Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"
Цель:
- выяснить особенности внешнего строения листа, как важной составной части побега;
- научиться распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
Оборудование: таблицы, гербарий.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
II. Проверка д/з.
1. Дополнить схему. (Слайд 1. Презентация). Все, один ученик, используя слова, составляет схему у доски.
2. Понятийный диктант.
1. Все корни растения составляют его ... (корневую систему).
2. Корни, отрастающие от стeбля, называют ... (придаточные).
3. Стебель с листьями и почками называют ... (побег).
4. Участки стeбля, на которых развиваются листья, называют ... (узлы).
5. Участок стeбля между двумя узлами побега ...(междоузлие).
6. Почка это ... (зачаточный) побег.
7. Луковица - это ... (видоизмененный) побег.
8. Почки с зачаточными листьями называют ... (вегетативными).
9. Почки с зачаточными бутонами развиваются из ... (генеративных) почек.
10. В пазухах листьев имеются ... (пазушные) почки.
3. Какой из перечисленных функций не выполняет корень? (Слайд 2)
4. Работа с немыми рисунками. Какие почки изображены? В чем их различия?
Использование таблицы.
5. Исключите лишнее. (Слайд 2)
6. Тест. (Слайд 3)
1. Из почки на побеге появляется:
А) корень; Б) лист; В) новый побег
2. Промежутки между листьями на побеге называют:
А) узлами; Б) междоузлиями
3. Почки, из которых образуются побеги с цветами, называют:
А) вегетативными; Б) генеративными
4. Почки - это:
A) зачаточный побег
Б) зачаточные листья
B) видоизмененный побег
Г) видоизмененные листья
5. Место прикрепления листьев к побегу называют:
А) узлами; Б) междоузлиями
III. Изучение нового материала.
Итак, ребята мы с вами вспомнили строение изученных вегетативных органов корня и почек.
Для того, чтобы продолжить урок, вы должны отгадать загадки. (Слайд 4)
Один в земле копается,
Другой в цвету купается,
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя.
Сидит зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет.
Егорка, Егорка
Упал в озерко,
Сам не потонул
И воды не всколыхнул.
Ребята, вы наверняка догадались, о чем идет речь. И так, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (Органы цветкового растения. Лист )
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С.Есенин)
А какую цель мы можем с вами поставить ...
Итак, лист - важная часть побега, который занимает боковое положение. (Слайд 5)
Лист осуществляет три основные функции:
1. Фотосинтез (образование органических веществ):
2. Газообмен;
3. Испарение воды.
Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки. Из чего же он состоит: (Слайд 6)
- листовая пластинка;
- черешок;
- прилистники;
- основание листа;
- жилки.
Таким образом, лист состоит из листовой пластинки и черешка. Но все ли листья имеют черешок?
Листья которые имеют черешок называются черешковые, листья не имеющие черешок называются сидячими. Пример ком. растения (алоэ, бегония). (Слайд 7)
Листья отличаются не только наличием или отсутствием черешка, но и размерами, формой листьев, формой края пластинки. Примеры: яблоня - зубчатый край, осина - пильчатый край, сирень - цельнокрайний. (Слайд 8)
Кроме того, листья делятся на две группы: простые и сложные. Чем отличаются эти листья, вы узнаете, выполнив лабораторную работу по инструктивной карточки.
Инструктивная карточкаЛабораторная работа “Листья простые и сложные”
Цель: отработать умения по распознаванию простых и сложных листьев, их жилкования и расположения на стeбле.
Ход работы
1. Рассмотрите на гербарных экземплярах простые листья. Отметьте у них: основание, прилистники, черешок, пластинку. У всех ли листьев можно найти эти части?
2. Зарисуйте простой лист в тетради, подпишите части листа. Сделайте вывод: почему этот лист можно назвать простым?
3. Рассмотрите на гербарных экземплярах сложные листья. Отметьте у них: основание, прилистники, черешок, листочки.
4. Зарисуйте сложный лист в тетради, подпишите части листа. Сделайте вывод: почему этот лист можно назвать.
5. Сделайте вывод: чем простой лист отличается от сложного? Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.
Сложные листья: клевер, шиповник, малина, земляника. Простые листья: сирень, яблоня, клен, одуванчик.
6. Найдите на листе жилки. Рассмотрите варианты жилкования листьев. Зарисуйте в тетради по одному примеру листьев из гербария с каждым типом жилкования.
Ребята, если мы с вами посмотрим на лист то увидим, что листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками. Как вы думаете какую роль они играют? ((Проводят питательные вещества, придают прочность)
Одинаково ли расположены жилки?
Если жилки расположены параллельно одна другой (лук, кукуруза, пшеница), такое жилкование называют параллельным.
Если жилки расположены дугой (ландыш), жилкование называют дуговое.
Если жилки многократно ветвятся и образуют сплошную сеть, это сетчатое жилкование.
А теперь давайте вспомним признаки однодольных и двудольных растений по типу корневых систем (таблица), теперь мы добавим еще один признак жилкование листьев - параллельное и дуговое жилкование хаpaктерно для однодольных растений, сетчатое для двудольных.
Ребята, посмотрите на таблицу все ли листья располагаются одинаково?
Различают очередное (береза, ива) ; супротивное (клен, сирень) ; мутовчатое (элодея, олеандр). (Слайд 9)
Итак, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке.
IV. Закрепление. (Слайд 10, 11, 12)
V. Рефлексия. (Слайд 13)
VI. Итог, оценки.
VII. Домашнее задание. (Слайд 14)
Комментарии:
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
01 04 2025 23:17:51
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
31 03 2025 12:43:53
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
30 03 2025 16:46:34
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
29 03 2025 20:40:21
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
28 03 2025 19:23:22
Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....
27 03 2025 5:49:11
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
26 03 2025 2:51:10
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
25 03 2025 3:26:50
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
24 03 2025 7:27:27
Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...
23 03 2025 5:33:15
В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....
22 03 2025 15:38:49
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
21 03 2025 7:36:34

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
20 03 2025 3:21:27
Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....
19 03 2025 12:30:52

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
18 03 2025 12:10:55
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
17 03 2025 6:39:20
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
16 03 2025 20:11:43
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
15 03 2025 23:24:56
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
14 03 2025 13:22:30
Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....
13 03 2025 20:15:53
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
12 03 2025 10:21:54
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
11 03 2025 18:16:30
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
10 03 2025 19:38:41
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
09 03 2025 19:21:15
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
08 03 2025 13:44:46
Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
07 03 2025 22:48:56

Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
06 03 2025 16:26:33
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
05 03 2025 7:17:56
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
04 03 2025 0:27:26
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
03 03 2025 1:11:48
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
02 03 2025 3:58:40
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
01 03 2025 0:34:36
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
28 02 2025 7:25:24
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
27 02 2025 8:49:37
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
26 02 2025 22:23:58
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
25 02 2025 20:46:12
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах.
...
24 02 2025 19:23:33
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...
23 02 2025 8:23:13
У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....
22 02 2025 13:59:23
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
21 02 2025 10:25:47
Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....
20 02 2025 15:19:21

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
19 02 2025 14:44:21
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
18 02 2025 22:27:24
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
17 02 2025 11:45:23
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
16 02 2025 23:53:13
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
15 02 2025 7:26:35
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
14 02 2025 17:44:48
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
13 02 2025 0:41:27
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
12 02 2025 1:19:35
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
11 02 2025 4:19:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::