Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"
Источник:
|

Цели: закрепить, расширить знания по теме.
Задачи:
- Образовательная – повышение интереса к изученным животным и бережному отношению к ним.
- Развивающая – развитие мыслительной и творческой деятельности.
- Воспитательная – развитие сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: экран, мультимедиа или кодоскоп, картинки с изображением земноводных, конверты с заданиями, «бочоночки» от «киндер сюрпризов»
/Ответы на задания выделены курсивным шрифтом./
Ход урока
Организационный момент
/учащиеся садятся по группам, 4 группы по 6 человек, от каждой группы выходят по 1 ученику для «жеребьевки» – очередности выполнения заданий/
Этапы игры
I. «Кто изображен?»
/на доске прикреплены 4 картинки,
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
закрытые квадратами из плотной бумаги с цифрами;
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
начинается игра с первой картинки./
Учитель: Какую цифру вы выбираете?
/1 группа называет любую цифру и открывается фрагмент картинки/
Учитель: Какое животное здесь изображено? К какому отряду относиться?
/Если группа не отвечает, то спрашиваются, соблюдая очередность следующие группы; другой фрагмент открывает 2 группа и т. д. до тех пор пока одна из групп первой не назовет правильный ответ. Так же открываются три другие картинки./
лягушка, тритон, саламaндра, квакша
/За каждый правильный ответ группа получает 5 очков/
II. «Расскажи о нас»
/каждая группа получает по 1 картинке, снятой с доски и готовит рассказ по плану на обороте/
План
- К какому отряду относится?
- Где обитает?
- Особенности строения.
- Как размножается?
- Значение в природе и жизни человека.
1 группа – картинка лягушка
2 группа – тритон
3 группа – саламaндра
4 группа – квакша
/За правильное выполнение данного конкурса высший бал – 10 баллов./
III. «Знаешь ли ты строение и размножение земноводных?»
/Каждой группе задаются по 4 вопроса.
Вопросы демонстрируются на экране с помощью кодоскопа или мультимедийного оборудования.
Для I группы
- Как изменилось строение глаз земноводных в связи с их выходом в воздушную среду?(Появились веки и слезные железы.)
- Какая кровь попадает в правое и какая в левое предсердие?(В правое – смешанная, в левое – артериальная.)
- Какие крупные пищеварительные железы открываются в двенадцатиперстную кишку?(Печень и поджелудочная железа.)
- Где происходит размножение земноводных и развитие их личинок?(В воде.)
Для II группы
- Чем представлен орган слуха земноводных?(Внутренним, средним ухом и баpaбанной перепонкой.)
- Какие отделы различают в передней конечности?(Плечо, предплечье, кисть.)
- Как называется последний отдел кишечника, в который открывается толстая кишка, выделительная и пoлoвая системы?(Клоака.)
- Какое оплодотворение у большинства земноводных?(Наружное.)
Для III группы
- Сколько кругов кровообращения в сердце взрослых земноводных?(Два круга.)
- Какие отделы различают в задней конечности?(Бедро, голень, стопу.)
- Чем представлены органы дыхания взрослых земноводных?(Легкими и кожей.)
- Кто был предком древних земноводных?(Рипидистии – древние пресноводные кистеперые рыбы.)
Для IV группы
- Сколько камер в сердце взрослых земноводных?(Сердце трехкамерное.)
- Какие отделы различают в позвоночнике?(Шейный, туловищный, крестцовый и хвостовую кость.)
- Какие органы образуют выделительную систему земноводных?(Почки, мочеточники, мочевой пузырь.)
- Какие особенности строения позволили рыбам освоить наземную среду обитания и превратиться в земноводных?(Наличие легких и пятипалых пар конечностей.)
За каждый правильный ответ группа получает 5 баллов./
IV. «Их надо защищать!»
/Каждая группа, заранее получив задание, демонстрирует рисунок-плакат о защите земноводных и отвечает на вопрос:
«Какая роль и значение этих животных в жизни человека?»
Конкурс оценивается в 10 балов./
V. «Реши биологическую задачу»
/один ученик из каждой группы выбирает «бочонок» с заданием/
- Лягушка – хороший пловец. Как называется такой стиль плавания у человека? Какие освоенности строения способствуют ее передвижению в воде?(Брасс. Малозаметные границы между головой и туловищем, гладкая кожа покрытая слоем слизи, хорошо развитые парные конечности; задние имеют плавательные перепонки)
- Лягушки и другие земноводные (одни лучше, другие хуже) могут дышать атмосферным воздухом при помощи кожи. Как у них осуществляется кожное дыхание?(Через влажную тонкую кожу, пронизанную большим числом капилляров.)
- Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.(Слизь лягушки обладает бактарицидныи свойством.)
- Каковы особенности дыхательной системы лягушки?(Органы дыхания – парные, мешковидные легкие с тонкими ячеистыми стенками. Дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости.)
/За правильное выполнение данного задания высший бал – 10 баллов./
VII. Подведение итогов соревнования
- Все члeны группы, набравшей большее количество баллов, получают «5».
- Группа, занявшая второе место – «4».
- Отличившиеся в двух конкурсах из второй группы также получают «5».
- Группы, занявшие 3 и 4 места получают – «4».
VIII. Задание на дом
Желающим получить дополнительную оценку, предлагается решить кроссворд «Земноводные»
Рис. 5
По горизонтали:
4. Бесхвостое земноводное, на верхней
челюсти которого имеются мелкие зубы.
5. Бесхвостое земноводное, ведущее
древесный образ жизни.
7. Хвостатое земноводное, имеющее 3 пары
древесных жабер и бледно-розовую окраску
тела.
8. Название личинки бесхвостого
земноводного.
По вертикали:
1. Жаба со своеобразной заботой о
потомстве (самец наматывает слизные шнуры с
икрой на свои бедра и носит на себе; когда он
уходит в водоем, личинки попадают в воду).
2. Бесхвостое земноводное с яркой окраской
брюха.
3. Личинка одного из хвостатых земноводных,
способная размножаться в личиночном
состоянии.
6. Обычное у нас хвостатое земноводное.
Ответы
По горизонтали:
4. Лягушка.
5. Квакша.
7. Протей.
8. Головастик.
По вертикали:
1. Повитуха.
2. Жерлянка.
3. Аксолотль.
6. Тритон.
Список использованной литературы
- Никишов А. И., Теремов А. В. «Дидактический материал по Зоологии. Пособие для учителей и учащихся по биологии», М. – «РАУБ «Цитадель», 1997 г.;
- Пименов А. В., Пименова Е. А. «Дидактические материалы к разделу «Животные», М. – «Издательство НЦ ЭНАС», 2003 г.,
- Никишов А. И. «Биология. Животные», М. – «ГУЦ «Владос», 2001 г.
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
08 08 2022 13:24:57
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
07 08 2022 16:56:45
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
06 08 2022 3:48:21
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой.
В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
05 08 2022 0:35:56
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе.
...
04 08 2022 5:18:17
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
03 08 2022 11:40:27
В статье представлена разработка урока по данной теме.
...
02 08 2022 1:23:23
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
01 08 2022 8:25:25
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
31 07 2022 0:36:51
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
30 07 2022 1:51:56
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
29 07 2022 13:41:25
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
28 07 2022 14:52:52
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
27 07 2022 15:48:54
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома.
...
26 07 2022 10:57:21
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
25 07 2022 22:42:41
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
24 07 2022 15:43:32
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
23 07 2022 18:14:43
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
22 07 2022 13:23:42
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
21 07 2022 14:43:21
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
20 07 2022 10:45:38
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
19 07 2022 4:48:40
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
18 07 2022 1:31:51
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
17 07 2022 3:30:14
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
16 07 2022 14:10:11
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
15 07 2022 17:25:14
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
14 07 2022 7:55:30
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
13 07 2022 4:47:38
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
12 07 2022 6:53:20
Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....
11 07 2022 0:24:33
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
10 07 2022 21:12:55
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
09 07 2022 5:22:40
Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....
08 07 2022 2:40:33
Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....
07 07 2022 10:29:47
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
06 07 2022 23:38:42
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
05 07 2022 8:18:46
Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....
04 07 2022 9:30:13
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
03 07 2022 4:51:13
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
02 07 2022 0:56:38
Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....
01 07 2022 5:46:55
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
30 06 2022 4:16:23
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
29 06 2022 12:41:20
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
28 06 2022 2:39:33
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
27 06 2022 14:45:17
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
26 06 2022 22:31:56
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
25 06 2022 23:57:32
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
...
24 06 2022 12:20:21
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
23 06 2022 20:13:48
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
22 06 2022 1:36:30
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
21 06 2022 7:23:30
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
20 06 2022 8:48:14
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::