Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Большую роль в достижении требований к результатам обучения обучающихся, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений. Она позволяет выявить уровень подготовки обучающихся, уточнить и систематизировать их знания и умения, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала. На основании полученной в результате проверки знаний информации учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школьников, корректирует содержание и методы обучения, устанавливает взаимосвязи ранее усвоенных и новых знаний.

Цели контроля знаний и умений обучающихся:

  1. Подготовить обучающихся, убедившись в том, что усвоенные ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям.
  2. Получить информацию о том, усвоены или нет каждым обучающимся биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы; научились ли обучающиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы.

Главная функция проверкиконтроль знаний и умений школьников, роль которого – определение достижения обучающимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания биологического образования, необходимым для решения задач формирования научного мировоззрения, экологического, гигиенического, нравственного и трудового воспитания.

Кроме контролирующей функции в соответствии с целями биологического образования на проверку возлагается обучающая, развивающая, воспитательная, ориентирующая, а также задачи управления учебным процессом, принятия административных мер.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий обучающиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых обучающиеся применяют знаний и умения в новой ситуации или объясняют биологические, физиологические, экологические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Воспитательная функция – в выработке у школьников ответственного отношения к учебе, в осознании ими необходимости систематически выполнять домашнее задание, в постоянной готовности к проверке знаний.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации обучающихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность обучающихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а обучающиеся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Проверка знаний и умений – одно из действенных средств приучения школьников к систематическому труду. Она побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Совершенствование контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе “учитель – ученик”, в направление активизации познавательной деятельности обучающихся на данном этапе обучения.

Формы контроля знаний и умений обучающихся по биологии

В школьной пpaктике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений обучающихся, которые представлены в данной работе:

– биологический диктант;

– тестовое задание;

– краткая самостоятельная работа;

– письменная проверочная работа;

– лабораторная работа;

– устный зачет по изученной теме.

1. Биологический диктант – форма письменного контроля знаний и умений обучающихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля.

С помощью биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:

– буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин;

– определения биологических явлений, формулировки биологических законов, формулировки научных фактов.

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах обучающихся. Биологический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения биологического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

2. Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых обучающимися можно проверить с помощью биологического диктанта, появляется возможность проверить умения обучающихся, связанные с распознаванием биологических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.

Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию биологических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме.

Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все обучающиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

3. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать биологические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

4. Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной пpaктике. Традиционно проверочные работы по биологии проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие “проверочная работа” следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.

Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.

5. Лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и биологическим явлениям. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от обучающихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Обучение школьников биологии включает обязательное выполнение лабораторных и пpaктических работ. Использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает пpaктическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности обучающихся (в ходе исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой самостоятельности. Кроме того, проведение лабораторных и пpaктических работ при изучении курса биологии способствует формированию у обучающихся общеучебных и специальных умений.

Лабораторные работы могут быть непродолжительными, но при целенаправленном, методически продуманном их проведении они позволяют обучающимся провести наблюдения, анализ в ходе сравнения, сделать вывод или обобщение.

По способу организации лабораторные работы можно проводить фронтально и группами.

Групповые занятия по выполнению лабораторной работы предполагают деления класса на бригады из 4-6 человек. Каждая группа имеет общее задание, которое записано на доске или изложено в инструктивной карточке. При групповой форме обучающиеся могут меняться заданиями, выполнять общее задание для всей группы. Фронтальные лабораторные занятия предполагают выполнение одинаковых заданий для обучающихся всего класса.

Важное значение при выполнении лабораторных работ отводится вводной беседе, на которой определяется проблема и ставится цель работы. Затем разъясняется ход лабораторной работы, раздаются инструктивные карточки или задания, указывается форма записи результатов наблюдений (схема, таблица, график, текстовая запись и др.), ставятся вопросы для выводов и обобщений. В конце работы, после ее проверки, выводы, полученные в результате проведенного исследования, обобщаются.

С целью экономии времени при проведении лабораторной работы используются по возможности инструктивные карточки. Они включают цель работы, оборудование, перечень материалов для изучения, а также указания о порядке и способах проведения работы, рекомендации для записи результатов наблюдений.

6. Устный зачёт по теме. Это одна из форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность биологического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт требует большого количества времени.

Зачёт, как любая форма проверки знаний, выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции. При этом главной остаётся контролирующая функция. С помощью зачётов обеспечивается систематичность и полнота проверки знаний обучающихся, повышается объективность оценки результатов обучения.

Систематичность проверки достигается регулярным проведением зачётов в течение учебного года по крупным блокам знаний (по одной теме или двум-трём небольшим темам в каждом блоке). Это способствует формированию у обучающихся установки на неизбежность проверки, дисциплинирует их, приучает регулярно выполнять домашнее задание; развивает самостоятельность и чувство ответственности. Зачёт ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений обучающихся учителем, идёт объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Зачёт надо проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика.

Составление проверочных вопросов и заданий – важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, хаpaктером выполняемых обучающимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются обучающимися, или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнения содержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемого материала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой проверки – выделение ведущих знаний и способов оперирования ими. Причём устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность обучающихся.

Среди проверочных знаний выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в пpaктической деятельности.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным.

В своей работе мы приучаем школьников пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.

Ещё в своей работе мы используем карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений.

Содержание карточек включает:

  • вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;
  • задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;
  • задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения.

Не менее важна роль карточек – заданий для контроля знаний. Важно не просто воспроизводить в памяти обучающихся пройденный материал, но и сформировать у них умение использовать полученные знания для доказательства и обобщений.

Мы используем карточки, включающие текстовые таблицы, а также рисунки и схемы с определёнными текстовыми заданиями к ним.

Табличная форма заданий требует конкретного и краткого ответа. Задания, предполагающие развитие умений конкретизировать, абстрагировать и устанавливать причинно-следственные связи, представлены схемами и рисунками различной степени сложности с требованиями частичной работы по их определению и завершению, а также карточками, где необходима полная самостоятельность в составлении схемы или определении рисунка.

Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств.

Карточки-задания в зависимости от целей обучения используются как на уроке, так и во внеклассной работе. Мы применяем их в различных звеньях урока:

  • по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий (заполнение таблиц, изображение схем) или тренировки в узнавании или заполнении (работа с рисунком) ;
  • при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;
  • при опросе – фронтальном и индивидуальном;
  • для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Поскольку степень сложности дидактических карточек различна, мы используюем их для индивидуальной работы с обучающимися в соответствии с их подготовленностью к воспитанию. Также применяют их в работе с отстающими обучающимися и с теми, кто пропустил занятия по наиболее важным темам курса.

Сложные по составу карточки-задания, включающие большое количество вопросов, используются для коллективной работы в классе. Это приводит к обмену мнениями, дискуссии, вызывает повышенный интерес к работе.

Объёмные задания обучающиеся выполняют постепенно: часть вопросов решают в классе, часть дома.

Одни и те же карточки неоднократно применяются для усвоения материала различных тем курса в том случае, если прослеживается взаимосвязь изучаемых понятий.

Также в своей работе по проверке знаний и умений используются нетрадиционные формы и методы. Один из способов формирования у школьников биологических знаний – использование игровых методов обучения. Биологические игры подводят учеников к осознанию своего места и своей роли в окружающем мире, ставят ребенка в положение исследователя, “открывателя” существующих в природе связей и закономерностей.

Решение многих игровых заданий требует знаний и информации, выходящих за рамки обычных уроков, – а значит, потребуется работа с дополнительной литературой. Игровая форма делает задание увлекательным, повышает интерес к такой работе и в конечном итоге способствует формированию устойчивых навыков самостоятельного получения знаний.

Наиболее популярные виды биологических игр – ребусы, кроссворды, головоломки, криптограммы. Их можно использовать на всех уроках, при проведении внеклассных мероприятий, а также в качестве домашних заданий.

Наиболее целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений использовать в сочетании с традиционными. Только комплексная проверочная работа позволит объективно определить уровень биологической подготовки обучающихся и правильно оценить её результаты.

В настоящее время проверка знаний по биологии должна удовлетворять определённым требованиям: проводиться быстро, мобильно, разнообразными методами и приёмами, способствовать повышению самоконтроля и взаимоконтроля обучающихся. Конкретное время и место проведения проверки определяется содержанием изучаемого на уроке нового материала. Его взаимосвязь с контролируемыми на уроке знаниями позволяет сделать проверку – неотделимой от других частей урока. Во многих случаях проверка проводится в процессе изучения нового материала. Тогда весь урок удаётся подчинить решению одной главной задачи.

Установление на уроке тесной взаимосвязи этапов проверки знаний и изучения нового материала, включение усвоенных ранее знаний в содержание урока, рациональная организация проверки оказывает большое влияние на совершенствование процесса обучения, способствует решению задач воспитания школьников и повышению качества их обучения, нормализации их учебной нагрузки.

Контроль должен восприниматься обучающимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчёт имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Правильно организованная проверка знаний и умений затрагивает чувствительную сферу обучающихся, способствует развитию у школьников самооценки, побуждая желание успешно учиться.

Контроль за усвоением знаний и умений обучающихся служит ориентиром для родителей, информация об учёбе их детей, а также для учителя, показывая достижения и недочёты его преподавания. Необходимо использовать проверку знаний не только для определения уровня овладения основными понятиями, законами, теориями и научными фактами, но и для выявления сформированности различных видов учебной деятельности: интеллектуальных, пpaктических, общенаучных.

Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, является органической частью урока, представляет предпосылку успешного изучения нового материала, обеспечивает деятельное участие всего класса.

Многосторонний хаpaктер проверки предполагает выявление усвоения обучающимися важнейших частей содержания: знаний и умений, изложенных в программе.

Современная методическая наука предъявляет целый ряд требований к учебному процессу, обусловливающих прочность формируемых у обучающихся знаний: чёткий отбор содержания образования и установление связей с ранее усвоенными знаниями; вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс путём использования различных методических приёмов; систематическое и многократное повторение изучаемого материала; развитие, углубление и закрепление знаний, формулирование выводов в процессе обобщения.

Учитывая эти требования в своей пpaктической работе, мы планируем процесс обучения так, чтобы на каждом новом этапе познания школьники могли опираться на имеющийся у них опыт; стараемся организовать закрепление и повторение полученных знаний не только на репродуктивном, но и на творческом уровне, применяем многократное и вариативное повторение знаний; при обобщении материала используем различные приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся: ставим их перед необходимостью анализировать, сравнивать, обобщать, делать мировоззренческие выводы.

Литература

  1. “Самостоятельные работы учащихся по общей биологии”, Л. П. Анастасова, Москва, “Просвещение”, 1989 г.
  2. “Методика обучения биологии”, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, Москва, “Просвещение”, 1989 г.
  3. “Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии”, А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина и др., Москва, “Просвещение”, 1988 г.
  4. “Активные формы и методы обучения биологии”, Г. М. Муртазин, Москва, “Просвещение”, 1989 г.



Комментарии:

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

18 04 2024 4:51:39

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

17 04 2024 10:36:55

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

16 04 2024 17:27:37

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

15 04 2024 0:22:12

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

14 04 2024 0:20:34

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

13 04 2024 10:59:19

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

12 04 2024 7:47:19

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


    Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

      Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

11 04 2024 15:17:51

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

10 04 2024 18:14:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

09 04 2024 13:25:40

Строение и функции кожи. Терморегуляция


    Строение и функции кожи. Терморегуляция

      В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....

08 04 2024 4:33:43

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

07 04 2024 6:54:38

Класс Брюхоногие

Класс Брюхоногие Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...

06 04 2024 16:41:48

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии


    Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

      На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

05 04 2024 20:31:25

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

04 04 2024 16:28:22

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

03 04 2024 8:40:34

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


    Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

      Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

02 04 2024 17:46:14

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

01 04 2024 15:29:59

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....

31 03 2024 13:10:38

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

30 03 2024 23:52:27

Взаимоотношения между организмами


    Взаимоотношения между организмами

      Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....

29 03 2024 18:52:11

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

      Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

28 03 2024 0:27:21

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс


    Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

27 03 2024 17:34:50

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

26 03 2024 20:46:56

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

25 03 2024 12:18:19

Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

      Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

24 03 2024 12:49:18

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

23 03 2024 6:16:30

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"


    Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

      Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

22 03 2024 0:40:12

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

21 03 2024 0:13:35

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

20 03 2024 13:17:34

Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"


    Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"

      Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....

19 03 2024 15:57:16

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"


    Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

      Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

18 03 2024 18:44:52

Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика


    Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

      Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....

17 03 2024 15:24:27

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"


    Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

      Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

16 03 2024 3:50:52

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

15 03 2024 20:58:41

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

14 03 2024 13:24:10

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

13 03 2024 2:22:56

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

12 03 2024 22:31:57

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

11 03 2024 15:45:14

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

10 03 2024 0:43:51

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

09 03 2024 1:37:42

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

08 03 2024 11:27:17

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

07 03 2024 3:10:12

Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы


    Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы

      Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....

06 03 2024 7:16:44

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"


    Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

      Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

05 03 2024 13:17:23

Анализирующее скрещивание и неполное доминирование


    Анализирующее скрещивание и неполное доминирование

      Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....

04 03 2024 19:39:37

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

03 03 2024 19:39:18

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

02 03 2024 12:20:45

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

01 03 2024 15:51:36

Рациональное питание


    Рациональное питание

      Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....

29 02 2024 0:36:12

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::