Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс
Образовательные задачи: знакомство учащихся с видоизменёнными подземными побегами, их биологическим значением; формирование исследовательских умений; формирование навыков продуктивного общения обучающихся в процессе осуществления учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: проблемный, поисково-исследовательский.
На предыдущем уроке учащимся было дано д/з повторить понятия: видоизменённые корни, побег, пазуха листа; обнаружение крахмала (с помощью йода).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование |
I. Организационный момент.1 мин |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Психологически настраиваются на работу, занимают рабочие места. | |
II.Создание проблемной ситуации, постановка учебных задач. 5 мин |
1) Учитель: “На столе находятся
видоизменённые органы некоторых хорошо вам
известных растений. Давайте определим, каким
растениям они принадлежат и как называются (демонстрирует
корнеплоды моркови, свеклы, редьки, клубень
картофеля, луковицу репчатого лука)” На магнитной доске из карточек с названиями растений и видоизменённых подземных органов составляет схему 1– 11 (Приложение 1) 2) Задаёт вопросы по схеме. – Видоизменением какого органа является
корнеплод? (видоизменением корня). Какие признаки
хаpaктерны для корнеплодов? |
1) Учащиеся по ходу демонстрации
учителем муляжей называют растение и его
видоизменённый орган:
2) Отвечают на вопросы учителя по схеме. 3. Возникает проблемная ситуация: видоизменением какого органа являются клубень картофеля и луковица репчатого лука? |
Муляжи корнеплодов свеклы, моркови, редьки; клубня картофеля, луковицы репчатого лука. |
III. Изучение нового материала– организация учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся по решению учебных задач. (30 мин) |
1) Учитель объявляет тему урока,
записывает учебные задачи на доске
|
1) Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и формулируют учебные задачи урока. | |
2) Предлагает учащимся высказать свои предположения о том, видоизменением какого органа растения могут быть клубень картофеля и луковица лука | 2) Высказывают предположения, в том числе о том, что клубень картофеля и луковица репчатого лука являются видоизменёнными подземными побегами | ||
3) Учитель “Как мы могли бы подтвердить или опровергнуть верность ваших предположений?” | 3) Предлагают учебные действия по решению первой учебной задачи (изучить строение клубня картофеля и луковицы лука) | ||
4) Организует проведение исследований
клубня картофеля и луковицы репчатого лука (Если
исследовательская работа организуется впервые,
то даётся алгоритм её проведения, если ранее уже
использовалась, то актуализируются знания
учащихся)
|
4) Определяют Объект – клубень
картофеля и луковица лука; Формулируют цель л.р. Работа с инструктивной карточкой Гипотеза: если клубень картофеля и луковица лука являются видоизменёнными подземными побегами, то они должны иметь стебель, литья и почки. |
||
5) Организует выполнение лабораторных работ № 1 “Строение луковицы лука” (Приложение 2), № 2 “Строение клубня картофеля” (Приложение 3) | 5) Выполняют по инструктивной карточке лабораторные работы № 1,2 (в парах, одна половина класса – Л.р. № 1, другая половина класса – Л.р. № 2) | На каждую пару: – инструктивная карточка к Л.Р. № 1; чашка Петри, ? луковицы репчатого лука, пинцет, лупа или – инструктивная карточка к Л.р. № 2; чашка Петри, целый клубень и ? клубня картофеля, пинцет, лупа |
|
6) Организует работу по формулированию
вывода. Учитель: “Частями какого органа являются выделенные элементы? (Приложение 4). Какой вывод сделан вами по результатам лабораторных работ? Поднимите руки, кто эти же части подписал на рисунках и сделал аналогичный вывод (контроль усвоения изученного материала)” Выборочно выставляет отметки за выполнение Л.р. |
6) Учащиеся, быстрее справившиеся с
лабораторной работой, записывают на доске
понятия, которыми обозначены части луковицы (Приложение 3) 2-3 уч-ся зачитывают выводы. |
||
7) Рассказывает о видоизменённом побеге
ландыша. Задания учащимся:
|
7) Слушают учителя. Работают с текстом учебника Работают в тетради по заполнению схемы |
Демонстрационная таблица | |
8) Организует беседу для выяснения
биологического значения видоизмененных побегов 1.
Все ли растения имеют видоизменённые подземные
побеги? |
8) Отвечают на вопросы. Делают вывод о биологическом значении видоизменённых подземных побегов. Записывают вывод в тетрадь. |
||
9) Проводит демонстрационный опыт Учитель: “Давайте выясним, а какие же запасные питательные вещества откладываются, например, в клубне картофеля” Демонстрирует опыт: на срез клубня картофеля наносит каплю слабого раствора йода. Вопросы учащимся
Учитель: “Где питательные вещества, отложенные в видоизменённых подземных побегах, образовались и как они попали в видоизменённые подземные побеги, мы рассмотрим в теме “Передвижение веществ в растении”” |
Наблюдают за происходящим в
демонстрационном опыте. Рассказывают о наблюдаемых изменениях. Делают выводы Получают информацию о неполноте знаний по теме и перспективах их получения в дальнейшем. |
1/2 клубня картофеля, раствор йода, пипетка | |
IV. Закрепление материала. 5 мин |
Предлагает выполнить задания: – “исключить лишнее”
– решить “смысловые пропорции”
|
Выполняют задания (отвечают с обоснованием выбора) | Листы с заданиями |
V. Рефлексия.2 мин |
1. Обращается к схеме, составленной на
начало урока и поставленным учебным задачам
2. Предлагает учащимся высказать своё мнение о способах решения учебных задач; что понравилось при проведении исследования; что вызвало затруднение. |
Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение |
|
VI. Оценка деятельности на уроке.1 мин |
Даёт оценку работе учащихся. Выставляет отметки за работу на уроке. |
Слушают учителя | |
VII. Домашнее задание. 1 мин |
Комментирует д/з 1. Параграф учебника.
|
Записывают д/з |
Литература:
- Дорохина Л.Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. // Библиотека журнала “Директор школы”, выпуск №8, 2003 год
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”)
- Трайтак Д.И. Пpaктическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980
Приложения
Комментарии:
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
06 03 2025 11:46:19
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
05 03 2025 0:33:31
Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....
04 03 2025 12:58:51
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
03 03 2025 16:10:52
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
02 03 2025 12:54:34
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
01 03 2025 14:13:46
Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....
28 02 2025 1:49:13

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
27 02 2025 9:57:52
Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....
26 02 2025 4:51:46
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
25 02 2025 19:45:53
Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....
24 02 2025 11:34:29
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
23 02 2025 8:52:31
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
22 02 2025 9:24:17
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
21 02 2025 16:37:20
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
20 02 2025 1:40:50
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
19 02 2025 11:41:34
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
18 02 2025 17:14:12
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
17 02 2025 5:18:57
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
16 02 2025 5:51:14
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
15 02 2025 0:45:56
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
14 02 2025 15:45:28
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
13 02 2025 14:42:11
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
12 02 2025 13:35:57
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
11 02 2025 2:47:32
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
10 02 2025 8:13:58
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
09 02 2025 14:58:38

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....
08 02 2025 9:47:37
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
07 02 2025 13:30:52
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
06 02 2025 11:59:58
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
05 02 2025 2:31:42
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
04 02 2025 16:28:39
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
03 02 2025 10:38:35
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
02 02 2025 23:20:23
На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....
01 02 2025 18:44:49
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
31 01 2025 7:11:38
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
30 01 2025 21:24:57
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
29 01 2025 8:50:56
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
28 01 2025 13:15:11
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
27 01 2025 17:27:55

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
26 01 2025 13:14:13
Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....
25 01 2025 10:29:33
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
24 01 2025 9:20:19
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
23 01 2025 22:38:29
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
22 01 2025 17:38:11
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
21 01 2025 1:17:19
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
20 01 2025 2:48:40
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
19 01 2025 23:55:42
Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....
18 01 2025 13:11:32
На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами.
...
17 01 2025 10:30:51

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
16 01 2025 6:20:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::