Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"
Цели общешкольного мероприятия:
- Формирование образцов безопасного поведения у детей и подростков.
- Формирование высокой самооценки, осознанное принятия решений, умение сказать нет и противостоять негативному внешнему влиянию.
- Улучшить знание школьников и также умело использовать их в различных жизненных ситуациях.
- Пропаганда ценностей семейной жизни, воздержание от раннего начала пoлoвoй жизни и сохранение верности своему партнеру, отказ от употрeбления наркотиков.
План мероприятия:
- Вступительное слово учителя 5 мин.
- Просмотр учебного фильма 16 мин.
- Обсуждение 7 мин.
- Ролевая игра 5 мин.
- Минилекция 10 мин.
- Анкетирование 5 мин.
- Обобщение 2 мин.
В начале занятия необходимо объяснить учащимся цели занятия, остановить внимание на том, что они, возможно, уже владеют какой-либо информацией о том, что же такое СПИД и как он проявляется, и могут ее использовать в течение проводимого мероприятия. На доске: словарь со значением терминов, плакаты, рисунки.
Всё мероприятие построено на основе Презентации.
1 декабря – Международный день борьбы со СПИДом.
1. Добрый день. 1-е декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом. А это значит, что в этот день во всем мире проводятся мероприятия направленные на то, что бы донести до молодежи всю глубинность проблемы под названием СПИД. Эпидемия ВИЧ-инфекции продолжает развиваться быстрыми темпами, и Украина не исключение.
По данным Министерства здравоохранения Украины на 13.10.2012года в Украине 306470 людей инфицированных ВИЧ, а это 1,1% населения страны. Ежедневно диагноз ВИЧ – инфицирование ставится почти 60 жителям Украины.
Что же это за инфекция, угрожающая жизни человека? (вопрос присутствующим: что они слышали о ВИЧ/СПИДе; все версии выписываются на доске, а во время лекции выясняется что правда, что – домыслы).
Сегодня мы выясним:
что такое ВИЧ/СПИД;
механизм проникновения ВИЧ-инфекции в организм человека;
пути передачи ВИЧ
2. Видеоролик: “Обучающий видеоролик о ВИЧ/СПИДе популярным языком в картинках”. http://www.lenoblspid.ru/1068
3. Что такое – ВИЧ/СПИД?
Учитель: Просмотрев видеоролик, вы узнали, что такое ВИЧ-инфекция, что такое СПИД. А сейчас давайте еще раз повторим. На сцену выходят учащиеся с табличками в руках, на которых написаны заглавные буквы. Вместе с залом повторяем их значение. Учащиеся – это агитбригада, пропагандирующая здоровый образ жизни (в белых футболках с нашивкой эмблемы борьбы со СПИДом).
Мозговой штурм (7 мин)
Вирус – возбудитель болезни, мельчайшая, примитивная частица;
Иммунодефицита – потеря организмом сопротивляемости к заболеваниям.
Человека – развивается только в организме человека.
Синдром – совокупность ряда признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни или состояния.
Приобретённого – заболевание приобретается в течение жизни.
Иммунного – недостаточная активность иммунной системы, ее расстройство, ослабление, угасание защитных, иммунных сил организма в противостоянии возбудителям болезней.
Дефицита – отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на появление патогенных микроорганизмов.
А сейчас мы закрепим полученные знания и проведём ролевую игру, повторив сюжет ролика и проиграв его инсценировкой.
4. Ролевая игра – 5 минут.
Для проведения необходимо, чтобы количество игроков было не меньше 10, а также должны быть подготовлены картинки и карточки по количеству игроков.
Часть игроков выстраивается в круг, замыкая руки в локте, образуя щит. В центре круга стоит человек (организм). “Щит” – это клетки иммунной системы “Служба безопасности” (они не пропускают инфекцию к организму). Оставшиеся 2 игрока – это вирус простуды (2 чел.) и ВИЧ (1 чел.). Игра проходит в два действия:
1-е действие: подходят вирусы простуды, но их нападение отбито “щитом” – “Службой безопасности”;
2-е действие: к “щиту” подходит ВИЧ-инфекция – у неё в руках цветные карточки (рецепторы). ВИЧ вручает каждой клетке иммунной системы такую карточку, и они становится пораженным ВИЧ.
К концу игры у организма не остается ни одного защитника и та же простуда (или другая инфекция) легко проникает в организм.
5. Минилекция
(10мин)Учитель: Вот мы с вами на примере увидели, как же вирус ВИЧ-инфекции проникает в организм человека.
Итак, ребята, ВИЧ – это инфекция, проникающая в организм человека, а конечной стадией является СПИД – само заболевание.
Как же ВИЧ может попасть в организм человека? (обсуждение)
Вирус передается:
- При пoлoвoм контакте с больным СПИДом или зараженным ВИЧ.
- В результате использования для инъекций нестерильных шприцев.
- Путем введения крови или ее препаратов, содержащих вирус.
- От беременной женщины, зараженной СПИДом, ее ребенку.
Вирус не передается:
- Через воздух.
- При разговоре.
- При пользовании общей посудой.
- Через рукопожатие.
- Через поцелуй.
- Через пищу.
- Через предметы домашнего обихода.
- При купании в бассейне, в душе.
- Через спортивные предметы.
- Через общение с домашними животными.
- Через укусы насекомых.
- При уходе за больными.
Диагностика ВИЧ, СПИД.
Тест на ВИЧ-инфекцию осуществляется системой охраны здоровья, и в первую очередь центрами профилактики СПИДа. Для диагностики необходимо сдать кровь на ВИЧ/ СПИД.
Тест на ВИЧ/СПИД – конфиденциален.
Профилактика ВИЧ, СПИД.
Соблюдение строгих правил стерилизации всех инструментов в кабинетах маникюра, визажа, стоматолога, косметолога, в больницах.
Верность пoлoвoму партнеру, использование презерватива.
Отказ от наркотиков.
Соблюдение правил личной гигиены.
Проявление болезни. СПИД может проявиться по разному, в зависимости от развития той или иной инфекции. Слайд.
СПИД – неизлечим, он унёс жизни многих людей, в том числе и знаменитых. “Знаменитости, умершие от СПИДа” Слайд.
Одним из первых знаменитых людей, умерших от СПИДа, стал американский исполнитель-авангардист Клаус Номи. Это случилось 6 августа 1983 года.
В 1985 году умер известный своими прекрасно сыгранными ролями, неповторимый герой-любовник и супермен Рок Хадсон. Он ошеломил мир правдивой историей своей жизни. Через два месяца после этого, 2 октября 1985 года, он умер от СПИДа в своем роскошном особняке в Беверли-Хиллз.
Рудольф Нуриев – выдающийся танцор балета XX века. В 1984 году была обнаружена болезнь. После обследования в одной из престижных парижских клиник выяснилось, что ВИЧ развивался в организме больного в течение последних 4 лет. Он владел островами в Средиземном море, был успешен и любим многими, но… 6 января 1993 года в возрасте 54 лет Рудольф Нуриев умер.
Одной из известных жертв болезни стал знаменитый американский джазовый музыкант, трубач Майлс Дэвис. Человек, постоянно занятый музыкой, не был озабочен перспективой собственного ухода из жизни, заявляя, что ему некогда думать о cмepти. Он говорил: \"Это какое-то наваждение – я ложусь в постель, думая только о музыке, и просыпаюсь с мыслями о ней. Она всегда со мной. И я страшно рад, что она не покинула меня\".
В списке погибших от СПИДа – лидер группы \"Queen\" Фредди Меркьюри, который несколько лет боролся с болезнью и скрывал ее от окружающих. Считается, что к гибели его привела жизненная формула того поколения: \"sех, drugs, Rock-n-roll\".
Последние два дня он не мог даже говорить, пpaктически потерял зрение. Фредди Меркьюри умер 24 ноября 1991 года. А 20 апреля 1992 года состоялся концерт в память певца. И музыканты его группы \"Queen\" создали благотворительный фонд имени своего друга, кумира миллионов. Средства постоянно направляются в благотворительные общества США, которые поддерживают больных СПИДом.
В 1992 году от СПИДа умер знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. В 1983 году, когда о СПИДе было очень мало известно, писателю делали операцию на сердце, и он был заражен ВИЧ через донорскую кровь. Через несколько лет ему потребовалась повторная операция, и случайно при госпитализации обнаружился ВИЧ. От операции пришлось отказаться. На фоне СПИДа развилась сердечная и почечная недостаточность и через три года Айзек Азимов умер. Спустя десять лет его жена сообщила об истинной причине cмepти писателя.
В 1993 году погиб от СПИДа знаменитый теннисист Артур Эш, первый афроамериканец, выигравший чемпионат США. СПИД был обнаружен у него в 1988 году. Вероятнее всего заражение ВИЧ-инфекцией произошло во время переливания крови, когда ему в 1983 году делали операцию на сердце.
6. Анкетирование.
“Мифы и правда о СПИДе”
7. Обобщение.
- СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита.
- СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения.
- Лозунг “Не погибни из-за невежества!” должен стать реальностью и нормой жизни для каждого человека.
Будьте здоровы и не забывайте об опасности ВИЧ-инфицирования!
Комментарии:
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
15 09 2025 12:55:44
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
14 09 2025 4:36:21
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
13 09 2025 17:45:47
В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности.
...
12 09 2025 9:41:15
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
11 09 2025 16:21:39
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
10 09 2025 21:57:48
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
09 09 2025 14:33:56
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
08 09 2025 18:51:57
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
07 09 2025 1:41:36

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....
06 09 2025 9:59:31
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
05 09 2025 23:32:43
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
04 09 2025 10:48:44
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
03 09 2025 4:27:37
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
02 09 2025 23:40:38

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
01 09 2025 10:50:42
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
31 08 2025 2:36:39
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
30 08 2025 4:53:48
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
29 08 2025 1:56:21
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
28 08 2025 23:36:35
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
27 08 2025 22:33:22
Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным.
...
26 08 2025 19:37:47
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
25 08 2025 10:29:54
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
24 08 2025 7:23:20
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
23 08 2025 15:54:23
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
22 08 2025 19:25:10
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
21 08 2025 8:10:49
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
20 08 2025 19:45:57
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
19 08 2025 20:20:41
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
18 08 2025 7:59:21

Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
17 08 2025 10:41:46
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
16 08 2025 1:34:14
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
15 08 2025 18:15:10
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
14 08 2025 20:30:57
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани.
...
13 08 2025 20:25:55
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
12 08 2025 1:46:15
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
11 08 2025 1:24:25
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
10 08 2025 11:38:58
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
09 08 2025 1:38:13
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
08 08 2025 16:18:25
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
07 08 2025 2:57:42
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой.
...
06 08 2025 2:56:31
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
05 08 2025 7:14:23
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
04 08 2025 5:57:17
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
03 08 2025 8:12:18
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
02 08 2025 23:17:25
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
01 08 2025 4:55:31
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
31 07 2025 10:18:36
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
30 07 2025 10:18:19
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
29 07 2025 6:13:41
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
28 07 2025 15:34:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::