразования Шлейдена и Шванна. Ошибкой Вирхова было то ,что он считал что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая по себе. Позднее удалось доказать целостность клеточной системы.
Слайд 14. 1876 г. Александр Флеминг открыл клеточный центр.
Слайд 15. 1890 г. Рихард Альтман открыл митохондрии.
Слайд 15. 1898 г. Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат или комплекс Гольджи.
Слайд 16. На рубеже XIX и XX веков сформировалась новая биологическая Наука ЦИТОЛОГИЯ (от греческого цитос – клетка, логос – учение)
ЦИТОЛОГИЯ изучает:
- Строение клеток и их органоидов;
- Функции органоидов и других структур клетки;
- Размножение и развитие клеток.
Слайд 17. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ
- Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для нее хаpaктерны все признаки живого.
- Слайд 18. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения.
- Слайд 19. Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки.
- Слайд 20. Многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки.
- Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения.
Слайд 21. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ
МИКРОСКОПИРОВАНИЕ:
- СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП. Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи.
- Слайд 22. ЭЛЕКТРОННЫЙ МИКРОСКОП. Изобретён в 30-х годах 20 века. Современные микроскопы дают Увеличение до 1000000 раз. Он более детально позволяет рассматривать структуру органоидов клетки.
- Слайд 23. МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРИФУГИРОВАНИЯ. Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении на центрифуге органоиды располагаются в растворе слоями в соответствии со своей плотностью.
- Слайд 24. ФЛУОРИСЦЕНТНАЯ МИКРОСКОПИЯ. Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом, одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуорисцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров.
- МЕТОД КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ. Он позволяет увидеть рост клеток, наблюдать за размножением определять влияние различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды.
Слайд 25. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ:
- В медицине для разгадки причин заболеваний.
- Для классификации живых организмов.
- В генетике (наследственные заболевания, мутации).
- В сельском хозяйстве (генная, клеточная инженерия, селекция).
- Для раскрытия тайн эволюции.
Слайд 26. ВЫВОД:
- Клетка является единицей строения всех живых организмов (кроме вирусов).
- Общность химического состава и строения говорит о единстве происхождения всего живого на Земле.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
А теперь мы проверим как вы поняли материал сегодняшнего урока?
Слайд 27. ЗАДАНИЕ 1
Выполнить тестовую работу в тетради и поставить себе оценку.
1. Впервые увидел и описал клетки растений:
- Р. Вирхов;
- Р. Гук;
- К. Бэр;
- A. Левенгук.
2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы:
- М. Шлейден;
- А. Левенгук;
- Р. Вирхов;
- Р. Гук.
3. Создателями клеточной теории являются:
- Ч. Дарвин и А. Уоллес;
- Т. Шванн и М. Шлейден;
- Г. Мендель и Т. Морган;
- Р. Гук и Н. Г.
4. Клеточная теория неприемлима для:
- грибов и бактерий;
- вирусов и бактерий;
- животных и растений;
- бактерий и растений.
5. Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о:
- единстве химического состава;
- многообразии живых организмов;
- единстве происхождения всего живого;
- единстве живой и неживой природы.
А теперь смотрим правильные ответы.
Слайд 28. ОТВЕТЫ:
- 2;
- 2;
- 2;
- 2;
- 3.
Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:
5 – всё правильно;
4 – одна ошибка;
3 – две ошибки;
2 – три ошибки.
Учитель: поднимите пожалуйста руки кто получил «5», «4», «3», «2» (всё считает и оглашает результат).
5. Домашнее задание
Параграф 10, используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу.
Презентация.
Комментарии:
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
27 11 2025 5:12:19
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
26 11 2025 20:43:25
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
25 11 2025 13:37:32
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
24 11 2025 23:15:59
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
23 11 2025 4:26:30
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
22 11 2025 16:23:33
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
21 11 2025 23:14:16
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
20 11 2025 21:44:26
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
...
19 11 2025 8:18:28
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
18 11 2025 18:31:28
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
17 11 2025 5:14:54
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
16 11 2025 16:48:25
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
15 11 2025 12:54:57
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
14 11 2025 17:52:53
Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека.
...
13 11 2025 15:54:43
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
12 11 2025 4:14:23
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат.
...
11 11 2025 4:28:26
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
10 11 2025 11:59:42
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
09 11 2025 2:41:32
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
08 11 2025 23:11:41
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
07 11 2025 1:20:47
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
06 11 2025 23:34:37
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
05 11 2025 2:39:12
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
04 11 2025 21:25:27
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
03 11 2025 15:30:25
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
02 11 2025 7:34:29
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
01 11 2025 7:14:12
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация.
...
31 10 2025 1:48:53
Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....
30 10 2025 16:29:22
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
29 10 2025 14:49:49
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
28 10 2025 9:33:22
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека.
...
27 10 2025 1:53:35
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
26 10 2025 2:35:45
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
25 10 2025 7:52:16
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
24 10 2025 0:52:50
Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....
23 10 2025 2:47:43
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
22 10 2025 5:30:45
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
21 10 2025 10:28:44
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
20 10 2025 7:12:56
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией.
...
19 10 2025 13:58:24
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
18 10 2025 21:16:53
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
17 10 2025 6:18:47
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
16 10 2025 16:54:55
В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....
15 10 2025 22:16:31
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
...
14 10 2025 17:58:35
На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
13 10 2025 16:38:55
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
12 10 2025 5:48:34
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
11 10 2025 18:35:50
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
10 10 2025 21:32:55
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
09 10 2025 8:20:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




