Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Тип урока: изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).

Опopные понятия: анализатор.

Цель урока:

образовательная - конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов;

- сформировать знания о строении периферического звена зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов;

развивающая - продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой “Репетитор 1С: Биология”, рисунками в рабочей тетради к учебнику “Биология. Человек.” автор Н.И. Сонин и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний слухового и зрительного анализаторов.

Общеучебные умения: работать с учебником и дополнительной литературой, пользоваться компьютером, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.

Специальные умения: решать биологические задачи, работать рисунками и схемами, связанными со строением организма человека.

Предварительная подготовка учителя:

-разработать презентацию по теме “Виды анализаторов”;

-составить карточки с заданиями для работы по группам

-подобрать биологические задачи по данной теме.

Предварительная подготовка учащихся:

-составить вопросы по предыдущей теме “Анализаторы”;

-подобрать дополнительную литературу по теме “Виды анализаторов”.

Ход урока

1 этап – Организационный - постановка цели, распределение учащихся по группам.

2 этап – Актуализация знаний – учащиеся задают друг другу вопросы по общей структуре анализаторов, составленные дома.

3 этап – Постановка проблемы – как устроены разные виды анализаторов?

4 этап – Изучение нового материала – изучение в группе определенного вида анализаторов, ознакомление класса с результатами работы группы.

5 этап – Закрепление знаний – решение биологических задач.

6 этап – Первичная проверка знаний – тест по теме.

7 этап – Подведение итогов.

8 этап – Домашнее задание.

Ход урока

№ этапа

Этап урока Задача этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Методы

работы

Средства

работы

Формы работы

1

Организациионный этап Подготовка учащихся к работе на уроке. -тема урока “Виды анализаторов”;
-цель нашего урока изучить строение, функции анализаторов организма человека и причины, нарушающие их деятельность (распределяет класс на группы).
- слушают учителя;

- распределяются по группам.

словесные   Фронтальная

Обще-классная

2

Актуализация знаний Проверка выполнения домашнего задания, уровня усвоения изученного материала. -вспомним тему прошлого урока “Анализаторы”, по ней вы дома составляли вопросы, а сейчас ученики первого ряда зададут свои вопросы ученикам второго ряда и так далее по часовой стрелке. -задают друг другу вопросы, составленные дома по теме “Анализаторы”.

Предполагаемые вопросы:

- что такое анализаторы?
-какими свойствами обладают анализаторы?
- назовите структурные звенья анализаторов;
- какие функции выполняет каждое звено анализатора?
- какие виды анализаторов вы знаете?

Словесный

(беседа)

Презентация

“Виды анализаторов”, мультимедий-ный проектор

Фронтальная

Обще-классная

3

Постановка проблемы Подготовка учащихся к активной учебно-познаватель-ной деятельности учащихся -как объяснить мысль Аристотеля: “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств”?
-как устроены и работают разные виды анализаторов у человека, по каким причинам возникают сбои в их работе – это и предстоит нам выяснить.
-головной мозг анализирует разнообразную информацию, полученную из внешней внутренней среды благодаря органам чувств. Проблем-ный   Фронтальная

Обще-классная

4

Изучение нового материа-ла Сформировать у учащихся конкретные представления о видах анализаторов. А) - каждая группа получает задания на карточке для изучения видов анализаторов, их структуры и нарушения деятельности (см. приложение) ;
- время работы группы – 15 минут.

Б) – выберите ученика из своей группы, который будет отвечать по вашему заданию, другие группы должны зафиксировать ответы одноклассников в рабочих тетрадях.

А) учащиеся отвечают на вопросы карточек, используя учебник, компьютерную программу, дополнительную литературу, просматривают презентацию по своему вопросу и оформляют ответы в печатной тетради.
Б) каждая группа представляет результаты своей работы, комментируя задания в тетради и презентацию
Частично-поисковый карточки- задания, рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Человек.” автор Н.И. Сонин, дополнитель-ная литература – “ Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, И.Д. Зверев; Медицинский справочник, компьютерная программа “Репетитор 1С: Биология”, презентация
“Виды анализаторов”, мультимедий-ный проектор.
Дифференциро-ванная группо-вая, индиви-дуализи-рованная

5

Закрепление знаний Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний для решения биологических задач. -решим несколько биологических задач, чтобы убедиться в то, что мы с вами знаем особенности анализаторов человека.

1. Объясните, почему справедлива поговорка: “В темноте все кошки серы”?

2. Во времена, когда на самолетах еще не устанавливались герметические кабины, при быстром наборе высоты или пикировании случалось, что у пилотов разрывались баpaбанные перепонки. Объясните, почему это происходило и как этого можно избежать.

3 Что такое “морская болезнь”?

4. Почему человек легко отличает вкус лимона от вкуса конфеты?

5. Почему человек, чтобы лучше различить запах, делает несколько сильных коротких вдохов?

Отвечают на вопросы.

1. В темноте рецепторы, воспринимающие цветовые ощущения – колбочки, не работают, поэтому все предметы кажутся серыми.

2. На баpaбанную перепонку действует резкое изменение внешнего давления, глотательные движения в этом случае помогают выровнять давление

3 Неприятные ощущения, возникающие при повышенном раздражении органа равновесия: от него поступают сильные сигналы в мозг, что вызывает серьезные расстройства – головокружение, тошноту, рвоту и даже обморок.

4. За разные вкусовые ощущения отвечают разные зоны языка: за кислый вкус – боковые зоны языка, за сладкий вкус – кончик языка.

5. При быстрых коротких вдохах воздух вихревыми движениями достигает орган обоняния. При этом запах ощущается очень сильно.

Частично-поисковый Карточки с биологическими задачами Фронтальная группо-вая

6

Первичная проверка знаний Проверка уровня усвоения знаний учащимися. -предлагаю тест по изученной теме (см. приложение). -выполняют тест. Контроль-ный

(тест знаний)

Распечатанные тесты Индивидуализированная

7.

Подведение итогов Анализ успешности освоения необходимыми знаниями. -Самостоятельно оцените друг друга.

-с чем связано разнообразие в строении органов, образующих разные виды анализаторов; какое значение имеют анализаторы для человека?

-взаимопроверка тестов по шифру, данному учителем, выставление оценок.

-анализаторы имеют специфическое строение, связанное с восприятием определенных ощущений и благодаря тому, что анализаторы взаимодействуют друг с другом человек получает полную и реальную картину окружающего мира.

словесный   Индивидуализированогруппо-вая

8

Домашнее задание Направлено на дальнейшее развитие знаний по данной теме. -прочитать страницы 72-91;

-составить схему взаимосвязи различных видов анализаторов.

Запись домашнего задания. словесный   Фронтальная общеклассная

Приложение № 1

Варианты карточек – заданий для групп:

1 группа

Составить схему строения зрительного анализатора (подробно рассказать о строении периферического звена):

-задание № 41(в печатной тетради) рассмотрите рисунок, напишите название частей глаза;

- задание № 43 заполнить таблицу “Строение глазного яблока”.

2 группа

Охаpaктеризовать оптическую и защитную систему глаза:

-задание № 42 выпишите названия частей выполняющих защитную функцию;

-задание № 44 выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света;

-задание № 45 дайте определения понятий: палочки, колбочки, сетчатка, желтое пятно, слепое пятно.

3 группа

Описать наиболее хаpaктерные виды нарушения зрения по плану: название, причины, признаки, профилактика:

- задание № 46, какие дефекты зрения изображены на рисунке, предложите способы их исправления.

4 группа

Составить схему строения слухового анализатора (подробно рассказать о строении периферического звена):

-задание № 47 рассмотрите рисунок, подпишите названия частей уха;

- задание № 48 заполнить таблицу “Строение органа слуха”.

5 группа

Описать работу слухового анализатора:

-задание № 49 опишите процесс восприятия звука;

-задание № 50 как функционирует внутреннее ухо.

6 группа

Составить схемы строения тактильного и двигательного анализаторов (периферическое, проводниковое и центральное звено)

7 группа

Охаpaктеризовать вестибулярный анализатор, его строение и функции:

-задание № 51, каково строение и функции органа равновесия;

- задание № 52 рассмотрите рисунок, подпишите названия частей вестибулярного аппарата.

8 группа

Описать наиболее хаpaктерные виды нарушения органов слуха по плану: причины, признаки, профилактика (работа с дополнительной литературой).

9 группа

Составить хаpaктеристику обонятельного и вкусового анализаторов:

-задание № 54, какой орган чувств представлен на рисунке, каково его строение и функции;

- задание № 55 как функционирует орган вкуса.

Приложение № 2



Комментарии:

Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"


    Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

      Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....

02 12 2025 17:51:16

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

01 12 2025 11:30:15

Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене


    Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене

      В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....

30 11 2025 23:55:24

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

29 11 2025 0:56:36

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

28 11 2025 10:46:37

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"


    Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

27 11 2025 20:14:13

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

26 11 2025 18:49:19

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

25 11 2025 13:13:20

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

24 11 2025 7:27:52

Некоторые приемы мнемотехники


    Некоторые приемы мнемотехники

      Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....

23 11 2025 1:39:57

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

22 11 2025 9:54:34

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)


    Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

      Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

21 11 2025 4:14:34

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

20 11 2025 11:16:15

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

19 11 2025 15:45:59

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

18 11 2025 11:18:26

Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс

      Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....

17 11 2025 21:24:19

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"


    Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

      На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

16 11 2025 19:35:26

Обобщающий урок-семинар по теме "Селекция животных, растений и микроорганизмов"

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....

15 11 2025 19:24:38

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

14 11 2025 11:58:16

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

13 11 2025 19:14:46

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся


    Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

      В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....

12 11 2025 15:58:54

Урок по теме: "Бактерии. Их строение и значение"


    Урок по теме: "Бактерии. Их строение и значение"

      Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....

11 11 2025 19:54:45

Открытый урок биологии


    Открытый урок биологии

      Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...

10 11 2025 6:23:39

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

09 11 2025 22:10:59

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

08 11 2025 7:54:34

Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

      Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

07 11 2025 21:44:20

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

06 11 2025 9:28:41

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

05 11 2025 12:46:34

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

04 11 2025 21:59:28

Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"


    Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

      В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....

03 11 2025 8:50:43

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка


    Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

      Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

02 11 2025 4:10:27

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

01 11 2025 6:43:13

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

31 10 2025 9:51:18

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

30 10 2025 20:21:19

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

      Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

29 10 2025 14:15:36

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

28 10 2025 9:36:43

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

      Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края". ...

27 10 2025 5:54:16

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

26 10 2025 19:38:51

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

25 10 2025 14:38:29

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

24 10 2025 10:48:50

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

      Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

23 10 2025 20:30:18

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

22 10 2025 0:40:31

Методическая разработка "Цвети, Земля!"


    Методическая разработка "Цвети, Земля!"

      Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...

21 10 2025 2:52:16

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

20 10 2025 1:10:37

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

19 10 2025 5:25:51

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

18 10 2025 19:46:52

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"


    Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

      Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

17 10 2025 6:18:16

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

16 10 2025 18:27:14

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

15 10 2025 7:11:18

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"


    Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

      Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

14 10 2025 10:22:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::