Клещи — переносчики возбудителей болезней
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
- Образовательные:
- Изучить хаpaктерные признаки клещей, показать особенности его строения.
- Показать роль клещей в природе и в жизни человека.
- Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.
- Воспитательные:
- Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.
- Осуществлять патриотическое воспитание на основе роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных.
- Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.
- Развивающие личность ребенка:
- Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую хаpaктеристику паукообразных.
- Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.
Средства обучения: таблицы с изображение клещей; санитарно-гигиенический листок «Как защитить себя от клещей», компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методы:
- По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа) ;
- По хаpaктеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.
После оргмомента и проверки домашнего задания,
учитель отмечает, что среди паукообразных
имеются животные, с которыми имеют дело и
агроном, и врач, и ветеринар.
Какие это паукообразные? Чем они отличаются по
строению от пауков? Почему к ним проявляют
интерес люди разных специальностей? Ответить на
эти вопросы – задача урока.
Клещи представляют собой многочисленную и
наиболее важную в пpaктическом отношении группу
паукообразных.
Они живут в пресных и реже в морских водах, но
большинство – обитатели суши. Многие клещи живут
в земле, во мху, в травах.
Клещи – большая группа мелких паукообразных (от
0,1 мм до 3 мм) с нерасчлeненным телом (демонстрация
на таблице). В составе тела различают головку,
образованную челюстями и ногощупальцами,
головогpyдь и брюшко, имеющие 4 пары ходильных
ног. Хелицеры изменились настолько, что
представляют собой две колющие иглы. Но есть
клещи и с клешневидными хелицерами (например,
чесоточные). Небольшие размеры (у некоторых
микроскопические) обеспечили широкое расселение
их по Земле. У большинства клещей органами
дыхания служат трахеи, у мелких видов дыхание
происходит через покровы (кожное). Ротовые органы
грызущего или колюще-сосущего типа. Кровеносная
система развита слабо, у некоторых видов сердце
отсутствует. Пищеварительная система у
кровососущих форм приспособлена к питанию
кровью.
Далее учитель приводит дополнительный к учебнику занимательный материал о пищеварении у клещей.
«Помните, как это сказочный злодей, Кощей
Бесcмepтный, в плену у Марьи Маревны десять лет
не ел, не пил. Рекорд его из животных, кажется, еще
никто не побил, но близко к нему некоторые
чемпионы голодания приблизились. Холоднокровные
животные – главные здесь рекордсмены: у них
обмен веществ не такой энергичный, как у
теплокровных, а поэтому в теле, например,
моллюсков, насекомых, паукообразных и рыб каждую
минуту сгорает меньше пищи, чем у птиц и зверей.
Клещи сосут кровь самых разных животных, и так
много её сосут, что сильно раздуваются.
На передних лапках находятся слюненные железы,
выделяющие особый фермент, который препятствует
свертыванию крови.
Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223
раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три
недели, пока развивается из личинки, высасывает
из несчастной коровы столько крови, что
увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!
Удивительно, что после такого феноменального
обжорства, клещи постятся порой годами. Чтобы
проверить, как долго они могут не есть, ученые
отрезали у клещей все ротовые придатки, без
которых сосать кровь невозможно. Оперированные
клещи жили в лабораториях год, два года, три,
четыре… уже про них почти забыли. Устали ждать,
когда они от голода умрут. Но они не умирали, и
пять, и шесть, и семь лет! И даже больше…
Так люди заставили маленьких родичей пауков
поставить мировой рекорд: дольше них голодать
никто не мог. Кроме Кощея, конечно, но то сказка, а
это – научный факт».
Клещи раздельнополы. Их развитие происходит с
превращением. У личинки лишь три пары ног.
Образ жизни клещей разнообразен. Многие виды
паразитируют на растениях, в том числе и
культурных. Микроскопические паутинные клещи,
скапливаясь на нижней стороне листьев
хлопчатника, картофеля, земляники, малины и
других культур высасывают из них соки при помощи
хоботка, что ведет к снижению урожая. Известно
более 100 видов клещей, наносящих ущерб сельскому
хозяйству. Для уничтожения паутинных клещей поля
опрыскивают различными ядохимикатами. Мучной
клещ поселяется в муке и зерне. Выедая в зерне
зародыш будущего растения, он вызывает гибель
семян. Основными мерами борьбы с мучным клещом
является содержание в чистоте и проветривание
помещений, где храниться зерно и мука.
Многие клещи являются паразитами человека и
различных животных. Особенно опасны клещи –
переносчики возбудителей тяжелых заболеваний
человека и домашних животных.
Далее заслушивается сообщение ученика о
чесоточном клеще.
«Чесоточный зудень – паразитирует в коже
человека (между пальцами рук, на сгибе локтей). Он
прогрызает в коже ходы (до 15 м) и вызывает чесотку.
Существуют зудни, паразитирующие на свиньях,
собаках, лошадях, овцах. Они представляют
опасность и для человека. При соприкосновении с
больными животными человек может заразиться.
Особенно опасны мелкие округлой формы клещи с
короткими ножками. Личинки питаются клетками
кожи, раздражая многочисленные кожные рецепторы
и вызывая зуд. При расчесывании вскрываются ходы,
и клещи на всех стадиях развития рассеиваются,
увеличивая опасность заражения, которое
наступает при рукопожатии, через предметы
домашнего обихода. Для лечения используют
зеленое мыло с серой, специальные мази. Большое
значение имеет соблюдение правил личной гигиены.
Настоящую же чесотку вызывают так называемые
чесоточные клещи, или зудни. Попав на кожу
человека, они тут же стремятся проникнуть в ее
роговой слой. На это уходит у них примерно час.
Дальше, копаясь в нашей коже, проделывают в ней
довольно длинные ходы: за сутки «прорывают» в
кожном эпидермисе тончайший тоннель длинной в
полтора сантиметра! Если посмотреть на
пораженную кожу сверху, то их «ходы
представляются прямыми или дугообразными
полосками более светлой окраски, чем окружающая
ткань».
Вгрызаясь в роговой слой нашей кожи, самка через
каждый миллиметр-два пройденного пути прорывает
в эпидермисе выходящие наружу вентиляционное
отверстие – чтобы не задохнуться в глубине
тоннеля. И через каждые день-два откладывает
внутри хода два-три яйца. Выходящие из яиц
личинки и нимфы тоже проникают в нашу кожу,
вызывая своей деятельностью нестерпимый зуд. На
месте расчесов появляются струпья и нагноения.
Наиболее злокачественной является так
называемая «норвежская чесотка», при которой на
коже образуются плотные корки из ороговевшего
эпидермиса, приобретающие желтоватую или
зеленоватую окраску от присоединения гноеродной
микрофлоры.
Больных чесоткой помещают в особые лечебницы –
скабиозотории. Лечат втиранием в кожу
валькинсоновой мази, зеленого мыла с серой, а
также растворов гипосульфита и соляной кислоты.
Заражение обычно происходит от тесного общения с
больными чесоткой людьми, от белья, на котором по
той или иной причине оказались зудни. Поэтому
хорошая стирка и глажка постельного и носильного
белья пpeдoxpaняет от заражения чесоткой.
Температура воды или воздуха в 60 градусов
убивает зудней (правда, через час). Но в воде при
комнатной температуре живут они около суток».
Учитель дополняет рассказ ученика, отмечает, что
в настоящее время против клеща чесоточного
зудня, вызывающего у человека чесотку,
существуют эффективные и надежные мази. А раньше
от неё умирали многие, в том числе известные
исторические деятели, ученые: Геродот, Антиох,
король Филипп II и римский папа Клемент VII.
Особый интерес представляют в настоящее время
так называемые домашние клещи, обитающие в
матрацах, коврах, мягкой мебели и в постельном
белье. В течение нескольких последних лет в Папуа
новая Гвинея вместе с мягкой мебелью и
пocтeльными принадлежностями из Европы были
завезены домовые клещи. Заболеваемость
бронхиальной аллергией среди местного населения
при этом возросла в 50 раз.
Учитель предлагает послушать сообщение врача о
клещевом энцефалите.
«Клещевой энцефалит (КЭ) является вирусным
заболеванием центральной нервной системы.
Возбудитель болезни, т.к. вирус КЭ передается
человеку при укусах клещей.
Вирус существует в так называемых природных
очагах, где он циркулирует между позвоночными
животными в основном, грызунами и члeнистоногими
(клещами).
К настоящему времени в Центральной Европе
установлены 8 видов «твердых» клещей, которые
могут передавать вирус КЭ.
Клещи становятся активными, когда в марте-апреле
температура почвы повышается до 5-7°С, а спад
активности приходится на конец года, когда в
октябре-ноябре средняя температура воздуха
падает пpaктически до этого же значения.
Дождливое лето и мягкая зима приводят к росту
плотности популяции клещей.
Обычно личинки становятся инфицированными при
питании кровью хозяев-вирусоносителей и
передают вирус другому теплокровному
позвоночному. У самих клещей болезнь не
развивается. Став однажды инфицированным, клещ
носит вирус всю свою жизнь. В период,
предшествующей линьке, вирус в клещах
размножается и поражает пpaктически все его
органы.
Самки клещей, как правило, передают вирус только
одному хозяину. Клещи самцы питаются чаще и, тем
самым, могут инфицировать нескольких
позвоночных.
Как уже отмечалось сегодня на уроке, есть и
кровососущие клещи. Они сидят на кончиках
травинок и ждут животных или людей, чтобы
прицепиться к ним (нередко даже падают с деревьев
прямо на проходящего под ними животного или
человека).
После прикрепления к хозяину может пройти 12
часов, пока клещ не начнет сосать кровь. На
человеке клещи предпочитают нападать на
покрытую волосяным покровом область головы, уши,
локтевые и коленные суставы, руки и ноги. С
помощью хелицеры прокалывается кожа, после чего
внутрь вводится орган прикрепления, в котором
находится пищеварительный тpaкт. Для того, чтобы
закрепиться на ткани хозяина, на органе
прикрепления имеются загнутые назад шипы. Из
секреторных желез выделяются вещества,
вызывающие разрушение клеток. Процесс
присасывания не вызывает боли и чаще происходит
незаметно для хозяина.
Клеши сосут кровь максимум 15 минут. Вирус КЭ
передается хозяину со слюной инфицированного
клеща; одновременно с этим вирус, находящийся в
ткани хозяина, поступает с высосанной кровью в
кишечник клеща. Этого времени клещу хватает,
чтобы передать инфекцию. Для передачи вируса
даже кратковременного сосания тканевой жидкости
самцом может быть вполне достаточным. Тот факт,
что укусы клещей нередко проходят незамеченными,
может являться основной причиной, почему люди с
выраженными признаками КЭ часто не могут
вспомнить об этом.
Присосавшийся клещ вначале похож на небольшую
чешуйку. Когда напьется крови раздувается до
размеров горошины. Его нельзя просто так
отрывать от кожи: в ранке может остаться его
хоботок, и произойдет нагноение. Поэтому
рекомендуется смазать его растительным маслом
или керосином. Эти жидкости закупорят наружные
отверстия трахей клеща, и он, задыхаясь, сам
отвалится (либо его можно после такой обработки,
легонько подергивая, вытащить вместе с хоботком).
Клещи заражают людей многими заболеваниями:
клещевым сыпнем и возратным тифом, заражают
болезнью грызунов, похожей на чуму, переходящей и
на человека, осенней эритемой (покраснением
кожи), геморрагической лихорадкой, бруцеллезом.
Но наиболее массовое и широкое распространенное
заболевание, вызываемое клещами (так называемыми
иксодовыми), - это клещевой, или весенне-летний,
энцефалит.
Возбудитель энцефалита – вирус, который клещи
всасывают вместе с кровью диких зверей и птиц.
Кусая затем человека, клещ переносит этот вирус в
наш организм. Десять-пятнадцать дней –
инкубационный период, когда симптомы болезни еще
не проявляют себя, - зараза как бы собирает силы
перед атакой на человека. Затем температура
сразу повышается до 40 градусов и держится
пять-шесть дней, а иногда и неделю. Наконец
понижается жар, а потом опять столбик термометра
ползет вверх. Симптомы: сильная головная боль,
тошнота, рвота, язык теряет подвижность, мышцы
шеи напряжены, глотать трудно… в тяжелых случаях
– потеря сознания, бред, паралич мышц шеи, плеч,
ног. Cмepтность при энцефалите колeблется в
широких пределах – от двух до 20 процентов.
Некоторые ученики думают, что заразиться
клещевым энцефалитом можно только на Дальнем
Востоке. Это ошибочное мнение. В настоящее время
область распространения иксодовых клещей и
приносимого ими с собой вируса распространяется
от Тихого океана до западных границ нашей страны,
а на севере – до Архангельской области,
Финляндии. И в ней самой, в Финляндии, и в других
странах Восточной и Западной Европы болеют люди
весенне-летним энцефалитом…»
КЭ регистрируется на территории 50 субъектов РФ.
Наиболее высокие показатели отмечены в
Уральском регионе, включая Свердловскую область.
Официальная регистрация КЭ в Свердловской
области ведется с 1944 г.
После сообщения врача учитель обращает внимание
учеников на то, что в последние годы в городе
Екатеринбурге проблема КЭ приобрела особое
значение в связи с повсеместным ростом
заболеваемости, выходом инфекции за пределы
традиционных очагов и высокой пораженностью
городских жителей.
В настоящее время среди 7 районов города наиболее
нeблагополучным следует считать Верх-Исетский
район. Каждый год на его территории отмечается
наибольшее число пострадавших от нападения
клещей и заболевания КЭ. Так же можно выделить и
другие нeблагополучные по заболеваемости
участки. Например, сады Ново-Свердловской ТЭЦ в
Кировском районе или лесопарковые зоны поселка
Горный щит в Чкаловском районе. Наибольшее
количество покусанных на протяжении 5 лет
наблюдается в Шарташском, Шувакишском лесопарке,
ЦПКиО им. Маяковского, парке Химмаша.
Инфицированные вирусом КЭ клещи обнаруживаются
у клещей, отловленных в лесопарках Шарташский,
Каменные палатки, Лесоводов России, Юго-Западном,
Ново-Свердловской ТЭЦ (при рассказе учитель
использует карту «г. Екатеринбург и его
окрестности»).
Природно-очаговые области распространения
вируса КЭ существуют в тех биотопах, где для ixodesricinus
и его хозяев существуют оптимальные жизненные
условия. Большинство мест инфицирования, которые
выявлены и нанесены на карту настоящий момент,
располагаются в переходных зонах, т.е. в зонах с
растительностью разных видов. Инфицированные
клещи часто встречаются на опушке леса, по
соседству с пастбищами, прогалинами и просеками,
заливными лугами и заболоченными местностями,
лесонасаждениями с подлеском и зарослями
кустарников, на границе между лиственным и
хвойным лесом и молодняком.
Лесопарковые зоны, благоустроенные скамейками,
тропинками и ямами для приготовления барбекю и
привлекающие множество людей, могут быть местами
повышенной опасности нападения клещей. В
различных исследованиях было показано, что
природные очаги КЭ обычно не ликвидируются за
счет облагораживания ландшафта. Сокращение мест
распространения мелких млекопитающих до
небольшого числа не является выходом, поскольку
ведет даже к усилению циркуляции вируса КЭ, т.к.
вероятность передачи вируса возрастает с ростом
плотности популяции.
В отличие от широко распространенного мнения,
клещи не сидят на деревьях и не бросаются сверху
на хозяев. Они предпочитают растительность,
которая находится ближе к поверхности земли.
Личинки обычно сидят на траве не выше 30 см, а
взрослые на сорняках или кустах на уровне не выше
1,5 м. Держась на нижней стороне листвы, клещи, по
большей части, сидят на их кончиках по соседству
с пешеходными дорожками и тропами, откуда они
падают вниз или зацепляются за задевающих траву
и кустарник хозяев.
Ранее у возрастной группы 7–14-летних детей и
подростков отмечалось наибольшее количество
заболеваний КЭ в год (19% от числа всех случаев
заболеваний). В настоящее время благодаря
принятой в стране программе вакцинации и, в
частности, вакцинальной компании, проводимой в
школах, дети от 7 до 14 лет являются одной из
наиболее защищенных возрастных групп.
У детей КЭ протекает в более легкой форме, чем у
взрослых. Тем не менее, сообщалось о нескольких
тяжелых случаях заболевания у малолетних детей,
приведших к остаточным осложнениям и даже к
cмepти.
На сегодняшний день известно, что самым юным
заболевшим КЭ был ребенок в возрасте 3 месяцев, а
самому старому пациенту было 83 года. По всем
признакам и симптомам cмepть наступила от
менингоэнцефалита.
Учитель обращает внимание учеников на то, что
основные показатели по заболеваемости КЭ в
Свердловской области за период с 1999 по 2008 год
приводятся на стенде «Сегодня на уроке» Раньше в
нашей стране проводили широкомасштабные меры по
борьбе с клещами, распыляя ДДТ и гексахлор,
однако эти мероприятия не дали желаемого
эффекта.
Т. к. вирус присутствует не только в клещах, но
также и в диких животных, такие меры бесполезны
не только для ликвидации заболевания, но даже и
для установления контроля над ним.
Поскольку клещи сначала попадают на одежду, а
затем стремятся добраться до открытых участков
кожи, то соответствующая одежда (прочная обувь,
носки, облегающие брюки, гладкая ткань) может
затруднить доступ клещей к коже.
Раньше рабочим лесной отрасли выдавали защитную
одежду, пропитанную. ДДТ, и проводили их
регулярную дезинфекцию после работы.
Однако указанные препараты обеспечивают защиту
всего лишь на несколько часов. Кроме того, клещи
приобретают стойкость к репеллентам.
Чтобы быть на самом деле эффективной, защитная
одежда должна закрывать полностью все тело, но
это вряд ли подойдет для тех, кто проводит отпуск
или каникулы в эндемичных районах в теплое время
года.
Все эти профилактические меры, направленные
против клещей, не могли обеспечить полной защиты.
Очень скоро стало ясно, что наиболее эффективной
мерой защиты от возбудителя – вируса КЭ является
вакцинация.
Далее врач кратко рассказывает о том, где можно
поставить прививки против КЭ.
Роль клещей в переносе возбудителей энцефалита
от диких животных человеку была выявлена группой
советских ученых во главе с академиком Е.Н.
Павловским (можно использовать кадр 41 диафильма
«Классы Paкообразные и Паукообразные»).
Далее учитель кратко рассказывает о клещах
приносящих пользу. Некоторые клещи-хищники
поедают других члeнистоногих – вредителей
растений. Почвенные клещи активно участвуют в
почвообразовательном процессе, переpaбатывая
растительные остатки и поедая вредных насекомых.
В конце урока в ходе беседы составляется общая
хаpaктеристика паукообразных.
Паукообразные – одни из древнейших обитателей
суши, их тело состоит из головогpyди и брюшка или
слитное (у клещей). Ходильных конечностей 4 пары,
глаза у пауков простые, усики отсутствуют. Органы
дыхания трахеи, легочные мешки.
При составлении урока была использована литература следующих авторов: И.И. Акимушкин (1999), Аксенова (2001), О.В. Волцит (1999), О.Н. Дронова (2002), В.В. Латюшин (2001), Б.М. Мамаев (1985), С.А. Молис (1986), Ж.А. Фабр (2003), В.В. Хлебович (1991).
Комментарии:
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
30 09 2023 2:58:11
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
29 09 2023 14:27:20
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
28 09 2023 0:52:40
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
27 09 2023 5:27:19
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
26 09 2023 2:32:44
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
25 09 2023 13:47:51
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
24 09 2023 6:48:49
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
23 09 2023 13:38:40
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
22 09 2023 2:50:18
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
21 09 2023 7:32:55
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
20 09 2023 1:47:32
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
19 09 2023 12:32:16
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
18 09 2023 8:59:58
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
17 09 2023 22:12:58
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
16 09 2023 1:42:53
Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно
внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь
такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как
психолога. Основными принципами такого обучения является признание
индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его
развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии
на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на
уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.
Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков,
которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами.
...
15 09 2023 15:10:44
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике.
...
14 09 2023 3:57:17
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
13 09 2023 16:36:10
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
12 09 2023 20:49:25
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
11 09 2023 2:33:44
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат.
...
10 09 2023 8:47:15
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
09 09 2023 21:12:41
Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией.
...
08 09 2023 22:15:32
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
07 09 2023 19:26:57
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
06 09 2023 14:50:45
На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов.
...
05 09 2023 5:29:12
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов.
...
04 09 2023 18:29:13
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
03 09 2023 18:32:59
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
...
02 09 2023 1:24:54
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
01 09 2023 10:44:48
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся.
...
31 08 2023 1:18:58
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
30 08 2023 3:29:35
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
29 08 2023 15:27:22
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
28 08 2023 19:46:23
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии.
...
27 08 2023 0:54:23
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
26 08 2023 18:20:48
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
25 08 2023 22:26:20
Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся.
На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....
24 08 2023 20:31:31
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
23 08 2023 11:40:19
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
22 08 2023 16:47:40
Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....
21 08 2023 20:40:45
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
20 08 2023 4:30:17
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
19 08 2023 8:48:24
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
18 08 2023 3:59:49
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
17 08 2023 1:54:36
Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...
16 08 2023 6:30:12
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
15 08 2023 23:14:18
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения.
...
14 08 2023 19:49:31
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
13 08 2023 6:40:49
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
12 08 2023 12:19:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::