Урок биологии по теме "Строение семян"
Цели:
- Познакомить обучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений;
- Сформировать представления о значении семян в жизни растений;
- Продолжить формирование навыков выполнения лабораторной работы.
Оборудование: коллекция семян, семена фасоли и пшеницы, лабораторное оборудование, гербарий, таблица \"Строение семени фасоли и пшеницы\".
Ход урока
1. Вступление.
Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь.
Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться.
Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне этим знаком кто хочет начать работу вместе со мной.
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей.
Подержите их – почувствуйте тепло моих рук, а я почувствую вашу поддержку. Спасибо!
На предыдущем уроке мы познакомились с покрытосеменными растениями. Это самая большая и широко распространенная группа растений. С сегодняшнего урока мы начнем знакомство с особенностями строения органов растений, их жизнедеятельностью и значением для растений.
А тему сегодняшнего урока я начну с загадки: перед вами черный ящик, попробуйте отгадать, что в нем находится
Загадка:
В землю ляжет, чтобы встать
И до солнышка достать.
(Семя).
Сегодня на уроке мы выясним какое строение имеют семена, познакомимся с многообразием и значением семян, выполним лабораторную работу.
Запишите число и тему урока \"Строение семян\".
Форма, величина, окраска семян различных растений очень многообразны.
Самые маленькие семена у орхидеи, меньше мм, 50 тысяч таких семян весят 0,1г.
Очень мелкие семена у мака. Говорим: \" Маковой росинки во рту не было\".
Самые крупные семена, семена сейшельской пальмы. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг.
А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово \"карат\" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г.
Некоторые семена имеют специфические крючочки, пуховые выросты, крыловидные отростки. Для чего? (Распространение).
Что же такое семя? Чем оно является?
Давайте рассмотрим строение семян некоторых растений.
Рассмотрим строение семени фасоли.
Обычно семя покрыто семенной кожурой, которая очень хорошо снимается.
Она имеет определенную окраску, выполняет защитную функцию.
На кожуре с вогнутой стороны имеется рубчик место прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие - семявход.
Под семенной кожурой находится зародыш.
Он состоит из 2-х семядолей и зачаточного корешка, стебелька и почечки.
Семядоли – это первые зародышевые листья. В семядолях находятся запасные питательные вещества, необходимые для прорастания.
В некоторых семенах запасные питательные вещества находятся в эндоcпepме – это особая запасающая ткань.
На доске схема:
Растения, имеющие в зародыше 2 семядоли называются двудольными.
(Гербарий растений класса двудольных).
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли.
Вспомним технику безопасности (на столах).
Лабораторная работа.
Изучение строения семени фасоли.
(Учащиеся выполняют и оформляют в тетрадях).
Скажите, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения?
Рассмотрим строение семени пшеницы.
Семя одето кожистым околоплодником, он прочно сросся с семенной кожурой, поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемой зерновкой. Большую часть семени занимает эндоcпepм – запасающая ткань с питательными веществами.
Зародыш – 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка.
Растения, имеющие в зародыше семени 1 семядолю, называются однодольными.
(Гербарий растений класса однодольных).
Изучите строение зерновки пшеницы, выполнив лабораторную работу.
Лабораторная работа.
Строение зерновки пшеницы.
(Учащиеся выполняют и оформляют в тетрадях).
Скажите, какие особенности строения имеют семена других однодольных?
Что же такое семя? Чем оно является?
(Зачаточное растение).
У меня в руке будущая жизнь.
Лишь вода дождей землю напоит,
Будущий побег и могучий корень
Дружно прорастут в глубину и в высь.А пока гостит осень на дворе.
А пока зима вьюгою все воет.
Спит и дышит жизнь у меня в руке,
Будущий побег и могучий корень.
Выполнение теста \"Верю – не верю\" приложение 1.
(Взаимопроверка).
Д/З §18
Я была бы рада, если бы вы закончили эти предложения.
- Больше всего мне понравилось ..................
- Сегодня я понял, что думать .....................
- Главными на уроке для меня было ...........................
Спасибо! Я как всегда очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранялось на протяжение всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Было очень интересно в вашей теплой и дружеской компании.
Спасибо за работу!
Комментарии:
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
01 04 2025 22:21:36
На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья.
...
31 03 2025 10:26:43
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
30 03 2025 14:11:52
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
29 03 2025 18:37:52
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
28 03 2025 23:52:42
Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии.
Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе.
...
27 03 2025 9:22:38
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
26 03 2025 2:27:26

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....
25 03 2025 8:33:46
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
24 03 2025 15:38:45
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
23 03 2025 10:57:33
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
22 03 2025 23:38:32
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
21 03 2025 16:36:18
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
20 03 2025 22:29:40
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
19 03 2025 0:49:45
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
18 03 2025 5:42:46
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
17 03 2025 20:30:48
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
16 03 2025 20:54:47
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
15 03 2025 18:23:19
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.
...
14 03 2025 3:57:10
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
13 03 2025 23:20:53
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
12 03 2025 11:24:26
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
11 03 2025 13:45:36
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза.
...
10 03 2025 0:19:48
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
09 03 2025 21:42:39
Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....
08 03 2025 3:46:37
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.
...
07 03 2025 10:26:20
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
06 03 2025 7:31:48
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
05 03 2025 6:57:31

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
04 03 2025 16:25:40
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
03 03 2025 12:18:13
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....
02 03 2025 22:43:46
При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....
01 03 2025 3:34:17
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
28 02 2025 20:23:17
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений".
...
27 02 2025 12:37:22
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
26 02 2025 2:49:20
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
25 02 2025 4:21:57
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
24 02 2025 13:54:37
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.
...
23 02 2025 8:57:55
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
22 02 2025 19:39:49
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
21 02 2025 9:47:58
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
20 02 2025 21:30:28
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
19 02 2025 12:36:30
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
18 02 2025 1:39:32
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
17 02 2025 16:34:24
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....
16 02 2025 20:17:25
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации.
...
15 02 2025 1:16:21
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
14 02 2025 4:39:24
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
13 02 2025 10:49:11

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
12 02 2025 14:41:15
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
11 02 2025 1:30:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::