Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"


    Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"

Цели урока:

  1. Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов.
  2. Дать представление об их распространении на Земле и заселении животными всех сред жизни.
  3. Продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные методы: объяснительно–иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный.

Средства обучения: физическая карта мира, конверты с рисунками, с заданиями для групп, таблицы с изображением растительной и животной клеток.

Ход урока

Приветствие. Организационный момент.

I. Изучение нового материала.

Учитель: Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше - пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь и перед вами откроется удивительный мир живых существ

Давайте вспомним, какие царства живой природы мы уже изучили.

Предполагаемый ответ: царства Прокариоты, Грибы, Растения.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним царством живой природы – царство Животные.

апись темы урока на доске)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте сделаем небольшую разминку.

Разминка. Составить акростих на слова “царство животные”.

Предполагаемый ответ:

Ц а п л я             Ж и р а ф    
А м е б а             И н д ю к    
Р ы с ь               В о л        
С о б о л ь           О п о с с у м
Т у ш к а н ч и к     Т у к а н    
В о л к               Н о с о р о г
О л е н ь           в Ы д р а      
                      Е н о т      

Учитель: Среди обитателей нашей планеты насчитывают 1,5 - 2 млн. видов животных. Их изучением занимается наука зоология (от греч. “зоон” - животное “логос” - наука). Зоология – это наука о животных, которая изучает строение, развитие, образ жизни животных, их видовой состав, распространение, происхождение, значение в природе и жизни человека. Современная зоология – это целая система наук о животных. Одни из этих наук изучают строение, развитие животных, их взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле; другие – посвящены изучению отдельных групп животных, например, только рыб или только насекомых (ихтиология, энтомология и др.). Итак, проверим, насколько хорошо вы знаете животных. Давайте отгадаем загадки.

1.

И по соснам, и по елям
быстро бегает она.
Видит шишки, где поспели,
где грибная целина.
Нужен на зиму запас –
вот и трудиться сейчас.
(Белка)

2.

Ходит к речке смело
Он в наряде белом.
У него на ножках
красные сапожки.
(Гусь)

3.

Я думал: ног не унесу,
есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
мне помесь гуся и синицы.
(Гусеница)

4.

Он развесил в лесу свои сети
(хорошенько подумайте, дети).
Кто решит, что он ловит там рыбку,
тот допустит большую ошибку.
(Паук)

5.

Что за зверь лесной
встал, как столбик,
под сосной?
И стоит среди травы –
уши больше головы!
(Заяц)

6.

Трав копытами касаясь,
ходит по лесу красавец,
ходит смело и легко,
рога, раскинув широко.
(Лось)

7. Как написать слово “мышеловка” пятью буквами?

(“Кошка”)

8. Глазищи круглы, когтищи остры, носище кривой – разбойник ночной.

(Филин)

9. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

(Ёж)

10. Я очень забавна: скачу я и бегаю, а в фильме цветном остаюсь черно-белою.

(Зебра)

Учитель: Мы выяснили, что видовое разнообразие животных очень велико, к тому же каждый вид приспособился к определенным условиям обитания. Перед нами поставлена задача - выяснить от чего зависит распространение животных, приуроченность их к тем или иным условиям обитания. Но чтобы выяснить эти причины, давайте расставим животных на карте, таким образом, чтобы они соответствовали своему местообитанию.

На столах учащихся лежат заранее подготовленные конверты с рисунками, на которых изображены различные животные. Учащиеся должны расставить животных на карте соответственно их местообитанию. На магнитную доску они крепят рисунки с помощью магнитов.

Предполагаемый ответ:

Рисунок-1

Учитель: Животные, как и растения, грибы, бактерии, заселили на Земле разнообразные для существования среды жизни. Какие среды обитания вы знаете?

Предполагаемый ответ: Наземно-воздушная, почвенная, водная.

Учитель: Строение животных часто настолько соответствует их местообитаниям и поведению, что по внешнему облику животного можно определить, где оно живёт, как передвигается, чем питается и т.п. С чем это связано?

Предполагаемый ответ: С приспособленностью животных к местообитаниям (окраска, форма тела и т.д.)

Учитель: Заполните таблицу “Среды жизни и местообитания животных”

Среды жизни и местообитания животных

Среды жизни

Местообитания

Названия животных

Водная    
Наземно-воздушная    
Почвенная    

Предполагаемый ответ:

Среды жизни и местообитания животных

 

Среды жизни

Местообитания

Названия животных

Водная

Пруд, река, озеро, море, океан Речной paк, карась, карп, осетр, сельдь, акула, кит и др.

Наземно-воздушная

Стволы деревьев, леса, степи и др. Бабочка, дятел, белка, заяц, лось, сайгак, волк и др.

Почвенная

Норы, муравейники Дождевой червь, личинки насекомых, крот и др.

Учитель: Проанализируйте проделанную работу, определите причины, влияющие на распространение животных.

Если на этом этапе работы возникли трудности, то можно задать наводящие вопросы. Например: Почему белый медведь не живет в Африке?

Предполагаемый ответ: Климатические условия, растительность, хаpaктер почв.

Учитель: Несмотря на многообразия форм, все живые организмы имеют хаpaктерные общие признаки. Давайте, определим хаpaктерные признаки животных и запишем их в виде схемы. Ответьте на вопросы:

1) В чем проявляется сходство животных с другими живыми организмами?

2) Какие признаки хаpaктерны для всех или для большинства животных, а для растений являются исключением?

3) Сравните растительную и животную клетки, в чём их сходство и различие?

(таблицы с изображением растительной и животной клеток)

В ходе беседы учащиеся заполняют схему.

 

Хаpaктерные признаки животных

 

гетеротрофное питание

 

 

 

 

ограниченный рост

 

особенности обмена веществ

 

подвижность

 
   

отсутствие прочной клеточной стенки

   

Учитель: Для всех животных хаpaктерна четкая симметрия тела. У большинства, например у майского жука, речного paка, лягушки, волка, имеются одинаковые парные органы на левой и правой сторонах тела. Через тело таких животных можно мысленно провести только одну плоскость, делящую животное на две зеркально одинаковые половины. Животные с симметрично расположенными парными органами называются двусторонне-симметричными, а симметрия их тела – двусторонней. Двустороннюю симметрию тела имеют все активно передвигающиеся животные. Животные, ведущие малоподвижный или сидячий образ жизни, имеют иную симметрию тела и внешне похожи на цветки растений, шары, зонтики (губки, кишечнополостные). Через их тела можно провести несколько воображаемых плоскостей. Линии пересечения этих плоскостей расходятся от центра пересечения лучами. Такую симметрию называют лучевой. Подобное строение позволяет малоподвижным животным ловить добычу и чувствовать приближение опасности с любой стороны их появления.

Рассмотрите рисунок. Какие животные на нем изображены? Определите симметрию их тел.

Рисунок-2

Предполагаемый ответ: Майский жук и лягушка двусторонне-симметричные, у морской звезды лучевая симметрия.

Учитель: Мы говорим о царстве животные, но ведь в систематике есть еще и подцарства. В настоящее время зоологи подразделяют царство животных на два подцарства – Одноклеточные и Многоклеточные. Чем отличаются друг от друга эти подцарства?

Предполагаемый ответ: К одноклеточным относятся животные, тело которых состоит из одной клетки (амёба, эвглена зеленая), многоклеточные организмы состоят из нескольких слоев клеток, каждая из которых выполняет определенную функцию (рыбы, птицы, млекопитающие).

II. Закрепление.

Учитель: В воде и на суше, в почве, воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. Но, несмотря на большое разнообразие, все животные имеют общие признаки. Какие специфические черты имеют животные?

Предполагаемый ответ: Гетеротрофное питание, отсутствие в клетках прочной клеточной стенки, наличие в клетках центриолей, подвижность, ограниченный рост, кроме того, для животных хаpaктерна четкая симметрия тела.

Класс делится на две группы. Учитель раздает группам конверты с заданиями.

Учитель: В конвертах лежит карточка с заданием, при ответах будет учитываться быстрота и правильность ответа.

Задание для 1-ой группы: В какой среде живет это животное? Какие приспособления для этого оно имеет?

Рисунок-3

Предполагаемый ответ: Крот – обитатель почвенной среды. Передние ноги у него приспособлены для рытья, тело овальной формы, компактное. С таким телом удобно передвигаться по подземным ходам.

Задание для 2-ой группы: В какой среде живет это животное? Какие приспособления для этого оно имеет?

Рисунок-4

Предполагаемый ответ: Лягушка обитает в водной среде. У лягушки обтекаемая форма тела, между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки, глаза и ноздри расположены на возвышенностях головы, чтобы она могла дышать атмосферным воздухом, не выходя из воды.

III. Подведение итогов

Учитель оценивает индивидуальную работу учащихся, работу в группах, активность.

IV. Домашнее задание

Изучить первую статью темы “Царство Животные”, с. 92

Учитель: Благодарю за работу!



Комментарии:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

20 12 2025 12:43:28

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

19 12 2025 10:51:30

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

18 12 2025 21:22:41

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

17 12 2025 7:20:36

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

16 12 2025 16:25:27

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

15 12 2025 20:37:56

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

14 12 2025 23:44:27

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

13 12 2025 5:35:29

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

12 12 2025 21:51:48

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

      Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

11 12 2025 17:50:44

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

10 12 2025 1:16:34

Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"


    Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"

      Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....

09 12 2025 13:11:25

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

08 12 2025 6:22:45

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

      Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

07 12 2025 17:15:12

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

06 12 2025 13:48:17

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

05 12 2025 2:21:37

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

04 12 2025 16:48:57

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

03 12 2025 6:14:48

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

02 12 2025 13:57:55

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

01 12 2025 15:45:13

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

30 11 2025 23:24:45

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

29 11 2025 17:59:23

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

28 11 2025 11:50:38

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

27 11 2025 23:41:21

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

26 11 2025 12:12:17

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"


    Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"

      Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...

25 11 2025 9:10:44

"Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"


    "Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"

      Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....

24 11 2025 18:11:15

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"


    Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

      На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

23 11 2025 13:41:22

Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

      Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....

22 11 2025 8:18:54

Преподавание биологии как творческий процесс


    Преподавание биологии как творческий процесс

      Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....

21 11 2025 19:40:12

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

20 11 2025 5:46:41

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

19 11 2025 20:13:59

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

18 11 2025 18:49:41

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

17 11 2025 15:46:36

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

16 11 2025 18:17:31

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

15 11 2025 15:53:17

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....

14 11 2025 12:26:25

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

13 11 2025 4:32:29

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

12 11 2025 19:34:39

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"


    Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"

      Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....

11 11 2025 13:38:51

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии


    Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

      В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

10 11 2025 18:17:44

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

09 11 2025 12:17:14

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....

08 11 2025 21:39:44

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

07 11 2025 3:13:48

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

06 11 2025 7:13:57

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

05 11 2025 3:41:12

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

04 11 2025 0:10:39

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

03 11 2025 7:50:41

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

02 11 2025 22:35:24

Пресс-конференция "Минздравсоцразвития предупреждает…"

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....

01 11 2025 5:59:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::