Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"
Цель:
- Формировать представления о вреде психоактивных веществ для развития организма.
- Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Оборудование: на доске название урока. Приготовлены схемы для раскрытия темы урока, ватман, маркеры для работы в группах.
№ |
Этапы |
Методы |
Задачи |
Материал |
Время. |
I |
Организационный |
Упражнение энергизатор |
Кратковременное быстрое включение в деятельность |
Мягкие игрушки |
5 мин. |
II |
Всесторонняя проверка ЗУН |
Мозговой штурм |
Использование нестандартных ситуаций для проверки всесторонних знаний, используя работу по парам. |
Доска, мел. |
10 мин |
III |
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала. |
Дискуссия |
Формирование положительной, познавательной мотивации предстоящей деятельности. |
5мин |
|
IV |
Этап усвоения новых знаний |
Мини-лекция |
Сформировать конкретные представления об изучаемых понятиях. Выявить сущность и главное в изучаемом. |
Схемы на бумаге, новые термины, магниты. |
10 мин |
V |
Этап закрепления новых знаний |
Метод кооперативного обучения |
Организовать деятельность учащихся по применению знаний, используя работу в группах |
Листы бумаги А-3, маркеры. |
10 мин. |
VI |
Подведение итогов урока | Дать анализ успешности овладения знаниями, дать ориентир на применение этих знаний. |
3 мин |
||
VI |
Этап информации о домашнем задании. |
сообщение |
Сориентировать учащихся на возможные затруднения, на правильное выполнение задания. |
Доска, мел. |
2 мин. |
С чем для вас ассоциируется слово «Здоровье» (учащиеся перекидывают мягкую игрушку и называют свои ассоциации со словом «здоровье»).
Желаем здоровья! Как часто мы слышим это пожелание людей друг другу при встречи или при поздравлениях. Что нужно сделать, чтобы пожелания осуществились? Из чего складывается наше здоровье? Какую формулу здоровья мы можем вывести? Специалисты предлагают формулу, где определены основные факторы, влияющие на здоровье. В числителе укажем факторы, положительно влияющие на здоровье, а в знаменателе ухудшающие его.
Здоровье = \"Факторы влияния\"
На наш организм ежеминутно воздействуют множество самых разных факторов, каждый из которых либо положительно, либо отрицательно влияет на наше здоровье. Назовите какие-нибудь факторы, влияющие на наш организм? (школьники по очереди отвечают, а ведущий фиксирует ответы на доске)
Все перечисленные вами факторы можно объединить в четыре группы:
- Наследственность.
- Окружающая среда, экология.
- Медицинское обслуживание.
- Образ жизни.
Все четыре группы факторов, естественно, оказывают влияние на наше здоровье. Но чье влияние важнее? Какие факторы влияют более существенно? Или же их влияние одинаково? Над этими вопросами думали специалисты из Всемирной Организации Здравоохранения. Пожалуйста, объединитесь по парам, обсудите и ответьте на вопросы:
На сколько процентов мое здоровье зависит:
- от родителей, давших мне определенную наследственность?
- от окружающей среды?
- от медицины, которая обслуживает меня?
- от меня, от образа жизни, который я веду?\"
Интересно, совпадут ли Ваше мнение и мнение экспертов ВОЗ?
Обсуждение (1 мин.), презентация ответов от парты. Ведущий записывает ответы на доске.
Мнение специалистов ВОЗ таково:
- образ жизни - 50%.
- окружающая среда (экология) 20 %
- наследственность определяет 20% нашего здоровья
- медицинское обслуживание - 10%
Таким образом, на здоровье каждого из нас влияет много факторов; но самый главный из них - наш образ жизни.
Кто, по-вашему, определяет образ жизни (родители, учитель, я сам (а), друзья, законы и т.д.)? Дискуссия по той же схеме. Желательно прийти к выводу: за свой образ жизни и за свое здоровье ответственность в первую очередь несет сам человек.
В чем смысл для Вас здорового образа жизни? Вспомните, пожалуйста, популярных людей, звезд, героев фильмов, которые для Вас являются примером здорового образа жизни? Что является для таких людей самым главным в жизни, основной ценностью?
По статистическим данным ежегодно происходит ухудшение здоровья населения. Со здоровьем связана средняя продолжительность жизни. Например, продолжительность жизни россиян от 45 до 51 года, когда немцы, шведы имеют среднюю продолжительность жизни от 68 до 75 лет. Всё это связано не только с образом жизни, но и с тем, что много детей рождается с различными патологиями, отклонениями от нормы. Почему молодое поколение рождается слабым, больным? Что мы будем иметь уже через 30 лет, когда для этого поколения наступит репродуктивный период? Когда наступает репродуктивный период?
Индивидуальное развитие любого организма включает два периода: эмбриональный (эмбриогенез) длится с момента оплодотворения - образование зиготы до рождения и постэмбриональный период с момента рождения и до конца жизни особи. Постэмбриональный период в большинстве случаев более продолжительный. У человека он включает дорепродуктивный период, завершающийся пoлoвым созреванием и репродуктивный период- стадию зрелости и пострепродуктивный период-стадию старости.
Репродуктивная система человека представляет собой достаточно сложную комбинацию органов различной структуры и функции.
Во-первых, это так называемые пoлoвые железы, которые выполняют, фактически, две функции: отвечают за формирование и созревание пoлoвых клеток, а именно cпepматозоидов у мужчин и яйцеклеток у женщин, и синтез пoлoвых гормонов, таких как эстроген, прогестерон, тестостерон, которые влияют не только на пoлoвые органы, но и на весь организм человека. Пoлoвые железы называются семенниками у мужчин и яичниками у женщин.
Во-вторых, имеются пoлoвые органы, которые обеспечивают специфическую для каждого пола функцию. Так, пoлoвые органы мужчины должны обеспечить созревание cпepматозоидов, соединение их с другими компонентами cпepмы и доставку ее в женские пoлoвые пути, где должно произойти оплодотворение. В этом, собственно, и состоит биологическая роль мужчины в продолжение рода. Пoлoвые органы женщины приспособлены к тому, чтобы служить путями для продвижения cпepматозоида и яйцеклетки навстречу друг другу и обеспечивать место для прикрепления оплодотворенной яйцеклетки, развития эмбриона и рождения нового маленького человека. В-третьих, все происходящие в репродуктивной системе процессы регулируются гормонами гипофиза, которые в свою очередь находятся под влиянием релизинг-гормонов гипоталамуса. Именно на действие этих гормонов в репродуктивной сфере и влияет использование различных психотропных веществ: алкоголя, никотина, наркотиков. В последние годы проводятся исследования того, как психоактивные вещества могут изменять уровень гормонов в организме, и как они, в свою очередь, могут изменять функционирование репродуктивной системы.
Молодые люди употрeбляют различные психоактивные вещества, не задумываются о состоянии репродуктивной сферы, о будущем поколении, о том, что они будут родителями. И так бывает очень часто, что, к сожалению, беременность начинается раньше, чем будущая мать узнает о ней. Фактически, к тому моменту, когда женщина окончательно осознает себя будущей матерью, оказываются сформированными зачатки многих органов и систем, и хотя все это еще микроскопическое, но строение и даже внешний вид будущего ребенка уже предопределены. Поэтому, если на организм матери воздействовали те или иные вредные факторы, они могут проявиться в строении тела малыша. И то, какими могут оказаться дефекты, зависит от того периода, когда произошло воздействие. Мутагенами являются и лекарства. Примеры: использование снотворного талидомида в Западной Европе привело к рождению нескольких тысяч уpoдов от матерей, которые принимали патентованное снотворное; недостаток витаминов группы В может стать причиной ряда морфологических уpoдств, в том числе и внутренних органов (сердца, печени). Антибиотик актиномецин, не оказывая влияния на организм матери, у зародыша нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга. Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалий развития. После введения кортизона (гормон надпочечников) самкам крыс на 12 неделе беременности у всех зародышей сформировалась волчья пасть, шумовой стресс у беременных крыс приводит к нарушению формирования скелета; причиной уpoдств являются токсины (яды) паразитов. Попробуем определить силу воздействия вредных веществ: никотина, алкоголя, наркотиков на развитие организма будущего ребёнка.
Работа по группам (1 - влияние курения, 2 - влияние алкоголя, 3 - влияние наркотиков).
Задание: составьте схему, рисунок, модель по данному тексту. Подготовьте ответ.
Первая группа «Влияние на развитие организма курения»
Как табачный дым влияет на дыхательную систему.
Воздействие табачного дыма на ребенка до его рождения, в частности, приводит к задержке роста легких, развитию респираторных заболеваний, сопровождающихся одышкой, особенно у детей дошкольного возраста. Это влияние в последующем сказывается на респираторном здоровье в течение всей жизни.
Важно также, что тонкая дифференцировка и созревание ткани легких происходит в самом конце беременности. Высокий риск преждевременных родов и недоношенности создает опасность недостаточной зрелости легких у детей курящих родителей.
Как табачный дым влияет на мозг младенца.
Традиционное беспокойство, касающееся приема психоактивных веществ во время беременности, приводит к возникновению больших структурных отклонений.
Исследования показывают, что дети, которые до рождения были подвергнуты воздействию различных психоактивных веществ, сталкиваются с проблемами в поведении и обучении. В частности обнаруживаются тонкие, но существенные отклонения в способности регулировать эмоции и в том, чтобы фокусировать и удерживать внимание. В результате такой ребенок может хуже справляться со школьной программой, из чего вытекают немалые последствия.
С курением во время беременности связаны проблемы в обучении и поведении, а также изменения, касающиеся функционирования слуховой зоны мозга. У новорожденных это проявляется пониженной реакцией на звуки и измененными процессами привыкания к звукам. В возрасте от 1 года до 11 лет дети отличались в том, как они выполняли задания, связанные со слухом, такие как языковые задания, память на слова, аудиальная обработка. С внутриутробным воздействием курения также было связано изменение проявления импульсивности.
Проведенное в штате Мичиган исследование обнаруживает нарушение развития выразительной речи у детей 6 лет, подвергшихся внутриутробному действию табака.
Вполне доказанными следствиями материнского курения во время беременности являются задержка роста до рождения и снижение интеллектуального потенциала ребенка после рождения. То, как ученик справляется со школьными заданиями, может во многом зависеть от того, курила ли его мать до его рождения.
Поведение детей первых лет жизни оказалось более проблемным у матерей, которые курили во время беременности. Оно включало повышенную импульсивность, бунтарство, склонность к риску. Проявления негативизма в возрасте 2 лет у детей курящих матерей оценивались в четыре раза выше по сравнению с теми матерями, которые либо прекратили курить во время беременности, либо не начинали курить до родов. Другие исследования таких детей обнаружили их большую склонность к потрeблению наркотиков, девиантному поведению, меньшим успехам в подростковом возрасте и психическим проблемам в последующей жизни.
Курение матери во время беременности также предрасполагает детей к ранним экспериментам с курением. Кроме этого, исследователи обнаружили, что курение во время беременности способствовало тому, что ребенок с большей вероятностью проявлял тревогу, депрессию и такие виды поведения, когда ребенок бил или кусал других. Если мать во время беременности выкуривала, по меньшей мере, 10 сигарет в день, вероятность того, что ее ребенок уже попробует курить до 10 лет, возрастала в 5 раз. Исследование экспериментирования с табаком представляется важным, потому что чем раньше начинаются эксперименты, тем больше оказывается вероятность формирования привычки и зависимости.
Вторая группа «Влияние на развитие организма алкоголя»
Наименьшее потрeбление алкоголя регистрируется в странах Скандинавии (Швеция - 4, 9 л, Норвегия - 4,4 л, Исландия - 4,0 л). Больше всего пьют (от 10 до 12 литров алкоголя на душу населения) в Ирландии, Португалии, Франции, Германии, Чехии и Румынии. В России, по официальным данным, потрeбление алкоголя составило 8,6 литра, а с учетом подпольной водки, самогона и т.д., по мнению экспертов (например, профессора А.В.Немцова), оно составляет 14 литров алкоголя на душу населения, что больше, чем в любой иной стране.
Алкоголь повреждает мозг еще не родившегося младенца
Недостаточность щитовидной железы может влиять и на мать, и на младенца.
Употрeбление алкоголя во время беременности может изменять функцию щитовидной железы, как матери, так и младенца, что может вызывать повреждение головного мозга. Ученые обнаружили, что отклонения в строении головного мозга у потомства пьющих матерей подобны тем, которые наблюдаются при внутриутробной недостаточности гормона щитовидной железы. Если со стороны щитовидной железы как матери, так и плода, не поступает достаточных количеств гормонов, могут возникнуть дефекты развития мозга, часть из которых напоминают отклонения у детей с алкогольным синдромом плода.
Координатор исследования профессор Кудд сказал: \"С поведенческой точки зрения, дети, рожденные у матерей с пониженной функцией щитовидной железы, имеют худшие показатели интеллекта, внимания, языковых способностей, чтения и отстают в школе подобно детям, имеющим вызванные алкоголем врожденные дефекты\".
Эндокринологам известно, что в больших количествах алкоголь воздействует также и на функцию щитовидной железы взрослых. С другой стороны, даже без воздействия алкоголя два процента женщин имеют предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям щитовидной железы во время беременности, что также может понижать ее функцию, и важно не усугубить это алкоголем.
Внутриутробное воздействие алкоголя влияет на рост и строение тела, вызывает алкогольный синдром плода, ухудшение познавательных и лингвистических способностей, дефициты внимания и памяти.
Алкоголь вызывает также серьезные нейроповеденческие изменения. Дети, которые в утробе матери подвергались воздействию алкоголя, в возрасте 6 лет обнаруживали повышенные показатели по шкалам агрессивности, тревоги, депрессии и общей шкалы проблем. Умственное недоразвитие (от мягких до умеренно выраженных степеней) занимает существенное место в структуре алкогольного синдрома плода. Проблемы поведения и обучения могут присутствовать, по меньшей мере, вплоть до периода позднего детства.
Третья группа «Влияние на развитие организма наркотиков».
Воздействие отдельных групп наркотических веществ на развитие организма
У детей, которые внутриутробно подверглись воздействию опиатов, отмечаются проблемы внимания и обучения. Это может отчасти объясняться также факторами окружающей среды, если мать продолжает принимать наркотики. Существует опасность нарушения развития. В начале ребенок много плачет, пуглив и часто просыпается. Отдаленные наблюдения в школьном возрасте обнаруживают проблемы внимания и тонких моторных функций.
В экспериментах на животных воздействие кокаина приводило к изменениям в тех зонах мозга, которые отвечают за внимание и способности к обучению. Кокаин непосредственно изменяет нейромедиаторный обмен в областях, участвующих в обучении, памяти, мотивации, контроле двигательной активности, обработке сенсорных сигналов, то есть информации, поступающей от органов чувств. Это может служить причиной, почему дети, подвергнутые воздействию наркотика в утробе матери, испытывают проблемы с регуляцией возбуждения, отсрочкой удовлетворения их желаний, плохо справляются со стрессом и не переносят чувство неудовлетворенности. В частности, этим детям требовалось больше времени, чтобы успокоиться, когда с ними переставали играть, они были более склонны к импульсивным действиям, крику и другим формам сопротивления, когда к ним применяли какие-либо ограничения. У таких детей хуже формировались языковые навыки. Они с большей скоростью реагировали на зрительные стимулы, но при этом испытывали трудности, если требовалось реагировать на одни стимулы и не реагировать на другие. В школе дети, подвергнутые влиянию наркотика, с большей вероятностью отставали от своих сверстников и испытывали потребность в специальных программах обучения
По оценкам, сделанным в ходе другого исследования, снижение интеллекта и языковых способностей только тех детей, которые подверглись воздействию кокаина до рождения в США, ежегодно обойдется, по меньшей мере, в 352 млн. американских долларов в связи с необходимостью организации специальных занятий для этих детей.
Оценка в возрасте 33 месяцев показала, что дети, чьи матери употрeбляли кокаин, имели низкие показатели языковых тестов и интеллектуальный коэффициент.
Точно так же, как курение марихуаны нарушает обмен многочисленных нейромедиаторов в головном мозге взрослого потребителя, оно нарушает и обмен развивающегося мозга еще не родившегося младенца. Курение матерей во время беременности склонно вызывать проблемы снабжения плода кислородом, и связано с замедленным ростом, а также с изменениями поведения и обучения у новорожденных.
У подвергшихся внутриутробному воздействию каннабиса детей в возрасте 3 лет страдают функции зрительного анализатора и абстpaктное мышление, отмечаются более частые ночные пробуждения, меньшая эффективность сна, большее время бодрствования после начала сна. Страдают познавательная сфера и внимание у дошкольников и детей в младшем школьном возрасте.
В экспериментах на животных установлено, что воздействие на развивающийся мозг наркотика экстази приводит к проблемам с памятью и обучением. В экспериментах на животных внутриутробное или вскоре после рождения воздействие кофеина приводило к уменьшению массы головного мозга, изменениям в его развитии, проблемам с памятью и обучением.
Воздействие органических растворителей приводит к ухудшению зрения ребенка, и в частности цветного зрения, что может служить признаком более разностороннего поражения нервной системы.
Выступление групп с выполненным заданием. Презентация материала.
Несомненно, хотим мы этого или нет, подростки будут экспериментировать, используя различные психоактивные вещества. Сегодня вы узнали, что это оказывает негативное воздействие на наше будущее и на всё человечество. Сегодня вы должны сделать осознанный, правильный выбор в пользу вашего здоровья и будущего человечества. Дома попробуйте составить обращение ко всем людям планеты земля, чтобы, прочитав его, они тоже сделали выбор в пользу своего здоровья.
Комментарии:
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
05 06 2023 22:54:40
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
04 06 2023 23:56:35
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
03 06 2023 6:48:22
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
02 06 2023 1:46:45
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
01 06 2023 7:59:40
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
31 05 2023 19:37:58
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
30 05 2023 21:10:45
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
29 05 2023 21:44:51
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
28 05 2023 14:42:36
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
27 05 2023 0:37:38
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими
учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой
системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема
изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
26 05 2023 3:18:16
В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....
25 05 2023 14:31:23
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
24 05 2023 10:34:41
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока.
...
23 05 2023 8:26:48
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
22 05 2023 7:22:12
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
21 05 2023 2:51:36
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
20 05 2023 13:53:36
Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер.
...
19 05 2023 5:54:41
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
18 05 2023 16:28:29
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
17 05 2023 20:45:54
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
16 05 2023 19:49:46
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
15 05 2023 7:50:14
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
14 05 2023 7:35:23
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
13 05 2023 22:52:51
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
12 05 2023 4:17:38
В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....
11 05 2023 16:45:49
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
10 05 2023 16:56:51
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
09 05 2023 2:35:14
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
08 05 2023 19:25:16
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
07 05 2023 6:32:27
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
06 05 2023 23:19:37
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
05 05 2023 18:27:13
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
04 05 2023 3:38:50
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
03 05 2023 16:57:31
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека.
...
02 05 2023 9:59:28
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....
01 05 2023 18:37:33
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
30 04 2023 21:30:56
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
29 04 2023 22:58:21
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
28 04 2023 4:43:16
Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....
27 04 2023 19:22:41
Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...
26 04 2023 13:40:18
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
25 04 2023 11:38:20
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....
24 04 2023 3:42:13
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
23 04 2023 23:10:51
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
22 04 2023 0:24:19
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
21 04 2023 16:16:52
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
20 04 2023 1:16:55
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
19 04 2023 6:37:37
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету.
В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
18 04 2023 23:17:16
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
17 04 2023 20:31:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::