Экологическая и потребительская грамотность > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экологическая и потребительская грамотность


    Экологическая и потребительская грамотность

Типология урока: информационно-исследовательский.

Оборудование:

  • Выставка статей о полезности продуктов питания и пищевых добавках;
  • Плакаты: штрихкоды, вредные пищевые добавки;
  • Правила покупателя;
  • Набор упаковок с продуктами питания;
  • Таблица со знаками экологической маркировки и их расшифровкой.

Тип урока: урок-исследование.

Цель: ознакомление учащихся с такими понятиями, как пищевые добавки, штрихкод, генетически модифицированные продукты;
Дидактическая: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление о потребительской грамотности;
Развивающая: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни;
Воспитательная: способствовать формированию информационной, ценностно-смысловой компетенции учащихся, их личностному совершенствованию. Воспитывать ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Задачи: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся; приобщить школьников к самостоятельной работе с информацией.

План урока:

  1. Актуализация опopных знаний. (15 мин.)
  2. Выполнение пpaктической работы. (15 мин.)
  3. Знакомство с дополнительной информацией, представленной на упаковке. (выступление консультантов 10 мин.)
  4. Выводы по уроку. Самооценка и самоанализ. (3 мин.)
  5. Общий итог урока. (1 мин.)
  6. Домашнее задание. (1 мин.)

ХОД УРОКА 

1 . Организационный момент

Приветствие обучающихся, подготовка к уроку рабочих мест.

2.  Актуализация опopных знаний и мотивация учебной деятельности

С целью актуализации опopных знаний проводим проверку изученного материала.

Индивидуальная работа (тестирование)

Вариант 1.

1) Верны ли суждения о функциях печени?

А. Желчь расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот.
Б. В клетках печени накапливается железо, которое затем используется для синтеза гемоглобина.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

2) Какие процессы происходят в ротовой полости?

  1. Проглатывание пищи
  2. Определение вкуса
  3. Расщепление белков
  4. Всасывание воды
  5. Механическая обработка пищи
  6. Формирование пищевого комка

Ответ:

 

 

 

3) Установите последовательность расположения органов пищеварения.

  1. Пищевод
  2. Ротовая полость
  3. Двенадцатиперстная кишка
  4. Желудок
  5. Толстый кишечник
  6. Глотка
  7. Тонкий кишечник
  8. Прямая кишка

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Установите соответствие между отделом пищеварительного канала и процессом пищеварения, который в нем происходит.

Процессы пищеварения

Отделы пищеварительного канала

А) Механическая обработка пищи
B) Первичное расщепление белков
C) Уничтожение микроорганизмов соляной кислотой
D) Переваривание белков
E) Образование пепсина
F) Склеивание пищи в комок
  1. Ротовая полость
  2. Желудок

Ответ:

А

В

С

D

E

F

 

 

 

 

 

 

5) Дайте физиологическое обоснование  поговорке «Аппетит приходит во время еды».

Вариант 2.

1) Верны ли суждения?

А. Расщепление жиров молока ферментами липазой в пищеварительной системе человека начинается в ротовой полости.
Б. Ферменты желудочного сока действуют только в кислой среде.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

2) Отделами пищеварительного канала являются:

  1. Ротовая полость
  2. Печень
  3. Поджелудочная железа
  4. Желудок
  5. Желчный пузырь
  6. Прямая кишка

Ответ:

 

 

 

3) Установите последовательность прохождения пищи по пищеварительному каналу, начиная с момента её попадания в ротовое отверстие.

1) Толстый кишечник
2) Желудок
3) Глотка
4) Прямая кишка
5) Пищевод
6) Ротовая полость

Ответ:

 

 

 

 

 

 

4) Установите соответствие между отделом пищеварительного канала и процессом пищеварения, который в нем происходит.

Процессы пищеварения

Отделы пищеварительного канала

А) Происходит переваривание углеводов
B) Пищеварение осуществляется в щелочной среде
C) Пищеварение осуществляется в кислой среде
D) Расположен в левом подреберье
E) Пищеварительный сок образуется только в самом органе
F) Всасываются питательные вещества
  1. Желудок
  2. Тонкий кишечник

Ответ:

А

В

С

D

E

F

 

 

 

 

 

 

5) Во всех учебниках биологии и книгах по правильному питанию указывается, что любую пищу надо тщательно пережевывать. Объясните почему.

3. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об экономической и потребительской грамотности. Выясним, какую информацию можно получить, внимательно прочитав надписи на упаковке, на что нужно обратить внимание, покупая продукты питания, что означают буквы, цифры и штрихи на упаковке.
Реклама заполняет экран телевизора, мы видим её на страницах газет, журналов, слышим по радио. Нам предлагают различные продукты питания, лекарства, косметику и др. Мы верим, что товар отличного качества и с теми свойствами, которые нам нужны.  Следовательно, первое правило покупателя: прежде чем купить товар, получи полную информацию о нем.
К нам на урок приглашены ученые-консультанты, которые помогут нам разобраться в потоке информации.

Учитель: Представитель общества по защите прав потребителей расскажет вам, какую информацию должны содержать этикетки товаров.

Консультант 1: Согласно Закону «О защите прав потребителей» (ст. 8-10) потребитель вправе потребовать от изготовителя (продавца) предоставление необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых им товаров (работах, услугах) и режиме его работы. Эта информация должна доводиться до сведения покупателя в доступной форме, обеспечивающей возможность выбора необходимого данному потребителю товара.
Информация о товарах должна содержать:

  • наименование стандарта, требованиям которого  должен соответствовать товар;
  • перечень основных потребительских свойств товара, а для продуктов питания – состав (включая перечень использованных в процессе изготовления продуктов и пищевых добавок), массу нетто или объём содержимого, калорийность, содержание вредных для здоровья веществ в сравнении обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний;
  • цену и условия приобретения товара;
  • гарантийные обязательства изготовителя;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
  • срок службы (годности) товара и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
  • адреса изготовителя и предприятий, уполномоченных изготовителем принимать претензии от потребителя, производить ремонт и техническое обслуживание товара.

Учитель: Этикетка содержит фирменное название продукции, её состав, товарный знак компании, рекламные материалы, инструкции по хранению и использованию.
Как же выбрать качественный продукт? Давайте потренируемся.

4. Пpaктическая работа

Тема: О чем может рассказать упаковка.

Цель: научиться использовать информацию о продуктах питания.

Оборудование: упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных и кондитерских изделий, консервов.

Задача:

  • Исследовать упаковку продукта питания;
  • Исследовать этикетку на продукте питания;
  • Заполнить таблицу;
  • Проанализировать полученную информацию;
  • Сделать вывод о качестве продукта и о полноте информации на этикетке.

Ход работы:

Давайте внимательно рассмотрим упаковки некоторых продуктов питания. Существует несколько видов упаковки: металлическая банка, стеклянная банка с металлической крышкой, бумажная, картонная, пластмассовая, целлофановая упаковка и другие.
Зачем нужна упаковка?  (Очевидно, для того, чтобы товар дольше хранился, его было удобнее перевозить и переносить, чтобы он выглядел привлекательнее.)
Во-первых нужно убедится, что упаковка не повреждена. На каждой упаковке есть этикетка с названием продукта и информацией о нем. Упаковка товара какой-либо фирмы должна отличаться от упаковки товаров конкурентов, помогать покупателю в поиске товара, придавать товару его образ, соответствовать уровню цены. Продукты питания, упакованные или расфасованные в России, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

Задания

Наблюдения и результаты

1

Запишите название продукта и вид упаковки, которую вы выбрали

 

2

Определите срок годности продукта

Годен к употрeблению до_________________________
Длительность хранения с момента изготовления___________________________________

3

Определите состав продукта

В 100 г продукта содержится:
Белки __________________________г
Жиры __________________________г
Углеводы _______________________г

4

Энергетическая ценность компонентов продукта

В 100 г продукта  ________________ ккал

5

Какие ещё сведения содержатся на упаковке?

 

5. Знакомство с дополнительной информацией содержащейся на упаковке

Учитель: Какие ещё сведения содержатся на упаковке?

Учитель: Помимо текста, вы видите загадочные полоски разной толщины и расположенные под ними цифры. Это штриховой код (штрихкод). Что он означает?

Консультант 2: Штрихкод это ряд вертикальных черных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. Первые 3 цифры обозначают страну- изготовителя или продавца продукта, затем следуют 4-6 цифр – регистрационный номер предприятия-изготовителя. Следующие 3-5 цифр кодируют наименование товара, его потребительские свойства. Последняя цифра – контрольная (для проверки правильности считывания штрихкодов сканером).
Примеры некоторых кодов стран: США и Канада – 000-139; Франция – 300-379; Германия – 400-440; Япония – 450-459, 490-499; Россия – 460-469; Великобритания – 500-509; Греция – 520; Польша – 590; Финляндия – 640; Китай – 690-695; Турция – 869; Австралия – 900-919. Коды с 200 по 299 предназначены для внутреннего использования предприятиями; их часто применяют для весового товара, кодируя массу, цену и другие параметры.

Учитель: Часто на этикетке можно видеть списки пищевых добавок, особенно на кондитерских изделиях, сладостях, мороженом и др. Что такое пищевые добавки? Почему они маркированы буквой «Е»?
Консультант 3: Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Они способствуют длительному сохранению, улучшению цвета, вкуса или консистенции продукта. В странах Европейского Союза (ЕС) принята система цифровой кодировки пищевых добавок: каждая из них обозначена буквой «Е» и цифровым индексом. Красители (Е-100 – Е-199) добавляют в кондитерские изделия, сыр и др. продукты. Консерваторы (Е-200 – Е-299) увеличивают срок хранения продукта. Антиоксиданты (Е-300 – Е-399) защищают продукт от повреждающего действия кислорода. Стабилизаторы (Е-400 – Е-490) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Эмульгаторы (Е-500 – Е-599) используют для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза. Усилители вкуса и ароматизаторы (Е-600 – Е699) часто добавляют в соусы, приправы, колбасы.
Значительное количество добавок не имеют разрешения к применению в пищевой промышленности России, а часть из них просто запрещены к применению в производимых у нас или импортных продуктах питания: красители Е-121 – цитрусовый красный и Е-123 – амарант; консерванты Е -216 и Е-217 – производные пара-оксибензойной кислоты и Е-240 – формальдегид. Проверка безопасности пищевых добавок проводится постоянно и публикуются списки наиболее вредных из них с указанием хаpaктера воздействия.

Учитель: Давайте вспомним, что такое наследственная информация? Где она хранится?
При создании генетически модифицированных продуктов изменяют набор генов так, чтобы получить продукт с лучшими свойствами. Изменённые молекулы ДНК попадают в организм человека, и как в дальнейшем они себя поведут, какие изменения вызовут?

Консультант 4: Tрaнcгенные, или генетически модифицираванные продукты (ГМП) – это продукты переработки трaнcгенных организмов, т.е. организмов с откорректированным генетическим кодом. ГМП содержат ценные питательные вещества, которых обычно в продуктах недостаточно, имеют более привлекательный вид.
Использование ГМП в пищу может повлиять на социальную и экономическую сферы жизни человека. Население Земли быстро растет, а урожайность трaнcгенных растений на 15-20% выше, чем традиционных культур, т.к. трaнcгенные растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. При этом снижение питательной ценности полученных из них продуктов не наблюдается. Повышение урожайности модифицированных растений позволит сократить использование минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов, инсектицидов отрицательно влияющих на здоровье человека.
Tрaнcгенные продукты – это источник здорового питания. Так, например, получена низкокалорийная соя. Из трaнcгенных сортов кукурузы, соевых бобов, рапса получают растительное масло, в котором снижено количество растительных жиров, а картофеле и кукурузе – больше крахмала и меньше воды. Усовершенствованные помидоры, тыквы и картофель лучше сохраняют витамины. Получен рис с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов.
Но есть и факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии ГМП на здоровье. Например подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали малорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению. Установлено, что чем больше площади занимают генетически модифицированные культуры, тем меньше становится насекомых, и, как результат, сокращается численность птиц и других животных, что приводит к нарушению экологического равновесия. Каждый ГМП и последствия его длительного использования должны быть тщательно изучены. Испытания ГМП были краткосрочными, а негативное влияние на человека  или его потомство может проявиться через длительное время.

Учитель: На упаковке изображены знаки экологической маркировки. Сто же они означают?

Консультант 5: Знаки экологической маркировки встречаются на упаковке многих товаров. Право использовать их может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Одни знаки экомаркировки для упаковочных материалов свидетельствуют, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные мероприятия. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на отсутствие таковых.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке, мы получили полезные сведения о том, как читать и понимать информацию на этикетке продукта. А какие продукты вы будите потрeбллять – это ваш выбор. Теперь можно сформулировать второе правило покупателя: имея информацию о продукте – умей выбрать качественный продукт.

6. Выводы по уроку. Самооценка и самоанализ

Учитель: Ребята, вы проделали большую работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя?
А сейчас оцените свою работу на уроке.

7. Общий итог урока

Учитель: Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей?

8. Домашнее задание:

Поход в продуктовый магазин с достаточно широким ассортиментом. Учащиеся получают задание выбрать наиболее экологически безопасные продукты для всей семьи.



Комментарии:

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

27 11 2024 23:36:15

Интеллектуальная игра и урок биологии в школе


    Интеллектуальная игра и урок биологии в школе

      В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...

26 11 2024 16:55:53

Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"


    Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. ...

25 11 2024 4:59:22

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

24 11 2024 14:16:43

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"


    Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

      В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

23 11 2024 17:59:22

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

22 11 2024 10:43:38

Витамины. 8-й класс

Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....

21 11 2024 15:44:25

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

20 11 2024 19:16:24

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

19 11 2024 13:22:41

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности


    Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

      Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

18 11 2024 1:32:41

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

17 11 2024 12:21:51

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

16 11 2024 0:15:38

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4


    Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

      Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

15 11 2024 4:10:15

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

14 11 2024 7:55:38

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

13 11 2024 4:29:30

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

12 11 2024 16:54:29

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

11 11 2024 4:58:37

Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"


    Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"

      Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....

10 11 2024 1:33:34

Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"


    Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"

      Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....

09 11 2024 22:40:29

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе


    Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

      Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

08 11 2024 22:42:51

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

07 11 2024 10:17:59

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

06 11 2024 23:18:26

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

05 11 2024 20:28:20

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

04 11 2024 0:29:30

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

03 11 2024 4:29:30

Урок биологии. Тема: "Хаpaктерные особенности растений семейства крестоцветные". 7-й класс

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....

02 11 2024 13:28:20

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

01 11 2024 13:20:43

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

      Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

31 10 2024 4:33:44

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность


    Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

      Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

30 10 2024 10:27:39

Результаты эволюции


    Результаты эволюции

      Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....

29 10 2024 14:15:20

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс


    Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

28 10 2024 5:38:58

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

27 10 2024 16:40:15

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

26 10 2024 15:52:40

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

25 10 2024 6:52:40

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

24 10 2024 9:58:21

Дыхательные движения и их регуляция


    Дыхательные движения и их регуляция

      Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....

23 10 2024 17:44:29

Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....

22 10 2024 0:58:58

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

21 10 2024 16:54:16

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"


    Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

      Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

20 10 2024 1:34:10

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....

19 10 2024 10:38:46

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

18 10 2024 4:57:18

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

17 10 2024 2:45:44

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

      Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....

16 10 2024 7:22:31

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

15 10 2024 11:52:45

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"


    Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

      <p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

14 10 2024 16:28:26

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

13 10 2024 16:31:14

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"


    Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

      Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

12 10 2024 2:10:24

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения


    "Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

      Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....

11 10 2024 19:35:30

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

10 10 2024 20:39:12

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

09 10 2024 20:11:14

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::