Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий
Задачи урока.
Образовательные:
- сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека;
- организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах;
- убедить старшеклассников в том, что процессы гаметогенеза и овогенеза, играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.
Развивающие:
- продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
- развивать умение работать со схемами гаметогенеза (презентация, приложение 1), рисунками и текстом учебника, компьютером;
- умение сравнивать (на примере сравнения процессов cпepматогенеза и овогенеза; митоза и мейоза) ;
- умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем гаметогенеза;
- умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного хаpaктера).
Воспитательные:
- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле;
- воспитывать культуру умственного труда.
Обязательное оборудование: презентации «Митоз», «Мейоз», тестовые задания в двух вариантах, терминологический диктант (для самостоятельной работы на персональном компьютере), «Гаметогенез» (для проектора) ; учебник Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс М.: Дрофа, 2006.
Вступительное слово учителя: Жизнь - это чудо, важным свойством которой является размножение. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Почему у волчицы всегда родится волчонок, у кошки – котёнок и никогда не бывает так, чтобы кошка родила тигра. Почему? И ещё много почему возникает при изучении процессов размножения. Данное занятие даёт возможность «приоткрыть дверь» научного познания процессов, происходящих в живых организмах при гаметогенезе.
№ уч. элем. |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению материала |
||
УЭ-О |
Интегрирующая цель: опираясь на знания, полученные в 9-м классе и проработав схему «Гаметогенез» и материал учебника, вы получите четкое представление: а) о стадиях гаметогенеза; |
Внимательно прочитайте цель. |
||
УЭ-1 |
Вводный контроль знаний. Цель: определить исходный уровень знаний по теме « Митоз. Мейоз». |
За каждый правильный ответ получаете 1 балл. |
||
|
Работа за компьютером: - со схемами «Митоз» и «Мейоз» по восстановлению правильной последовательности фаз этих процессов; |
Работайте индивидуально. |
||
|
Вариант №1 А) В пресинтетический период (G1) клеточного цикла происходят следующие процессы:
Б) В профазе первого деления мейоза происходит:
В ) В анафазе первого деления мейоза происходит:
|
Правильные ответы теста выделите другим цветом или занесите в таблицу. |
||
|
Г) В метафазе митоза происходит:
Д) В результате митоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:
Вариант №2 А) В синтетический период (S) клеточного цикла происходят следующие процессы:
Б) В постсинтетический период (G2)клеточного цикла происходят следующие изменения:
В) Восстановите последовательность стадий митоза:
Г) В телофазе митоза происходит:
Д) В результате мейоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:
|
Ваши баллы_________ Если вы набрали мало баллов, постарайтесь работать дальше активнее. |
||
|
Терминологический диктант для работы на репродуктивном уровне. 1) процесс непрямого деления клетки……. |
За каждый правильный ответ 0,5 баллов. |
||
УЭ-2 |
Цель: выяснить стадии гаметогенеза и процессы, происходящие на каждой из них при cпepматогенезе и овогенезе. Рассмотрите слайды презентации и изучите текст учебника.
Слайд №3 Какие процессы должны происходить в цитоплазме первичной пoлoвoй клетки, когда она находится в пoлoвoй железе, в зоне роста? Почему Вы так думаете? Какие изменения происходят:
Слайд №4
Прочитайте в учебнике стр. 202
Слайд №5
Слайд 6
|
Работа с презентацией «Гаметогенез» (приложение 1). Работайте в парах. |
||
|
Запишите в тетрадь: 1. Фазы гаметогенеза; название клеток на каждой стадии; набор хромосом и количество ДНК; результат образования (сколько клеток образуется). |
Работайте в тетради самостоятельно. |
||
УЭ-3 |
Цель: закрепить и обобщить знания, полученные на уроке. 1 уровень знаний Отработайте и скорректируйте понятия по теме. 1. Развитие мужских гамет…..
5. Что крупнее, ооцит I порядка или cпepматоцит I порядка. Почему? |
За каждый правильный ответ 0,5 баллов Проверь правильность ответов в папке «Приложение». Ваши баллы_________ |
||
|
Уровень 2 1. Задание на соответствие. Фазы гаметогенеза:
2. Задание на выявление общих закономерностей. 1. митоз – мейоз |
2 уровень. За правильный ответ 1 балл. Проверь правильность ответов в папке «Приложение». Ваши баллы_________ |
||
|
Уровень 3 1. Представьте, что гаметы диплоидны. Каковы возможные последствия? |
3 уровень. За правильный ответ 1,5 баллов. Проверь правильность ответов в папке «Приложение». Ваши баллы________ |
||
УЭ-4 |
Цель: подведение итогов, домашнее задание, рефлексия. I. Подсчитайте баллы - если вы набрали 10 баллов - ваша оценка «5» II. Подведение итогов 1. Прочитайте комплексную цель.
|
Работайте вместе с классом. |
Комментарии:
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
15 10 2025 8:37:43
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
14 10 2025 4:30:58

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....
13 10 2025 18:49:14
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
12 10 2025 6:28:40
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
11 10 2025 1:25:55

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....
10 10 2025 8:23:32
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
09 10 2025 19:21:47
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
08 10 2025 20:43:47
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
07 10 2025 16:51:36
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
06 10 2025 13:53:43
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
05 10 2025 2:37:41
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
04 10 2025 14:55:37
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
03 10 2025 16:47:18
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
02 10 2025 16:13:17
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
01 10 2025 22:49:45
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
30 09 2025 11:55:17
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
29 09 2025 9:36:31
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
28 09 2025 21:41:27
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
27 09 2025 0:12:31
Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....
26 09 2025 3:50:24
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.
...
25 09 2025 22:26:58
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
24 09 2025 17:32:48
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
23 09 2025 10:33:40
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
22 09 2025 19:43:23
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
21 09 2025 3:48:49
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
20 09 2025 8:29:57
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
19 09 2025 7:16:49
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
18 09 2025 23:25:45
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
17 09 2025 4:19:24

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
16 09 2025 23:15:40
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
15 09 2025 6:23:27
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
14 09 2025 23:32:12
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
13 09 2025 1:45:33
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
12 09 2025 9:25:30
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
11 09 2025 2:16:49
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
10 09 2025 7:21:51
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
09 09 2025 22:58:58
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
08 09 2025 0:17:32
Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....
07 09 2025 3:10:11
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
06 09 2025 9:18:19
Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....
05 09 2025 2:13:18
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
04 09 2025 17:22:24
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
03 09 2025 16:44:23
Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....
02 09 2025 4:45:12

Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
01 09 2025 10:40:16
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
31 08 2025 3:45:51
Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....
30 08 2025 16:17:25
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
29 08 2025 9:19:57
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
28 08 2025 23:59:45
Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....
27 08 2025 0:12:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::