Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии
Цель:
- обобщить и систематизировать знание по теме; отpaбатывать навыки работы со схемами, таблицами; учить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников;
- развитие аналитического мышления, умения выделять существенные признаки, устанавливать связи места обитания с образом жизни и строением; умение производить классификацию фактов, развивать умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийный проектор, Красная книга, иллюстрации птиц, аудиозапись птичьих голосов; карточки с заданиями, листы контроля. На каждом столе набор из перьев (красные, желтые, синие).
Класс разбивается на группы по 4-5 человек по желанию учащихся. Обсуждение всех вопросов идёт по группам
Ход урока
Звучат голоса птиц (~0,5 мин)
Вопрос: На улице зима, холодно, а мы сегодня с Вами слушаем пение птиц. Почему? (Потому, что сегодня на уроке мы будем говорить о птицах)
Вопрос: Ребята! А как мы можем назвать с Вами такое явление , когда мы слышим голос не одной, а сразу большого числа птиц? (Птичий гомон, многоголосье, Птичий базар)
Так пусть наш урок сегодня называется «Птичий базар».
Учитель: Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме «Класс Птицы». Если это заключительный урок, то какие же задачи мы перед собой поставим на этом уроке.
Дети высказываются о задачах, учитель обобщает и озвучивает общее мнение.
Задачи: повторить и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках по классу Птицы; расширить и углубить знания по данной теме.
Инструкции к уроку: У Вас на столах лежит лист контроля, в котором вы должны будите оценить сами себя по каждому виду заданий. Критерии оценки и правильные ответы тоже прилагаются. Надеюсь на вашу честность и объективность при самооценке собственных ответов.
Учитель: Прежде чем перейти к выполнению основных видов заданий, я хотела проверить ваш эмоциональный настрой. У вас на столах лежат перышки разных цветов. Поднимите то, которое больше соответствует вашему настроению (красное – радостное; желтое – приятное; синее - грустное). я показываю детям желтое перышко – мне приятно с вами общаться.
Задание 1: Выберите номера, которыми отмечены особенности строения птиц, являющиеся приспособленностью к полету.
- Кости у птиц полые, заполнены воздухом и тонкие.
- У птиц нет мочевого пузыря.
- Кожа птиц тонкая, сухая.
- У птиц есть почки.
- На гpyдинке есть особый вырост – киль.
- Передние конечности птиц преобразованы в крылья.
- высокий уровень обмена веществ, что обеспечивает птиц энергией.
- У самок птиц есть всего один яичник.
- Легкие птиц соединены с воздушными мешками.
(Ответы: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9)
Задание 2: Узнай птицу по описанию.
- Удивительно красивое белоснежное оперение этой птицы. Весной с наступлением брачного периода, на ее спине вырастают и сохраняются, до начала лета особые чудесные перья. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко. Сейчас охота на этих птиц запрещена. (Белая цапля)
- Основная пища этих птиц - насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых только они клюют мохнатых ядовитых гусениц. Еще об этих птицах известно, что они не строят гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда мелких певчих птиц. (Кукушка)
- Это небольшая птица величиной с воробья, хвост ее в виде вилочки. Гнездо ее имеет полушаровидную форму. Оно вылепливается из комочков грязи и смачивается слюной. Питается насекомыми, которых ловит на лету. (Деревенская ласточка)
- Птица очень мелких размеров, меньше воробья. Ловко лазает по деревьям, тростнику. Гнездо обычно делает из растительного пуха в виде рукавички с боковым входом. Подвешивает гнездо на тонких веточках, часто над водой. (Ремез)
- Крупные птицы с длинной шеей и сравнительно короткими ногами. Всю жизнь живут парами. О верности этих птиц слагают стихи и поют песни. (Лебеди)
- Эта птица относится к числу хищных птиц. Охотится днем. Хвост у него белый, клиновидный. Выслеживая добычу, способен подолгу парить высоко в небе. Питается зайцами, сусликами, рыбой. Занесен в Красную книгу. (Орлан - белохвост)
- Птица средних размеров. Оперение черное. В средней полосе России прилет этих птиц означает наступление весны. Кормятся на пашне, чистят ее от червей. (Грачи)
Замечательно! Вы отлично справились с заданием. Всего же в пределах Астpaxaнской области можно встретить около 260 видов птиц. Одних птиц (оседлых) можно встречать круглый год, других (перелетных и кочующих) – во время миграций. (См. Карта Астpaxaнской области и на ней птицы. Информация по Красной книге).
Задание 3: Укажите соответствие видов птиц, мест их обитания и пищи.
Вид | Места обитания | Пища |
---|---|---|
А. Глухарь Б. Синица В. Дятел Г. Гриф Д. Дрофа Ж. Цапля З. Грач И. Трясогузка |
1. Водоемы и их берега 2. Заросли кустарник 3. Лес 4. Степи 5. Горы 6. Пашни 7. Поле |
1. Водные беспозвоночные 2. Насекомые 3. Почки и ягоды 4. Семена 5. Мелкие позвоночные 6. Падаль 7. Птицы 8. Беспозвоночные обитатели почв. 9. Земноводные. |
Ответы:
А – 3 - 2, 3, 4
Б – 2, 3 – 2, 4
В – 3 – 2, 4
Г – 4, 5 – 6
Д – 4 – 2, 5
Ж – 1 – 9, 1
З – 6, 7 – 2, 5, 8
И – 4, 6, 7 – 2, 4, 8
Чем же вызвано такое многообразие птиц? (Различные места обитания птиц: лес, открытые места, водные прострaнcтва, различная пища и т.д.)
Задание 4: Заполни схему. (Взаимопроверка в группах)
Ответ: Роль птиц в природе и жизни человека:
- Распространяют плоды, семена, опыляют растения;
- Птицы – санитары уничтожают грызунов, больных птиц;
- Имеют промысловое значение: птиц разводят в неволе для получения мяса, пуха, яиц;
- Уничтожают вредителей растений.
Подведем итог нашей работе на сегодняшнем уроке:
Что же вы узнали нового? Чем вам заполнился сегодняшний урок?
Давайте дадим оценку нашему уроку по 100 – бальной шкале:
100 б. ─ 50 б.─ 0 б. Где на этой шкале мы можем поместить наш урок? Спасибо!
А теперь давайте подсчитаем количество заработанных вами баллов:
Если вы набрали от 12 и больше баллов оценка «5»,
8-11 баллов – «4»,
менее 8 баллов – «3».
Озвучим оценки, сдайте листы контроля.
Комментарии:
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
01 04 2025 3:48:17
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
31 03 2025 21:53:37
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
30 03 2025 2:27:14
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
29 03 2025 5:49:50
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
28 03 2025 19:47:21
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
27 03 2025 18:28:44
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением.
...
26 03 2025 11:23:14
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
25 03 2025 5:48:21
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
24 03 2025 20:26:32
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
23 03 2025 7:50:31
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
22 03 2025 5:16:26
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
21 03 2025 4:57:10
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
20 03 2025 20:59:19
Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....
19 03 2025 16:43:35
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука".
...
18 03 2025 2:57:53
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
17 03 2025 12:57:49
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
16 03 2025 14:19:14
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
15 03 2025 9:53:22
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
14 03 2025 20:36:59
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
13 03 2025 12:49:18
Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....
12 03 2025 2:43:35
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
11 03 2025 9:53:54
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
10 03 2025 14:35:42
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
09 03 2025 9:18:26
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
08 03 2025 16:16:15
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
07 03 2025 16:20:22
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
06 03 2025 11:25:47
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
05 03 2025 23:30:56
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
04 03 2025 13:21:52
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
03 03 2025 3:56:12
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
02 03 2025 17:39:19
Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные.
...
01 03 2025 23:33:27
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
28 02 2025 20:23:25
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
27 02 2025 9:43:12
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
26 02 2025 11:50:26
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
25 02 2025 18:56:18
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
24 02 2025 17:16:12
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
23 02 2025 15:50:32

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
22 02 2025 23:36:30
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
21 02 2025 12:31:53

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
20 02 2025 1:45:16
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
19 02 2025 1:25:56
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
18 02 2025 4:53:26
Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....
17 02 2025 21:23:33

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
16 02 2025 1:19:33
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
15 02 2025 2:42:10
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
14 02 2025 0:27:51
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
13 02 2025 3:50:31
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
12 02 2025 8:57:44
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
11 02 2025 12:20:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::