Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"
Цель: рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и жизни человека.
Задачи:
- образовательные:
расширить эволюционные представления о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни; - развивающие:
продолжить развитие у школьников умений раскрывать особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; - воспитательные:
дать хаpaктеристику ВИЧ – инфекции, раскрыть сущность заболевания, пути заражения и профилактику болезни;
показать актуальность проблемы в современном мире.
Оборудование: таблицы “Вирусы”, “Профилактика СПИД”, модель бактериофага, научно – популярная литература о вирусах, компьютерная презентация “Вирусы”, компьютер, проектор, дидактический материал “Общая биология”, магнитная доска, экран.
Методы учебной деятельности: самостоятельная групповая работа по представлению компьютерной презентации, обсуждение результатов работы, отчет групп, формулирование выводов.
Структура урока:
- Актуализация темы.
- Обоснование цели и задач урока.
- Изучение нового материала по методу проекта.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель объявляет тему урока, цель занятия. Далее сообщается, что урок пройдет в форме отчета групп учащихся, который представят в виде компьютерной презентации (Приложение 1).
Предварительно учащиеся делятся на 5 групп (демонстрируют найденный способ решения проблемы, умение владеть компьютером)
Структура презентации отражает план урока. Она включает слайды следующего содержания (курсивом выделены названия каждого слайда, вызываемого на экран).
- История открытия вирусов, возникновение вирусологии.
- Строение вирусной частицы.
- Многообразие вирусов.
- Проникновение вирусов в клетку.
- Особенности ВИЧ – инфекции. СПИД.
“Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги” – заглавие презентации.
Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:
– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?
– Являются ли вирусы клеточными формами жизни или образуют особую группу организмов?
В ходе урока строится гипотеза и осуществляется проверка проблемной ситуации.
“История открытия вирусов”
Группа учащихся рассказывает об открытии вирусов в 1892 году русским ученым Д.И. Ивановским, о возникновении науки – вирусологии, систематическом положении царства “ Вирусы” (формулируют проблему и пути ее решения).
“Особенности вирусов”
Самостоятельная работа с текстом учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника “Общая биология” по выявлению отличительных черт вирусов.
Задание: Вирусы представляют собой как бы “осколки жизни”, обладающие основными свойствами живых организмов. Каковы черты их:
- отличия от неживой материи
- отличия от живой материи
Учитель обращается с вопросом:
– Какое отличие можно считать самым принципиальным? Ведь вирусы стоят на границе между живым и неживым? (демонстрация слайда “ Отличие от неживой и живой материи”)
Эпиграфом нашего урока являются следующие слова:
“В борьбе стихий, в развитье постепенном,
Все существа, все формы создавались
И жизнею могучею зажглись”
Эразм Дарвин“Вирусы – своеобразная живая молекула”
Уильям Стэнли
“Строение вирусной частицы”
Группа учащихся рассказывает о размерах, форме, строении вирусов на примере бактериофага, о существовании в двух формах: внеклеточной или покоящей в форме вириона и внутриклеточной или размножающей в форме нуклеиновой кислоты; знакомят с классификацией вирусов на примере ДНК и РНК вирусов.
Учитель: Вирусы невидимы, капризны и плохо поддаются “дрессировке”. Поймать их оказалось чрезвычайно сложно, а выведать их повадки еще сложнее. Остается поражаться тому, что за 100 лет ученые не только смогли разобраться в сложном хаосе, который представляют собой царство Вирусы, но и научились “приручать” этих невидимок, превращать их из неприятелей в союзники.
Беседа по вопросам:
– Какие вирусы называют бактериофагами?
– Как вы думаете, где используются бактериофаги?
“Многообразие вирусов”
Группа учащихся рассказывает о том, сколько видов в настоящее время насчитывается на Земле у растений, грибов, животных и бактерий.
Знакомят со статистикой – в мире интересного: “вирусы около 200 раз проникают в организм человека”, “при средней продолжительности в 70 лет около 7 лет (10% всей жизни) человек болеет вирусными заболеваниями”
“Проникновение вирусов в клетку”
Перед учащимися ставится проблемная задача:
– Почему вирусы проявляют свойства живого организма только после того, как они попадают в живую клетку. Предположите объяснение этого явления.
– Каким образом вирусы проникают в клетки, что происходит с ними в дальнейшем?
Самостоятельная работа с учебником: схема в учебнике “ Жизненный цикл вирусов”
– Проанализируйте данную схему, используйте текст учебника, выпишите в тетрадь этапы проникновения вируса в клетку хозяина.
Результаты своей деятельности представляют на магнитной доске, организуется самопроверка в классе.
Беседа по вопросам:
– На каких этапах жизненного цикла вирус похож на неживые предметы, а на каких – на живые организмы?
– Как объяснить выражение: “ стратегия жизни вирусов – безудержное размножение”?
“ВИЧ – инфекция. СПИД”
Группа учащихся на слайдах представляют элементы своей поисковой – информационной деятельности: знакомят с вирусом ВИЧ, жизненным циклом вируса иммунодефицита человека; раскрывают сущность заболевания, пути заражения и профилактику СПИД, приводят статистические данные, доказывая опасность СПИДа.
Решение познавательных задач:
– Грипп и СПИД – заболевания, вызываемые вирусами. Почему грипп пpaктически излечим, а СПИД – cмepтелен?
– Подумайте, какие сложности возникают при попытках создать вакцину против ВИЧ – инфекции?
Обобщение изученного материала:
В начале урока возникла проблемная ситуация и в течение урока мы пытались ответить на вопрос:
– Какое же место занимают вирусы в системе органического мира?
– Почему вирусы названы неклеточными формами жизни?
– Подумайте, почему все– таки вирус – это форма жизни?
– Так что же такое вирус: химическое вещество или живое существо? (формируются умения анализировать, рассуждать, обосновывать, обобщать, отстаивая свою точку зрения)
“Вирусы – это субмикроскопические объекты доклеточного уровня организации, способные проникать в живые клетки и воспроизводиться только внутри этих клеток” (Запись определения вирусов в тетрадь учащимися)
Группа учащихся высказывает гипотезы происхождения вирусов (концепции “взбесившихся генов” и “деградировавших бактерий”), знакомит с эволюционными представлениями о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни.
Домашнее задание: параграф 20 “Неклеточные формы жизни”, ответить письменно на вопросы в конце параграфа.
Творческое домашнее задание (по желанию)
– Прокомментируйте суждение лауреата Нобелевской премии П. Медавара о вирусах, назвавшего их “плохими новостями в упаковке из белка” и о том, что “ вирусы – стихийное зло эволюции”
Подведение итогов. Выставление оценок.
Рефлексия.
– Сегодня для меня ….
– Так как я знаю, что такое вирусы ….
– Я думаю, что ….
– Хорошо, что бактериофаги ….
Комментарии:
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
30 06 2025 19:36:49
Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной
презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование
проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную
деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....
29 06 2025 17:43:27
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
28 06 2025 13:46:54
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
27 06 2025 13:22:18
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра".
...
26 06 2025 23:22:21
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
25 06 2025 20:38:36
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
24 06 2025 16:43:15
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
23 06 2025 16:31:26
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
22 06 2025 2:26:23
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
21 06 2025 17:47:15
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
20 06 2025 8:11:47
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
19 06 2025 19:19:49
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
18 06 2025 9:30:29
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
17 06 2025 21:27:25
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
16 06 2025 14:59:15
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
15 06 2025 4:20:36
Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе.
...
14 06 2025 15:38:27
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
13 06 2025 3:18:32
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
12 06 2025 23:10:55
Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....
11 06 2025 5:19:32
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
10 06 2025 12:17:51
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
09 06 2025 21:40:41
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
08 06 2025 0:45:40
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
07 06 2025 10:54:46
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
06 06 2025 12:19:13
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".
Тема урока :"Разнообразие растений"....
05 06 2025 23:34:38
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
04 06 2025 8:44:21
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
03 06 2025 16:47:48
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
02 06 2025 15:28:57
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
01 06 2025 2:35:20

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
31 05 2025 5:49:33
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
30 05 2025 9:58:14
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
29 05 2025 23:51:27
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
28 05 2025 19:54:34
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
27 05 2025 12:10:43
Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения.
...
26 05 2025 7:48:56
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
25 05 2025 23:28:47

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
24 05 2025 15:40:39
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
23 05 2025 9:41:10
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
22 05 2025 1:57:45
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
21 05 2025 11:24:31
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
20 05 2025 14:56:49
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
19 05 2025 10:33:54
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
18 05 2025 1:25:42
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
17 05 2025 2:11:20
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
16 05 2025 0:27:44
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
15 05 2025 23:25:39
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
14 05 2025 1:34:59
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
13 05 2025 3:44:23
Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....
12 05 2025 6:17:35
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::