Устный журнал "Удивительный мир амфибий" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


    Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

Цель:

  • познакомить учащихся с многообразием земноводных, значением их в жизни человека;
  • экологическим значением;
  • познакомить с земноводными обитающими на территории Нижегородской области.

Задачи:

  • углубить знания учащихся о земноводных, их многообразия и значения в жизни человека и природе;
  • сформировать бережное отношение к земноводным, как части живой природы;
  • развить умения узнавать земноводных обитающих на территории Нижегородской области.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Удивительный мир амфибий”, интеpaктивная доска.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о различных амфибиях, готовят стенгазеты про амфибий (для оформления кабинета), готовятся 2 ведущих.

Ход мероприятия

“Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны”.
Марк Твен

Ведущий 1: Здравствуйте, друзья!

Ведущий 2: Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном кабинете.

Ведущий 1: Мы собрались сегодня, чтобы поговорить об интересных и удивительных животных – Земноводных.

Ведущий 2: Земноводные или амфибии – это древнейшая группа наземных позвоночных животных, весьма широко распространенные, но малозаметные и недостаточно изученные.

Ведущий 1: Велика и разнообразна роль этих животных в экосистемах и жизни человека. Они поедают большое количество различных беспозвоночных, в том числе и так называемых “вредителей”, сами служат пищей для многих птиц и зверей.

Ведущий 2: Амфибии являются незаменимым объектом для медицинских, фармакологических и прочих биологических исследований. За большие заслуги перед наукой лягушкам даже установлены памятники в Токио и в Париже.

Ведущий 1: В последнее время многие виды амфибий используются в качестве тест-объектов индикации состояния экосистем при проведении экологического мониторинга. Цель – выяснение степени влияния антропогенных факторов, особенно техногенных и сельскохозяйственных загрязнений. При этом специалисты проводят сравнительное изучение популяций, обитающих на территориях с различной степенью антропогенного воздействия. Результаты подобных исследований позволяют оценивать возможное влияние окружающей среды на здоровье самого человека.

Ведущий 2: Во многих тропических странах эти животные широко используются в пищу. В последние десятилетия все большее признание получает террариумистика – содержание амфибий в домашних условиях. Активно формируется рынок этих животных, что зачастую ставит под угрозу существование редких видов.

Ведущий 1: Само общее устаревшее название этих животных – “гады” – уже говорит о негативном отношении к ним большинства людей. Это, пожалуй, единственная группа позвоночных, подвергающаяся систематическому уничтожению “по незнанию”, без какой бы то ни было выгоды для человека. Связано это с совершенно неверными представлениях об этих животных, вызванными в свою очередь очевидными пробелами экологического образования и воспитания. Поэтому наш сегодняшний устный журнал будет посвящен амфибиям.

Ведущий 2: Бесстрастно взирает на мир лягушка своими большими круглыми глазами. А почему они “на выкате”? А чтобы легче было глотать! У лягушки еще и язык во рту прикреплен шиворот-навыворот: к нижней челюсти недалеко от подбородка. Увидев насекомое, лягушка молниеносно с силой выбрасывает свой язык изо рта. Он может настичь добычу, ползающую или летящую на расстоянии пяти сантиметров. Оглушив и одновременно приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Лягушка не утруждает себе жеванием: зубы у нее растут только на верхней челюсти, да и то еле заметные. Жевала или нет, а глотать надо. Но языком она сделать этого не может.

Ведущий 1: Тут глаза и приходят на помощь. Они выдвигаются внутрь и помогают протолкнуть добычу в желудок. Лягушки – первые слюнтяи планеты. Это не каприз: чтобы на суше можно было глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Она у лягушки жиденькая, водянистая, ферментов в ней нет. И еще одно приобретенье лягушачьих предков - насморк. Лягушки ощущают запах только растворенных веществ, и поэтому их обонятельная полость усиленно снабжается влагой из множества мелких железок.

Ведущий №2: Итак, давайте познакомимся с ними поближе. Сначала давайте познакомимся с амфибиями обитающими в нашей Нижегородской области (слайд № 3). Для этого мы отправляли своих корреспондентов за материалами на пруды, болота и озера нашей области, давайте теперь послушаем их отчеты.

Приложение

1-й корреспондент: (слайд № 1) Одним из видов является прудовая лягушка. Максимальная длина тела 84 мм. Баpaбанная перепонка крупная. Задние конечности относительно укороченные. Внутренний пяточный бугор высокий, полукруглый, с острым краем, в длину составляет более половины первого пальца. На первом пальце передних конечностей самцов развивается цельная брачная мозоль темно-серого цвета. Окраска спины может быть ярко-зеленой или бурой.

Населяет равнинные лесные и лесостепные районы от широколиственных лесов до южной тайги. Обитает в небольших спокойных реках, в прудах, болотах, в небольших озерах, по берегам заросших мелководий крупных водоемов, в ямах, песчаных карьерах. Предпочитает небольшие водоемы с густой растительностью. В составе кормов преобладают насекомые.

Зимуют в отличие от озерных лягушек на суше. После спячки лягушки появляются в апреле-мае при температуре воды выше + 8°С. Через несколько дней начинаются брачные “концерты” самцов. Для размножения используются водоемы со стоячей водой и густой растительностью. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 12 лет.

Прудовая лягушка в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

2-й корреспондент: (слайд № 2) Съедобная лягушка. Морда умеренно заостренная. Если голени расположить перпендикулярно к продольной оси тела, голеностопные сочлeнения соприкасаются Внутренний пяточный бугор высокий, короче 1-го пальца задней ноги в 1,7–2,9 раза. Сверху серовато-зеленая, оливково-зеленая или зеленая с темными пятнами, которые варьируют по размеру и числу. Светлая дорсомедиальная полоса от морды до клоаки обычно имеется. Височное пятно отсутствует. Брюхо светлое, обычно с темными пятнами.

Уже долгое время систематический статус Rana esculenta является предметом дискуссии специалистов. Со времени открытия гибридной природы Rana esculenta в 1960-х годах интенсивно изучаются ее кариологические, биохимические, морфологические, поведенческие, экологические и географические особенности в отношении родительских видов R.lessonae и R. ridibunda. Выявлено большое разнообразие популяционных систем этих трех форм. Таксономический статус R. esculenta продолжает обсуждаться.

Как правило, съедобная лягушка живет в биотопах, промежуточных между таковыми родительских видов: в старицах, заросших прудах, заводях рек, каналах, канавах и т.д. Однако крупные водоемы с проточной водой и густые леса избегаются. Способ зимовки примерно такой же, как у родительских видов: в воде или на суше. Брачный крик R. esculenta более сходен с таковым R. lessonae, чем R. ridibunda. To же касается некоторых черт поведения. Самцы ridibunda после зимовки появляются в водоемах первыми и выбирают открытые участки воды. Самцы esculenta мельче и менее многочисленны, чем самцы ridibunda, но имеют больший успех размножения, чем самцы lessonae. Кроме того, они наиболее агрессивны из трех форм зеленых лягушек, что позволяет им занимать выгодное положение в месте размножения ridibunda. Распределение самцов по их участкам занимает несколько дней. Затем самцы всех трех форм лягушек образуют брачные хоры, в которых число и агрессивность самцов ridibunda снижаются, а у самцов lessonae – возрастают. Самцы esculenta доминируют в таких скоплениях. Они проявляют очень высокую активность в брачных агрегациях, хотя в их пoлoвoй системе выявлены нарушения.

3-й корреспондент: (слайд № 3) Озерная лягушка. Самый крупный вид лягушек; в фауне Нижегородской области максимальная длина тела 170 мм. Задние конечности (голень и пальцы) удлиненные. Внутренний пяточный бугор короткий и низкий, короче первого пальца более чем вдвое. Плавательные перепонки очень хорошо развиты. Самцы снабжены парными наружными резонаторами темно-серого цвета, которые находятся в углах рта; в раздутом состоянии они светло-серые. На первом пальце передних конечностей самцов развивается цельная брачная мозоль темно-серого цвета. Сверху густо-зеленого, оливкового, серого или коричневого цвета различных оттенков. На спине у многих особей расположены темные пятна и (или) светлая продольная полоса. Низ светлый, обычно с темными пятнами.

Ареал озерной лягушки огромен: Северная Африка, Передняя и Средняя Азия, Средняя и Южная Европа. В Нижегородской области может быть встречена повсеместно.

Озерная лягушка обитает в разнообразных ландшафтах лесной, лесостепной, степной и даже пустынной зон. По руслам рек проникает в лесные массивы. Живет в водоемах городов и поселков. Состав кормов зависит от сезона, местности и возраста лягушек. Отмечен каннибализм.

На зимовку лягушки уходят в конце сентября – октябре, при температуре воды + 7°С и воздуха + 11°С. Зимуют на дне глубоких, непромерзающих водоемов, зарывшись в ил, предпочитая места с проточной водой. Весной пробуждаются при температуре воды около + 10°С и начинают размножаться. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 11 лет. Озерные лягушки в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

4-й корреспондент: (слайд № 4) Остромордая лягушка. Лягушки средних размеров, максимальная длина тела 80 мм. Морда заостренная. Внутренний пяточный бугор высокий и крупный, составляет, как правило, более половины длины первого пальца. Боковые внутренние резонаторы у самцов имеются. Брачная мозоль у самцов на первом пальце передних конечностей на 4 части не расчлeняется. Кожа гладкая. Темное височное пятно хорошо заметно. Спина окрашена в коричневые тона с желтоватым, оливковым или красноватым оттенком

Живут в лесах разного типа – широколиственных, смешанных, таежных, предпочитая лесные опушки, поляны, просеки. Лягушки часто попадаются в сельской местности на полях, огородах, в населенных пунктах.

На зимовку уходят в конце сентября – октябре. Зимуют на суше в норах грызунов, ямах, подвалах и т.д. Весной пробуждаются во время таяния снега. Размножение начинается при температуре воды + 5°С и выше. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 12 лет. Остромордая лягушка в Нижегородской области – обычный, местами массовый вид.

5-й корреспондент: (слайд № 5). Травяная лягушка. Лягушки с массивным телом, средних размеров; максимальная длина – 100 мм. По бокам головы от глаза через баpaбанную перепонку до основания плеча тянется темно-коричневое височное пятно. Голова широкая, слегка уплощенная; морда короткая, спереди не заостренная. Внутренний пяточный бугор низкий и в среднем равен 1/3 длины первого пальца. Самцы снабжены парными внутренними боковыми резонаторами. Брачная мозоль у самцов на первом пальце передних конечностей черного цвета, расчлeнена на четыре части, особенно хорошо выраженные в период размножения.

Травяная лягушка обитает в лесной и лесостепной зоне, предпочитая наиболее влажные места. Ведет наземный образ жизни.

На зимовку лягушки уходят в конце сентября – начале октября. Зимуют преимущественно в воде: в непромерзающих водоемах, предпочитая участки с проточной водой и родниками. С зимовки появляются в апреле-мае. Период размножения относительно короткий – около 14 суток. Продолжительность жизни в природе достигает 17 лет. Травяная лягушка в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

6-й корреспондент: (слайд № 6) Серая жаба. Крупные жабы с массивным широким туловищем. Максимальная длина свыше 130 мм (самки). Кожа крупнобугорчатая. Продольной складки на предплюсне нет. Сочлeновные бугорки на нижней поверхности пальцев двойные. Сверху окрашены довольно монотонно в серые, коричневатые или оливковые тона; снизу беловатого или желтоватого оттенков, с темными пятнышками или без них. Самцы, как правило, мельче самок.

Серая жаба предпочитает лесные ландшафты. Встречается также на лугах, в сырых оврагах, поймах рек. В питании преобладают наземные насекомые. Крупные жабы могут нападать на мелких ящериц и грызунов. В период размножения не питаются.

На зимовку уходят в конце сентября–октября. Зимуют под валежником, в норах грызунов, подвалах, погребах и т.д. Весной появляются в апреле-мае, в зависимости от погодных условий, при температуре воздуха + 5...+ 6°С В неволе могут жить до 36 лет.

Жабы, благодаря своим ядовитым железам, имеют не очень много врагов. Тем не менее, они могут стать добычей хищников. При нападении хищника жаба приподнимается на лапах и раздувает тело. Серая жаба в Нижегородской области – обычный, местами многочисленный вид.

7-й корреспондент: (слайд № 7) Зеленая жаба. Жаба средних размеров; максимальная длина до 120 мм. Кожа сверху покрыта гладкими бугорками и острыми шипиками. Спина светло-серая, иногда бежевая или зеленоватая, с крупными четко очерченными темно-зелеными пятнами различной формы, а также с красными точками или без них. Низ тела беловатый, с пятнами или без них.

В Предволжье зеленая жаба повсеместно обычна; ее распространение в Заволжье нуждается в уточнении.

Зеленая жаба обитает в лесной, лесостепной, степной и даже пустынной зонах. Она предпочитает открытые ландшафты. Активны жабы в сумерках и ночью. Днем же прячутся в различных укрытиях, часто небольшими группами. В населенных пунктах ночью часто встречаются на освещенных электричеством местах, где охотятся на насекомых. Среди кормов преобладают наземные насекомые.

На зимовку жабы уходят в сентябре-октябре при температуре воздуха +8°С. Зимуют в норах, ямах, под камнями, в подвалах, погребах, под стогами сена, иногда зарываются в рыхлую почву. Весной пробуждаются в апреле-мае при температуре воздуха +8°С Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 10 лет.

Зеленая жаба в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

8-й корреспондент: (слайд № 8) Краснобрюхая жерлянка. Самый мелкий представитель земноводных в нашей области – максимальный размер тела до 64 мм. Кожа сверху покрыта многочисленными бугорками. Околоушные железы не выражены. Зрачок глаза треугольный (сердцевидный). Спина светло-серого или буроватого цвета с темными пятнами, либо черная. Брюхо красное или ярко-оранжевое с синевато-черными пятнами.

В Нижегородской области проходит участок северной границы ее ареала, примерно совпадающий с поймой реки Волга.

В весенне-летний период жерлянки живут в хорошо прогреваемых стоячих или слабопроточных водоемах с глинистым дном. Активны днем при температуре воды +10... +30°С. Пики брачных песен (хаpaктерное “ункание”) приходятся на 10–12 и 18–20 часов. Кормится преимущественно водными беспозвоночными. Зимует на суше или на дне водоемов. В неволе могут жить до 29 лет.

В случае опасности на суше жерлянки могут принимать хаpaктерную “вогнутую” позу, прижимаясь брюхом к поверхности и выгибая кверху голову и конечности. Тем самым они демонстрируют ярко окрашенную нижнюю часть тела, предупреждая хищника о своей ядовитости. Действительно, их кожные выделения содержат вещество фринолизин, которое при попадании на слизистые оболочки вызывает сильное раздражение, озноб и головную боль. Поэтому после контакта с жерлянкой необходимо тщательно вымыть руки и не допускать попадания их кожных выделений в глаза и рот.

Краснобрюхая жерлянка внесена в Приложение к Красной книге Нижегородской области как вид, нуждающийся в контроле за его состоянием в природной среде.

9-й корреспондент: (слайд № 9) Обыкновенная чесночница. Амфибия средних размеров; максимальная длина тела 80 мм. Голова крупная, тело коренастое, задние конечности относительно короткие. Вдоль спины проходит светлая полоса, по бокам могут быть мелкие красноватые пятнышки. Низ светлый, часто с темно-серыми пятнами.

В Нижегородской области проходит участок северной границы ареала, примерно совпадающий с поймой реки Ветлуга. Обыкновенная чесночница обитает на равнинах в лесной, лесостепной и степной зонах, предпочитая участки с неплотной почвой. Встречается в довольно разнообразных местообитаниях – в широколиственных, смешанных, хвойных (сосновых) лесах, кустарниковых зарослях, в поймах рек, на лугах, в садах, парках и т.д. Хаpaктерная черта чесночницы – ее способность быстро зарываться в почву, используя задние конечности с крупным пяточным бугром как лопату.

На зимовку чесночницы уходят в сентябре-октябре. Зимуют на суше, зарывшись в землю или используя норы грызунов. Весной появляются в апреле-мае при температуре воздуха + 12...+ 14°С и температуре воды +8...+10°С. Продолжительность жизни в природе – не менее 4 лет.

Обыкновенная чесночница внесена в Приложение к Красной книге Нижегородской области как вид, нуждающийся в контроле за его состоянием в природной среде.

Ведущий 1: А теперь у нас на связи корреспонденты из-за рубежа, с информацией о самых интересных земноводных мира

10-й корреспондент: Мир земноводных разнообразен и удивителен. Я расскажу Вам о самых удивительных его представителях.

Китайская исполинская саламaндра (слайд № 10). Эволюционная линия разошлась с прочими амфибиями более 150 миллионов лет назад. Находится в критическом состоянии.

Лиловая лягушка (слайд № 11). Большую часть года проводит под землей, поэтому была открыта лишь в 2003 году. В опасном состоянии.

Лягушки-привидения (слайд № 12). Один из видов встречается исключительно на кладбище в Южной Африке. Два из шести видов находятся в критическом состоянии.

Протей (слайд № 13). Слеп, имеет прозрачную кожу, охотится, используя обоняние и электрическую чувствительность кожи. Может жить до 10 лет без пищи. В уязвимом состоянии.

Безлегочная саламaндра (слайд № 14). Не имеет легких, дышит через кожу. Вызывает наименьшие опасения.

Узкорот лопатоногий (слайд № 15). При опасности надувается. Может лазить по вертикальным скалам. В критическом состоянии.

Лягушка Дарвина (слайд № 16). В критическом состоянии, возможно, исчезли. Самцы лягушки Дарвина вынашивают головастиков во рту.

Жабы-повитухи (слайд № 17). Самцы переносят оплодотворенные яйца на задних ногах. В уязвимом состоянии.

Лягушка зооглоссус Гарднера (слайд № 18). Взрослая особь не превышает в длину 11 миллиметров. В уязвимом состоянии.

Ведущий 2: А сейчас на связи корреспондент, который расскажет нам о самых, самых из мира земноводных, которых можно занести в Книгу рекордов Гинесса.

11-й корреспондент: Все живые организмы постоянно соревнуются, и сейчас я Вам представлю амфибий-рекордсменов.

Самая крупная жаба: (слайд № 19). Жаба – Ага – обитает в тропической зоне Южной и Центральной Америки, а ныне и в Австралии. В 1991 году, согласно проведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащего Хакену Форсбергу из Акерс – Стикебрука, Швеция, составляла 2.65 кг., а длина в вытянутом состоянии – 53.9 см. масса экземпляра среднего размера сосавляет 450 гр.

Самая маленькая жаба: (слайд № 20). Черногрудая жаба – обитает в Африке. Самый крупный экземпляр имел в длину 24 мм.

Самая крупная лягушка: (слайд № 21). Лягушка – Голиаф, пойманная в апреле 1989 года жителем Вашингтона, США, Энди Кофманом в реке Санага, Камерун, весила 3.66 кг. Она достигает в длину 33см, а с вытянутыми ногами – более полуметра. Они любят влажность, вода насыщена должна быть кислородом, не содержать дубильной кислоты и быть не теплее 23 градусов и не холоднее 16–17 градусов. Ведут скрытой образ жизни. Встречаются в камерунских горных реках с водопадами.

Самая маленькая лягушка: (слайд № 22). Кубинский Карлик. Длина 0,85–1,2 см.

Самая ядовитая лягушка: (слайд № 23). Древолаз ужасный – его яд в 20 раз сильнее яда других ядовитых лягушек. Взрослая лягушка содержит количество яда, достаточное для гибели 1500 человек. Яд этой лягушки в тысячи раз сильнее цианистого калия.

Приложение

Ведущий 1: Большое спасибо всем корреспондентам. Дорогие друзья, сегодня Мы познакомились с удивительным миром земноводных, их значением в жизни человека и природе.

Ведущий 2: Не обижайте лягушек – они полезны и красивы, недаром в русских народных сказках есть Царевна-лягушка.

Ведущий 1: На этом выпуск нашего устного журнала, посвященный земноводным, завершен. До новых встреч!

Используемая литература:

  1. П.Р. Ляхов. “Я познаю мир. Животные”, издательство “АСТ”, М., 2002 г.
  2. А.А. Воротников. Биология и анатомия, издательство “ТОО ХАРВЕСТ”, Минск, 1995 г.
  3. А.А. Лебединский. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области, Нижний Новгород, 2007 г.



Комментарии:

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

31 05 2025 13:23:17

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

30 05 2025 15:33:36

Строение и свойства костей


    Строение и свойства костей

      Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....

29 05 2025 4:46:34

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

      Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

28 05 2025 18:53:46

Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"


    Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"

      В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....

27 05 2025 20:32:20

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

26 05 2025 5:12:42

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

25 05 2025 16:59:34

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

24 05 2025 9:59:12

Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"


    Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"

      Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....

23 05 2025 15:17:35

Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс


    Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс

      Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....

22 05 2025 13:51:27

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

21 05 2025 8:52:49

Многообразие рыб. 7-й класс

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....

20 05 2025 1:27:20

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"


    Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

      Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

19 05 2025 16:14:24

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

18 05 2025 1:18:17

Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"


    Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"

      Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....

17 05 2025 18:36:21

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....

16 05 2025 18:13:20

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

15 05 2025 22:52:56

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

14 05 2025 18:47:25

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

13 05 2025 19:15:10

Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"


    Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"

      Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...

12 05 2025 14:57:45

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

11 05 2025 6:58:22

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

10 05 2025 14:29:51

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

      Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

09 05 2025 7:21:57

Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"


    Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"

      Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....

08 05 2025 10:51:22

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

07 05 2025 4:28:16

Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс


    Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс

      Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

06 05 2025 0:12:50

Естественный отбор и его формы


    Естественный отбор и его формы

      Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....

05 05 2025 5:30:57

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

      Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

04 05 2025 4:28:56

Строение и работа сердца человека. Его основные функции

Строение и работа сердца человека. Его основные функции Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....

03 05 2025 18:52:52

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

02 05 2025 9:34:51

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

01 05 2025 10:52:53

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

30 04 2025 19:34:19

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

29 04 2025 6:51:37

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

28 04 2025 20:12:33

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

27 04 2025 17:12:54

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс


    Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

      В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

26 04 2025 21:11:58

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

25 04 2025 4:15:43

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

24 04 2025 18:19:58

Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии


    Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии

      Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте. ...

23 04 2025 13:20:51

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

22 04 2025 22:48:24

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

21 04 2025 15:25:34

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс


    Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....

20 04 2025 3:38:17

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

19 04 2025 1:16:14

Дыхательные движения и их регуляция


    Дыхательные движения и их регуляция

      Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....

18 04 2025 4:37:37

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

17 04 2025 16:16:20

Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс


    Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс

      Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....

16 04 2025 4:17:14

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

15 04 2025 16:58:24

Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе


    Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе

      Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....

14 04 2025 19:49:54

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

13 04 2025 10:40:38

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

12 04 2025 0:17:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::