Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"
Программа курса ОБЖ включает в себя вопросы экологического хаpaктера. Например, сти-хийные и случайные нарушения среды жизни (природные, природно-антропогенные бедствия, техногенные аварии и катастрофы), теория риска, несчастные случаи, загрязнение среды (физии-ческое, в том числе радиоактивное, химическое, биологическое, информационное) входят в структуру экологического цикла знаний.
К сожалению, ориентировка на расширение знаний об окружающей природе до сих пор рассматривается как основная цель экологического воспитания детей, тогда как формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не целью (тем более главной), а средством и результатом обучения. Нужно особо отметить принципиальность положения о том, что процесс изучения объекта природы (если мы стремимся к воспитанию экологической культуры) необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувству. Такой информацией, например, являются сведения о значении объекта для конкретного индивида и для природы в целом.
Формирование умения рационального использования природных ресурсов способствует развитию восприятия учащимися человека, во-первых, как части природы, а во-вторых, как носителя основных общественных ценностей. Оно позволяет расширить и углубить их знания о развитии человека и общества, строить свою деятельность в социально-экологической среде на основе опыта прошлых поколений, анализа и оценки собственной деятельности и деятельности других людей с позиции рационального природопользования.
На мой взгляд, при обучении ОБЖ необходимо формирование умения рационального использования природных ресурсов, развитие культуры поведения в природной среде, в жилище, как составной части среды обитания человека.
Мною была проанализирована программа «Основ безопасности жизнедеятельности» для 5 класса и составлено тематическое планирование курса с включением в него вопросов экологического хаpaктера. (Таблица 1) При этом я исходила из определения термина «экология» («экология – это наука о взаимоотношениях организма и окружающей его среды обитания») и из того, что окружающая человека среда обитания действует на него через все свои составные части: факто-ры живой и неживой природы, искусственные тела и объекты (дома, машины, механизмы и т.д.), загрязнения (как естественные, так и искусственные – химические, физические, биологические, информационные).
Таблица 1
Тематическое планирование ОБЖ в 5 классе
№ |
Тема урока |
Какие вопросы экологического хаpaктера можно рассмотреть в данной теме? |
1 |
Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? |
Опасные ситуации техногенного хаpaктера. Аварии на атомных станциях, как пример ЧС техногенного хаpaктера |
2 |
Главные формулы ОБЖ |
|
3 |
Город, как источник опасности |
Загрязнение окружающей среды, наличие опасных для здоровья промышленных объектов как основные виды городских опасностей |
4 |
Дом, в котором мы живем |
Отравления; нападения и болезни животных; заболева-ния человека, которые передаются животными или вызываются ими. |
5 |
Пожары в жилище |
Хранение в доме легковоспламеняющихся веществ, воз-можность отравления ими. Синтетические материалы в доме. |
6 |
Оповещение и эвакуация при пожаре |
Перемещение по задымленному помещению |
7 |
Средства тушения пожаров |
|
8 |
Опасные газы |
Бытовой и угарный газы, отравление ими, первая помощь |
9 |
Затопление жилища |
Причины затопления жилища |
10 |
Разрушение здания |
Причины разрушения жилища |
11 |
Как защитить себя от опасных веществ в быту |
Влияние алкоголя и никотина на организм человека. Средства бытовой химии и правила безопасного обращения с ними |
12 |
Чем еще можно отравиться? |
Вещества, используемые в сельском хозяйстве. Отравле-ние ртутью. Лекарства и правила их безопасного исполь-зования. Отравление продуктами. |
13 |
Опасные ситуации на дорогах и тротуарах |
Топливо, используемое в автомобилях. Длина тормозно-го пути в зависимости от погодных условий |
14 |
Безопасность в трaнcпорте |
|
15 |
Безопасность в метро или электричке |
Метро как наиболее экологически чистый вид трaнcпорте |
16 |
Толпа |
Чистота городских улиц во время массовых мероприятий |
17 |
Гололед |
В какое время года бывает гололед и причины его? |
18 |
Безопасность в железнодорожном трaнcпорте |
Покупка продуктов и напитков у незнакомых людей. Необходимость мытья фруктов и овощей. Почему нельзя пить сырую воду и воду из случайных источников? |
19 |
Как уберечься от опасностей на воде |
Виды водоемов. Правила поведения на воде. Соблюдение чистоты на берегу. |
20 |
Мы промчимся по звонкому льду |
Условия замерзания водоемов. Виды льда. Как холодная вода влияет на организм? Как согреть пострадавшего человека? |
21 |
Аварийные ситуации на воздушном трaнcпорте |
Необходимость использования кислородной маски при разгерметизации на большой высоте |
22 |
Как уберечь себя от преступлений |
|
23 |
Как защитить свой дом |
|
24 |
Криминальные ситуации на улице и других общественных местах |
|
25 |
За чистый воздух |
Виды загрязнителей воздуха. Что можно сделать для сохранения чистоты воздуха? Охрана атмосферного воз-духа. Зеленые насаждения в городах. Проветривание по-мещений. |
26 |
Вода – формула жизни |
Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость. Чем загрязняется вода? Способы очистки воды. Почему необходимо экономно расходовать воду? Использование воды человеком. |
27 |
Загрязнение почвы |
Загрязнение почвы. Мусорные свалки в населенных пунктах. Что можно сделать для сохранения чистоты почвы? Охрана почвы. |
28 |
Продукты под контролем |
Пищевые добавки. Удобрения и пестициды, используе-мые при выращивании растений. Радиоактивное загряз-нение продуктов. |
29 |
Город, как среда обитания человека |
Факторы городской среды, влияющие на человека и другие живые организмы. |
30 |
Безопасный телевизор |
Электромагнитное излучение, напряжение глазных мышц, эмоциональная перегрузка, как факторы негатив-ного влияния компьютера на организм человека. |
31/33 |
Что следует знать об оказании ПМП |
Необходимость обработки ран. Причины ожогов. Помощь при укусах насекомых и клещей. |
34 |
Азбука ОБЖ для пятиклассников |
|
Из таблицы видно, что пpaктически на любом уроке основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе возможно рассмотрение вопросов экологического хаpaктера.
Урок на тему «Вода – формула жизни» предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
Разработка урока на тему: «Вода – формула жизни»
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о воде, полученные при изучении природоведения;
- рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки воды;
- развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить.
Вид урока: урок-презентация с применением мультимедийных технологий. К уроку готовится презентация в программе Microsoft Power Point. В плане урока обозначены моменты, во время которых нажатием клавиши Enter можно перейти к следующему слайду или к следующему эффекту анимации на просматриваемом слайде.
Межпредметные связи: природоведение 4-5 класс.
Ход урока
1. Орг.момент;
2. Новый материал:
Тема сегодняшнего урока: Вода – формула жизни. (Обратите внимание на первый слайд) Запишите тему урока в тетрадь.
В процессе изучения темы мы должны будем ответить на вопросы: (клавиша Enter) (Учитель читает по слайду)
- Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость.
- Чем загрязняется вода?
- Способы очистки воды
- Почему необходимо экономно расходовать воду?
Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
Давайте вспомним из курса природоведения, в каких трех состояниях бывает вода в природе?
Правильно. (клавиша Enter)
В твердом (это – лед, снег, град, иней). (клавиша Enter)
В жидком (это – обыкновенная вода). (клавиша Enter)
В виде водяного пара (это – газообразное состояние воды – туман, облака, тучи).
Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
Вода, обычное вещество обладает удивительными и необычными свойствами. Какими? Давайте вспомним свойства воды. (Учитель демонстрирует воду в химическом стеклянном ста-канчике.)
Посмотрите на этот стакан. В нем – вода. Какая она? Если её понюхать, чем она будет пах-нуть? Какой она будет на вкус? Можно ли воду перелить из одного стакана в другой? Значит, ка-кая она? Если в воду положить кусочек сахара, то что с ним будет? Следовательно, вода является растворителем? При какой температуре вода кипит? При какой замерзает? Когда водоемы замер-зают, в них лед будет сверху или на дне? Таким образом, что легче – лед или вода? (клавиша Enter)
То, что вы видите сейчас на слайде, запишите себе в тетради.
Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
Как в природе осуществляется круговорот воды? Давайте с вами составим устный расс-каз по картинке, которую вы видите на слайде.
Есть ли вода в живых организмах? Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
Во всех ли живых организмах есть вода?
Да, конечно, она есть и в растениях, и в животных. И организму человека также нужна вода. (клавиша Enter)
Что будет с растением, если его долго не поливать? Что будет с животным или с человеком, если они не будут пить воду?
Вода составляет 80 % массы клетки в молодом организме человека или животного и 60 % - в клетках старого. В клетках головного мозга ее 85 %, а в клетках развивающегося зародыша – 90 %. Если человек теряет 20 % воды, то он погибает. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений.
Значит, вода необходима для жизни, но какая вода – чистая или загрязненная? Конечно, только – чистая. А какую воду мы чаще всего с вами встречаем в действительности?
Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
Следующий вопрос, на который мы ответим на уроке: чем загрязняется вода? Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
С помощью иллюстрации давайте вместе ответим на вопрос: какие есть источники загряз-нения воды?
Эти источники можно объединить в 5 основных групп. (клавиша Enter) Запишите их себе в тетради.
Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
В реки, озера, подземные воды сбрасываются отходы, промышленных предприятий, энергетики, трaнcпорта. Вода в таких водоемах становится непригодной для использования человеком и для жизни животных и растений. Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
В летнее время в воде могут быстро размножаться всевозможные болезнетворные микроорганизмы, и такая вода становится опасной не только для питья, но и для купания. Поэтому, на берегу нас все чаще останавливают предупреждающие щиты: «Купаться запрещено!»
Что же делать для того, чтобы человек мог использовать воду для своих нужд?
Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
Поговорим о способах очистки воды.
Прочитайте в учебнике на с.138-139 полезные советы. (Читают по учебнику)
Что нужно делать, чтобы очистить питьевую воду?
(клавиша Enter) Итак, способы очистки питьевой воды: кипячение, отстаивание, фильтрование, обеззараживание.
А как можно очистить сточные воды, чтобы они не загрязняли водоемы?
(клавиша Enter) Конечно, очистные сооружения и фильтры.
Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
Очистные сооружения в городе. (Просмотр видеофрагмента) Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
На этих картинках одно и то же место. Как вы думаете, что могло случиться?
С каждым годом используется все больше и больше природной пресной воды и людям ее уже не хватает.
Откуда поступает вода в квартиры к нам, жителям Оренбурга? (Из Урала, Сакмары, подземных источников)
Каждый год человек изымает примерно 10% воды, которая находится в реках. Так как же нужно использовать воду, чтобы цветущий уголок Земли не превратился в голую пустыню?
(клавиша Enter) Конечно, Необходимо экономно расходовать воду.
3. Обобщение и закрепление:
Теперь давайте еще раз посмотрим на первый слайд. Переход к следующему слайду (клавиша Enter)
Как мы формулировали тему урока? Почему воду считают формулой жизни?
4. Домашнее задание: § 21.2 , творческое задание (письменно в тетради).
Задание: Подсчитай, сколько воды потрeбляешь ты и твоя семья за сутки. Учти воду, идущую на питье, приготовление пищи, гигиену и хозяйственные нужды. Как ты думаешь, все ли затраты воды были необходимы? Какие из них можно было бы сократить?
Приложение
Список использованной литературы:
- Клепинина З.А. Природоведение: Учеб. для 3 кл. трехлетней и 4 кл. четырехлетней нач. шк. – М., 1997.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. – М., 1998.
- Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. – М., 2007
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл. – М., 2001.
Комментарии:
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
27 04 2024 11:56:28
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...
26 04 2024 23:24:18
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...
25 04 2024 1:39:28
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...
24 04 2024 3:24:34
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
23 04 2024 22:21:59
Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....
22 04 2024 10:12:27
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
21 04 2024 19:23:40
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
20 04 2024 15:44:17
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
19 04 2024 0:55:52
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
18 04 2024 12:40:28
Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
17 04 2024 4:12:53
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
16 04 2024 19:28:13
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
15 04 2024 3:54:23
На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....
14 04 2024 11:10:58
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...
13 04 2024 23:56:53
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
12 04 2024 8:15:53
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
11 04 2024 20:35:53
Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....
10 04 2024 20:56:50
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
09 04 2024 1:43:28
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
08 04 2024 16:29:18
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
07 04 2024 6:15:41
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
06 04 2024 20:29:19
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
05 04 2024 15:46:25
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...
04 04 2024 12:26:51
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...
03 04 2024 20:42:59
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
02 04 2024 16:19:52
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
01 04 2024 12:59:37
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...
31 03 2024 16:11:51
На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....
30 03 2024 18:37:29
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
29 03 2024 16:44:38
Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...
28 03 2024 17:32:11
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
27 03 2024 22:24:17
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
26 03 2024 8:11:28
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность. ...
25 03 2024 21:20:29
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
24 03 2024 5:34:45
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
23 03 2024 1:59:25
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
22 03 2024 11:58:32
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
21 03 2024 6:37:32
Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....
20 03 2024 5:39:26
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...
19 03 2024 1:43:57
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
18 03 2024 11:12:17
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
17 03 2024 18:45:26
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
16 03 2024 2:29:13
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...
15 03 2024 18:51:28
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
14 03 2024 8:50:11
На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....
13 03 2024 11:20:48
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
12 03 2024 16:44:50
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
11 03 2024 1:56:58
Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....
10 03 2024 20:30:27
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...
09 03 2024 14:40:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::