Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

Данный опыт посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. При этом познавательный интерес рассматривается как качество личности и как важный мотив обучения, своего рода “движение ученика навстречу учителю”.

Познавательный интерес выступает как “мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной”*.

Говоря о развитии познавательного интереса, имеем в виду его эволюцию от примитивной, неустойчивой формы – любопытства – к высшей – теоретическому интересу, характеризующемуся четкой направленностью на определенную предметную область, стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем.

Особо следует отметить, что развитие познавательного интереса учащихся рассматривается автором не как самоцель, а как одно из средств достижения более высокой цели, а именно: развитие личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению. Поэтому предлагаемый опыт является частью целостной работы автора.

На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.

Предлагаемый опыт направлен на устранение выше обозначенных противоречий, т.к. решает проблему развития познавательного интереса учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии, на основе использования различных видов уроков и активного сочетания различных форм работы.

Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях. Именно в них создается почва для углубления познавательного интереса, поскольку сложение сил учителя и учащихся с их общей направленностью укрепляется эмоциональной расположенностью к совместной деятельности, в которой не только ученик, но и учитель видит источник своего обогащения, черпает удовлетворение своей деятельностью: ученик – потому что сумел подняться до требуемого уровня, учитель – потому что увидел значительно большие потенциальные возможности своих учеников.

Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Реализация ведущей идеи данного опыта осуществляется через уроки биологии путем сочетания различных форм работы в учебной и внеклассной деятельности. Разнообразные формы работы обеспечивают “погружение” в предмет, что интенсифицирует учебный процесс, повышает качество приобретаемых знаний и обеспечивает “облагораживание их чувствами”.

Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.

В определении наиболее значимых условий автор выделяет три условия в их неразрывном единстве:

1. Содержание учебного материала.

2. Формы и методы деятельности.

3. Личность учителя. Интерес обладает способностью распространяться от учителя к ученикам: ученики все воспринимают “через” личность учителя, общение с ним: ничто так не утомляет ребенка, не истощает его силы, как длительное некомфортное общение. “Влияние учителя, который с любовью и воодушевлением отдает ученикам свой труд, проявляет готовность всегда протянуть ученику руку помощи, необычайно много способствует тому, чтобы оживить учеников, направить их вперед, передать им бодрое настроение и правильное направление” (И. П. Подласый).

Затрудняют развитие познавательного интереса, по мнению автора, следующие факторы:

- низкий уровень мотивации учащихся к обучению;

- высокая трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися.

Снижению влияния этих факторов способствуют следующие методы и приемы:

1. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

1.1. Использование занимательного материала для учащихся 5 – 6 классов. На уроках автор использует разнообразный занимательный материал: краткие исторические справки о наиболее важных открытиях в области биологии, интересные сведения об изучаемых объектах, жизни ученых. Такая информация позволяет учителю сконцентрировать внимание ребят на самом главном при прохождении учебного материала. Реклама книг, использование интересных фрагментов позволяют привлечь учащихся к чтению. Оригинальные биологические загадки, шарады, игровые задания, викторины, анаграммы, ребусы, головоломки помогают учащимся не только многое узнать об удивительном мире природы, но и способствуют развитию навыков выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности. Включение занимательного материала в учебный процесс дает учителю и ученикам возможность творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на уроках и за его рамками.

1.2. Нетрадиционные формы уроков: Урок является основной формой взаимодействия учителя и учащихся в школе. Для того чтобы поставить ученика в разнообразные субъект-субъектные отношения, способствовать развитию познавательной активности учащихся автор использует различные типы уроков:

- уроки-игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. В основном такие виды уроков используются автором в среднем звене. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях, применять полученные знания на практике.

- уроки-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений, закрепляют знание учащимися понятий. В школе стало традицией проводить уроки-КВН в конце учебного года, подводя итоги совместной работы учителя и учащихся, выявляя успехи и проблемы в этом взаимодействии.

- уроки-консультации. Позволяют обобщить материал по теме, дают возможность учащимся попробовать свои силы в различных видах работы по данной теме, применив полученные знания на практике, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; способствуют более открытому общению учителя и учащихся в разрешении противоречивых и спорных вопросов.

- уроки-лекции. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому автор использует лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность.

- уроки-семинары. Уроки-семинары, как правило, планируются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, “Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение”, “Современные достижения генных технологий, их этические и юридические проблемы”), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением. Уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. При подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают свою речь, совершенствуя навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. В ходе своих выступлений часто используются самодельные плакаты, рисунки, таблицы, компьютерные презентации.

- уроки-мастерские. Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающей межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.

- лабораторно-практические уроки. Такие уроки являются важной формой работы при изучении курса биологии. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для школьников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости – консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер.

- модульные уроки. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучения, регулировать темп работы и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: словесном, символическом, числовом, рисуночном.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, обеспечивающей дифференциацию по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, по методам и способам учебной деятельности, контроля и самоконтроля.

Широкое применение находят и другие, например: урок-экспедиция; урок – праздник; урок – защита знаний; урок – практикум; урок – игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и способов действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.

1.4. Создание на уроке проблемной ситуации. Проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений помогает школьникам поиск решений проблемных ситуаций. При создании проблемных ситуаций важно направлять учащихся на теоретическое объяснение противоречий между известными фактами, явлениями. Например, в 6-м классе – при изучении передвижения минеральных веществ в растении учащиеся сталкиваются с таким противоречием: сила тяжести направлена к поверхности земли, а многие растения вынуждены поднимать воду от корней на большую высоту.

В 7-м классе – почему леса северных широт и тундра намного богаче съедобными грибами, чем тропические джунгли?

В 8-м классе – что значит поймать птицу счастья? Есть ли в природе такая птица?

С большим количеством противоречий учащиеся сталкиваются в курсе биологии человека в 9-м классе. Например, почему, имея сходное строение, ткани различных людей оказываются несовместимыми? Или употребление спиртных напитков обеспечивают согревание организма, в то же время большинство людей, замерзших на улицах зимой, находились в состоянии алкогольного опьянения?

В 10-м классе изучая формы размножения организмов, учащиеся сталкиваются с проблемой: к какой форме размножения (половому или бесполому) отнести организмы-гермафродиты?

В 11-м классе: Зачем нужно второе деление мейоза? Ведь уменьшение количества хромосом в два раза произошло уже в первом делении?

1. 5. Творческие задания. В ходе изучения различных тем учащимся предлагается проявить свои творческие способности: написать стихотворение, сказку и т.д. Несмотря на сложность таких заданий, практически в каждом классе выявляются дети, с удовольствием выполняющие их. (Приложение 1.)

Творческие задания, предлагаемые учащимся на уроках биологии, очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Подобные задания привлекают ребят наличием множества вероятных способов выполнения задания и возможностью выбора собственного пути достижения цели. В то же время они требуют применения усвоенных ранее знаний, тренируют волевые и интеллектуальные качества, развивают познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Например, изучая тему “Цветок”, учащиеся выясняют, что в зависимости от способа опыления (насекомыми или ветром) цветы имеют характерные особенности. После этого они получают задание изготовить насекомоопыляемое растение.

При изучении разных курсов биологии учащиеся проявляют свои способности, изготавливая разнообразные наглядные пособия по предмету.

В 6-7 классе школьники с удовольствием изготавливают различные модели, например, строение гриба, строение цветка, листорасположения и другие. Чем старше становятся дети, тем сложнее и серьезнее становятся их работы и появляются таблицы и экспериментальные модели, позволяющие лучше понять и представить различные биологические процессы.

Используемые на уроках биологии данные пособия, изготовленные руками ребят, активизируют познавательный процесс, повышают интерес к изучаемому материалу, а также действуют на школьников как приглашение к созданию собственных изобретений.

Еще один вид творческих заданий, который с удовольствием выполняют ученики – составление тематических кроссвордов. Этот вид работы можно использовать и при изучении нового материала и для проверки знаний учащихся. Причем можно использовать и обратные кроссворды, предлагая учащимся чистую кроссвордную сетку и перечень слов- ответов. Выполняя задание, необходимо дать определения этим понятием и найти место каждого слова в сетке. Работа с кроссвордами развивает внимание и память, а также навыки формулирования определений, выделения особенностей объектов и явлений и т. д.

Более упрощенной формой кроссворда является задание “цепочка”. В клетках цепочки прячется только одно слово, но чтобы его определить необходимо ответить на несколько вопросов. Например:

цифры под клеткой обозначают, какую букву нужно взять для ответа.
1. Органоид клетки, синтезирующий белок [4] (рибосома);
2. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая ЦНС [1] (рефлекс);
3. Нервная клетка [6] (нейрон);
4. Органические вещества клетки, основной источник энергии [2] (углеводы);
5. Группы клеток и межклеточного вещества, сходные по строению, происхождению, функциям [3] (ткань).

В итоге получаем слово

Когда слово готово, нужно рассказать о нем все, что знаешь.

Одним из видов творческих заданий является методика “рассказ с ошибкой”. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий биологические ошибки и предлагается их исправить. Выполняя это задание, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.

Например, рассказ с ошибками по теме “корень” 6 класс.

Корень – важный орган растения. Он закрепляет растение в почве; через корни растение получает воду и растворенные в ней органические вещества. При прорастании семени первыми появляются боковые корни. Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают мочковую и стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая корневая система, в которой хорошо заметен главный корень, мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.

2. Развитие познавательного интереса учащихся во внеурочное время.

Развитие творческих способностей учащихся продолжается и во внеурочное время. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей те учащихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности. Этому способствует кружковая работа; летняя полевая практика; система летних заданий и предметные недели.

В течение трех лет в школе работает кружок для учащихся 9-х классов “Человек и его здоровье”. Работа данного кружка становится особенно актуальной в условиях роста числа различных заболеваний у школьников. В ходе работы большая часть времени отводится на практические работы по самонаблюдению, изучению состояния здоровья учащихся, выпуску санбюллетеней. Работа кружка направлена на повышение внимания школьников к своему здоровью и здоровью своих близких, на формирование потребности в сохранении собственного здоровья, и, в то же время, стимулируют процесс познания.

В 2002-2003 учебном году в школе появился валеологический кружок для учащихся 6-х классов. На занятиях кружка ребята изучают состояние своего здоровья, разрабатывают методы его сохранения. Большую помощь в работе кружка оказывают медицинские работники школы и детской поликлиники.

В 2005 году в школе организован кружок “Цветоводство”. Учащиеся седьмых классов, несмотря на то, что уже изучили курс “Биология. Растения”, решили продолжить работу по изучению комнатных и садовых растений, заниматься озеленением территории и здания школы. В проекте работы кружка – создание школьного музея комнатных растений.

2. 1. Полевая практика. Полевая практика представляет собой серию экскурсий в природу продолжительностью 6-8 часов, проводимых в летний период. Содержание полевой практики соответствует содержанию учебного курса, пройденного учащимися в течение года. Например, общая тема для выпускников 6 класса “Изучение растительных сообществ округа Кольчугино”. Во время практики ребята знакомятся с видовым составом растений разных сообществ, выявляют черты приспособленности к условиям обитания и совместному существованию в данном сообществе.

Выпускники 7 класса занимаются изучением основных биоценозов (лес, луг, водоем), во время которого знакомятся и с видовым разнообразием, и с приспособленностью организмов к совместному обитанию, а также изучают на практике пищевые связи сообществ, круговороты веществ и энергии, механизмы саморегуляции в природе.

После окончания 8 класса в основе программы полевой практики лежат разнообразные полевые исследования, выполняемые учащимися.

В ходе полевой практики с 6 по 8 класс происходит поэтапное усложнение содержания практики и методов, используемых учащимися. Если в 6 классе основными методами являются наблюдение, описание и сравнение объектов, то учащиеся 8 классов используют научные методики исследования, что позволяет постепенно более глубоко проникать в изучаемый материал, способствует развитию познавательного интереса и развитию творческих способностей.

К сожалению, полевые практики не могут охватить всю массу учащихся, что связано с объективными организационными трудностями. Поэтому автор в своей практике широко использует творческие летние задания, которые дают возможность каждому ребенку проявить на практике полученные знания и выбрать, наиболее привлекательную форму работы. В конце учебного года учащимся представляется примерный перечень возможных летних заданий, из которого ребенок имеет право выбрать 1-2, которые наиболее соответствуют его интересу, способностям, уровню развития. Благодаря такой форме работы повышается активность учащихся, проявляются их способности. В начале года каждый ученик представляет свое задание и в школе организуется выставка лучших работ.

2. 2. Предметные недели. Еще одной формой работы, позволяющей ученикам проявить свои способности, является проведение ежегодных предметных недель. Во время предметной недели проходит большое количество игр, праздников, конкурсов и КВН, что превращает всю неделю в большой праздник и позволяет ребятам продемонстрировать эрудицию, находчивость, сценические, режиссерские, художественные и литературные способности. Так как во время недели общение учеников и учителя не ограничено рамками урока, и носит наименее формальный характер, многие учащиеся раскрываются с самых неожиданных сторон, успешно проявляя свои способности. Такие “крылья успеха” приобретенные ребенком помогают ему в последствии и в учебе.

2. 3. Социально-значимая деятельность. В конечном итоге результаты процесса обучения (знания, умения, опыт творчества) должны быть направлены на преобразование и улучшение той социальной и природной действительности, которая окружает учащихся. Социально – значимая работа позволяет преодолеть равнодушие учащихся к окружающим, потребительское и пассивное отношение к окружающей жизни. В нашей школе организована исследовательская работа НОУ, в ходе которой учащиеся проводят изучение природных объектов, мониторинг помещений школы и окружающей среды, влияние вредных привычек и факторов среды на здоровье человека. Результаты своей работы ребята представляют на школьной научной конференции, которая привлекает большое количество учащихся школы. Такие мероприятия вызывают большой интерес, т. к. многие школьники принимают участие в процессах исследования. Кроме того, учащиеся школы проводят посильные самостоятельные социологические исследования, организуют встречи с интересными людьми, берут интервью у разных специалистов, участвуют в собственных рейдах по очистке малых водоемов, родников, территории школы. В то же время учащиеся активно участвуют в конкурсе молодых исследователей “Шаг в будущее”, акции “Я – гражданин России” и других районных, областных и Всероссийских конкурсах. Большую помощь в такой работе оказывают различные организации, формирующие единое воспитательное пространство округа Кольчугино.

Все описанные формы работы способствуют реализации обозначенной в данном опыте идеи, однако, наиболее эффективным является использование их в единой системе. Именно такой подход обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся на основе интеллектуального, эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

19 10 2021 17:11:19

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

19 10 2021 17:16:51

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую практическую значимость. ...

19 10 2021 23:35:16

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и практические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

19 10 2021 6:19:45

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

19 10 2021 19:17:39

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

Заключительный урок по теме " Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

19 10 2021 11:38:13

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

19 10 2021 15:29:17

Информационные технологии на уроках биологии

Cистемный подход к формированию О У У Н создаёт условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии " Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н. Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи И К Т. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

19 10 2021 16:55:12

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

19 10 2021 12:14:40

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме " Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

19 10 2021 3:40:20

Логика научного познания в естествознании. 5-й класс

Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интерактивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....

19 10 2021 10:59:57

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела « Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы « Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

19 10 2021 4:14:14

Урок по теме "Транспортные системы организма. Круги корвообращения"

Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

19 10 2021 11:34:51

Обобщающий урок "Корень". 6-й класс

Урок проводится как заседание клуба знатоков " Что? Где? Когда?". Для соревнующихся команд подобраны вопросы проблемного характера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за командную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....

19 10 2021 13:33:51

"Цветок, плод, семя"

Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

19 10 2021 6:38:53

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

19 10 2021 0:58:13

Урок–практикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опорных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

19 10 2021 2:10:22

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

19 10 2021 13:37:15

Программа по биологии. 11-й класс

Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....

19 10 2021 5:28:41

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

Интегрированный урок биологии и химии с И К Т. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме « Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

19 10 2021 11:55:56

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

19 10 2021 6:37:13

Наши пернатые друзья

Внеклассное мероприятие подготовлено к « Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и практические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

19 10 2021 7:44:32

Обобщающий урок "Основы цитологии"

Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме " Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами. ...

19 10 2021 2:42:17

Тема урока "Лишайники"

На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

19 10 2021 1:36:25

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными характеристиками и способствовать их внедрению в производство....

19 10 2021 4:53:13

Лишайники. 6-й класс

В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В. В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....

19 10 2021 7:18:36

Рост и развитие растений. "Спросим мнение самого растения". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....

19 10 2021 22:25:44

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

19 10 2021 18:17:26

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

19 10 2021 15:46:58

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

19 10 2021 1:45:35

"Класс однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса однодольные". 6-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему " Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, Т С О, гербарных образцов, таблиц, опорные конспекты; практические: лабораторная работа « Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....

19 10 2021 15:58:30

Урок естествознания "Мхи"

Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник « Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

19 10 2021 12:53:18

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

19 10 2021 5:22:41

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

В данной разработке представлен материал, характеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

19 10 2021 5:10:16

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и моральному удовлетворению от собственных успехов. ...

19 10 2021 9:54:56

Театр здоровья

Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....

19 10 2021 2:37:52

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

19 10 2021 14:13:33

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

19 10 2021 14:19:59

Урок на тему "Алкоголь – беда"

Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

19 10 2021 17:42:32

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа

Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....

19 10 2021 2:19:10

Урок анатомии по теме "Память. Виды памяти". 9-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....

19 10 2021 2:59:52

Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"

В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение ( СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....

19 10 2021 3:20:52

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

19 10 2021 6:24:29

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

19 10 2021 20:40:58

Защита проекта "Мир водорослей"

На тему " Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему " Общая характеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке " Общая характеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме " Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта " Мир водорослей"....

19 10 2021 17:16:58

Экология и эстетика школьного двора

Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

19 10 2021 5:39:20

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

19 10 2021 4:42:31

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого характера....

19 10 2021 8:32:52

Беседа "Раннецветущие растения"

Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....

19 10 2021 7:21:23

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс " Своя игра" идет на основе интерактивной презентации....

19 10 2021 12:40:45

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)