"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Задачи:
- Образовательные:
1.1. Развитие биологических понятий: «стебель», «побег», «узлы», «междоузлия», «почечные кольца», «возраст побега», «почка», «почки верхушечные и боковые», «почки листовые и цветочные», «развитие побега из почек», «расположение деревьев по почкам, силуэтам, обрезка деревьев, формирование коры».
1.2. Формировать биологическое понятие приспособленность растений к зимним условиям. - Воспитательные:
2.1. Умственное.
2.2. Атеистическое (периодичность развития растений обусловлена их взаимосвязью с условиями окружающей среды).
2.3. Трудовое (выработка умений и навыков по определению деревьев по почкам, силуэтам, ознакомление с обрезкой).
2.4. Нравственное (отношение учащихся к природе и друг к другу; отношение между звеньями, правила поведения учащихся в природе).
2.5. Эстетическое (эстетическое восприятие зимней природы).
2.6. Природоохранительное.
Оборудование: карточки задания на четыре звена, блокноты и карандаши.
Цели: познакомить уч-ся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям; продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.
Ход экскурсии
I. Организационный момент
(наведение дисциплины внимания, задачи экскурсии, план отчета по экскурсии).
II. Рассказ учителя:
Учитель: В зимнее время, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения должны погибнуть. Но это не так.
Вспомните, на какие группы подразделяются цветковые растения? (Деревья, кустарники и травы: однолетние, многолетние, двухлетние).
С наступлением холодного времени года погибают только однолетние травы, рассеяв свои семена. Жизнь многолетних и двухлетних травянистых растений, так же, как деревьев и кустарников, продолжается.
Почему растения зимой не погибают?
- На стeблях и побегах деревьях и кустарников находится толстая кора! Молодые однолетние побеги ещё до наступления холодов одревесневают.
- Почка – это тоже приспособление к перенесению нeблагоприятных условий, чешуйки на почках плотные, кожистые. Они защищают внутренние части почки от низких температур. Какие?
- Сбрасывание листьев на зиму, вступление в состояния покоя одревесневших побегов – это также приспособление растений к перезимовке.
- Накапливание в тканях дерева запасных питательных веществ, чем больше запас питательных веществ, в первую очередь крахмала, тем морозоустойчивее будет растение.
- Снежный покров защищает травянистые растения, их корни клубни, луковицы, корневища, которые сохраняются под снежным покровом в почве.
В лесу под снегом находятся вечнозеленые травянистые растения: кислица с тройчатым листом, копытень, листья которого похожи на след копыта лошади.
Зимой рассеивают семена некоторые породы деревьев. Такими породами деревьев являются: плоды ясеня (крылатки) - узкие, заостренные с одного конца; плоды клена ясенелистного; рассеивают свои семена ель (март), сосна (апрель)… и летят семена по снежному насту.
III. Краткое ознакомление учащихся с растительностью местности.
Учитель: Вот перед нами берёза. Её легко зимой отличить от других деревьев. У берёзы гладкий ствол, от него под острым углом отходят вверх боковые ветки и свисают вниз молодые побеги. Зарисуйте силуэт берёзы.
Ребята! Обратите внимание, на белом стволе березы в виде черных черточек находятся чечевички – это маленькие бугорки с отверстиями, через них в растение поступает кислород для дыхания, осуществляется газообмен. На других деревьев тоже есть чечевички.
Вот тополь. Зарисуйте его силуэт. Тополь можно отличить от других растений по почкам. Какие почки у тополя? Обратите внимание на цвет коры.
Какие ещё растения можно определить по почкам?
Почки рябины опушены. Это тоже приспособление к перенесению нeблагоприятных условий. Почки ивы покрыты всего одной чешуей.
IV. Самостоятельная работа учащихся по заданиям
Задание № 1
Сравните особенности внешнего вида двух деревьев (липа и тополь) и запишите в блокнотах:
- Какова окраска коры того и другого дерева?
- Какой вид имеют почки этих деревьев? (Окраска, расположение).
- По каким другим признакам можно отличить эти деревья зимой?
Задание № 2
Сравните особенности внешнего вида двух деревьев (сирень, рябина, береза) и запишите в блокнотах:
- Какова окраска того и другого дерева?
- Какой вид имеют почки деревьев? (Окраска, расположение).
- По каким другим признакам можно отличить эти деревья?
V. Сообщение учащихся о проделанной работе.
VI. Итоги экскурсии.
Учитель: Итак, сегодня мы узнали о приспособлениях у деревьев, кустарников и трав к перенесению зимних условий, научились распознавать деревья и кустарники по силуэтам, почкам, коре.
VII. Домашнее задание:
письменный ответ по экскурсии (план тетради).
Комментарии:
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
13 11 2025 4:29:20
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
12 11 2025 8:43:43
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
11 11 2025 4:42:57
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
10 11 2025 10:43:34
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
09 11 2025 12:47:53
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
08 11 2025 20:37:13
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
07 11 2025 11:52:53
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
06 11 2025 1:37:18
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
05 11 2025 1:59:27
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
04 11 2025 5:17:31
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
03 11 2025 3:48:21
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся.
...
02 11 2025 10:37:45
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
01 11 2025 20:53:45
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
31 10 2025 4:37:32
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
30 10 2025 13:30:45
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....
29 10 2025 16:40:44
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
28 10 2025 18:46:47
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
27 10 2025 13:42:59
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
26 10 2025 4:22:52
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
25 10 2025 2:42:51
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
24 10 2025 3:32:27
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
23 10 2025 11:54:43
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
22 10 2025 21:32:18
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
21 10 2025 12:28:14
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
20 10 2025 0:13:40
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
19 10 2025 15:50:10
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
18 10 2025 21:19:37
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей.
...
17 10 2025 4:51:15
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие.
...
16 10 2025 14:33:24
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
15 10 2025 20:20:39
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока.
...
14 10 2025 9:42:38
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
13 10 2025 18:27:15
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
12 10 2025 13:30:49
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
11 10 2025 23:47:13
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
10 10 2025 21:27:49
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
09 10 2025 0:30:40
В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....
08 10 2025 21:49:12
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
07 10 2025 4:52:13
Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых.
...
06 10 2025 3:14:42
Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....
05 10 2025 3:25:27
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
04 10 2025 7:19:42
Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....
03 10 2025 19:34:27
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
02 10 2025 12:19:20
Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....
01 10 2025 2:55:21
Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....
30 09 2025 9:30:50
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки.
...
29 09 2025 8:13:50
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
28 09 2025 21:23:40
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
27 09 2025 16:56:30
Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....
26 09 2025 14:50:39
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету.
...
25 09 2025 15:56:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны