Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"
Цель урока:
сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, раскрыть их роль в природе и жизни человека.
Задачи:
- познакомить учащихся с вирусами как неклеточной формой жизни;
- изучить особенности жизнедеятельности в связи с внутриклеточным паразитизмом;
- рассмотреть их значение в природе и жизни человека.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. История открытия вирусов.
В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель:
- невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении;
- проходит через фильтры, задерживающие бактерии;
- его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки.
Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются мельчайшие бактерии или выделяемые ими ядовитые вещества – токсины.
В 1898 году независимо от Д.И.Ивановского такие же результаты получил микробиолог М.Бейеринг (Нидерланды). Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает “жидкое заразное начало”, которое размножается только в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти ошибались. Увидеть вирусы удалось лишь с открытием электронного микроскопа в 30-х годах ХХ в. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ)
С момента его открытия возникло немало вопросов:
– это существа или вещества?
– они живые или неживые?
2. Работа с материалом учебника “Общая биология” под ред. Д.К.Беляева стр 67-69.
На данном этапе урока учащиеся самостоятельно работают с учебным материалом и находят ответы на вопросы:
- Почему вирусы получили такое название?
- Какое строение имеет вирусная частица?
- По каким признакам вирусы выделяют в особую империю в природе?
- Почему вирусы называют неклеточной формой жизни?
3. Классификация вирусов
1) по строению
2) по содержанию генетического материала
3) вирусы могут иметь разнообразные формы:
- Палочковидные (ВТМ).
- Пулевидные (вирус бешенства).
- Сферические (полеомиелит, ВИЧ).
- Нитевидные (филовирусы).
- Форма многогранников – икосаэдр(грипп).
4. Представление презентации учащихся об открытии вирусов (приложение 1).
5. Рассказ учителя о жизнедеятельности вирусных частиц.
Вирусы проявляют признаки жизни только в клетке. Это внутриклеточные паразиты, причем они паразитируют на генетическом уровне. Считают, что вирусы возникли в результате деградации клеточных организмов. Вирусы можно рассматривать как “группу генов, вышедших из под контроля генома клетки”. Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Только внедряясь в клетку хозяина, вирус подавляет процессы трaнcкрипции и трaнcляции веществ, необходимых клетке, и заставляет ее ферментные системы осуществлять репликацию своей нуклеиновой кислоты и биосинтез белков вирусных оболочек. После сборки вирусных частиц клетка погибает (это литическая вирусная инфекция), или продолжает существовать и производить новые вирусные поколения (персистентная вирусная инфекция). Если генетический материал вируса встраивается в хромосомы клетки, то при ее делении передается дочерним клеткам (латентная вирусная инфекция). Попавшие в клетку вирусы приводят к нарушению нормальных процессов в клетке, к ее гибели или заболеванию всего организма.
6. Самостоятельная работа с учебником стр.69
Учащиеся изучают текст и составляют тезисы по прочитанному о бактериофагах, их строении и значении. Использование фагов человеком.
7. Сообщение учащегося о вирусе иммунодефицита человека.
8. Представление проекта учащихся о вирусных заболеваниях и эпид. положении (приложение 2
).II. Закрепление изученного
Вместе с учениками сравнить вирусы с живыми организмами и телами неживой природы и заполнить таблицу “Хаpaктерные черты вирусов”
Признаки живых организмов | Признаки неживых тел | Особые признаки |
Самовоспроизведение | Во внешней среде имеют форму кристаллов | Очень мелких размеров |
Наследственность | Не имеют клеточного строения | Содержат только один тип нуклеиновой кислоты |
Изменчивость | Не растут, не питаются | Свойства живого проявляют только в клетке |
Приспособляемость | Отсутствует обмен веществ | Высокая скорость размножения |
III. Домашнее задание:
Параграф 18, используя различные информационные ресурсы (учебник, энциклопедии, Интернет) заполнить таблицу “Вирусные заболевания человека, животных, растений”.
Комментарии:
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
01 04 2025 18:16:42
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
31 03 2025 4:32:13
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
30 03 2025 2:35:28
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
29 03 2025 21:53:22
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
28 03 2025 19:33:45
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
27 03 2025 10:13:30
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
26 03 2025 4:41:12
Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека.
...
25 03 2025 7:44:38
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
24 03 2025 17:36:43
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
23 03 2025 10:26:37
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
22 03 2025 12:57:49
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
21 03 2025 11:23:15
Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....
20 03 2025 20:58:46
Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....
19 03 2025 1:11:21
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
18 03 2025 13:20:12
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
17 03 2025 9:17:39
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
16 03 2025 1:48:53
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
15 03 2025 19:40:41
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
14 03 2025 22:28:34
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
13 03 2025 21:52:22
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
12 03 2025 16:14:42
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
11 03 2025 10:34:31
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
10 03 2025 2:37:16
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
09 03 2025 9:41:20
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
08 03 2025 5:59:36
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
07 03 2025 0:13:34
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
06 03 2025 14:25:19
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
05 03 2025 7:58:43
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
04 03 2025 1:19:26
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
03 03 2025 13:39:27
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
02 03 2025 7:59:47
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
01 03 2025 18:55:38
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
28 02 2025 6:17:22
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
27 02 2025 7:38:12
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
26 02 2025 23:55:30
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
25 02 2025 0:29:47
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
24 02 2025 14:12:41
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской.
Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
23 02 2025 13:59:52
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
22 02 2025 20:32:37
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
21 02 2025 18:52:56
Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....
20 02 2025 15:19:49
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
19 02 2025 19:31:30
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
18 02 2025 21:42:47
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
17 02 2025 20:33:11
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
16 02 2025 13:37:54
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
15 02 2025 17:28:32
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
14 02 2025 14:12:23
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области.
...
13 02 2025 4:21:44
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
12 02 2025 22:51:27
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
11 02 2025 13:18:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::