Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


Цель урока: Обобщить знания о нашей планете, которое способствует учащимся возможность представить целостную картину мира.

Задачи урока:

  1. Развивать внимание, память, способность быстро анализировать информацию и отвечать на поставленные вопросы.
  2. Формировать у ребят способность работать в коллективе, трудолюбие и ответственность.
  3. Воспитывать материалистическое мировоззрение.

Оборудование: карта маршрута с изображениями этапа путешествия, физическая карта, карточки - для образования групп, флажки – название экипажей, ММП, цветные карточки, конверты с вопросами, жетоны.

I. Организационный момент.

- Мы отправимся с Вами в морское путешествие (слайд 1)

Цель путешествия: обобщить знания о нашей планете, а может быть и дополнить портрет планеты новыми чертами.

Нам нужны такие корабли на море,
Чтоб мы могли с любой волной поспорить
Маяки нужны и нужен нам локатор
А еще нам верные нужны ребята!

- А для того чтобы отправиться в путешествие нам надо создать 4 экипажа. (Использование карточек для формирования 4-х групп в случайном порядке). А кто с кем будет в экипаже, решат карточки, которые лежат на ваших столах. Каждый из вас берет по одному, поверните и по сходным признакам создаем свой экипаж, как можно быстрее.

Вначале рассаживаются по группам используя рис. А затем капитаны экипажей выходят, берут флажки, а так же маршрутную карту.

-У кого рисунок гепарды – экипаж “Быстрый”, рис. олененок – “Отважный”, альбатрос – “Надежда” и сова – “Удача”. Капитаны вперед за маршрутными листами и флажками.

- Вперед к своим экипажам. Я думаю, у Вас собрался дружный, верный экипаж, а экипаж на корабле – это семья.

II. Актуализация опopных знаний.

- На доске вы видите карту маршрута нашего путешествия. И у Вас на столах есть эта карта – маршрута <Приложение 1>. Теперь у нас есть карта, мы можем отплывать? Трогаемся в путешествие? Подождите, а прежде чем отплыть, разве, большие суда не заправляются провизией? Значит, мы тоже не можем отплыть.

- Прежде чем отправиться в путь мы должны пройти предстартовые испытания (слайд 2). С самой глубокой древности ориентирами путников служили небесные тела. А какие ориентиры использовали мореплаватели днем – (компасы и карты), а ночью? (звезды, созвездия).

Мне хотелось бы узнать, знаете ли вы небесные тела?

Каждому экипажу по вопросу.

  1. Из какого ковша не пьют, не едят, а только глядят? (Большая Медведица).
  2. Какую звезду называют путеводной? Почему? (Полярная звезда, она располагается на северной стороне и показывает где север).
  3. Искры небо прожигают, и до нас не долетают (Метеориты).
  4. Вечером цветут, утром вянут, днем спят, а ночью пробуждаются (Звезды).

Во время путешествия, будем проплывать мимо материков, преодолевая большие просторы водной глади – океаны.

  1. Какие материки вы знаете? (Южная и Северная Америка, Африка, Австралия, Антарктида и Евразия).
  2. А какие знаете океаны? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый, а в южной части полюса – Южный).
  3. А можно назвать самую длинную реку в мире и где она располагается? (Нил, в Африке).
  4. А самое глубокое озеро? (Байкал). (На каждый вопрос, ученики выходят к доске и показывают на карте).
    Если отправляемся в морское путешествие, то мы еще должны вспомнить знаменитых мореплавателей (слайд 3).
  5. Как зовут мореплавателя, который открыл Америку? (Христофор Колумб).
  6. А в чем заслуга русских мореплавателей Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П. Лазарева? (Открыли 6 континент – Антарктида).
  7. Кто из мореплавателей, со своим экипажем, доказал, что наша планета-Земля имеет форму шара? (Фернан Магеллан).
  8. Между Азией и Америкой есть пролив. Как он называется и почему получил такое название? (Берингов пролив. Витус Беринг).

МОЛОДЦЫ! Дружно ответили на все вопросы. Все прошли предстартовые испытания, и мы можем отправиться в путь. Самые активные получают жетоны, а по количеству жетонов они получат оценки.

III. Этапы путешествия.

Наша комaнда вышла в море, имя шхуны “ДОБРАЯ ВОЛЯ”. Обратите внимание на маршрутную карту.

- Мы входим в бухту “ЦАРСТВ”. Ученые делят все живые организмы на несколько больших групп – царства (слайд 4).
- Какие царства живой природы вы знаете? (бактерий, грибы, растений и животные).

Капитаны подходят, получают задания. У каждого экипажа есть свое задание, прочтите, обсудите и будьте готовы к ответу. Работают комaнды - экипажи. Время на работу 2-3 мин. (музыка).

- К какому царству относиться этот живой организм? И чем они хаpaктеризуются, т.е. что общего у них? Написать.
- Что их всех объединяет, т.е. какими общими признаками они обладают?

Общие признаки: питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение.

Впишите недостающие слова:

а) Самое разнообразное царство – это ____________.
б) Подберезовик ______________________________.
в) Амеба обитает _____________________________.
г) В растениях есть пигмент, придающий зеленую окраску, называется ______________.

- Наше плавание продолжается. Мы приближаемся к мысу “ТЕОРИИ”.

У вас на столах конверты, а в них задания для каждого члeна экипажа. Читайте внимательно, когда выполняете эти задания. На карточках напишите свои инициалы (музыка).

А) Тест с одним правильным ответом:

1. Гидросфера – это…

а) Водная оболочка Земли,
б) Каменная оболочка Земли,
в) Воздушная оболочка земли,
г) Все живые организмы, населяющие Землю.

2. Какой остров на нашей планете самый крупный?

а) Мадагаскар,
б) Гренландия,
в) Сахалин,
г) Куба.

3. С помощью какого прибора можно определить направление ветра?

а) Барометр,
б) Термометр,
в) Гигрометр,
г) Флюгер.

Б) Тесты с выбором нескольких правильных ответов:

1. К вымершим млекопитающим относятся:

а) Трилобиты,
б) Мамонт,
в) Саблезубый тигр,
г) Динозавры.

2. Животные Австралии:

а) Коала,
б) Скунс,
в) Кенгуру,
г) Панда,
д) Жираф.

В) “Четвертый лишний”. В предлагаемых заданиях найдите понятие, “лишнее”, то есть не подходящее по каким- либо признакам другим понятиям и его подчеркните.

  1. Биология, Экология, Машина, География.
  2. Земля, Луна, Марс, Венера.
  3. Василек, Кошка, Попугай, Бабочка.

А теперь поставите оценки сами себе, когда прослушаете ответы (слайд5). Внимательно смотрите на экран. Я читаю вопрос, а кто-то из вас дает ответ, остальные проверяют у себя в заданиях.

Оценка:

“5” – когда задание выполнено без ошибок или есть одна ошибка.
“4”– когда выполнена работа с двумя ошибками.
“3” – когда выполнена только половина задания.
“2” – почти ничего не выполнено.

- Отплыли от мыса “ТЕОРИИ” и входим в течение “НАХОДЧИВОСТИ” (слайд 6). Прямо по курсу, я вижу какой – то предмет. Возьмем ее на борт. Значит, мы должны все встать и достать ее.

Релаксация – физкультминутка.

Достали, садимся. Да это же “бутылочная почта”. Почитаем. Письмо сильно попорчено морской водой, но некоторые слова можно разобрать. Сейчас выведу на экран послание, и попробуем вместе с вами прочитать (слайд 7).

“Обращается к вам живой организм Планеты Земля. Облик ЗеМли изменяется дО неузнаваемости. На них почти исчезли … (леса), перестали существовать уникальные виды…( животных и растений). Планета заГрязняется…, (химическими) …, (тепловыми) … (радиоактивными) отходамИ…” (Ребята читают вслух по одному предложению из каждого экипажа, а слова выходят по мере ответа).

Что-то в тексте есть необычное, может что-то зашифровано? Посмотрите внимательно. ПОМОГИ.

ПОМОГИТЕ И СПАСИТЕ ЖИВОЙ МИР ЗЕМЛИ!!!

- Что должны сделать люди для спасения живой природы? (не вырубать, не загрязнять, сажать деревья и кустарники). Многие живые организмы исчезли по вине человека. Например: Квагга, Тарпан, Дронт, Морская корова, Стрaнcтвующий гoлyбь и многие другие (слад 8).

- А что вы сами делаете, чтобы сохранить природу? Ответ учеников.

Ребята, мы с вами жители планеты Земля, стараемся, чтобы наша планета всегда была красивой. Но самое главное, мы должны жить так, чтобы сохранить все виды, обитающие на ней. Мы должны сохранить нашу Землю. Ведь она дает нам жизнь. Давайте относиться к Земле бережно.

Кстати, ребята, наше морское путешествие заканчивается. Я вижу Землю и причал “Успех”. Конечно, вам немного грустно, что все уже позади, а это путешествие, я думаю, подружило нас.

IV. Рефлексия. (запись шума моря).

А какое ваше настроение в конце путешествия, давайте определим. Выберите цветочек соответствующий вашему настроению.

Красный – очень доволен путешествием, впечатлен.
Зеленый – понравилось.
Синий – спокойно.

Наша карта в красно-зеленых цветочках.

Ребята, во время путешествия вы были самой дружной семьей. МОЛОДЦЫ! <Приложение 2>

Литература:

  1. Борисова Н.В., Ефимова Н.Н. Интеллектуальный трениг на уроках биологии. Чебоксары, “Клио”, 2000.
  2. Бердическая Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М.: Классикс Стиль, 2003.
  3. Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград.: Учитель, 2003.
  4. Никитина В.Ю. Открытые уроки природоведения и биологии: 5-8 класс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  5. Парфилова Л.Д. Тесты по природоведению: 5-й кл. к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонин “Природоведение 5-й класс”. – М.: Изд. “Экзамен”, 2006.
  6. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. – М.: Дрофа, 2008


Использование электронного микроскопа на уроках биологии


    Использование электронного микроскопа на уроках биологии

      Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

18 05 2022 4:56:20

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

17 05 2022 2:33:25

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс


    Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

      Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

16 05 2022 22:49:24

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

15 05 2022 21:47:58

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

14 05 2022 17:57:28

Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"


    Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"

      Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....

13 05 2022 10:50:21

Взаимосвязь организмов с факторами среды Биология

Взаимосвязь организмов с факторами среды  Биология Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...

12 05 2022 3:19:43

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

11 05 2022 16:48:58

Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")


    Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

      Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....

10 05 2022 20:41:11

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

09 05 2022 22:45:45

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

08 05 2022 13:13:59

Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"

      Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...

07 05 2022 4:26:45

Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе


    Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе

      Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....

06 05 2022 10:52:42

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

05 05 2022 12:35:19

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

04 05 2022 18:22:32

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

03 05 2022 2:22:48

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

02 05 2022 18:43:51

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

01 05 2022 6:19:20

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

30 04 2022 15:44:42

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

29 04 2022 3:12:37

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

28 04 2022 23:48:49

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

      Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

27 04 2022 20:56:32

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

26 04 2022 9:14:56

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

25 04 2022 8:14:45

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

24 04 2022 18:13:28

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

23 04 2022 4:51:27

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

22 04 2022 11:15:15

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

21 04 2022 15:19:49

Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"


    Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"

      Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....

20 04 2022 1:32:45

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

19 04 2022 15:52:45

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

18 04 2022 12:44:49

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"


    Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

      Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

17 04 2022 19:10:32

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

16 04 2022 1:21:23

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

      Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

15 04 2022 20:48:47

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

14 04 2022 4:34:47

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

13 04 2022 6:40:42

Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"


    Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"

      Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...

12 04 2022 20:16:48

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

11 04 2022 17:34:47

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

10 04 2022 9:34:59

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

09 04 2022 0:42:31

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

08 04 2022 7:29:52

Использование информационных технологий на уроках биологии.


    Использование информационных технологий на уроках биологии.

      Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

07 04 2022 22:58:48

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

06 04 2022 22:19:12

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

05 04 2022 21:36:39

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

04 04 2022 3:31:31

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

03 04 2022 6:20:59

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

02 04 2022 5:41:18

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"


    Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

      Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...

01 04 2022 11:47:23

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)


    "Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

      Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...

31 03 2022 3:57:33

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

30 03 2022 23:31:16

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::