Исследование флоры и фауны Чунской тайги

Пояснительная записка.
Программа «Флора и фауна Чунской тайги» разработана с целью углубленного изучения природы родного края; до профессиональной ориентации школьников подросткового возраста. Лес – одно из основных природных богатств нашего района. В подростковом возрасте ребенок обладает пытливым умом, в это время начинают появляться первые склонности к какому-нибудь виду деятельности. Лес и его обитатели всегда вызывают у детей любопытство, которое в условиях обучения переходит в любознательность, что является основным мотивом в выборе профессии. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природы.
Направленность дополнительной образовательной программы – естественнонаучная. Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны на овладение знаниями в интересующей области, в частности на овладение знаниями о родной природе, с другой стороны, ориентированную на формирование у ребенка целостной естественнонаучной картины мира растений и животных, обитающих на территории Чунского района.
Новизна заключается в следующем: 1. Использование целостного подхода в исследовании растительного и животного мира Чунского района школьниками. 2. Организация жизнедеятельности подростковых коллективов как исследовательских комaнд, где каждый из школьников занимается над своим проектом, и в то же время работает на общий результат группы. 3. Использование воспитательных возможностей поливозрастной общности, состоящей из школьников, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов и научных сотрудников.
Актуальность. Главной особенность программы является воспитание у школьников интереса и любви к природе, к многообразию растительного и животного мира родного края. Использование данной программы позволяет сделать акцент, в первую очередь, на приобретение биологических знаний.
Педагогическая целесообразность. В основу педагогической целесообразности положены концепции:
- Концепция развития дополнительного образования в общеобразовательном учреждении;
- Концепция развития школьников в личностно ориентированном образовательно-воспитательном процессе. Воспитание у детей экологической культуры и культуры поведения, через формирование нравственных, духовных качеств.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы:
Цель программы:
- Совершенствование эколого – биологического образования, формирование активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и пpaктической деятельности; закрепление теоретических знаний на пpaктике, профориентация и социальная реабилитация.
- Педагогическое обеспечение мотивации школьников к познанию окружающего мира. Создание условий для социального самоопределения и самореализации учащихся.
- Развитие устойчивого и глубокого интереса к растительному и животному миру Чунской тайги.
Задачи программы:
- Формирование системы представлений и знаний по растениям, произрастающим в Чунской тайге
- Формирование системы представлений и знаний по животным, обитающим в Чунской тайге.
- Изучение растений, произрастающих в нашей тайге. Определение охраняемых растений.
- Изучение животных, обитающих в нашей тайге.
- Составление буклетов о растениях и животных Чунской тайги.
- Создание Красной книги Чунского района.
- Дать рекомендации и реализовать пpaктические мероприятия по сохранению природной среды края.
Развивающие задачи:
- развитие познавательных, творческих способностей учащихся.
- Актуализирование потребности детей в самопознании, совершенствовании.
- Содействие всестороннему и гармоничному развитию личности.
Воспитательные задачи: формирование мотивационно-ценностной сферы личности (бережное отношение к природе, экологическая культура поведения).
Дополнительная образовательная программа «Флора и фауна Чунской тайги» рассчитана на учащихся 5 – 8 классов, проявляющих интерес к предметам натуралистического профиля.
Срок реализации программы 2 года.
Для сознательного и прочного усвоения детьми материала используются разнообразные методы и формы работ. Большое значение уделяется экскурсиям, походам с целью изучения природы родного края. В содержание программы входят теоретические занятия, пpaктические работы, наблюдения и исследования в природе. Для анализа результатов учебного процесса используются специально разработанные анкеты и тесты по темам. Для активизации познавательной деятельности детей разpaбатываются деловые игры, которые требуют от детей самостоятельной подготовки к темам. Побуждают детей к самостоятельному изучению материалов: такая форма работы, как подготовка экскурсоводов по экологической тропе. Планируемые конференции, массовые мероприятия позволяют детям проявить свою индивидуальность, активность, изобретательность.
Программа.
Тема 1. Общее понятие о лесе. Лес сложное растительное сообщество. Экскурсия по теме «Лес сложное растительное сообщество»
Тема 2. Ярусы леса.
Описание основных ярусов леса: древесного, кустарникового, травянисто-кустарничкового, мохово-лишайниковых.
Тема 3. Хвойные породы.
Основные хвойные породы нашей тайги (сосна, ель, пихта сибирская, сосна сибирская, лиственница). Определение родовых и видовых принадлежностей основных хвойных пород. Показ наглядных пособий (коллекций, фотоальбомов, книг). Работа с определителями, специальной литературой. Экскурсия в лес: «Определение хвойных пород по стволу, хвое».
Тема 4. Лиственные породы.
Лиственные породы нашей тайги (береза, осина, ольха, черемуха, рябина). Определение основных лиственных пород по листьям, побегам, семенам, по гербарию. Работа с определительными карточками. Фенологические наблюдения.
Тема 5. Кустарники.
Дикорастущие кустарники (малина, шиповник, жимолость, волчье лыко и др.).
Работа с гербарием, коллекцией семян, плодов, иллюстрационным материалом. Изготовление учебно – наглядных пособий. Поделки из природного материала.
Тема 6. Лесной покров.
Состав живого напочвенного покрова в лесу. Типы напочвенного покрова. Знакомство с определителем. Экскурсия в лес «Описание и определение состава и типа живого напочвенного покрова в лесу». Работа с определителем. Сбор гербарного материала.
Тема 7. Охрана и защита леса.
Редкие виды растений. Красная книга. Установление лесных охранных знаков. 10 заповедей друзей леса. Составление листовок, плакатов и их оформление на тему «Охрана природы». Операция «Ель», операция «Первоцветы». Охрана лесов от пожаров – пропаганда среди населения, распространение листовок. Подготовка и участие в мecячнике по экологической безопасности.
Тема 8. Лесные звери.
Лесные звери (волк, медведь, лисица, заяц, и др.), их биология, поведение, места обитания, питание.
Тема 9. Лесные птицы.
Лесные птицы (птицы отряда Куриных: глухарь, тетерев, рябчик, куропатка). Мелкие птицы, населяющие наши леса. Перелетные, кочующие, зимующие птицы нашего края. Их биология, места обитания, питание.
Тема 10. Земноводные и пресмыкающиеся.
Земноводные (лягушка травяная, углозуб сибирский) их биология, поведение, места обитания, питание.
Пресмыкающиеся (прыткая и живородящая ящерицы, гадюка обыкновенная, уж обыкновенный) их биология, поведение, места обитания, питание.
Тема 11. Насекомые.
Систематические группы насекомых. Насекомые – вредители леса. Насекомые – санитары леса. Экскурсия в лес «Насекомые. Наблюдение за муравьями и их охрана». Подборка загадок по теме «Насекомые – враги и друзья леса».
Тема 12. Охрана животных.
Редкие и исчезающие виды животных.
Комментарии:
Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....
04 12 2025 17:34:17
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
03 12 2025 14:48:14
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
02 12 2025 4:41:59
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
01 12 2025 8:33:22
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
30 11 2025 23:43:58
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
29 11 2025 21:22:15
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
28 11 2025 15:53:26
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
27 11 2025 5:25:58
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
26 11 2025 9:21:20
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
25 11 2025 5:40:10
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
24 11 2025 21:54:12
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
23 11 2025 4:20:30
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
22 11 2025 14:32:43
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
21 11 2025 10:19:33
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
20 11 2025 0:29:54
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
19 11 2025 19:46:23
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
18 11 2025 19:47:29
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
17 11 2025 16:41:54
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
16 11 2025 15:56:59
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
15 11 2025 16:22:16
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
14 11 2025 23:31:20
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
13 11 2025 20:44:46
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
12 11 2025 5:24:11
В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися.
...
11 11 2025 12:29:35
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
10 11 2025 4:45:29
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
09 11 2025 7:37:50
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
08 11 2025 17:16:31
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
07 11 2025 11:30:35
Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти.
...
06 11 2025 8:40:50
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
05 11 2025 7:34:24
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
04 11 2025 9:11:18
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
03 11 2025 17:15:32
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
02 11 2025 17:33:53
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
01 11 2025 17:30:53
Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
31 10 2025 0:26:58
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
30 10 2025 19:33:20
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...
29 10 2025 5:43:29
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
28 10 2025 22:37:19
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе.
...
27 10 2025 9:53:58
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
26 10 2025 19:43:48
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
25 10 2025 12:46:36
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
24 10 2025 4:44:49
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
23 10 2025 4:55:15
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
22 10 2025 15:29:21
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
21 10 2025 12:26:49
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
20 10 2025 2:19:45
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
19 10 2025 13:43:56
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
18 10 2025 0:51:32
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
17 10 2025 2:32:46
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
16 10 2025 2:58:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




