Клещи — переносчики возбудителей болезней > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Изучить хаpaктерные признаки клещей, показать особенности его строения.
    • Показать роль клещей в природе и в жизни человека.
    • Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.
  • Воспитательные:
    • Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.
    • Осуществлять патриотическое воспитание на основе роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных.
    • Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.
  • Развивающие личность ребенка:
    • Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую хаpaктеристику паукообразных.
    • Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.

Средства обучения: таблицы с изображение клещей; санитарно-гигиенический листок «Как защитить себя от клещей», компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы:

  • По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа) ;
  • По хаpaктеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

 

После оргмомента и проверки домашнего задания, учитель отмечает, что среди паукообразных имеются животные, с которыми имеют дело и агроном, и врач, и ветеринар.
Какие это паукообразные? Чем они отличаются по строению от пауков? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей? Ответить на эти вопросы – задача урока.
Клещи представляют собой многочисленную и наиболее важную в пpaктическом отношении группу паукообразных.
Они живут в пресных и реже в морских водах, но большинство – обитатели суши. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах.
Клещи – большая группа мелких паукообразных (от 0,1 мм до 3 мм) с нерасчлeненным телом (демонстрация на таблице). В составе тела различают головку, образованную челюстями и ногощупальцами, головогpyдь и брюшко, имеющие 4 пары ходильных ног. Хелицеры изменились настолько, что представляют собой две колющие иглы. Но есть клещи и с клешневидными хелицерами (например, чесоточные). Небольшие размеры (у некоторых микроскопические) обеспечили широкое расселение их по Земле. У большинства клещей органами дыхания служат трахеи, у мелких видов дыхание происходит через покровы (кожное). Ротовые органы грызущего или колюще-сосущего типа. Кровеносная система развита слабо, у некоторых видов сердце отсутствует. Пищеварительная система у кровососущих форм приспособлена к питанию кровью.

Далее учитель приводит дополнительный к учебнику занимательный материал о пищеварении у клещей.

«Помните, как это сказочный злодей, Кощей Бесcмepтный, в плену у Марьи Маревны десять лет не ел, не пил. Рекорд его из животных, кажется, еще никто не побил, но близко к нему некоторые чемпионы голодания приблизились. Холоднокровные животные – главные здесь рекордсмены: у них обмен веществ не такой энергичный, как у теплокровных, а поэтому в теле, например, моллюсков, насекомых, паукообразных и рыб каждую минуту сгорает меньше пищи, чем у птиц и зверей.
Клещи сосут кровь самых разных животных, и так много её сосут, что сильно раздуваются.
На передних лапках находятся слюненные железы, выделяющие особый фермент, который препятствует свертыванию крови.
Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223 раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три недели, пока развивается из личинки, высасывает из несчастной коровы столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!
Удивительно, что после такого феноменального обжорства, клещи постятся порой годами. Чтобы проверить, как долго они могут не есть, ученые отрезали у клещей все ротовые придатки, без которых сосать кровь невозможно. Оперированные клещи жили в лабораториях год, два года, три, четыре… уже про них почти забыли. Устали ждать, когда они от голода умрут. Но они не умирали, и пять, и шесть, и семь лет! И даже больше…
Так люди заставили маленьких родичей пауков поставить мировой рекорд: дольше них голодать никто не мог. Кроме Кощея, конечно, но то сказка, а это – научный факт».
Клещи раздельнополы. Их развитие происходит с превращением. У личинки лишь три пары ног.
Образ жизни клещей разнообразен. Многие виды паразитируют на растениях, в том числе и культурных. Микроскопические паутинные клещи, скапливаясь на нижней стороне листьев хлопчатника, картофеля, земляники, малины и других культур высасывают из них соки при помощи хоботка, что ведет к снижению урожая. Известно более 100 видов клещей, наносящих ущерб сельскому хозяйству. Для уничтожения паутинных клещей поля опрыскивают различными ядохимикатами. Мучной клещ поселяется в муке и зерне. Выедая в зерне зародыш будущего растения, он вызывает гибель семян. Основными мерами борьбы с мучным клещом является содержание в чистоте и проветривание помещений, где храниться зерно и мука.
Многие клещи являются паразитами человека и различных животных. Особенно опасны клещи – переносчики возбудителей тяжелых заболеваний человека и домашних животных.
Далее заслушивается сообщение ученика о чесоточном клеще.
«Чесоточный зудень – паразитирует в коже человека (между пальцами рук, на сгибе локтей). Он прогрызает в коже ходы (до 15 м) и вызывает чесотку. Существуют зудни, паразитирующие на свиньях, собаках, лошадях, овцах. Они представляют опасность и для человека. При соприкосновении с больными животными человек может заразиться. Особенно опасны мелкие округлой формы клещи с короткими ножками. Личинки питаются клетками кожи, раздражая многочисленные кожные рецепторы и вызывая зуд. При расчесывании вскрываются ходы, и клещи на всех стадиях развития рассеиваются, увеличивая опасность заражения, которое наступает при рукопожатии, через предметы домашнего обихода. Для лечения используют зеленое мыло с серой, специальные мази. Большое значение имеет соблюдение правил личной гигиены.
Настоящую же чесотку вызывают так называемые чесоточные клещи, или зудни. Попав на кожу человека, они тут же стремятся проникнуть в ее роговой слой. На это уходит у них примерно час. Дальше, копаясь в нашей коже, проделывают в ней довольно длинные ходы: за сутки «прорывают» в кожном эпидермисе тончайший тоннель длинной в полтора сантиметра! Если посмотреть на пораженную кожу сверху, то их «ходы представляются прямыми или дугообразными полосками более светлой окраски, чем окружающая ткань».
Вгрызаясь в роговой слой нашей кожи, самка через каждый миллиметр-два пройденного пути прорывает в эпидермисе выходящие наружу вентиляционное отверстие – чтобы не задохнуться в глубине тоннеля. И через каждые день-два откладывает внутри хода два-три яйца. Выходящие из яиц личинки и нимфы тоже проникают в нашу кожу, вызывая своей деятельностью нестерпимый зуд. На месте расчесов появляются струпья и нагноения.
Наиболее злокачественной является так называемая «норвежская чесотка», при которой на коже образуются плотные корки из ороговевшего эпидермиса, приобретающие желтоватую или зеленоватую окраску от присоединения гноеродной микрофлоры.
Больных чесоткой помещают в особые лечебницы – скабиозотории. Лечат втиранием в кожу валькинсоновой мази, зеленого мыла с серой, а также растворов гипосульфита и соляной кислоты.
Заражение обычно происходит от тесного общения с больными чесоткой людьми, от белья, на котором по той или иной причине оказались зудни. Поэтому хорошая стирка и глажка постельного и носильного белья пpeдoxpaняет от заражения чесоткой. Температура воды или воздуха в 60 градусов убивает зудней (правда, через час). Но в воде при комнатной температуре живут они около суток».
Учитель дополняет рассказ ученика, отмечает, что в настоящее время против клеща чесоточного зудня, вызывающего у человека чесотку, существуют эффективные и надежные мази. А раньше от неё умирали многие, в том числе известные исторические деятели, ученые: Геродот, Антиох, король Филипп II и римский папа Клемент VII.
Особый интерес представляют в настоящее время так называемые домашние клещи, обитающие в матрацах, коврах, мягкой мебели и в постельном белье. В течение нескольких последних лет в Папуа новая Гвинея вместе с мягкой мебелью и пocтeльными принадлежностями из Европы были завезены домовые клещи. Заболеваемость бронхиальной аллергией среди местного населения при этом возросла в 50 раз.
Учитель предлагает послушать сообщение врача о клещевом энцефалите.
«Клещевой энцефалит (КЭ) является вирусным заболеванием центральной нервной системы. Возбудитель болезни, т.к. вирус КЭ передается человеку при укусах клещей.
Вирус существует в так называемых природных очагах, где он циркулирует между позвоночными животными в основном, грызунами и члeнистоногими (клещами).
К настоящему времени в Центральной Европе установлены 8 видов «твердых» клещей, которые могут передавать вирус КЭ.
Клещи становятся активными, когда в марте-апреле температура почвы повышается до 5-7°С, а спад активности приходится на конец года, когда в октябре-ноябре средняя температура воздуха падает пpaктически до этого же значения.
Дождливое лето и мягкая  зима приводят к росту плотности популяции клещей.
Обычно личинки становятся инфицированными при питании кровью хозяев-вирусоносителей и передают вирус другому теплокровному позвоночному. У самих клещей болезнь не развивается. Став однажды инфицированным, клещ носит вирус всю свою жизнь. В период, предшествующей линьке, вирус в клещах размножается и поражает пpaктически все его органы.
Самки клещей, как правило, передают вирус только одному хозяину. Клещи самцы питаются чаще и, тем самым, могут инфицировать нескольких позвоночных.
Как уже отмечалось сегодня на уроке, есть и кровососущие клещи. Они сидят на кончиках травинок и ждут животных или людей, чтобы прицепиться к ним (нередко даже падают с деревьев прямо на проходящего под ними животного или человека).
После прикрепления к хозяину может пройти 12 часов, пока клещ не начнет сосать кровь. На человеке клещи предпочитают нападать на покрытую волосяным покровом область головы, уши, локтевые и коленные суставы, руки и ноги. С помощью хелицеры прокалывается кожа, после чего внутрь вводится орган прикрепления, в котором находится пищеварительный тpaкт. Для того, чтобы закрепиться на ткани хозяина, на органе прикрепления имеются загнутые назад шипы. Из секреторных желез выделяются вещества, вызывающие разрушение клеток. Процесс присасывания не вызывает боли и чаще происходит незаметно для хозяина.
Клеши сосут кровь максимум 15 минут. Вирус КЭ передается хозяину со слюной инфицированного клеща; одновременно с этим вирус, находящийся в ткани хозяина, поступает с высосанной кровью в кишечник клеща. Этого времени клещу хватает, чтобы передать инфекцию. Для передачи вируса даже кратковременного сосания тканевой жидкости самцом может быть вполне достаточным. Тот факт, что укусы клещей нередко проходят незамеченными, может являться основной причиной, почему люди с выраженными признаками КЭ часто не могут вспомнить об этом.
Присосавшийся клещ вначале похож на небольшую чешуйку. Когда напьется крови раздувается до размеров горошины. Его нельзя просто так отрывать от кожи: в ранке может остаться его хоботок, и произойдет нагноение. Поэтому рекомендуется смазать его растительным маслом или керосином. Эти жидкости закупорят наружные отверстия трахей клеща, и он, задыхаясь, сам отвалится (либо его можно после такой обработки, легонько подергивая, вытащить вместе с хоботком).
Клещи заражают людей многими заболеваниями: клещевым сыпнем и возратным тифом, заражают болезнью грызунов, похожей на чуму, переходящей и на человека, осенней эритемой (покраснением кожи), геморрагической лихорадкой, бруцеллезом. Но наиболее массовое и широкое распространенное заболевание, вызываемое клещами (так называемыми иксодовыми), - это клещевой, или весенне-летний, энцефалит.
Возбудитель энцефалита – вирус, который клещи всасывают вместе с кровью диких зверей и птиц. Кусая затем человека, клещ переносит этот вирус в наш организм. Десять-пятнадцать дней – инкубационный период, когда симптомы болезни еще не проявляют себя, - зараза как бы собирает силы перед атакой на человека. Затем температура сразу повышается до 40 градусов и держится пять-шесть дней, а иногда и неделю. Наконец понижается жар, а потом опять столбик термометра ползет вверх. Симптомы: сильная головная боль, тошнота, рвота, язык теряет подвижность, мышцы шеи напряжены, глотать трудно… в тяжелых случаях – потеря сознания, бред, паралич мышц шеи, плеч, ног. Cмepтность при энцефалите колeблется в широких пределах – от двух до 20 процентов.
Некоторые ученики думают, что заразиться клещевым энцефалитом можно только на Дальнем Востоке. Это ошибочное мнение. В настоящее время область распространения иксодовых клещей и приносимого ими с собой вируса распространяется от Тихого океана до западных границ нашей страны, а на севере – до Архангельской области, Финляндии. И в ней самой, в Финляндии, и в других странах Восточной и Западной Европы болеют люди весенне-летним энцефалитом…»
КЭ регистрируется на территории 50 субъектов РФ. Наиболее высокие показатели отмечены в Уральском регионе, включая Свердловскую область. Официальная регистрация КЭ в Свердловской области ведется с 1944 г.
После сообщения врача учитель обращает внимание учеников на то, что в последние годы в городе Екатеринбурге проблема КЭ приобрела особое значение в связи с повсеместным ростом заболеваемости, выходом инфекции за пределы традиционных очагов и высокой пораженностью городских жителей.
В настоящее время среди 7 районов города наиболее нeблагополучным следует считать Верх-Исетский район. Каждый год на его территории отмечается наибольшее число пострадавших от нападения клещей и заболевания КЭ. Так же можно выделить и другие нeблагополучные по заболеваемости участки. Например, сады Ново-Свердловской ТЭЦ в Кировском районе или лесопарковые зоны поселка Горный щит в Чкаловском районе. Наибольшее количество покусанных  на протяжении 5 лет наблюдается в Шарташском, Шувакишском лесопарке, ЦПКиО им. Маяковского, парке Химмаша.
Инфицированные вирусом КЭ клещи обнаруживаются у клещей, отловленных в лесопарках Шарташский, Каменные палатки, Лесоводов России, Юго-Западном, Ново-Свердловской ТЭЦ (при рассказе учитель использует карту «г. Екатеринбург и его окрестности»).
Природно-очаговые области распространения вируса КЭ существуют в тех биотопах, где для ixodesricinus и его хозяев существуют оптимальные жизненные условия. Большинство мест инфицирования, которые выявлены и нанесены на карту настоящий момент, располагаются в переходных зонах, т.е. в зонах с растительностью разных видов. Инфицированные клещи часто встречаются на опушке леса, по соседству с пастбищами, прогалинами и просеками, заливными лугами и заболоченными местностями, лесонасаждениями с подлеском и зарослями кустарников, на границе между лиственным и хвойным лесом и молодняком.
Лесопарковые зоны, благоустроенные скамейками, тропинками и ямами для приготовления барбекю и привлекающие множество людей, могут быть местами повышенной опасности нападения клещей. В различных исследованиях было показано, что природные очаги КЭ обычно не ликвидируются за счет облагораживания ландшафта. Сокращение мест распространения мелких млекопитающих до небольшого числа не является выходом, поскольку ведет даже к усилению циркуляции вируса КЭ, т.к. вероятность передачи вируса возрастает с ростом плотности популяции.
В отличие от широко распространенного мнения, клещи не сидят на деревьях и не бросаются сверху на хозяев. Они предпочитают растительность, которая находится ближе к поверхности земли. Личинки обычно сидят на траве не выше 30 см, а взрослые на сорняках или кустах на уровне не выше 1,5 м. Держась на нижней стороне листвы, клещи, по большей части, сидят на их кончиках по соседству с пешеходными дорожками и тропами, откуда они падают вниз или зацепляются за задевающих траву и кустарник хозяев.
Ранее у возрастной группы 7–14-летних детей и подростков отмечалось наибольшее количество заболеваний КЭ в год (19% от числа всех случаев заболеваний). В настоящее время благодаря принятой в стране программе вакцинации и, в  частности, вакцинальной компании, проводимой в школах, дети от 7 до 14 лет являются одной из наиболее защищенных возрастных групп.
У детей КЭ протекает в более легкой форме, чем у взрослых. Тем не менее, сообщалось о нескольких тяжелых случаях заболевания у малолетних детей, приведших к остаточным осложнениям и даже к cмepти.
На сегодняшний день известно, что самым юным заболевшим КЭ был ребенок в возрасте 3 месяцев, а самому старому пациенту было 83 года. По всем признакам и симптомам cмepть наступила от менингоэнцефалита.
Учитель обращает внимание учеников на то, что основные показатели по заболеваемости КЭ в Свердловской области за период с 1999 по 2008 год приводятся на стенде «Сегодня на уроке» Раньше в нашей стране проводили широкомасштабные меры по борьбе с клещами, распыляя ДДТ и гексахлор, однако эти мероприятия не дали желаемого эффекта.
Т. к. вирус присутствует не только в клещах, но также и в диких животных, такие меры бесполезны не только для ликвидации заболевания, но даже и для установления контроля над ним.
Поскольку клещи сначала попадают на одежду, а затем стремятся добраться до открытых участков кожи, то соответствующая одежда (прочная обувь, носки, облегающие брюки, гладкая ткань) может затруднить доступ клещей к коже.
Раньше рабочим лесной отрасли выдавали защитную одежду, пропитанную. ДДТ, и проводили их регулярную дезинфекцию после работы.
Однако указанные препараты обеспечивают защиту всего лишь на несколько часов. Кроме того, клещи приобретают стойкость к репеллентам.
Чтобы быть на самом деле эффективной, защитная одежда должна закрывать полностью все тело, но это вряд ли подойдет для тех, кто проводит отпуск или каникулы в эндемичных районах в теплое время года.
Все эти профилактические меры, направленные против клещей, не могли обеспечить полной защиты. Очень скоро стало ясно, что наиболее эффективной мерой защиты от возбудителя – вируса КЭ является вакцинация.
Далее врач кратко рассказывает о том, где можно поставить прививки против КЭ.
Роль клещей в переносе возбудителей энцефалита от диких животных человеку была выявлена группой советских ученых во главе с академиком Е.Н. Павловским (можно использовать кадр 41 диафильма «Классы Paкообразные и Паукообразные»).
Далее учитель кратко рассказывает о клещах приносящих пользу. Некоторые клещи-хищники поедают других члeнистоногих – вредителей растений. Почвенные клещи активно участвуют в почвообразовательном процессе, переpaбатывая растительные остатки и поедая вредных насекомых.
В конце урока в ходе беседы составляется общая хаpaктеристика паукообразных.
Паукообразные – одни из древнейших обитателей суши, их тело состоит из головогpyди и брюшка или слитное (у клещей). Ходильных конечностей 4 пары, глаза у пауков простые, усики отсутствуют. Органы дыхания трахеи, легочные мешки.

При составлении урока была использована литература следующих авторов: И.И. Акимушкин (1999), Аксенова (2001), О.В. Волцит (1999), О.Н. Дронова (2002), В.В. Латюшин (2001), Б.М. Мамаев (1985), С.А. Молис (1986), Ж.А. Фабр (2003), В.В. Хлебович (1991).



Комментарии:

Экологический вечер "Наш дом в опасности"


    Экологический вечер "Наш дом в опасности"

      В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

12 12 2025 7:41:28

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

11 12 2025 6:38:36

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

10 12 2025 2:44:32

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

09 12 2025 7:25:14

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

08 12 2025 17:41:25

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"


    Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

      Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...

07 12 2025 1:59:19

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

06 12 2025 7:47:58

Информационные технологии в преподавании биологии

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....

05 12 2025 5:25:34

Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс


    Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс

      Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....

04 12 2025 11:57:38

Использование слайдовой презентации на уроке биологии


    Использование слайдовой презентации на уроке биологии

      Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

03 12 2025 15:29:43

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

02 12 2025 2:13:50

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

01 12 2025 4:25:47

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

30 11 2025 5:28:56

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

29 11 2025 6:38:42

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

28 11 2025 16:49:55

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

27 11 2025 5:15:13

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

26 11 2025 13:53:25

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

25 11 2025 5:50:59

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)


    Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

      ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...

24 11 2025 19:25:31

Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)


    Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

      Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....

23 11 2025 11:59:22

Движущие силы антропогенеза


    Движущие силы антропогенеза

      Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза. ...

22 11 2025 18:34:41

Экологическая и потребительская грамотность


    Экологическая и потребительская грамотность

      Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

21 11 2025 12:20:38

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

20 11 2025 14:25:46

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

19 11 2025 3:52:33

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"


    Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

      Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...

18 11 2025 11:44:12

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

17 11 2025 9:19:27

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

16 11 2025 0:56:29

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

15 11 2025 19:11:43

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

14 11 2025 3:58:26

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

13 11 2025 19:53:10

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

12 11 2025 3:27:10

Строение и функции кожи. Терморегуляция


    Строение и функции кожи. Терморегуляция

      В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....

11 11 2025 4:43:25

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

10 11 2025 7:14:17

Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс


    Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс

      Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....

09 11 2025 8:56:30

Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"

      Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....

08 11 2025 11:35:27

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

07 11 2025 21:34:43

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

06 11 2025 22:18:14

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

05 11 2025 4:50:34

Урок по теме "Лишайники"


    Урок по теме "Лишайники"

      Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

04 11 2025 1:31:41

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

03 11 2025 2:46:48

Генетика и проблемы здоровья человека


    Генетика и проблемы здоровья человека

      Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...

02 11 2025 7:38:29

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

01 11 2025 6:47:36

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

31 10 2025 5:24:40

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

30 10 2025 8:39:58

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

29 10 2025 2:21:50

День биологического многообразия


    День биологического многообразия

      Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

28 10 2025 17:43:53

Проект открытого урока по биологии в 6-м классе по теме «Цветок»


    Проект открытого урока по биологии в 6-м классе  по теме «Цветок»

      На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....

27 10 2025 18:30:20

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

26 10 2025 4:33:38

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

25 10 2025 9:14:16

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

24 10 2025 18:52:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::