Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс
Цель: обобщить знания о человеке с точки зрения биологического, культурологического и литературного аспекта.
Задачи:
- Обучающие – формирование пpaктических умений использовать полученные знания по теме «Человек» на уроках биологии, литературы и русского языка; обогащение словарного запаса; развитие устной монологической речи; научить правильно и быстро находить ответы на вопросы в нестандартных ситуациях;
- Развивающие – формирование навыков и умения работы в группе; сопоставления биологических объектов; актуализация информации, полученной ранее на уроках; развитие творческого потенциала каждого ученика; способности выделять главную информацию;
- Воспитательные: формировать умение вести диалоги при обсуждении заданной темы в группе, а также концентрировать внимание на обсуждаемом предмете.
Тип урока: комбинированный урок-исследование.
Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная доска, презентация к уроку, раздаточный материал с заданиями.
Урок проводится в форме групповой работы
учащихся в трех направлениях: биологическом,
лингвистическом, культурологическом и
литературном. Каждая предварительно
сформированная группа, получившая заранее
разработанные задания, должна, самостоятельно
проанализировав их, представить свои варианты
исследовательско-творческой работы. Группы
изучают наиболее важные части тела (голова, руки
и ноги): «биологи» – в сравнении с теми же частями
тела человекообразной обезьяны (шимпанзе),
обозначая их сходство и различие с последующими
выводами об эволюционном развитии человека;
«лингвисты» исследуют слова, обозначающие
названия этих частей тела, с точки зрения их
функционирования в различных разделах науки о
языке; «литераторы», анализируя художественные
тексты (стихи и прозу), через описание, например,
руки определяют некоторые черты человеческого
хаpaктера, сочиняют стихи на заданные рифмы,
пишут рассказ-миниатюру.
Каждый из трех этапов работы сопровождается
стихами как известных поэтов, так и стихами
собственного сочинения авторов представленного
урока, при чтении которых звучит «Музыка
живописи» Микалоюса Чюрлёниса, а также
демонстрируется видеоряд с репродукциями картин
известных художников.
Человек – великое создание,
Гениальное творенье мирозданья.
Литературный чтец:
Человек – великое создание,
Гениальное творенье мирозданья.
В нем начала всех начал земли
Обрести гармонию смогли.
В нем зажжен души нетленный свет,
Что не гаснет много тысяч лет
Он мыслитель в каждом деле.
Сколько мощи в этом хрупком теле!
Тело человека – часть природы,
Эволюции творенье – все народы.
Тело уникально и прекрасно –
Эволюция трудилась не напрасно.
Ведущий: Как же вы устроены,
господин Тело?
Весь внешний и внутренний атлас тела условно
может быть представлен в трехчастной композиции
– верхняя, серединная и нижняя составляющие
человека.
Верхняя: голова с волосами, ресницами, глазами,
губами и зубами.
Срединная часть человека: плечи, гpyдь, руки,
живот.
Нижняя часть человека: ноги.
Учитель: Наверное, мы не сказали ничего нового, однако в этом всем нам известном все-таки есть такие составляющие, над которыми сегодня поработают и биологи, и лингвисты, и литераторы. Неслучайно поэтому мы предложили вам заранее организоваться в группы по интересам, соблюдая несколько условий:
- в группе работает одинаковое количество учащихся (6 человек) ;
- группы должны быть примерно равноценны по степени подготовленности;
- заранее следовало выбрать лидера в каждой группе и распределить обязанности между участниками: аналитики, докладчик, оформитель, человек-часы;
- выбрать ведущего, организующего ход урока, и литературного чтеца.
Приглашаем группы занять свои рабочие места.
Наше сегодняшнее исследование будет состоять из
трех этапов, которые соответствуют атласу
человеческого тела. Итак, первый этап – самая
важная, самая необходимая, определяющая наше
«Я» верхняя часть тела – голова. Будьте
внимательны: на выполнение каждого задания
отводится 7 минут.
Литературный чтец:
Я был создан землею – с тоски.
А в минуты печали земля
Подарила мне шар головы,
Так похожий на землю и солнце.
Голова моя – шар солнца,
Излучающий свет и счастье,
Оживляющий все земное,
Заселяющий землю людьми.
(Пока звучат стихи, ведущий раздает группам заранее подготовленные задания первого этапа).
Задания:
Биологам:
1. Используя рисунки и фотографии, определить:
– черты сходства и различия черепа человека и человекообразной обезьяны;
– объяснить, чем вызваны эти сходства и различия.
2. Сравнить мимику человека и обезьяны и
сделать вывод этого сравнения.
Объяснить, какие группы мышц определяют мимику и
почему они сильнее развиты именно у человека.
Лингвистам:
- Вспомнить и записать фразеологизмы со словом «голова», подобрать к ним синонимы.
- На основе проделанной работы попробовать сделать вывод о том, что такое «голова».
Литераторам:
Сочинить четверостишие на заданные рифмы:
… сова
… голова
… человек
… век
Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе, затем объявляет о начале второго этапа и так же, как и на первом этапе раздает задания, пока читается стихотворение.
Литературный чтец:
О руки мои!
Как песчинки – в горе,
Как малые капли – в большом океане,
Как тонкие лучики – в красной заре,
И вы сопричастны любому деянью.
Задания:
Биологам:
- Найдите черты сходства и различия руки человека и человекообразной обезьяны.
- Что повлияло на процесс развития руки человека?
Лингвистам:
Заменить данные слова синонимичными фразеологизмами, в которые входит слово «рука»:
Быть сдержанным –
Много трудиться –
Уличить в чем-то –
Ничего не получается –
Ничего не делать –
Перестать обращать внимание –
Помочь кому-либо –
Хороший мастер –
Литераторам:
По представленным отрывкам из стихотворных и прозаических текстов, в которых дается описание руки, определить, какие черты хаpaктера угадываются в человеке.
Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.
С. А. Есенин
Можно вспомнить руки,
Какие были у отца.
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах поскрюченных перстов –
Те, что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
И точно граблями, бывало,
Цепляя ложки черенок,
Такой увертливый и малый,
Он ухватить не сразу мог.
Те руки, что своею волей –
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей –
Сплошная.
А. Т. Твардовский
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика...
И.С. Тургенев
Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе, затем объявляет о начале третьего этапа и так же раздает задания, пока читается стихотворение.
Литературный чтец:
Пусть говорят, что правды нет в ногах,
Пускай твердят, мы знаем – ну и что же?
Но ведь никто не ходит на руках,
Рука лишь в крайнем случае поможет.Довершают ноги дела
Те, что голова начала.
Они твердо стоят как скала,
Эту твердость земля им дала.Эволюции важный скачок
Встать нам на ноги прочно помог.
Выбить почву нельзя из-под ног –
Человек во весь рост встал и смогПосмотреть, как прекрасна Земля,
Как восходит поутру заря,
На руках пригoлyбить дитя,
Осознать частью мира себя.
Задания:
Биологам:
- Чем отличается нога человека от задней конечности человекообразной обезьяны и чем вызваны эти отличия?
- Какие преимущества получил человек, перейдя к прямохождению?
Лингвистам:
- Составить словарную статью для слова «нога», включив в нее лексическое значение слова, его морфологические признаки.
- Образовать ряд однокоренных родственных слов (не менее 10 слов).
Литераторам:
Написать небольшой рассказ, заключительным предложением которого станет пословица «Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается».
Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе и передает слово литературному чтецу.
Литературный чтец:
С чем может тело Божие сравниться?
Его представить можно как оркестр.
Должны в оркестре звуки чинно литься –
На своем месте каждый инструмент.
Есть инструменты разные в оркестре:
И контpaбас, и скрипка, и орган, –
Но мы сильны тогда, когда мы вместе,
Когда мы исполняем Божий план.
И собраны все вместе не случайно,
И каждый знает партию и роль.
И хоть красиво по отдельности звучанье –
В единстве сила и гармонии настрой.
Подведение итогов, рефлексия
Учитель: Да, человек – удивительное создание природы. Свою биологическую сущность он сочетает с духовной и телесной красотой. И все это, несмотря на то, что у него и шимпанзе свыше 98% общих генов. Подчиняясь единому плану строения всех наземных позвоночных, человек намного опередил все остальные организмы, которые живут на Земле. Сегодня вы в этом убедились, исследуя, пожалуй, самые важные части нашего тела. Вы посмотрели на тело человека не только с точки зрения анатомии, но затронули также литературный и культурологический аспекты. И это только малая толика того, что таит в себе наше тело. И ваше сегодняшнее предложение продолжить раскрытие загадок человеческого тела мы с удовольствием принимаем.
Домашнее задание: подготовить предложения по дальнейшей исследовательской работе по теме «Как же вы устроены, господин Тело»?
Звучит «Музыка живописи» Микалоюса Чюрлёниса на фоне слайдокомпозиции, составленной из произведений живописи Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Гвидо Рени, К. Брюллова, И. Симонова.
Список используемой литературы:
- Гудков Д., Ковшова М. Телесный код русской культуры. Москва, изд-во «Гнозис», 2008.
- Межелайтис Э. Человек. Москва, изд-во «Художественная литература», 1964.
- Этинген Л.Е. Как же вы устроены, господин Тело? Москва, изд-во ТОО фирма «LINKA – PRESS», 1997.
- Стихи Сазонова В.П. и Самарцевой Г., взятые в сети Интернет, а также стихи собственного сочинения авторов урока.
Комментарии:
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
27 11 2024 10:36:14
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...
26 11 2024 2:50:23
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
25 11 2024 21:22:56
Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....
24 11 2024 14:23:11
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
23 11 2024 23:54:48
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...
22 11 2024 20:41:40
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
21 11 2024 11:56:58
Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...
20 11 2024 13:27:46
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
19 11 2024 20:36:51
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
18 11 2024 14:19:17
Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...
17 11 2024 11:28:10
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
16 11 2024 10:17:22
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
15 11 2024 8:49:44
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
14 11 2024 3:35:33
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
13 11 2024 13:56:25
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
12 11 2024 7:58:42
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
11 11 2024 0:31:39
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
10 11 2024 16:50:38
На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....
09 11 2024 2:33:27
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
08 11 2024 21:56:11
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
07 11 2024 20:50:47
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
06 11 2024 17:14:56
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
05 11 2024 14:54:31
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
04 11 2024 2:26:18
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...
03 11 2024 18:56:33
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
02 11 2024 4:44:42
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
01 11 2024 2:13:35
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...
31 10 2024 14:28:49
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
30 10 2024 22:11:41
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
29 10 2024 9:24:55
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
28 10 2024 23:40:41
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
27 10 2024 4:23:31
На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
26 10 2024 7:18:21
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...
25 10 2024 10:57:38
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
24 10 2024 10:20:31
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
23 10 2024 13:22:52
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
22 10 2024 23:22:34
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
21 10 2024 4:26:38
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
20 10 2024 3:53:18
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
19 10 2024 2:53:49
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
18 10 2024 12:50:38
Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
17 10 2024 9:34:52
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
16 10 2024 0:20:12
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
15 10 2024 2:23:23
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
14 10 2024 17:43:10
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
13 10 2024 8:17:17
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
12 10 2024 3:34:39
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
11 10 2024 12:14:56
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
10 10 2024 16:42:23
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...
09 10 2024 12:48:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::