Устный журнал "Удивительный мир амфибий" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


    Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

Цель:

  • познакомить учащихся с многообразием земноводных, значением их в жизни человека;
  • экологическим значением;
  • познакомить с земноводными обитающими на территории Нижегородской области.

Задачи:

  • углубить знания учащихся о земноводных, их многообразия и значения в жизни человека и природе;
  • сформировать бережное отношение к земноводным, как части живой природы;
  • развить умения узнавать земноводных обитающих на территории Нижегородской области.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Удивительный мир амфибий”, интеpaктивная доска.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о различных амфибиях, готовят стенгазеты про амфибий (для оформления кабинета), готовятся 2 ведущих.

Ход мероприятия

“Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны”.
Марк Твен

Ведущий 1: Здравствуйте, друзья!

Ведущий 2: Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном кабинете.

Ведущий 1: Мы собрались сегодня, чтобы поговорить об интересных и удивительных животных – Земноводных.

Ведущий 2: Земноводные или амфибии – это древнейшая группа наземных позвоночных животных, весьма широко распространенные, но малозаметные и недостаточно изученные.

Ведущий 1: Велика и разнообразна роль этих животных в экосистемах и жизни человека. Они поедают большое количество различных беспозвоночных, в том числе и так называемых “вредителей”, сами служат пищей для многих птиц и зверей.

Ведущий 2: Амфибии являются незаменимым объектом для медицинских, фармакологических и прочих биологических исследований. За большие заслуги перед наукой лягушкам даже установлены памятники в Токио и в Париже.

Ведущий 1: В последнее время многие виды амфибий используются в качестве тест-объектов индикации состояния экосистем при проведении экологического мониторинга. Цель – выяснение степени влияния антропогенных факторов, особенно техногенных и сельскохозяйственных загрязнений. При этом специалисты проводят сравнительное изучение популяций, обитающих на территориях с различной степенью антропогенного воздействия. Результаты подобных исследований позволяют оценивать возможное влияние окружающей среды на здоровье самого человека.

Ведущий 2: Во многих тропических странах эти животные широко используются в пищу. В последние десятилетия все большее признание получает террариумистика – содержание амфибий в домашних условиях. Активно формируется рынок этих животных, что зачастую ставит под угрозу существование редких видов.

Ведущий 1: Само общее устаревшее название этих животных – “гады” – уже говорит о негативном отношении к ним большинства людей. Это, пожалуй, единственная группа позвоночных, подвергающаяся систематическому уничтожению “по незнанию”, без какой бы то ни было выгоды для человека. Связано это с совершенно неверными представлениях об этих животных, вызванными в свою очередь очевидными пробелами экологического образования и воспитания. Поэтому наш сегодняшний устный журнал будет посвящен амфибиям.

Ведущий 2: Бесстрастно взирает на мир лягушка своими большими круглыми глазами. А почему они “на выкате”? А чтобы легче было глотать! У лягушки еще и язык во рту прикреплен шиворот-навыворот: к нижней челюсти недалеко от подбородка. Увидев насекомое, лягушка молниеносно с силой выбрасывает свой язык изо рта. Он может настичь добычу, ползающую или летящую на расстоянии пяти сантиметров. Оглушив и одновременно приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Лягушка не утруждает себе жеванием: зубы у нее растут только на верхней челюсти, да и то еле заметные. Жевала или нет, а глотать надо. Но языком она сделать этого не может.

Ведущий 1: Тут глаза и приходят на помощь. Они выдвигаются внутрь и помогают протолкнуть добычу в желудок. Лягушки – первые слюнтяи планеты. Это не каприз: чтобы на суше можно было глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Она у лягушки жиденькая, водянистая, ферментов в ней нет. И еще одно приобретенье лягушачьих предков - насморк. Лягушки ощущают запах только растворенных веществ, и поэтому их обонятельная полость усиленно снабжается влагой из множества мелких железок.

Ведущий №2: Итак, давайте познакомимся с ними поближе. Сначала давайте познакомимся с амфибиями обитающими в нашей Нижегородской области (слайд № 3). Для этого мы отправляли своих корреспондентов за материалами на пруды, болота и озера нашей области, давайте теперь послушаем их отчеты.

Приложение

1-й корреспондент: (слайд № 1) Одним из видов является прудовая лягушка. Максимальная длина тела 84 мм. Баpaбанная перепонка крупная. Задние конечности относительно укороченные. Внутренний пяточный бугор высокий, полукруглый, с острым краем, в длину составляет более половины первого пальца. На первом пальце передних конечностей самцов развивается цельная брачная мозоль темно-серого цвета. Окраска спины может быть ярко-зеленой или бурой.

Населяет равнинные лесные и лесостепные районы от широколиственных лесов до южной тайги. Обитает в небольших спокойных реках, в прудах, болотах, в небольших озерах, по берегам заросших мелководий крупных водоемов, в ямах, песчаных карьерах. Предпочитает небольшие водоемы с густой растительностью. В составе кормов преобладают насекомые.

Зимуют в отличие от озерных лягушек на суше. После спячки лягушки появляются в апреле-мае при температуре воды выше + 8°С. Через несколько дней начинаются брачные “концерты” самцов. Для размножения используются водоемы со стоячей водой и густой растительностью. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 12 лет.

Прудовая лягушка в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

2-й корреспондент: (слайд № 2) Съедобная лягушка. Морда умеренно заостренная. Если голени расположить перпендикулярно к продольной оси тела, голеностопные сочлeнения соприкасаются Внутренний пяточный бугор высокий, короче 1-го пальца задней ноги в 1,7–2,9 раза. Сверху серовато-зеленая, оливково-зеленая или зеленая с темными пятнами, которые варьируют по размеру и числу. Светлая дорсомедиальная полоса от морды до клоаки обычно имеется. Височное пятно отсутствует. Брюхо светлое, обычно с темными пятнами.

Уже долгое время систематический статус Rana esculenta является предметом дискуссии специалистов. Со времени открытия гибридной природы Rana esculenta в 1960-х годах интенсивно изучаются ее кариологические, биохимические, морфологические, поведенческие, экологические и географические особенности в отношении родительских видов R.lessonae и R. ridibunda. Выявлено большое разнообразие популяционных систем этих трех форм. Таксономический статус R. esculenta продолжает обсуждаться.

Как правило, съедобная лягушка живет в биотопах, промежуточных между таковыми родительских видов: в старицах, заросших прудах, заводях рек, каналах, канавах и т.д. Однако крупные водоемы с проточной водой и густые леса избегаются. Способ зимовки примерно такой же, как у родительских видов: в воде или на суше. Брачный крик R. esculenta более сходен с таковым R. lessonae, чем R. ridibunda. To же касается некоторых черт поведения. Самцы ridibunda после зимовки появляются в водоемах первыми и выбирают открытые участки воды. Самцы esculenta мельче и менее многочисленны, чем самцы ridibunda, но имеют больший успех размножения, чем самцы lessonae. Кроме того, они наиболее агрессивны из трех форм зеленых лягушек, что позволяет им занимать выгодное положение в месте размножения ridibunda. Распределение самцов по их участкам занимает несколько дней. Затем самцы всех трех форм лягушек образуют брачные хоры, в которых число и агрессивность самцов ridibunda снижаются, а у самцов lessonae – возрастают. Самцы esculenta доминируют в таких скоплениях. Они проявляют очень высокую активность в брачных агрегациях, хотя в их пoлoвoй системе выявлены нарушения.

3-й корреспондент: (слайд № 3) Озерная лягушка. Самый крупный вид лягушек; в фауне Нижегородской области максимальная длина тела 170 мм. Задние конечности (голень и пальцы) удлиненные. Внутренний пяточный бугор короткий и низкий, короче первого пальца более чем вдвое. Плавательные перепонки очень хорошо развиты. Самцы снабжены парными наружными резонаторами темно-серого цвета, которые находятся в углах рта; в раздутом состоянии они светло-серые. На первом пальце передних конечностей самцов развивается цельная брачная мозоль темно-серого цвета. Сверху густо-зеленого, оливкового, серого или коричневого цвета различных оттенков. На спине у многих особей расположены темные пятна и (или) светлая продольная полоса. Низ светлый, обычно с темными пятнами.

Ареал озерной лягушки огромен: Северная Африка, Передняя и Средняя Азия, Средняя и Южная Европа. В Нижегородской области может быть встречена повсеместно.

Озерная лягушка обитает в разнообразных ландшафтах лесной, лесостепной, степной и даже пустынной зон. По руслам рек проникает в лесные массивы. Живет в водоемах городов и поселков. Состав кормов зависит от сезона, местности и возраста лягушек. Отмечен каннибализм.

На зимовку лягушки уходят в конце сентября – октябре, при температуре воды + 7°С и воздуха + 11°С. Зимуют на дне глубоких, непромерзающих водоемов, зарывшись в ил, предпочитая места с проточной водой. Весной пробуждаются при температуре воды около + 10°С и начинают размножаться. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 11 лет. Озерные лягушки в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

4-й корреспондент: (слайд № 4) Остромордая лягушка. Лягушки средних размеров, максимальная длина тела 80 мм. Морда заостренная. Внутренний пяточный бугор высокий и крупный, составляет, как правило, более половины длины первого пальца. Боковые внутренние резонаторы у самцов имеются. Брачная мозоль у самцов на первом пальце передних конечностей на 4 части не расчлeняется. Кожа гладкая. Темное височное пятно хорошо заметно. Спина окрашена в коричневые тона с желтоватым, оливковым или красноватым оттенком

Живут в лесах разного типа – широколиственных, смешанных, таежных, предпочитая лесные опушки, поляны, просеки. Лягушки часто попадаются в сельской местности на полях, огородах, в населенных пунктах.

На зимовку уходят в конце сентября – октябре. Зимуют на суше в норах грызунов, ямах, подвалах и т.д. Весной пробуждаются во время таяния снега. Размножение начинается при температуре воды + 5°С и выше. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 12 лет. Остромордая лягушка в Нижегородской области – обычный, местами массовый вид.

5-й корреспондент: (слайд № 5). Травяная лягушка. Лягушки с массивным телом, средних размеров; максимальная длина – 100 мм. По бокам головы от глаза через баpaбанную перепонку до основания плеча тянется темно-коричневое височное пятно. Голова широкая, слегка уплощенная; морда короткая, спереди не заостренная. Внутренний пяточный бугор низкий и в среднем равен 1/3 длины первого пальца. Самцы снабжены парными внутренними боковыми резонаторами. Брачная мозоль у самцов на первом пальце передних конечностей черного цвета, расчлeнена на четыре части, особенно хорошо выраженные в период размножения.

Травяная лягушка обитает в лесной и лесостепной зоне, предпочитая наиболее влажные места. Ведет наземный образ жизни.

На зимовку лягушки уходят в конце сентября – начале октября. Зимуют преимущественно в воде: в непромерзающих водоемах, предпочитая участки с проточной водой и родниками. С зимовки появляются в апреле-мае. Период размножения относительно короткий – около 14 суток. Продолжительность жизни в природе достигает 17 лет. Травяная лягушка в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

6-й корреспондент: (слайд № 6) Серая жаба. Крупные жабы с массивным широким туловищем. Максимальная длина свыше 130 мм (самки). Кожа крупнобугорчатая. Продольной складки на предплюсне нет. Сочлeновные бугорки на нижней поверхности пальцев двойные. Сверху окрашены довольно монотонно в серые, коричневатые или оливковые тона; снизу беловатого или желтоватого оттенков, с темными пятнышками или без них. Самцы, как правило, мельче самок.

Серая жаба предпочитает лесные ландшафты. Встречается также на лугах, в сырых оврагах, поймах рек. В питании преобладают наземные насекомые. Крупные жабы могут нападать на мелких ящериц и грызунов. В период размножения не питаются.

На зимовку уходят в конце сентября–октября. Зимуют под валежником, в норах грызунов, подвалах, погребах и т.д. Весной появляются в апреле-мае, в зависимости от погодных условий, при температуре воздуха + 5...+ 6°С В неволе могут жить до 36 лет.

Жабы, благодаря своим ядовитым железам, имеют не очень много врагов. Тем не менее, они могут стать добычей хищников. При нападении хищника жаба приподнимается на лапах и раздувает тело. Серая жаба в Нижегородской области – обычный, местами многочисленный вид.

7-й корреспондент: (слайд № 7) Зеленая жаба. Жаба средних размеров; максимальная длина до 120 мм. Кожа сверху покрыта гладкими бугорками и острыми шипиками. Спина светло-серая, иногда бежевая или зеленоватая, с крупными четко очерченными темно-зелеными пятнами различной формы, а также с красными точками или без них. Низ тела беловатый, с пятнами или без них.

В Предволжье зеленая жаба повсеместно обычна; ее распространение в Заволжье нуждается в уточнении.

Зеленая жаба обитает в лесной, лесостепной, степной и даже пустынной зонах. Она предпочитает открытые ландшафты. Активны жабы в сумерках и ночью. Днем же прячутся в различных укрытиях, часто небольшими группами. В населенных пунктах ночью часто встречаются на освещенных электричеством местах, где охотятся на насекомых. Среди кормов преобладают наземные насекомые.

На зимовку жабы уходят в сентябре-октябре при температуре воздуха +8°С. Зимуют в норах, ямах, под камнями, в подвалах, погребах, под стогами сена, иногда зарываются в рыхлую почву. Весной пробуждаются в апреле-мае при температуре воздуха +8°С Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 10 лет.

Зеленая жаба в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

8-й корреспондент: (слайд № 8) Краснобрюхая жерлянка. Самый мелкий представитель земноводных в нашей области – максимальный размер тела до 64 мм. Кожа сверху покрыта многочисленными бугорками. Околоушные железы не выражены. Зрачок глаза треугольный (сердцевидный). Спина светло-серого или буроватого цвета с темными пятнами, либо черная. Брюхо красное или ярко-оранжевое с синевато-черными пятнами.

В Нижегородской области проходит участок северной границы ее ареала, примерно совпадающий с поймой реки Волга.

В весенне-летний период жерлянки живут в хорошо прогреваемых стоячих или слабопроточных водоемах с глинистым дном. Активны днем при температуре воды +10... +30°С. Пики брачных песен (хаpaктерное “ункание”) приходятся на 10–12 и 18–20 часов. Кормится преимущественно водными беспозвоночными. Зимует на суше или на дне водоемов. В неволе могут жить до 29 лет.

В случае опасности на суше жерлянки могут принимать хаpaктерную “вогнутую” позу, прижимаясь брюхом к поверхности и выгибая кверху голову и конечности. Тем самым они демонстрируют ярко окрашенную нижнюю часть тела, предупреждая хищника о своей ядовитости. Действительно, их кожные выделения содержат вещество фринолизин, которое при попадании на слизистые оболочки вызывает сильное раздражение, озноб и головную боль. Поэтому после контакта с жерлянкой необходимо тщательно вымыть руки и не допускать попадания их кожных выделений в глаза и рот.

Краснобрюхая жерлянка внесена в Приложение к Красной книге Нижегородской области как вид, нуждающийся в контроле за его состоянием в природной среде.

9-й корреспондент: (слайд № 9) Обыкновенная чесночница. Амфибия средних размеров; максимальная длина тела 80 мм. Голова крупная, тело коренастое, задние конечности относительно короткие. Вдоль спины проходит светлая полоса, по бокам могут быть мелкие красноватые пятнышки. Низ светлый, часто с темно-серыми пятнами.

В Нижегородской области проходит участок северной границы ареала, примерно совпадающий с поймой реки Ветлуга. Обыкновенная чесночница обитает на равнинах в лесной, лесостепной и степной зонах, предпочитая участки с неплотной почвой. Встречается в довольно разнообразных местообитаниях – в широколиственных, смешанных, хвойных (сосновых) лесах, кустарниковых зарослях, в поймах рек, на лугах, в садах, парках и т.д. Хаpaктерная черта чесночницы – ее способность быстро зарываться в почву, используя задние конечности с крупным пяточным бугром как лопату.

На зимовку чесночницы уходят в сентябре-октябре. Зимуют на суше, зарывшись в землю или используя норы грызунов. Весной появляются в апреле-мае при температуре воздуха + 12...+ 14°С и температуре воды +8...+10°С. Продолжительность жизни в природе – не менее 4 лет.

Обыкновенная чесночница внесена в Приложение к Красной книге Нижегородской области как вид, нуждающийся в контроле за его состоянием в природной среде.

Ведущий 1: А теперь у нас на связи корреспонденты из-за рубежа, с информацией о самых интересных земноводных мира

10-й корреспондент: Мир земноводных разнообразен и удивителен. Я расскажу Вам о самых удивительных его представителях.

Китайская исполинская саламaндра (слайд № 10). Эволюционная линия разошлась с прочими амфибиями более 150 миллионов лет назад. Находится в критическом состоянии.

Лиловая лягушка (слайд № 11). Большую часть года проводит под землей, поэтому была открыта лишь в 2003 году. В опасном состоянии.

Лягушки-привидения (слайд № 12). Один из видов встречается исключительно на кладбище в Южной Африке. Два из шести видов находятся в критическом состоянии.

Протей (слайд № 13). Слеп, имеет прозрачную кожу, охотится, используя обоняние и электрическую чувствительность кожи. Может жить до 10 лет без пищи. В уязвимом состоянии.

Безлегочная саламaндра (слайд № 14). Не имеет легких, дышит через кожу. Вызывает наименьшие опасения.

Узкорот лопатоногий (слайд № 15). При опасности надувается. Может лазить по вертикальным скалам. В критическом состоянии.

Лягушка Дарвина (слайд № 16). В критическом состоянии, возможно, исчезли. Самцы лягушки Дарвина вынашивают головастиков во рту.

Жабы-повитухи (слайд № 17). Самцы переносят оплодотворенные яйца на задних ногах. В уязвимом состоянии.

Лягушка зооглоссус Гарднера (слайд № 18). Взрослая особь не превышает в длину 11 миллиметров. В уязвимом состоянии.

Ведущий 2: А сейчас на связи корреспондент, который расскажет нам о самых, самых из мира земноводных, которых можно занести в Книгу рекордов Гинесса.

11-й корреспондент: Все живые организмы постоянно соревнуются, и сейчас я Вам представлю амфибий-рекордсменов.

Самая крупная жаба: (слайд № 19). Жаба – Ага – обитает в тропической зоне Южной и Центральной Америки, а ныне и в Австралии. В 1991 году, согласно проведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащего Хакену Форсбергу из Акерс – Стикебрука, Швеция, составляла 2.65 кг., а длина в вытянутом состоянии – 53.9 см. масса экземпляра среднего размера сосавляет 450 гр.

Самая маленькая жаба: (слайд № 20). Черногрудая жаба – обитает в Африке. Самый крупный экземпляр имел в длину 24 мм.

Самая крупная лягушка: (слайд № 21). Лягушка – Голиаф, пойманная в апреле 1989 года жителем Вашингтона, США, Энди Кофманом в реке Санага, Камерун, весила 3.66 кг. Она достигает в длину 33см, а с вытянутыми ногами – более полуметра. Они любят влажность, вода насыщена должна быть кислородом, не содержать дубильной кислоты и быть не теплее 23 градусов и не холоднее 16–17 градусов. Ведут скрытой образ жизни. Встречаются в камерунских горных реках с водопадами.

Самая маленькая лягушка: (слайд № 22). Кубинский Карлик. Длина 0,85–1,2 см.

Самая ядовитая лягушка: (слайд № 23). Древолаз ужасный – его яд в 20 раз сильнее яда других ядовитых лягушек. Взрослая лягушка содержит количество яда, достаточное для гибели 1500 человек. Яд этой лягушки в тысячи раз сильнее цианистого калия.

Приложение

Ведущий 1: Большое спасибо всем корреспондентам. Дорогие друзья, сегодня Мы познакомились с удивительным миром земноводных, их значением в жизни человека и природе.

Ведущий 2: Не обижайте лягушек – они полезны и красивы, недаром в русских народных сказках есть Царевна-лягушка.

Ведущий 1: На этом выпуск нашего устного журнала, посвященный земноводным, завершен. До новых встреч!

Используемая литература:

  1. П.Р. Ляхов. “Я познаю мир. Животные”, издательство “АСТ”, М., 2002 г.
  2. А.А. Воротников. Биология и анатомия, издательство “ТОО ХАРВЕСТ”, Минск, 1995 г.
  3. А.А. Лебединский. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области, Нижний Новгород, 2007 г.



Комментарии:

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

01 04 2025 16:37:44

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

31 03 2025 14:21:39

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

30 03 2025 20:11:34

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

29 03 2025 16:35:43

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии


    Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

      Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

28 03 2025 15:23:40

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

27 03 2025 19:25:29

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

26 03 2025 16:12:43

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

25 03 2025 10:53:25

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

24 03 2025 12:51:23

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. 8-й класс

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....

23 03 2025 15:27:22

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

22 03 2025 11:30:21

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

21 03 2025 6:45:44

Роль птиц в природе и жизни человека


    Роль птиц в природе и жизни человека

      Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

20 03 2025 14:31:38

Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования


    Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

      В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...

19 03 2025 13:50:24

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя


    Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

      Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....

18 03 2025 18:29:10

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

17 03 2025 21:46:35

Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. 8-й класс

На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....

16 03 2025 13:29:33

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

15 03 2025 5:26:10

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

14 03 2025 4:25:47

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля


    "Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

      Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

13 03 2025 16:58:15

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"


    Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

      Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

12 03 2025 9:19:25

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

11 03 2025 12:15:48

Урок по теме "Глаза и зрение"


    Урок по теме "Глаза и зрение"

      Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

10 03 2025 8:42:43

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

09 03 2025 21:38:17

Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"


    Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"

      Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....

08 03 2025 11:31:38

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

07 03 2025 22:35:31

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"


    Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

      Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

06 03 2025 0:22:45

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

05 03 2025 4:15:16

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

04 03 2025 23:33:15

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

03 03 2025 8:47:42

Исследование флоры и фауны Чунской тайги


    Исследование флоры и фауны Чунской тайги

      Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

02 03 2025 16:49:19

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....

01 03 2025 14:40:39

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

28 02 2025 14:44:53

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)


    Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

      В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

27 02 2025 15:49:40

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

26 02 2025 7:31:23

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

25 02 2025 10:49:54

Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся


    Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся

      Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям. ...

24 02 2025 12:46:36

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....

23 02 2025 17:25:37

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

22 02 2025 1:33:56

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"


    Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

      Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

21 02 2025 10:14:11

Искусственный отбор: методологический и бессознательный

Искусственный отбор: методологический и бессознательный Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....

20 02 2025 23:34:39

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

19 02 2025 1:22:46

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"


    Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

      Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

18 02 2025 23:25:31

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

17 02 2025 3:21:19

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

16 02 2025 10:26:40

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

15 02 2025 14:53:56

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

14 02 2025 12:32:27

Фауна моего дома


    Фауна моего дома

      В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

13 02 2025 15:16:28

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

12 02 2025 21:25:51

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

11 02 2025 23:32:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::