Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"


Цель:

  1. Формировать представления о вреде психоактивных веществ для развития организма.
  2. Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Оборудование: на доске название урока. Приготовлены схемы для раскрытия темы урока, ватман, маркеры для работы в группах.

Этапы

Методы

Задачи

Материал

Время.

I

Организационный

Упражнение энергизатор

Кратковременное быстрое включение в деятельность

Мягкие игрушки

5 мин.

II

Всесторонняя проверка ЗУН

Мозговой штурм

Использование нестандартных ситуаций для проверки всесторонних знаний, используя работу по парам.

Доска, мел.

10 мин

III

Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.

Дискуссия

Формирование положительной, познавательной мотивации предстоящей деятельности.  

5мин

IV

Этап усвоения новых знаний

Мини-лекция

Сформировать конкретные представления об изучаемых понятиях. Выявить сущность и главное в изучаемом.

Схемы на бумаге, новые термины, магниты.

10 мин

V

Этап закрепления новых знаний

Метод кооперативного обучения

Организовать деятельность учащихся по применению знаний, используя работу в группах

Листы бумаги А-3, маркеры.

10 мин.

VI

Подведение итогов урока   Дать анализ успешности овладения знаниями, дать ориентир на применение этих знаний.  

3 мин

VI

Этап информации о домашнем задании.

сообщение

Сориентировать учащихся на возможные затруднения, на правильное выполнение задания.

Доска, мел.

2 мин.

С чем для вас ассоциируется слово «Здоровье» (учащиеся перекидывают мягкую игрушку и называют свои ассоциации со словом «здоровье»).

Желаем здоровья! Как часто мы слышим это пожелание людей друг другу при встречи или при поздравлениях. Что нужно сделать, чтобы пожелания осуществились? Из чего складывается наше здоровье? Какую формулу здоровья мы можем вывести? Специалисты предлагают формулу, где определены основные факторы, влияющие на здоровье. В числителе укажем факторы, положительно влияющие на здоровье, а в знаменателе ухудшающие его.

Здоровье = "Факторы влияния"

На наш организм ежеминутно воздействуют множество самых разных факторов, каждый из которых либо положительно, либо отрицательно влияет на наше здоровье. Назовите какие-нибудь факторы, влияющие на наш организм? (школьники по очереди отвечают, а ведущий фиксирует ответы на доске)

Все перечисленные вами факторы можно объединить в четыре группы:

  • Наследственность.
  • Окружающая среда, экология.
  • Медицинское обслуживание.
  • Образ жизни.

Все четыре группы факторов, естественно, оказывают влияние на наше здоровье. Но чье влияние важнее? Какие факторы влияют более существенно? Или же их влияние одинаково? Над этими вопросами думали специалисты из Всемирной Организации Здравоохранения. Пожалуйста, объединитесь по парам, обсудите и ответьте на вопросы:

На сколько процентов мое здоровье зависит:

  • от родителей, давших мне определенную наследственность?
  • от окружающей среды?
  • от медицины, которая обслуживает меня?
  • от меня, от образа жизни, который я веду?"

Интересно, совпадут ли Ваше мнение и мнение экспертов ВОЗ?

Обсуждение (1 мин.), презентация ответов от парты. Ведущий записывает ответы на доске.

Мнение специалистов ВОЗ таково:

  • образ жизни - 50%.
  • окружающая среда (экология) 20 %
  • наследственность определяет 20% нашего здоровья
  • медицинское обслуживание - 10%

Таким образом, на здоровье каждого из нас влияет много факторов; но самый главный из них - наш образ жизни.

Кто, по-вашему, определяет образ жизни (родители, учитель, я сам (а), друзья, законы и т.д.)? Дискуссия по той же схеме. Желательно прийти к выводу: за свой образ жизни и за свое здоровье ответственность в первую очередь несет сам человек.

В чем смысл для Вас здорового образа жизни? Вспомните, пожалуйста, популярных людей, звезд, героев фильмов, которые для Вас являются примером здорового образа жизни? Что является для таких людей самым главным в жизни, основной ценностью?

По статистическим данным ежегодно происходит ухудшение здоровья населения. Со здоровьем связана средняя продолжительность жизни. Например, продолжительность жизни россиян от 45 до 51 года, когда немцы, шведы имеют среднюю продолжительность жизни от 68 до 75 лет. Всё это связано не только с образом жизни, но и с тем, что много детей рождается с различными патологиями, отклонениями от нормы. Почему молодое поколение рождается слабым, больным? Что мы будем иметь уже через 30 лет, когда для этого поколения наступит репродуктивный период? Когда наступает репродуктивный период?

Индивидуальное развитие любого организма включает два периода: эмбриональный (эмбриогенез) длится с момента оплодотворения - образование зиготы до рождения и постэмбриональный период с момента рождения и до конца жизни особи. Постэмбриональный период в большинстве случаев более продолжительный. У человека он включает дорепродуктивный период, завершающийся пoлoвым созреванием и репродуктивный период- стадию зрелости и пострепродуктивный период-стадию старости.

Репродуктивная система человека представляет собой достаточно сложную комбинацию органов различной структуры и функции.

Во-первых, это так называемые пoлoвые железы, которые выполняют, фактически, две функции: отвечают за формирование и созревание пoлoвых клеток, а именно cпepматозоидов у мужчин и яйцеклеток у женщин, и синтез пoлoвых гормонов, таких как эстроген, прогестерон, тестостерон, которые влияют не только на пoлoвые органы, но и на весь организм человека. Пoлoвые железы называются семенниками у мужчин и яичниками у женщин.

Во-вторых, имеются пoлoвые органы, которые обеспечивают специфическую для каждого пола функцию. Так, пoлoвые органы мужчины должны обеспечить созревание cпepматозоидов, соединение их с другими компонентами cпepмы и доставку ее в женские пoлoвые пути, где должно произойти оплодотворение. В этом, собственно, и состоит биологическая роль мужчины в продолжение рода. Пoлoвые органы женщины приспособлены к тому, чтобы служить путями для продвижения cпepматозоида и яйцеклетки навстречу друг другу и обеспечивать место для прикрепления оплодотворенной яйцеклетки, развития эмбриона и рождения нового маленького человека. В-третьих, все происходящие в репродуктивной системе процессы регулируются гормонами гипофиза, которые в свою очередь находятся под влиянием релизинг-гормонов гипоталамуса. Именно на действие этих гормонов в репродуктивной сфере и влияет использование различных психотропных веществ: алкоголя, никотина, наркотиков. В последние годы проводятся исследования того, как психоактивные вещества могут изменять уровень гормонов в организме, и как они, в свою очередь, могут изменять функционирование репродуктивной системы.

Молодые люди употрeбляют различные психоактивные вещества, не задумываются о состоянии репродуктивной сферы, о будущем поколении, о том, что они будут родителями. И так бывает очень часто, что, к сожалению, беременность начинается раньше, чем будущая мать узнает о ней. Фактически, к тому моменту, когда женщина окончательно осознает себя будущей матерью, оказываются сформированными зачатки многих органов и систем, и хотя все это еще микроскопическое, но строение и даже внешний вид будущего ребенка уже предопределены. Поэтому, если на организм матери воздействовали те или иные вредные факторы, они могут проявиться в строении тела малыша. И то, какими могут оказаться дефекты, зависит от того периода, когда произошло воздействие. Мутагенами являются и лекарства. Примеры: использование снотворного талидомида в Западной Европе привело к рождению нескольких тысяч уpoдов от матерей, которые принимали патентованное снотворное; недостаток витаминов группы В может стать причиной ряда морфологических уpoдств, в том числе и внутренних органов (сердца, печени). Антибиотик актиномецин, не оказывая влияния на организм матери, у зародыша нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга. Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалий развития. После введения кортизона (гормон надпочечников) самкам крыс на 12 неделе беременности у всех зародышей сформировалась волчья пасть, шумовой стресс у беременных крыс приводит к нарушению формирования скелета; причиной уpoдств являются токсины (яды) паразитов. Попробуем определить силу воздействия вредных веществ: никотина, алкоголя, наркотиков на развитие организма будущего ребёнка.

Работа по группам (1 - влияние курения, 2 - влияние алкоголя, 3 - влияние наркотиков).

Задание: составьте схему, рисунок, модель по данному тексту. Подготовьте ответ.

Первая группа «Влияние на развитие организма курения»

Как табачный дым влияет на дыхательную систему.

Воздействие табачного дыма на ребенка до его рождения, в частности, приводит к задержке роста легких, развитию респираторных заболеваний, сопровождающихся одышкой, особенно у детей дошкольного возраста. Это влияние в последующем сказывается на респираторном здоровье в течение всей жизни.

Важно также, что тонкая дифференцировка и созревание ткани легких происходит в самом конце беременности. Высокий риск преждевременных родов и недоношенности создает опасность недостаточной зрелости легких у детей курящих родителей.

Как табачный дым влияет на мозг младенца.

Традиционное беспокойство, касающееся приема психоактивных веществ во время беременности, приводит к возникновению больших структурных отклонений.

Исследования показывают, что дети, которые до рождения были подвергнуты воздействию различных психоактивных веществ, сталкиваются с проблемами в поведении и обучении. В частности обнаруживаются тонкие, но существенные отклонения в способности регулировать эмоции и в том, чтобы фокусировать и удерживать внимание. В результате такой ребенок может хуже справляться со школьной программой, из чего вытекают немалые последствия.

С курением во время беременности связаны проблемы в обучении и поведении, а также изменения, касающиеся функционирования слуховой зоны мозга. У новорожденных это проявляется пониженной реакцией на звуки и измененными процессами привыкания к звукам. В возрасте от 1 года до 11 лет дети отличались в том, как они выполняли задания, связанные со слухом, такие как языковые задания, память на слова, аудиальная обработка. С внутриутробным воздействием курения также было связано изменение проявления импульсивности.

Проведенное в штате Мичиган исследование обнаруживает нарушение развития выразительной речи у детей 6 лет, подвергшихся внутриутробному действию табака.

Вполне доказанными следствиями материнского курения во время беременности являются задержка роста до рождения и снижение интеллектуального потенциала ребенка после рождения. То, как ученик справляется со школьными заданиями, может во многом зависеть от того, курила ли его мать до его рождения.

Поведение детей первых лет жизни оказалось более проблемным у матерей, которые курили во время беременности. Оно включало повышенную импульсивность, бунтарство, склонность к риску. Проявления негативизма в возрасте 2 лет у детей курящих матерей оценивались в четыре раза выше по сравнению с теми матерями, которые либо прекратили курить во время беременности, либо не начинали курить до родов. Другие исследования таких детей обнаружили их большую склонность к потрeблению наркотиков, девиантному поведению, меньшим успехам в подростковом возрасте и психическим проблемам в последующей жизни.

Курение матери во время беременности также предрасполагает детей к ранним экспериментам с курением. Кроме этого, исследователи обнаружили, что курение во время беременности способствовало тому, что ребенок с большей вероятностью проявлял тревогу, депрессию и такие виды поведения, когда ребенок бил или кусал других. Если мать во время беременности выкуривала, по меньшей мере, 10 сигарет в день, вероятность того, что ее ребенок уже попробует курить до 10 лет, возрастала в 5 раз. Исследование экспериментирования с табаком представляется важным, потому что чем раньше начинаются эксперименты, тем больше оказывается вероятность формирования привычки и зависимости.

Вторая группа «Влияние на развитие организма алкоголя»

Наименьшее потрeбление алкоголя регистрируется в странах Скандинавии (Швеция - 4, 9 л, Норвегия - 4,4 л, Исландия - 4,0 л). Больше всего пьют (от 10 до 12 литров алкоголя на душу населения) в Ирландии, Португалии, Франции, Германии, Чехии и Румынии. В России, по официальным данным, потрeбление алкоголя составило 8,6 литра, а с учетом подпольной водки, самогона и т.д., по мнению экспертов (например, профессора А.В.Немцова), оно составляет 14 литров алкоголя на душу населения, что больше, чем в любой иной стране.

Алкоголь повреждает мозг еще не родившегося младенца

Недостаточность щитовидной железы может влиять и на мать, и на младенца.

Употрeбление алкоголя во время беременности может изменять функцию щитовидной железы, как матери, так и младенца, что может вызывать повреждение головного мозга. Ученые обнаружили, что отклонения в строении головного мозга у потомства пьющих матерей подобны тем, которые наблюдаются при внутриутробной недостаточности гормона щитовидной железы. Если со стороны щитовидной железы как матери, так и плода, не поступает достаточных количеств гормонов, могут возникнуть дефекты развития мозга, часть из которых напоминают отклонения у детей с алкогольным синдромом плода.

Координатор исследования профессор Кудд сказал: "С поведенческой точки зрения, дети, рожденные у матерей с пониженной функцией щитовидной железы, имеют худшие показатели интеллекта, внимания, языковых способностей, чтения и отстают в школе подобно детям, имеющим вызванные алкоголем врожденные дефекты".

Эндокринологам известно, что в больших количествах алкоголь воздействует также и на функцию щитовидной железы взрослых. С другой стороны, даже без воздействия алкоголя два процента женщин имеют предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям щитовидной железы во время беременности, что также может понижать ее функцию, и важно не усугубить это алкоголем.

Внутриутробное воздействие алкоголя влияет на рост и строение тела, вызывает алкогольный синдром плода, ухудшение познавательных и лингвистических способностей, дефициты внимания и памяти.

Алкоголь вызывает также серьезные нейроповеденческие изменения. Дети, которые в утробе матери подвергались воздействию алкоголя, в возрасте 6 лет обнаруживали повышенные показатели по шкалам агрессивности, тревоги, депрессии и общей шкалы проблем. Умственное недоразвитие (от мягких до умеренно выраженных степеней) занимает существенное место в структуре алкогольного синдрома плода. Проблемы поведения и обучения могут присутствовать, по меньшей мере, вплоть до периода позднего детства.

Третья группа «Влияние на развитие организма наркотиков».

Воздействие отдельных групп наркотических веществ на развитие организма

У детей, которые внутриутробно подверглись воздействию опиатов, отмечаются проблемы внимания и обучения. Это может отчасти объясняться также факторами окружающей среды, если мать продолжает принимать наркотики. Существует опасность нарушения развития. В начале ребенок много плачет, пуглив и часто просыпается. Отдаленные наблюдения в школьном возрасте обнаруживают проблемы внимания и тонких моторных функций.

В экспериментах на животных воздействие кокаина приводило к изменениям в тех зонах мозга, которые отвечают за внимание и способности к обучению. Кокаин непосредственно изменяет нейромедиаторный обмен в областях, участвующих в обучении, памяти, мотивации, контроле двигательной активности, обработке сенсорных сигналов, то есть информации, поступающей от органов чувств. Это может служить причиной, почему дети, подвергнутые воздействию наркотика в утробе матери, испытывают проблемы с регуляцией возбуждения, отсрочкой удовлетворения их желаний, плохо справляются со стрессом и не переносят чувство неудовлетворенности. В частности, этим детям требовалось больше времени, чтобы успокоиться, когда с ними переставали играть, они были более склонны к импульсивным действиям, крику и другим формам сопротивления, когда к ним применяли какие-либо ограничения. У таких детей хуже формировались языковые навыки. Они с большей скоростью реагировали на зрительные стимулы, но при этом испытывали трудности, если требовалось реагировать на одни стимулы и не реагировать на другие. В школе дети, подвергнутые влиянию наркотика, с большей вероятностью отставали от своих сверстников и испытывали потребность в специальных программах обучения

По оценкам, сделанным в ходе другого исследования, снижение интеллекта и языковых способностей только тех детей, которые подверглись воздействию кокаина до рождения в США, ежегодно обойдется, по меньшей мере, в 352 млн. американских долларов в связи с необходимостью организации специальных занятий для этих детей.

Оценка в возрасте 33 месяцев показала, что дети, чьи матери употрeбляли кокаин, имели низкие показатели языковых тестов и интеллектуальный коэффициент.

Точно так же, как курение марихуаны нарушает обмен многочисленных нейромедиаторов в головном мозге взрослого потребителя, оно нарушает и обмен развивающегося мозга еще не родившегося младенца. Курение матерей во время беременности склонно вызывать проблемы снабжения плода кислородом, и связано с замедленным ростом, а также с изменениями поведения и обучения у новорожденных.

У подвергшихся внутриутробному воздействию каннабиса детей в возрасте 3 лет страдают функции зрительного анализатора и абстpaктное мышление, отмечаются более частые ночные пробуждения, меньшая эффективность сна, большее время бодрствования после начала сна. Страдают познавательная сфера и внимание у дошкольников и детей в младшем школьном возрасте.

В экспериментах на животных установлено, что воздействие на развивающийся мозг наркотика экстази приводит к проблемам с памятью и обучением. В экспериментах на животных внутриутробное или вскоре после рождения воздействие кофеина приводило к уменьшению массы головного мозга, изменениям в его развитии, проблемам с памятью и обучением.

Воздействие органических растворителей приводит к ухудшению зрения ребенка, и в частности цветного зрения, что может служить признаком более разностороннего поражения нервной системы.

Выступление групп с выполненным заданием. Презентация материала.

Несомненно, хотим мы этого или нет, подростки будут экспериментировать, используя различные психоактивные вещества. Сегодня вы узнали, что это оказывает негативное воздействие на наше будущее и на всё человечество. Сегодня вы должны сделать осознанный, правильный выбор в пользу вашего здоровья и будущего человечества. Дома попробуйте составить обращение ко всем людям планеты земля, чтобы, прочитав его, они тоже сделали выбор в пользу своего здоровья.




Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....

17 01 2022 3:44:27

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

16 01 2022 2:18:28

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"


    Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"

      Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....

15 01 2022 15:49:40

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"


    "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

      На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

14 01 2022 20:24:54

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

13 01 2022 12:17:29

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

12 01 2022 3:36:21

Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"


    Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"

      В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...

11 01 2022 12:44:59

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания


    Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

      В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

10 01 2022 21:41:37

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

09 01 2022 3:40:19

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

08 01 2022 22:34:34

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

07 01 2022 5:51:52

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

06 01 2022 13:36:30

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А


    Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

      Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

05 01 2022 8:38:42

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

04 01 2022 13:43:54

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

      Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

03 01 2022 7:16:40

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

02 01 2022 22:28:28

Мастерская "Omne ex owo"


    Мастерская "Omne ex owo"

      «Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

01 01 2022 17:54:37

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

31 12 2021 13:41:35

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

30 12 2021 12:46:23

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

29 12 2021 13:44:49

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

28 12 2021 4:18:26

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

27 12 2021 22:29:19

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

26 12 2021 5:57:31

Театр здоровья


    Театр здоровья

      Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....

25 12 2021 7:19:44

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

24 12 2021 20:26:17

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

23 12 2021 17:49:39

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

22 12 2021 4:46:54

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

21 12 2021 16:55:47

Строение и работа сердца человека. Его основные функции

Строение и работа сердца человека. Его основные функции Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....

20 12 2021 1:54:17

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

19 12 2021 18:59:19

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

18 12 2021 23:45:41

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

17 12 2021 14:23:17

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

16 12 2021 18:10:17

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

15 12 2021 13:47:53

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

14 12 2021 20:52:11

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

13 12 2021 18:47:30

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

      Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

12 12 2021 6:12:52

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

11 12 2021 3:30:13

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

10 12 2021 10:36:59

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

09 12 2021 12:15:16

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)


    Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

      В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...

08 12 2021 8:26:15

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

07 12 2021 17:51:57

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс


    Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

      Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

06 12 2021 12:21:17

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"


    Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

      Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

05 12 2021 9:15:16

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

04 12 2021 12:11:30

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

      Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

03 12 2021 6:40:46

Инфекционные болезни и проблемы долголетия


    Инфекционные болезни и проблемы долголетия

      Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...

02 12 2021 11:27:59

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

01 12 2021 7:42:17

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

30 11 2021 3:34:32

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности


    Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

      Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....

29 11 2021 3:10:18

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::