Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

Предварительная подготовка учащихся:
- Формирование творческих групп;
- Задание каждой группе – создание модели летательного аппарата;
- Описание модели по плану: название; форма; материал; механизм взлёта; назначение.
Ход урока
Введение.
Говорят, что человека, в его стремлении оторваться от земли и покорять небо воодушевляли летающие существа. С давних пор люди завидовали птицам – их сводному, стремительному полёту, преодолевающему притяжение Земли.
Мы начинаем изучать этот удивительный класс – Класс Птицы, (запись в тетради)
- К какому типу относится класс Птицы? (тип Хордовые)
Человек внимательно изучал их, подражал им... Едва ли не первым свидетельством того, что попытки взлететь, как птица предпринимались, является древнегреческий миф о Дедале и его сына Икаре*.
- Что это за история?
Они сделали себе крылья из перьев, скрепив их воском. Согласно мифу, их перелёт с острова Крит в Малую Азию сопровождался происшествием: Икар, несмотря на предупреждения отца, поднялся слишком близко к Солнцу, оно растопило воск, крылья рассыпались, а Икар разбился.
Подобные попытки летать предпринимались и в самом деле с 1 века н.э. с утёсов, с колоколен и заканчивались, как история с Икаром. Как говорит известный афоризм М. Горького «рождённый ползать летать не может».
Однако в эпоху Возрождения начала зарождаться наука «Бионика»*, которая изучает живую природу и применяет знания о биологических системах в решении инженерных, технических задач. Девиз этой науки: «Живые прототипы искусственных систем – ключ к новой технике».
Первый в мире самолёт с паровым двигателем построил русский морской офицер А.Ф.Можайский. Он, как и другие начинал с наблюдения и изучения полёта птиц.
- Что же имеет птица для совершения полёта?
Это мы будем выяснять на двух уроках с темой
«Особенности птиц, связанные с полётом»*. (Запись в тетради)
К сегодняшнему уроку я попросила вас сделать и описать модели разных летательных аппаратов. И если они способны летать, то они имеют признаки, которые имеют птицы.
- Будем размышлять и исследовать, идя путём обратным бионике:
защиты моделей не будет, но:
- Каждой проектной группе или авторам будут заданы вопросы о летательных аппаратах, а ответы на них помогут выделить особенности птиц, связанные с полётом.
- Сегодня разберём особенности внешнего строения и опopно-двигательную систему.
- Разделите тетрадный лист соответственно на две половины, перегнув его. Подпишите первую половину листа – Внешнее строение, а вторую половину – Опopно-двигательная система.
- Каждую особенность птиц, обнаруженную при исследовании, записывайте с новой строки в соответствующей колонке. (Примерно 5 пунктов в каждой колонке)
- В конце урока подведем итоги, и несколько тетрадей будут проверенны.
Исследование.
1-й шаг. Посмотрите на все модели и ответьте на вопросы:- За счёт чего тела этих аппаратов будут врезаться в воздух? Какая у них форма?
- Имеет ли тело птицы такую форму? (показ слайда)*
- Какая часть тела птицы самая заострённая?*
- За счёт чего сохраняется форма модели при надавливании на неё?
У птиц это достигается срастанием грудного, поясничного, крестцового отделов позвоночника и тазовых костей, а также наличие сцепляющих крючков на рёбрах грудной клетки.
2-й шаг. Все модели должны удержаться в воздухе, но это сделать сложно из-за плотности.- Какая плотность у воздуха?
- Что позволяет удержаться в воздухе? (планирующая поверхность)
- Есть ли подобное у птиц?*
Передние конечности, которые превратились в органы полёта – крылья теперь не могут участвовать в захвате пищи.
- Что будет выполнять их функции? (клюв)
Клюв – это вытянутые челюсти черепа. Помогает клюву выполнять функции конечностей длинная, гибкая шея из 11–25 позвонков. Позвонки расположены как стаканчик в стаканчике (модель).
3-й шаг. Все летающие аппараты тяжелее воздуха, однако, они держатся в воздухе.- Из какого материала создана планирующая поверхность и весь аппарат?
- Что общего между этими материалами? (лёгкость)
- Можно это сказать про планирующую поверхность крыла птицы?
- Чем она образована? (перьями).
Перья – это видоизмененный роговой покров.
- Роговой покров как у кого? (рептилии)
Каждый роговой щиток или чешуйка рептилий соответствует перу* птицы. Вес их одинаковый, но у пера площадь поверхности больше. Перья на теле разные, но принцип их строения одинаков.
Строение пера.
Внешнее строение (очин, стержень, опахало)*
Внутреннее строение (бородки первого и второго порядка)*
Л.Р. Убедитесь в этом, рассмотрев перо под лупой (3 мин).
Составьте схему: «Виды перьев».
Определите, какой вид перьев вам выдан. Обведите название этого пера на схеме.
- Так какую же функцию летательного аппарата выполняют перья?
Кроме этой функции перья выполняют и другие функции, а какие вы определите сами после просмотра кинофрагмента. (Просмотр кинофрагмента)
- Что является каркасом тела птицы? (скелет)
- Каким он должен быть, чтобы выполнять функцию каркаса?
Но он не только прочный, но и лёгкий за счёт полостей в костях и очень тонких, но очень прочных стенок костей.
4-й шаг. Каждая модель без лишних деталей и комплектующих.- Почему их нет?
У птицы тоже нет ничего лишнего. Так в передней конечности осталось только 3 пальца из 5, а развит только один.*
- Как вы думаете, зачем? (увеличивает длину планирующей поверхности)
- Что нужно моделям, что бы подняться в воздух и удержаться там?
У птиц эту роль выполняют большие грудные мышцы*. Они такие большие, что гpyдина, к которой они крепятся, разрослась и имеет вид киля корабля.
6-й шаг.- Какое приспособление отталкивает модели во время взлёта и помогает приземляться?
Эту же функцию выполняет цевка*. Она является изменённой пяткой, где срослись несколько косточек в одну. Цевка образует дополнительный рычаг, который действует как пружина во время взлёта и посадки. Овладение этим врождённым механизмом происходит не сразу, как не сразу человек приобретает профессию лётчика.
Домашнее задание.
§§ 44 и 45. Записи в тетради
Закрепление.
Ваши модели помогли увидеть, что было заимствованно для полёта у птиц. Подведём итоги:
- Что во внешнем строении связанно с полётом?
- Что в строении опopно-двигательной системы связанно с полётом? Сравните свои записи.
Работа с учебником: выписать слова выделенные курсивом из §§ 44 и 45.
- Есть ли слова, которым мы не дали объяснений?
Библиография.
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс – Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2009 – 304с..
- Резанов А.Г. Зоология в таблицах, схемах, рисунках. 7-8 класс – М.: «Издат-Школа 2000», 2002. – 272с.
- Я познаю мир: Энциклопедия: Мифы народов мира. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2001. – 488с.
- Электронное учебное пособие «Открытая биология. Зоология».
Приложение. Электронная презентация к уроку.
Комментарии:
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
06 11 2025 19:29:10
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
05 11 2025 13:19:17
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
04 11 2025 4:46:49
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
03 11 2025 5:29:44
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
02 11 2025 0:40:50
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
01 11 2025 4:52:26
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
31 10 2025 16:58:47
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
30 10 2025 15:26:28
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
29 10 2025 3:48:27
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
28 10 2025 5:57:34
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
27 10 2025 0:34:53
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
26 10 2025 17:16:51
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
25 10 2025 13:45:13
Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....
24 10 2025 21:49:15
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
23 10 2025 1:35:41
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
22 10 2025 2:20:28
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
21 10 2025 7:50:43
Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций.
...
20 10 2025 11:41:45
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
19 10 2025 15:18:47
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
18 10 2025 14:55:36
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
17 10 2025 8:41:58
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
16 10 2025 9:44:41
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
15 10 2025 19:10:32
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
14 10 2025 3:50:16
При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
13 10 2025 17:20:52
Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....
12 10 2025 2:28:47
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
11 10 2025 6:12:24
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
10 10 2025 21:13:17
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
09 10 2025 3:27:22
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
08 10 2025 17:23:20
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
07 10 2025 17:30:12
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
06 10 2025 2:48:25
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
05 10 2025 7:27:26
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
04 10 2025 15:24:50
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
03 10 2025 13:36:30
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
02 10 2025 14:23:56
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
01 10 2025 0:54:46
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
30 09 2025 3:37:54
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
29 09 2025 11:31:14
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
28 09 2025 15:17:34
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
27 09 2025 9:15:14
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
26 09 2025 14:42:16
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
25 09 2025 16:33:12
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
24 09 2025 18:53:57
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
23 09 2025 16:27:34
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
22 09 2025 4:26:45
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
21 09 2025 17:13:23
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина.
...
20 09 2025 20:40:29
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
19 09 2025 18:19:36
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
18 09 2025 1:16:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




