Устный журнал "Удивительный мир амфибий" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


Цель:

  • познакомить учащихся с многообразием земноводных, значением их в жизни человека;
  • экологическим значением;
  • познакомить с земноводными обитающими на территории Нижегородской области.

Задачи:

  • углубить знания учащихся о земноводных, их многообразия и значения в жизни человека и природе;
  • сформировать бережное отношение к земноводным, как части живой природы;
  • развить умения узнавать земноводных обитающих на территории Нижегородской области.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Удивительный мир амфибий”, интеpaктивная доска.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о различных амфибиях, готовят стенгазеты про амфибий (для оформления кабинета), готовятся 2 ведущих.

Ход мероприятия

“Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны”.
Марк Твен

Ведущий 1: Здравствуйте, друзья!

Ведущий 2: Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном кабинете.

Ведущий 1: Мы собрались сегодня, чтобы поговорить об интересных и удивительных животных – Земноводных.

Ведущий 2: Земноводные или амфибии – это древнейшая группа наземных позвоночных животных, весьма широко распространенные, но малозаметные и недостаточно изученные.

Ведущий 1: Велика и разнообразна роль этих животных в экосистемах и жизни человека. Они поедают большое количество различных беспозвоночных, в том числе и так называемых “вредителей”, сами служат пищей для многих птиц и зверей.

Ведущий 2: Амфибии являются незаменимым объектом для медицинских, фармакологических и прочих биологических исследований. За большие заслуги перед наукой лягушкам даже установлены памятники в Токио и в Париже.

Ведущий 1: В последнее время многие виды амфибий используются в качестве тест-объектов индикации состояния экосистем при проведении экологического мониторинга. Цель – выяснение степени влияния антропогенных факторов, особенно техногенных и сельскохозяйственных загрязнений. При этом специалисты проводят сравнительное изучение популяций, обитающих на территориях с различной степенью антропогенного воздействия. Результаты подобных исследований позволяют оценивать возможное влияние окружающей среды на здоровье самого человека.

Ведущий 2: Во многих тропических странах эти животные широко используются в пищу. В последние десятилетия все большее признание получает террариумистика – содержание амфибий в домашних условиях. Активно формируется рынок этих животных, что зачастую ставит под угрозу существование редких видов.

Ведущий 1: Само общее устаревшее название этих животных – “гады” – уже говорит о негативном отношении к ним большинства людей. Это, пожалуй, единственная группа позвоночных, подвергающаяся систематическому уничтожению “по незнанию”, без какой бы то ни было выгоды для человека. Связано это с совершенно неверными представлениях об этих животных, вызванными в свою очередь очевидными пробелами экологического образования и воспитания. Поэтому наш сегодняшний устный журнал будет посвящен амфибиям.

Ведущий 2: Бесстрастно взирает на мир лягушка своими большими круглыми глазами. А почему они “на выкате”? А чтобы легче было глотать! У лягушки еще и язык во рту прикреплен шиворот-навыворот: к нижней челюсти недалеко от подбородка. Увидев насекомое, лягушка молниеносно с силой выбрасывает свой язык изо рта. Он может настичь добычу, ползающую или летящую на расстоянии пяти сантиметров. Оглушив и одновременно приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Лягушка не утруждает себе жеванием: зубы у нее растут только на верхней челюсти, да и то еле заметные. Жевала или нет, а глотать надо. Но языком она сделать этого не может.

Ведущий 1: Тут глаза и приходят на помощь. Они выдвигаются внутрь и помогают протолкнуть добычу в желудок. Лягушки – первые слюнтяи планеты. Это не каприз: чтобы на суше можно было глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Она у лягушки жиденькая, водянистая, ферментов в ней нет. И еще одно приобретенье лягушачьих предков - насморк. Лягушки ощущают запах только растворенных веществ, и поэтому их обонятельная полость усиленно снабжается влагой из множества мелких железок.

Ведущий №2: Итак, давайте познакомимся с ними поближе. Сначала давайте познакомимся с амфибиями обитающими в нашей Нижегородской области (слайд № 3). Для этого мы отправляли своих корреспондентов за материалами на пруды, болота и озера нашей области, давайте теперь послушаем их отчеты.

Приложение

1-й корреспондент: (слайд № 1) Одним из видов является прудовая лягушка. Максимальная длина тела 84 мм. Баpaбанная перепонка крупная. Задние конечности относительно укороченные. Внутренний пяточный бугор высокий, полукруглый, с острым краем, в длину составляет более половины первого пальца. На первом пальце передних конечностей самцов развивается цельная брачная мозоль темно-серого цвета. Окраска спины может быть ярко-зеленой или бурой.

Населяет равнинные лесные и лесостепные районы от широколиственных лесов до южной тайги. Обитает в небольших спокойных реках, в прудах, болотах, в небольших озерах, по берегам заросших мелководий крупных водоемов, в ямах, песчаных карьерах. Предпочитает небольшие водоемы с густой растительностью. В составе кормов преобладают насекомые.

Зимуют в отличие от озерных лягушек на суше. После спячки лягушки появляются в апреле-мае при температуре воды выше + 8°С. Через несколько дней начинаются брачные “концерты” самцов. Для размножения используются водоемы со стоячей водой и густой растительностью. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 12 лет.

Прудовая лягушка в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

2-й корреспондент: (слайд № 2) Съедобная лягушка. Морда умеренно заостренная. Если голени расположить перпендикулярно к продольной оси тела, голеностопные сочлeнения соприкасаются Внутренний пяточный бугор высокий, короче 1-го пальца задней ноги в 1,7–2,9 раза. Сверху серовато-зеленая, оливково-зеленая или зеленая с темными пятнами, которые варьируют по размеру и числу. Светлая дорсомедиальная полоса от морды до клоаки обычно имеется. Височное пятно отсутствует. Брюхо светлое, обычно с темными пятнами.

Уже долгое время систематический статус Rana esculenta является предметом дискуссии специалистов. Со времени открытия гибридной природы Rana esculenta в 1960-х годах интенсивно изучаются ее кариологические, биохимические, морфологические, поведенческие, экологические и географические особенности в отношении родительских видов R.lessonae и R. ridibunda. Выявлено большое разнообразие популяционных систем этих трех форм. Таксономический статус R. esculenta продолжает обсуждаться.

Как правило, съедобная лягушка живет в биотопах, промежуточных между таковыми родительских видов: в старицах, заросших прудах, заводях рек, каналах, канавах и т.д. Однако крупные водоемы с проточной водой и густые леса избегаются. Способ зимовки примерно такой же, как у родительских видов: в воде или на суше. Брачный крик R. esculenta более сходен с таковым R. lessonae, чем R. ridibunda. To же касается некоторых черт поведения. Самцы ridibunda после зимовки появляются в водоемах первыми и выбирают открытые участки воды. Самцы esculenta мельче и менее многочисленны, чем самцы ridibunda, но имеют больший успех размножения, чем самцы lessonae. Кроме того, они наиболее агрессивны из трех форм зеленых лягушек, что позволяет им занимать выгодное положение в месте размножения ridibunda. Распределение самцов по их участкам занимает несколько дней. Затем самцы всех трех форм лягушек образуют брачные хоры, в которых число и агрессивность самцов ridibunda снижаются, а у самцов lessonae – возрастают. Самцы esculenta доминируют в таких скоплениях. Они проявляют очень высокую активность в брачных агрегациях, хотя в их пoлoвoй системе выявлены нарушения.

3-й корреспондент: (слайд № 3) Озерная лягушка. Самый крупный вид лягушек; в фауне Нижегородской области максимальная длина тела 170 мм. Задние конечности (голень и пальцы) удлиненные. Внутренний пяточный бугор короткий и низкий, короче первого пальца более чем вдвое. Плавательные перепонки очень хорошо развиты. Самцы снабжены парными наружными резонаторами темно-серого цвета, которые находятся в углах рта; в раздутом состоянии они светло-серые. На первом пальце передних конечностей самцов развивается цельная брачная мозоль темно-серого цвета. Сверху густо-зеленого, оливкового, серого или коричневого цвета различных оттенков. На спине у многих особей расположены темные пятна и (или) светлая продольная полоса. Низ светлый, обычно с темными пятнами.

Ареал озерной лягушки огромен: Северная Африка, Передняя и Средняя Азия, Средняя и Южная Европа. В Нижегородской области может быть встречена повсеместно.

Озерная лягушка обитает в разнообразных ландшафтах лесной, лесостепной, степной и даже пустынной зон. По руслам рек проникает в лесные массивы. Живет в водоемах городов и поселков. Состав кормов зависит от сезона, местности и возраста лягушек. Отмечен каннибализм.

На зимовку лягушки уходят в конце сентября – октябре, при температуре воды + 7°С и воздуха + 11°С. Зимуют на дне глубоких, непромерзающих водоемов, зарывшись в ил, предпочитая места с проточной водой. Весной пробуждаются при температуре воды около + 10°С и начинают размножаться. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 11 лет. Озерные лягушки в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

4-й корреспондент: (слайд № 4) Остромордая лягушка. Лягушки средних размеров, максимальная длина тела 80 мм. Морда заостренная. Внутренний пяточный бугор высокий и крупный, составляет, как правило, более половины длины первого пальца. Боковые внутренние резонаторы у самцов имеются. Брачная мозоль у самцов на первом пальце передних конечностей на 4 части не расчлeняется. Кожа гладкая. Темное височное пятно хорошо заметно. Спина окрашена в коричневые тона с желтоватым, оливковым или красноватым оттенком

Живут в лесах разного типа – широколиственных, смешанных, таежных, предпочитая лесные опушки, поляны, просеки. Лягушки часто попадаются в сельской местности на полях, огородах, в населенных пунктах.

На зимовку уходят в конце сентября – октябре. Зимуют на суше в норах грызунов, ямах, подвалах и т.д. Весной пробуждаются во время таяния снега. Размножение начинается при температуре воды + 5°С и выше. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 12 лет. Остромордая лягушка в Нижегородской области – обычный, местами массовый вид.

5-й корреспондент: (слайд № 5). Травяная лягушка. Лягушки с массивным телом, средних размеров; максимальная длина – 100 мм. По бокам головы от глаза через баpaбанную перепонку до основания плеча тянется темно-коричневое височное пятно. Голова широкая, слегка уплощенная; морда короткая, спереди не заостренная. Внутренний пяточный бугор низкий и в среднем равен 1/3 длины первого пальца. Самцы снабжены парными внутренними боковыми резонаторами. Брачная мозоль у самцов на первом пальце передних конечностей черного цвета, расчлeнена на четыре части, особенно хорошо выраженные в период размножения.

Травяная лягушка обитает в лесной и лесостепной зоне, предпочитая наиболее влажные места. Ведет наземный образ жизни.

На зимовку лягушки уходят в конце сентября – начале октября. Зимуют преимущественно в воде: в непромерзающих водоемах, предпочитая участки с проточной водой и родниками. С зимовки появляются в апреле-мае. Период размножения относительно короткий – около 14 суток. Продолжительность жизни в природе достигает 17 лет. Травяная лягушка в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

6-й корреспондент: (слайд № 6) Серая жаба. Крупные жабы с массивным широким туловищем. Максимальная длина свыше 130 мм (самки). Кожа крупнобугорчатая. Продольной складки на предплюсне нет. Сочлeновные бугорки на нижней поверхности пальцев двойные. Сверху окрашены довольно монотонно в серые, коричневатые или оливковые тона; снизу беловатого или желтоватого оттенков, с темными пятнышками или без них. Самцы, как правило, мельче самок.

Серая жаба предпочитает лесные ландшафты. Встречается также на лугах, в сырых оврагах, поймах рек. В питании преобладают наземные насекомые. Крупные жабы могут нападать на мелких ящериц и грызунов. В период размножения не питаются.

На зимовку уходят в конце сентября–октября. Зимуют под валежником, в норах грызунов, подвалах, погребах и т.д. Весной появляются в апреле-мае, в зависимости от погодных условий, при температуре воздуха + 5...+ 6°С В неволе могут жить до 36 лет.

Жабы, благодаря своим ядовитым железам, имеют не очень много врагов. Тем не менее, они могут стать добычей хищников. При нападении хищника жаба приподнимается на лапах и раздувает тело. Серая жаба в Нижегородской области – обычный, местами многочисленный вид.

7-й корреспондент: (слайд № 7) Зеленая жаба. Жаба средних размеров; максимальная длина до 120 мм. Кожа сверху покрыта гладкими бугорками и острыми шипиками. Спина светло-серая, иногда бежевая или зеленоватая, с крупными четко очерченными темно-зелеными пятнами различной формы, а также с красными точками или без них. Низ тела беловатый, с пятнами или без них.

В Предволжье зеленая жаба повсеместно обычна; ее распространение в Заволжье нуждается в уточнении.

Зеленая жаба обитает в лесной, лесостепной, степной и даже пустынной зонах. Она предпочитает открытые ландшафты. Активны жабы в сумерках и ночью. Днем же прячутся в различных укрытиях, часто небольшими группами. В населенных пунктах ночью часто встречаются на освещенных электричеством местах, где охотятся на насекомых. Среди кормов преобладают наземные насекомые.

На зимовку жабы уходят в сентябре-октябре при температуре воздуха +8°С. Зимуют в норах, ямах, под камнями, в подвалах, погребах, под стогами сена, иногда зарываются в рыхлую почву. Весной пробуждаются в апреле-мае при температуре воздуха +8°С Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 10 лет.

Зеленая жаба в нашей области – обычный, местами многочисленный вид.

8-й корреспондент: (слайд № 8) Краснобрюхая жерлянка. Самый мелкий представитель земноводных в нашей области – максимальный размер тела до 64 мм. Кожа сверху покрыта многочисленными бугорками. Околоушные железы не выражены. Зрачок глаза треугольный (сердцевидный). Спина светло-серого или буроватого цвета с темными пятнами, либо черная. Брюхо красное или ярко-оранжевое с синевато-черными пятнами.

В Нижегородской области проходит участок северной границы ее ареала, примерно совпадающий с поймой реки Волга.

В весенне-летний период жерлянки живут в хорошо прогреваемых стоячих или слабопроточных водоемах с глинистым дном. Активны днем при температуре воды +10... +30°С. Пики брачных песен (хаpaктерное “ункание”) приходятся на 10–12 и 18–20 часов. Кормится преимущественно водными беспозвоночными. Зимует на суше или на дне водоемов. В неволе могут жить до 29 лет.

В случае опасности на суше жерлянки могут принимать хаpaктерную “вогнутую” позу, прижимаясь брюхом к поверхности и выгибая кверху голову и конечности. Тем самым они демонстрируют ярко окрашенную нижнюю часть тела, предупреждая хищника о своей ядовитости. Действительно, их кожные выделения содержат вещество фринолизин, которое при попадании на слизистые оболочки вызывает сильное раздражение, озноб и головную боль. Поэтому после контакта с жерлянкой необходимо тщательно вымыть руки и не допускать попадания их кожных выделений в глаза и рот.

Краснобрюхая жерлянка внесена в Приложение к Красной книге Нижегородской области как вид, нуждающийся в контроле за его состоянием в природной среде.

9-й корреспондент: (слайд № 9) Обыкновенная чесночница. Амфибия средних размеров; максимальная длина тела 80 мм. Голова крупная, тело коренастое, задние конечности относительно короткие. Вдоль спины проходит светлая полоса, по бокам могут быть мелкие красноватые пятнышки. Низ светлый, часто с темно-серыми пятнами.

В Нижегородской области проходит участок северной границы ареала, примерно совпадающий с поймой реки Ветлуга. Обыкновенная чесночница обитает на равнинах в лесной, лесостепной и степной зонах, предпочитая участки с неплотной почвой. Встречается в довольно разнообразных местообитаниях – в широколиственных, смешанных, хвойных (сосновых) лесах, кустарниковых зарослях, в поймах рек, на лугах, в садах, парках и т.д. Хаpaктерная черта чесночницы – ее способность быстро зарываться в почву, используя задние конечности с крупным пяточным бугром как лопату.

На зимовку чесночницы уходят в сентябре-октябре. Зимуют на суше, зарывшись в землю или используя норы грызунов. Весной появляются в апреле-мае при температуре воздуха + 12...+ 14°С и температуре воды +8...+10°С. Продолжительность жизни в природе – не менее 4 лет.

Обыкновенная чесночница внесена в Приложение к Красной книге Нижегородской области как вид, нуждающийся в контроле за его состоянием в природной среде.

Ведущий 1: А теперь у нас на связи корреспонденты из-за рубежа, с информацией о самых интересных земноводных мира

10-й корреспондент: Мир земноводных разнообразен и удивителен. Я расскажу Вам о самых удивительных его представителях.

Китайская исполинская саламaндра (слайд № 10). Эволюционная линия разошлась с прочими амфибиями более 150 миллионов лет назад. Находится в критическом состоянии.

Лиловая лягушка (слайд № 11). Большую часть года проводит под землей, поэтому была открыта лишь в 2003 году. В опасном состоянии.

Лягушки-привидения (слайд № 12). Один из видов встречается исключительно на кладбище в Южной Африке. Два из шести видов находятся в критическом состоянии.

Протей (слайд № 13). Слеп, имеет прозрачную кожу, охотится, используя обоняние и электрическую чувствительность кожи. Может жить до 10 лет без пищи. В уязвимом состоянии.

Безлегочная саламaндра (слайд № 14). Не имеет легких, дышит через кожу. Вызывает наименьшие опасения.

Узкорот лопатоногий (слайд № 15). При опасности надувается. Может лазить по вертикальным скалам. В критическом состоянии.

Лягушка Дарвина (слайд № 16). В критическом состоянии, возможно, исчезли. Самцы лягушки Дарвина вынашивают головастиков во рту.

Жабы-повитухи (слайд № 17). Самцы переносят оплодотворенные яйца на задних ногах. В уязвимом состоянии.

Лягушка зооглоссус Гарднера (слайд № 18). Взрослая особь не превышает в длину 11 миллиметров. В уязвимом состоянии.

Ведущий 2: А сейчас на связи корреспондент, который расскажет нам о самых, самых из мира земноводных, которых можно занести в Книгу рекордов Гинесса.

11-й корреспондент: Все живые организмы постоянно соревнуются, и сейчас я Вам представлю амфибий-рекордсменов.

Самая крупная жаба: (слайд № 19). Жаба – Ага – обитает в тропической зоне Южной и Центральной Америки, а ныне и в Австралии. В 1991 году, согласно проведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащего Хакену Форсбергу из Акерс – Стикебрука, Швеция, составляла 2.65 кг., а длина в вытянутом состоянии – 53.9 см. масса экземпляра среднего размера сосавляет 450 гр.

Самая маленькая жаба: (слайд № 20). Черногрудая жаба – обитает в Африке. Самый крупный экземпляр имел в длину 24 мм.

Самая крупная лягушка: (слайд № 21). Лягушка – Голиаф, пойманная в апреле 1989 года жителем Вашингтона, США, Энди Кофманом в реке Санага, Камерун, весила 3.66 кг. Она достигает в длину 33см, а с вытянутыми ногами – более полуметра. Они любят влажность, вода насыщена должна быть кислородом, не содержать дубильной кислоты и быть не теплее 23 градусов и не холоднее 16–17 градусов. Ведут скрытой образ жизни. Встречаются в камерунских горных реках с водопадами.

Самая маленькая лягушка: (слайд № 22). Кубинский Карлик. Длина 0,85–1,2 см.

Самая ядовитая лягушка: (слайд № 23). Древолаз ужасный – его яд в 20 раз сильнее яда других ядовитых лягушек. Взрослая лягушка содержит количество яда, достаточное для гибели 1500 человек. Яд этой лягушки в тысячи раз сильнее цианистого калия.

Приложение

Ведущий 1: Большое спасибо всем корреспондентам. Дорогие друзья, сегодня Мы познакомились с удивительным миром земноводных, их значением в жизни человека и природе.

Ведущий 2: Не обижайте лягушек – они полезны и красивы, недаром в русских народных сказках есть Царевна-лягушка.

Ведущий 1: На этом выпуск нашего устного журнала, посвященный земноводным, завершен. До новых встреч!

Используемая литература:

  1. П.Р. Ляхов. “Я познаю мир. Животные”, издательство “АСТ”, М., 2002 г.
  2. А.А. Воротников. Биология и анатомия, издательство “ТОО ХАРВЕСТ”, Минск, 1995 г.
  3. А.А. Лебединский. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области, Нижний Новгород, 2007 г.


Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

30 09 2022 16:50:46

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание


    Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

      Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

29 09 2022 12:40:38

Использование проектной деятельности на уроках биологии


    Использование проектной деятельности на уроках биологии

      В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

28 09 2022 19:43:55

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

27 09 2022 15:56:29

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

26 09 2022 1:11:15

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

25 09 2022 17:48:36

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

24 09 2022 0:40:46

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

23 09 2022 20:23:34

"Обмен белков, жиров и углеводов"


    "Обмен белков, жиров и углеводов"

      Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

22 09 2022 0:52:31

План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс


    План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс

      Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

21 09 2022 6:53:38

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

20 09 2022 7:12:24

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

19 09 2022 3:37:21

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

18 09 2022 10:23:27

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"


    Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

      Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

17 09 2022 19:38:12

Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека


    Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека

      Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

16 09 2022 13:35:24

Эволюция – миф или реальность?


    Эволюция – миф или реальность?

      В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...

15 09 2022 22:43:57

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

14 09 2022 13:31:35

Движение крови по сосудам. Кровяное давление


    Движение крови по сосудам. Кровяное давление

      Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...

13 09 2022 5:55:25

Витамины в нашей жизни


    Витамины в нашей жизни

      Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....

12 09 2022 13:29:30

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"


    Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

      Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

11 09 2022 20:55:48

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

10 09 2022 10:31:10

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

09 09 2022 18:30:22

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

08 09 2022 21:52:53

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

07 09 2022 14:46:58

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

06 09 2022 14:48:49

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

05 09 2022 6:36:29

Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"


    Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"

      В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....

04 09 2022 17:28:16

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

03 09 2022 16:47:29

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования


    Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

      В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

02 09 2022 8:43:23

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

01 09 2022 21:48:52

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

31 08 2022 19:32:56

Беседа «Ядовитые растения»


    Беседа «Ядовитые растения»

      Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....

30 08 2022 3:51:50

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

29 08 2022 21:19:29

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"


    Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

      Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

28 08 2022 19:57:12

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»


    Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

      Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

27 08 2022 6:47:33

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

26 08 2022 7:23:26

Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"


    Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"

      В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека. ...

25 08 2022 22:57:21

Питание животных Биология

Питание животных  Биология Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

24 08 2022 16:41:26

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

23 08 2022 12:11:49

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

22 08 2022 17:20:52

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

21 08 2022 0:32:37

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"


    Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

      В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....

20 08 2022 21:43:47

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях


    Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

      Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....

19 08 2022 8:46:37

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")


    История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

      Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....

18 08 2022 12:51:29

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"


    Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

      На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

17 08 2022 15:22:51

Борьба за существование


    Борьба за существование

      Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

16 08 2022 6:29:57

Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

15 08 2022 8:33:25

Деление клеток. Митоз


    Деление клеток. Митоз

      Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....

14 08 2022 17:58:36

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

13 08 2022 15:28:36

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

12 08 2022 8:29:33

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::