Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения выделяет познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия. Универсальность – значит независимость действия от предметного содержания, возможность применения освоенных операций в разных учебных и пpaктических ситуациях. Планируя урок, учитель определяет те УУД, которые целесообразно формировать данным предметным содержанием. Здесь действует универсальный принцип : развиваются те качества, которые требуются для успешного выполнения данного задания.

Один из самых распространённых приёмов работы -- это беседа. От учащихся здесь требуется умение слушать (коммуникативное универсальное действие), извлекать необходимую информацию из прослушанного текста (познавательное общеучебное универсальное действие), отвечать на вопросы. При этом тренируется концентрация и устойчивость внимания, словесно-логическая память.

Если в процессе беседы учитель опирается на визуальный ряд, то школьник ещё должен распределять своё внимание между визуальным и аудиальным каналами восприятия, одновременно включается наглядно-образная память.

Задание на активное слушанье можно сделать ещё более мотивированным, если предварительно сформулировать и записать вопросы по излагаемому материалу и предложить учащимся найти ответы на эти вопросы в прослушанном тексте, а потом обсудить результаты. Тогда тренируются ещё логические универсальные действия, такие как анализ, синтез, сравнение, выстраивание причинно-следственных связей и вывод. Например, беседу про ВИЧ заменяю фильмом, а вопрос к нему, например, такой : почему ВИЧ-инфицированные должны обязательно принимать три лекарства ? Ответ на этот вопрос предполагает знание цикла размножения вируса, что хорошо показано в фильме. Таким образом, для выполнения этого задания учащимся требуется осуществить как информационные, так и логические универсальные учебные действия.

Вместо беседы учитель может предложить текст и, чтобы извлечь из него нужные знания , учащемуся потребуются информационные навыки. Например, при изучении члeнистоногих спрашиваю какое животное самое сильное ? Кто-то говорит слон, а кто-то -- муравей. Затем предлагаю семиклассникам научно-популярную статью, где приводятся соотношения массы тела и груза, который может поднять животное. Изучив статью, делаем вывод, что самое сильное животное – клещ. Это рефлексия содержания информации -- то есть умение корректировать и формулировать свою точку зрения на основе полученной информации.

Биология как предмет позволяет формировать и развивать знаково-символические действия. Так процесс влияния среды на численность популяции можно представить в виде графика. Ответ на вопрос: где оптимальное значение фактора, требует мысленного разворачивания информации, а также логических универсальных действий: анализа её, умения осуществлять синтез, сравнивать и делать вывод.

Рассказ об удобрениях предваряю заданием составить схему \"Виды удобрений\" с примерами и сопровождаю презентацией. Шестиклассники изучают органические и минеральные удобрения, способы их внесения, учатся слушать и рассматривать одновременно. Затем задаю вопрос о том какие же бывают удобрения и предлагаю оформить ответ на него в виде схемы. Это тренировка общеучебного умения -- структурирование знаний.

На основе текста с иллюстрацией может быть выполнена пpaктическая работа. В 10 классе тема \"Исследование черт приспособленности организмов к условиям жизни в биогеоценозе\". Учащимся даётся описание образа жизни и строения тела дятла или белки. Цель работы -- выявить приспособления к условиям обитания в лесном биогеоценозе. Такая работа потребует как логических, так и информационных универсальных действий.

Создать ситуацию для тренировки универсальных действий по контролю и оценке процесса и результата деятельности можно, предлагая учащимся решить тест, например, из десяти заданий, затем самим выбрать из них пять, в которых уверены, что они решены правильно и оценивать только их. Обсуждая выбранные учащимися вопросы, мы активизируем регулятивное универсальное действие по контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Кроме того сразу видно где пробелы. В процессе разбора тестовых заданий, в которых учащиеся не были уверены, предлагаю вопрос о том каких знаний им не хватает, чтобы решить эти задания. Здесь включаются регулятивные универсальные действия по самооценке, то есть выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить.

Очень продуктивны задания на анализ истинности утверждений, что относится к логическим универсальным действиям. Это развивает критическое мышление, а когда необходимо обосновать своё мнение по каждому утверждению, то потребует от учащегося проведения анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей и построения логической цепочки рассуждений.

Широко применяются в развивающем обучении различные формы тестовых заданий, которые стали неотъемлемой частью педагогического процесса в формировании и развитии универсальных учебных действий. Регулярное использование тестовых заданий повышает мотивацию обучения школьников на основе уверенности в объективности оценки, развивает дух состязательности в достижении более высоких личных результатов. Часто перед уроком слышу вопрос: “А тестик будет ?”. Выполнять тестовые задания можно и в парах, тогда ещё совершенствуется умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

Выполнение типичного тестового задания выбора одного верного ответа из четырёх предложенных требует концентрации внимания, словесно-логической памяти, самооценки (верно ли я выбрал), а также тренирует мыслительные универсальные действия -- анализ и синтез.

Задания на установление последовательности, выбор нескольких верных ответов и на установление соответствия кроме анализа и синтеза развивают такие универсальные действия, как сравнение, логика - установление причинно-следственных связей, умения выводить следствия, делать выводы.

Тестовое задание на аналогию или оно называется \"смысловая пропорция\" также требует навыка выбирать основания и критерии для сравнения.

Тестовые задания бывают открытого и закрытого типа. В тестовых заданиях открытого типа не даётся готовых ответов. Учащиеся должны сами дописать ответ -- это слово, символ, последовательность цифр, букв или символов. Открытые тестовые задания кажутся учащимся более трудными, чем закрытые. Учащимся легче выбрать правильный ответ из предложенных, чем самому его формулировать. Тестовые задания дополнения оценивают умения учащихся воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, а также выявляют уровень понимания изученного материала. Сложность открытых тестовых заданий, особенно заданий свободного изложения, связана с неумением учащихся формулировать и выражать свои мысли, строить осознанное речевое высказывание. Для тренировки этого общеучебного универсального учебного действия учащимся, при выполнении открытых тестовых заданий, рекомендуется переписать текст задания на черновик и попытаться найти ответ либо проговаривать предложение, в которое надо вставить термин или слово.

Открытое тестовое задание дополнения может быть предъявлено в не-вербальной форме -- в виде рисунка, схемы, графика в сопровождении словесного задания. Его решение потребует совершения как информационных, так и логических универсальных действий.

Кроме того, любое задание и форму работы можно использовать для формирования и развития навыков осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме, и таких коммуникативных универсальных учебных действий, как умение слушать, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении. Для этого необходимо находить время на уроке, возможно дать меньше заданий, рассчитывая на проговаривание тестовых заданий в процессе устных ответов или работы над ошибками, например. Тогда учитель получит дополнительные возможности корректировать свои подходы, а обучающиеся корректировать свои знания. Ведь биология – это устный предмет и нужно использовать его потенциал в развитии умения думать и выражать свои мысли.

Список литературы.

  1. Н. Л. Галеева. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Методическое пособие для учителя. – М.: “5 за знания”, 2006
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  3. Н.Ф. Виноградова .Материалы курса “ Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС” -- М. : Педагогический университет “Первое сентября”, 2013.



Комментарии:

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

06 12 2025 16:53:26

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

05 12 2025 23:19:27

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

04 12 2025 5:21:31

Викторина "Семейства цветковых растений"


    Викторина "Семейства цветковых растений"

      Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

03 12 2025 6:47:14

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

02 12 2025 3:18:38

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"


    Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

      Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

01 12 2025 0:33:53

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

30 11 2025 19:23:24

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование


    Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

      Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

29 11 2025 5:28:36

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

28 11 2025 3:54:21

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

27 11 2025 2:52:21

Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий


    Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий

      В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи". ...

26 11 2025 4:27:52

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

25 11 2025 11:43:59

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

24 11 2025 10:33:24

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"


    Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

      Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

23 11 2025 23:35:20

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс


    Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

22 11 2025 8:44:43

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

21 11 2025 11:30:56

Элективные курсы


    Элективные курсы

      Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры. Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов. ...

20 11 2025 11:22:58

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса


    Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

      Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

19 11 2025 10:30:11

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

18 11 2025 10:36:42

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

17 11 2025 10:32:42

Мультимедийный урок на тему "Царство животные. Простейшие"

Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....

16 11 2025 17:40:34

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

15 11 2025 6:39:53

Урок биологии с ИКТ. Тема: "Особенности питания и пищеварения у животных"


    Урок биологии с ИКТ. Тема: "Особенности питания и пищеварения у животных"

      Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....

14 11 2025 21:24:52

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике


    Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

      Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

13 11 2025 23:20:30

Сны и сновидения. 8-й класс


    Сны и сновидения. 8-й класс

      В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

12 11 2025 13:19:43

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

11 11 2025 16:30:43

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

10 11 2025 8:10:41

КВН "В мире растений". 7-й класс


    КВН "В мире растений". 7-й класс

      Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....

09 11 2025 14:49:33

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

08 11 2025 16:46:40

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

07 11 2025 22:41:43

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

06 11 2025 20:11:52

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

05 11 2025 8:52:46

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

04 11 2025 8:51:57

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

03 11 2025 10:52:28

Хлорелла: строение, размножение, польза для человека

Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....

02 11 2025 16:15:27

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

01 11 2025 19:40:19

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

31 10 2025 8:55:46

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

30 10 2025 9:45:42

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

29 10 2025 15:24:59

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

28 10 2025 20:33:26

Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

      На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...

27 10 2025 1:45:37

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

26 10 2025 0:22:42

Значение опopно-двигательной системы. Строение и рост костей

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....

25 10 2025 17:54:20

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

24 10 2025 10:46:45

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

23 10 2025 5:46:16

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)


    Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

      Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

22 10 2025 21:39:42

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

21 10 2025 21:45:45

Кровообращение (9-й класс)


    Кровообращение (9-й класс)

      На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы. ...

20 10 2025 4:25:36

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

19 10 2025 16:19:24

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

18 10 2025 14:32:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::