Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Последние десятилетия ознаменовались стремительным прогрессом в области познания структурно-функциональной организации нервной системы и ее высшего отдела - головного мозга. Особенностью современного этапа в изучении строения и работы мозга по обеспечению адаптивного поведения является комплексный подход к решению конкретных проблем, объединяющий усилия ученых разных специальностей и разные методы исследования - морфологические, поведенческие, электрофизиологические, биохимические, генетические и др. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология.
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов.
Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии.
Задачи курса:
Расширить кругозор учащихся по темам: строение и функции спинного и головного мозга, вегетативная нервная система, органы чувств, анализаторы; строение и функции больших полушарий мозга, зоны коры полушарий, значение образования и торможения условных рефлексов, высшая нервная деятельность (ВНД) как основа поведения, социальная обусловленность поведения человека, сознание как функции головного мозга, сон; феномены психики: восприятие, внимание, память, воображение, мышление; роль русских и зарубежных ученых в исследованиях мозга, ВНД.
Сформировать представление о современных достижениях и перспективах в области изучения мозга человека и их пpaктической значимости.
Совершенствовать умение ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию.
Осветить вопросы, связанные с профессиональной ориентацией учащихся.
Развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления и применения знаний для научного объяснения физиологических явлений и гигиенических правил.
Центральное место в курсе занимает концепция следующего содержания: все, что делает мозг в нормальных условиях, и все, что происходит с ним, когда он болен, можно, в конечном счете, объяснить, исходя из взаимодействия между его основными компонентами. Чтобы обеспечить четкие отправные позиции, необходимые при такой ориентации, учащиеся вначале познакомятся с главными фактами относительно общей организации мозга. Затем более подробно изучат компоненты мозга - нервные и глиальные клетки, из которых он состоит, и их совместную работу. Из этих деталей выводится ряд фундаментальных принципов, лежащих в основе структуры и функции мозга, на которых базируются остальные разделы курса.
Следующие два раздела курса посвящены вопросу о том, как мозг дает возможность организму воспринимать мир и передвигаться в нем, и как он, в то же время, поддерживает то состояние внутренней среды, которое нужно для оптимальной физической и умственной деятельности. Затем мы обратимся к вопросам, касающимся функций мозга в процессе организации поведения. Мы увидим, что способность мозга отвечать на требования окружающей среды зависит от его способности координировать активность нескольких функциональных систем. Меняющиеся уровни его активности - не просто случайные отклонения, а ритмические колебания, которые в свою очередь зависят от систем, регулирующих связь организма с окружающим миром.
Те участки мозга, где осуществляется эта регуляция, действуют в составе более крупных систем, в которых восприятие определенных внешних сигналов приобретает эмоциональную окраску. Эта окраска - положительная или отрицательная - помогает выбрать из множества возможных ответов на такие сигналы наиболее подходящий. Этот материал демонстрирует учащимся биологическую основу сложных форм поведения и тем самым приподнимает завесу над некоторыми тайнами мозга. Именно в этом ключе рассматриваются в дальнейшем наиболее сложные процессы, связанные с функциями мозга: восприятие, внимание, научение, память, воображение, мышление и сознание. Учащимся предлагается новый взгляд и на механизмы чисто человеческих функций мозга, к пониманию которых приблизили нас исследования нервной системы животных и новые мощные методы изучения человеческого мозга. Еще одна область приложения биологического подхода - это проблема душевных болезней. Сравнивая неврологические и поведенческие расстройства, мы получаем основу для понимания психических болезней как результата изменений, которые можно выявить и биологическими методами. В последнем разделе курса рассматриваются перспективы дальнейшего развития нейробиологии.
Данный курс основан на ранее полученных ребятами знаниях по курсу «Биология. Человек». Предлагаемый свод знаний курса можно рекомендовать в качестве вводного курса на уровне колледжа. Возможность подключить материал курса к учебной программе, созданной в фильме «Поведение человека»,- придаст работе над курсом особую привлекательность. Видеофильм и материал курса вместе взятые дополняют друг друга: они дают обширную информацию, которая должна не только заинтересовать, но и обеспечить более солидную научную основу.
В результате изучения темы учащиеся должны:
называть методы изучения высшей нервной деятельности;
раскрывать сходство и различия высшей нервной деятельности человека и животных, основное отличие человека от животных — появление второй сигнальной системы;
хаpaктеризовать особенности высшей нервной деятельности человека (высокоразвитое сознание, отвлеченное мышление, вторая сигнальная система), роль внимания, воображения, эмоций, памяти в жизни человека, физиологическую природу сна и сновидений;
сравнивать условные и безусловные рефлексы;
применять знания о высшей нервной деятельности человека для предупреждения нарушения психических процессов, памяти, внимания, сна;
соблюдать правила здорового образа жизни, влияющие на развитие умственных способностей человека.
Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания учебного материала и основных идей курса заключаются в следующем:
Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников;
Обучить правилам ведения учебной дискуссии;
Использовать документальное кино для активизации познавательных интересов девятиклассников;
научить составлять классификационные таблицы;
научить составлять типологические таблицы;
научить отбирать интересный материал для итоговой работы по определённой тематике.
Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами текстов, документов и таблиц, применять знания о высшей нервной деятельности человека для предупреждения нарушения психических процессов, памяти, внимания, сна;
выявить тип темперамента, правильно выбрать профессию в связи с состоянием здоровья и психики; подготовить публичное выступление на итоговую конференцию.
В результате работы учащиеся должны ориентироваться в материале темы «ВНД человека»; учащиеся с низкой познавательной активностью должны подобрать материал для карточек-заданий по выбранной ими теме; учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны написать реферат; а учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма по выбранной изученной теме.
За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологии.
Проектная работа будет оцениваться по следующим критериям:
Актуальность проблемы проекта.
Корректность методов исследования.
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Хаpaктер общения участников проекта.
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.
Умение аргументировать свои заключения, выводы.
Эстетика оформления проекта.
Умение отвечать на вопросы.
Итоги реализации данной программы элективного курса будут представлены на итоговой конференции «МОЗГ, РАЗУМ И ПОВЕДЕНИЕ. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА».
За участие в конференции ребята награждаются дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени, а также правом опубликовать свою работу в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса
«МОЗГ, РАЗУМ И ПОВЕДЕНИЕ.
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА».
№ п/п |
Темы занятий |
Коли чество часов |
Форма занятия | Форма подведения итогов |
1 | Мозг человека. История представлений о мозге, мышлении и поведении. |
1(1) |
Лекция. Краткий обзор курса. Видеофильм «Нервная система человека» (фрагмент). |
Конспект в тетради. |
2 | Строение нервной системы человека. Наука нейробиология. |
1(2) |
Лекция. | Таблица «Строение и функции головного мозга». |
3 | Ощущение и движение. Сенсорные системы человека. |
1(3) |
Лекция. Видеофильм \"Сенсорные системы человека\" | Таблица \"Осноные категории в
области сенсорных процессов\". Оформление схемы \"Основные компоненты двигательной системы\" |
4 | Зрение. |
1(4) |
||
5 | Движение. |
1(5) |
||
6 | Гомеостаз – поддержание внутренней среды организма. Вегетативная нервная система. |
1(6) |
Лекция | Конспект в тетради. Таблица «Сравнительная хаpaктеристика симпатического и парасимпатического отделов НС» |
7 | Эндокринная нервная система. |
1(7) |
Лекция. Пpaктика. | Конспект в тетради. Пpaктическая работа «Эффекты действия симпатической и парасимпатической систем в организме». Оформление в тетради таблицы. |
8-9 | Врожденные и приобретенные формы поведения. Хаpaктеристика ВНД. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД. Безусловные и условные рефлексы. |
1(8) 1(9) |
Лекция. Пpaктика. Видеофильм «Высшая нервная деятельность человека». |
Таблица «Сравнение безусловных и
условных рефлексов». Тест. |
10 | Решение физиологических задач. |
1(10) |
Пpaктическая работа. | Решение задач и выполнение теста в тетради. |
11 | Ритмы мозга. Сон и бодрствование. |
1(11) |
Лекция. Пpaктика. Видеофильм «Мозг человека» (фрагмент) |
Решение физиологических задач. Таблица «Сравнение физиологических процессов организма человека во время быстрого и медленного сна». |
12 | Феномены психики. Восприятие. |
1(12) |
Сообщения учащихся | Оценка качества выступлений |
13 | Внимание. |
1(13) |
Сообщения учащихся | Оценка качества выступлений |
14 | Память. |
1(14) |
Сообщения учащихся | Оценка качества выступлений |
15 | Воображение. |
1(15) |
Сообщения учащихся | Оценка качества выступлений |
16 | Мышление и сознание |
1(16) |
Лекция. Видеофильм «Мозг человека» (фрагмент) | Конспект в тетради. |
17 | Эмоции и чувства. |
1(17) |
Лекция. Видеофильм «Мозг человека» (фрагмент) |
Конспект в тетради. |
18 | Мотивация. Причины наших поступков. |
1(18) |
Сообщения учащихся | Оценка качества выступлений |
19 | Необыкновенные возможности души. |
1(19) |
Лекция. Беседа с учащимися. | Оценка качества выступлений |
20 | Типология ВНД. Общие типы нервной системы. |
1(20) |
Лекция. | Таблица «Хаpaктеристика основных общих типов нервной системы». |
21 | Определение типа темперамента учащихся. |
1(21) |
Лабораторная работа. | Работа с тестом, на основании которого определяются типы темперамента у учащихся. |
22 | Особенности ВНД и профессиональная ориентация. |
1(22) |
Лабораторная работа. | На основе изучения свойств нервной системы определение темперамента учащихся и установление соответствия между темпераментами и некоторыми областями деятельности. |
23 | Поведение и психика. |
1(23) |
Пpaктическая работа. | Выполнение заданий: - Ощущение и
восприятие; |
24 | Способности и одарённость. |
1(24) |
Сообщения учащихся | Оценка качества выступлений |
25-26 | Неисправная работа мозга. Болезни мозга и расстройства поведения. |
1(25) |
Лекция. | Таблица «Болезни мозга». |
27 | Стареющий мозг. |
1(26) |
Лекция. Видеофильм «Мозг человека» (фрагмент) | Конспект в тетради. |
28 | Диагностика и лечение мозговых расстройств в будущем. Перспективные направления современных исследований. |
1(28) |
Лекция. | Работа с источниками. |
29-33 | Работа над творческими проектами учащихся. |
5 ч |
Консультации. | Подготовка к защите творческих проектов. |
34 | Итоговое занятие. Защита творческих проектов. |
1(34) |
Конференция. | Подведение итогов. |
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
Комментарии:
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
25 04 2025 13:34:20
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
24 04 2025 20:34:34
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
23 04 2025 13:30:10
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
22 04 2025 20:27:52
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
21 04 2025 9:11:33
Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....
20 04 2025 14:30:41
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
19 04 2025 6:38:25
На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам.
В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами.
...
18 04 2025 20:54:47
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
17 04 2025 22:53:32
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
16 04 2025 11:14:10
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
15 04 2025 2:29:26
Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....
14 04 2025 7:42:23
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
13 04 2025 3:44:35
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
12 04 2025 11:29:49
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
11 04 2025 9:13:33
Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....
10 04 2025 9:56:12
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
09 04 2025 22:35:19
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
08 04 2025 17:47:56
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
07 04 2025 0:29:26
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
06 04 2025 20:43:41
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
05 04 2025 11:29:40
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
04 04 2025 16:22:31
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
03 04 2025 14:28:23

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
02 04 2025 8:41:50
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
01 04 2025 19:32:14
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
31 03 2025 5:35:34
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
30 03 2025 6:50:31
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
29 03 2025 3:44:49
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании.
Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
...
28 03 2025 15:29:18
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
27 03 2025 16:22:51
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
26 03 2025 8:33:14
На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....
25 03 2025 9:13:22
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
24 03 2025 4:39:42
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
23 03 2025 15:44:24
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением.
...
22 03 2025 5:31:55
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
21 03 2025 6:11:54
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
20 03 2025 15:33:59
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
19 03 2025 14:20:34
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
18 03 2025 19:43:57
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
17 03 2025 14:52:10
В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....
16 03 2025 10:29:39
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
15 03 2025 19:56:37
Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа.
...
14 03 2025 9:47:11
Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....
13 03 2025 11:45:44
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
12 03 2025 12:50:25
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
11 03 2025 21:59:37
Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....
10 03 2025 18:45:49
В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом.
Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности
...
09 03 2025 7:43:52
Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....
08 03 2025 20:26:46
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
07 03 2025 23:17:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::