Электромагнитное излучение и человек > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Электромагнитное излучение и человек

Тема: «Электромагнитное излучение и человек»/

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися причин и сущности понятия «электросмога», осмысление последствий проблемы электромагнитного излучения; познакомить с источниками электромагнитного излучения антропогенного происхождения;
    • сформировать у учащихся представление о наиболее уязвимых для ЭМИ органах и системах органов человека,
    • познакомить со способами профилактики заболеваний, вызванных ЭМИ
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи,
  • Воспитательные:
    • создать условия для формирования у учащихся сознательного отношения к проблемам загрязнения окружающей среды,
    • воспитание у учащихся чувства необходимости заботы о собственном здоровье.
    • способствовать развитию умения работать в группе, развивать взаимоуважение между партнерами, понимание и взаимодействие между детьми.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).

Методы обучения: исследовательский, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Подготовительная работа: учащихся проводят социологический опрос трех возрастных групп (учащихся 5–8 классов, 9–11 классов, взрослых), анализируют полученные результаты. (Приложение 1).

Средства обучения:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Мультимедийная презентация (Приложение 2).
  • Задания для самостоятельной работы (Приложение 3).
  • Буклет (Приложение 4).

Этапы урока:

1. Вступление.
2. Основная часть:
      2.1. Источники электромагнитного загрязнения.
          2.1.1.Практическое задание 1.
      2.2. Электросмог и его влияние на здоровье человека.
          2.2.1. Практическое задание 2.
      2.3. Мобильный телефон.
          2.3.1. Результаты опроса.
          2.3.2. Рекомендации по использованию телефона.
      2.4. Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье.
          2.4.1. Практическое задание 3.
      2.5. Мелатонин – «гормон вечной молодости» и гормон сна.
3. Заключительная часть.

ХОД УРОКА

1. Вступление:

Часто на вопрос «Почему у тебя такое плохое настроение?» можно услышать ответы типа «Голова болит, наверное «на погоду»».
Вопрос: А действительно может ли погода повлиять на самочувствие? (Да, нет).  Так может каждый день нужно начинать с просмотра погоды? Давайте посмотрим, какую погоду на сегодня нам обещают синоптики (Просмотр записи прогноза погоды, записанного накануне урока, который можно дополнительным слайдом вставить в презентацию).
Вопрос: Ребята,  как вы думаете, какое настроение и самочувствие ждет нас сегодня? (Хорошее, потому что тепло, погода хорошая).
Вопрос: А зачем в прогнозе погоды прозвучало сообщение об магнитных бурях? (Некоторые люди плохо чувствуют себя в эти дни).
А виновато в этом электромагнитное солнечное излучение. Поэтому, если у вас иногда плохое самочувствие или без причины нет настроения, виноватыми в этом могут быть электромагнитные волны. По прогнозу погоды сегодня магнитных бурь нет, а значит, я надеюсь, что и настроение у вас сегодня будет хорошее.
На этом уроке «Электромагнитное излучение и человек», мы разберемся в вопросах влияния электромагнитных волн на здоровье человека, а эпиграфом к уроку я взяла слова «Предупрежден – значит вооружен» (слайд 2).

2. Основная часть: (слайд 2)

Наша планета защищена от солнечного ветра собственным электромагнитным полем. Это поле, возможно, оказало влияние на эволюцию живых существ. У человека за многовековую историю человечества выработались  механизмы адаптации к ЭМ излучению, которые могут давать сбои во время магнитных бурь. С развитием цивилизации естественные ЭМ поля дополнились различными полями и излучениями антропогенного происхождения. Основными источниками ЭМ полей антропогенного происхождения являются (слайд 3):

– теле- и радиостанции,
– средства радиолокации и радиосвязи,
– ЛЭП, энергетические и энергоемкие установки,
– городской электротранспорт.

Человек с помощью радиотехнических и радиоэлектронных приборов создал невидимую ЭМ паутину. И чем больше мы окружаем себя благами цивилизации, тем важнее становится для нас узнать о том, как действуют эти поля на организм человека.

Задание 1 (слайд 4)

Изучите приведенные в таблице данные. Найдите районы наибольшей и наименьшей напряженности ЭМИ. Рассчитайте, во сколько раз изменится ЭМ фон при перемещении человека

  1. Из Троице-Лыково в Строгино,
  2. С Ленинградского шоссе на Кутузовский проспект,
  3. Из пригорода на улицу Народного ополчения.

Ответы: Наибольшее излучение на улице Народного ополчения, наименьшее – вне города.

Максимальное значение уровня излучения на ул. Народного ополчения не является неожиданностью. Ведь рядом расположен Октябрьский радиопередающий центр.

Ответы: 1 – увеличится в 4 раза, 2 – в 3 раза, 3 –  в 9 раз.

Вопрос: Посмотрите еще раз на таблицу, разница в величине напряженности ЭМИ даже в пределах 500 метров (от Троице-Лыково до ул. Твардовского) меняется в 4 раза. Предположите, как эти изменения могут отразиться на человеке? (Он может чувствовать недомогание).

Передвигаясь по городу человек в течение короткого времени попадает в зоны с различной напряженностью поля, а это значит, что у человека должны каждый раз срабатывать  механизмы адаптации. Очевидно, что такой режим для организма человека не является естественным, а значит, может быть опасен.

Возвращаясь домой, мы попадаем в среду, в которой чувствуем себя комфортно. Здесь мы можем отдохнуть от уличной суеты, шума города. Но не думайте, что вы одни в квартире. Дома мы сразу же включаем телевизор, музыкальный центр, компьютер, микроволновую печь и чайник. А это означает, что вместе с нами дома появляется ЭМ поле.

Электромагнитные поля закрытых помещений называют электросмогом (слайд 5). Если бы мы могли видеть ЭМ волны, то любая наша комната выглядела бы примерно так, как на этом слайде (см. слайд 5). Если электромагнитное поле Земли, к которому более или менее адаптировался за многовековую историю, во время солнечных бурь может вызвать недомогание, то представьте, какое воздействие на организм оказывает электросмог.

Ученые установили наиболее уязвимые для электросмога системы органов человека (слайд 6):

  • общее состояние, самочувствие человека, которое проявляется в нарушении концентрации внимания, головными болями, головокружениями;
  • со стороны нервной системы может появиться легкое дрожание пальцев, склонность к потению, неврастении;
  • сердечнососудистая система  – нестабильность пульса и давления;
  • иммунная, эндокринная и половая системы.

Считается, что электросмог является главной причиной  «синдрома хронической усталости»,  количество людей с таким диагнозом исчисляется миллионами, и с каждым годом их количество будет расти, особенно в развитых странах. Давайте выясним, где же мы больше всего подвергаемся действию электросмога.

Задание 2 (слайд 7)

Где мы больше всего подвергаемся действию электросмога? Вам предлагается 4 места пребывания человека – место отдыха, кухня, рабочее место и спальня. Попробуйте определить, где больше всего человек подвержен влиянию ЭМИ. Для выполнения задания воспользуйтесь таблицей.

Вопрос: Как вы расположили места пребывания человека? Какое место в квартире, по вашему мнению, самое неблагоприятное? Почему?
А теперь давайте сравним ваши результаты с мнением ученых (слайд 8): на 4 месте – рабочее место, на 3 месте – кухня, на 2 – место отдыха, на 1 – спальня. Спальня оказалась на первом месте, т.к. треть жизни мы проводим во сне. При этом в непосредственной близости от себя мы располагаем будильник, ночник, телевизор, телефон. За или под кроватью обязательно лежит удлинитель или выпрямитель. Т.е. мы добровольно окутываем свое спальное место электросмогом. И так продолжается годами, иногда даже десятилетиями. Поэтому запомните, что кровать должна стоять не ближе 10 см от стены, и желательно убрать подальше все лишние электроприборы (даже расстояние в 30 см может вас защитить от ЭМИ прибора).

Вопрос: А какими  приборами чаще всего пользуетесь вы? (Мобильный телефон и компьютер)

В последнее время все чаще в периодической печати, по радио и телевидению обсуждается вопрос о вреде мобильных телефонов.

Вопрос: А как вы считаете, вреден ли для здоровья человека мобильник? (Да; нет; да, если долго пользоваться)

Несколько учащихся вашего класса провели опрос. Давайте познакомимся с полученными результатами (слайд 9, выступление ученика с отчетом о проделанной работе).
Как же на эту проблему смотрят ученые? Ученые признают, что достоверных данных о вреде мобильных телефонов у них нет, так же как и нет данных об их безопасности.  Например, Европейский союз  выделил на 10-летнюю программу по исследованию воздействия мобильных телефонов на человека около 1млрд.?. А пока ведутся исследования, я предлагаю вам несколько рекомендаций:

  • суммарное время суточного разговора ограничьте 15 минутами,
  • продолжительность 1 разговора  – 3 минуты,
  • интервал между разговорами – 30 минут.

Компьютер – это еще один прибор, который в последнее время получил широкое распространение. Вот и сегодня мне помогает проводить урок мой друг компьютер. Однако нужно знать правила работы с ним, иначе это может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье.

Задание 3 (слайд 10)

Изучите данные таблицы. Найдите нарушения связанные с воздействием ЭМ поля. Какая система органов наиболее подвержена влиянию ЭМ излучения компьютер?

Ответ: повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна. Наиболее подвержена нервная система.

Вопрос: А какие нарушения, из перечисленных выше, доставляют человеку больше всего неприятностей?

Это нарушение сна. Недаром в Древнем Китае существовала  казнь путем лишения сна. Каким образом электромагнитное излучение нарушает сон? Для этого нужно вспомнить способы регуляции сна.

Вопрос: Какие виды регуляции есть в организме человека? (Нервная и гуморальная)

Как известно, в организме человека все процессы регулируются двумя способами  – нервным и гуморальным, которые взаимосвязаны. Гуморальная регуляция сна осуществляется гормоном, который вырабатывается в эпифизе (слайд 11). Это гормон мелатонин.  Два года назад этот гормон стал в Америке хитом продаж, т.к. оказалось, что мелатонин может замедлять старение, укреплять здоровье. За это его еще назвали «гормоном вечной молодости». Вот несколько рекомендаций для тех, кто хочет крепко спать по ночам и сохранить свою молодость как можно дольше (слайд 11):

  1. Следите за уровнем ЭМИ. ЭМ поля отрицательно влияют на работу эпифиза. По возможности ограничьте повседневный контакт с полями.
  2. Уважайте суточные циклы. Наши предки рано ложились и на рассвете вставали. Появление электричества позволило нам продолжать активную жизнь намного дольше, иногда даже за полночь. Может нас это и устраивает, но природа против этого. Исследования показали, что у людей, которые рано ложатся спать (около 10 часов вечера) и встает рано, производится наибольшее количество мелатонина и чувствуют они себя более энергичными и работоспособными.
  3. Ешьте пищу богатую мелатонином. Это овес, кукуруза, рис, ячмень, а также помидоры и бананы. Съешьте эти продукты примерно за час до сна. И вы почувствуете их усыпляющий эффект.
  4. Ешьте пищу богатую углеводами. Они также вызывают повышение уровня мелатонина в организме.
  5. Не забывайте о витаминах, например В3 и В6 могут повышать уровень мелатонина. В3 содержится в кураге, семечках подсолнечника, цельных зернах пшеницы и ячменя, а витамина В6 (от его недостатка больше всего страдают люди пожилого возраста) –  в цельных зернах пшеницы, моркови, лесных орехах, а также в креветках и лососевых рыбах. Те кто предпочитает употреблять аптечные витамины, должны знать, что В6 лучше принимать в первой половине дня (он сначала вызывает возбуждающее действие и может перебить сон). Витамин В3 лучше принимать вечером вместе с кальцием и магнием

И не бойтесь электромагнитного излучения, ведь если предупрежден – значит защищен (слайд 12)…

…Хочу я пожелать вам на прощанье
Беречь здоровье, ведь здоровье – дар.
Дарю брошюру вам, чтоб сохранились знания.
Надеюсь, пригодится в жизни вам…



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок-путешествие "Грибы вокруг нас". 6-й класс

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....

20 09 2021 0:57:47

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

Урок по теме " Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

20 09 2021 4:56:42

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и неблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

20 09 2021 21:51:56

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

20 09 2021 14:50:44

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике « Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

20 09 2021 11:44:26

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

20 09 2021 14:43:21

Урок на тему "Происхождение человека"

Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

20 09 2021 6:53:47

Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"

Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и практические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. ...

20 09 2021 2:21:37

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

20 09 2021 10:54:24

Механизм вдоха и выдоха

Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

20 09 2021 4:54:14

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы « Река моего детства», « Живи родник», « Первоцветы», краеведческие исследования « Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

20 09 2021 2:50:11

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

20 09 2021 8:31:32

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина " Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

20 09 2021 7:58:31

Значение дыхания. Органы дыхания

Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

20 09 2021 3:41:22

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

20 09 2021 5:16:52

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

20 09 2021 6:30:57

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

20 09 2021 23:52:46

Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"

На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание. Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм. В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма. Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения. ...

20 09 2021 23:18:47

Строение и функции кожи. 8-й класс

Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

20 09 2021 6:43:51

Экологическая и потребительская грамотность

Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

20 09 2021 17:37:59

Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"

На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...

20 09 2021 14:24:39

Лекарственные и редкие растения Камчатки

Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

20 09 2021 8:12:48

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

20 09 2021 14:47:44

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке

Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....

20 09 2021 5:43:42

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

20 09 2021 6:12:17

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

20 09 2021 20:10:19

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....

20 09 2021 2:21:11

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

20 09 2021 7:58:16

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме " Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

20 09 2021 5:25:34

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

20 09 2021 10:13:24

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры " Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами М О У Д О Д Ц Д О Д " Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

20 09 2021 10:20:21

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

20 09 2021 14:46:17

Биосфера. Свойства, границы, состав и функции биосферы

Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....

20 09 2021 18:54:52

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

20 09 2021 12:35:29

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

20 09 2021 20:38:34

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

20 09 2021 7:43:20

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-практических конференций в гимназии № 1. ...

20 09 2021 14:37:43

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

20 09 2021 14:57:57

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М. В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

20 09 2021 23:45:13

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

20 09 2021 8:54:47

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опорно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

20 09 2021 20:45:54

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

20 09 2021 18:50:44

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

20 09 2021 16:53:33

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

Обобщить и закрепить знания по теме « Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

20 09 2021 10:15:34

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

Факультативный курс « Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

20 09 2021 4:56:41

Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"

В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...

20 09 2021 7:21:39

Внутреннее строение листьев

Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

20 09 2021 5:42:24

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интерактивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

20 09 2021 23:34:37

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации У В П овладеть понятийным аппаратом? Авторская « Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема « Матрица» на разных этапах урока....

20 09 2021 18:20:48

Экологическая сказка "Маша и цветы"

Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

20 09 2021 1:22:46

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)