Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"
Цель: рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и жизни человека.
Задачи:
- образовательные:
расширить эволюционные представления о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни; - развивающие:
продолжить развитие у школьников умений раскрывать особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; - воспитательные:
дать хаpaктеристику ВИЧ – инфекции, раскрыть сущность заболевания, пути заражения и профилактику болезни;
показать актуальность проблемы в современном мире.
Оборудование: таблицы “Вирусы”, “Профилактика СПИД”, модель бактериофага, научно – популярная литература о вирусах, компьютерная презентация “Вирусы”, компьютер, проектор, дидактический материал “Общая биология”, магнитная доска, экран.
Методы учебной деятельности: самостоятельная групповая работа по представлению компьютерной презентации, обсуждение результатов работы, отчет групп, формулирование выводов.
Структура урока:
- Актуализация темы.
- Обоснование цели и задач урока.
- Изучение нового материала по методу проекта.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель объявляет тему урока, цель занятия. Далее сообщается, что урок пройдет в форме отчета групп учащихся, который представят в виде компьютерной презентации (Приложение 1).
Предварительно учащиеся делятся на 5 групп (демонстрируют найденный способ решения проблемы, умение владеть компьютером)
Структура презентации отражает план урока. Она включает слайды следующего содержания (курсивом выделены названия каждого слайда, вызываемого на экран).
- История открытия вирусов, возникновение вирусологии.
- Строение вирусной частицы.
- Многообразие вирусов.
- Проникновение вирусов в клетку.
- Особенности ВИЧ – инфекции. СПИД.
“Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги” – заглавие презентации.
Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:
– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?
– Являются ли вирусы клеточными формами жизни или образуют особую группу организмов?
В ходе урока строится гипотеза и осуществляется проверка проблемной ситуации.
“История открытия вирусов”
Группа учащихся рассказывает об открытии вирусов в 1892 году русским ученым Д.И. Ивановским, о возникновении науки – вирусологии, систематическом положении царства “ Вирусы” (формулируют проблему и пути ее решения).
“Особенности вирусов”
Самостоятельная работа с текстом учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника “Общая биология” по выявлению отличительных черт вирусов.
Задание: Вирусы представляют собой как бы “осколки жизни”, обладающие основными свойствами живых организмов. Каковы черты их:
- отличия от неживой материи
- отличия от живой материи
Учитель обращается с вопросом:
– Какое отличие можно считать самым принципиальным? Ведь вирусы стоят на границе между живым и неживым? (демонстрация слайда “ Отличие от неживой и живой материи”)
Эпиграфом нашего урока являются следующие слова:
“В борьбе стихий, в развитье постепенном,
Все существа, все формы создавались
И жизнею могучею зажглись”
Эразм Дарвин“Вирусы – своеобразная живая молекула”
Уильям Стэнли
“Строение вирусной частицы”
Группа учащихся рассказывает о размерах, форме, строении вирусов на примере бактериофага, о существовании в двух формах: внеклеточной или покоящей в форме вириона и внутриклеточной или размножающей в форме нуклеиновой кислоты; знакомят с классификацией вирусов на примере ДНК и РНК вирусов.
Учитель: Вирусы невидимы, капризны и плохо поддаются “дрессировке”. Поймать их оказалось чрезвычайно сложно, а выведать их повадки еще сложнее. Остается поражаться тому, что за 100 лет ученые не только смогли разобраться в сложном хаосе, который представляют собой царство Вирусы, но и научились “приручать” этих невидимок, превращать их из неприятелей в союзники.
Беседа по вопросам:
– Какие вирусы называют бактериофагами?
– Как вы думаете, где используются бактериофаги?
“Многообразие вирусов”
Группа учащихся рассказывает о том, сколько видов в настоящее время насчитывается на Земле у растений, грибов, животных и бактерий.
Знакомят со статистикой – в мире интересного: “вирусы около 200 раз проникают в организм человека”, “при средней продолжительности в 70 лет около 7 лет (10% всей жизни) человек болеет вирусными заболеваниями”
“Проникновение вирусов в клетку”
Перед учащимися ставится проблемная задача:
– Почему вирусы проявляют свойства живого организма только после того, как они попадают в живую клетку. Предположите объяснение этого явления.
– Каким образом вирусы проникают в клетки, что происходит с ними в дальнейшем?
Самостоятельная работа с учебником: схема в учебнике “ Жизненный цикл вирусов”
– Проанализируйте данную схему, используйте текст учебника, выпишите в тетрадь этапы проникновения вируса в клетку хозяина.
Результаты своей деятельности представляют на магнитной доске, организуется самопроверка в классе.
Беседа по вопросам:
– На каких этапах жизненного цикла вирус похож на неживые предметы, а на каких – на живые организмы?
– Как объяснить выражение: “ стратегия жизни вирусов – безудержное размножение”?
“ВИЧ – инфекция. СПИД”
Группа учащихся на слайдах представляют элементы своей поисковой – информационной деятельности: знакомят с вирусом ВИЧ, жизненным циклом вируса иммунодефицита человека; раскрывают сущность заболевания, пути заражения и профилактику СПИД, приводят статистические данные, доказывая опасность СПИДа.
Решение познавательных задач:
– Грипп и СПИД – заболевания, вызываемые вирусами. Почему грипп пpaктически излечим, а СПИД – cмepтелен?
– Подумайте, какие сложности возникают при попытках создать вакцину против ВИЧ – инфекции?
Обобщение изученного материала:
В начале урока возникла проблемная ситуация и в течение урока мы пытались ответить на вопрос:
– Какое же место занимают вирусы в системе органического мира?
– Почему вирусы названы неклеточными формами жизни?
– Подумайте, почему все– таки вирус – это форма жизни?
– Так что же такое вирус: химическое вещество или живое существо? (формируются умения анализировать, рассуждать, обосновывать, обобщать, отстаивая свою точку зрения)
“Вирусы – это субмикроскопические объекты доклеточного уровня организации, способные проникать в живые клетки и воспроизводиться только внутри этих клеток” (Запись определения вирусов в тетрадь учащимися)
Группа учащихся высказывает гипотезы происхождения вирусов (концепции “взбесившихся генов” и “деградировавших бактерий”), знакомит с эволюционными представлениями о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни.
Домашнее задание: параграф 20 “Неклеточные формы жизни”, ответить письменно на вопросы в конце параграфа.
Творческое домашнее задание (по желанию)
– Прокомментируйте суждение лауреата Нобелевской премии П. Медавара о вирусах, назвавшего их “плохими новостями в упаковке из белка” и о том, что “ вирусы – стихийное зло эволюции”
Подведение итогов. Выставление оценок.
Рефлексия.
– Сегодня для меня ….
– Так как я знаю, что такое вирусы ….
– Я думаю, что ….
– Хорошо, что бактериофаги ….
Комментарии:
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
01 04 2025 19:47:10
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
31 03 2025 16:30:37
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
30 03 2025 4:14:36
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
29 03 2025 21:46:47
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
28 03 2025 17:11:46

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
27 03 2025 2:53:58
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
26 03 2025 2:40:54
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
25 03 2025 16:59:53
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения.
...
24 03 2025 10:58:38
Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....
23 03 2025 17:12:30
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
22 03 2025 17:27:27
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
21 03 2025 9:42:18
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
20 03 2025 17:38:21
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
19 03 2025 14:45:44
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
18 03 2025 17:40:26
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения.
...
17 03 2025 5:16:34
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
16 03 2025 15:24:27
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев.
...
15 03 2025 6:38:43
К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....
14 03 2025 21:50:32
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
13 03 2025 11:18:15
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
12 03 2025 4:35:30
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
11 03 2025 23:29:36
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
10 03 2025 16:49:53
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
09 03 2025 11:46:19
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
08 03 2025 16:35:35
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
07 03 2025 4:26:47
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
06 03 2025 9:13:14
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
05 03 2025 23:39:20

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
04 03 2025 1:32:38
План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....
03 03 2025 22:16:15
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
02 03 2025 14:53:16
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
01 03 2025 20:52:57
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
28 02 2025 18:16:36
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
27 02 2025 10:18:11
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
26 02 2025 7:23:43

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....
25 02 2025 23:27:10
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
24 02 2025 7:29:41
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
23 02 2025 1:40:50
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
22 02 2025 13:23:51
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
21 02 2025 16:18:47
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
20 02 2025 18:25:46
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
19 02 2025 13:29:41
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
18 02 2025 9:57:45
Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....
17 02 2025 1:34:26
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
16 02 2025 22:51:44
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
15 02 2025 19:34:11
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
14 02 2025 15:14:59
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
13 02 2025 0:24:33
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
12 02 2025 11:46:19
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
11 02 2025 21:17:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::