Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

Цель: обобщить знания о человеке с точки зрения биологического, культурологического и литературного аспекта.

Задачи:

  • Обучающие – формирование пpaктических умений использовать полученные знания по теме «Человек» на уроках биологии, литературы и русского языка; обогащение словарного запаса; развитие устной монологической речи; научить правильно и быстро находить ответы на вопросы в нестандартных ситуациях;
  • Развивающие – формирование навыков и умения работы в группе; сопоставления биологических объектов; актуализация информации, полученной ранее на уроках; развитие творческого потенциала каждого ученика; способности выделять главную информацию;
  • Воспитательные: формировать умение вести диалоги при обсуждении заданной темы в группе, а также концентрировать внимание на обсуждаемом предмете.

Тип урока: комбинированный урок-исследование.

Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная доска, презентация к уроку, раздаточный материал с заданиями.

Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Каждая предварительно сформированная группа, получившая заранее разработанные задания, должна, самостоятельно проанализировав их, представить свои варианты исследовательско-творческой работы. Группы изучают наиболее важные части тела (голова, руки и ноги): «биологи» – в сравнении с теми же частями тела человекообразной обезьяны (шимпанзе), обозначая их сходство и различие с последующими выводами об эволюционном развитии человека; «лингвисты» исследуют слова, обозначающие названия этих частей тела, с точки зрения их функционирования в различных разделах науки о языке; «литераторы», анализируя художественные тексты (стихи и прозу), через описание, например, руки определяют некоторые черты человеческого хаpaктера, сочиняют стихи на заданные рифмы, пишут рассказ-миниатюру.
Каждый из трех этапов работы сопровождается стихами как известных поэтов, так и стихами собственного сочинения авторов представленного урока, при чтении которых звучит «Музыка живописи» Микалоюса Чюрлёниса, а также демонстрируется видеоряд с репродукциями картин известных художников.

Человек – великое создание,
Гениальное творенье мирозданья.

Литературный чтец:

Человек – великое создание,
Гениальное творенье мирозданья.
В нем начала всех начал земли
Обрести гармонию смогли.
В нем зажжен души нетленный свет,
Что не гаснет много тысяч лет
Он мыслитель в каждом деле.
Сколько мощи в этом хрупком теле!
Тело человека – часть природы,
Эволюции творенье – все народы.
Тело уникально и прекрасно –
Эволюция трудилась не напрасно.

Ведущий: Как же вы устроены, господин Тело?
Весь внешний и внутренний атлас тела условно может быть представлен в трехчастной композиции – верхняя, серединная и нижняя составляющие человека.
Верхняя: голова с волосами, ресницами, глазами, губами и зубами.
Срединная часть человека: плечи, гpyдь, руки, живот.
Нижняя часть человека: ноги.

Учитель: Наверное, мы не сказали ничего нового, однако в этом всем нам известном все-таки есть такие составляющие, над которыми сегодня поработают и биологи, и  лингвисты, и литераторы. Неслучайно поэтому мы предложили вам заранее организоваться в группы по интересам, соблюдая несколько условий:

  • в группе работает одинаковое количество учащихся (6 человек) ;
  • группы должны быть примерно равноценны по степени подготовленности;
  •  заранее следовало выбрать лидера в  каждой группе и распределить обязанности между участниками:  аналитики, докладчик, оформитель, человек-часы;
  • выбрать ведущего, организующего ход урока, и литературного чтеца.

Приглашаем группы занять свои рабочие места.
Наше сегодняшнее исследование будет состоять из трех этапов, которые соответствуют атласу человеческого тела. Итак, первый этап – самая важная, самая необходимая, определяющая наше «Я»  верхняя часть тела –  голова.  Будьте внимательны: на выполнение каждого задания отводится 7 минут.

Литературный чтец:

Я был создан землею – с тоски.
А в минуты печали земля
Подарила мне шар головы,
Так похожий на землю и солнце.
Голова моя – шар солнца,
Излучающий свет и счастье,
Оживляющий все земное,
Заселяющий землю людьми.

(Пока звучат стихи, ведущий раздает группам заранее подготовленные задания первого этапа).

Задания:

Биологам:

1. Используя  рисунки и фотографии, определить:

– черты сходства  и различия черепа человека и человекообразной обезьяны;
– объяснить, чем вызваны эти сходства и различия.

2.   Сравнить мимику человека и обезьяны и сделать вывод этого сравнения. 
Объяснить, какие группы мышц определяют мимику и почему они сильнее развиты именно у человека.

Лингвистам:

  1. Вспомнить и записать фразеологизмы со словом «голова», подобрать к ним синонимы.
  2. На основе проделанной работы попробовать сделать вывод о том, что такое «голова».

Литераторам:

Сочинить четверостишие на заданные рифмы:

… сова
… голова
… человек
… век

Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе, затем объявляет о начале второго этапа и так же, как и на первом этапе раздает задания, пока читается стихотворение.        

Литературный чтец:

О руки мои!
Как песчинки – в горе,
Как малые капли – в большом океане,
Как тонкие лучики – в красной заре,
И вы сопричастны любому деянью.

Задания:

Биологам:

  1. Найдите черты сходства и различия руки человека и человекообразной обезьяны.
  2. Что повлияло на процесс развития руки человека?

Лингвистам:

Заменить данные слова синонимичными фразеологизмами, в которые входит слово «рука»:

Быть сдержанным –
Много трудиться –
Уличить в чем-то –
Ничего не получается –
Ничего не делать –
Перестать обращать внимание –
Помочь кому-либо –
Хороший мастер –

Литераторам:

По представленным отрывкам из стихотворных и прозаических текстов, в которых дается описание руки, определить, какие черты хаpaктера  угадываются в человеке.

Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.

С. А. Есенин

Можно вспомнить руки,
Какие были у отца.
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах поскрюченных перстов –
Те, что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
И точно граблями, бывало,
Цепляя ложки черенок,
Такой увертливый и малый,
Он ухватить не сразу мог.
Те руки, что своею волей –
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей –
Сплошная.

А. Т. Твардовский

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика...

И.С. Тургенев

Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе, затем объявляет о начале третьего этапа и так же раздает задания, пока читается стихотворение. 

Литературный чтец:

Пусть говорят, что правды нет в ногах,
Пускай твердят, мы знаем – ну и что же?
Но ведь никто не ходит на руках,
Рука лишь в крайнем случае поможет.

Довершают ноги дела
Те, что голова начала.
Они твердо стоят как скала,
Эту твердость земля им дала.

Эволюции важный скачок
Встать нам на ноги прочно помог.
Выбить почву нельзя из-под ног –
Человек во весь рост встал и смог

Посмотреть, как прекрасна Земля,
Как восходит поутру заря,
На руках пригoлyбить дитя,
Осознать частью мира себя.

Задания:

Биологам:

  • Чем отличается нога человека от задней конечности человекообразной обезьяны и чем вызваны эти отличия?
  • Какие преимущества получил человек, перейдя к прямохождению?

Лингвистам:

  • Составить словарную статью для слова «нога», включив в нее лексическое значение слова, его морфологические признаки.
  • Образовать ряд однокоренных родственных слов (не менее 10 слов).

Литераторам:

Написать небольшой рассказ, заключительным предложением которого станет пословица «Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается».  

Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе и передает слово литературному чтецу.

Литературный чтец:

С чем может тело Божие сравниться?
Его представить можно как оркестр.
Должны в оркестре звуки чинно литься –
На своем месте каждый инструмент.
Есть инструменты разные в оркестре:
И контpaбас, и скрипка, и орган, –
Но мы сильны тогда, когда мы вместе,
Когда мы исполняем Божий план.
И собраны все вместе не случайно,
И каждый знает партию и роль.
И хоть красиво по отдельности звучанье –
В единстве сила и гармонии настрой.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель: Да, человек – удивительное создание природы. Свою биологическую сущность он сочетает с духовной и телесной красотой. И все это, несмотря на то, что у него и шимпанзе свыше 98% общих генов. Подчиняясь единому плану строения всех наземных позвоночных, человек намного опередил все остальные организмы, которые живут на Земле. Сегодня вы в этом убедились, исследуя, пожалуй, самые важные части нашего тела. Вы посмотрели на тело человека не только с точки зрения анатомии, но затронули также литературный и культурологический аспекты. И это только малая толика того, что таит в себе наше тело. И ваше сегодняшнее предложение продолжить раскрытие загадок человеческого тела мы с удовольствием принимаем.

Домашнее задание:  подготовить предложения по дальнейшей исследовательской работе по теме «Как же вы устроены, господин Тело»?

Звучит  «Музыка живописи» Микалоюса Чюрлёниса  на фоне слайдокомпозиции, составленной из произведений живописи Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Гвидо Рени, К. Брюллова,  И. Симонова.

Список используемой литературы:

  1. Гудков Д., Ковшова М. Телесный код русской культуры. Москва, изд-во «Гнозис», 2008.
  2. Межелайтис Э. Человек. Москва, изд-во «Художественная литература», 1964.
  3. Этинген Л.Е. Как же вы устроены, господин Тело? Москва, изд-во ТОО фирма «LINKA – PRESS», 1997.
  4. Стихи Сазонова В.П. и Самарцевой Г., взятые в сети Интернет, а также стихи собственного сочинения авторов урока.



Комментарии:

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"


    Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

      Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

01 04 2025 12:16:14

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

31 03 2025 6:14:54

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

30 03 2025 16:41:10

Насекомые Магаданской области

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....

29 03 2025 5:41:47

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс


    Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

      Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

28 03 2025 14:20:10

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

27 03 2025 0:40:44

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

26 03 2025 4:55:53

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

25 03 2025 0:48:42

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

24 03 2025 15:12:32

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

23 03 2025 0:57:19

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

22 03 2025 13:28:24

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

21 03 2025 14:55:25

Обобщающий урок по теме "Водоросли"


    Обобщающий урок по теме "Водоросли"

      Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....

20 03 2025 21:26:53

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

19 03 2025 13:16:24

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

18 03 2025 13:58:52

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы


    Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

      Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

17 03 2025 14:11:59

План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"


    План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"

      Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....

16 03 2025 22:46:44

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"


    Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

      В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний. ...

15 03 2025 18:13:22

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

14 03 2025 17:13:27

Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....

13 03 2025 1:48:44

Дидактический материал раздела "Растительный мир Саратовской области" (региональная программа "Биологическое краеведение")

Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...

12 03 2025 3:12:47

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

11 03 2025 10:30:10

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

10 03 2025 13:40:54

Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

09 03 2025 23:47:34

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

08 03 2025 2:33:36

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

      Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

07 03 2025 12:56:48

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

06 03 2025 15:14:36

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

05 03 2025 20:58:22

Среда обитания и внешнее строение земноводных


    Среда обитания и внешнее строение земноводных

      Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

04 03 2025 12:49:43

Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

03 03 2025 20:15:41

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

02 03 2025 13:23:14

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"


    Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

      Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

01 03 2025 4:53:26

Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс


    Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс

      Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...

28 02 2025 14:14:57

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....

27 02 2025 0:22:24

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

26 02 2025 13:48:57

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

25 02 2025 21:29:50

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

24 02 2025 18:21:41

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

23 02 2025 1:15:46

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

22 02 2025 2:32:44

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов


    В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

      Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

21 02 2025 11:41:30

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

20 02 2025 9:13:50

За здоровый образ жизни. 8-й класс


    За здоровый образ жизни. 8-й класс

      Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

19 02 2025 18:44:54

Естественные и искусственные биоценозы


    Естественные и искусственные биоценозы

      <p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...

18 02 2025 16:25:29

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

17 02 2025 7:21:53

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс


    Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

      Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

16 02 2025 18:19:55

Формы естественного отбора


    Формы естественного отбора

      На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....

15 02 2025 9:19:58

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

14 02 2025 2:45:20

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

      Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

13 02 2025 4:58:58

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....

12 02 2025 9:53:24

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

11 02 2025 12:14:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::