Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"
Цель: | показать влияние искусства на здоровье человека. |
Задачи: | дать студентам представления о различных методах оздоровления и укрепления здоровья музыкой и пением: восприятие музыки, дыхательная гимнастика, исполнение песен; развивать представление о валеологии и здоровьесберегающей педагогики; воспитывать навыки здорового образа жизни, гуманизм, любовь к музыке и пению. |
Оборудование: | фортепиано, проигрыватель, репродукции картин В.Васнецова “Аленушка”, В. Поленова “Московский дворик”, И.Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, И.Айвазовского “Буря у мыса Аия”, песенники. |
Словарь урока: | музыкотерапия; арттерапия, эстетотерапия; здоровье, валеология. |
Ход урока
На доске плакат: “Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”. Г.Гeйне. Студентам предлагается порассуждать на тему афоризма, дать определение слову “здоровье”.
Возможны варианты:
- Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
- Здоровье – это такое состояние организма, когда все его функции уравновешены с окружающей средой.
Современный человек много страдает и мучается, испытывает отрицательные эмоции, которые приводят к повышению артериального давления, потери аппетита, к замиранию сердца и стенокардии, чувству постоянной усталости, головным болям.
Вопрос: как же выжить и сохранить здоровье?
На помощь приходят методы: арттерапия, эстетотерапия и музыкотерапия (написать на доске). Студенты записывают эти термины в словарь:
- Арттерапия – лечение изобразительным искусством.
- Эстетотерапия – лечение красотой (архитектурные памятники, картины природы …).
Студентам предлагаются репродукции картин (см. выше), которые вызывают разные чувства у людей, в сопровождении музыки.
Печаль | Спокойствие | Радость | Гнев |
В.Васнецов “Аленушка” | В.Д.Поленов “Московский дворик” | И.Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” | И.К.Айвозовский “Буря у мыса Аия” |
Глюк “Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика” | Мендельсон “Весенняя песня” | Мусоргский Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка” | Рахманинов Прелюдия Де диез минор. |
Музыкотерапия – лечение музыкой.
Студенты дают информацию об истории развития музыкотерапии. Еще в древнем мире врачи использовали музыку для лечения. Первый общепризнанный теоретик музыки Пифагор полагал, что музыка способствует здоровью. Платон и Аристотель считали: …музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании у нас появляется различное настроение; например, слушая одни лады мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся.
Демокрит рекомендовал слушать флейту при cмepтельных инъекциях.
В прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма с помощью электромагнитных волн и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений и глубину дыхания.
С помощью ультразвуковых и эхографических установок было замечено, что на развитие человека в пренатальном периоде оказывает влияние музыка: мелодический голос матери, классическая музыка. После рождения у таких детей гуще растут волосы, кости становятся более твердыми, быстрее появляются молочные зубы. В Японии провели эксперимент – 120 кормящих матерей слушали: одни – поп-музыку, другие – классику. У первых молоко уменьшалось наполовину, у вторых количество молока увеличивалось на 20%.
Итальянцы лечили тарантизм (укус паука-тарантула) музыкой и танцами до полного изнеможения, веря в то, что яд должен “вытанцовываться”.
Преподаватели приводят примеры использования классической музыки для лечения психических и соматических заболеваний:
- полное расслабление, восстановление жизненных сил можно получить, прослушивая “Вальс” Д. Шостаковича, музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести Пушкина “Метель”;
- нормализует кровяное давление и сердечную деятельность “Свадебный марш Мендельсона”, знаменитый полонез Огинского снимает головную боль и невроз;
- музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей;
- язва желудка исчезает при прослушивании “Вальса цветов” П.И. Чайковского;
- музыка с использованием шума воды, прибоя (Римский-Корсаков, Григ) способствует синтезу ДНК, подавлению микробов, повышению иммунитета.
Отмечен и вред музыки для здоровья:
- рок-музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые слышат все наши органы, способна разрушать мозг и порождать психические заболевания. Многие психологи и психотерапевты считают, что рок-музыка является для человека “звуковым ядом” или “гробом с музыкой”.
Звучание отдельных инструментов благотворно влияет на некоторые наши органы:
- гитара – на сердце
- домра – на печень
- медные духовые инструменты – на толстый кишечник.
Широкое распространение получила музыка в детском саду: музыкальные занятия, праздники и развлечения, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика.
Рекомендуется проведение пpaктического задания: | все студенты выполняют дыхательные упражнения под музыку “Привет солнцу”, “Извергающийся гeйзер”, “Недоеная корова”, “Сытая лошадь”. |
Музыка в жизни человека играет жизнеутверждающее значение, является невербальным способом общения, помогает в психологическом анализе.
Задание: | Выявить качества личности современного специалиста - экстравертность, интровертность. |
Студенты слушают фрагменты музыкальных произведений: “Утро” Э.Грига, “Первый концерт для фортепиано с оркестром” (фрагмент) П. Чайковского
Выбирают наиболее понравившееся. Индикатором экстравертности следует считать “Утро” Э.Грига.
Оздоровляющее значение имеет и песнопение. Об этом свидетельствует стихотворение Е.Баратынского.
Е. Баратынский: | Болящий дух врачует песнопение. Гармонии таинственная власть Тяжелые искупит заблужденья И укротит бунтующую страсть. Душа певца согласно излитая, Разрешена от всех своих скорбей; И чистоту поэзия святая И мир отдаст причастнице своей. |
Студентам раздаются песенники со словами песен “Я люблю тебя, жизнь!” - музыка Э.Колмановского, слова К.Ваншенкина и “Как здорово” - муз. и слова О.Митяева.
Заключение: обобщение и подведение итога урока будет заключаться в составлении синквейна – краткого изложения большого объема учебного материала с помощью пяти строк.
Тема:
1. Музыкотерапия.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Фраза на тему.
5. Существительное – синоним теме.
Комментарии:

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
31 05 2025 17:53:26
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
30 05 2025 13:56:30
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
29 05 2025 23:56:11
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
28 05 2025 6:28:14
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
27 05 2025 19:28:49
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
26 05 2025 7:15:19
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
25 05 2025 15:46:59
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
24 05 2025 12:46:46
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
23 05 2025 4:45:23
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
22 05 2025 13:13:13
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
21 05 2025 3:50:31
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
20 05 2025 17:33:19
В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....
19 05 2025 22:13:38
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
18 05 2025 2:59:25
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
17 05 2025 8:33:59
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
16 05 2025 11:50:59
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
15 05 2025 10:57:35

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....
14 05 2025 17:18:14
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
13 05 2025 23:24:37
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии").
...
12 05 2025 0:59:28
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
11 05 2025 5:50:17
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
10 05 2025 8:19:20
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
09 05 2025 3:51:19
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
08 05 2025 19:25:54
На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....
07 05 2025 16:21:24
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
06 05 2025 16:38:38
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
05 05 2025 13:13:33
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
04 05 2025 1:55:45
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
03 05 2025 3:22:29
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
02 05 2025 21:53:35
Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....
01 05 2025 4:13:10
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
30 04 2025 3:46:39
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
29 04 2025 5:31:46
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
28 04 2025 1:30:40
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
27 04 2025 7:12:48
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
26 04 2025 6:53:20
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
25 04 2025 19:19:16
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....
24 04 2025 9:10:20
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
23 04 2025 17:55:50
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний.
...
22 04 2025 8:13:13
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения.
...
21 04 2025 19:44:14
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
20 04 2025 20:28:30

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
19 04 2025 18:20:10
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
18 04 2025 12:10:43
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
17 04 2025 13:47:26
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
16 04 2025 22:58:11
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
15 04 2025 6:42:50
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
14 04 2025 7:37:36
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
13 04 2025 7:36:26
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
12 04 2025 22:16:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::