Тема урока "Класс Птицы"
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с изменениями во внешнем и
внутреннем строение птиц связанными с полетом;
- Развивающие:
совершенствовать умения школьников проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжить формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. Умения работать в группах.- Воспитательные:
привитие бережного отношения к пернатым как важного компонента среды обитания.
Оборудование: чучело птиц, таблица “Тип Хордовые. Класс Птиц”. Таблицы для графопроэктора карточки с заданиями.
<Приложение>
Ход урока
I. Организационный момент
Вопросы:
- С каким классом живых организмов мы познакомились на прошлом уроке? (С классом пресмыкающихся.)
- Какую среду обитания занимают животные данного класса? (Наземно-воздушную в основном.)
Мы знаем что, любое животные приспосабливаются к своей среде обитания.
1) Рассказать какие появились приспособления во внешнем облике у Пресмыкающихся в связи с наземной средой обитания?
Обитают на суше в связи с этим у них кожа сухая покрыта роговыми чешуями. На кончиках пальцев роговые чешуи превращены в когти. Роговой покров препятствует росту, поэтому они линяют до 5 раз за лето. Голова впереди заострена, на конце морды пара ноздрей. Обоняние пресмыкающихся развито лучше, чем у земноводных. Глаза защищены 3-м веком, при помощи которого поверхность глаза увлажняется. Позади глаз находится баpaбанная перепонка, слух очень чуткий.
2) Рассказать какие появились приспособления во внутреннем строении у Пресмыкающихся в связи с наземной средой обитания?
- Скелет.
3) Какие произошли изменения в размножении в связи с выходом на сушу?
В отличие от земноводных ящерицы размножаются на суше, оплодотворение у них внутреннее. Пресмыкающиеся откладывают яйца, которые имеют желток- запас питательных веществ для зародыша, белок для построения будущего организма. Снаружи яйцо покрыто кожистой оболочкой для защиты развивающего зародыша.
4) Перечислите основные отряды класса Пресмыкающихся? Отряды: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.
5) Каких животных данного класса мы встречаем в нашей местности? Круглоголовка, прыткая ящерица, агама, песчаный удавчик, гадюка, щитомордник, стрелка, ужи, варан серый.
А каких еще вы знаете животных, которые занимают тоже наземно-воздушную среду обитания, но в отличие от пресмыкающихся они способны к полету. (Это Птицы.)
(Видео). Класс Птиц самый многочисленный класс наземных позвоночных. Он включает в себя высокоорганизованных животных, приспособленных к полету, их передние конечности превращены в крылья.
Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Признаками, доказывающими, происхождение птиц от древних пресмыкающихся является: отсутствие кожных желез, наличие хорошо различимых чешуи на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти, а так же палеонтологические доказательства - археоптерикс, совмещавшая в себе признаки, как пресмыкающихся так и птиц. В связи с тем, что птицы передвигаются по земле на 2-х ногах и способны к полету, они обладают рядом прогрессивных признаков, отсутствующие у рептилий.
Задача урока “Определить приспособления во внешнем и внутреннем строении птиц в связи с полетом”.
Обратите внимание на чучело птицы. И так каковы внешние признаки птиц в связи с полетом?
- Обтекаемая форма тела. (Когда птица летит, она вытягивает голову вперед, а лапы назад или прижимают их к себе.)
- Перьевой покров, состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых (коллекция перьев на столах у учащихся). Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Обеспечивают полет птицы. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того пуховые, осуществляющие теплоизоляцию. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.
Не только внешний облик способствует к полету птиц, но происходят изменения внутренних систем органов.
Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте разобьемся на группы. Каждая группа получает свое задание. (Работа выполняется учащимися в группах по учебнику М.А. Козлова Биология. Животные. 7–8 класс. М.: “Просвещение”)
I группа. Найти изменения в опopно-двигательной системе птиц в связи с полетом. (§54, стр.146-148, используют рисунок1)
II группа. Найти изменения в пищеварительной системе птиц в связи с полетом. (§55, стр.149-150, рисунок 2)
III группа. Найти изменения в дыхательной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр.150, рисунок 3)
IV группа. Найти изменения в кровеносной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр. 150, рисунок 4)
V группа. Найти изменения в выделительной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр. 150, рисунок 5)
VI группа. Найти изменения в нервной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр.151, рисунок 6)
VII группа. Найти изменения в пoлoвoй системе птиц в связи с полетом. (§ 56, стр. 152–153, рисунок 5)
Учащиеся готовятся в течение 10 мин.в группах. При ответе один ученик рассказывает и показывает по схеме, выведенной через графопроэктор на доску (схемы на рисунках и на доске совпадают) (смотри фото) другой делает запись на доске.
№ п/п |
Системы органов |
Особенности приспособления |
1. |
Опоры и движения |
Скелет легкий, прочный. Челюсти беззубые. Шейный отдел позвоночника длинный, позвонки седловидной формы, поэтому голова поворачивается на 180º. Появление новой кости киль – разросшаяся гpyдина. Видоизменения передней конечности на крыло, редукция мелких костей в крыле. Срастание тазовых костей. В задней конечности различают бедро, голень, цевку (сросшиеся мелкие кости стопы) и пальцы. Развиты мышцы - большие парные грудные (опускание крыла), подключичные (поднятие крыла). Развиты мышцы ног. |
2. |
Пищеварительная система |
Отсутствие челюсти и зубов. Отдел пищевода – зоб (временное запасание пищи). Желудок из двух отделов железистого и мускульного ( где происходит перетирание пищи). Процесс переваривания быстрый. Тонкий кишечник длинный, толстый кишечник короткий, переходит в клоаку. |
3. |
Дыхательная система |
Легкие более ячеистые. Имеются воздухоносные мешки, которые участвуют в двойном дыхании птицы, от перегрева организма при полете, облегчают организм птицы. |
4. |
Кровеносная система |
1) Сердце 4-х камерное, 2 предсердия и 2 –желудочка ( стенки желудочков утолщены). 2) Учащенное сердцебиение - 550 ударов в минуту в полете, в покое – 156 ударов. |
5. |
Нервная система и органы чувств |
Развиты отделы мозга. Мозжечок больше так, как он – центр координации и согласованности движений. Большие полушария - сложное поведение. Развиты зрительные бугры среднего мозга – качество зрения при полете, особенно у хищных. |
6. |
Выделительная система |
Парные почки с помощью мочеточников выводят выделения в клоаку. Мочевого пузыря нет. |
7. |
Пoлoвая система |
Пoлoвые железы парные. У самцов – семенники, самочек – яичники. Правый яичник недоразвит. Оплодотворение внутреннее. Яйца откладываются через промежуток времени. |
И так мы с вами увидели изменения, происходящие в организме птиц в связи с полетом.
Закрепление.
- Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в прострaнcтве?
- Какие особенности в строении птиц позволяет считать, что их предками являются древние пресмыкающие.
Домашнее задание. Подготовить вопросы § 27, до Пингвины. Оценки. Каждая группа учащихся составляет по исследованной теме опopный конспект с рисунком по системе органов. (В дальнейшем учитель эти опopные конспекты использует при объяснение темы эволюция систем органов.)
<Приложение>
Комментарии:
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
24 08 2025 10:21:20
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент.
Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий.
На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков.
...
23 08 2025 16:10:47
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
22 08 2025 0:54:26
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
21 08 2025 7:28:43
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
20 08 2025 12:20:28
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
19 08 2025 14:49:14
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний.
...
18 08 2025 22:56:20
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
17 08 2025 4:20:25
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
16 08 2025 6:54:29
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
15 08 2025 0:26:24
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
14 08 2025 2:59:28
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов.
...
13 08 2025 2:14:34
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
12 08 2025 16:58:23
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
11 08 2025 10:43:58
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
10 08 2025 14:24:17
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
09 08 2025 1:17:42
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
08 08 2025 8:13:33
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
07 08 2025 15:21:59
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
06 08 2025 12:34:32
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
05 08 2025 4:35:17
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
...
04 08 2025 22:25:53
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
03 08 2025 9:29:45
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики",
при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека".
При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе.
...
02 08 2025 15:22:15
Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....
01 08 2025 2:52:47
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
31 07 2025 4:27:30
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
30 07 2025 5:20:31
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
29 07 2025 6:10:32
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
28 07 2025 3:20:22
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
27 07 2025 12:27:43
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
26 07 2025 22:44:38
На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....
25 07 2025 12:59:58
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
24 07 2025 18:47:25
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
23 07 2025 10:36:17
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
22 07 2025 1:33:12
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
21 07 2025 10:42:20
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
20 07 2025 14:25:43
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
19 07 2025 3:28:41
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
18 07 2025 5:37:32
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
17 07 2025 20:38:45
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
16 07 2025 21:45:39
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
15 07 2025 19:57:30
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
14 07 2025 20:36:14
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья.
...
13 07 2025 15:49:49
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
12 07 2025 12:18:34
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
11 07 2025 15:40:34
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
10 07 2025 9:41:58

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
09 07 2025 11:25:12
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
08 07 2025 9:53:45
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
07 07 2025 15:54:25
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека.
...
06 07 2025 18:23:35
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::