Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"


    Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"

Образовательные задачи:

  • сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организма, его цитологических основах;
  • изучить стадии дробления, гаструляции и органогенеза на примерах развития организмов разных систематических групп.

Воспитательные задачи:

  • формирование интереса к изучаемому предмету;
  • стимулирование любознательности, активности на уроке;
  • развитие навыков коммуникативного общения;
  • развитие работоспособности.

Развивающие задачи:

  • развитие умений анализировать;
  • развитие умений выделять главное в изучаемом материале;
  • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развитие способностей к самостоятельной работе над новым материалом;
  • развитие способностей к взаимообучению.

Тип занятия – изучение нового материала.

Методы – наглядный, проблемный, самостоятельная работа студентов, работа в группах, мультимедиа.

Оборудование – компьютер, видиопроектор, демонстрационный экран, приложения к уроку, магнитная доска, магниты, аппликация, клей. 

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент. Подготовка студентов к работе на занятии (приветствие, организация внимания.)
  2. Подготовка студентов к активной деятельности (просмотр видеоролика)
  3. Объявление темы и цели занятия.
  4. Работа с новым материалом:
    • изложение нового материала (сообщение преподавателя) ;
    • проработка нового материала (групповая работа по вопросам).
  5. Проверка понимания изучаемого материала (ответы групп, обсуждение)
  6. Применение знаний (тест)
  7. Домашнее задание
  8. Подведение итогов
  9. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день!

Меня зовут Елена Анатольевна. Я преподаватель биологии, сегодня у нас с вами урок биологии.

Вы изучаете биологию?

Любите ли этот предмет?

Сегодняшнее наше занятие посвящено самому сложному, интересному, необычайному процессу, который происходит во всех живых организмах. Это можно назвать “чудом природы” в самом высоком значении.

Человек уже боле века изучает этот процесс и все равно, так мало о нем знает.

Что же это за процесс? Что мы будем с вами изучать? Внимание на экран!

2. Подготовка студентов к активной деятельности (просмотр видеоролика рис.1, см. Приложение 2)

3. Объявление темы и цели занятия

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Что станет темой нашего урока? Что мы должны с вами изучить? (Рис.2, см. Приложение 2)

4. Работа с новым материалом (изложение и проработка)

Да, сегодня мы будем говорить об эмбриональном (зародышевом) развитии организма.

Итак, тема нашего урока: Я родился! Этапы эмбрионального развития.

Сегодня мы с вами должны изучить этапы эмбрионального развития – дробление, гаструляцию и органогенез; рассмотрим особенности зародышевого развития организмов разных систематических групп; выучить и научится применять новые термины и понятия. в итоге у вас должно сформироваться целостное понимание процессов эмбрионального развития.

Ребята, сегодня мы работаем в группах, каждая группа имеет свой цвет (красный, синий, зеленый, желтый). Эти цвета были выбраны не зря, красный – цвет огня, тепла, крови, жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воды; зеленый – цвет растений, т.е, все то, без чего невозможна жизнь на земле.

По ходу урока вы будете выполнять различные задания, а правильность и быстроту выполнения мы с вами будем оценивать вместе.

Посмотрите, на ваших столах находятся задания, которые пронумерованы в последовательности их выполнения, а также лист бумаги и части тела будущего организма. Ваша задача – создать (собрать) целый организм. Каждое правильно выполненное задание – это определенная часть тела. К концу урока по мере правильности и скорости выполненных заданий у вас должен сформироваться организм. Та группа, у которой будут все части тела, та и победитель. Мы работаем сегодня с учебником “Общая биология” (автор Мамонтов С.Г., Захаров В.Б.), §19, стр. 95-101.

Независимо от способа размножения, начало новому организму дает одна или несколько клеток. Развитие заключается в постепенной реализации наследственной информации, полученной от родителей.

В биологии есть 2 способа развития организмов:

филогенез – историческое развитие вида;

онтогенез – индивидуальное развитие особи от момента зарождения до cмepти.

Онтогенез делится на 2 периода:

1) эмбриональный – от момента слияния яйцеклетки и cпepматозоида до рождения или выхода из яйца.

2) постэмбриональный – от рождения или выхода из яйца до cмepти организма. (Рис.3, см. Приложение 2)

Стадии эмбрионального развития, которые проходит зародыш одинаковы у большинства организмов.

В эмбриональном периоде выделяют 3 основных этапа:

  • дробление;
  • гаструляцию;
  • первичный органогенез. (Рис. 4, см. Приложение 2)

Посмотрите на экран!

Организм начинает развиваться из одной клетки – зиготы. Оплодотворенное яйцо – это клетка и в то же время уже организм на самой ранней стадии его развития.

Процессы деления клеток в новом организме начинаются уже через несколько минут. Клетки, образующиеся при этом еще очень сильно отличаются от клеток взрослого организма. Их называют бластомерами (бластос – зародыш, мерос – часть).

Процесс деления клеток – бластомеров получил название – дробления. В это время клетки активно делятся, но их размеры не увеличиваются, с каждым делением только уменьшаются.

По мере увеличения числа клеток деление их становится неодновременным.

Посмотрите пожалуйста, при дробление зиготы морского ежа, все бластомеры одинаковы, цитоплазма делится между клетками поровну. А дробление у лягушки протекает уже иначе. Третье деление завершается образованием неравноценных бластомеров. То как будет распределяться цитоплазма между дочерними клетками и определяет размеры бластомеров. У птиц процесс дробления затрагивает только ту часть клеток зародыша, где нет желтка. Зародышевый диск располагается на верхней части яйца анимального полюса.

Чем больше бластомеров, тем дальше они начинают отодвигаться, образуется полоса в центре. К концу дробления зародыш – это полный пузырек, со стенкой, состоящей из одного слоя клеток, тесно прилегающих друг к другу. Внутренняя полоса получила название – бластоцель (первичная полость тела). (Рис.5, см. приложение 2)

Итак, что же хаpaктерно для дробления зародыша?

(Студенты читают с экрана рис.6, см. Приложение 2). Запомните!

Давайте подведем итог по первому периоду развития зародыша:

Сейчас ребята, вы будете работать самостоятельно. На экране и у вас на столах находятся задания.

У каждой группы собственный вопрос. За 1 минуту вы должны с помощью §19 учебника стр. 96-97 дать краткий обоснованный ответ. Оценивается точность и скорость выполнения. Свой ответ вы сверяете с правильным ответом на экране (Приложение 1, Задание 1).

Процесс развития зародыша продолжается, и бластула претерпевает ряд изменений. Клетки продолжают размножаться, и становится очень подвижными. Начинается процесс – гаструляции.

Сформировавшаяся бластула в процессе развития переходит в новую стадию – гаструлу. В это время продолжающие быстро размножаться клетки становятся очень подвижными и начинают активно перемещаться относительно друг друга. В результате в зародыше возникают отчетливо выраженные пласты клеток – зародышевые листки.

Гаструляция происходит путем либо впячивания стенки бластулы или иммиграции клеток в полость бластоцеля, либо перемещения клеток бластулы. В результате гаструляции зародыш становится двухслойным, состоящим из наружного зародышевого листка – эктодермы, внутреннего – энтодермы. (Рис.7, см. Приложение 2).

У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией или, как у ланцетника, вслед за ней возникает третий зародышевый листок – мезодерма, и представляет собой совокупность клеточных элементов. Расположенных между эктодермой и энтодермой в первичной полости тела. Зародыш становится трехслойным.

Дифференцировка – или дифференцирование – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша. С морфологической точки зрения образуется несколько сотен типов клеток специфического строения, отличающихся друг от друга. С биохимической – способность синтезировать определенные белки, свойственные только данному типу клеток.

Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс (клетки пpaктически не делятся и не растут).

Каждый зародышевый листок дает начало определенным органам и тканям. Ребята, ваша задача с текста §19 стр.99 определить какие органы и ткани развиваются из эктодермы, энтодермы и мезодермы (Приложение 1, Задание 2). (Студенты заполняют таблицу, работая с учебником. Затем связывают свои ответы с ответами на экране).

Например, зуб млекопитающего формируется из клеток 2-х зародышевых листков: эмаль зуба – из клеток эктодермы, дентин – из клеток энтодермы. (Рис.8, см. Приложение 2)

А теперь, ребята, посмотрите на экран (рис.9, см. Приложение 2). Сейчас мы вторгаемся в святая святых организма (формирование нервной трубки). Поговорим мы сейчас об органогенезе.

Первичный органогенез. После завершения гаструляции у зародыша образуются комплекс осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка. Посмотрите, пожалуйста на экран как у ланцетника формируются осевые органы: – эктодерма спиной стороны зародыша прогибается по средней линии, превращаясь в желобок, а эктодерма, расположенная справа и слева от него, начинает нарастать на его края. Желобок зачаток нервной системы – погружается под эктодерму, и края его смыкаются, образуется нервная трубка. Вся остальная эктодерма – зачаток кожного эпителия.

Спинная часть эктодермы, располагающаяся непосредственно под первым зачатком, обособляется от остальной энтодермы и сворачивается в плотный тяж – хорду. Из оставшейся части энтодермы развиваются мезодерма и эпителий кишечника. Дальнейшая дифференцировка клеток зародыша приводит к возникновению многочисленных производных зародышевых листков – органов и тканей.

Зародыш на стадии формирования органов и тканей называется – нейрула. (Рис. 10, см. Приложение 2). Это уже не двух и не трехслойный, а организм в котором стремительно формируются органы и системы органов. Мы с вами рассмотрели основные этапы эмбриогенеза животных, изучили особенности стадий развития зародыша.

5. Проверка понимания изучаемого материала (ответы групп, изучение).

Ребята внимательно рассмотрите рисунки и расположите этапы эмбрионального развития в правильной последовательности (Приложение 1, Задание 3).

Проверка выполнения задания фронтальная, участвуют все 4 группы.

6. Применение знаний (тест)

Ребята мы с вами рассмотрели основные этапы эмбрионального развития. Разобрали значение всех терминов, дали им определения. Теперь нам нужно с вами обобщить наши знания, суммировать все понятия. Для этого вы выполните тест. Время выполнения 6 минут (Приложение 1, Тест)

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов

Ребята, сегодня мы с вами изучили процессы эмбрионального развития, рассмотрели стадии формирования зародыша. По ходу работы мы с вами создавали новый организм. Давайте посмотрим какие организмы вы создали работая в группе (демонстрация аппликации организма).

9. Рефлексия (анализ собственной деятельности студентов)

(Приложение 1, Рефлексия)

Используемая литература:

  1. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. 6 издание, – М.: Высшая школа, 2004, с.317.
  2. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школа с углубленным изучением биологии. /Под редакцией А.О. Рувинского/ – М.: Просвещение, 1993, с.544
  3. Гилберт С. Биология развития. В 3-х томах. Том 1. Перевод с англ. – М.: Мир. 1993, с.228.

Приложение 1

Приложение 2



Комментарии:

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

22 11 2025 7:10:45

Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области


    Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области

      В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....

21 11 2025 1:40:24

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

20 11 2025 12:44:47

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

19 11 2025 5:50:24

Насекомые Магаданской области

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....

18 11 2025 5:38:26

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

17 11 2025 21:32:22

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

16 11 2025 21:37:30

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

15 11 2025 15:58:57

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

14 11 2025 19:29:41

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

13 11 2025 3:37:21

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

12 11 2025 9:46:33

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

11 11 2025 16:25:39

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии


    Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

      Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

10 11 2025 17:53:38

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

09 11 2025 17:45:15

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

08 11 2025 6:54:28

Основные закономерности эволюции органического мира


    Основные закономерности эволюции органического мира

      Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....

07 11 2025 8:20:37

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

06 11 2025 12:24:58

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса


    Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

      Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

05 11 2025 9:16:14

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

04 11 2025 15:26:39

Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"


    Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

      Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....

03 11 2025 22:28:59

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

      Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

02 11 2025 19:47:39

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

01 11 2025 19:13:54

Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

      Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....

31 10 2025 19:43:58

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

30 10 2025 18:47:31

Строение и систематика млекопитающих

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....

29 10 2025 10:37:30

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

28 10 2025 14:16:19

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

27 10 2025 23:53:16

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

26 10 2025 5:35:51

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

25 10 2025 23:19:33

Урок биологии на тему "Паукообразные"

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....

24 10 2025 18:45:54

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"


    Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

23 10 2025 19:37:56

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

22 10 2025 2:41:22

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....

21 10 2025 3:54:14

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

20 10 2025 4:29:57

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

19 10 2025 1:57:18

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

18 10 2025 8:29:45

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

17 10 2025 23:25:46

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

16 10 2025 6:16:21

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

15 10 2025 16:37:14

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

14 10 2025 10:12:32

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

13 10 2025 11:17:40

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....

12 10 2025 1:42:15

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....

11 10 2025 12:25:41

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"


    Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

      Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

10 10 2025 0:44:41

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

09 10 2025 5:10:33

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

08 10 2025 3:45:14

Урок биологии "Лишайники"

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....

07 10 2025 22:23:55

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

06 10 2025 0:18:58

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

05 10 2025 9:21:39

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

04 10 2025 6:57:58

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::