Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс
Цели:
- Обобщить и закрепить знаний по теме осенние явления
- Развивать творческие способности
- Воспитывать бережное отношение к природе
Форма работы: работа в группе.
Ресурсное обеспечение: мультимедийный комплект, презентация в РР.
Раздаточный материал: карточки с загадками (грибы, овощи, фрукты, скороговорки, частушки) ; листы ватмана, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, картинки с природой, картинки с животными.
Музыкальное сопровождение: (Приложение 1).
Домашнее задание: создание рекламы о пользе овощей(стихотворения ), инсценировка сказки, стихотворения об осени на выбор учащихся.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Презентация. Слайд 1
Слайд 2
Заставка (анимация «Осень») – музыка Ю.Шатунов
Слайд 3 Осенний КВН
Музыка: «Мы начинаем КВН»
Представление ЖЮРИ
Представление комaнд: название, эмблема, имя
капитана
Слайд 4
1. Разминка
– Сколько ног у таpaкана? (6)
– Где живут белые медведи? (В Арктике. На
Северном полюсе)
– Самое крупное животное на земле. (Синий кит)
– Какое насекомое питается кровью? (Комар,
блоха, овод, слепень)
– Кто вылупляется из яйца бабочки? (Гусеница-личинка)
– Какое животное может поворачивать голову на 180
градусов? (Сова)
– Айва – фрукт или овощ? (Фрукт)
– Как называется самая маленькая птичка? (Колибри)
– Божьи коровки кусаются? (Нет)
– В какой стране кошка считается священным
животным? (Египет)
– Кто привез в Россию картофель? (Петр первый)
– Из каких растений получают ткани? (Лен,
конопля, хлопок)
– Какой грызун строит плотины на реках? (Бобр)
Слайд 5
2. Создание рекламы о пользе овощей, показ рекламы
1) Посмотрите, с огорода
Заготовила природа
Массу вкусных овощей
Для супов и для борщей.2) Для ребят, их пап и мам
устроим турнир реклам.
Реклам не простых –
Витаминных, овощных.3) Во саду ли в огороде
Фрукты, овощи растут,
Мы сегодня для рекламы
Их собрали в зале тут4) Для всего честного люда
Реклама есть к любому блюду.
Слушайте внимательно.
Запоминайте старательно.
Лук:
Лук зеленый – объеденье!
Богатырская еда.
Ешьте, дети, лук зеленый
Здоровы будете всегда.
Витаминов в нем не счесть,
Надо лук зеленый есть.
Морковь:
Всем морковочка – подружка
Дорога и люба.
Ешьте дети, все , морковь,
Очищайте зубы.
Помидор:
Я – румяный помидор,
Круглый и красивый
всё лето рос и рос,
Вырос я на диво.
Сначала я зеленым был.
Но август – месяц наступил,
Стал краснеть я день за днём,
Чтобы взяли меня в дом.
Ешьте, дети, помидоры,
Пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.
Огурец:
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке
Ешьте, дети, огурцы,
Будет все в порядке!
Репа:
Наша желтенькая репка
Так засела в землю крепко!
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет.
Картошка:
А картошка – хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела.
Мы представили сегодня
Вам рекламу для борщей.
Для здоровья и для силы
Ешьте больше…ОВОЩЕЙ!!!
Слайд 6
3. Конкурс капитанов
А) Карточки со скороговорками:
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали
Да ноги все истопали.Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка.Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
Слайд 7
Б) Анаграммы: названия птиц и цветов
Анаграмма – это (от греч. ανα- — «снова» и γράμμα — «запись») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или нескольких).
вертикаль — кильватер
апельсин — спаниель
старорежимность — нерасторжимость
австралопитек — ватерполистка
покраснение — пенсионерка
равновесие — своенравие
полковник — клоповник
стационар — соратница
Задание
Шар+ кома (ромашка)
Воин+чудак (одуванчик)
Идол+слуга (гладиолус)Дека+зубан (незабудка)
Вино+пшик (шиповник)
Корова+нож (жаворонок)Пена+лик (пеликан)
Овал+камин (малиновка)
Боль+астра (альбатрос)
Слайд 8
4. «Грибная карусель»
Загадки про грибы в зал (в это время репетиция частушки)
Царь грибов на толстой ножке –
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он … (белый)После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные –
Самые заметные. (Сыроежки)
– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки и
строчки)
– Шляпки этих грибов будто смазаны маслом. (Маслята)
Он в осиннике родится,
Как в траве ни притаится,
Все равно его найдем:
Шляпа красная на нём. (Подосиновик)Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (Мухомор)Что за ребята на пеньках
Столпились тесной кучей?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучей? (Опята)Этот гриб растет во мху под елкой,
Он звонче всех хрустит в засолке. (Груздь)
– Может ли гриб съесть дом? (Да. Это домовой гриб, который разрушает древесину)
Частушки
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.
Я на дереве сидела,
С высоты грибы глядела.
Как подуло ветерком,
Я с березы кувырком.
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
«Возраст мой всего два дня».
Петя рано, рано встал,
Все грибы в лесу собрал,
Хвалится грибочками
С беленькими точками.
Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
По лесочку шла я, шла,
Много я грибов нашла.
Как увидела медведя,
Еле ноги унесла.
Мы с подружкой в лес ходили,
Там огромный гриб нашли,
Мы вдвоем его тащили,
Домой еле донесли.
Лёня рано-рано встал,
Все грибы в лесу собрал.
Хвалится грибочками
С беленькими точками.
Розовые, красные, золотые –
Разные!
Сыроежки-модницы
Солнышка сторонятся.У опушки на поляне
Вырос гриб в большой панаме.
«Ничего я не боюсь,
Я – отважный, смелый груздь!»Нас не зря зовут лисички,
Мы – лукавые сестрички:
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.До чего же мы заметны,
Грибники для нас – гроза!
Сыроежки – разноцветны,
Всем бросаются в глаза.Вот свинушки у тропинки
Ловят шляпками дождинки,
Чтоб в жару могла синица
Дождевой воды напиться.В лес березовый пойдет
Каждый знающий грибник.
Там на суп всегда найдет
Вкусный подберезовик.Шоколадна папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев, опёнок ахнул
«Настоящий комaндир».Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Слайд 9
6. Создание плаката «Давайте, сохраним!» (реп-музыка)
Задание: создать плакат, используя стихотворения.
А)
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в гoлyбом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным простором.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю,
Берегите!
Б)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
– На планете мы останемся одни.
В)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Дружно соберем цветы.
Опустеют все поляны–
И не будет красоты.Ещё о том ведем мы речь,
Что мы должны наш дом сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля!
В это время с игра залом:
Загадки про овощи (Приложение
2)
Приметы осени
Песни об осени
7. Защита плаката (чтение стихотворения, показ плаката)
Слайд 10
8. Домашнее задание
Представление инсценированных сказок,
стихотворений об осени.
Музыка реп (без слов)
Слайд 11
9. Подведение итогов
Награждение (грамоты –1, 2, 3),
Призы (музыка Петрова)
Слайд 12
– Спасибо за внимание
Список литературы:
- На природу с классом Автор-составитель М.С Коган Новосибирск: Сиб. унив. из-во, 2009. – 190с.
- Внеклассная работа по биологии Сост.Н.А.Касаткина. – Волгоград: учитель, 2004. –160 с.
- И.Н.Махонина Деревья, птицы и цветы: Детская литература, 1977, 20 с.
Комментарии:
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
24 08 2025 6:29:59
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
23 08 2025 16:14:23
Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....
22 08 2025 20:38:41
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
21 08 2025 2:40:43
Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....
20 08 2025 17:50:12
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
19 08 2025 22:22:42
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
18 08 2025 8:48:33
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
17 08 2025 2:49:49
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
16 08 2025 13:49:12
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
15 08 2025 2:48:38
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
14 08 2025 8:37:58
В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....
13 08 2025 14:20:33
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
12 08 2025 16:22:37
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
11 08 2025 3:32:33
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
10 08 2025 1:13:38
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
09 08 2025 18:19:40
Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....
08 08 2025 21:17:20
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
07 08 2025 19:37:47
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
06 08 2025 15:29:40

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
05 08 2025 1:56:24
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
04 08 2025 0:53:36
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
03 08 2025 21:37:17
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
02 08 2025 19:30:57
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
01 08 2025 5:23:28
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
31 07 2025 17:41:22
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
30 07 2025 1:51:57
В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...
29 07 2025 1:47:36

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
28 07 2025 12:52:36
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
27 07 2025 12:23:32
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
26 07 2025 4:52:42
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
25 07 2025 16:56:25
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
24 07 2025 9:15:59
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал.
...
23 07 2025 1:39:37
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
22 07 2025 4:49:23
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
21 07 2025 15:20:16
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
20 07 2025 19:14:38
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
19 07 2025 6:29:20
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
18 07 2025 8:25:28
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
17 07 2025 6:35:58
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации.
Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
16 07 2025 18:21:39
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
15 07 2025 16:10:40

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
14 07 2025 13:59:14
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
13 07 2025 2:45:20
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
12 07 2025 4:22:51
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
11 07 2025 10:45:43
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
10 07 2025 6:48:26
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
09 07 2025 16:43:32
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
08 07 2025 18:26:23
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
07 07 2025 19:24:42
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
06 07 2025 8:15:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::