Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"
Цель:
- Формировать представления о вреде психоактивных веществ для развития организма.
- Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Оборудование: на доске название урока. Приготовлены схемы для раскрытия темы урока, ватман, маркеры для работы в группах.
№ |
Этапы |
Методы |
Задачи |
Материал |
Время. |
I |
Организационный |
Упражнение энергизатор |
Кратковременное быстрое включение в деятельность |
Мягкие игрушки |
5 мин. |
II |
Всесторонняя проверка ЗУН |
Мозговой штурм |
Использование нестандартных ситуаций для проверки всесторонних знаний, используя работу по парам. |
Доска, мел. |
10 мин |
III |
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала. |
Дискуссия |
Формирование положительной, познавательной мотивации предстоящей деятельности. |
5мин |
|
IV |
Этап усвоения новых знаний |
Мини-лекция |
Сформировать конкретные представления об изучаемых понятиях. Выявить сущность и главное в изучаемом. |
Схемы на бумаге, новые термины, магниты. |
10 мин |
V |
Этап закрепления новых знаний |
Метод кооперативного обучения |
Организовать деятельность учащихся по применению знаний, используя работу в группах |
Листы бумаги А-3, маркеры. |
10 мин. |
VI |
Подведение итогов урока | Дать анализ успешности овладения знаниями, дать ориентир на применение этих знаний. |
3 мин |
||
VI |
Этап информации о домашнем задании. |
сообщение |
Сориентировать учащихся на возможные затруднения, на правильное выполнение задания. |
Доска, мел. |
2 мин. |
С чем для вас ассоциируется слово «Здоровье» (учащиеся перекидывают мягкую игрушку и называют свои ассоциации со словом «здоровье»).
Желаем здоровья! Как часто мы слышим это пожелание людей друг другу при встречи или при поздравлениях. Что нужно сделать, чтобы пожелания осуществились? Из чего складывается наше здоровье? Какую формулу здоровья мы можем вывести? Специалисты предлагают формулу, где определены основные факторы, влияющие на здоровье. В числителе укажем факторы, положительно влияющие на здоровье, а в знаменателе ухудшающие его.
Здоровье = \"Факторы влияния\"
На наш организм ежеминутно воздействуют множество самых разных факторов, каждый из которых либо положительно, либо отрицательно влияет на наше здоровье. Назовите какие-нибудь факторы, влияющие на наш организм? (школьники по очереди отвечают, а ведущий фиксирует ответы на доске)
Все перечисленные вами факторы можно объединить в четыре группы:
- Наследственность.
- Окружающая среда, экология.
- Медицинское обслуживание.
- Образ жизни.
Все четыре группы факторов, естественно, оказывают влияние на наше здоровье. Но чье влияние важнее? Какие факторы влияют более существенно? Или же их влияние одинаково? Над этими вопросами думали специалисты из Всемирной Организации Здравоохранения. Пожалуйста, объединитесь по парам, обсудите и ответьте на вопросы:
На сколько процентов мое здоровье зависит:
- от родителей, давших мне определенную наследственность?
- от окружающей среды?
- от медицины, которая обслуживает меня?
- от меня, от образа жизни, который я веду?\"
Интересно, совпадут ли Ваше мнение и мнение экспертов ВОЗ?
Обсуждение (1 мин.), презентация ответов от парты. Ведущий записывает ответы на доске.
Мнение специалистов ВОЗ таково:
- образ жизни - 50%.
- окружающая среда (экология) 20 %
- наследственность определяет 20% нашего здоровья
- медицинское обслуживание - 10%
Таким образом, на здоровье каждого из нас влияет много факторов; но самый главный из них - наш образ жизни.
Кто, по-вашему, определяет образ жизни (родители, учитель, я сам (а), друзья, законы и т.д.)? Дискуссия по той же схеме. Желательно прийти к выводу: за свой образ жизни и за свое здоровье ответственность в первую очередь несет сам человек.
В чем смысл для Вас здорового образа жизни? Вспомните, пожалуйста, популярных людей, звезд, героев фильмов, которые для Вас являются примером здорового образа жизни? Что является для таких людей самым главным в жизни, основной ценностью?
По статистическим данным ежегодно происходит ухудшение здоровья населения. Со здоровьем связана средняя продолжительность жизни. Например, продолжительность жизни россиян от 45 до 51 года, когда немцы, шведы имеют среднюю продолжительность жизни от 68 до 75 лет. Всё это связано не только с образом жизни, но и с тем, что много детей рождается с различными патологиями, отклонениями от нормы. Почему молодое поколение рождается слабым, больным? Что мы будем иметь уже через 30 лет, когда для этого поколения наступит репродуктивный период? Когда наступает репродуктивный период?
Индивидуальное развитие любого организма включает два периода: эмбриональный (эмбриогенез) длится с момента оплодотворения - образование зиготы до рождения и постэмбриональный период с момента рождения и до конца жизни особи. Постэмбриональный период в большинстве случаев более продолжительный. У человека он включает дорепродуктивный период, завершающийся пoлoвым созреванием и репродуктивный период- стадию зрелости и пострепродуктивный период-стадию старости.
Репродуктивная система человека представляет собой достаточно сложную комбинацию органов различной структуры и функции.
Во-первых, это так называемые пoлoвые железы, которые выполняют, фактически, две функции: отвечают за формирование и созревание пoлoвых клеток, а именно cпepматозоидов у мужчин и яйцеклеток у женщин, и синтез пoлoвых гормонов, таких как эстроген, прогестерон, тестостерон, которые влияют не только на пoлoвые органы, но и на весь организм человека. Пoлoвые железы называются семенниками у мужчин и яичниками у женщин.
Во-вторых, имеются пoлoвые органы, которые обеспечивают специфическую для каждого пола функцию. Так, пoлoвые органы мужчины должны обеспечить созревание cпepматозоидов, соединение их с другими компонентами cпepмы и доставку ее в женские пoлoвые пути, где должно произойти оплодотворение. В этом, собственно, и состоит биологическая роль мужчины в продолжение рода. Пoлoвые органы женщины приспособлены к тому, чтобы служить путями для продвижения cпepматозоида и яйцеклетки навстречу друг другу и обеспечивать место для прикрепления оплодотворенной яйцеклетки, развития эмбриона и рождения нового маленького человека. В-третьих, все происходящие в репродуктивной системе процессы регулируются гормонами гипофиза, которые в свою очередь находятся под влиянием релизинг-гормонов гипоталамуса. Именно на действие этих гормонов в репродуктивной сфере и влияет использование различных психотропных веществ: алкоголя, никотина, наркотиков. В последние годы проводятся исследования того, как психоактивные вещества могут изменять уровень гормонов в организме, и как они, в свою очередь, могут изменять функционирование репродуктивной системы.
Молодые люди употрeбляют различные психоактивные вещества, не задумываются о состоянии репродуктивной сферы, о будущем поколении, о том, что они будут родителями. И так бывает очень часто, что, к сожалению, беременность начинается раньше, чем будущая мать узнает о ней. Фактически, к тому моменту, когда женщина окончательно осознает себя будущей матерью, оказываются сформированными зачатки многих органов и систем, и хотя все это еще микроскопическое, но строение и даже внешний вид будущего ребенка уже предопределены. Поэтому, если на организм матери воздействовали те или иные вредные факторы, они могут проявиться в строении тела малыша. И то, какими могут оказаться дефекты, зависит от того периода, когда произошло воздействие. Мутагенами являются и лекарства. Примеры: использование снотворного талидомида в Западной Европе привело к рождению нескольких тысяч уpoдов от матерей, которые принимали патентованное снотворное; недостаток витаминов группы В может стать причиной ряда морфологических уpoдств, в том числе и внутренних органов (сердца, печени). Антибиотик актиномецин, не оказывая влияния на организм матери, у зародыша нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга. Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалий развития. После введения кортизона (гормон надпочечников) самкам крыс на 12 неделе беременности у всех зародышей сформировалась волчья пасть, шумовой стресс у беременных крыс приводит к нарушению формирования скелета; причиной уpoдств являются токсины (яды) паразитов. Попробуем определить силу воздействия вредных веществ: никотина, алкоголя, наркотиков на развитие организма будущего ребёнка.
Работа по группам (1 - влияние курения, 2 - влияние алкоголя, 3 - влияние наркотиков).
Задание: составьте схему, рисунок, модель по данному тексту. Подготовьте ответ.
Первая группа «Влияние на развитие организма курения»
Как табачный дым влияет на дыхательную систему.
Воздействие табачного дыма на ребенка до его рождения, в частности, приводит к задержке роста легких, развитию респираторных заболеваний, сопровождающихся одышкой, особенно у детей дошкольного возраста. Это влияние в последующем сказывается на респираторном здоровье в течение всей жизни.
Важно также, что тонкая дифференцировка и созревание ткани легких происходит в самом конце беременности. Высокий риск преждевременных родов и недоношенности создает опасность недостаточной зрелости легких у детей курящих родителей.
Как табачный дым влияет на мозг младенца.
Традиционное беспокойство, касающееся приема психоактивных веществ во время беременности, приводит к возникновению больших структурных отклонений.
Исследования показывают, что дети, которые до рождения были подвергнуты воздействию различных психоактивных веществ, сталкиваются с проблемами в поведении и обучении. В частности обнаруживаются тонкие, но существенные отклонения в способности регулировать эмоции и в том, чтобы фокусировать и удерживать внимание. В результате такой ребенок может хуже справляться со школьной программой, из чего вытекают немалые последствия.
С курением во время беременности связаны проблемы в обучении и поведении, а также изменения, касающиеся функционирования слуховой зоны мозга. У новорожденных это проявляется пониженной реакцией на звуки и измененными процессами привыкания к звукам. В возрасте от 1 года до 11 лет дети отличались в том, как они выполняли задания, связанные со слухом, такие как языковые задания, память на слова, аудиальная обработка. С внутриутробным воздействием курения также было связано изменение проявления импульсивности.
Проведенное в штате Мичиган исследование обнаруживает нарушение развития выразительной речи у детей 6 лет, подвергшихся внутриутробному действию табака.
Вполне доказанными следствиями материнского курения во время беременности являются задержка роста до рождения и снижение интеллектуального потенциала ребенка после рождения. То, как ученик справляется со школьными заданиями, может во многом зависеть от того, курила ли его мать до его рождения.
Поведение детей первых лет жизни оказалось более проблемным у матерей, которые курили во время беременности. Оно включало повышенную импульсивность, бунтарство, склонность к риску. Проявления негативизма в возрасте 2 лет у детей курящих матерей оценивались в четыре раза выше по сравнению с теми матерями, которые либо прекратили курить во время беременности, либо не начинали курить до родов. Другие исследования таких детей обнаружили их большую склонность к потрeблению наркотиков, девиантному поведению, меньшим успехам в подростковом возрасте и психическим проблемам в последующей жизни.
Курение матери во время беременности также предрасполагает детей к ранним экспериментам с курением. Кроме этого, исследователи обнаружили, что курение во время беременности способствовало тому, что ребенок с большей вероятностью проявлял тревогу, депрессию и такие виды поведения, когда ребенок бил или кусал других. Если мать во время беременности выкуривала, по меньшей мере, 10 сигарет в день, вероятность того, что ее ребенок уже попробует курить до 10 лет, возрастала в 5 раз. Исследование экспериментирования с табаком представляется важным, потому что чем раньше начинаются эксперименты, тем больше оказывается вероятность формирования привычки и зависимости.
Вторая группа «Влияние на развитие организма алкоголя»
Наименьшее потрeбление алкоголя регистрируется в странах Скандинавии (Швеция - 4, 9 л, Норвегия - 4,4 л, Исландия - 4,0 л). Больше всего пьют (от 10 до 12 литров алкоголя на душу населения) в Ирландии, Португалии, Франции, Германии, Чехии и Румынии. В России, по официальным данным, потрeбление алкоголя составило 8,6 литра, а с учетом подпольной водки, самогона и т.д., по мнению экспертов (например, профессора А.В.Немцова), оно составляет 14 литров алкоголя на душу населения, что больше, чем в любой иной стране.
Алкоголь повреждает мозг еще не родившегося младенца
Недостаточность щитовидной железы может влиять и на мать, и на младенца.
Употрeбление алкоголя во время беременности может изменять функцию щитовидной железы, как матери, так и младенца, что может вызывать повреждение головного мозга. Ученые обнаружили, что отклонения в строении головного мозга у потомства пьющих матерей подобны тем, которые наблюдаются при внутриутробной недостаточности гормона щитовидной железы. Если со стороны щитовидной железы как матери, так и плода, не поступает достаточных количеств гормонов, могут возникнуть дефекты развития мозга, часть из которых напоминают отклонения у детей с алкогольным синдромом плода.
Координатор исследования профессор Кудд сказал: \"С поведенческой точки зрения, дети, рожденные у матерей с пониженной функцией щитовидной железы, имеют худшие показатели интеллекта, внимания, языковых способностей, чтения и отстают в школе подобно детям, имеющим вызванные алкоголем врожденные дефекты\".
Эндокринологам известно, что в больших количествах алкоголь воздействует также и на функцию щитовидной железы взрослых. С другой стороны, даже без воздействия алкоголя два процента женщин имеют предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям щитовидной железы во время беременности, что также может понижать ее функцию, и важно не усугубить это алкоголем.
Внутриутробное воздействие алкоголя влияет на рост и строение тела, вызывает алкогольный синдром плода, ухудшение познавательных и лингвистических способностей, дефициты внимания и памяти.
Алкоголь вызывает также серьезные нейроповеденческие изменения. Дети, которые в утробе матери подвергались воздействию алкоголя, в возрасте 6 лет обнаруживали повышенные показатели по шкалам агрессивности, тревоги, депрессии и общей шкалы проблем. Умственное недоразвитие (от мягких до умеренно выраженных степеней) занимает существенное место в структуре алкогольного синдрома плода. Проблемы поведения и обучения могут присутствовать, по меньшей мере, вплоть до периода позднего детства.
Третья группа «Влияние на развитие организма наркотиков».
Воздействие отдельных групп наркотических веществ на развитие организма
У детей, которые внутриутробно подверглись воздействию опиатов, отмечаются проблемы внимания и обучения. Это может отчасти объясняться также факторами окружающей среды, если мать продолжает принимать наркотики. Существует опасность нарушения развития. В начале ребенок много плачет, пуглив и часто просыпается. Отдаленные наблюдения в школьном возрасте обнаруживают проблемы внимания и тонких моторных функций.
В экспериментах на животных воздействие кокаина приводило к изменениям в тех зонах мозга, которые отвечают за внимание и способности к обучению. Кокаин непосредственно изменяет нейромедиаторный обмен в областях, участвующих в обучении, памяти, мотивации, контроле двигательной активности, обработке сенсорных сигналов, то есть информации, поступающей от органов чувств. Это может служить причиной, почему дети, подвергнутые воздействию наркотика в утробе матери, испытывают проблемы с регуляцией возбуждения, отсрочкой удовлетворения их желаний, плохо справляются со стрессом и не переносят чувство неудовлетворенности. В частности, этим детям требовалось больше времени, чтобы успокоиться, когда с ними переставали играть, они были более склонны к импульсивным действиям, крику и другим формам сопротивления, когда к ним применяли какие-либо ограничения. У таких детей хуже формировались языковые навыки. Они с большей скоростью реагировали на зрительные стимулы, но при этом испытывали трудности, если требовалось реагировать на одни стимулы и не реагировать на другие. В школе дети, подвергнутые влиянию наркотика, с большей вероятностью отставали от своих сверстников и испытывали потребность в специальных программах обучения
По оценкам, сделанным в ходе другого исследования, снижение интеллекта и языковых способностей только тех детей, которые подверглись воздействию кокаина до рождения в США, ежегодно обойдется, по меньшей мере, в 352 млн. американских долларов в связи с необходимостью организации специальных занятий для этих детей.
Оценка в возрасте 33 месяцев показала, что дети, чьи матери употрeбляли кокаин, имели низкие показатели языковых тестов и интеллектуальный коэффициент.
Точно так же, как курение марихуаны нарушает обмен многочисленных нейромедиаторов в головном мозге взрослого потребителя, оно нарушает и обмен развивающегося мозга еще не родившегося младенца. Курение матерей во время беременности склонно вызывать проблемы снабжения плода кислородом, и связано с замедленным ростом, а также с изменениями поведения и обучения у новорожденных.
У подвергшихся внутриутробному воздействию каннабиса детей в возрасте 3 лет страдают функции зрительного анализатора и абстpaктное мышление, отмечаются более частые ночные пробуждения, меньшая эффективность сна, большее время бодрствования после начала сна. Страдают познавательная сфера и внимание у дошкольников и детей в младшем школьном возрасте.
В экспериментах на животных установлено, что воздействие на развивающийся мозг наркотика экстази приводит к проблемам с памятью и обучением. В экспериментах на животных внутриутробное или вскоре после рождения воздействие кофеина приводило к уменьшению массы головного мозга, изменениям в его развитии, проблемам с памятью и обучением.
Воздействие органических растворителей приводит к ухудшению зрения ребенка, и в частности цветного зрения, что может служить признаком более разностороннего поражения нервной системы.
Выступление групп с выполненным заданием. Презентация материала.
Несомненно, хотим мы этого или нет, подростки будут экспериментировать, используя различные психоактивные вещества. Сегодня вы узнали, что это оказывает негативное воздействие на наше будущее и на всё человечество. Сегодня вы должны сделать осознанный, правильный выбор в пользу вашего здоровья и будущего человечества. Дома попробуйте составить обращение ко всем людям планеты земля, чтобы, прочитав его, они тоже сделали выбор в пользу своего здоровья.
Комментарии:
На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....
10 12 2024 15:34:29
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
09 12 2024 22:41:17
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
08 12 2024 8:35:39
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
07 12 2024 2:16:24
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...
06 12 2024 21:57:52
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...
05 12 2024 12:59:51
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
04 12 2024 6:23:26
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
03 12 2024 19:18:14
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
02 12 2024 17:11:57
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
01 12 2024 3:44:42
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
30 11 2024 20:27:30
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
29 11 2024 4:32:18
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
28 11 2024 6:51:23
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
27 11 2024 16:46:30
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
26 11 2024 18:42:17
Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
25 11 2024 6:15:45
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....
24 11 2024 9:17:26
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
23 11 2024 11:37:40
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...
22 11 2024 6:51:28
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
21 11 2024 23:49:55
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
20 11 2024 23:54:28
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
19 11 2024 2:56:44
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
18 11 2024 19:24:52
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
17 11 2024 13:51:30
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
16 11 2024 12:18:18
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
15 11 2024 7:24:14
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
14 11 2024 22:15:33
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
13 11 2024 1:47:32
Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....
12 11 2024 14:22:28
Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
11 11 2024 10:34:24
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...
10 11 2024 16:58:52
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
09 11 2024 2:56:49
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...
08 11 2024 3:15:12
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...
07 11 2024 3:50:44
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
06 11 2024 19:14:10
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
05 11 2024 16:28:31
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
04 11 2024 3:11:38
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
03 11 2024 21:39:25
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
02 11 2024 23:32:37
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...
01 11 2024 0:38:27
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
31 10 2024 6:24:18
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
30 10 2024 23:34:55
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...
29 10 2024 0:10:51
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
28 10 2024 10:39:25
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
27 10 2024 8:44:54
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...
26 10 2024 21:41:37
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
25 10 2024 6:43:59
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
24 10 2024 9:19:18
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
23 10 2024 14:39:33
Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....
22 10 2024 12:31:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::