Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные
Цель: изучить тип губки, как первых животных, относящихся к многоклеточным.
Задачи:
- рассмотреть историю появления губок, их многообразие и значение;
- привлечь внимание учащихся к малоизученной группе животных;
- познакомить с разнообразием губок.
Оборудование: таблицы по классификации губок, презентация «Губки». Видеофрагмент: «Регенерация губок».
Основные термины и понятия: многоклеточность, дифференциация клеток, хоаноциты, биофильтраторы, регенерация, симбиоз. Использован системный подход развивающего обучения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Настрой учащихся на урок.
II. Проверка знаний
Вместо точек подберите соответствующие слова
Вариант 1.
- Амёбы передвигаются при помощи …
- В состав пищи инфузорий – туфелек в основном входят …
- У пресноводных простейших продукты обмена веществ и избыток воды выводятся через …
- Реакции простейших на действие раздражителей называют …
- Эвглены зелёные … реагируют на свет.
- При наступлении нeблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние …
- Заболевание малярию вызывает, попавший в кровь …
Вариант 2.
- Инфузория – туфелька передвигается при помощи …
- Фотосинтез у эвглены зелёной происходит …
- Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории – туфельки через ...
- Амёбы … реагируют на свет
- Кислород в цитоплазму простейших поступает через …
- Простейшие размножаются путём …
- Дизентерийная амёба паразитирует в … человека.
III. Рассказ учителя:
1. История открытия губок
Слайд 3
Много ли мы знаем о губках? Да и большинство
учебников упоминает губок как-то вскользь, не
очень подробно и, похоже, не очень охотно. В чем же
дело, почему так не повезло целому типу животных,
довольно многочисленному и широко
распространенному?
Зоологи до сих пор не знают точно, куда, в какое
место животного царства поместить губок. То ли
это колонии простейших, то есть одноклеточных
организмов, то ли примитивные, но все же
многоклеточные животные. Да и статус животных
организмов губки получили только в 1825 г., а до
этого их вместе с некоторыми другими сидячими
животными относили к зooфитам – полуживотным,
полурастениям.
Известковые губки известны с докембрия,
стеклянные – с девона. В настоящее время
большинство исследователей, вслед за Иваном
Мечниковым, рассматривают в качестве предка
губок гипотетическое животное – фагоцителлу. Об
этом свидетельствует строение личинки губок,
близкой к наиболее архаичным животным из
подцарства фагоцителлообразных – трихоплаксам.
Однако Геккель
считал, что губки произошли от воротничковых
жгутиконосцев, в колониях которых возникли
анатомические и функциональные различия.
Губки оказались слепой ветвью эволюции, от них
никто не произошел.
Слайд 4
2. Многоклеточные животные – губки
– Предположите, какие особенности будут иметь губки в отличие от простейших? Используйте параграф 5 учебника, стр. 22. Выпишите особенности в тетрадь.
Дополнения учителя:
1. Наличие клеток хоаноцитов или воротниковых клеток со жгутиками, биение которых создает ток воды, необходимый для снабжения организма пищей и кислородом и для удаления двуокиси углерода и продуктов обмена. Хоаноциты некоторых сложно устроенных губок способны ежеминутно «перекачивать» объем воды, равный объему самой губки [2].
Поперечный срез через стенку тела губки 1 – устье, 2 – полость тела, 3 – каналы
2. Тело состоит в основном из студнеобразного вещества, внутри которого находится скелет из белка, углекислого кальция или кремнезема. Губки относятся к клеточному уровню организации
3. У губок имеется уже дифференциация клеток, но еще нет или почти нет координации между клетками, необходимой для организации их в ткани.
4. Клетки образуют очень рыхлый, непрочный комплекс, и если протереть губку через шелковое сито, то связи между ними можно совершенно нарушить, хотя сами клетки при этом не повреждаются. Затем клетки могут снова объединиться в комплекс, сходный с первоначальным.
5. Так как губки обладают рядом своеобразных морфологических особенностей, свойственных только этому, типу, их обычно считают боковой ветвью эволюционного ствола многоклеточных животных. Они произошли от жгутиковых независимо от других Metazoa и не дали начала никакому другому типу.
6. Живые губки напоминают кусок сырой печенки; обычно они имеют грязно-коричневую окраску, слизистую поверхность и неприятный запах.
7. Губки – сидячие организмы различной величины от 1 см до 2 м в высоту; они могут образовать плоский нарост, могут быть шаровидными, веерообразными или иметь форму чаши или вазы.
Три типа строения тела губок: темной полосой обозначен слой хоаноцитов
8. Большинство губок гермафродиты. Размножение пoлoвoе и бесполое. Бесполое размножение происходит путём почкования, иногда и внутреннего. Почки, образующиеся на теле, как правило, не отделяются от материнского организма, что приводит к появлению колоний самой причудливой формы.
9. В пoлoвoм процессе cпepматозоид оплодотворяет яйцеклетку; из яйца выходит личинка, некоторое время плавающая в воде, а затем прикрепляющаяся ко дну.
10. При превращении личинок во взрослые сидячие формы у губок происходит извpaщeние зародышевых слоев: наружные жгутиковые клетки мигрируют внутрь, а клетки внутреннего слоя перемещаются наружу.
11. Губки медленно и слабо отвечают на разные раздражения, так как в их теле нет нервных клеток.
12. Получение кислорода и выделение продуктов диссимиляции совершается через внутреннюю и наружную поверхности тела.
13. Пищеварение, как и у простейших, внутриклеточное.
14. Разложенные в результате пищеварения вещества частично диффундируют в другие клетки и там усваиваются, а частично ассимилируются на месте.
Слайды 15, 16, 17 (видео)
15. Губки обладают большими возможностями к регенерации. Живая губка может быть разрезана на много кусков, и каждый кусок сохраняет жизнедеятельность.
IV. Самостоятельная работа учащихся с обобщающей схемой на доске
Дополните недостающие звенья в обобщённой схеме процессов хаpaктерных для одноклеточных и многоклеточных организмов:
V. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника стр.23
Слайд 5. Классификация губок
Используя текст учебника, составьте схему классификации губок. Найдите отличия в хаpaктеристике классов губок.
Схема для проверки выполненного задания.
Слайды 6, 7, 8
VI. Знаете ли вы?
Где применяется губка? Слайд 20
История применения губки
1. Туалетная губка в древнем Риме.
Туалетной бумаги древние римляне не знали, вместо нее использовали простое приспособление – обычную средиземноморскую губку на палочке.
Немного о губке. Это морское беспозвоночное животное, скелет которого состоит из кремнезема, или кремнезема и спонгина, или одного спонгина. Вот этот скелет используют люди с древних времён.
Туалетная губка
В высушенном состоянии он твердый и ломкий, но
если намочить – губка становится мягкой и хорошо
держит воду. Кроме того, в виду присутствия в
тканях антисептических веществ губка обладает
бактерицидными свойствами [5]
Срок \"жизни\" банной губки в современных
условиях у одного хозяина – пара месяцев. Губки
до сих пор – предмет промысла, и на рынках почти
всех стран Средиземноморья можно увидеть
развалы губок.
Судя по свидетельствам современников, губки находились в общем пользовании (было бы странно представить римлянина, несущего в общественный туалет личную губку). В помещении туалета обычно стоял сосуд – ведро или таз, чаще из камня, в котором находились несколько губок. Предполагается, что до и после использования ее следовало помыть в небольшом канале с проточной водой, который обычно устраивался в центре туалета. В приличном туалете за губками присматривал служитель.
Маленький частный туалет в банном комплексе на римской вилле
1) Губки представляют чрезвычайно удобное
убежище для других организмов, и целый ряд мелких
водных обитателей использует их поры в качестве
жилищ. Здесь надо, прежде всего, назвать личинку
сетчатокрылого – сизиры (Sisyra fuscata), имеющую 4,5 мм в
длину, черно-бурого цвета. Кроме того, губки дают
приют некоторым видам ручейников (Hydropsyche ornatula),
хирономид (Glyptotendipes), водных клещей (Unionicola crassipes) и
др. Постоянными комменсалистами губок являются
некоторые виды инфузорий и коловраток. Иногда
губки живут в тесном сожительстве с мшанками,
причем эти организмы даже прорастают друг друга.
2) Губки – активные биофильтраторы, некоторые из
них способны пропускать через свое тело десятки
и сотни литров воды в сутки.
3) Случается, что губки, разрастаясь в водоемах,
приносят некоторый, правда небольшой, вред.
4) Наблюдали, что они засоряли отверстия
водопроводных труб и таким образом нарушали
работу водопроводных сооружений.
5) Днища деревянных судов могут обрастать
губками, что препятствует быстроте их движения.
6) В рыбоводных прудах бодяга считается
нежелательной. При сильном развитии она портит
воду, придавая ей неприятный запах и вкус.
Слайд 21
2. Используется губка бодяга в медицине.
У человека при контакте с губкой может развиться
сильный зуд и слабый отек пальцев, возможно
обусловленный гистаминоподобным действием
экстpaкта из губки.
Под конец упомянем о японцах. Они, как всегда,
\"впереди планеты всей\", завели у себя
плантации туалетных губок, и те, кому в голову
пришла такая благая мысль, явно не прогадали.
Заpaбатывают хорошо.
VII. Проверка усвоения материала. Заполнение кроссворда
http://biouroki.ru/crossword/biologiya-7-klass-latushin/gubki.html
1. Глубоководные формы губок высотой до 50 см.
Скелетные иглы содержат кремний. Окраска тела –
белая, серая, жёлтая или коричневая.
2. Закономерное, правильное расположение частей
тела относительно центра у многоклеточных
животных.
3. Губки, имеющие известковый скелет, обитающие на
мелководье морей и океанов. Окраска желто-серая.
4. Образ жизни животного, когда оно прикреплено
неподвижно к субстрату (каменное дно или крупный
предмет).
5. Губка, используемая человеком в медицине для
лечения ревматизма, ушибов, синяков.
6. Губки, имеющие кремниевый скелет. Окраска
разнообразная. Могут достигать размеров до 1
метра.
7. Одноклеточная водоросль, встречающаяся в
цитоплазме губок обеспечивающая ее кислородом.
8. Клетки, выполняющие индивидуальную функцию.
9. Скелетные образования, имеющиеся в студенистом
веществе тела губок.
Интернет-ресурсы:
- http://aquasea.narod.ru/sea_gubka.htm
- http://filogeniya.ru/gubki-porifera-12.html
- http://ulli-u.livejournal.com/84733.html
- http://chihuashki.ru/blog/morskie-zhivotnye-rekordnykh-razmerov
- http://aquasea.narod.ru/sea_gubka.htm
- http://www.dinos.ru/sci/20090212384.html
Оригинал новости:
- http://elementy.ru/news/430997
- http://brigantina.ucoz.com/publ/9-1-0-2292
- http://www.medbiol.ru/medbiol/dog/001412a2.htm
- http://www.medbiol.ru/medbiol/dog/000c6718.htm
- http://www.kimmeria.com/crimea/black_sea_38.htm
Источник: http://bio.1september.ru
Литература:
- Н.Грин, У. Стаут, Д.Тейлор. Биология, т.1. – М.: Мир, 1996.
- В.А. Догель. Зоология беспозвоночных. – Л.: Высшая школа, 1983.
- В.А. Догель. Курс сравнительной анатомии беспозвоночных. – Л.: Ленинградский университет, 1967.
- В. М. Колтун. Жизнь животных, т. 1, М., 1968
- А.А Яхонтов. Зоология для учителя издательство « Просвещение». Москва 1968 год
- Основы палеонтологии. Губки, археоциаты, кишечнополостные, черви, М., 1962;
Приложение 1
Слайд 9. Симбиоз губок с другими организмами
Очень многие животные, встречающиеся на поверхности и внутри губок, вступают с ними в безобидные или обоюдовыгодные отношения. Таковы многие paкообразные, некоторые многощетинковые черви (полихеты), змеехвостки и др. Нередко в тканях губок откладывают яйца другие животные, например мелкие головоногие моллюски, многощетинковые черви, некоторые рачки, рыбы и т. д. Известным примером симбиоза служит сожительство paка-отшельника с пробковой губкой (Suberites domuncula). Губка поселяется на небольшой пустой paковине брюхоногого моллюска; в эту же paковину залезает молодой paк-отшельник, пользующийся ею для защиты своей мягкой задней части тела. Постепенно вся paковина обрастает губкой, свободным остается лишь вход в жилище paка-отшельника. С ростом губки растет и paк-отшельник. В результате внутри губки образуется спиральная полость, в которой живет paк-отшельник, выставив наружу переднюю вооруженную клешнями часть тела. При необходимости он может полностью скрываться внутри губки. Такой симбиоз выгоден обоим животным: paк-отшельник имеет надежное убежище, а губка получает возможность передвижения. [1]
Paк-отшельник с пробковой губкой
Следует подчеркнуть, что биологические
взаимоотношения paкообразных и губок очень
разнообразны. Наблюдается около 500 различных
случаев более или менее тесных связей, которые
рассматриваются как явления комменсализма,
мутуализма, паразитизма и отношения смешанного
хаpaктера. Многие мелкие веслоногие и равноногие
рачки, бокоплавы и близкие к ним морские козочки
квартируют или паразитируют в губках. Они
встречаются внутри – в каналах и полостях – и на
поверхности – в многочисленных ямках и
углублениях, питаясь отмершими частицами тела
губок. Иногда таких рачков насчитывают десятками
и сотнями экземпляров в одной губке.
Десятиногие paки-креветки используют губок в
основном в качестве убежища от врагов. Рачки
выходят из атриальной полости лишь ночью и редко
покидают поверхность губок. Интересно, что
обитающие здесь рачки по сравнению со
свободноживущими близкими родичами откладывают
значительно меньше яиц. Зато их яйца гораздо
большего размера, что влияет на сокращение
личиночного периода рачков, следовательно, и
времени, которое они проводят вне защиты губок.
При небольшом количестве яиц ускоренное
развитие личинок – важное приспособление,
отражающееся на сохранности потомства. Часто
креветки и бокоплавы встречаются в полости губок
парами. Очень любопытные отношения сложились
между десятиногими рачками спонгикола (Spongicola
venusta) и стеклянной губкой, известной под
названием корзинка Венеры (Euplectella oweni). В обширной
полости почти каждой губки живет пара таких
рачков – самец и самка. Они забираются туда еще
на стадии личинки и во взрослом состоянии уже не
могут выйти на свободу, поскольку устье губки
прикрыто защитной решеткой. Так эти рачки всю
жизнь и проводят вместе, заключенные в полости
губки. В Японии, у берегов которой обитает
корзинка Венеры, издавна существует обычай
дарить при свадебных церемониях экземпляры
губок с находящейся внутри парой рачков как
символ вечной и нерушимой любви и супружеской
верности.
Краб Dromia
Некоторые кpaбы забавно используют
непривлекательность губок для хищников. Они
таскают на своей спине куски губок, поддерживая
их задней парой конечностей. Такие кpaбы Dromia
отрезают клешнями соответствующие величине их
тела куски губок и общипывают их так, что они
помещаются у них на спине. Со временем мягкая и
эластичная губка, прижатая к телу кpaба,
приобретает поверхность, удобно прилегающую к
панцирю. Губка служит кpaбу своего рода щитом,
который пpeдoxpaняет его от нападения врагов.
Вполне вероятно, что здесь имеет значение резкий
и специфичный запах губок. При появлении
крупного хищника краб иногда сбрасывает со спины
губку, отвлекая внимание врага, а сам быстро
скрывается. Избегнув опасности, краб отыскивает
другую подходящую губку и приспосабливает ее на
свою спину. Иногда он использует для этого
пробковую губку с сидящим в ней
paком-отшельником. На панцире некоторых крабов
находят плотно приросших к ним губок. В данном
случае кpaбы также активно действуют, откусывая
клешнями кусочки губок и пристраивая их на своей
спине до тех пор, пока они не прирастут к панцирю.
Гораздо реже сожительствуют с губками сидячие
paкообразные. К их числу относятся различные
усоногие paки (Cirripedia), в частности морские желуди,
или балянусы (Balanus). Эти рачки имеют наружный
скелет из известковых пластинок, образующих
своеобразный домик; верхние пластинки его могут
расходиться, и в появившееся отверстие рачок
высовывает наружу передние непрерывно
двигающиеся конечности. Балянуск чаще всего
встречаются на комкообразных губках, у которых в
процессе роста развиваются образования,
подобные галлам растений. Отдельные губки могут
нести до сотни таких галлов. Морские желуди долго
сопротивляются полному обрастанию их губкой,
двигая конечностями, снабженными зубчиками. До
полного обрастания губкой балянусы успевают
достичь пoлoвoзрелости ж дать потомство.
Поселение балянусов на губках дает первым ряд
выгод: защита от врагов, токи воды, создаваемые
губками, слабая пищевая конкуренция с ними.
Однако балянусы губкам никакой пользы не
приносят. Чрезмерное засилье балянусов иногда
вызывает неспособность губок к пoлoвoму
размножению и даже их гибель. Другие
представители усоногих paков, морские уточки
(Lepas), регулярно встречаются на длинном корневом
пучке игл некоторых гиалонем (Hyalonema). который
используется как подходящий субстрат,
возвышающийся над сильно заиленным дном. На этом
же корневом пучке игл могут поселяться
коралловые полипы (Palythoa), образующие вокруг него
плотный чехол со многими сидящими на нем
небольшими зооидами. Постоянно поселяется на
некоторых губках (Axinella) корковая актиния (Parazoanthus
axinellae). Личинки ее обладают избирательной
способностью к субстрату, оседая на тех губках,
поверхность которых обычно используется ими в
качестве места обитания, губка играет здесь
пассивную роль и, очевидно, никакой выгоды от
такого «квартиранта» не имеет.
Приложение 2
Это интересно
Долгожитель Антарктическая губка. Слайд 18.
Этот живой организм уникален в своем возрасте. Антарктическая губка – это долгожитель из долгожителей. Вполне возможно, что губки растут очень медленно в связи с низкими температурами. У них замедлен метаболизм.
Антарктическая губка
Ученные обнаружили, что возраст самой «пожилой» антарктической губки составляет более полторы тысячи лет. А теперь на минуту представьте себе, сколько всего интересного повидала эта губка на своем веку. Именно этим живым существам принадлежит рекорд долгожительства в мире животных
Губки для великанов и карликов. Слайд 11
Среди примитивных морских животных –
губок – самая высокая – кубок Нептуна.
«Рост» этого сидячего, действительно похожего на
кубок существа, может достигать 120 сантиметров. А
вот самую тяжелую губку нашли на Багамских
островах. Она была в обхвате почти два метра и
весила 41 килограмм. Правда, после того, как ее
высушили, вес губки стал намного меньше – всего 5
кг 440 г. Ну а самой маленькой губочкой, пожалуй, не
смогла бы мыться даже Дюймовочка: ее диаметр –
всего-навсего 3 мм.
http://chihuashki.ru/blog/morskie-zhivotnye-rekordnykh-razmerov
Губка кубок Нептуна Сварчевския папирусная 1-4 мм.
Губка корзинка Венеры Слайд 12
Тело цилиндрической формы до 30 см длиной, состоит из шестиугольных игл, в состав которых входит кремнезем. Глубоководный вид тропической зоны Тихого и Индийского океанов.
В Японии евплектелла связана со свадебной церемонией. Молодые люди при заключении бpaка получают в подарок красивую полупрозрачную корзиночку с парой засушенных креветок внутри. Японцы давно заметили, что в каждой такой губке живут две креветки – самец и самка. Они забираются туда еще на личиночной стадии и, вырастая, уже не могут ее покинуть. Поэтому подарок имеет для молодоженов символическое значение – он служит олицетворением постоянной любви, верности и долгого супружеского счастья. В переводе с японского губка так и называется – «вместе прожить, состариться и умереть».
Корзинка Венеры
Губок изучают немногие зоологи. Объясняется это просто – большого пpaктического значения они не имеют, внешне малопривлекательны, не то что, например, птицы, тигры или морские звезды. В то же время имя одного из самых крупных русских специалистов по морским губкам известно каждому. Сейчас мало кто помнит, что великий русский путешественник, этнограф и антрополог Николай Николаевич Миклухо-Маклай был зоологом по образованию. Ученик и ассистент великого Эрнста Геккеля, он много занимался губками наших морей. В конце многих научных названий губок, обитающих в северных морях, мы встречаем имя автора описания вида – Miclucho-Maclay.
Добыча губок. Слайд 10
Калимнос. Ныряльщики за губками.
Калимнос довольно небольшой остров в Эгeйском море, является частью группы более 50 Додеканеских островов на юге Греции. Хотя ныряние за губками было источником дохода для многих греческих островов в последние столетия, Калимнос известен как центр греческой отрасли добычи губок. Воды вокруг греческих островов благотворны для их роста, из-за высокой температуры воды. Лучшие губки по качеству были на юге Средиземного моря. Точно неизвестно когда губка вошла в употрeбление. В древних писаниях(Платона, Гомера) губка упоминается как предмет для мытья. На Калимносе также ныряние за губками имеют корни с древних времён. Это одна из самых старых профессий на острове. Ныряние за губками дало социальное и экономическое развитие острову. В прошлом ныряли методом «скин дайвинг». Комaнда выходила в море на маленькой лодке. Для поиска губок на дне использовали цилиндрический объект со стеклянным дном. Как только находилась губка ныряльшик доставал её со дна. Обычно он нёс на себе 15 кг плоский камень, извесный как «скандалопетра», чтобы быстро достать до дна. Срезанную губку собирал в специальные сети. Глубина и время погружения зависели от размера лёгких ныряльщика. Хотя это было довольно трудно добывать таким способом, но таким образом было добыто и продано очень много губок. Многие торговцы на Калимносе стали очень богаты. С 1865 г. В торговле губками наступил бум. Причиной для этого стало представление стандартного водолазного костюма или Скафандро как назвали греки. Торговец с острова Сими завёз снаряжение, вероятно Сибе Гормана. Преимущества были на лицо. Теперь, ныряльщики могли оставаться на сколько угодно и на больших глубинах. Лучшие губки находили на глубине около 70 метров. Ныряльщик мог теперь ходить по дну и искать их.
В 1868 г. Флот ныряльщиков за губками составлял:
300 кораблей с ныряльщиками(от 6 до 15 ныряльщиков
на каждом корабле) 70 кораблей которые добывали
губки гарпунами.
С появлением костюма торговля получила огромный
рост. С Калимноса корабли уходили в Эгeйское и
Средиземное моря. Уходили так далеко как Тунис,
Ливия, Египет, Сирия. Они находились в море по 6
месяцев.
Выгода на добыче и продаже губок была высокой.
Для ныряльщиков рабочие условия в костюме были.
Однако, появилась большая опасность при
погружениях – декомпрессионные заболевания.
Скоро после введения скафандра произошли первые
несчастные случаи с ныряльщиками. Симптомы,
тяжелые боли, паралич и cмepть в конечном итоге
были ужасающими для водолазов и других экипажей,
поскольку они не имели понятия, что являлось
причиной всего этого!
Ежедневные погружения на 70 метров и больше и
всплытие без остановок безопасности нанесли
разрушительный эффект: в первый год
использования скафандра около половины
ныряльщиков было парализованы или умерли от
декомпрессионной болезни. Между 1886 и 1910 г.
Погибли около 10000 ныряльщиков и 20000 были
нетрудоспособны.
Это оказало большое влияние на всех жителей
Калимноса. В каждой семье были отцы, дети, братья
и другие родственники которые были парализованы
или не вернувшиеся с сезона. К концу19-го века это
вызвало большие волнения на Калимносе, особенно
среди женщин. В то время остров был оккупирован
турками. Женщины просили турецкого султана
запретить скафандр, что он и сделал в 1882 году.
Прибыль упала, ныряльщики вернулись к старому
способу добычи (скин дайвинг). Примерно через 4
года скафандр снова начали использовать
произошли и новые несчастные случаи.
Современная добыча губок
Наиболее широкое применение с древнейших
времен до наших дней имеют туалетные губки,
скелет которых лишен минеральных игл. Промысел
туалетных губок ведется в умеренных,
субтропических и отчасти тропических морях на
небольшой глубине.
Ныряльщик отрывает губку от камня или другого
субстрата и укладывает ее в сетку, которую затем
поднимают с помощью веревки в лодку. Иногда
применяют драгу или железную кошку, но при таком
способе добычи много губок повреждается.
Слайд 22
VIII. Опережающее домашнее задание: повторить § 5, найти интересные факты по типу «Кишечнополостные».
Комментарии:
Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....
10 02 2025 2:16:52
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
09 02 2025 19:56:20
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
08 02 2025 4:37:52
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
07 02 2025 7:13:29

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
06 02 2025 20:37:12
Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....
05 02 2025 5:53:36

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
04 02 2025 17:52:55
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
03 02 2025 10:52:24
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
02 02 2025 12:39:31
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
01 02 2025 15:54:24
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
31 01 2025 4:36:38
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
30 01 2025 9:43:15
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
29 01 2025 9:48:53
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
28 01 2025 12:50:21
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
27 01 2025 8:43:55
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
26 01 2025 13:37:14
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
25 01 2025 11:42:15
Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию.
...
24 01 2025 13:30:29
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
23 01 2025 18:51:53
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
22 01 2025 0:18:28
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
21 01 2025 1:15:13
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
20 01 2025 16:24:29
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
19 01 2025 17:25:10
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
18 01 2025 9:32:26
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
17 01 2025 13:31:30
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
16 01 2025 9:50:38
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
15 01 2025 8:45:19
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
14 01 2025 4:49:34
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
13 01 2025 1:22:52
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
12 01 2025 17:35:54
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
11 01 2025 15:20:46
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
10 01 2025 1:34:29
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
09 01 2025 21:23:54
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
08 01 2025 6:44:22
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
07 01 2025 8:14:12
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
06 01 2025 14:52:33
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
05 01 2025 1:12:48
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
04 01 2025 4:51:51
Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....
03 01 2025 6:30:42
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
02 01 2025 7:55:16
Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....
01 01 2025 11:11:16

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
31 12 2024 4:36:57
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
30 12 2024 4:33:33
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
29 12 2024 12:11:50
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
28 12 2024 17:16:39
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
27 12 2024 20:52:11
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
26 12 2024 20:42:39
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
25 12 2024 20:28:32
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
24 12 2024 22:43:53
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
...
23 12 2024 10:20:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::