Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии


    Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

Данный опыт посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. При этом познавательный интерес рассматривается как качество личности и как важный мотив обучения, своего рода “движение ученика навстречу учителю”.

Познавательный интерес выступает как “мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной”*.

Говоря о развитии познавательного интереса, имеем в виду его эволюцию от примитивной, неустойчивой формы – любопытства – к высшей – теоретическому интересу, хаpaктеризующемуся четкой направленностью на определенную предметную область, стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем.

Особо следует отметить, что развитие познавательного интереса учащихся рассматривается автором не как самоцель, а как одно из средств достижения более высокой цели, а именно: развитие личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению. Поэтому предлагаемый опыт является частью целостной работы автора.

На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.

Предлагаемый опыт направлен на устранение выше обозначенных противоречий, т.к. решает проблему развития познавательного интереса учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии, на основе использования различных видов уроков и активного сочетания различных форм работы.

Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях. Именно в них создается почва для углубления познавательного интереса, поскольку сложение сил учителя и учащихся с их общей направленностью укрепляется эмоциональной расположенностью к совместной деятельности, в которой не только ученик, но и учитель видит источник своего обогащения, черпает удовлетворение своей деятельностью: ученик – потому что сумел подняться до требуемого уровня, учитель – потому что увидел значительно большие потенциальные возможности своих учеников.

Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Реализация ведущей идеи данного опыта осуществляется через уроки биологии путем сочетания различных форм работы в учебной и внеклассной деятельности. Разнообразные формы работы обеспечивают “погружение” в предмет, что интенсифицирует учебный процесс, повышает качество приобретаемых знаний и обеспечивает “облагораживание их чувствами”.

Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.

В определении наиболее значимых условий автор выделяет три условия в их неразрывном единстве:

1. Содержание учебного материала.

2. Формы и методы деятельности.

3. Личность учителя. Интерес обладает способностью распространяться от учителя к ученикам: ученики все воспринимают “через” личность учителя, общение с ним: ничто так не утомляет ребенка, не истощает его силы, как длительное некомфортное общение. “Влияние учителя, который с любовью и воодушевлением отдает ученикам свой труд, проявляет готовность всегда протянуть ученику руку помощи, необычайно много способствует тому, чтобы оживить учеников, направить их вперед, передать им бодрое настроение и правильное направление” (И. П. Подласый).

Затрудняют развитие познавательного интереса, по мнению автора, следующие факторы:

- низкий уровень мотивации учащихся к обучению;

- высокая трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися.

Снижению влияния этих факторов способствуют следующие методы и приемы:

1. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

1.1. Использование занимательного материала для учащихся 5 – 6 классов. На уроках автор использует разнообразный занимательный материал: краткие исторические справки о наиболее важных открытиях в области биологии, интересные сведения об изучаемых объектах, жизни ученых. Такая информация позволяет учителю сконцентрировать внимание ребят на самом главном при прохождении учебного материала. Реклама книг, использование интересных фрагментов позволяют привлечь учащихся к чтению. Оригинальные биологические загадки, шарады, игровые задания, викторины, анаграммы, ребусы, головоломки помогают учащимся не только многое узнать об удивительном мире природы, но и способствуют развитию навыков выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности. Включение занимательного материала в учебный процесс дает учителю и ученикам возможность творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на уроках и за его рамками.

1.2. Нетрадиционные формы уроков: Урок является основной формой взаимодействия учителя и учащихся в школе. Для того чтобы поставить ученика в разнообразные субъект-субъектные отношения, способствовать развитию познавательной активности учащихся автор использует различные типы уроков:

- уроки-игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. В основном такие виды уроков используются автором в среднем звене. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях, применять полученные знания на пpaктике.

- уроки-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений, закрепляют знание учащимися понятий. В школе стало традицией проводить уроки-КВН в конце учебного года, подводя итоги совместной работы учителя и учащихся, выявляя успехи и проблемы в этом взаимодействии.

- уроки-консультации. Позволяют обобщить материал по теме, дают возможность учащимся попробовать свои силы в различных видах работы по данной теме, применив полученные знания на пpaктике, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; способствуют более открытому общению учителя и учащихся в разрешении противоречивых и спopных вопросов.

- уроки-лекции. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому автор использует лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность.

- уроки-семинары. Уроки-семинары, как правило, планируются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, “Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение”, “Современные достижения генных технологий, их этические и юридические проблемы”), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением. Уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. При подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают свою речь, совершенствуя навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. В ходе своих выступлений часто используются самодельные плакаты, рисунки, таблицы, компьютерные презентации.

- уроки-мастерские. Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающей межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.

- лабораторно-пpaктические уроки. Такие уроки являются важной формой работы при изучении курса биологии. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для школьников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или пpaктической работы учащиеся выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости – консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный хаpaктер.

- модульные уроки. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучения, регулировать темп работы и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: словесном, символическом, числовом, рисуночном.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, обеспечивающей дифференциацию по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, по методам и способам учебной деятельности, контроля и самоконтроля.

Широкое применение находят и другие, например: урок-экспедиция; урок – праздник; урок – защита знаний; урок – пpaктикум; урок – игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и способов действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.

1.4. Создание на уроке проблемной ситуации. Проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений помогает школьникам поиск решений проблемных ситуаций. При создании проблемных ситуаций важно направлять учащихся на теоретическое объяснение противоречий между известными фактами, явлениями. Например, в 6-м классе – при изучении передвижения минеральных веществ в растении учащиеся сталкиваются с таким противоречием: сила тяжести направлена к поверхности земли, а многие растения вынуждены поднимать воду от корней на большую высоту.

В 7-м классе – почему леса северных широт и тундра намного богаче съедобными грибами, чем тропические джунгли?

В 8-м классе – что значит поймать птицу счастья? Есть ли в природе такая птица?

С большим количеством противоречий учащиеся сталкиваются в курсе биологии человека в 9-м классе. Например, почему, имея сходное строение, ткани различных людей оказываются несовместимыми? Или употрeбление спиртных напитков обеспечивают согревание организма, в то же время большинство людей, замерзших на улицах зимой, находились в состоянии алкогольного опьянения?

В 10-м классе изучая формы размножения организмов, учащиеся сталкиваются с проблемой: к какой форме размножения (пoлoвoму или бесполому) отнести организмы-гермафродиты?

В 11-м классе: Зачем нужно второе деление мейоза? Ведь уменьшение количества хромосом в два раза произошло уже в первом делении?

1. 5. Творческие задания. В ходе изучения различных тем учащимся предлагается проявить свои творческие способности: написать стихотворение, сказку и т.д. Несмотря на сложность таких заданий, пpaктически в каждом классе выявляются дети, с удовольствием выполняющие их. (Приложение 1.)

Творческие задания, предлагаемые учащимся на уроках биологии, очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Подобные задания привлекают ребят наличием множества вероятных способов выполнения задания и возможностью выбора собственного пути достижения цели. В то же время они требуют применения усвоенных ранее знаний, тренируют волевые и интеллектуальные качества, развивают познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Например, изучая тему “Цветок”, учащиеся выясняют, что в зависимости от способа опыления (насекомыми или ветром) цветы имеют хаpaктерные особенности. После этого они получают задание изготовить насекомоопыляемое растение.

При изучении разных курсов биологии учащиеся проявляют свои способности, изготавливая разнообразные наглядные пособия по предмету.

В 6-7 классе школьники с удовольствием изготавливают различные модели, например, строение гриба, строение цветка, листорасположения и другие. Чем старше становятся дети, тем сложнее и серьезнее становятся их работы и появляются таблицы и экспериментальные модели, позволяющие лучше понять и представить различные биологические процессы.

Используемые на уроках биологии данные пособия, изготовленные руками ребят, активизируют познавательный процесс, повышают интерес к изучаемому материалу, а также действуют на школьников как приглашение к созданию собственных изобретений.

Еще один вид творческих заданий, который с удовольствием выполняют ученики – составление тематических кроссвордов. Этот вид работы можно использовать и при изучении нового материала и для проверки знаний учащихся. Причем можно использовать и обратные кроссворды, предлагая учащимся чистую кроссвордную сетку и перечень слов- ответов. Выполняя задание, необходимо дать определения этим понятием и найти место каждого слова в сетке. Работа с кроссвордами развивает внимание и память, а также навыки формулирования определений, выделения особенностей объектов и явлений и т. д.

Более упрощенной формой кроссворда является задание “цепочка”. В клетках цепочки прячется только одно слово, но чтобы его определить необходимо ответить на несколько вопросов. Например:

цифры под клеткой обозначают, какую букву нужно взять для ответа.
1. Органоид клетки, синтезирующий белок [4] (рибосома) ;
2. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая ЦНС [1] (рефлекс) ;
3. Нервная клетка [6] (нейрон) ;
4. Органические вещества клетки, основной источник энергии [2] (углеводы) ;
5. Группы клеток и межклеточного вещества, сходные по строению, происхождению, функциям [3] (ткань).

В итоге получаем слово

Когда слово готово, нужно рассказать о нем все, что знаешь.

Одним из видов творческих заданий является методика “рассказ с ошибкой”. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий биологические ошибки и предлагается их исправить. Выполняя это задание, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.

Например, рассказ с ошибками по теме “корень” 6 класс.

Корень – важный орган растения. Он закрепляет растение в почве; через корни растение получает воду и растворенные в ней органические вещества. При прорастании семени первыми появляются боковые корни. Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают мочковую и стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая корневая система, в которой хорошо заметен главный корень, мочковатая корневая система хаpaктерна для двудольных растений.

2. Развитие познавательного интереса учащихся во внеурочное время.

Развитие творческих способностей учащихся продолжается и во внеурочное время. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей те учащихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в пpaктической деятельности. Этому способствует кружковая работа; летняя полевая пpaктика; система летних заданий и предметные недели.

В течение трех лет в школе работает кружок для учащихся 9-х классов “Человек и его здоровье”. Работа данного кружка становится особенно актуальной в условиях роста числа различных заболеваний у школьников. В ходе работы большая часть времени отводится на пpaктические работы по самонаблюдению, изучению состояния здоровья учащихся, выпуску санбюллетеней. Работа кружка направлена на повышение внимания школьников к своему здоровью и здоровью своих близких, на формирование потребности в сохранении собственного здоровья, и, в то же время, стимулируют процесс познания.

В 2002-2003 учебном году в школе появился валеологический кружок для учащихся 6-х классов. На занятиях кружка ребята изучают состояние своего здоровья, разpaбатывают методы его сохранения. Большую помощь в работе кружка оказывают медицинские работники школы и детской поликлиники.

В 2005 году в школе организован кружок “Цветоводство”. Учащиеся седьмых классов, несмотря на то, что уже изучили курс “Биология. Растения”, решили продолжить работу по изучению комнатных и садовых растений, заниматься озеленением территории и здания школы. В проекте работы кружка – создание школьного музея комнатных растений.

2. 1. Полевая пpaктика. Полевая пpaктика представляет собой серию экскурсий в природу продолжительностью 6-8 часов, проводимых в летний период. Содержание полевой пpaктики соответствует содержанию учебного курса, пройденного учащимися в течение года. Например, общая тема для выпускников 6 класса “Изучение растительных сообществ округа Кольчугино”. Во время пpaктики ребята знакомятся с видовым составом растений разных сообществ, выявляют черты приспособленности к условиям обитания и совместному существованию в данном сообществе.

Выпускники 7 класса занимаются изучением основных биоценозов (лес, луг, водоем), во время которого знакомятся и с видовым разнообразием, и с приспособленностью организмов к совместному обитанию, а также изучают на пpaктике пищевые связи сообществ, круговороты веществ и энергии, механизмы саморегуляции в природе.

После окончания 8 класса в основе программы полевой пpaктики лежат разнообразные полевые исследования, выполняемые учащимися.

В ходе полевой пpaктики с 6 по 8 класс происходит поэтапное усложнение содержания пpaктики и методов, используемых учащимися. Если в 6 классе основными методами являются наблюдение, описание и сравнение объектов, то учащиеся 8 классов используют научные методики исследования, что позволяет постепенно более глубоко проникать в изучаемый материал, способствует развитию познавательного интереса и развитию творческих способностей.

К сожалению, полевые пpaктики не могут охватить всю массу учащихся, что связано с объективными организационными трудностями. Поэтому автор в своей пpaктике широко использует творческие летние задания, которые дают возможность каждому ребенку проявить на пpaктике полученные знания и выбрать, наиболее привлекательную форму работы. В конце учебного года учащимся представляется примерный перечень возможных летних заданий, из которого ребенок имеет право выбрать 1-2, которые наиболее соответствуют его интересу, способностям, уровню развития. Благодаря такой форме работы повышается активность учащихся, проявляются их способности. В начале года каждый ученик представляет свое задание и в школе организуется выставка лучших работ.

2. 2. Предметные недели. Еще одной формой работы, позволяющей ученикам проявить свои способности, является проведение ежегодных предметных недель. Во время предметной недели проходит большое количество игр, праздников, конкурсов и КВН, что превращает всю неделю в большой праздник и позволяет ребятам продемонстрировать эрудицию, находчивость, сценические, режиссерские, художественные и литературные способности. Так как во время недели общение учеников и учителя не ограничено рамками урока, и носит наименее формальный хаpaктер, многие учащиеся раскрываются с самых неожиданных сторон, успешно проявляя свои способности. Такие “крылья успеха” приобретенные ребенком помогают ему в последствии и в учебе.

2. 3. Социально-значимая деятельность. В конечном итоге результаты процесса обучения (знания, умения, опыт творчества) должны быть направлены на преобразование и улучшение той социальной и природной действительности, которая окружает учащихся. Социально – значимая работа позволяет преодолеть равнодушие учащихся к окружающим, потребительское и пассивное отношение к окружающей жизни. В нашей школе организована исследовательская работа НОУ, в ходе которой учащиеся проводят изучение природных объектов, мониторинг помещений школы и окружающей среды, влияние вредных привычек и факторов среды на здоровье человека. Результаты своей работы ребята представляют на школьной научной конференции, которая привлекает большое количество учащихся школы. Такие мероприятия вызывают большой интерес, т. к. многие школьники принимают участие в процессах исследования. Кроме того, учащиеся школы проводят посильные самостоятельные социологические исследования, организуют встречи с интересными людьми, берут интервью у разных специалистов, участвуют в собственных рейдах по очистке малых водоемов, родников, территории школы. В то же время учащиеся активно участвуют в конкурсе молодых исследователей “Шаг в будущее”, акции “Я – гражданин России” и других районных, областных и Всероссийских конкурсах. Большую помощь в такой работе оказывают различные организации, формирующие единое воспитательное прострaнcтво округа Кольчугино.

Все описанные формы работы способствуют реализации обозначенной в данном опыте идеи, однако, наиболее эффективным является использование их в единой системе. Именно такой подход обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся на основе интеллектуального, эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира.



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....

01 04 2025 19:53:56

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

31 03 2025 2:18:55

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"


    Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

      На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

30 03 2025 8:46:44

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

29 03 2025 12:49:45

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

28 03 2025 17:11:16

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

27 03 2025 21:56:57

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

26 03 2025 19:24:18

Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов


    Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов

      Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...

25 03 2025 8:50:19

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....

24 03 2025 14:40:54

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

23 03 2025 11:13:56

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

22 03 2025 2:38:12

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Общий обзор организма человека: органы и ткани Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

21 03 2025 16:18:48

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

      Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

20 03 2025 18:29:38

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

      Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

19 03 2025 6:36:24

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

18 03 2025 0:48:28

План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе


    План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе

      Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....

17 03 2025 11:33:23

Внутреннее строение птиц


    Внутреннее строение птиц

      Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

16 03 2025 23:15:53

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

15 03 2025 1:38:15

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

      Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

14 03 2025 23:59:32

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

13 03 2025 18:47:53

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс


    «Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

      Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

12 03 2025 23:15:25

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

11 03 2025 23:32:54

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

10 03 2025 22:31:19

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"


    Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

      На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

09 03 2025 3:47:45

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

08 03 2025 15:12:40

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

07 03 2025 8:43:35

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

06 03 2025 6:23:15

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

05 03 2025 17:43:32

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

      Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

04 03 2025 19:52:59

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

03 03 2025 19:58:42

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

      На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....

02 03 2025 14:45:14

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....

01 03 2025 16:50:14

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс


    Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

      Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

28 02 2025 8:42:12

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

27 02 2025 10:49:29

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

26 02 2025 8:35:52

Рациональное питание. 8-й класс


    Рациональное питание. 8-й класс

      Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....

25 02 2025 5:43:27

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

24 02 2025 1:26:32

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

23 02 2025 13:50:49

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....

22 02 2025 6:28:19

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

21 02 2025 8:27:31

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

20 02 2025 9:21:45

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

19 02 2025 22:20:41

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

      Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....

18 02 2025 3:35:36

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

17 02 2025 10:15:25

Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

      Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....

16 02 2025 16:40:15

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии


    Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

      На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

15 02 2025 9:43:51

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"


    "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

      На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

14 02 2025 12:40:59

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

13 02 2025 17:54:11

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

12 02 2025 21:50:11

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

      Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

11 02 2025 13:25:18

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::