Клещи — переносчики возбудителей болезней > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Клещи — переносчики возбудителей болезней


Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Изучить хаpaктерные признаки клещей, показать особенности его строения.
    • Показать роль клещей в природе и в жизни человека.
    • Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.
  • Воспитательные:
    • Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.
    • Осуществлять патриотическое воспитание на основе роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных.
    • Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.
  • Развивающие личность ребенка:
    • Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую хаpaктеристику паукообразных.
    • Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.

Средства обучения: таблицы с изображение клещей; санитарно-гигиенический листок «Как защитить себя от клещей», компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы:

  • По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа);
  • По хаpaктеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

 

После оргмомента и проверки домашнего задания, учитель отмечает, что среди паукообразных имеются животные, с которыми имеют дело и агроном, и врач, и ветеринар.
Какие это паукообразные? Чем они отличаются по строению от пауков? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей? Ответить на эти вопросы – задача урока.
Клещи представляют собой многочисленную и наиболее важную в пpaктическом отношении группу паукообразных.
Они живут в пресных и реже в морских водах, но большинство – обитатели суши. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах.
Клещи – большая группа мелких паукообразных (от 0,1 мм до 3 мм) с нерасчлeненным телом (демонстрация на таблице). В составе тела различают головку, образованную челюстями и ногощупальцами, головогpyдь и брюшко, имеющие 4 пары ходильных ног. Хелицеры изменились настолько, что представляют собой две колющие иглы. Но есть клещи и с клешневидными хелицерами (например, чесоточные). Небольшие размеры (у некоторых микроскопические) обеспечили широкое расселение их по Земле. У большинства клещей органами дыхания служат трахеи, у мелких видов дыхание происходит через покровы (кожное). Ротовые органы грызущего или колюще-сосущего типа. Кровеносная система развита слабо, у некоторых видов сердце отсутствует. Пищеварительная система у кровососущих форм приспособлена к питанию кровью.

Далее учитель приводит дополнительный к учебнику занимательный материал о пищеварении у клещей.

«Помните, как это сказочный злодей, Кощей Бесcмepтный, в плену у Марьи Маревны десять лет не ел, не пил. Рекорд его из животных, кажется, еще никто не побил, но близко к нему некоторые чемпионы голодания приблизились. Холоднокровные животные – главные здесь рекордсмены: у них обмен веществ не такой энергичный, как у теплокровных, а поэтому в теле, например, моллюсков, насекомых, паукообразных и рыб каждую минуту сгорает меньше пищи, чем у птиц и зверей.
Клещи сосут кровь самых разных животных, и так много её сосут, что сильно раздуваются.
На передних лапках находятся слюненные железы, выделяющие особый фермент, который препятствует свертыванию крови.
Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223 раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три недели, пока развивается из личинки, высасывает из несчастной коровы столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!
Удивительно, что после такого феноменального обжорства, клещи постятся порой годами. Чтобы проверить, как долго они могут не есть, ученые отрезали у клещей все ротовые придатки, без которых сосать кровь невозможно. Оперированные клещи жили в лабораториях год, два года, три, четыре… уже про них почти забыли. Устали ждать, когда они от голода умрут. Но они не умирали, и пять, и шесть, и семь лет! И даже больше…
Так люди заставили маленьких родичей пауков поставить мировой рекорд: дольше них голодать никто не мог. Кроме Кощея, конечно, но то сказка, а это – научный факт».
Клещи раздельнополы. Их развитие происходит с превращением. У личинки лишь три пары ног.
Образ жизни клещей разнообразен. Многие виды паразитируют на растениях, в том числе и культурных. Микроскопические паутинные клещи, скапливаясь на нижней стороне листьев хлопчатника, картофеля, земляники, малины и других культур высасывают из них соки при помощи хоботка, что ведет к снижению урожая. Известно более 100 видов клещей, наносящих ущерб сельскому хозяйству. Для уничтожения паутинных клещей поля опрыскивают различными ядохимикатами. Мучной клещ поселяется в муке и зерне. Выедая в зерне зародыш будущего растения, он вызывает гибель семян. Основными мерами борьбы с мучным клещом является содержание в чистоте и проветривание помещений, где храниться зерно и мука.
Многие клещи являются паразитами человека и различных животных. Особенно опасны клещи – переносчики возбудителей тяжелых заболеваний человека и домашних животных.
Далее заслушивается сообщение ученика о чесоточном клеще.
«Чесоточный зудень – паразитирует в коже человека (между пальцами рук, на сгибе локтей). Он прогрызает в коже ходы (до 15 м) и вызывает чесотку. Существуют зудни, паразитирующие на свиньях, собаках, лошадях, овцах. Они представляют опасность и для человека. При соприкосновении с больными животными человек может заразиться. Особенно опасны мелкие округлой формы клещи с короткими ножками. Личинки питаются клетками кожи, раздражая многочисленные кожные рецепторы и вызывая зуд. При расчесывании вскрываются ходы, и клещи на всех стадиях развития рассеиваются, увеличивая опасность заражения, которое наступает при рукопожатии, через предметы домашнего обихода. Для лечения используют зеленое мыло с серой, специальные мази. Большое значение имеет соблюдение правил личной гигиены.
Настоящую же чесотку вызывают так называемые чесоточные клещи, или зудни. Попав на кожу человека, они тут же стремятся проникнуть в ее роговой слой. На это уходит у них примерно час. Дальше, копаясь в нашей коже, проделывают в ней довольно длинные ходы: за сутки «прорывают» в кожном эпидермисе тончайший тоннель длинной в полтора сантиметра! Если посмотреть на пораженную кожу сверху, то их «ходы представляются прямыми или дугообразными полосками более светлой окраски, чем окружающая ткань».
Вгрызаясь в роговой слой нашей кожи, самка через каждый миллиметр-два пройденного пути прорывает в эпидермисе выходящие наружу вентиляционное отверстие – чтобы не задохнуться в глубине тоннеля. И через каждые день-два откладывает внутри хода два-три яйца. Выходящие из яиц личинки и нимфы тоже проникают в нашу кожу, вызывая своей деятельностью нестерпимый зуд. На месте расчесов появляются струпья и нагноения.
Наиболее злокачественной является так называемая «норвежская чесотка», при которой на коже образуются плотные корки из ороговевшего эпидермиса, приобретающие желтоватую или зеленоватую окраску от присоединения гноеродной микрофлоры.
Больных чесоткой помещают в особые лечебницы – скабиозотории. Лечат втиранием в кожу валькинсоновой мази, зеленого мыла с серой, а также растворов гипосульфита и соляной кислоты.
Заражение обычно происходит от тесного общения с больными чесоткой людьми, от белья, на котором по той или иной причине оказались зудни. Поэтому хорошая стирка и глажка постельного и носильного белья пpeдoxpaняет от заражения чесоткой. Температура воды или воздуха в 60 градусов убивает зудней (правда, через час). Но в воде при комнатной температуре живут они около суток».
Учитель дополняет рассказ ученика, отмечает, что в настоящее время против клеща чесоточного зудня, вызывающего у человека чесотку, существуют эффективные и надежные мази. А раньше от неё умирали многие, в том числе известные исторические деятели, ученые: Геродот, Антиох, король Филипп II и римский папа Клемент VII.
Особый интерес представляют в настоящее время так называемые домашние клещи, обитающие в матрацах, коврах, мягкой мебели и в постельном белье. В течение нескольких последних лет в Папуа новая Гвинея вместе с мягкой мебелью и пocтeльными принадлежностями из Европы были завезены домовые клещи. Заболеваемость бронхиальной аллергией среди местного населения при этом возросла в 50 раз.
Учитель предлагает послушать сообщение врача о клещевом энцефалите.
«Клещевой энцефалит (КЭ) является вирусным заболеванием центральной нервной системы. Возбудитель болезни, т.к. вирус КЭ передается человеку при укусах клещей.
Вирус существует в так называемых природных очагах, где он циркулирует между позвоночными животными в основном, грызунами и члeнистоногими (клещами).
К настоящему времени в Центральной Европе установлены 8 видов «твердых» клещей, которые могут передавать вирус КЭ.
Клещи становятся активными, когда в марте-апреле температура почвы повышается до 5-7°С, а спад активности приходится на конец года, когда в октябре-ноябре средняя температура воздуха падает пpaктически до этого же значения.
Дождливое лето и мягкая  зима приводят к росту плотности популяции клещей.
Обычно личинки становятся инфицированными при питании кровью хозяев-вирусоносителей и передают вирус другому теплокровному позвоночному. У самих клещей болезнь не развивается. Став однажды инфицированным, клещ носит вирус всю свою жизнь. В период, предшествующей линьке, вирус в клещах размножается и поражает пpaктически все его органы.
Самки клещей, как правило, передают вирус только одному хозяину. Клещи самцы питаются чаще и, тем самым, могут инфицировать нескольких позвоночных.
Как уже отмечалось сегодня на уроке, есть и кровососущие клещи. Они сидят на кончиках травинок и ждут животных или людей, чтобы прицепиться к ним (нередко даже падают с деревьев прямо на проходящего под ними животного или человека).
После прикрепления к хозяину может пройти 12 часов, пока клещ не начнет сосать кровь. На человеке клещи предпочитают нападать на покрытую волосяным покровом область головы, уши, локтевые и коленные суставы, руки и ноги. С помощью хелицеры прокалывается кожа, после чего внутрь вводится орган прикрепления, в котором находится пищеварительный тpaкт. Для того, чтобы закрепиться на ткани хозяина, на органе прикрепления имеются загнутые назад шипы. Из секреторных желез выделяются вещества, вызывающие разрушение клеток. Процесс присасывания не вызывает боли и чаще происходит незаметно для хозяина.
Клеши сосут кровь максимум 15 минут. Вирус КЭ передается хозяину со слюной инфицированного клеща; одновременно с этим вирус, находящийся в ткани хозяина, поступает с высосанной кровью в кишечник клеща. Этого времени клещу хватает, чтобы передать инфекцию. Для передачи вируса даже кратковременного сосания тканевой жидкости самцом может быть вполне достаточным. Тот факт, что укусы клещей нередко проходят незамеченными, может являться основной причиной, почему люди с выраженными признаками КЭ часто не могут вспомнить об этом.
Присосавшийся клещ вначале похож на небольшую чешуйку. Когда напьется крови раздувается до размеров горошины. Его нельзя просто так отрывать от кожи: в ранке может остаться его хоботок, и произойдет нагноение. Поэтому рекомендуется смазать его растительным маслом или керосином. Эти жидкости закупорят наружные отверстия трахей клеща, и он, задыхаясь, сам отвалится (либо его можно после такой обработки, легонько подергивая, вытащить вместе с хоботком).
Клещи заражают людей многими заболеваниями: клещевым сыпнем и возратным тифом, заражают болезнью грызунов, похожей на чуму, переходящей и на человека, осенней эритемой (покраснением кожи), геморрагической лихорадкой, бруцеллезом. Но наиболее массовое и широкое распространенное заболевание, вызываемое клещами (так называемыми иксодовыми), - это клещевой, или весенне-летний, энцефалит.
Возбудитель энцефалита – вирус, который клещи всасывают вместе с кровью диких зверей и птиц. Кусая затем человека, клещ переносит этот вирус в наш организм. Десять-пятнадцать дней – инкубационный период, когда симптомы болезни еще не проявляют себя, - зараза как бы собирает силы перед атакой на человека. Затем температура сразу повышается до 40 градусов и держится пять-шесть дней, а иногда и неделю. Наконец понижается жар, а потом опять столбик термометра ползет вверх. Симптомы: сильная головная боль, тошнота, рвота, язык теряет подвижность, мышцы шеи напряжены, глотать трудно… в тяжелых случаях – потеря сознания, бред, паралич мышц шеи, плеч, ног. Cмepтность при энцефалите колeблется в широких пределах – от двух до 20 процентов.
Некоторые ученики думают, что заразиться клещевым энцефалитом можно только на Дальнем Востоке. Это ошибочное мнение. В настоящее время область распространения иксодовых клещей и приносимого ими с собой вируса распространяется от Тихого океана до западных границ нашей страны, а на севере – до Архангельской области, Финляндии. И в ней самой, в Финляндии, и в других странах Восточной и Западной Европы болеют люди весенне-летним энцефалитом…»
КЭ регистрируется на территории 50 субъектов РФ. Наиболее высокие показатели отмечены в Уральском регионе, включая Свердловскую область. Официальная регистрация КЭ в Свердловской области ведется с 1944 г.
После сообщения врача учитель обращает внимание учеников на то, что в последние годы в городе Екатеринбурге проблема КЭ приобрела особое значение в связи с повсеместным ростом заболеваемости, выходом инфекции за пределы традиционных очагов и высокой пораженностью городских жителей.
В настоящее время среди 7 районов города наиболее нeблагополучным следует считать Верх-Исетский район. Каждый год на его территории отмечается наибольшее число пострадавших от нападения клещей и заболевания КЭ. Так же можно выделить и другие нeблагополучные по заболеваемости участки. Например, сады Ново-Свердловской ТЭЦ в Кировском районе или лесопарковые зоны поселка Горный щит в Чкаловском районе. Наибольшее количество покусанных  на протяжении 5 лет наблюдается в Шарташском, Шувакишском лесопарке, ЦПКиО им. Маяковского, парке Химмаша.
Инфицированные вирусом КЭ клещи обнаруживаются у клещей, отловленных в лесопарках Шарташский, Каменные палатки, Лесоводов России, Юго-Западном, Ново-Свердловской ТЭЦ (при рассказе учитель использует карту «г. Екатеринбург и его окрестности»).
Природно-очаговые области распространения вируса КЭ существуют в тех биотопах, где для ixodesricinus и его хозяев существуют оптимальные жизненные условия. Большинство мест инфицирования, которые выявлены и нанесены на карту настоящий момент, располагаются в переходных зонах, т.е. в зонах с растительностью разных видов. Инфицированные клещи часто встречаются на опушке леса, по соседству с пастбищами, прогалинами и просеками, заливными лугами и заболоченными местностями, лесонасаждениями с подлеском и зарослями кустарников, на границе между лиственным и хвойным лесом и молодняком.
Лесопарковые зоны, благоустроенные скамейками, тропинками и ямами для приготовления барбекю и привлекающие множество людей, могут быть местами повышенной опасности нападения клещей. В различных исследованиях было показано, что природные очаги КЭ обычно не ликвидируются за счет облагораживания ландшафта. Сокращение мест распространения мелких млекопитающих до небольшого числа не является выходом, поскольку ведет даже к усилению циркуляции вируса КЭ, т.к. вероятность передачи вируса возрастает с ростом плотности популяции.
В отличие от широко распространенного мнения, клещи не сидят на деревьях и не бросаются сверху на хозяев. Они предпочитают растительность, которая находится ближе к поверхности земли. Личинки обычно сидят на траве не выше 30 см, а взрослые на сорняках или кустах на уровне не выше 1,5 м. Держась на нижней стороне листвы, клещи, по большей части, сидят на их кончиках по соседству с пешеходными дорожками и тропами, откуда они падают вниз или зацепляются за задевающих траву и кустарник хозяев.
Ранее у возрастной группы 7–14-летних детей и подростков отмечалось наибольшее количество заболеваний КЭ в год (19% от числа всех случаев заболеваний). В настоящее время благодаря принятой в стране программе вакцинации и, в  частности, вакцинальной компании, проводимой в школах, дети от 7 до 14 лет являются одной из наиболее защищенных возрастных групп.
У детей КЭ протекает в более легкой форме, чем у взрослых. Тем не менее, сообщалось о нескольких тяжелых случаях заболевания у малолетних детей, приведших к остаточным осложнениям и даже к cмepти.
На сегодняшний день известно, что самым юным заболевшим КЭ был ребенок в возрасте 3 месяцев, а самому старому пациенту было 83 года. По всем признакам и симптомам cмepть наступила от менингоэнцефалита.
Учитель обращает внимание учеников на то, что основные показатели по заболеваемости КЭ в Свердловской области за период с 1999 по 2008 год приводятся на стенде «Сегодня на уроке» Раньше в нашей стране проводили широкомасштабные меры по борьбе с клещами, распыляя ДДТ и гексахлор, однако эти мероприятия не дали желаемого эффекта.
Т. к. вирус присутствует не только в клещах, но также и в диких животных, такие меры бесполезны не только для ликвидации заболевания, но даже и для установления контроля над ним.
Поскольку клещи сначала попадают на одежду, а затем стремятся добраться до открытых участков кожи, то соответствующая одежда (прочная обувь, носки, облегающие брюки, гладкая ткань) может затруднить доступ клещей к коже.
Раньше рабочим лесной отрасли выдавали защитную одежду, пропитанную. ДДТ, и проводили их регулярную дезинфекцию после работы.
Однако указанные препараты обеспечивают защиту всего лишь на несколько часов. Кроме того, клещи приобретают стойкость к репеллентам.
Чтобы быть на самом деле эффективной, защитная одежда должна закрывать полностью все тело, но это вряд ли подойдет для тех, кто проводит отпуск или каникулы в эндемичных районах в теплое время года.
Все эти профилактические меры, направленные против клещей, не могли обеспечить полной защиты. Очень скоро стало ясно, что наиболее эффективной мерой защиты от возбудителя – вируса КЭ является вакцинация.
Далее врач кратко рассказывает о том, где можно поставить прививки против КЭ.
Роль клещей в переносе возбудителей энцефалита от диких животных человеку была выявлена группой советских ученых во главе с академиком Е.Н. Павловским (можно использовать кадр 41 диафильма «Классы Paкообразные и Паукообразные»).
Далее учитель кратко рассказывает о клещах приносящих пользу. Некоторые клещи-хищники поедают других члeнистоногих – вредителей растений. Почвенные клещи активно участвуют в почвообразовательном процессе, переpaбатывая растительные остатки и поедая вредных насекомых.
В конце урока в ходе беседы составляется общая хаpaктеристика паукообразных.
Паукообразные – одни из древнейших обитателей суши, их тело состоит из головогpyди и брюшка или слитное (у клещей). Ходильных конечностей 4 пары, глаза у пауков простые, усики отсутствуют. Органы дыхания трахеи, легочные мешки.

При составлении урока была использована литература следующих авторов: И.И. Акимушкин (1999), Аксенова (2001), О.В. Волцит (1999), О.Н. Дронова (2002), В.В. Латюшин (2001), Б.М. Мамаев (1985), С.А. Молис (1986), Ж.А. Фабр (2003), В.В. Хлебович (1991).


Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

06 02 2023 23:30:56

Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....

05 02 2023 6:59:58

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс


    Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс

      Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....

04 02 2023 16:24:45

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

03 02 2023 4:12:40

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ


    Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

      Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

02 02 2023 17:47:31

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс


    Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

      Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

01 02 2023 6:53:58

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

31 01 2023 6:16:56

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

30 01 2023 15:21:58

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

29 01 2023 12:54:42

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

28 01 2023 16:45:29

Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс


    Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

      Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....

27 01 2023 20:53:52

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии


    Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

      На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

26 01 2023 11:40:17

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"


    Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

      Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

25 01 2023 14:58:23

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс


    Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

      Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

24 01 2023 11:59:34

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

23 01 2023 20:48:29

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

22 01 2023 16:13:13

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

21 01 2023 1:57:53

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

20 01 2023 12:35:42

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

19 01 2023 8:39:34

Урок на тему: "Группы крови" по биологии в 8-м классе


    Урок на тему: "Группы крови" по биологии в 8-м классе

      Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей. ...

18 01 2023 4:27:28

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

17 01 2023 16:27:19

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

16 01 2023 8:44:38

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"


    Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

      Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

15 01 2023 3:46:52

Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования


    Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

      В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...

14 01 2023 6:35:54

Внутреннее строение птиц


    Внутреннее строение птиц

      Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

13 01 2023 23:56:31

Методическая разработка урока "Иммунитет"


    Методическая разработка урока "Иммунитет"

      Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

12 01 2023 10:15:56

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"


    Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

      В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

11 01 2023 13:53:54

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

      Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

10 01 2023 19:20:32

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс


    Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

      Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

09 01 2023 2:27:33

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

08 01 2023 11:41:56

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"


    Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

      Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

07 01 2023 5:59:13

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

06 01 2023 7:30:35

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"


    Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"

      Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...

05 01 2023 1:28:53

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс


    Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

      В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

04 01 2023 14:38:34

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

      На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

03 01 2023 5:17:31

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

02 01 2023 0:54:10

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

01 01 2023 17:58:21

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

      В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

31 12 2022 12:37:37

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

30 12 2022 22:41:44

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"


    ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

      Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

29 12 2022 14:28:43

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"


    Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

      Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

28 12 2022 0:57:29

Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся


    Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся

      Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого. ...

27 12 2022 14:19:26

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

26 12 2022 5:17:50

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"


    "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

      На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

25 12 2022 6:21:47

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

24 12 2022 20:15:23

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

23 12 2022 21:25:34

Урок по биологии "Вода на Земле"


    Урок по биологии "Вода на Земле"

      Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...

22 12 2022 18:55:29

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"


    Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

      Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

21 12 2022 2:26:30

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

20 12 2022 7:46:43

Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс


    Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс

      Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников, предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....

19 12 2022 7:34:48

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::