Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

Цель: выяснить сущность процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии.

Задачи:

  • сформировать знания об ароморфозах растений и животных;
  • научить правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развития жизни в мезозое;
  • продолжить формирование умений анализировать геохронологическую таблицу;
  • развивать навыки и умения работы с программами Microsoft Power Point, Microsoft Publisher;
  • прививать интерес к предметам биологии и информатики.

Подготовка к уроку.

  • Создание мультимедийной презентации.
  • Выпуск буклетов.
  • Подготовка сообщений.
  • Изготовление плаката.

Технические средства, используемые на уроке, и его оформление: компьютер, проектор, экран, выставка книг и макетов динозавров, плакат.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

1) Редакционная минута

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте сначала поднимем себе настроение.

Добавим бодрости немного
К уроку будет нам подмога

2) Тема, цели и задачи урока.

Слайд № 1

Сегодня вы, наверно, удивитесь
Так как интереснейшую тему:
“Развитие жизни в мезозойскую эру”
Мы постараемся рассмотреть теоретически,
Изложить материал поэтически.

Итак, сегодня я с Оксаной Анатольевной,
Используя программы современной технологии,
Преподнесем всю известную информацию
По данной теме – через презентацию.

Слайд № 2

– Цель нашего урока такова – выяснить сущность процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии. Откройте тетради, запишите число 30 ноября 2005 года и тему урока “Развитие жизни в мезозойскую эру”.

Слайд № 3

Истории развития всей жизни на Земле
Мы посвящаем уж не первый свой урок.
Ведь очень интересно знать Что? Как? и Где?
Происходило на планете.
Мы изучили уж архей, протерозой зона криптозоя,
И познакомились с одной из эр фанерозоя,
Что палеозоем называется,
Как древней жизни на Земле.
Периодами же является...
Кембрийский, ордовикский и силур,
А так же девон, карбон и пермский.
Вот и четвертая эра – мезозойская,
Явления ее пресмыкающиеся,
Те, которые процветали и вымирающие.
Это про них – фильм Спилберга – “Парк Юрского периода”,
Где воссозданы они, громадные,
Эти динозавры кровожадные.

II. Проблемный вопрос: "Куда исчезли динозавры?"

Слайд № 4

– Проблемный вопрос сегодняшнего урока “Куда исчезли динозавры?”, который мы попытаемся решить в ходе изучения темы. Этот вопрос волнует многих, на него пытались ответить пытливые умы науки. Вот сегодня и мы постараемся ответить на этот риторический вопрос.

Слайд № 5

– Но чтобы ответить на него, познакомимся с характеристикой мезозойской эры.

Слайд № 6

III. Слово учителя

– Эволюция органического мира, происходившая в палеозойскую эру, продолжалась в следующую мезозойскую эру, которая возникла 235 млн. лет назад и продолжалась 165 млн. лет.
Климатические особенности мезозоя восстановлены с достаточной полнотой: существовали обширные засушливые зоны, которые сменяются влажными в связи с расширением водного пространства. К концу мезозоя произошло похолодание. В течение этой эры характерно интенсивное горообразование, движение материков, обособление Мирового океана.

Слайд № 7

– Мезозойская эра подразделяется на три периода: триасовый, юрский и меловой. Органический мир мезозоя отличается от палеозоя. Господствующими животными являются пресмыкающиеся (ведь другое название мезозоя – эра рептилий, или динозавров), которые получили расцвет, господство, а также вымерли в течение этой эры. В конце мезозоя появляются насекомые, птицы и млекопитающие. Среди наземных растений расцвет получили голосеменные, которые сменяются цветковыми.

IV. Сообщение учащегося о первом периоде мезозойской эры

Слайд № 8, 9

Сообщение на тему: “Триасовый преиод”

– Триасовая система (период) (от греческого trios – троица), 1-я система мезозойской эратемы, соответствующая самому раннему периоду мезозойской эры геологической истории. Начался триасовый период 235 миллионов лет назад и продолжался 30–40 миллионов лет. Подразделяется на три отдела. Климат триасового периода сопровождается обширными песчаными пространствами, во впадинах образовались мелкие озёра. Климат засушливый, сглаживание температурных различий, начало движение материков. Основные полезные ископаемые триасового периода – угли, нефть, алмазы, уран, медно-никелевые руды. Для триасового периода характерно обновление морской и наземной флоры и фауны. Характерен расцвет пресмыкающихся, представителями которых являются черепахи, крокодилы, динозавры и костистые рыбы. В растительном мире преобладали папоротниковидные и хвощи.

V. Сообщение учащегося о втором периоде мезозоя.

Слайд № 10, 11, 12

Сообщение на тему: “Юрский период”

– Второй период мезозойской эры – Юра. Этот период назван по горе во Франции. Юрский период возник 190–195 млн. лет назад и продолжался 60 млн. лет. Тектоническая жизнь была интенсивнее, чем в триасе. Климат вначале влажный, сменяется засушливым. Движение континентов, формирование Атлантического океана. Австралия и Антарктида отделились от полуострова Индостана и образовался новый Индийский океан.
Фауна юры представлена динозаврами – властелинами планеты, которые завоевали три среды жизни: водную – ихтиозавры, наземную – хищные рептилии – альбертозавры и множество растительноядных рептилий, воздушную – плезиозавры и птеродактели. А также в морях расцвет получили головоногие моллюски.
Флора представлена папоротникообразными и голосеменными, которые в конце периода заняли господствующее значение.
Обратите внимание, в юрском периоде господствовали динозавры, которые обитали в воде, на суше и даже в воздушном пространстве.

VI. Слова О.А.Нишоновой. Работа с буклетами.

– Буклет является одним из образцов раздаточного дидактического материала, который позволит сделать наш учебный процесс более эффективным и разнообразным.
На ваших столах лежат красочные буклеты, которые выполнили ребята на уроке информатики, готовясь к сегодняшней теме.
Первая группа рассматривают буклет, рассказывающий о представителях водного мира; вторая – представители воздушной среды; третья – летающие динозавры.
Вам необходимо ознакомиться с содержанием буклета и рассказать нам с какими еще представителями юрского периода вы познакомились.

Учащиеся работают с буклетами:

  • Буклет № 1
  • Буклет № 2
  • Буклет № 3

Беседа.

– С какими представителями динозавров в глубинах теплых морей вы познакомились? (С криптоклейдом, стеноптеригием, брахиозаврами.)

– Назовите воздухоплавателей юрского периода. (Рамфоринх, птеранодон и птеродактиль.)

– Представьте удивительных ящеров суши. (Тираннозавр, барионикс, паразавролоф.)

VII. Физминутка (cлова С.С.Раковской)

Ну а сейчас расслабимся немножко,
Совсем чуть-чуть минуты на две, на три.
Мы проведем зарядку с вами,
Ведь нам, необходимо отдохнуть.

(Делаем упражнения для глаз – проводит О.А. Нишонова.)

VIII. Сообщение учащегося о третьем периоде мезозоя

Слайд № 13, 14

Сообщение на тему: “Меловой период”

– Третий период мезозойской эры – МЕЛОВОЙ. Меловой период назван в связи с образованием мела в морских отложениях того времени. Он возник из остатков раковин простейших животных – фораминифер. В течение мелового периода в результате изменений температурного режима происходило то расширение, то сужение климатических поясов. Существовавший, в начале раннемеловой эпохе значительный дефицитом влаги постепенно сменился обильным увлажнением в ее конце. Сильно увеличились площади с гумидным климата. Одновременно с этим произошло незначительное общее похолодание. В самом конце раннего мела произошло снижение температур на 2–3 градуса, и это незамедлительно сказалось на составе фауны. Похолодание привело к смещению климатической зональности, и в приполярных районах возник климат, сходный с современным умеренным климатом.
Наивысшего расцвета и разнообразия достигла флора в областях с тропическим влажным климатом. Склоны возвышенностей и низменности были покрыты густым пологом леса, весьма сходного с современными экваториальными лесами.
В течение позднего мела широкое развитие получили пресноводные моллюски с массивными раковинами. Большого разнообразия достигла фауна морских беспозвоночных, представленная головоногими, двустворчатыми и брюхоногими моллюсками, кораллами, фораминиферами, морскими ежами и лилиями.
Флора и фауна. Возникли сумчатые млекопитающие, насекомые достигали огромных размеров, в морях – костистые рыбы, расцвет получили цветковые растения, появились археоптериксы – как переходное звено между пресмыкающимися и птицами. В этом периоде существовали еще папоротники и динозавры, которые постепенно вымерли.

IX. Слово учителя

– Таким образом, в мезозойской эре произошли существенные изменения как в животном, так и в растительном мире, в результате изменений в климате. Вспомним проблемный вопрос “Куда исчезли динозавры?”. Можем ли мы ответить на него уже сейчас? (Нет)
Среди существенных изменений особенно поражает быстрое исчезновение с лица Земли мезозойских гигантов – динозавров. Что же явилось причиной гибели столь большой и разнообразной группы животных? Эта тема давно привлекает ученых и до сих пор не сходит со страниц книг и научных журналов. Существует несколько десятков гипотез и появляются новые. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Х. Сообщение учащегося

Слайд № 15

“Гипотезы исчезновения динозавров”

– Выдвигались две основные гипотезы исчезновения динозавров – падение кометы и глобальное похолодание.
В гибели динозавров часто обвиняли кометы, астероиды и метеориты. Сторонники этих гипотез утверждали, что крупное космическое тело врезалось в нашу планету и вызвало серию сильнейших взрывов.
Динозавры вымерли примерно 70 млн лет назад, причиной этого могло быть, и скорее всего так и было, изменение климата.
В меловом периоде Земля снова проходила возле центра нашей галактики. Это вызвало бурную вулканическую деятельность, активное движение материковых плит, изменение гравитационного поля и инверсию магнитных полюсов. Этого вполне достаточно, чтобы изменить климат. И это вполне могло убить ящеров. Большое тело действительно дольше теряет тепло, но оно же и дольше нагревается, если тепло утрачено. Даже если некоторые динозавры и обладали способностью сами вырабатывать какое-то количество тепла, все равно череда морозных ночей, перемежающихся короткими днями, могла отнять у большого динозавра столько тепла, что это оказывалось невосполнимо. А при пониженной температуре тела у него уже не хватало энергии двигаться и пастись. Так, стойкое похолодание, возрастающая континентальность климата, установление суровых зим могло привести к вымиранию крупных травоядных.
Существует так же множество предположений о том, как вымерли динозавры. Например: огромная туча окутала всю планету и вызвала похолодание, метеорит упал в океан и резко повысилась температура, поэтому динозавры вымерли от неимоверной жары.

XI. Слово учителя

– Мы попытались ответить на наш риторический вопрос, рассмотрев две гипотезы исчезновения динозавров – это падение метеорита и резкое (глобальное) похолодание.

Подводим общую черту о теме “Мезозоя”.
Узнали климат, возраст, его периоды,
А также характерных эре организмов.
И было очень интересно ответить на наш вопрос:
“Куда исчезли динозавры?”
Да, кстати, давайте обобщим мы все, что изучили.

XII. Работа с таблицей

Слайд № 16

Беседа по вопросам.

1. Назовите зон, в который относится мезозой. (Фанерозой.)

2. Криптозой представлен докембрием. А какие эры входят в него? (Архей и протерозой.)

3. Назовите периоды палеозоя. Сколько эта эра длилась? (Кембрий, ордовик, силур, девон, карбон и пермь.)

4. Назовите периоды мезозоя. Сколько продолжался мезозой? (Триас, юра, мел; 165 млн. лет.)

5. Назовите господствующих животных мезозоя. (Пресмыкающиеся или динозавры.)

XIII. Итог урока

Слово учителя

Раковская С.С.

– Вот мы с вами и выяснили, что процесс исторического развития животных и растений шел по пути ароморфозов. Так же познакомились с тремя периодами мезозоя, с их характерными особенностями климата и органического мира.

Нишонова О.А.

– Сегодня мы с вами убедились, что мультимедийные презентации используются для того, что бы выступающий смог на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.
Мы увидели два варианта использования программы Microsoft Power Point (см. Приложение)

1. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрация и данных.
2. Подготовка учениками презентации для сопровождения собственного доклада. Создавая сценарий презентации, необходимо определить конкретное количество слайдов, название каждого из них и определить основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах.

Правильно созданный сценарий презентации позволит успешно использовать ее не только при подготовке к урокам, но и при сдаче экзамена.

XIV. Домашнее задание

Слайд № 17.

– Откройте дневники, запишите домашнее задание:

1. Параграф 3.3, устно ответить на вопросы после параграфа.
2. Продолжить заполнение таблицы “Развитие жизни на Земле”.
3. Сообщение на тему: “Кайнозойская эра” (выполняют на уроке информатики, работая в MICROSOFT WORD).

Оценки за урок вставляются за:

  • сообщения;
  • буклеты;
  • работа на уроке.

– Так как у нас осталось время, Оксана Анатольевна и я, подготовили для вас небольшую викторину:

XV. Викторина (Слайд № 18)

XVI. Игра "Что? Где? Когда?" (Слайд № 19)

XVII. Игра "Умники и умницы" (Слайд № 20)

– Спасибо за урок. До свидания.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Формирование экологического сознания средствами урока биологии

Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

24 07 2021 19:31:58

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....

24 07 2021 1:59:39

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

24 07 2021 7:58:57

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

24 07 2021 6:23:20

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

24 07 2021 21:17:45

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. " Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

24 07 2021 15:49:25

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

24 07 2021 22:24:30

Тема урока: "Витамины"

Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...

24 07 2021 13:10:38

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

24 07 2021 21:13:36

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

24 07 2021 11:47:40

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский командный турнир"

Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

24 07 2021 18:49:33

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

24 07 2021 6:47:36

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

24 07 2021 17:51:41

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

24 07 2021 18:25:32

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует характер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

24 07 2021 15:43:56

За здоровый образ жизни. 8-й класс

Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

24 07 2021 0:27:31

Творческая роль естественного отбора

Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....

24 07 2021 17:41:58

Урок биологии по теме "Земноводные"

Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме « Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

24 07 2021 12:31:35

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

24 07 2021 15:25:24

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

24 07 2021 4:29:25

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

24 07 2021 19:20:27

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

24 07 2021 1:14:23

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы " Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

24 07 2021 12:57:40

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

Урок проводится в форме командного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы « Класс птицы». В результате игры выявляется команда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

24 07 2021 9:59:40

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

24 07 2021 17:13:11

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

Урок обобщения и систематизации знаний по темам " Кровообращение " и " Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

24 07 2021 9:51:13

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

24 07 2021 13:54:59

Дидактический материал на уроке биологии

У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

24 07 2021 16:44:14

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

24 07 2021 19:20:42

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой « Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением И К Т. ...

24 07 2021 20:51:12

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: " Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы " Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической практике. Практически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

24 07 2021 15:58:48

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

24 07 2021 20:37:51

«Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

На уроке учащиеся познакомятся с характерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

24 07 2021 5:32:19

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

24 07 2021 20:56:45

Значение водорослей в природе и жизни человека

Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

24 07 2021 16:17:12

Кровообращение (9-й класс)

На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность транспортной системы. ...

24 07 2021 8:33:49

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

24 07 2021 15:51:17

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

24 07 2021 18:30:21

Летние домашние работы учащихся

В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

24 07 2021 8:51:10

Эти загадочные Простейшие

В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

24 07 2021 15:24:16

Брейн-ринг "Членистоногие". 7-й класс

Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

24 07 2021 2:48:51

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

24 07 2021 6:17:49

Урок "Размножение и развитие организмов"

Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

24 07 2021 5:23:53

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

24 07 2021 4:57:12

Общая характеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём " Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

24 07 2021 7:19:13

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием И К Т и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

24 07 2021 11:43:25

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

24 07 2021 2:31:30

Митоз. Применение интерактивной мультипликации на уроках биологии

Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

24 07 2021 11:49:29

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

24 07 2021 23:33:33

День биологического многообразия

Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из геймов. В каждом гейме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

24 07 2021 8:35:15

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)