Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

Программа курса ОБЖ включает в себя вопросы экологического хаpaктера. Например, сти-хийные и случайные нарушения среды жизни (природные, природно-антропогенные бедствия, техногенные аварии и катастрофы), теория риска, несчастные случаи, загрязнение среды (физии-ческое, в том числе радиоактивное, химическое, биологическое, информационное) входят в структуру экологического цикла знаний.

К сожалению, ориентировка на расширение знаний об окружающей природе до сих пор рассматривается как основная цель экологического воспитания детей, тогда как формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не целью (тем более главной), а средством и результатом обучения. Нужно особо отметить принципиальность положения о том, что процесс изучения объекта природы (если мы стремимся к воспитанию экологической культуры) необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувству. Такой информацией, например, являются сведения о значении объекта для конкретного индивида и для природы в целом.

Формирование умения рационального использования природных ресурсов способствует развитию восприятия учащимися человека, во-первых, как части природы, а во-вторых, как носителя основных общественных ценностей. Оно позволяет расширить и углубить их знания о развитии человека и общества, строить свою деятельность в социально-экологической среде на основе опыта прошлых поколений, анализа и оценки собственной деятельности и деятельности других людей с позиции рационального природопользования.

На мой взгляд, при обучении ОБЖ необходимо формирование умения рационального использования природных ресурсов, развитие культуры поведения в природной среде, в жилище, как составной части среды обитания человека.

Мною была проанализирована программа «Основ безопасности жизнедеятельности» для 5 класса и составлено тематическое планирование курса с включением в него вопросов экологического хаpaктера. (Таблица 1) При этом я исходила из определения термина «экология» («экология – это наука о взаимоотношениях организма и окружающей его среды обитания») и из того, что окружающая человека среда обитания действует на него через все свои составные части: факто-ры живой и неживой природы, искусственные тела и объекты (дома, машины, механизмы и т.д.), загрязнения (как естественные, так и искусственные – химические, физические, биологические, информационные).

Таблица 1

Тематическое планирование ОБЖ в 5 классе

Тема урока

Какие вопросы экологического хаpaктера можно рассмотреть в данной теме?

1

Что такое опасные и чрезвычайные ситуации?

Опасные ситуации техногенного хаpaктера. Аварии на атомных станциях, как пример ЧС техногенного хаpaктера

2

 Главные формулы ОБЖ

 

3

Город, как источник опасности

Загрязнение окружающей среды, наличие опасных для здоровья промышленных объектов как основные виды городских опасностей

4

Дом, в котором мы живем

Отравления; нападения и болезни животных; заболева-ния человека, которые передаются животными или вызываются ими.

5

Пожары в жилище

Хранение в доме легковоспламеняющихся веществ, воз-можность отравления ими. Синтетические материалы в доме.

6

Оповещение и эвакуация при пожаре

Перемещение по задымленному помещению

7

Средства тушения пожаров

 

8

Опасные газы

Бытовой и угарный газы, отравление ими, первая помощь

9

Затопление жилища

Причины затопления жилища

10

Разрушение здания

Причины разрушения жилища

11

Как защитить себя от опасных веществ в быту

Влияние алкоголя и никотина на организм человека. Средства бытовой химии и правила безопасного обращения с ними

12

Чем еще можно отравиться?

Вещества, используемые в сельском хозяйстве. Отравле-ние ртутью. Лекарства и правила их безопасного исполь-зования. Отравление продуктами.

13

Опасные ситуации на дорогах и тротуарах

Топливо, используемое в автомобилях. Длина тормозно-го пути в зависимости от погодных условий

14

Безопасность в трaнcпорте

 

15

Безопасность в метро или электричке

Метро как наиболее экологически чистый вид трaнcпорте

16

Толпа

Чистота городских улиц во время массовых мероприятий

17

Гололед

В какое время года бывает гололед и причины его?

18

Безопасность в железнодорожном трaнcпорте

Покупка продуктов и напитков у незнакомых людей. Необходимость мытья фруктов и овощей. Почему нельзя пить сырую воду и воду из случайных источников?

19

Как уберечься от опасностей на воде

Виды водоемов. Правила поведения на воде. Соблюдение чистоты на берегу.

20

Мы промчимся по звонкому льду

Условия замерзания водоемов. Виды льда. Как холодная вода влияет на организм? Как согреть пострадавшего человека?

21

Аварийные ситуации на воздушном трaнcпорте

Необходимость использования кислородной маски при разгерметизации на большой высоте

22

Как уберечь себя от преступлений

 

23

Как защитить свой дом

 

24

Криминальные ситуации на улице и других общественных местах

 

25

За чистый воздух

Виды загрязнителей воздуха. Что можно сделать для сохранения чистоты воздуха? Охрана атмосферного воз-духа. Зеленые насаждения в городах. Проветривание по-мещений.

26

Вода – формула жизни

Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость. Чем загрязняется вода? Способы очистки воды. Почему необходимо экономно расходовать воду? Использование воды человеком.

27

Загрязнение почвы

Загрязнение почвы. Мусорные свалки в населенных пунктах. Что можно сделать для сохранения чистоты почвы? Охрана почвы.

28

Продукты под контролем

Пищевые добавки. Удобрения и пестициды, используе-мые при выращивании растений. Радиоактивное загряз-нение продуктов.

29

Город, как среда обитания человека

Факторы городской среды, влияющие на человека и другие живые организмы.

30

Безопасный телевизор

Электромагнитное излучение, напряжение глазных мышц, эмоциональная перегрузка, как факторы негатив-ного влияния компьютера на организм человека.

31/33

Что следует знать об оказании ПМП

Необходимость обработки ран. Причины ожогов. Помощь при укусах насекомых и клещей.

34

Азбука ОБЖ для пятиклассников

 

   
Из таблицы видно, что пpaктически на любом уроке основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе возможно рассмотрение вопросов экологического хаpaктера.

Урок на тему «Вода – формула жизни» предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.


Разработка урока на тему: «Вода – формула жизни»

Цели урока:

  1. обобщить знания учащихся о воде, полученные при изучении природоведения;
  2. рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки воды;
  3. развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить.

Вид урока: урок-презентация с применением мультимедийных технологий. К уроку готовится презентация в программе Microsoft Power Point. В плане урока обозначены моменты, во время которых нажатием клавиши Enter можно перейти к следующему слайду или к следующему эффекту анимации на просматриваемом слайде.

Межпредметные связи: природоведение 4-5 класс.

Ход урока

1. Орг.момент;

2. Новый материал:

Тема сегодняшнего урока: Вода – формула жизни. (Обратите внимание на первый слайд) Запишите тему урока в тетрадь.

В процессе изучения темы мы должны будем ответить на вопросы: (клавиша Enter) (Учитель читает по слайду)                                   

  1. Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость.
  2. Чем загрязняется вода?
  3. Способы очистки воды
  4. Почему необходимо экономно расходовать воду?

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Давайте вспомним из курса природоведения, в каких трех состояниях бывает вода в природе?

Правильно. (клавиша Enter)

В твердом (это – лед, снег, град, иней). (клавиша Enter)

В жидком (это – обыкновенная вода). (клавиша Enter)

В виде водяного пара (это – газообразное состояние воды – туман, облака, тучи).

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Вода, обычное вещество обладает удивительными и необычными свойствами. Какими? Давайте вспомним свойства воды. (Учитель демонстрирует воду в химическом стеклянном ста-канчике.)

Посмотрите на этот стакан. В нем – вода. Какая она? Если её понюхать, чем она будет пах-нуть? Какой она будет на вкус? Можно ли воду перелить из одного стакана в другой? Значит, ка-кая она? Если в воду положить кусочек сахара, то что с ним будет? Следовательно, вода является растворителем? При какой температуре вода кипит? При какой замерзает? Когда водоемы замер-зают, в них лед будет сверху или на дне? Таким образом, что легче – лед или вода? (клавиша Enter)

То, что вы видите сейчас на слайде, запишите себе в тетради.

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Как в природе осуществляется круговорот воды? Давайте с вами составим устный расс-каз по картинке, которую вы видите на слайде.

Есть ли вода в живых организмах? Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Во всех ли живых организмах есть вода?

Да, конечно, она есть и в растениях, и в животных. И организму человека также нужна вода. (клавиша Enter)

Что будет с растением, если его долго не поливать? Что будет с животным или с человеком, если они не будут пить воду?

Вода составляет 80 % массы клетки в молодом организме человека или животного и 60 % - в клетках старого. В клетках головного мозга ее 85 %, а в клетках развивающегося зародыша – 90 %. Если человек теряет 20 % воды, то он погибает. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений.    

Значит, вода необходима для жизни, но какая вода – чистая или загрязненная? Конечно, только – чистая. А какую воду мы чаще всего с вами встречаем в действительности?

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Следующий вопрос, на который мы ответим на уроке: чем загрязняется вода? Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

С помощью иллюстрации давайте вместе ответим на вопрос: какие есть источники загряз-нения воды?

Эти источники можно объединить в 5 основных групп. (клавиша Enter) Запишите их себе в тетради.

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

В реки, озера, подземные воды сбрасываются отходы, промышленных предприятий, энергетики, трaнcпорта. Вода в таких водоемах становится непригодной для использования человеком и для жизни животных и растений. Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

В летнее время в воде могут быстро размножаться всевозможные болезнетворные микроорганизмы, и такая вода становится опасной не только для питья, но и для купания. Поэтому, на берегу нас все чаще останавливают предупреждающие щиты: «Купаться запрещено!»

Что же делать для того, чтобы человек мог использовать воду для своих нужд?
Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Поговорим о способах очистки воды.

Прочитайте в учебнике на с.138-139 полезные советы. (Читают по учебнику)

Что нужно делать, чтобы очистить питьевую воду?

(клавиша Enter) Итак, способы очистки питьевой воды: кипячение, отстаивание, фильтрование, обеззараживание.

А как можно очистить сточные воды, чтобы они не загрязняли водоемы?
(клавиша Enter) Конечно, очистные сооружения и фильтры.

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Очистные сооружения в городе. (Просмотр видеофрагмента) Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

На этих картинках одно и то же место. Как вы думаете, что могло случиться?   

С каждым годом используется все больше и больше природной пресной воды и людям ее уже не хватает.

Откуда поступает вода в квартиры к нам, жителям Оренбурга? (Из Урала, Сакмары, подземных источников)

Каждый год человек изымает примерно 10% воды, которая находится в реках. Так как же нужно использовать воду, чтобы цветущий уголок Земли не превратился в голую пустыню?

(клавиша Enter) Конечно, Необходимо экономно расходовать воду.

3. Обобщение и закрепление:

Теперь давайте еще раз посмотрим на первый слайд. Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Как мы формулировали тему урока? Почему воду считают формулой жизни?

4. Домашнее задание: § 21.2 , творческое задание (письменно в тетради).

Задание: Подсчитай, сколько воды потрeбляешь ты и твоя семья за сутки. Учти воду, идущую на питье, приготовление пищи, гигиену и хозяйственные нужды. Как ты думаешь, все ли затраты воды были необходимы? Какие из них можно было бы сократить?

Приложение

Список использованной литературы:

  1. Клепинина З.А. Природоведение: Учеб. для 3 кл. трехлетней и 4 кл. четырехлетней нач. шк. – М., 1997.
  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. – М., 1998.
  3. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. – М., 2007
  4. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл. – М., 2001.



Комментарии:

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

09 10 2025 15:22:48

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

08 10 2025 21:38:22

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

      Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

07 10 2025 1:42:32

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

06 10 2025 0:51:43

Движение крови в организме. Органы кровообращения


    Движение крови в организме. Органы кровообращения

      Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....

05 10 2025 7:15:34

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....

04 10 2025 4:23:50

Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". "Звездный час". 6-й класс

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....

03 10 2025 19:36:25

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

02 10 2025 11:47:15

Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс


    Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс

      Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....

01 10 2025 0:33:38

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

30 09 2025 4:27:10

Обобщающий урок на тему «Бактерии»


    Обобщающий урок на тему «Бактерии»

      Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....

29 09 2025 17:45:19

Видоизменения побегов: подземные и надземные

Видоизменения побегов: подземные и надземные Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....

28 09 2025 3:24:55

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

27 09 2025 6:26:40

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

26 09 2025 19:28:59

Питание и пищеварение

Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....

25 09 2025 20:13:55

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

24 09 2025 10:43:56

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

23 09 2025 15:17:35

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"


    Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

      Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

22 09 2025 20:22:42

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

21 09 2025 23:10:59

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

20 09 2025 4:42:34

Открытый урок по биологии в 6-м классе


    Открытый урок по биологии в 6-м классе

      Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

19 09 2025 18:36:52

Урок анатомии для 8-го класса


    Урок анатомии для 8-го класса

      Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....

18 09 2025 6:12:24

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии


    Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

      Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

17 09 2025 1:30:46

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

16 09 2025 5:52:32

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс


    Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

      Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....

15 09 2025 2:40:46

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

14 09 2025 13:42:15

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

13 09 2025 16:46:40

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"


    Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

      Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

12 09 2025 22:57:11

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

11 09 2025 13:27:32

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс


    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

      Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

10 09 2025 9:28:24

Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"


    Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"

      Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...

09 09 2025 22:33:30

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

08 09 2025 4:19:56

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

07 09 2025 12:32:29

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

06 09 2025 13:23:34

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

05 09 2025 22:22:32

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

      Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

04 09 2025 5:12:41

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

03 09 2025 3:40:13

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

02 09 2025 14:15:29

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....

01 09 2025 12:18:38

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

31 08 2025 11:58:32

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

30 08 2025 5:27:57

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

29 08 2025 20:42:23

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

28 08 2025 16:49:41

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

27 08 2025 4:15:44

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

26 08 2025 9:44:12

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

25 08 2025 2:18:49

Урок-путешествие "Побег". 6-й класс


    Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....

24 08 2025 23:58:16

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"


    Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

      Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

23 08 2025 15:33:28

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

22 08 2025 8:36:39

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

21 08 2025 21:45:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::