Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

| Цель: | показать влияние искусства на здоровье человека. |
| Задачи: | дать студентам представления о различных методах оздоровления и укрепления здоровья музыкой и пением: восприятие музыки, дыхательная гимнастика, исполнение песен; развивать представление о валеологии и здоровьесберегающей педагогики; воспитывать навыки здорового образа жизни, гуманизм, любовь к музыке и пению. |
| Оборудование: | фортепиано, проигрыватель, репродукции картин В.Васнецова “Аленушка”, В. Поленова “Московский дворик”, И.Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, И.Айвазовского “Буря у мыса Аия”, песенники. |
| Словарь урока: | музыкотерапия; арттерапия, эстетотерапия; здоровье, валеология. |
Ход урока
На доске плакат: “Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”. Г.Гeйне. Студентам предлагается порассуждать на тему афоризма, дать определение слову “здоровье”.
Возможны варианты:
- Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
- Здоровье – это такое состояние организма, когда все его функции уравновешены с окружающей средой.
Современный человек много страдает и мучается, испытывает отрицательные эмоции, которые приводят к повышению артериального давления, потери аппетита, к замиранию сердца и стенокардии, чувству постоянной усталости, головным болям.
Вопрос: как же выжить и сохранить здоровье?
На помощь приходят методы: арттерапия, эстетотерапия и музыкотерапия (написать на доске). Студенты записывают эти термины в словарь:
- Арттерапия – лечение изобразительным искусством.
- Эстетотерапия – лечение красотой (архитектурные памятники, картины природы …).
Студентам предлагаются репродукции картин (см. выше), которые вызывают разные чувства у людей, в сопровождении музыки.
| Печаль | Спокойствие | Радость | Гнев |
| В.Васнецов “Аленушка” | В.Д.Поленов “Московский дворик” | И.Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” | И.К.Айвозовский “Буря у мыса Аия” |
| Глюк “Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика” | Мендельсон “Весенняя песня” | Мусоргский Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка” | Рахманинов Прелюдия Де диез минор. |
Музыкотерапия – лечение музыкой.
Студенты дают информацию об истории развития музыкотерапии. Еще в древнем мире врачи использовали музыку для лечения. Первый общепризнанный теоретик музыки Пифагор полагал, что музыка способствует здоровью. Платон и Аристотель считали: …музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании у нас появляется различное настроение; например, слушая одни лады мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся.
Демокрит рекомендовал слушать флейту при cмepтельных инъекциях.
В прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма с помощью электромагнитных волн и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений и глубину дыхания.
С помощью ультразвуковых и эхографических установок было замечено, что на развитие человека в пренатальном периоде оказывает влияние музыка: мелодический голос матери, классическая музыка. После рождения у таких детей гуще растут волосы, кости становятся более твердыми, быстрее появляются молочные зубы. В Японии провели эксперимент – 120 кормящих матерей слушали: одни – поп-музыку, другие – классику. У первых молоко уменьшалось наполовину, у вторых количество молока увеличивалось на 20%.
Итальянцы лечили тарантизм (укус паука-тарантула) музыкой и танцами до полного изнеможения, веря в то, что яд должен “вытанцовываться”.
Преподаватели приводят примеры использования классической музыки для лечения психических и соматических заболеваний:
- полное расслабление, восстановление жизненных сил можно получить, прослушивая “Вальс” Д. Шостаковича, музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести Пушкина “Метель”;
- нормализует кровяное давление и сердечную деятельность “Свадебный марш Мендельсона”, знаменитый полонез Огинского снимает головную боль и невроз;
- музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей;
- язва желудка исчезает при прослушивании “Вальса цветов” П.И. Чайковского;
- музыка с использованием шума воды, прибоя (Римский-Корсаков, Григ) способствует синтезу ДНК, подавлению микробов, повышению иммунитета.
Отмечен и вред музыки для здоровья:
- рок-музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые слышат все наши органы, способна разрушать мозг и порождать психические заболевания. Многие психологи и психотерапевты считают, что рок-музыка является для человека “звуковым ядом” или “гробом с музыкой”.
Звучание отдельных инструментов благотворно влияет на некоторые наши органы:
- гитара – на сердце
- домра – на печень
- медные духовые инструменты – на толстый кишечник.
Широкое распространение получила музыка в детском саду: музыкальные занятия, праздники и развлечения, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика.
| Рекомендуется проведение пpaктического задания: | все студенты выполняют дыхательные упражнения под музыку “Привет солнцу”, “Извергающийся гeйзер”, “Недоеная корова”, “Сытая лошадь”. |
Музыка в жизни человека играет жизнеутверждающее значение, является невербальным способом общения, помогает в психологическом анализе.
| Задание: | Выявить качества личности современного специалиста - экстравертность, интровертность. |
Студенты слушают фрагменты музыкальных произведений: “Утро” Э.Грига, “Первый концерт для фортепиано с оркестром” (фрагмент) П. Чайковского
Выбирают наиболее понравившееся. Индикатором экстравертности следует считать “Утро” Э.Грига.
Оздоровляющее значение имеет и песнопение. Об этом свидетельствует стихотворение Е.Баратынского.
| Е. Баратынский: | Болящий дух врачует песнопение. Гармонии таинственная власть Тяжелые искупит заблужденья И укротит бунтующую страсть. Душа певца согласно излитая, Разрешена от всех своих скорбей; И чистоту поэзия святая И мир отдаст причастнице своей. |
Студентам раздаются песенники со словами песен “Я люблю тебя, жизнь!” - музыка Э.Колмановского, слова К.Ваншенкина и “Как здорово” - муз. и слова О.Митяева.
Заключение: обобщение и подведение итога урока будет заключаться в составлении синквейна – краткого изложения большого объема учебного материала с помощью пяти строк.
Тема:
1. Музыкотерапия.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Фраза на тему.
5. Существительное – синоним теме.
Комментарии:
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
05 12 2025 16:34:38
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
04 12 2025 8:11:31
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
03 12 2025 1:42:34
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
02 12 2025 11:26:36
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
01 12 2025 3:11:47
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
30 11 2025 3:39:25
К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....
29 11 2025 18:11:49
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
28 11 2025 16:28:44
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
27 11 2025 16:36:51
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
26 11 2025 7:24:26
Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....
25 11 2025 3:49:30
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
24 11 2025 11:15:37
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
23 11 2025 4:32:54
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
22 11 2025 10:52:46
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
21 11 2025 19:46:40
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
20 11 2025 23:34:21
Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....
19 11 2025 1:57:58
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
18 11 2025 23:58:19
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
17 11 2025 17:33:27
Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....
16 11 2025 3:18:32
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
15 11 2025 9:55:39
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
14 11 2025 18:40:46
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
13 11 2025 4:21:16
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции.
...
12 11 2025 21:27:21
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
11 11 2025 5:47:16
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
10 11 2025 17:48:10
Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
09 11 2025 21:32:56
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
08 11 2025 16:13:47
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
07 11 2025 17:37:52
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
06 11 2025 10:28:13
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
05 11 2025 12:56:10
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.
...
04 11 2025 16:58:19
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
03 11 2025 20:59:12
Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
02 11 2025 22:52:42
У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....
01 11 2025 23:54:11
Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....
31 10 2025 13:43:21
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
30 10 2025 0:34:51
Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....
29 10 2025 15:53:30
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
28 10 2025 13:47:39
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
27 10 2025 0:51:10
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
26 10 2025 23:30:13
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
25 10 2025 4:45:38
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
24 10 2025 9:15:36
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
23 10 2025 13:14:40
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
22 10 2025 9:40:38
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
21 10 2025 22:24:28
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
20 10 2025 18:39:57
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
19 10 2025 6:50:34
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
18 10 2025 20:51:43
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
17 10 2025 16:53:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




