Минералы и горные породы
Цель: Осознание и осмысление учебного материала; развитие исследовательских и пpaктических навыков; формирование в сознании учащихся целостной картины мира.
Задачи:
1. познакомить учащихся с разнообразием происхождения и свойствами горных пород Земли;
2. создать условия для развития у учащихся логического мышления, внимания, воображения;
3. формировать учебно-познавательную информационную, коммуникативную компетенцию.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор ЦОР, набор горных пород и минералов, компьютерная презентация (Приложение 1), книга Бажова «Малахитовая шкатулка», репродукции Васнецова «Три царевны подземного царства», «Большой наряд», «Алмазная шапка Петра I»
Ход педагогической мастерской
Учитель литературы: Описание кладовых (Паустовский «Кладовая солнца», Бажов «Малахитовая шкатулка», работа по картине Васнецова «Три царевны подземного царства».
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попытаемся соединить знания по литературе и природоведению. Кажется, что между этими двумя предметами нет ничего общего, но мы с вами это опровергнем. Я вам сейчас зачитаю два отрывка из произведений наших русских писателей, а вы постарайтесь угадать, кто авторы этих произведений и их названия.
Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место – как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан – батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блестки всякие, кои на малахит походят… И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. Идут – идут, остановилась она… И видит Степан огромадную комнату, а в ней постеля, столы, тубареточки – все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмaзoм, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны. (Павел Петрович Божов. «Хозяйка горы Медной»)
Нам остается теперь сказать еще несколько слов о себе: кто мы такие и зачем попали в Блyдово болото. Мы – разведчики болотных богатств. Еще с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей. (Михаил Пришвин. «Кладовая солнца»)
И в первом отрывке, и во втором говорится о кладовых природы.
Что же обозначает данное слово? Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.
КЛАДОВА\\\'Я, -ой, ж. 1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая в доме. Особая кладовая Эрмитажа. 2. перен., чаще мн. Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые (о средоточиях полезных ископаемых). (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
- А сейчас давайте обратимся к репродукции картины М.Васнецова.
- Что вы видите на этой картине.
- Кто изображен?
- Как одеты царевны?
- Какие на них украшения?
- Из чего изготовлены эти украшения?
- Как называется эта картина?
- Как вы думаете, о каких кладовых пойдет речь на уроке? (о подземных кладовых)
- Мы свами познакомились с подземными кладовыми
Учитель биологии:
- Вам уже знакома тема «Внутреннее строение Земли».
- Какая оболочка земли является кладовой Хозяйки Медной горы? (литосфера, земная кора)
- А как называются драгоценные камни, которые она хранила (полезные ископаемые)
- Что такое полезные ископаемые? (записаны незаконченные предложения, варианты ответов на распечатанных карточках: литосфера, минералы, горные породы).
Сделаем первый вывод по уроку, закончим предложения.
Твердая верхняя оболочка Земли__________________
Земная кора состоит из__________________________
Горные породы состоят из_______________________
Полезные ископаемые – это______________________
(работа с коллекцией)
Учитель литературы:
- Гуляя по лесу, по берегу Ханки, работая в огороде, вы часто обращаете внимание на разноцветные камешки. Мир минералов открывается нам через любимые книги «Гранатовый браслет», «Малахитовая шкатулка», «Лунный камень». Мы видим камни в обрамлениях золота и серебра в ювелирных изделиях, и трудно поверить, что такие восхитительные предметы имеют земное происхождение. Интересно, что классификация минералов существовала до н.э. Авиценна (980-1037 гг) разделил минералы по их свойствам на камни, земли, металлы, горючие ископаемые и соли. В народе ходили легенды о камнях, как о живых организмах. О них говорили: «Камни не только живут – они страдают от болезней, впадают в старость и умирают».
Учитель биологии:
- Откуда же берутся минералы и горные породы в земной коре? (учитель рассказывает о происхождении горных пород, в ходе рассказа заполняет схему).
Горные породы делятся на магматические, осадочные, метаморфические. Магматические породы образовались в результате застывания магмы на поверхности Земли (базальт, вулканическое стекло, пемза) и в глубине Земли (гранит). Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения частичек и обломков пород в воде (в реках, морях, океанах), реже в воздухе. Этот тип пород распространен на 75% поверхности Земли. К этому типу горных пород относятся глина, суглинок, песок, известняк, paкушечник, песчаник, мергель, уголь. Известняк – это горная порода, образованная останками древнейших животных (мел). В результате нагревания или сжатия породы могут менять свои свойства. Мрамор образуется из известняка. Это метаморфические горные породы.
Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур, давления и растворов. Мрамор – измененный известняк, доломит; кварцит – измененные песчаники. Горные породы, которые образуют земную кору, очень разнообразны. Они отличаются по физическим свойствам, химическому составу, происхождению. Состоят из более мелких частиц, природных агрегатов – минералов.
Минералы также обладают разными физическими свойствами. Они отличаются по цвету, прозрачности, агрегатному состоянию.
Минерал – от латинского слова «минера» руда, природное тело. Относительно однородное по химическому составу и физическим свойствам. Минералы образуются как в глубинах Земли, так и на ее поверхности. По химическому составу все минералы можно условно разделить на «простые» и «сложные». Простые минералы состоят пpaктически из одного химического элемента. Например, самородное золото, железо, серебро, сера, алмаз. Сложные все остальные минералы. Это кварц, слюда, полевые шпаты, циркон, гранат, малахит. Существует более 3000 видов минералов. Наиболее распространенный минерал – кварц. Его разновидности: горный хрусталь, аметист, раухтопаз. Эти минералы очень устойчивы к воздействию разнообразных природных процессов.
Например, в состав гранита входят минералы: полевой шпат (красный, серый), слюда (блестит), кварц (полупрозрачный). Найдите эти минералы в кусочке гранита.
Закончите схему
Рефлексия
К каждому понятию подставьте соответствующие условные обозначения
Руда
Минералы
Полезные ископаемые
Горные породы
Земная кора
Мрамор
Кварцит
Гранит
Базальт
Знал «+» Узнал «++» Хочу узнать больше «?»
Учащимся предлагается составить свой вариант сказки «В гостях у хозяйки медной горы».
Комментарии:
Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся. ...
18 03 2024 22:56:53
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
17 03 2024 22:51:14
Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....
16 03 2024 7:21:15
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...
15 03 2024 14:10:11
В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...
14 03 2024 3:52:27
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
13 03 2024 5:52:51
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
12 03 2024 8:10:50
Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....
11 03 2024 4:53:52
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...
10 03 2024 9:49:29
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
09 03 2024 9:41:17
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...
08 03 2024 15:45:10
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
07 03 2024 2:38:44
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
06 03 2024 5:11:39
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...
05 03 2024 11:37:10
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
04 03 2024 8:53:52
Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....
03 03 2024 18:31:30
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
02 03 2024 13:12:35
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
01 03 2024 8:38:53
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
29 02 2024 11:16:46
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
28 02 2024 5:44:18
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
27 02 2024 17:41:10
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
26 02 2024 7:46:49
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
25 02 2024 3:19:43
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...
24 02 2024 17:40:49
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
23 02 2024 11:55:22
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...
22 02 2024 3:44:36
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...
21 02 2024 16:49:44
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
20 02 2024 2:52:39
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
19 02 2024 18:45:17
Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....
18 02 2024 6:49:31
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...
17 02 2024 3:18:53
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
16 02 2024 22:28:17
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...
15 02 2024 2:53:53
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
14 02 2024 12:34:27
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...
13 02 2024 18:24:31
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся. ...
12 02 2024 18:58:32
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
11 02 2024 21:58:44
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
10 02 2024 13:25:59
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....
09 02 2024 15:49:50
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...
08 02 2024 10:13:48
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...
07 02 2024 23:23:32
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
06 02 2024 4:49:18
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
05 02 2024 16:53:48
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
04 02 2024 10:28:24
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
03 02 2024 16:51:53
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...
02 02 2024 7:30:34
Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....
01 02 2024 8:15:36
Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....
31 01 2024 21:48:57
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
30 01 2024 21:39:10
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
29 01 2024 6:52:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::