Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

В науке о здоровье само понятие здоровья имеет весьма общее определение, что существенно затрудняет его количественную оценку. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.

Между тем для оценки состояния здоровья врачи используют показатели, которые по существу являются показателями “нездоровья” -заболеваемость, инвалидность, cмepтность и др. Поэтому вне внимания остается здоровье здоровых людей, а также людей которые в данный момент нельзя отнести ни к “здоровым”, ни к “больным”, но которые находятся в состоянии различной напряженности своих адаптационных возможностей организма. У таких людей выявляются начальные нeблагоприятные предпатологические изменения, которые в последующем могут привести к патологиям.

Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды.

Общий уровень загрязнения воздуха внутри зданий превосходит уровень загрязнения атмосферного воздуха в 1,5-4 раза в зависимости от степени загрязнения последнего, района размещения и интенсивности внутренних источников загрязнения. К тому же для замкнутых помещений хаpaктерно отсутствие или ограниченность действия естественных факторов подавления патогенной, воздушной микрофлоры, а присутствие большого количества людей в школах, детских садах, поликлиниках и т.п., ускоряет рост численности микроорганизмов в воздухе. Поэтому проблема улучшения среды помещений является весьма актуальной.

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека. (Макарчук, 1988; Сверчков, 1981).

Растения и эфирные масла обладают направленным лечебным действием на организм человека и могут применяться при лечении различных заболеваний: сердечно-сосудистых, бронхолегочных и др., как успокаивающие, гипертензивные, антимикробные, спазмолитические, общеукрепляющие, противовоспалительные средства.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Природа фитонцидов многообразна и в большей степени неизвестна. Они представляют собой многокомпонентные комплексы веществ различного строения, биологическая активность которых зависит от качественного состава, соотношения компонентов, их синергический и антагонистический взаимосвязи. К тому же выделенные вещества не всегда соответствую их исходных субстратам в растениях.

Наиболее изученной и значительной частью летучих биологических, активных веществ являются эфирные масла. Эфирные масла легко выделяются из растений и испаряются. Состав и дозы эфирных масел легко воспроизводятся, контролируются и унифицируются, нормируются. эфирные масла обладают широким спектром биологической активности, малотоксичны, доступны и легки в применении для массового использования в различных местах. Присущие им ароматические свойства создают дополнительные возможности разнообразного воздействия на организм человека. Ассортимент эфирных масел достаточно широк, что позволяет выделять и использовать подходящие смеси по направленному воздействию на микроорганизмы в воздухе, организм человека и желательного аромата.

Учитывая многовековое приспособление человека к природному уровню летучих веществ необходимо использовать концентрацию эфирных масел, не превышающие их содержания в природе.

Имеются данные, что если в операционные и послеоперационные палаты через специальные аппараты вносить эфирные масла лаванды, мяты, шалфея мускатного 3 раза в сутки по 20 мин., то в результате общая микробная обсемененность воздуха уменьшается в 2,5-3 раза, снижается количество стафилококков, стрептококков и сарцин. Наряду с этим повышается общая неспецифическая реактивность организма. Уменьшаются сроки заживления послеоперационных ран.

Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта в дозе 20-60 мг на 100 куб.м. улучшают электрическое состояние воздуха, повышают уровень легких и снижают уровень тяжелых ионов в воздухе.

В целях снижения экологически обусловленных заболеваний можно использовать живые растения, которые кроме антимикробного эффекта обладают и положительным психоэмоциональным воздействием на человека. Однако в ряде случаев: необходимость создания стерильных условий, отсутствие света и др., растения применять затрудненно или нельзя, поэтому необходимо использовать выделенные из них летучие биологически активные вещества, в первую очередь эфирные масла.

Использование эфирных масел

Противовирусное действие эфирных масел

Отмечена активность эфирного масла шалфея мускатного против вирусов гриппа А и В. ( Джумаев Х.К., Ткаченко К.Г. , 1998)

Обнаружена эффективность некоторых эфирных масел против вируса опоясывющего лишая ( Herpes zoster), эпидемического паротита, ветряной оспы. (May G., Wilchelm G., 1978. )

Антимикробное действие эфирных масел

Еще в 1955 году Келлер и Кобер доказали эффекивность эфирных масел пpaктически против всех микроорганизмов, встречающихся в воздухе жилых помещений. Они выявили 21 эфирное масло, которое обладало способностью снижать численность или совсем подавлять развитие таких микроорганизмов как Escherichia coli, Eberthella thyphosa, Streptococcus faecalis, Streptococcus pyogenes, Neisseria gonorrhoeae, Staphylococcus aureus, Bacillus megatherium, Corynebacterium diphteriae , Candida albicans.

Сильное антимикробное действие масла душицы, которое содержит тимол в больших количествах, подтверждено в условиях стационара. На масло не наблюдалось аллергий. Активно в концентрации 300 мг/л против золотистого стафилококка и кандида альбиканс. Действует и на другие основные возбудители заболеваний. Изучено воздействие ингаляций эфирных масел на заболевания, вызванные этими инфекциями: воспаления легких и бронхиты. ( Кондрашова Н.В. и др., 1999).

Зачастую различные данные по эффективности масел объясняются использованием разными исследователями эфирных масел разных хемотипов того же растения. Этот вопрос изучался на примере разных хемотипов тимьяна обыкновенного. Наиболее эффективным оказался тимоловый тип. Эффективность масла линалоольного и гераниольного типа была на порядок ниже.

Таблица 1

Влияние компонентов эфирных масел на микроорганизмы

Микроорганизмы Гераниол Линалоол Терпинеол Туйо-нол Карва-крол Тимол
Staphylococcus aureus 2,5 2,5 2,5 2.5 5,0 10,0
Staph. Epidermatitis 5,0 5,0 2,5 2,5 5,0 10,0
Micrococcus flavus 10,0 10,0 5,0 5,0 10,0 20,0
Bacillus subtilis 5,0 5,0 5,0 2,5 5,0 10,0
Escherichia coli 5,0 5,0 2,5 2,5 5,0 10,0
Klebsiella pneumoniae 5,0 5,0 2,5 2,5 5,0 10,0
Proteus vulgaris 10,0 5,0 5,0 5,0 5,0 10,0
Pseudomonas aerginosa 0,625 0,625 0,625 0,625 0,625 1,25
Candida albicans 20,0 5,0 5,0 5,0 5,0 10,0

0 – нет активности, 20- очень высокая активность

Воздействие эфирных масел на человека.

Эфирные масла имеют направленное положительное воздействие на организм человека: противовоспалительное, иммунномодулирующее, успокаивающее и др. (Гродзинский А.М.,1984; Малахов А.И. и др.. 1999; Солдатченко С.С.и др. 1999)

Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта в дозе 20-60 мг на 100 куб.м. улучшают электрическое состояние воздуха, повышают уровень легких и снижают уровень тяжелых ионов в воздухе.

Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта и их сочетания в дозе 60 мг на 100 куб.м 2 раза в день по 20-30 мин в течении 3 недель, снижают повышенное артериальное давление и повышают низкое артериальное давление до нормальных пределов; нормализуют сердечный ритм, уменьшают частоту и выраженность тахикардии и брадикардии, уменьшают аритмию. Поэтому их можно применять для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, в частности сосудистой дистонии и гипертонической болезни.

Эфирное масло душицы и тимьяна оказалось эффективно при бронхитах и воспалении легких. (Ткаченко К.Г. и др., 1999 )

Применение эфирного масла монарды при длительном применении не вызывает привыкания микроорганизмов и в сочетании с антибиотиками повышает их эффективность в 4-10 раз. Действие масла снижает аэробное дыхание и тормозит метаболизм микроорганизмов. Эфирные масла обладают антиоксидантным действием.

Эфирное масло многоколосника фенхельного обладает бактерицидным действием, используется для лечения простудных заболеваний.

Продолжение работы

Приложение 1

Приложение 2



Комментарии:

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

27 11 2024 14:26:24

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

26 11 2024 23:33:18

Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"


    Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"

      В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....

25 11 2024 5:13:21

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

24 11 2024 11:10:57

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

23 11 2024 8:36:45

Парк развлечений Юрского периода

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....

22 11 2024 6:41:49

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

21 11 2024 9:31:51

Класс Ланцетники: хаpaктеристика, строение и системы органов

Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....

20 11 2024 19:31:56

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

19 11 2024 10:38:10

Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"


    Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"

      Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....

18 11 2024 15:58:27

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

17 11 2024 11:13:24

Мультимедийный урок на тему "Царство животные. Простейшие"

Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....

16 11 2024 4:35:50

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

15 11 2024 2:43:57

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

14 11 2024 6:16:47

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

13 11 2024 1:16:54

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

12 11 2024 20:28:13

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

11 11 2024 15:25:27

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс


    "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

      Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

10 11 2024 19:52:36

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения


    "Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

      Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....

09 11 2024 0:49:59

Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"


    Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....

08 11 2024 18:18:44

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"

      Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....

07 11 2024 8:19:49

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

06 11 2024 18:16:35

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

05 11 2024 16:27:56

Урок по теме "Грибы, строение"


    Урок по теме "Грибы, строение"

      Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

04 11 2024 23:16:17

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

03 11 2024 16:41:43

Урок по теме "Строение и функции кожи"


    Урок по теме "Строение и функции кожи"

      Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

02 11 2024 0:54:49

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

01 11 2024 10:45:21

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

31 10 2024 11:13:42

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

30 10 2024 8:27:50

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

29 10 2024 5:37:48

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

28 10 2024 6:41:54

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

27 10 2024 7:52:52

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

26 10 2024 14:38:51

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

25 10 2024 11:39:18

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

24 10 2024 12:17:23

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"


    Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

      Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

23 10 2024 22:50:46

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

22 10 2024 0:14:20

Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"


    Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"

      Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....

21 10 2024 15:19:58

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"


    Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

      Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

20 10 2024 3:21:56

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

19 10 2024 1:46:35

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

18 10 2024 8:22:45

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

17 10 2024 12:30:27

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

16 10 2024 9:30:31

Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"

      Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...

15 10 2024 3:55:29

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

14 10 2024 17:50:12

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

13 10 2024 22:29:36

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

12 10 2024 1:21:55

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

11 10 2024 6:29:36

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

10 10 2024 4:16:28

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

09 10 2024 12:54:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::