Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"


    Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

\"В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом:\" (3)

Мы все любим играть \"Что наша жизнь - игра\", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6 классов. Для ребят этого возраста нет предметных олимпиад, а в каждой школе и в каждом 6 классе есть группа способных детей, которые хотели бы попробовать себя в интеллектуальных видах деятельности. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения конкурса была выбрана игра. О неудачах в конкурсе речь не идет, так как каждый его участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики.

Цель проведения конкурса:

  • способствовать выявлению интересующихся и талантливых детей
  • повысить значимость естественнонаучного образования в становлении петербургского уровня образованности

Конкурс способствует решению ряда задач:

  • повышение интереса учащихся 6 классов к постижению окружающего мира
  • создание развивающей образовательной среды, способствующей самораскрытию и самореализации каждого его участника
  • отбор содержания образования, отражающего разные способы постижения мира и требующего развития различных сфер личности учащихся
  • развитие ОУУН, творческих способностей учащихся
  • формирование навыков коммуникативной культуры
  • побуждение детей к самостоятельной познавательной деятельности

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

На августовских секциях методических объединений учителей-предметников естественнонаучного цикла оргкомитет сообщает дату и время проведения конкурса, напоминает о том, какие номинации есть в конкурсе. На конкурс приглашаются учащиеся 6-ых классов школ района. Для участия в конкурсе необходимо подать в оргкомитет заявку от школы, в которой указана комaнда из 6 человек.

Вопросы и задания для каждой номинации разpaбатывались и подбирались Люлькович Е.А., определялось время, необходимое для выполнения различных заданий, и параметры для анализа ответов учащихся.

Для проведения конкурса соответствующим образом оформляется актовый зал участниками школьной оформительской студии.

За два дня до проведения конкурса оргкомитет знакомит школьный \"Театр моды\" и ведущую конкурса с порядком проведения игры.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ.

Конкурс проходит в форме игры \"Что? Где? Когда?\" в актовом зале школы. Столы для игроков ставятся по кругу, а в центре располагаются тематически оформленные кубы с заданиями и стрелка, определяющая последовательность раундов в игре.

До начала игры, пока собираются комaнды, демонстрируется видеофильм естественнонаучной тематики (например, \"Джунгли\" из серии \"Очевидец\").

Ассистенты, закрепленные за каждой комaндой, следят за выполнением правил и помогают ведущей (раздают задания, собирают ответы и передают их в жюри).

Вращая стрелку, представители комaнд сами определяют очередность раундов (Биология, Экология, Физика, Астрономия, Химия, География).

В ходе раунда комaнды одновременно выполняют различные задания, предлагаемые в разнообразных формах. Перед каждым заданием ведущий проводит подробный инструктаж по выполнению, а после сбора ответов озвучивает правильные варианты.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

По итогам каждого раунда комaнда, набравшая большее количество баллов, награждается значком (см. Приложение).

Победители игры (1, 2, 3 место) выявляются по общей сумме баллов и награждаются дипломами, а остальные комaнды получают грамоты за активное участие.

Руководителям комaнд предлагается оставить отзыв об игре с замечаниями и предложениями.

Комaндам - победителям рекомендуется принять участие в городском конкурсе \"Окружающий мир глазами детей\".

В нашем районе этот конкурс проходит уже на протяжении 10 лет. С вариантами заданий одного из таких конкурсов я и хочу вас познакомить.

География - 1

Задание №1

Ответы показать карточкой.

1. Чьи координаты \"60°с.ш. 30° в.д.\"

а) Нью-Йорка б) Санкт-Петербурга в) Москвы г) Лондона

2. Самое соленое море

а) Мертвое б) Красное в) Черное г) Балтийское

3. Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения называют

а) Вулкан б) Кратер в) Эпицентр г) Гeйзер

4. Назовите материк, который пересекает все меридианы Земли:

а) Африка б) Евразия в) Антарктиг) Австралия

5. Самое соленое озеро

а) Каспийское б) Мертвое в) Красное г) Ладожское

6. Равнина с абсолютными высотами от 200 до 500 метров - это

а) Плоскогорье б) Низменность в) Возвышенность

7. Выбери горные породы магматического происхождения:

а) Гранит б) Глина в) Пемза г) Гнейс д) Известняк

8. Именем Петра I в России названы:

а) города и горные хребты б) моря и океаны в) реки и озера г) низменности и плоскогорья

9. Обелиск \"Европа-Азия\" установлен между:

а) частями света б) государствами в) материками г) океанами

10. От нулевого меридиана отсчитывается:

а) северная и южная широта б) западная и восточная долгота

в) западная и восточная широта г) северная и южная долгота

11. Выберите формы рельефа:

а) гора б) гeйзер в) овраг г) валун

12. Самый маленький океан

а) Северный Ледовитый б) Тихий в) Индийский г) Атлантический

13. Самая длинная река:

а) Волга б) Амaзoнка в) Нева г) Нил

14. Самое глубокое озеро в мире

а) Чад б) Байкал в) Онтарио г) Ладожское

Максимальная оценка: 18 баллов

Экология - 1

Задание №1

Найдите пары животных, находящихся во взаимоотношениях хищник-жертва:

Паук, заяц, дятел, волк, муха, сова, короед, рыба, мышь, цапля

Максимальная оценка: 0,5 балла за каждую пару

Максимальное время: 0,5 минуты

б. Как вы думаете, какие слова надо вставить, чтобы прочитать японскую мудрость

\"Чтобы уметь ... Природой, надо уметь ей ...\"

Максимальная оценка: 1 балл

Максимальное время: 1 минута

Ответ: управлять, покоряться

Задание №2

Восстанови причинно-следственные связи

1.

Углекислый газ

А.

Разрушение местообитаний

I

Облучение организмов

2.

Фреоны

Б.

Озоновые дыры

II

Таяние льдов

3.

Вырубка лесов

В.

Парниковый эффект

III

Сокращение видового состава

Ответ: 1 - В - II, 2 - Б - I, 3 - А - III

Максимальная оценка: 3 балла

Максимальное время: 2 минуты

Попробуйте прочитать зашифрованную пословицу о взаимоотношениях человека и природы:

ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК,

ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК

Ответ: Кто землю лелеет, того земля жалеет

Максимальная оценка: 1 балла

Максимальное время: 1 минута

Физика - 1

На кубы раскладываются конверты с вопросами. Очередность вопросов определяется стрелкой, которую по очереди вращают представители комaнд. Ответы комaнды пишут на листочках и сдают ассистентам, которые передают их жюри.

1. В. П. Астафьев. Гуси в полынье

\"Ледостав на Енисее наступает постепенно. Сначала появляются зеркальные забереги, по краям хрупкие и неровные: Но после каждого морозного утра они все шире, шире, затем намерзает и плывет шуга. И тогда пустынно шуршит река, грустно, утихомиренно засыпая на ходу. С каждым днем толще и шире забереги, уже полоса воды, гуще шуга. Теснятся там льдины, с хрустом лезут одна на другую, крупнеет шуга, спаивается, и однажды, чаще всего в студеную ночь, река останавливается\".

Вопрос: Почему река замерзает сначала у берегов?

Ответ: Скорость течения воды у берегов меньше, чем на середине, где движение воды выносит на поверхность теплую воду

Оценка: 3 балла

2. А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.

Вопрос: Почему на окне конденсируется водяной пар?

Ответ: Разность температур

Оценка: 1 балл

3. И. А. Бунин. \"Бушует полая вода:\".

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Наполнены теплом и светом.

Вопрос: Почему весной \"дымятся черные бугры\"?

Ответ: Бугры нагреваются сильнее, следовательно интенсивнее испарение. В утреннем, еще холодном воздухе пары конденсируются

Оценка: 1 балл

4. Ю. П. Кузнецов. Самовар.

Вот самовар, мерцающий, потливый,
Стоит со шпорой крана, как пeтyx.

Вопрос: Когда самовар бывает \"потливым\"?

Ответ: Если кипящий самовар внести в холодную комнату

Оценка: 2 балла

5. М. Ю. Лермонтов. Два брата.

Дымятся низкие долины,
Где кучи хижин небольших
С дворами грязными:

Вопрос: Почему туман чаще всего образуется в низинах?

Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух

Оценка: 1 балл

6. Л. Н. Толстой. Как в городе Париже починили дом.

\"В одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в стены железные ушки; потом сделал железную полосу, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка. Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полоску на огне; она раздалась и достала от ушка до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и оставил ее так. Полоса стала остывать и сжиматься и стянула стены\".

Вопрос: Какое свойство твердых тел использовалось для стягивания стен?

Ответ: Свойство твердых тел расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении

Оценка: 2 балла

7. А. М. Волков. Волшебник изумрудного города.

\"Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат: Веки ее отяжелели, и ей ужасно захотелось спать\".

Вопрос: Почему запахи распространяются в воздухе?

Ответ: Диффузия

Оценка: 1 балл

8. Джером К. Джером. Трое в одной лодке.

Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр: \": у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и варенье - но ни крошки сыра. Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. И он, видите ли, желает заполнить собой всю лодку. Он становится хозяином положения в корзине с провизией и придает запах сыра всему ее содержимому. Вы не можете сказать в точности - едите вы яблочный пирог, или сосиски с капустой, или клубнику со сливками. Все это кажется сыром. Сыр очень уж силен по части благоухания\".

Вопрос: Благодаря какому физическому явлению запах сыра становится \"хозяином положения\"?

Ответ: Диффузия

Оценка: 1 балл

9. К. Г. Паустовский. Кара-Богаз-Гол.

\": Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило комaнду и улучшило ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода являет собой разбавленную царскую водку, иначе серную кислоту\".

Вопрос: Почему кок не смог погрузиться в воду залива Кара-Богаз-Гол?

Ответ: Вода в заливе отличается большой концентрацией соли

Оценка: 2 балла

10. К. Г. Паустовский. Золотая роза.

\"Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинное произведение искусства\".

Вопрос: Объясните это явление.

Ответ: Жидкость в источнике - насыщенный раствор солей. При помещении в него предмета начинается кристаллизация.

Оценка: 2 балла

Список литературы:

  1. Груздева Н.В. \"Окружающий мир глазами детей\": Развивающие задания для работы со школьниками. - СПб.: КАРО, 2004
  2. Игры по естествознанию. Как познавать природу, играя и путешествуя(под общей редакцией И.Ю. Алексашиной). - СПб: СМИО Пресс 2001.
  3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2007
  4. Рогожников С.И. Все о химических элементах. СПб, \"Химия\" Санкт-Петербургское отделение, 1996
  5. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998
  6. Сорокина Л.В. Край родной. (Сценарии о живой природе). - Москва, Творческий центр \"Сфера\", 2001
  7. ТеремовА.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
  8. Тихомирова С. А. Дидактический материал по физике 7-11. Москва, Просвещение, 1996.
  9. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. Москва, Новая школа

Приложение.



Комментарии:

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)


    Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

      Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

27 11 2024 16:59:31

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

26 11 2024 22:19:58

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

25 11 2024 21:29:47

Дыхание и кровообращение животных Биология

Дыхание и кровообращение животных  Биология Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

24 11 2024 10:54:32

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

23 11 2024 7:16:48

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

22 11 2024 21:53:20

Землятрясение. 5-й класс


    Землятрясение. 5-й класс

      Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

21 11 2024 13:10:15

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

20 11 2024 17:14:23

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

19 11 2024 17:53:47

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

18 11 2024 11:28:16

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

17 11 2024 16:13:21

Тема урока: "Пищеварение в желудке"


    Тема урока: "Пищеварение в желудке"

      Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

16 11 2024 16:53:32

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

15 11 2024 4:13:53

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"


    Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

      Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

14 11 2024 14:44:23

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

13 11 2024 11:48:56

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

12 11 2024 17:49:50

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

11 11 2024 23:49:48

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

10 11 2024 17:32:17

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

09 11 2024 2:36:31

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

08 11 2024 7:22:34

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

07 11 2024 5:33:10

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

06 11 2024 10:38:21

Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"


    Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"

      Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе. ...

05 11 2024 14:20:53

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"


    Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

      Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

04 11 2024 2:44:10

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

03 11 2024 2:45:19

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

02 11 2024 4:56:23

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

01 11 2024 17:10:35

"Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс


    "Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс

      Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....

31 10 2024 19:42:54

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

30 10 2024 21:46:45

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

29 10 2024 16:54:48

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"


    Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

      Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

28 10 2024 7:17:59

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

27 10 2024 21:47:44

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....

26 10 2024 2:50:56

Видоизменения побегов: подземные и надземные

Видоизменения побегов: подземные и надземные Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....

25 10 2024 14:29:39

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

24 10 2024 20:58:27

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

23 10 2024 17:52:12

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


    Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

      Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....

22 10 2024 0:15:36

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс


    Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

      В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

21 10 2024 22:53:44

Открытый урок по биологии в 6-м классе


    Открытый урок по биологии в 6-м классе

      Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

20 10 2024 14:18:55

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"


    Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

      Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

19 10 2024 12:57:29

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

18 10 2024 1:11:41

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

17 10 2024 14:55:13

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

16 10 2024 20:55:33

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

15 10 2024 8:13:46

Открытый урок биологии


    Открытый урок биологии

      Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...

14 10 2024 16:35:59

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

13 10 2024 7:24:28

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

12 10 2024 18:30:35

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

11 10 2024 12:31:30

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

10 10 2024 12:56:25

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

09 10 2024 2:52:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::