Разработка урока "Бесполое размножение" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Разработка урока "Бесполое размножение"


Основные этапы урока:

  1. Мобилизующее и активирующее начало урока. Создание проблемной    ситуации постановкой вопроса: «Почему  клетки обладают разной продолжительностью жизни?»
  2. Фронтальная поисковая беседа по разрешению проблемного вопроса.
  3. Актуализация знаний. Проверка знаний по предыдущей теме.
  4. Объяснение основного материала. Рассказ учителя, фронтальное заполнение таблицы. Записи в тетради.
  5. Частичное закрепление.
  6. Самостоятельная  работа. Эвристический (частично-поисковый метод). Работа с учебником.
  7. Краткий инструктаж о том, как выполняется  самостоятельная работа и что делать одновременно.
  8. Организация самостоятельной работы, изучение текста, выделение главного, запись и оформление в тетради (краткий отчёт и вывод).
  9. Обобщение и закрепление.
  10. Оперативная диагностика качества обучения с использованием «верны ли утверждения».
  11. Завершение урока обращением к девизу: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты». 

Девиз урока: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать  воедино  разрозненные факты». Д. Хевелси.

Образовательные  задачи:

  • углубить, обобщить знания о клетке как структурной и функциональной единице живого, о делении клетки как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; 
  • сформировать знания о  бесполом размножении,  о вегетативном размножении,  об особенностях  бесполого  размножения, его значении в обеспечении преемственности  между поколениями, о непрерывности жизни на Земле,
  • расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения  организмов.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию  навыков аргументированного  выступления, логического мышления, речи, навыков выразительного чтения, умению объяснять биологическое значение  бесполого размножения, называть признаки живого организма (размножение, рост, развитие, обмен веществ,  раздражимость), основные формы  размножения (пoлoвoе, бесполое, вегетативное);
  • уметь сравнивать между собой способы  бесполого размножения, рост и развитие организмов, обосновывать биологическое значение всех способов  бесполого размножения, связи организма со средой обитания;
  • продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опopных конспектов, таблиц и схем, взаимоконтроль, работа в парах).

Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на пpaктике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном  хозяйстве, здравоохранении), соблюдать правила проведения наблюдений  за различными способами размножения  растений в природе и на пришкольном участке (черенками, луковицами и т.д.), проводить экологическое  воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности  популяций, путей регулирования, убеждённости в материальном единстве органического мира на основе установления универсальности процессов митоза.

Методическая цель: внедрение активных  форм обучения.

Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных).

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, творческое чтение с элементами анализа, работа по карточкам, с логико-смысловой моделью, тестирование.

Оснащение урока: живые и гербарные экземпляры растений (размножающихся вегетативным способом), таблицы «Вегетативное размножение отводками, черенками и корневыми отпрысками»; «Вегетативное размножение клубнями и луковицами»; «Размножение простейших».

Т.С.О -  

Межпредметные связи.

Неорганическая химия: Химические связи. Окислительно-восстановительные реакции.     

Органическая химия: Принципы организации органических  соединений.         

Физика: Свойства жидкостей.            

География: Повсеместное расселение организмов.

Внутрипредметные связи: Индивидуальное развитие многоклеточного организма и одноклеточного, основные свойства живых организмов и признаки, продолжительность жизни, сущность и формы  бесполого размножения организмов (животных и растений).

Словарь урока: гермафродитизм, партеногенез, бесполое размножение, пoлoвые клетки, спорообразование, почкование, вегетативное размножение.

Основное содержание урока: Проверка знаний  о состоянии хромосом  в период интерфазы и митоза, о биологическом значении митоза; умения обосновывать вывод о материальном единстве живой природы. (Рассказ учащихся с показом изменений клетки в период интерфазы и митоза на таблице.)

Начало урока: Учитель  зачитывает слова американского биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем.»

Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (Ответы разные.)

Что такое жизнь?

Перечислите основные признаки проявления жизни и вспомните современные понятия о живом организме (дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение).

Что такое размножение? (Ответ учащихся.)

Какие формы размножения вам известны? (Ответ учащихся.)

Девиз урока: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты».   Д. Хевелси.

Запись в тетради:  число, тема урока (краткая опopная схема).

  Бесполое:

  1. Один родитель.
  2. Потомки – копия
  3. Деление клетки - митоз.

Как размножаются водоросли, бактерии, простейшие (амёба, инфузория туфелька, хламидомонада, хлорелла), цветковые и споровые растения, млекопитающие и животные?

Выслушиваются ответы учащихся.

Вывод: в основе всех этих способов размножения лежит деление клетки.

Как в ходе эволюции появились такие свойства как: рост и размножение? Доказать.

Ответы учащихся. Краткая запись на доске и в тетради.

Рост – это результат обмена веществ.

Размножение – ответ.

Вывод:  деление.

Первичные одноклеточные организмы не могли бесконечно увеличивать свои размеры. Следовательно, при большом объеме клетка будет испытывать недостаток поступающих в неё питательных веществ и кислорода. Через мерное увеличение объёма клеток было предотвращено возникшее способностью делению.

Учитель подводит учащихся к тому, что уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов. Наряду с бесполым размножением очень давно возникло и пoлoвoе, которое также в процессе естественного отбора постоянно совершенствовалась применительно к условиям жизни различных организмов, что будет показано и рассмотрено на следующем уроке.

Перечислите известные вам виды бесполого размножения организмов. (Ответы.)

Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительскими особями?

В чём преимущества пoлoвoго размножения над бесполом? (Ответы учащихся.)

Учитель поясняет, что существует огромное многообразие форм и способов размножения, но на данном уроке будет подробно рассмотрено только бесполое размножение.

Учитель дополняет, обобщает ответы детей и продолжает заполнение схемы «Способы размножения».

Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения хаpaктерны следующие особенности:

  1. При бесполом размножении принимает участие только одна особь;
  2. Осуществляется без участия пoлoвых клеток;
  3. В основе размножения лежит митоз;
  4. Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.
  5. Преимущество – быстрое увеличение численности.

Таким способом размножаются бактерии, простейшие, грибы, многие растения, низшие животные. Но большинство живых организмов обитающих на земле, размножаются как бесполым, так и пoлoвым способом, или исключительно пoлoвым. При пoлoвoм размножении происходит слияние двух пoлoвых клеток – оплодотворение, а потомство несёт в себе смешанные признаки родителей (учитель продолжает объяснение новых терминов и определении).

Партеногенез  - единственная форма размножения из пoлoвoй клетки «яйцеклетки», без оплодотворение, (делаются записи в тетради).

Гермафродитизм – наличие у одной особи признаком мужского и женского пола. В переводе «Мифическое обоеполое существо», от имён греческих богов «Гермес и Афродита».

Сегодня мы познакомимся с бесполым размножением живых организмов. Учитель заполняет таблицу и ведёт пояснение. Класс работает параллельно с учителем.

На всех стадиях развития организмов, размножение совершенствуется. Давайте рассмотрим все совершенные способы размножения. Заполнение таблицы.

Самостоятельная работа.

Класс получает задание: прочитать текст учебника и рассмотрев рисунки на стр. 122-123 изучить особенности бесполого размножения. Составляется рассказ учащихся, после выступления учитель дополняет и обобщает рассказ учеников и продолжает заполнения схемы в виде таблицы.

Способы бесполого размножения Особенности бесполого размножения Организмы
1. Митотическое деление клетки Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и достигнув величины материнского организма, вновь делятся. Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли, и другие.
2. Спорообразование Осуществляется  по средствам спор – специализированных клеток, грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Спора состоит из клетки покрытой оболочкой, защищающей от нeблагоприятных условий внешней среды. Споровики, простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники.
3. Почкование. На материнской особи происходит образование выроста – почки (содержащей дочернее ядро), из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё. Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории.
4. Вегетативное размножение. Хаpaктерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста).
У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма (губки кишечнополостные).
Герань, традесканция, бегония,  узамбарская фиалка, сансевьера, аспидистра, луковичное растение.

Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются  и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду, или дома.

Самостоятельная работа, рис. 80 (определить и назвать).

Вегетативное размножение
Надземный побег Подземный побег
1) стебель 1) луковица
2) лист 2) корнеклубень
3) отводки 3) корневища
4) черенки 4) корневые шишки
5) усы  
6) усики  
7) выводковые почки  
8) луковички воздушные  

Закрепление: Работа по таблице (устно).                                             

Верны ли утверждения. (Работает весь класс одновременно: да – зелёный цвет, нет – красный)  

  1. Спорообразование хаpaктерно для гидры.  -
  2. Зелёная эвглена размножается  путём деления клетки.  +
  3. При бесполом размножении участвует одна особь.  +
  4. Гермафродит - обоеполый организм.   +
  5. Мхи и папоротники размножаются почкованием.  -
  6. При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.  –
  7. Для простейших хаpaктерно деление пополам. +
  8. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.  +
  9. Гидра размножается почкованием. +
  10. Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +
  11. В бесполом размножении участвуют одна особь. +

Оценка.

Домашнее задание.

Дополнительный материал.

* Американские специалисты вырастили в полевых условиях капусту, обработанную полученными с применением методов генной инженерии и бактериями.

Учёные получили модификацию бактерии ксантомас, являющуюся возбудителем чёрной гнили у капусты и спаржи. Они внедрили в неё ДНК одного из морских микроорганизмов, который обладает способностью, светится в темноте, в результате чего бактерии данного вида стали излучать свет подобно светлячкам.

В   эксперименте с капустой, обработанной этими бактериями, учёные смогут визуально контролировать распространение чёрной гнили в посадках этой культуры и доказать, что подобные опыты не представляют опасности для окружающей среды.

* Для уничтожения развивающихся в комарах возбудителей малярии – плазмодиев, московские биологи применили фитобактериомецин.  Наблюдения показали, что этот антибиотик препятствует не только развитию плазмодиев, но и убивает значительную часть самих насекомых. В результате действия фитобактериомецина комаров, способных разносить возбудителей болезней, становиться в 70-80 раз меньше. Такой сильный эффект позволяет при борьбе с малярией, полностью отказаться с применением Д.Д.Т.

* Настоящее время биологическая наука достигла больших успехов в разработке способов размножения организмов. Для получения новых растений учёные предлагают использовать не отдельные органы, а всего одну или несколько клеток. Выращенные таким способом растения оказываются, как правило, более здоровыми, не повреждаются вирусами, обладают свойствами нужными человеку. Так получают многие сельскохозяйственные культуры: картофель, сахарную свеклу; виноград и.т.д.

* В Японии из отдельных клеток одного растения клубники вырастили 21.560 новых молодых растений.

* Учёные определили суточный ритм митозов. В отличие от периода покоя в интенсивно работающем органе или организма число делящихся клеток невелико. Это связано с количеством определённых гормонов. Например,  при возбуждении или болевом раздражении под действием адреналина число клеток увеличиваются.

* Амитоз и эндомитоз – разновидности митоза. Амитоз – прямое деление ядра без образования веретена деления, когда хромосомы распределяются неравномерно между дочерними клетками. В результате амитоза размножаются клетки при переломах костей, заживления раны при необходимости быстрого восстановления тканей. Эндомитоз – удвоение хромосом без их последующего распределения между дочерними клетками.


Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

21 05 2022 20:11:14

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

20 05 2022 1:52:41

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

19 05 2022 7:31:31

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

18 05 2022 7:42:41

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

17 05 2022 11:54:54

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"


    Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

      Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

16 05 2022 18:10:35

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

15 05 2022 5:41:26

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"


    Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

      Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

14 05 2022 18:54:13

Заболевание органов пищеварения. 8-й класс


    Заболевание органов пищеварения. 8-й класс

      Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....

13 05 2022 0:48:21

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

12 05 2022 0:39:18

Преподавании биологии


    Преподавании биологии

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

11 05 2022 1:11:19

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

10 05 2022 23:44:45

Рыбы и земноводные. 7-й класс


    Рыбы и земноводные. 7-й класс

      Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

09 05 2022 11:10:42

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

08 05 2022 14:17:50

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях


    Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

      Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

07 05 2022 16:41:51

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

06 05 2022 20:34:18

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

05 05 2022 18:46:59

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

      Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

04 05 2022 9:47:13

Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....

03 05 2022 9:25:44

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

02 05 2022 3:21:23

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

01 05 2022 6:46:12

Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"


    Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

      Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...

30 04 2022 4:53:47

Витамины. 8-й класс


    Витамины. 8-й класс

      Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

29 04 2022 12:18:26

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

28 04 2022 15:10:47

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

27 04 2022 10:48:47

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

26 04 2022 18:31:15

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"


    Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

      Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

25 04 2022 16:24:31

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

24 04 2022 22:40:34

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

23 04 2022 7:28:25

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

22 04 2022 17:58:10

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

21 04 2022 18:49:19

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

20 04 2022 15:23:49

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

19 04 2022 2:50:16

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

18 04 2022 15:46:10

Тема урока "Кладовая Солнца"


    Тема урока "Кладовая Солнца"

      Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...

17 04 2022 11:36:41

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

16 04 2022 11:58:52

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

15 04 2022 3:24:13

Критерии вида. 11-й класс


    Критерии вида. 11-й класс

      Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....

14 04 2022 5:27:30

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

13 04 2022 0:15:35

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

12 04 2022 1:29:52

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"


    Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

      Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

11 04 2022 11:54:38

Классный час "За и против легализации наркотиков"


    Классный час "За и против легализации наркотиков"

      Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

10 04 2022 12:52:33

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"


    Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

09 04 2022 15:27:43

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

      Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....

08 04 2022 11:30:59

Урок по теме "Грибы, строение"


    Урок по теме "Грибы, строение"

      Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

07 04 2022 3:28:36

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

06 04 2022 2:38:19

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

05 04 2022 18:12:41

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

04 04 2022 5:23:58

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

03 04 2022 6:17:28

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

02 04 2022 11:57:15

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::