Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

Цель: обобщить знания о человеке с точки зрения биологического, культурологического и литературного аспекта.

Задачи:

  • Обучающие – формирование пpaктических умений использовать полученные знания по теме «Человек» на уроках биологии, литературы и русского языка; обогащение словарного запаса; развитие устной монологической речи; научить правильно и быстро находить ответы на вопросы в нестандартных ситуациях;
  • Развивающие – формирование навыков и умения работы в группе; сопоставления биологических объектов; актуализация информации, полученной ранее на уроках; развитие творческого потенциала каждого ученика; способности выделять главную информацию;
  • Воспитательные: формировать умение вести диалоги при обсуждении заданной темы в группе, а также концентрировать внимание на обсуждаемом предмете.

Тип урока: комбинированный урок-исследование.

Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная доска, презентация к уроку, раздаточный материал с заданиями.

Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Каждая предварительно сформированная группа, получившая заранее разработанные задания, должна, самостоятельно проанализировав их, представить свои варианты исследовательско-творческой работы. Группы изучают наиболее важные части тела (голова, руки и ноги): «биологи» – в сравнении с теми же частями тела человекообразной обезьяны (шимпанзе), обозначая их сходство и различие с последующими выводами об эволюционном развитии человека; «лингвисты» исследуют слова, обозначающие названия этих частей тела, с точки зрения их функционирования в различных разделах науки о языке; «литераторы», анализируя художественные тексты (стихи и прозу), через описание, например, руки определяют некоторые черты человеческого хаpaктера, сочиняют стихи на заданные рифмы, пишут рассказ-миниатюру.
Каждый из трех этапов работы сопровождается стихами как известных поэтов, так и стихами собственного сочинения авторов представленного урока, при чтении которых звучит «Музыка живописи» Микалоюса Чюрлёниса, а также демонстрируется видеоряд с репродукциями картин известных художников.

Человек – великое создание,
Гениальное творенье мирозданья.

Литературный чтец:

Человек – великое создание,
Гениальное творенье мирозданья.
В нем начала всех начал земли
Обрести гармонию смогли.
В нем зажжен души нетленный свет,
Что не гаснет много тысяч лет
Он мыслитель в каждом деле.
Сколько мощи в этом хрупком теле!
Тело человека – часть природы,
Эволюции творенье – все народы.
Тело уникально и прекрасно –
Эволюция трудилась не напрасно.

Ведущий: Как же вы устроены, господин Тело?
Весь внешний и внутренний атлас тела условно может быть представлен в трехчастной композиции – верхняя, серединная и нижняя составляющие человека.
Верхняя: голова с волосами, ресницами, глазами, губами и зубами.
Срединная часть человека: плечи, гpyдь, руки, живот.
Нижняя часть человека: ноги.

Учитель: Наверное, мы не сказали ничего нового, однако в этом всем нам известном все-таки есть такие составляющие, над которыми сегодня поработают и биологи, и  лингвисты, и литераторы. Неслучайно поэтому мы предложили вам заранее организоваться в группы по интересам, соблюдая несколько условий:

  • в группе работает одинаковое количество учащихся (6 человек) ;
  • группы должны быть примерно равноценны по степени подготовленности;
  •  заранее следовало выбрать лидера в  каждой группе и распределить обязанности между участниками:  аналитики, докладчик, оформитель, человек-часы;
  • выбрать ведущего, организующего ход урока, и литературного чтеца.

Приглашаем группы занять свои рабочие места.
Наше сегодняшнее исследование будет состоять из трех этапов, которые соответствуют атласу человеческого тела. Итак, первый этап – самая важная, самая необходимая, определяющая наше «Я»  верхняя часть тела –  голова.  Будьте внимательны: на выполнение каждого задания отводится 7 минут.

Литературный чтец:

Я был создан землею – с тоски.
А в минуты печали земля
Подарила мне шар головы,
Так похожий на землю и солнце.
Голова моя – шар солнца,
Излучающий свет и счастье,
Оживляющий все земное,
Заселяющий землю людьми.

(Пока звучат стихи, ведущий раздает группам заранее подготовленные задания первого этапа).

Задания:

Биологам:

1. Используя  рисунки и фотографии, определить:

– черты сходства  и различия черепа человека и человекообразной обезьяны;
– объяснить, чем вызваны эти сходства и различия.

2.   Сравнить мимику человека и обезьяны и сделать вывод этого сравнения. 
Объяснить, какие группы мышц определяют мимику и почему они сильнее развиты именно у человека.

Лингвистам:

  1. Вспомнить и записать фразеологизмы со словом «голова», подобрать к ним синонимы.
  2. На основе проделанной работы попробовать сделать вывод о том, что такое «голова».

Литераторам:

Сочинить четверостишие на заданные рифмы:

… сова
… голова
… человек
… век

Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе, затем объявляет о начале второго этапа и так же, как и на первом этапе раздает задания, пока читается стихотворение.        

Литературный чтец:

О руки мои!
Как песчинки – в горе,
Как малые капли – в большом океане,
Как тонкие лучики – в красной заре,
И вы сопричастны любому деянью.

Задания:

Биологам:

  1. Найдите черты сходства и различия руки человека и человекообразной обезьяны.
  2. Что повлияло на процесс развития руки человека?

Лингвистам:

Заменить данные слова синонимичными фразеологизмами, в которые входит слово «рука»:

Быть сдержанным –
Много трудиться –
Уличить в чем-то –
Ничего не получается –
Ничего не делать –
Перестать обращать внимание –
Помочь кому-либо –
Хороший мастер –

Литераторам:

По представленным отрывкам из стихотворных и прозаических текстов, в которых дается описание руки, определить, какие черты хаpaктера  угадываются в человеке.

Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.

С. А. Есенин

Можно вспомнить руки,
Какие были у отца.
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах поскрюченных перстов –
Те, что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
И точно граблями, бывало,
Цепляя ложки черенок,
Такой увертливый и малый,
Он ухватить не сразу мог.
Те руки, что своею волей –
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей –
Сплошная.

А. Т. Твардовский

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика...

И.С. Тургенев

Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе, затем объявляет о начале третьего этапа и так же раздает задания, пока читается стихотворение. 

Литературный чтец:

Пусть говорят, что правды нет в ногах,
Пускай твердят, мы знаем – ну и что же?
Но ведь никто не ходит на руках,
Рука лишь в крайнем случае поможет.

Довершают ноги дела
Те, что голова начала.
Они твердо стоят как скала,
Эту твердость земля им дала.

Эволюции важный скачок
Встать нам на ноги прочно помог.
Выбить почву нельзя из-под ног –
Человек во весь рост встал и смог

Посмотреть, как прекрасна Земля,
Как восходит поутру заря,
На руках пригoлyбить дитя,
Осознать частью мира себя.

Задания:

Биологам:

  • Чем отличается нога человека от задней конечности человекообразной обезьяны и чем вызваны эти отличия?
  • Какие преимущества получил человек, перейдя к прямохождению?

Лингвистам:

  • Составить словарную статью для слова «нога», включив в нее лексическое значение слова, его морфологические признаки.
  • Образовать ряд однокоренных родственных слов (не менее 10 слов).

Литераторам:

Написать небольшой рассказ, заключительным предложением которого станет пословица «Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается».  

Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе и передает слово литературному чтецу.

Литературный чтец:

С чем может тело Божие сравниться?
Его представить можно как оркестр.
Должны в оркестре звуки чинно литься –
На своем месте каждый инструмент.
Есть инструменты разные в оркестре:
И контpaбас, и скрипка, и орган, –
Но мы сильны тогда, когда мы вместе,
Когда мы исполняем Божий план.
И собраны все вместе не случайно,
И каждый знает партию и роль.
И хоть красиво по отдельности звучанье –
В единстве сила и гармонии настрой.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель: Да, человек – удивительное создание природы. Свою биологическую сущность он сочетает с духовной и телесной красотой. И все это, несмотря на то, что у него и шимпанзе свыше 98% общих генов. Подчиняясь единому плану строения всех наземных позвоночных, человек намного опередил все остальные организмы, которые живут на Земле. Сегодня вы в этом убедились, исследуя, пожалуй, самые важные части нашего тела. Вы посмотрели на тело человека не только с точки зрения анатомии, но затронули также литературный и культурологический аспекты. И это только малая толика того, что таит в себе наше тело. И ваше сегодняшнее предложение продолжить раскрытие загадок человеческого тела мы с удовольствием принимаем.

Домашнее задание:  подготовить предложения по дальнейшей исследовательской работе по теме «Как же вы устроены, господин Тело»?

Звучит  «Музыка живописи» Микалоюса Чюрлёниса  на фоне слайдокомпозиции, составленной из произведений живописи Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Гвидо Рени, К. Брюллова,  И. Симонова.

Список используемой литературы:

  1. Гудков Д., Ковшова М. Телесный код русской культуры. Москва, изд-во «Гнозис», 2008.
  2. Межелайтис Э. Человек. Москва, изд-во «Художественная литература», 1964.
  3. Этинген Л.Е. Как же вы устроены, господин Тело? Москва, изд-во ТОО фирма «LINKA – PRESS», 1997.
  4. Стихи Сазонова В.П. и Самарцевой Г., взятые в сети Интернет, а также стихи собственного сочинения авторов урока.



Комментарии:

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

      Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

26 03 2025 8:49:43

Исследование флоры и фауны Чунской тайги


    Исследование флоры и фауны Чунской тайги

      Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

25 03 2025 12:16:38

Сохранение многообразия видов. 11-й класс


    Сохранение многообразия видов. 11-й класс

      Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....

24 03 2025 12:43:20

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

23 03 2025 5:10:29

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

22 03 2025 14:27:56

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

21 03 2025 5:15:42

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

20 03 2025 2:35:13

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

19 03 2025 5:46:19

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс


    Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

      В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

18 03 2025 14:58:33

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой


    "Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

      Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

17 03 2025 17:42:55

Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....

16 03 2025 21:33:56

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"


    Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

      Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

15 03 2025 21:18:51

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

14 03 2025 13:43:38

Единство человека и природы

Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....

13 03 2025 20:47:39

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

12 03 2025 3:58:42

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

11 03 2025 17:43:37

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

10 03 2025 13:50:25

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

09 03 2025 1:48:35

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

08 03 2025 3:32:49

Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников


    Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников

      Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....

07 03 2025 15:43:55

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

06 03 2025 20:17:30

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

05 03 2025 5:35:11

Учебный проект "Маршруты великих путешественников"


    Учебный проект "Маршруты великих путешественников"

      Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....

04 03 2025 21:12:13

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

03 03 2025 16:12:39

Многообразие рыб

Многообразие рыб Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

02 03 2025 17:48:47

Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"


    Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"

      Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....

01 03 2025 20:46:24

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

28 02 2025 0:17:29

Биологическая игра "Мир вокруг нас"


    Биологическая игра "Мир вокруг нас"

      В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

27 02 2025 2:47:21

Тема урока: "Лишайники". 7-й класс


    Тема урока: "Лишайники". 7-й класс

      Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....

26 02 2025 4:18:46

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

25 02 2025 17:35:42

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

24 02 2025 13:20:11

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

23 02 2025 11:39:29

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

22 02 2025 16:24:38

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)


    Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

      ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...

21 02 2025 3:41:15

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"


    Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

      Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

20 02 2025 11:11:32

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

19 02 2025 8:52:59

Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии


    Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии

      Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....

18 02 2025 16:26:16

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

17 02 2025 5:21:31

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

16 02 2025 12:19:47

Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"


    Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"

      Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...

15 02 2025 15:47:53

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

14 02 2025 21:59:13

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

13 02 2025 13:51:18

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"


    Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

12 02 2025 15:13:10

Использование электронного микроскопа на уроках биологии


    Использование электронного микроскопа на уроках биологии

      Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

11 02 2025 23:12:26

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

10 02 2025 21:41:23

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"


    Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

      Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....

09 02 2025 4:45:35

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

08 02 2025 20:43:18

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

07 02 2025 19:44:18

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

06 02 2025 7:24:47

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

05 02 2025 18:44:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::