Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

Источник - Эталонные гири для весов: только качественный товар etalonvesi.ru.

Цель: Профилактика вредных привычек у школьников.

Оборудование: интеpaктивная доска или мультимедийный проектор.

Задачи мероприятия:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;
  • вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.

Возраст участников: 14–16 лет.

Количество участников: организационная группа-8 человек, форум -50-70 человек

План мероприятия:

  1. Вступительное слово руководителя школьного научного общества
  2. Выступление о вреде алкоголя (1 выступающий).
  3. Выступление о вреде курения (2 выступающий).
  4. Выступление о здоровом питании (3 выступающий).
  5. Выступление о методах борьбы со стрессом (4 выступающий).
  6. Выступление о влиянии бытовой химии на организм человека (5 выступающий).

Ход мероприятия

Руководитель школьного научного общества (шно): Дорогие ребята! 7 апреля – День здорового образа жизни. В рамках проекта «Наше общее дело», объявленного по всей Воронежской области, мы проводим сегодняшнюю конференцию. Сегодня мы поговорим о привычках, которые влияют не только на здоровье одного человека, но и на здоровье всего населения России. Почему проблема здоровья актуальна и касается всех? Потому что страна – это ее граждане. Будущее развитие страны зависит от каждого из нас. В этом учебном году проводились исследовательские работы, направленные на формирование здорового образа жизни и ребята расскажут нам о своих исследованиях.

1 ведущий: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости. Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последуют: состояние здоровья, достаточное питание, материальное благополучие, медицинское обслуживание… Мы хотим быть развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, наше поколение, научилось укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей. Итак, сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни.

2 ведущий: Здоровый образ жизни включает в себя и правильное питание, и отказ от вредных привычек, и активный отдых. Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гeйне писал: «Единственная красота, которую я знаю – здоровье». Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических хаpaктеристик окружения, а если сказать в целом – экологического качества окружающей среды. Идея возрождения России предполагает сохранение духовного, физического и психического здоровья нации. Как не странно в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья .

1 ведущий: На сегодняшней конференции будут рассмотрены вопросы о формировании здорового образа жизни. Первое сообщение о влиянии вредных привычек на организм человека.

1 выступающий: Не секрет, что зачастую курение и выпивка сопровождают общение, праздники. И незаметно человек попадает в наркотическую зависимость от алкоголя и табака. Тревожно это сейчас, когда Россия находится на первом месте в мире по потрeблению алкоголя. Этанол – основной компонент любого алкогольного напитка. Его свойства связаны со строением молекулы. Человеческий организм оказывается беззащитным перед этанолом. Спирт из желудка проникает в кровь и разносится по всему организму. Особенно активно поглощают алкоголь из крови головной мозг, печень. Особо следует остановиться на употрeблении заменителей этанола-метанола и этиленгликоля. 30г метанола – cмepтельная доза для человека. Cмepть наступает или от мозговых расстройств(1-2 дня), или в результате поражения почек (1-2 недели). При систематическом пьянстве происходят необратимые изменения и нарушения. Страдает головной мозг, может возникнуть инсульт. Страдает и печень, происходит ее перерождение (цирроз). История существование человека и алкоголя насчитывает не одно тысячелетие. Однако довольно быстро человечество стало понимать и пагубные последствия пьянства, о чем свидетельствуют попытки ограничить распространение спиртных напитков. Египетским царям и жрецам разрешалось, например, пить вино в очень небольших количествах. Некоторые китайские императоры казнили пьяниц. В Древней Индии служителей культа, уличенных в пьянстве, заставляли пить кипящие вино. В древности русские люди употрeбляли хмельные напитки, такие, как мед, пиво, брага, крепость которых была не выше 5-10 градусов, но пили только в праздники. В России первый кабак был открыт в 1552 году Иваном Грозным. Вырученные деньги пополняли казну. Известно, что при Петре Первом пьяниц сажали в тюрьму и вешали на гpyдь медаль весом в 17 фунтов с надписью «За пьянство». В нынешнем законодательстве, если человек совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения, это не снимает с него уголовной ответственности согласно статье 23 Уголовного кодекса РФ. Как много бед приносит алкоголь! Он разрушает семьи, отравляет жизнь и пьющему, и окружающим. Каждое третье преступление, особенно, дорожно-трaнcпортное, совершается людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Являясь наркотическим средством, он притупляет боль. При тяжелом опьянении угнетаются не только процессы торможения, но и процессы возбуждения в головном мозге. Поэтому алкоголь не совместим с трудом и спортом.

2 ведущий: О вреде пьянства написано и сказано много, в то время как о вреде курения мы знаем меньше.

2 выступающий: Табак – однолетнее растение из семейства пасленовых, высушенные листья которого после специальной обработки измельчают и используют для курения. В состав листьев табака входят: никотин, белки, углеводы. Органические кислоты, смолы и эфирные масла; последние придают табаку хаpaктерный запах. Главная особенность табака – содержание никотина. Никотин – один из сильнейших ядов и составная часть табачного дыма. В чистом виде это тягучая маслянистая жидкость, горькая на вкус. Однако, не только никотин делает вредным курение. По данным фармакологов при выкуривании одной пачки сигарет с общей массой табака 20 г образуется много других вредных веществ. Самая же главная опасность для курильщика – табачный деготь. Установлено, что в состав табачного дегтя входят различные ароматические вещества, способные вызвать образования злокачественной опухали – канцерогены. Наиболее активным канцерогеном является бензопирен. История приобщения европейцев к курению началось в 1492 году. Когда Христофор Колумб высадился на побережье Кубы. Жители острова встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употрeбляемой для курения, которую называли сигаро. И табак, получивший свое название от провинции Табого о. Гаити, начал свое победоносное шествие по странам и континентам. В Россию табак завезли английские купцы в 1585 году через Архангельск. В народе говорят, что курение – это деньги, выброшенные на ветер. И это действительно так. Подсчитайте, какая сумма денег из семейного бюджета “улетит” вместе с дымом только за один год: 1 пачка (стоимость) умножить на 30 дней и умножить на 12 месяцев. А если одной пачки сигарет в день мало? Представьте, чтобы Вы смогли приобрести на “сэкономленные” на курении деньги? Многие медики, ученые уже давно доказали, что курение разрушает здоровье. Проведенные исследования показали, что вероятность paка у курильщиков сигарет в 10 раз выше, чем у некурящих. Из 10 случаев paка легких 8–9 вызваны курением. Когда человек курит, то в его организм попадает более 400 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд никотин. Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. Для человека составляют опасность 2–3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью. Вы, наверное, уже знаете, что курение сокращает жизнь. Если человек курит в день 1–9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4–5 лет, если 10–19, то на 5–6 лет. Курение является причиной многих заболеваний. Одно из них – paк легких – это очень тяжелая болезнь. Сейчас нередко курят не только взрослые, но и дети. Курение сильно сказывается на сердце, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, плохому сну, неуспеваемости в школе. Также курение сказывается на росте. Рост замедляется, ребенок растет хилым, слабым, вялым. Постоянное курение вызывает привычку, т.е. человеку уже трудно бросить курить.

1 ведущий: Так поставим гамлетовский вопрос “Пить или не пить? Курить или не курить?” Наш совет – лучше не начинайте. От вредных привычек очень сложно избавиться. Посмотрите на взрослых! Узнайте у них, хотели бы они от этих привычек избавиться? Ведь за них они платят не только собственным здоровьем, благополучием, счастьем, но часто страдает семья, самые близкие люди и семейный бюджет.

2 ведущий: Что еще составляет здоровый образ жизни? Конечно, здоровое питание. Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания.

3 выступающий: Современный рацион питания большинства людей отличается большим потрeблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение. «Умеренность – союзник природы», – говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным. Пища должна содержать витамины! И молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. Свежие овощи и фрукты необходимо включать в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья. Как сказал один из известных диетологов: «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столько редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное». Установлено, что в рационе питания оптимальным для пpaктически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1:4. Современный мир с его техническим прогрессом разучил нас двигаться. Человек все меньше тратит свою собственную энергию, снижается двигательная активность. Пища поступает в организм, как из «рога изобилия», органы пищеварения не справляются с этим потоком, сотни калорий остаются нерастраченными. В результате появляются многочисленные болезни, и самая распространенная из них – избыточный вес. Кстати, около половины населения нашей страны страдает избыточным весом, а четвертая часть – ожирением и нуждается в лечении. Малая двигательная активность, избыточное или недостаточное питание – эти недуги организма, разрушающие его, стали одной из примет сегодняшней жизни в значительной степени по причине нашей невежественности в области культуры питания.

Питание – многофункциональный процесс, но можно выделить три основные функции. Первая – энергетическая, заключающаяся в снабжении организма энергией. Энергия расходуется на основной обмен и физическую деятельность. Вторая функция питания заключается в обеспечении организма пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени углеводы. Следует отметить, что потребность в пластических веществах повышена в детском возрасте, когда они используются не только для замены разрушенных клеток и внутриклеточных структур, но и для осуществления процессов роста. И третья, основная функция питания – снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности, – ферментами и гормонами. Большинство этих химических веществ может синтезироваться в организме, однако некоторые (например, витамины) должны обязательно поступать извне, с пищей.

В соответствии с перечисленными выше функциями, которые выполняет питание, должен строиться и пищевой рацион человека. Три кита, на которых он зиждется, – это умеренность, разнообразие, режим питания. Именно умеренность определяет в конечном итоге здоровье человека и даже его образ жизни. Отказ от переедания – важнейшее условие здорового образа жизни. Еще 2500 лет назад Гиппократ предупреждал « чрезмерное насыщение желудка, производит болезни, а чрезвычайно тучные люди гораздо скорее умирают, чем худощавые».

Венецианец Луиджи Корнадо, живший в 16 веке, в книге « Простой способ восстановит здоровье» отмечал: «Природа учит нас жить, довольствуясь малым, соблюдать меру … и есть только то, что необходимо для существования, потому что излишек полезен только болезни и cмepти… и если приносит минутное удовольствие вкусу человека, то скоро причинит его телу продолжительно страдание, непоправимый вред». Павлов считал, что человек может жить до ста лет. « Мы сами, – отмечал он, – своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Другой великий ученый И.И. Мечников, полагал, что « cмepть раньше 150 лет – насильственная cмepть». Известно, что долгожители, очень умеренны в пище.

Согласно теории сбалансированного питания для хорошего усвоения пищи и нормальной жизнедеятельности организма требуется снабжение его всеми необходимыми пищевыми веществами в определенных соотношениях, и не более того.

1 ведущий: В 21 веке мы сталкиваемся со многими проблемами, что приводит к нарушению душевного равновесия. Что такое стресс и как выходить из стрессовых ситуаций мы узнаем из следующего выступления.

4 выступающий: Моя работа посвящена одной из проблем, которая является актуальной для всего человечества, это – проблема стресса. Стресс и стрессовые ситуации вносят дисгармонию в отношения между людьми на работе и дома, во время отдыха и во многом другом. Что же такое стресс? Каковы эго причины, как найти выход из уже сложившейся стрессовой ситуации или как можно ее предотвратить? Первоначальный смысл английского слова «стресс»- напряжение, давление, нажим. Пришедшее в биологию из физики, техники, это слово стало обозначать и состояние, возникшее под влиянием любых сильных, стрессовых воздействий на организм, сопровождающийся перестройкой его защитных систем. Словом « стресс» пользуются экологи, применяя его к результатам воздействия человека на окружающую среду, а так же влияние факторов окружающей среды на человека. На любую живую систему постоянно действуют разнообразные факторы: прием пищи, атмосферное давление, магнитное поле Земли. А напасти, которым подвергается человек? Болезни, холод, жара, тряска в трaнcпорте… Но мы живем вопреки всем этим, стремящимся « опрокинуть» нас, стрессам, выполняем свою жизненную программу, идем к поставленной цели. Подверженность стрессу зависит от профессии человека. Считается, что наибольший стресс испытывают шахтеры – 8,3 условных единиц, наименьшие потери несут астрономы – 3,4 единицы, музейные работники – 2,3 единицы и библиотекари – 2 единицы. Существуют стрессы от условий, угрожающих всем и каждому. Шум, например. Пылесос шумит на 75 децибел, мотоцикл – на 104, салют – на 130 децибел. Стрессовость радиоизлучения растет год от года. Уже сейчас из глубин космоса можно было бы принять Землю за радиоизлучающую звезду. Плавание в океане радиоволн вряд ли проходит бесследно для человека. Итак, причин стресса – великое множество, и зачастую мы сами являемся одной из причин стресса. Как выйти из состояния стресса? На этот вопрос ищет ответы новая область здравоохранения – поведенческая медицина. Она старается оградить человека от стрессов при производственных и социальных конфликтах. Есть еще один совет: «Поплачь – будет легче». Человеческий организм выpaбатывает примерно пол-литра слез в год. Плачьте на здоровье, но все же лучше смеяться. В 21 веке мы сталкиваемся со многими проблемами, часть из которых можно решить без вмешательства современной техники. Главное – любить и быть любимым, дарить окружающим улыбки, больше смеяться и верить, что самое лучшее – впереди и оно зависит от нас.

2 ведущий: Есть особые вещества, которые мы используем каждый день. Эти вещества облегчают нам жизнь, но способны вызвать осложнения здоровья через несколько лет.

5 выступающий: Многие люди склонны думать, что опасные вещества – это те, которые представляют непосредственную угрозу для организма. На самом деле, на их долю приходиться лишь часть опасности. Проблема с большинством опасных веществ состоит в том, что мы не ощущаем вреда, который они наносят непосредственно в данный момент. Чистящая жидкость, которой вы пользуетесь сегодня, может вызвать злокачественную опухоль через 10 лет. К наиболее опасным веществам, связанным непосредственно с нашим бытом, относятся: тяжелые металлы, летучие органические соединения, формальдегиды. Существуют около 20 металлов, которые не являются необходимыми для функций организма. Наиболее опасные среди них ртуть, свинец, кадмий, мышьяк. Некоторые товары и препараты, используемые в быту, также содержат тяжелые металлы. Неорганические соединения пигментов красок представляют собой соединения алюминия, ванадия, свинца, хрома, кадмия. Главные источники проникновения в наш дом тяжелых металлов: вода, выхлопные газы и краски. Тяжелые металлы в виде соединений содержаться в большинстве масляных красок, в белилах и красок для дощатых поверхностях, в лаках и эмалях. Тяжелые металлы содержаться в различных упаковках. Поливинилхлорид выделяет тяжелые металлы, которые являются стабилизаторами при производстве полимера. Консерванты древесины содержат соединения хрома, меди. Эти вещества являются канцерогенами, могут вызвать дерматиты. Один грамм сульфата меди – cмepтельная доза для человека. Необходимо помнить также об аккумуляторных батареях, ртутных лампах. Самыми распространенными источниками летучих органических соединений, опасных для нашего здоровья, являются растворители, чистящие, дезинфицирующие средства, краски, клей. Перечисленные соединения опасны для печени, угнетают иммунную систему, вызывают мутации. Они являются канцерогенными веществами. Наибольшее количество галогеноводородов содержится в искусственных, ацетатных волокнах. Изделия из синтетических волокон приводят к раздражению кожи. Пятновыводители содержат летучие вещества, токсичность которых усиливается из-за присутствия в них алкоголя. Отбеливающие и дезинфицирующие средства имеют щелочную реакцию, что приводит к раздражению слизистых оболочек. А линолеум, без которого мы не можем обходиться, может вызвать хронические отравления из-за содержащихся в нем сложных эфиров.

Химия везде нас окружает,
Окружив со всех сторон в квартире.
Видно знаний нам немного не хватает,
Чтоб здоровье воцарилось в мире.

1 ведущий: Если вспомнить, что в бронзовом веке человек жил в среднем 18 лет, в конце прошлого века – 32 года, а в наше время этот срок увеличился до 70 и более лет, то очень возможно, что 150 лет – вполне реальная продолжительность жизни людей уже в обозримом будущем. И, безусловно, важнейшим условием достижения этого является здоровый образ жизни.

2 ведущий:

Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени Вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, в правнуков вольется,
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.

Список использованной литературы:

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Граф, 2002
  2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для школьников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Иванов, Петров, Сидоров. Книга для учителя. Серия «в помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотрeбления психоактивными веществами»/ составитель серии Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш – Изд-во «Эфлакс», 2003.
  4. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по организации профилактической работы с учащимися – Ростов н/Д, 2001



Комментарии:

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

02 09 2025 5:17:36

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

01 09 2025 2:13:22

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"


    Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"

      Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...

31 08 2025 14:26:48

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"


    Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"

      Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов. ...

30 08 2025 3:12:53

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

29 08 2025 13:47:53

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

28 08 2025 15:15:46

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

27 08 2025 9:17:48

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы


    Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

      Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

26 08 2025 1:27:40

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

25 08 2025 23:53:19

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

24 08 2025 16:16:31

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

23 08 2025 21:41:43

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

22 08 2025 21:51:21

Французские мастерские на уроках биологии

Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

21 08 2025 23:59:29

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

20 08 2025 22:12:35

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

19 08 2025 6:43:31

"Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"


    "Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"

      Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....

18 08 2025 17:13:36

Урок "Газообмен в легких и тканях"


    Урок "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...

17 08 2025 8:13:38

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

16 08 2025 7:35:47

Рост и развитие растений. 6-й класс


    Рост и развитие растений. 6-й класс

      Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....

15 08 2025 12:44:52

Охрана природы. Красная книга


    Охрана природы. Красная книга

      На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....

14 08 2025 1:58:12

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

13 08 2025 10:21:51

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

12 08 2025 14:52:26

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

11 08 2025 6:56:10

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

10 08 2025 17:51:17

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс


    Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс

      В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....

09 08 2025 0:47:56

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

08 08 2025 10:47:44

Урок-игра по биологии "Птицы"


    Урок-игра по биологии "Птицы"

      Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

07 08 2025 22:36:46

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

06 08 2025 7:55:31

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ


    Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

      Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

05 08 2025 5:52:58

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

04 08 2025 0:59:22

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

      В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....

03 08 2025 19:49:29

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"


    Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

      Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

02 08 2025 13:36:57

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

01 08 2025 15:57:59

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

31 07 2025 18:40:31

Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....

30 07 2025 4:46:19

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

29 07 2025 22:39:19

Цветок — орган пoлoвoго размножения Биология

Цветок — орган пoлoвoго размножения  Биология Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...

28 07 2025 2:53:40

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".


    Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".

      Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....

27 07 2025 18:53:42

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

26 07 2025 7:44:37

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

25 07 2025 5:49:57

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"


    Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

      Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

24 07 2025 15:28:55

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

23 07 2025 1:25:55

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

22 07 2025 5:31:50

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

21 07 2025 16:25:20

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

20 07 2025 4:24:25

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

19 07 2025 17:18:42

Загадки эволюции


    Загадки эволюции

      Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....

18 07 2025 20:27:50

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

      Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

17 07 2025 22:36:34

Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс

      Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....

16 07 2025 22:39:35

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии


    Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

      Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....

15 07 2025 1:46:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::