Тема урока "Кладовая Солнца" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Тема урока "Кладовая Солнца"

Цели:

  • Образовательные: повторить характерные признаки растения отдела Покрытосеменные; закрепить знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли; повторить особенности растений семейства Розоцветные, Пасленовые, Злаковые, Лилейные; показать значение растений данных семейств в жизни человека; формировать практические умения пользоваться дополнительными источниками литературы с целью нахождения доказательства, что растения – кладовая Солнца.
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения учащихся между собой (внимательно слушать и тактично корректировать ответы друг друга); воспитывать доброжелательность взаимовыручку, артистизм во время подготовки презентаций и их отчета на уроке; воспитывать культуру обращения с компьютерным оборудованием; воспитывать интерес к предмету через проектную деятельность и информационные технологии.
  • Развивающие: развивать навыки работы с компьютерными программами Word, Power Point; развивать навыки отбора необходимой информации из дополнительных литературных источников; развивать логическое мышление (находить причинно-следственные связи между биологическими особенностями растений и значением их в жизни человека); развивать творческое мышление при создании презентаций.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, метод проектов, информационные технологии.

Оборудование: компьютерный класс, программы Word, Power Point, инструктивные карточки для индивидуальной работы, ученические презентации растений, презентация урока “Отдел Покрытосеменные. Кладовая Солнца”, черный ящик с овощами, призы для победителей.

Ход урока

Презентация (приложение 1)

Презентация представлена в виде архива, для корректной работы ссылок архив следует распаковать

  1. Оргмомент.
  2. Мотивация урока.

Звучит музыка (соната).

Появляется слайд № 1 с изображением растений и на нем слова И.Г. Гете “Природа- творец всех творцов”.

Учитель: Посмотрите на слайд. Здесь действительно изображены растения, сильно отличающиеся друг от друга.

Слайд № 2. Кладовая Солнца.

Цель урока: расширить и углубить знания о растениях отдел Покрытосеменные. Доказать, что они действительно являются кладовой солнца.

Учитель: за каждый правильный ответ учащийся получает жетон по числу которых в конце урока определяются наиболее активные участники урока.

Русская природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. На Земле произрастают десятки тысяч видов растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем. Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты.

  1. Повторение.

Слайд № 3.

  • К какому отделу относятся эти растения? Ответ: эти растения относятся к отделу Покрытосеменные.
  • Почему их назвали цветковыми или покрытосеменными? Ответ: цветковыми их назвали, т. к. они имеют цветок. Покрытосеменными их назвали, т. к. семяпочка цветковых, в отличие от всех предыдущих групп, защищена от неблагоприятных воздействий завязью пестика.

Слайд № 4. Введение.

Покрытосеменные - наиболее поздняя эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира: по числу видов (около 250 тыс.) они превосходят все остальные группы растений вместе взятые.

Слайд № 5.

Цветковые произрастают во всех климатических зонах и в самых разных экологических условиях - от тропических лесов до пустынь и тундр.

  • Под какими номерами указаны растения пустыни, тропиков, умеренной зоны, тундры, тайги? (ответы учащихся).
  • Что привело к процветанию в биосфере покрытосеменных растений? Ответ: широкое распространение этих растений обусловлено прогрессивными особенностями их строения, которые они приобрели в процессе эволюции:
  1. прежде всего образованием плодов, обеспечивающих успешное прорастание семян в неблагоприятных условиях;
  2. строение органов у цветковых растений достигает наибольшей сложности;
  3. ткани органов максимально приспособились к выполнению конкретных функций;
  4. интенсивный обмен веществ, быстрое накопление органического вещества в процессе фотосинтеза;
  5. быстрый рост;
  6. наличие цветка.

Слайд № 6. Формы растений.

  • К каким двум основным группам можно отнести все цветковые растения? Ответ: все цветковые растения относятся к древесной и травянистой группам.
  • Какая из этих групп самая молодая в эволюционном отношении и почему? Ответ: травянистая группа растений в эволюционном отношении самая молодая, т.к. произошла от древесной, вследствие изменения климата.

Учитель: Все покрытосеменные делятся на классы однодольные и двудольные. Проверим знания, приобретенные на последних уроках.

Задания по проверке приобретенных знаний.

Сдайд № 7.

Выполним задания. Ребята, сидящие за компьютером выполняют задания на нем. Другой ученик выполняет задание на карточке (приложение 2).

  1. Постановка проблемного вопроса и выполнение заданий в группах по методу проектов.

Появляется слайд № 8

Рассмотрите на примере отдельных семейств значение растений в жизни человека. Как вы понимаете слова Всеволода Рождественского

“Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех, умеющих их тайну разгадать”.

  • Почему растения называют кладовой солнца?
  • Оформите свою работу в форме презентации.

Это задание имеет опережающий характер. Ребята составили проект своей работы в виде презентации. Для выполнения проекта класс поделился на 4 группы. В каждой был выбран лидер, который руководил работой и помогал. Требования к проекту получили заранее (приложение 3).

Для оценки презентаций формируется жюри из числа приглашенных, которое определяет лучшие работы учащихся в следующих номинациях:

  1. Лучшая работа по биологии
  2. Лучшая работа по информатике
  3. За творческий подход
  4. Приз зрительских симпатий.
  1. Защита проектов.

Отчеты групп с показом выполненных презентаций (количество ученических презентаций сокращено с целью уменьшения объема электронной версии).

Учитель представляет группы учащихся, которые готовили презентации, используя загадки.

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна. (Роза).

Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня – и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника).

  • К какому семейству они относятся? Ответ: растения относятся к семейству Розоцветные.

Представляю слово группе ребят, которые готовили презентации “Семейство Розоцветные”.

Слайд № 9. Ребята демонстрируют и рассказывают о презентациях.

Учитель: Сейчас мы узнали, что плоды яблони содержат сахар, витамины С и В, каротины, органические соли, обладают высокими вкусовыми, питательными и целебными свойствами.

  • А из чего образуются плод яблони? Ответ: плод яблони – яблоко. Разросшееся цветоложе образует мякоть плода, завязь- “сердечко” с пятью гнездами, где находятся семена. На верхушке плода можно видеть остатки чашечки.

Учитель: Теперь речь пойдет о другом семействе. Мы знаем, что в жизни многих выдающихся людей был один самый любимый цветок. Окраска, форма и аромат цветка приносили им радость, поднимали настроение, будили фантазию.

  • Кто были эти выдающиеся люди? Поклонниками каких цветов они являлись? Ответ: ландыш был любимым цветком химика Д.И. Менделеева, математика Софьи Ковалевской, художника И.Е. Репина, композитора П.И. Чайковского; гиацинт – биолога Ч.Дарвина.
  • К какому семейству их относят? Ответ: к семейству лилейные.

Слово представляю группе ребят, которые готовили презентации по семейству Лилейные.

После отчета учитель говорит:

  • Народная мудрость гласит “ Лук от семи недуг”. Каков ее смысл? Ответ: лук богат фитонцидами, которые токсичны для возбудителей некоторых болезней (гриппа, цинги). Печеными луковицами лечат фурункулы и нарывы. Лук понижает содержание холестерина в крови, повышает аппетит и улучшает пищеварение.

Следует сказать, что луковки лилейных навели человека на мысль делать купола православной церкви именно такой формы.

Посмотрите, у меня в руках “черный ящик”. В “черном ящике” находится плод одного растения, который прославил себя как военное средство. В 1532 году испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Испанцы превосходили индейцев в численности войска, вооружении, боевой выучке. Но бой закончился победой не испанцев, а индейцев. Индейцы победили, прибегнув к помощи этого плода.

  • Плод какого растения находится в “ черном ящике”? Как плод этого растения помог индейцам одержать победу в бою? Ответ: Плод красного стручкого горького перца. Вблизи расположения войск испанцев индейцы насыпали на тлеющие угли жаровен молотый перец, который содержит горькое вещество. От жаровен в сторону противника стелился белый едкий дым. Дым вызывал чихание, кашель и слезотечение у солдат. Солдаты, побросав оружие, устремились в бегство. Так перец помог индейцам одержать победу над испанцами.
  • К какому семейству относится перец? Ответ: к семейству пасленовые.

Следует сказать, что перец может обладать еще полезными свойствами. Какими?

Слово представляется группе ребят, которые готовили презентации “ Семейство пасленовые".

Учитель: Среди названных растений, есть такое, о котором говорят:

Цветок - напрасный,
Плод – опасный.
А поле все засажено.

  • Угадайте, о каком растении идет речь? Ответ: о картофеле.
  • Почему про него так говорят? Ответ: после цветения образуется плод – ягода. Она не пригодна в пищу, т. к. ядовита. Клубни картофеля, образуемые в почве – это видоизмененный побег, человек их употребляет в пищу, поэтому и выращивает.

Учитель: Раньше были денежные монеты другие. Они, я думаю, сохранились у каждого. На монетах было изображение какого-то растения.

Загадка.

Из растений чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете?
Ответ: пшеница.

  • К какому семейству она относится? Ответ: к семейству злаковых.

Вот о нем и пойдет речь. Слово представляется группе ребят, которые готовили презентации “ Семейство злаковые”.

Учитель: У нас есть мальчики, которые увлекаются футболом. Растительный покров футбольного поля должен иметь плотную и прочную дернину.

  • Какие злаковые растения образуют покров футбольного поля? Ответ: мятлик луговой, райграс пастбищный.

Мы все ходим в магазин и в витрине продовольственного магазина представлен ассортимент круп: манная, ячменная, перловая, геркулес, толокно и пшено.

  • Из семян каких растений был получен этот ассортимент круп? Ответ: манная из пшеницы, ячменная из ячменя, перловая из ячменя, геркулес из овса, толокно из овса, пшено из проса.

Учитель: Сейчас вы убедились, что среди многочисленных занятий человека – растениеводство и садоводство. Человек растит разные плодовые деревья, кустарники, овощные культуры на небольшом участке земли в надежде увидеть их в цвету и плодах.

Плоды – это результат труда – солнечная кладовая здоровья. Они бодрят, лечат, стимулируют. Работа на земле чудодейственно влияет на человека. Такой работой занимаются ребята нашей школы на пришкольном участке. Они выращивают томаты, яблони, перцы, капусту, петрушку, морковь, свеклу, патиссоны, кабачки и декоративные растения на клумбе.

Слайд № 10.

В течение 12-ти лет учащиеся средней школы участвовали в областной сельскохозяйственной ярмарке “Урожай года”, который проводится министерством образования и науки Нижегородской области и областным центром развития творчества детей и молодежи. Итог этого участия – призовые места и дипломы победителей.

Слайд № 11.

“Если ребенок вырастил розу, для того чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность”. В.А.Сухомлинский.

  1. Закрепление знаний, ответ на проблемный вопрос.

Слайд № 12.

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: Как вы понимаете слова В.Рождественского?

“ Есть в травах и цветах
Целительная сила.
Для всех, умеющих их тайну разгадать”

(Ответы учащихся).

  1. Вывод. Слайд №13.
  • Почему растения называют кладовой солнца? Ответ: человек получает плоды природы, насыщенные витаминами и питательными веществами, созданными в процессе фотосинтеза. Они вкусны и полезны, исцеляют, дают человеку силу жизни. Плоды – кладовая солнца – источник долголетия.
  1. Домашнее задание. Слайд № 14.

Для продолжения проектной деятельности собрать материал об охраняемых растениях Павловского района.

  1. Заключение (подведение итогов и награждение по номинациям).

Для подведения итогов слово предоставляется членам жюри.

Презентация

Литература:

  1. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл.– М.: Дрофа, 2005.
  2. Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы. Растения. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.Занимательная ботаника.- М.: “АСТ-ПРЕСС”, 1998.
  4. Пономарев В.П. Пойми живой язык природы.- Кишинев: издательство “Картя Молдовеняскэ”, 1981.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндосперма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

05 08 2021 23:49:33

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

05 08 2021 8:40:15

Устный журнал "Берегите свое здоровье"

Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

05 08 2021 8:49:18

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

05 08 2021 8:36:24

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - " Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

05 08 2021 14:44:27

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

В работе представлены вариативные разработки уроков по теме « Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и практический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

05 08 2021 7:35:26

Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....

05 08 2021 5:28:37

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

05 08 2021 20:36:37

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

05 08 2021 7:45:57

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

05 08 2021 1:28:49

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

05 08 2021 17:46:18

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

05 08 2021 15:30:16

Что дает наш край стране

Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....

05 08 2021 8:52:41

Урок "Зрительный анализатор"

Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....

05 08 2021 7:46:28

Общая характеристика бактерий - строение, питание, классификация

Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....

05 08 2021 8:44:43

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

05 08 2021 2:40:24

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

05 08 2021 7:14:22

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

05 08 2021 18:25:57

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

Данный урок занимает четвертое место в теме " Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

05 08 2021 3:34:48

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

05 08 2021 9:53:43

Тест для тематического контроля по теме "Тип Членистоногие"

В работе представлен тест для тематического контроля по теме « Тип Членистоногие», ориентированный на использование по У М К Сонина Н. И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

05 08 2021 21:16:32

"Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроке обобщения по теме: "Органоиды эукариотической клетки"

Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию. ...

05 08 2021 19:59:23

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И. А. Крылова " Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

05 08 2021 22:10:57

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

Урок является обобщающим по теме « Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче Е Г Э по биологии....

05 08 2021 8:48:43

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....

05 08 2021 18:35:34

Урок-игра "Робинзон"

Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме командной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...

05 08 2021 14:42:12

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией " Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

05 08 2021 3:59:23

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

05 08 2021 18:19:54

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

05 08 2021 13:56:44

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

05 08 2021 21:26:52

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

05 08 2021 11:57:40

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

05 08 2021 23:58:25

Урок "Суд над господином Алкоголем"

Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употребления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе " Общей биологии" после изучения тем " Основы цитологии" и " Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

05 08 2021 8:35:42

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

05 08 2021 14:48:13

Сны и сновидения. 8-й класс

В уроке по биологии на тему « Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

05 08 2021 0:53:17

Конкурсно-деловая игра "Экологический мир – это жизнь"

Игра способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения. Класс делится на команды, которым предлагается выполнить ряд заданий творческого и развивающего характера: кроссворд, экологическое лото, презентация алгоритма природоохранных мероприятий и т.д....

05 08 2021 4:14:48

Хвойные растения: характеристика, представители и значение

Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....

05 08 2021 2:51:42

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

05 08 2021 5:24:16

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме " Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

05 08 2021 0:46:45

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

05 08 2021 17:14:28

Три модульных урока по теме "Опорно–двигательная система". 8-й класс

Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование практических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

05 08 2021 4:12:58

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

05 08 2021 2:39:39

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии Р К М Ч П. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

05 08 2021 18:28:22

Интегрированный урок-практикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

Интегрированный урок-практикум проводится в 9-м классе при изучении темы « Моделирование и формализация» (информатика) и темы « Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа « Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н. Д. Угриновича....

05 08 2021 5:14:28

Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс

На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....

05 08 2021 10:28:26

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-практикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото « Генетические задачи»....

05 08 2021 12:22:38

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

05 08 2021 15:32:52

Урок "Все о грибах"

На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

05 08 2021 16:27:25

Основные этапы эволюции животного мира на Земле

Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

05 08 2021 7:44:12

Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"

Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ...

05 08 2021 11:57:23

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)