Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

Цель:
- обобщить и систематизировать знание по теме; отpaбатывать навыки работы со схемами, таблицами; учить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников;
- развитие аналитического мышления, умения выделять существенные признаки, устанавливать связи места обитания с образом жизни и строением; умение производить классификацию фактов, развивать умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийный проектор, Красная книга, иллюстрации птиц, аудиозапись птичьих голосов; карточки с заданиями, листы контроля. На каждом столе набор из перьев (красные, желтые, синие).
Класс разбивается на группы по 4-5 человек по желанию учащихся. Обсуждение всех вопросов идёт по группам
Ход урока
Звучат голоса птиц (~0,5 мин)
Вопрос: На улице зима, холодно, а мы сегодня с Вами слушаем пение птиц. Почему? (Потому, что сегодня на уроке мы будем говорить о птицах)
Вопрос: Ребята! А как мы можем назвать с Вами такое явление , когда мы слышим голос не одной, а сразу большого числа птиц? (Птичий гомон, многоголосье, Птичий базар)
Так пусть наш урок сегодня называется «Птичий базар».
Учитель: Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме «Класс Птицы». Если это заключительный урок, то какие же задачи мы перед собой поставим на этом уроке.
Дети высказываются о задачах, учитель обобщает и озвучивает общее мнение.
Задачи: повторить и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках по классу Птицы; расширить и углубить знания по данной теме.
Инструкции к уроку: У Вас на столах лежит лист контроля, в котором вы должны будите оценить сами себя по каждому виду заданий. Критерии оценки и правильные ответы тоже прилагаются. Надеюсь на вашу честность и объективность при самооценке собственных ответов.
Учитель: Прежде чем перейти к выполнению основных видов заданий, я хотела проверить ваш эмоциональный настрой. У вас на столах лежат перышки разных цветов. Поднимите то, которое больше соответствует вашему настроению (красное – радостное; желтое – приятное; синее - грустное). я показываю детям желтое перышко – мне приятно с вами общаться.
Задание 1: Выберите номера, которыми отмечены особенности строения птиц, являющиеся приспособленностью к полету.
- Кости у птиц полые, заполнены воздухом и тонкие.
- У птиц нет мочевого пузыря.
- Кожа птиц тонкая, сухая.
- У птиц есть почки.
- На гpyдинке есть особый вырост – киль.
- Передние конечности птиц преобразованы в крылья.
- высокий уровень обмена веществ, что обеспечивает птиц энергией.
- У самок птиц есть всего один яичник.
- Легкие птиц соединены с воздушными мешками.
(Ответы: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9)
Задание 2: Узнай птицу по описанию.
- Удивительно красивое белоснежное оперение этой птицы. Весной с наступлением брачного периода, на ее спине вырастают и сохраняются, до начала лета особые чудесные перья. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко. Сейчас охота на этих птиц запрещена. (Белая цапля)
- Основная пища этих птиц - насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых только они клюют мохнатых ядовитых гусениц. Еще об этих птицах известно, что они не строят гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда мелких певчих птиц. (Кукушка)
- Это небольшая птица величиной с воробья, хвост ее в виде вилочки. Гнездо ее имеет полушаровидную форму. Оно вылепливается из комочков грязи и смачивается слюной. Питается насекомыми, которых ловит на лету. (Деревенская ласточка)
- Птица очень мелких размеров, меньше воробья. Ловко лазает по деревьям, тростнику. Гнездо обычно делает из растительного пуха в виде рукавички с боковым входом. Подвешивает гнездо на тонких веточках, часто над водой. (Ремез)
- Крупные птицы с длинной шеей и сравнительно короткими ногами. Всю жизнь живут парами. О верности этих птиц слагают стихи и поют песни. (Лебеди)
- Эта птица относится к числу хищных птиц. Охотится днем. Хвост у него белый, клиновидный. Выслеживая добычу, способен подолгу парить высоко в небе. Питается зайцами, сусликами, рыбой. Занесен в Красную книгу. (Орлан - белохвост)
- Птица средних размеров. Оперение черное. В средней полосе России прилет этих птиц означает наступление весны. Кормятся на пашне, чистят ее от червей. (Грачи)
Замечательно! Вы отлично справились с заданием. Всего же в пределах Астpaxaнской области можно встретить около 260 видов птиц. Одних птиц (оседлых) можно встречать круглый год, других (перелетных и кочующих) – во время миграций. (См. Карта Астpaxaнской области и на ней птицы. Информация по Красной книге).
Задание 3: Укажите соответствие видов птиц, мест их обитания и пищи.
| Вид | Места обитания | Пища |
|---|---|---|
| А. Глухарь Б. Синица В. Дятел Г. Гриф Д. Дрофа Ж. Цапля З. Грач И. Трясогузка |
1. Водоемы и их берега 2. Заросли кустарник 3. Лес 4. Степи 5. Горы 6. Пашни 7. Поле |
1. Водные беспозвоночные 2. Насекомые 3. Почки и ягоды 4. Семена 5. Мелкие позвоночные 6. Падаль 7. Птицы 8. Беспозвоночные обитатели почв. 9. Земноводные. |
Ответы:
А – 3 - 2, 3, 4
Б – 2, 3 – 2, 4
В – 3 – 2, 4
Г – 4, 5 – 6
Д – 4 – 2, 5
Ж – 1 – 9, 1
З – 6, 7 – 2, 5, 8
И – 4, 6, 7 – 2, 4, 8
Чем же вызвано такое многообразие птиц? (Различные места обитания птиц: лес, открытые места, водные прострaнcтва, различная пища и т.д.)
Задание 4: Заполни схему. (Взаимопроверка в группах)
Ответ: Роль птиц в природе и жизни человека:
- Распространяют плоды, семена, опыляют растения;
- Птицы – санитары уничтожают грызунов, больных птиц;
- Имеют промысловое значение: птиц разводят в неволе для получения мяса, пуха, яиц;
- Уничтожают вредителей растений.
Подведем итог нашей работе на сегодняшнем уроке:
Что же вы узнали нового? Чем вам заполнился сегодняшний урок?
Давайте дадим оценку нашему уроку по 100 – бальной шкале:
100 б. ─ 50 б.─ 0 б. Где на этой шкале мы можем поместить наш урок? Спасибо!
А теперь давайте подсчитаем количество заработанных вами баллов:
Если вы набрали от 12 и больше баллов оценка «5»,
8-11 баллов – «4»,
менее 8 баллов – «3».
Озвучим оценки, сдайте листы контроля.
Комментарии:
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
07 12 2025 5:11:59
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
06 12 2025 14:43:12
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
05 12 2025 22:20:19
Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных.
...
04 12 2025 15:42:28
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
...
03 12 2025 11:49:48
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
02 12 2025 3:44:18
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
01 12 2025 20:41:26
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
30 11 2025 6:20:23
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
29 11 2025 9:16:10
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
28 11 2025 4:40:53
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
27 11 2025 1:15:50
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
26 11 2025 19:37:25
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
25 11 2025 23:14:40
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
24 11 2025 13:14:24
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
23 11 2025 1:36:22
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
22 11 2025 9:55:46
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
21 11 2025 9:11:43
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
20 11 2025 22:53:23
В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков.
...
19 11 2025 1:30:42
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
18 11 2025 1:17:54
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
17 11 2025 11:12:40
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
16 11 2025 13:29:33
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза.
...
15 11 2025 8:42:14
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
14 11 2025 19:10:12
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
13 11 2025 17:57:47
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
12 11 2025 19:36:58
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
11 11 2025 13:15:30
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
10 11 2025 7:12:47
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
09 11 2025 1:20:28
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
08 11 2025 5:33:57
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты.
...
07 11 2025 12:56:50
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
06 11 2025 18:56:40
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
05 11 2025 14:23:52
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
04 11 2025 11:15:42
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
03 11 2025 15:56:36
На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала.
...
02 11 2025 11:27:30
В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества".
...
01 11 2025 8:35:58
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
31 10 2025 7:38:35
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
30 10 2025 12:39:24
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....
29 10 2025 9:46:13
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
28 10 2025 10:57:52
В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....
27 10 2025 15:19:38
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
26 10 2025 16:54:26
Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....
25 10 2025 0:22:23
Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....
24 10 2025 4:30:56
В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....
23 10 2025 19:30:26
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
22 10 2025 17:41:51
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
21 10 2025 23:58:13
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
20 10 2025 11:12:43
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
19 10 2025 4:43:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"