Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

Цель урока: познакомиться  с царством Грибы, особенностями их строения и жизнедеятельности; получить представление о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
  • Развивающая: развивать речь, анализировать материал, выделять главное; формировать умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.
  • Воспитательная: воспитывать уважение к мнению товарищей; способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные   

Личностные

Учащиеся научатся определять принадлежность биологических объектов к грибам; устанавливать черты сходства и различия у представителей царства Грибы; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки грибов; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царства грибов в природе и жизни человека.

Развитие умений:  работать с источниками биологической информации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии; сравнивать разные точки зрения.

Формирование: ответственного отношения к обучению; интеллектуальных умений;
умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Предмет изучения

признаки грибов, деление грибов на группы: съедобные, ядовитые, плесневые, симбионты, паразиты.

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Технологии:

ТРКМЧП

Методические приемы:

«кластер» («гроздья»), «ЗХУ»,  «перепyтaнные логические цепочки».  

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

мультимедиа.

Оборудование:

персональный компьютер, проектор, экран.

Литература:

учебник: Биология. Введение в биологию.5 класс, Дрофа, М: 2014, Н.И.Сонин,  А.А.Плешаков.

План урока:

I. Организационный момент – 1 мин.
II. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к полученной новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) – 13 мин.
III. Стадия осмысления (получение новой информации) – 15 мин.
IV. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация полученной информации) –9 мин.
V. Подведение итогов, задание на дом. (2 мин.)

Приложение 1. Презентация.
Приложение 2. Тест по теме «Бактерии»

ХОД УРОКА

II. Стадия вызова

1. Проверка опopных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.
Работа с рисунком «Строение бактериальной клетки» (Приложение 1. Слайд №2, 3 )

2. Фронтальный опрос.

– Укажите части бактериальной клетки
– В какой среде обитают бактерии?
– Какие размеры имеют бактериальные  клетки?
– Как размножаются бактерии?
– Для чего бактериям необходимы споры?
– Какова роль бактерий в природе, в жизни человека?

3. Контроль знаний, проверочный тест по теме «Бактерии».

(Слайды № 4,5,6; раздаточный материал –Приложение 2)

4. Взаимопроверка и оценивание работы. (Слайды № 7-8)

5. Мотивация к изучению нового материала.. Формулирование темы и целей урока.

– Давайте вспомним, на какие царства можно разделить все обитающие на нашей планете организмы. (Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные)
– С представителями, какого царства мы уже познакомились? (Бактерии)
– Отгадайте загадки, которые я вам предлагаю,  и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке.

У кого шапка без головы,
А нога без сапога?

Я под шапкой цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.

(Загадки разгаданы, учитель достает из лукошка муляжи шляпочных грибов)

Формулируют тему урока и цель. (Слайд №9)
– Ребята вспомните, как называется наука, изучающая грибы? (Микология)
– А что еще вы знаете о грибах?
Давайте заполним табличку (Слайд №10)

Знаю

Хочу узнать

 

 

– Итак, что же мы уже знаем о грибах?  (ребята перечисляют, что они уже знают).
– А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (ребята зачитывают)

III. Стадия осмысления

1. Работа с учебником по группам (Слайд №11)

Работа в группах:

1 группа – стр.64.
Какое строение имеют грибы?

2 группа – стр. 64 – 65.
Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями?

3 группа –  стр. 65.
 Как размножаются грибы?

4 группа – стр. 65-66.
На какие группы можно разделить все грибы? (составить схему)

5 группа – стр. 65.

На каких продуктах вам приходилось видеть плесень. Какие организмы ее образуют? Чем различаются мукор и пеницилл?

6 группа – стр. 65-66.

Почему не стоит употрeбллять в пищу старые съедобные грибы и грибы, растущие вдоль автомобильных дорог?

2. Представление результатов работы по каждой группе

1 группа

Какое строение имеют грибы? (Слайд №12)

Ответ: Грибом называют ту часть, которая возвышается над почвой. На самом деле это лишь его плодовое тело. Основная же часть гриба – грибница, состоящая из множества ветвящихся нитей, находится под землей.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, скажите, какие две главные части мы можем назвать у шляпочных грибов? (Надземная – плодовое тело и подземная – грибница или мицелий)

Учитель: Давайте еще раз уточним, из чего состоит плодовое тело? (Из шляпки и ножки)

2 группа

Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями? (Слайд №13)

Ответ: Между грибницей грибов и корнями деревьев устанавливается взаимосвязь. Корни дерева оплетаются грибницей и снабжают ее необходимыми органическими веществами. Грибница, в свою очередь, обеспечивает дерево водой и минеральными веществами.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, вы видите корни дерева, оплетенные грибницей, такое образование носит  название микориза. Скажите, а почему отношения гриба и дерева в учебнике называют «Дружба» (Потому, что они приносят друг другу пользу)

Учитель уточняет: Такие взаимополезные отношения называют симбиоз.

3 группа

Как размножаются грибы?

Ответ: Размножаются грибы в основном спорами, образующимися в специальных органах. Попав в почву,  споры прорастают. Из них развивается грибница, на которой со временем вырастает гриб. Помимо этого грибы могут размножаться частями грибницы.

4 группа

На какие группы можно разделить все грибы? (Слайд №14,15, 16, 17)

– Ребята представляют свою схему (прием «Кластер»), сравнивают ее со схемой представленной учителем  на слайде.

5 группа

На каких продуктах вам приходилось видеть плесень. Какие организмы ее образуют? Чем различаются мукор и пеницилл? (Слайд №18)

Ответ: На испортившихся продуктах питания можно увидеть белую плесень. Это гриб мукор. Его тело – это одна сильно разросшаяся клетка. К плесневым грибам относится и пеницилл,  который используют для получения лекарств.

Учитель дополняет: Грибница мукора – это  одна разросшаяся и разветвленная клетка со множеством ядер. На концах нитей грибницы развиваются круглые головки со спорами (спорангии). Созревшие спорангии, лопаясь, разбрасывают огромное количество черных спор. Попав в благоприятные условия споры прорастают и образуют новые грибницы мукора.
Грибница пеницилла, в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. Поэтому и гриб по-русски назван кистевиком (пенициллом).
Помимо пенициллина из грибов были выделены многие другие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины
Дрожжи – микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской.
Грибы – паразиты. (Слайд №19)

6 группа

Почему не стоит употрeбллять в пищу старые съедобные грибы и грибы, растущие вдоль автомобильных дорог?
Не стоит употрeбллять в пищу старые съедобные грибы и грибы, растущие вдоль автомобильных дорог, такими грибами можно отравиться.

Учитель дополняет:

У грибов так же как у растений нет специальной выделительной системы. Поэтому они обладают свойством аккумулировать (накапливать) в себе как полезные, так и вредные вещества. Грибы, собранные вдоль автомобильных дорог накапливают свинец из выхлопных газов автомобилей. Впитывая вредный элемент, грибы концентрируют его в своей клетчатке. Употрeбление таких грибов, даже если они прошли термическую обработку, приводит к накоплению в организме (прежде всего в почках) свинца, который является сильнейшим ядом. Опасность возрастает, поскольку из организма вывести это вещество чрезвычайно трудно. Свинец особенно вреден для детей, пожилых и ослабленных людей, так как его высокая концентрация может привести к инвалидности.

IV. Стадия рефлексии

1. Установление соответствия

Обратите внимание на слайд, распределите грибы, указанные на картинках  по группам. (Слайд № 20)

2. «Перепyтaнные логические цепочки» –  работа в группах.   

Игра «Правила сбора грибов» (Слайд № 21)

– Перефразируйте  неправильные правила сбора грибов в правильные.
Запишите их на  листах А-3,  обоснуйте.

3. Афиширование

– Разместите свои памятки на доске, сравните их со слайдом, чтобы вы хотели добавить к своим памяткам?
( При недостатке времени каждая группа может зачитать одно исправленное правило)

4. «Кластер»

– Ребята, мы сегодня с вами на протяжении всего урока говорили о грибах, давайте подведем итог и составим «кластер» на тему «Грибы», укажем, какую роль грибы играют в природе и жизни человека.

V. Подведение итогов, задание на дом

1. Домашнее задание: § 12, стр. 67 ВИЗ.

2. Закончите любое из предложений

  • Сегодня я узнал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я задумался…
  • Самым интересным сегодня было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…



Комментарии:

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"


    Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

      Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

09 12 2025 5:18:49

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

08 12 2025 6:17:31

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

07 12 2025 19:58:50

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

06 12 2025 13:35:51

Красный цвет в природе


    Красный цвет в природе

      Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....

05 12 2025 9:59:21

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

04 12 2025 12:18:36

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


    Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

      Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

03 12 2025 9:21:40

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

02 12 2025 19:36:17

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

01 12 2025 12:35:32

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

30 11 2025 22:28:41

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

29 11 2025 23:16:20

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

28 11 2025 19:16:59

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

27 11 2025 5:53:30

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

26 11 2025 23:46:33

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

25 11 2025 13:47:50

Химический состав, строение и свойства костей


    Химический состав, строение и свойства костей

      На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

24 11 2025 22:33:46

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

23 11 2025 21:30:54

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

22 11 2025 3:40:35

Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

      Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

21 11 2025 2:15:49

Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"

      Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...

20 11 2025 17:18:16

Тема урока: "Наследственные болезни человека"


    Тема урока: "Наследственные болезни человека"

      Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

19 11 2025 4:10:26

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

18 11 2025 8:15:59

Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"


    Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"

      Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала. ...

17 11 2025 1:39:14

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

16 11 2025 11:28:11

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс


    Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

      Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

15 11 2025 7:57:19

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией


    Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

      Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

14 11 2025 10:21:50

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

13 11 2025 20:43:28

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

12 11 2025 15:44:27

Многообразие организмов. Класс пресмыкающиеся

Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....

11 11 2025 15:25:35

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

10 11 2025 2:35:40

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

09 11 2025 5:13:29

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

08 11 2025 0:36:53

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

07 11 2025 8:42:26

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

06 11 2025 3:39:12

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

05 11 2025 13:45:30

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков


    Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

      В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

04 11 2025 7:50:40

Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"


    Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"

      Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....

03 11 2025 20:38:41

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

02 11 2025 13:29:24

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"


    Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

      Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

01 11 2025 22:44:49

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

31 10 2025 15:20:36

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

30 10 2025 0:38:41

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

29 10 2025 8:32:38

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

28 10 2025 11:27:36

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)


    Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

      В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

27 10 2025 6:12:12

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

26 10 2025 5:13:36

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

25 10 2025 14:11:22

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

24 10 2025 8:21:49

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

23 10 2025 11:29:56

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

22 10 2025 20:18:30

Исследование флоры и фауны Чунской тайги


    Исследование флоры и фауны Чунской тайги

      Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

21 10 2025 14:21:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::