Тема урока "Класс Птицы"
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с изменениями во внешнем и
внутреннем строение птиц связанными с полетом;
- Развивающие:
совершенствовать умения школьников проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжить формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. Умения работать в группах.- Воспитательные:
привитие бережного отношения к пернатым как важного компонента среды обитания.
Оборудование: чучело птиц, таблица “Тип Хордовые. Класс Птиц”. Таблицы для графопроэктора карточки с заданиями.
<Приложение>
Ход урока
I. Организационный момент
Вопросы:
- С каким классом живых организмов мы познакомились на прошлом уроке? (С классом пресмыкающихся.)
- Какую среду обитания занимают животные данного класса? (Наземно-воздушную в основном.)
Мы знаем что, любое животные приспосабливаются к своей среде обитания.
1) Рассказать какие появились приспособления во внешнем облике у Пресмыкающихся в связи с наземной средой обитания?
Обитают на суше в связи с этим у них кожа сухая покрыта роговыми чешуями. На кончиках пальцев роговые чешуи превращены в когти. Роговой покров препятствует росту, поэтому они линяют до 5 раз за лето. Голова впереди заострена, на конце морды пара ноздрей. Обоняние пресмыкающихся развито лучше, чем у земноводных. Глаза защищены 3-м веком, при помощи которого поверхность глаза увлажняется. Позади глаз находится баpaбанная перепонка, слух очень чуткий.
2) Рассказать какие появились приспособления во внутреннем строении у Пресмыкающихся в связи с наземной средой обитания?
- Скелет.
3) Какие произошли изменения в размножении в связи с выходом на сушу?
В отличие от земноводных ящерицы размножаются на суше, оплодотворение у них внутреннее. Пресмыкающиеся откладывают яйца, которые имеют желток- запас питательных веществ для зародыша, белок для построения будущего организма. Снаружи яйцо покрыто кожистой оболочкой для защиты развивающего зародыша.
4) Перечислите основные отряды класса Пресмыкающихся? Отряды: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.
5) Каких животных данного класса мы встречаем в нашей местности? Круглоголовка, прыткая ящерица, агама, песчаный удавчик, гадюка, щитомордник, стрелка, ужи, варан серый.
А каких еще вы знаете животных, которые занимают тоже наземно-воздушную среду обитания, но в отличие от пресмыкающихся они способны к полету. (Это Птицы.)
(Видео). Класс Птиц самый многочисленный класс наземных позвоночных. Он включает в себя высокоорганизованных животных, приспособленных к полету, их передние конечности превращены в крылья.
Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Признаками, доказывающими, происхождение птиц от древних пресмыкающихся является: отсутствие кожных желез, наличие хорошо различимых чешуи на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти, а так же палеонтологические доказательства - археоптерикс, совмещавшая в себе признаки, как пресмыкающихся так и птиц. В связи с тем, что птицы передвигаются по земле на 2-х ногах и способны к полету, они обладают рядом прогрессивных признаков, отсутствующие у рептилий.
Задача урока “Определить приспособления во внешнем и внутреннем строении птиц в связи с полетом”.
Обратите внимание на чучело птицы. И так каковы внешние признаки птиц в связи с полетом?
- Обтекаемая форма тела. (Когда птица летит, она вытягивает голову вперед, а лапы назад или прижимают их к себе.)
- Перьевой покров, состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых (коллекция перьев на столах у учащихся). Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Обеспечивают полет птицы. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того пуховые, осуществляющие теплоизоляцию. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.
Не только внешний облик способствует к полету птиц, но происходят изменения внутренних систем органов.
Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте разобьемся на группы. Каждая группа получает свое задание. (Работа выполняется учащимися в группах по учебнику М.А. Козлова Биология. Животные. 7–8 класс. М.: “Просвещение”)
I группа. Найти изменения в опopно-двигательной системе птиц в связи с полетом. (§54, стр.146-148, используют рисунок1)
II группа. Найти изменения в пищеварительной системе птиц в связи с полетом. (§55, стр.149-150, рисунок 2)
III группа. Найти изменения в дыхательной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр.150, рисунок 3)
IV группа. Найти изменения в кровеносной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр. 150, рисунок 4)
V группа. Найти изменения в выделительной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр. 150, рисунок 5)
VI группа. Найти изменения в нервной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр.151, рисунок 6)
VII группа. Найти изменения в пoлoвoй системе птиц в связи с полетом. (§ 56, стр. 152–153, рисунок 5)
Учащиеся готовятся в течение 10 мин.в группах. При ответе один ученик рассказывает и показывает по схеме, выведенной через графопроэктор на доску (схемы на рисунках и на доске совпадают) (смотри фото) другой делает запись на доске.
№ п/п |
Системы органов |
Особенности приспособления |
1. |
Опоры и движения |
Скелет легкий, прочный. Челюсти беззубые. Шейный отдел позвоночника длинный, позвонки седловидной формы, поэтому голова поворачивается на 180º. Появление новой кости киль – разросшаяся гpyдина. Видоизменения передней конечности на крыло, редукция мелких костей в крыле. Срастание тазовых костей. В задней конечности различают бедро, голень, цевку (сросшиеся мелкие кости стопы) и пальцы. Развиты мышцы - большие парные грудные (опускание крыла), подключичные (поднятие крыла). Развиты мышцы ног. |
2. |
Пищеварительная система |
Отсутствие челюсти и зубов. Отдел пищевода – зоб (временное запасание пищи). Желудок из двух отделов железистого и мускульного ( где происходит перетирание пищи). Процесс переваривания быстрый. Тонкий кишечник длинный, толстый кишечник короткий, переходит в клоаку. |
3. |
Дыхательная система |
Легкие более ячеистые. Имеются воздухоносные мешки, которые участвуют в двойном дыхании птицы, от перегрева организма при полете, облегчают организм птицы. |
4. |
Кровеносная система |
1) Сердце 4-х камерное, 2 предсердия и 2 –желудочка ( стенки желудочков утолщены). 2) Учащенное сердцебиение - 550 ударов в минуту в полете, в покое – 156 ударов. |
5. |
Нервная система и органы чувств |
Развиты отделы мозга. Мозжечок больше так, как он – центр координации и согласованности движений. Большие полушария - сложное поведение. Развиты зрительные бугры среднего мозга – качество зрения при полете, особенно у хищных. |
6. |
Выделительная система |
Парные почки с помощью мочеточников выводят выделения в клоаку. Мочевого пузыря нет. |
7. |
Пoлoвая система |
Пoлoвые железы парные. У самцов – семенники, самочек – яичники. Правый яичник недоразвит. Оплодотворение внутреннее. Яйца откладываются через промежуток времени. |
И так мы с вами увидели изменения, происходящие в организме птиц в связи с полетом.
Закрепление.
- Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в прострaнcтве?
- Какие особенности в строении птиц позволяет считать, что их предками являются древние пресмыкающие.
Домашнее задание. Подготовить вопросы § 27, до Пингвины. Оценки. Каждая группа учащихся составляет по исследованной теме опopный конспект с рисунком по системе органов. (В дальнейшем учитель эти опopные конспекты использует при объяснение темы эволюция систем органов.)
<Приложение>
Комментарии:
Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций.
...
25 04 2025 10:28:26
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
24 04 2025 19:52:11
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
23 04 2025 2:15:13
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
22 04 2025 5:37:55
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
21 04 2025 22:16:53
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
20 04 2025 8:59:14
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
19 04 2025 9:49:38
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
18 04 2025 16:55:52
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
17 04 2025 1:40:20
Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....
16 04 2025 0:26:36
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
15 04 2025 12:22:44
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
14 04 2025 22:53:18
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
13 04 2025 6:23:28
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
12 04 2025 8:16:19
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
11 04 2025 8:49:38

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
10 04 2025 7:31:37
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
09 04 2025 5:25:38
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
08 04 2025 17:32:55

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
07 04 2025 8:52:38
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
06 04 2025 6:30:41
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
05 04 2025 13:49:59
Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика.
...
04 04 2025 14:26:52
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
03 04 2025 4:55:48
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
02 04 2025 4:55:37
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
01 04 2025 5:42:54
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
31 03 2025 18:59:24
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
30 03 2025 8:44:28
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
29 03 2025 12:47:11
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
28 03 2025 2:32:21
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
27 03 2025 11:51:53

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
26 03 2025 4:10:21
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
25 03 2025 22:46:32
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью.
...
24 03 2025 4:19:17
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
23 03 2025 3:15:26
Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки.
...
22 03 2025 15:49:11

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
21 03 2025 20:43:29
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
20 03 2025 3:50:35
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
19 03 2025 17:11:50
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
18 03 2025 22:12:47
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
17 03 2025 12:25:31

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
16 03 2025 1:26:29
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
15 03 2025 7:27:14
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
14 03 2025 11:40:19
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
13 03 2025 11:30:11

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
12 03 2025 16:14:41
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
11 03 2025 8:23:28
На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....
10 03 2025 21:58:53
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
09 03 2025 3:32:38
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
08 03 2025 0:23:56
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
07 03 2025 2:10:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::