Лаборатория фитоинвазий    

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

Задачи:

  • познакомить учащихся с материалом об устройстве увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом, повторить правила работы с увеличительными приборами;
  • закрепить умение пользоваться увеличительными приборами;
  • показать технику приготовления микропрепаратов;
  • научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.

Средства:

  • ботанические таблицы,
  • увеличительные приборы: ручная и штативная лупы, световые микроскопы,
  • лабораторный инструментарий для приготовления микропрепарата,
  • дидактические задания к игре.

При подготовке к уроку использованы:

  • А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005
  • Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003
  • А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
  • Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003
  • Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997

Ход урока

1. Организация начала урока.

  • подготовка к началу урока
  • подготовка рабочего места
  • дисциплинированность, собранность, быстрое включение в ритм урока

2. Подготовительный этап

  • подготовка к активной УПД на основном этапе урока
  • обеспечение мотивации и принятие учащимися цели УПД

Этап осуществляется через письмо литературного героя (приложение)

Письмо литературного героя читает один из учащихся. В нем звучит просьба, из которой учащиеся должны сформулировать цель деятельности на уроке.

? Какие задачи перед нами поставил литературный герой?

- разобраться в устройстве увеличительных приборов

-приготовить и рассмотреть микропрепарат, для того, чтобы проникнуть в микромир растений

? Согласны ли мы с задачами урока?

Задачи не из легких, так как нам придется пройти за один урок долгий путь с 15 века до наших дней.

Во время путешествия мы будем с вами и историками, и оптиками, изучающими увеличительные приборы, и микроисследователями,

Первую часть урока проводим в кабинете, вторая часть будет проходить в лаборатории. Так как мы еще никогда с вами не путешествовали, так как мало еще знакомы, позвольте мне рассказать вам о правилах нашего путешествия.

Правила.

1. Каждая группа работает по заданиям вместе со мной. Обратите внимание, что у каждой группы на столе есть папка с дополнительными материалами, ручные лупы и микроскопы.

2. Каждый участник путешествия имеет свой рабочий лист, который заполняет в ходе путешествия (рабочий лист, заменяет на уроке работу в рабочих тетрадях). По окончании урока, лист вклеивается в рабочую тетрадь по биологии. (Рабочий лист - в приложении)

3. После 1 этапа мы переходим в лабораторию только после правильного ответа на вопрос из контейнера.

4. В лаборатории выполняем лабораторную работу №4 по инструктивной карточке.

5. Итог путешествия: формулировка ответов для литературного героя. Если ответы будут достаточно полные, работа будет удачной, мы, вероятно, его увидим.

Готовы к работе? Вперед!

3. Усвоение новых знаний.

  • обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
  • концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения
  • максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Этап осуществляется через самостоятельную индивидуальную, групповую и парную формы работы с дополнительными материалами, учебником, лабораторным оборудованием, через заполнение каждым учащимся соответствующих частей в рабочем листе. Работа включает в себя 3 блока: "Историческая справка", "Ручная лупа", "Световой микроскоп".

После каждого блока проводится первичная проверка понимания нового материала через систему записей на доске и вопросы репродуктивного уровня.

1 блок. Историческая справка.

Восстановите историческую справедливость. С фамилиями каких исследователей сталкиваемся, когда изучаем вопросы, связанные с микроисследованиями?

Учащиеся работают с исторической справкой дополнительных материалов, исторической справкой учебника и заполняют 1 блок в рабочем листе.

Проверка результатов работы по 1 блоку - записей в рабочем листе. Фиксация на доске в виде цветных схем ответов по первому блоку.

Как первичная проверка понимания нового материала - проводится работа по таблице "Увеличительные приборы".

? Нет ли в составлении таблицы неточностей?

Учащиеся определяют неточности.

Если после работы с первым блоком остается время, можно продемонстрировать слайды и дать возможность учащимся прокомментировать их.

Слайд №1

"Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым, как бритва, перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью зеркала, я ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Эти поры, или ячейки, были не глубокими, а состояли из очень многих маленьких ячеек, вычлененных из непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не только одной пробке. Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины, различных деревьев, внутреннюю мякоть полого стебля тростника, некоторых овощей, других растений: морковь, лопух, папоротник - я обнаружил, что у всех у них тот же план строения, что и у пробки"

Это первое сообщение о клетке, которое использовал Р. Гук в 1665 году.

Слайд №2.

Антони ван Левенгук - голландский ученый, занимавшийся шлифованием стекол, изготовлением линз, которые увеличивали объекты в 300 раз! Его "микроскоп" позволил сделать ряд важных открытий: наблюдение за простейшими животными, описание клеток крови -эритроцитов, их движение по капиллярам, строение мышечных волокон и костей.

2 блок "Ручная лупа".

Проводится показ линз, комментарии: линза - выпуклое стекло, учеличивает от 2-5 раз до 10-25 раз.

  • показ штативной лупы, комментарии по использованию

Учащиеся приступают к выполнению задания данного блока.

Проверка записей в рабочем листе.

Фиксация на доске в виде цветных схем ответов по второму блоку.

Как первичная проверка понимания нового материала по данному блоку проводится беседа по основным частям ручной лупы и способам определения увеличения ручной лупы.

3 блок "Световой микроскоп".

Учащиеся рассматривают устройство светового микроскопа, делают записи в рабочем листе, выявляют способ определения увеличения светового микроскопа.

Фиксация на доске в виде цветных схем ответов по третьему блоку проводится в ходе обсуждения основных частей микроскопа и функций каждой из его частей.

Как первичная проверка понимания нового материала учитель подходит к каждой группе и задает вопросы:

  • назовите часть микроскопа, которую я показываю, определите функцию, которую выполняет данная часть
  • как определить увеличение микроскопа, с которым вы работаете

На этом этапе урока целесообразно дать устные определения понятиям : микроскоп, окуляр, объектив

Учитель обращает внимание на то, что в ходе работы на доске появились 3 схемы - ответы на 3 блока работы

Есть ли у вас затруднения?

На чем стоит остановиться еще раз?

Решили ли мы первую задачу, которую поставил перед нами автор письма?

Если получен утвердительный ответ, то можно переходить к следующему этапу.

4. Первичная проверка понимания нового материала.

  • установление правильности и осозннаности усвоения нового материала, выявление пробелов, их коррекция
  • усвоение на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок.

Данный этап осуществляется максимально в индивидуальном режиме при переходе учащихся из кабинета в лабораторию. Учащиеся выбирают из сумки контейнеры с индивидуальными вопросами (приложение). Готовят ответы устно, подходят к учителю, стоящему перед входом в лабораторию. Если ученик ответил правильно, учитель допускает его до второго этапа. Если ученик делает ошибку, он задерживается в кабинете и при помощи учебника, дополнительных материалов и схем на доске пытается исправить ошибку.

5. Закрепление знаний.

  • обеспечение усвоения знаний и способов действий на разных уровнях
  • формирование и развитие умения планировать
  • самостоятельная работа на применение знаний на разных уровнях

Этап осуществляется через выполнение лабораторной работы №4 "Приготовление микропрепарата мякоти томата" (инструкция к работе - приложение).

Учитель проводит комментарии к работе.

Учащиеся по инструктивной карточке выполняют лабораторную работу, результаты которой вносят в рабочие листы.

Вывод по работе делают устно каждый.

Вывод озвучивается в классе, он может прозвучать как итог урока.

6. Контроль и самопроверка знаний

  • выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
  • обеспечение их коррекции.
  • формирование и развитие умений проводить самоконтроль и взаимоконтроль.

Данный этап осуществляется индивидуально при работе с каждым учащимся, учитель знакомится с результатами приготовления микропрепаратов у каждого учащегося. Ему в этом могут помогать лаборанты из числа ребят, работающих в кружке "Микромир".

Если остается время, можно предложить учащемуся, приготовившему лучший микропрепарат, приготовить "показательный микропрепарат", используя мякоть яблока, груши или сливы.

7. Подведение итогов урока.

  • анализ и оценка успешности достижения цели
  • перспективы будущей работы
  • получение учащимися информации о реальном результате их деятельности

Осуществляется через систему вопросов и заданий экспресс-диагностики.

? Чему мы научились на этом уроке?

? Выполнили мы задания, полученные от литературного героя?

Знакомство с литературным героем - Незнайка стоит среди муляжей плодов.

? А что дальше? Мы узнали, как устроены увеличительные приборы, научились рассматривать объекты с помощью ручной лупы и светового микроскопа, научились готовит микропрепараты. Посмотрите на доску. Чем мы будем заниматься на следующих уроках?

Учащееся видят вторую таблицу "Увеличительные приборы", а под ней - таблица "Строение клетки". Учитель предлагает приоткрыть первую таблицу - видна вторая таблица, следовательно учащиеся подтверждают свой вывод: мы будем изучать строение растительной клетки.

Для оценки уровня приобретенных знаний учитель использует задания экспресс-диагностики (4 варианта - в приложении).

После выполнения заданий, учитель проверяет правильность их выполнения, озвучивает оценки за урок.

Благодарит за сотрудничество на уроке.

Так как учебный материал освоен на уроке, домашнее задание, не задается.

Приложение 1

Примечание: Презентацию к уроку, можно получить у автора.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

Научные исследования и школьная практика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и М Х К. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

25 09 2020 11:12:14

Урок "Генетика пола"

Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

24 09 2020 14:33:41

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две команды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких геймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

23 09 2020 11:19:33

Использование файнвордов на уроках биологии

Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

22 09 2020 22:37:12

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

21 09 2020 3:50:29

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

20 09 2020 18:42:50

Компетентностно-ориентированный урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме « Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме « Пищеварение»....

19 09 2020 0:24:35

Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"

Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают характерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....

18 09 2020 0:17:57

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

Представленный урок составлен на основе программы Н. И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги " За страницами учебника"....

17 09 2020 4:39:11

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

16 09 2020 19:35:58

"Химический состав клетки". 9-й класс

Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

15 09 2020 22:54:50

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

14 09 2020 23:28:43

Использование интерактивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интерактивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

13 09 2020 5:19:38

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

12 09 2020 10:29:43

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

11 09 2020 8:34:52

Естественный отбор и его формы

Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии И О С О с использованием И К Т....

10 09 2020 21:10:54

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

09 09 2020 23:58:13

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный характер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

08 09 2020 17:59:29

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

07 09 2020 15:42:45

Использование ТРИЗ на уроках биологии

Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения ( Р Т В) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы Т Р И З и Р Т В, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и практики. В своей работе я попыталась совместить методики Т Р И З и Р Т В и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования Т Р И З и Р Т В на уроках биологии....

06 09 2020 3:18:22

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

05 09 2020 3:41:36

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в команде и самостоятельно, внимательно слушать....

04 09 2020 18:41:40

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

03 09 2020 20:21:19

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок " Работа с текстом научного стиля " Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и практики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

02 09 2020 13:29:27

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой " Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

01 09 2020 23:43:12

Особо охраняемые природные территории Одинцовского района

Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....

31 08 2020 19:16:47

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

30 08 2020 0:55:54

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

29 08 2020 0:21:39

Урок биологии по теме «Общая характеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к Е Г Э. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

28 08 2020 8:10:14

Урок биологии "Состав крови"

Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач. ...

27 08 2020 9:33:41

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

26 08 2020 17:53:24

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

25 08 2020 20:13:23

Общая характеристика водорослей

Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и половым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

24 08 2020 15:14:42

Отряд Рукокрылые - общая характеристика и особенности строения

Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

23 08 2020 2:59:27

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

Изучение учебного предмета " Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

22 08 2020 20:47:37

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

21 08 2020 5:27:57

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

20 08 2020 11:43:28

Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс

Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....

19 08 2020 14:56:42

Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"

Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого характера....

18 08 2020 22:15:55

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

17 08 2020 19:47:57

Наука о растениях ‒ ботаника

На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и вырабатывает внимательность при изучении новой информации....

16 08 2020 11:53:21

Митоз. Применение интерактивной мультипликации на уроках биологии

Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

15 08 2020 18:29:31

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

Самодельная игра домино « Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

14 08 2020 7:16:15

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

Изучение данной темы в разделе биологии « Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

13 08 2020 8:18:21

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

Коллективный способ обучения (авторы А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся вырабатываются навыки совместной работы. ...

12 08 2020 19:35:58

Устный журнал "Берегите свое здоровье"

Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

11 08 2020 0:38:39

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...

10 08 2020 7:59:53

Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...

09 08 2020 18:47:34

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

08 08 2020 17:30:42

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

07 08 2020 18:11:31

Что дает наш край стране

Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....

06 08 2020 10:48:21

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на практические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

05 08 2020 23:10:17

Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс

Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...

04 08 2020 12:59:21

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке

Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....

03 08 2020 16:31:29

Свойства и функции белков

Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....

02 08 2020 13:12:32

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опорно-информационные листы. ...

01 08 2020 5:43:17

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

31 07 2020 16:22:12

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

30 07 2020 1:21:22

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Практическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

29 07 2020 5:11:47

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

28 07 2020 1:10:30

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

27 07 2020 6:18:12

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

Интегрированный урок биологии и химии с И К Т. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме « Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

26 07 2020 13:23:20

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования И К Т на современном уроке....

25 07 2020 6:31:57

Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы " Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....

24 07 2020 0:35:26

Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии

В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....

23 07 2020 22:20:32

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

22 07 2020 19:49:55

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

21 07 2020 18:53:53

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

Разработка урока по теме " Водоросли", ориентированный на учебник В. В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

20 07 2020 5:16:10

Применение дидактических игр на уроках биологии

Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

19 07 2020 6:26:42

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

18 07 2020 4:32:13

Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....

17 07 2020 15:52:11

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, вырабатывать умение работать в команде. Рекомендации учителям: разделить детей на команды, например: « Синицы», « Воробьи», « Голуби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, команды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

16 07 2020 1:41:25

Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)

Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....

15 07 2020 14:53:26

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

14 07 2020 22:34:45

Покрытосеменные или цветковые растения

Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

13 07 2020 16:33:52

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

12 07 2020 13:43:56

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

11 07 2020 2:26:54

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух команд обобщить и повторить тему " Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

10 07 2020 13:34:20

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают характерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме « Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

09 07 2020 2:20:15

Урок биологии "Лишайники"

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н. И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....

08 07 2020 10:52:17

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опорно-двигательная система". 8-й класс

Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

07 07 2020 9:36:10

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

Урок " Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы " Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них практическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

06 07 2020 11:51:51

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

05 07 2020 19:25:16

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

Тема " Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах Е Г Э по биологии принадлежит теме " Основы цитологии"....

04 07 2020 21:18:28

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....

03 07 2020 14:42:35

Кистеперые рыбы. Общая характеристика, строение и образ жизни

Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колеблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....

02 07 2020 18:35:11

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

01 07 2020 14:19:46

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-практикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации практических работ (составление родословной по сказке А. С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

30 06 2020 20:17:48

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

29 06 2020 1:57:41

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"

Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

28 06 2020 15:21:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

27 06 2020 9:51:38

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

26 06 2020 13:33:33

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении практических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

25 06 2020 2:58:49

Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс

На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....

24 06 2020 23:54:59

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

Цели урока: выяснить, какие законы в Р Ф регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

23 06 2020 9:46:51

Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма

Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...

22 06 2020 2:22:23

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

21 06 2020 19:27:11

Учебная экологическая тропа

Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, отрабатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

20 06 2020 4:31:45

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

19 06 2020 20:37:31

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

18 06 2020 4:49:47

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

17 06 2020 8:28:47

Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

В « Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....

16 06 2020 7:21:54

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

15 06 2020 21:57:10

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Под высшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....

14 06 2020 22:19:34

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

13 06 2020 17:18:37

Генеалогический метод изучения наследственности

Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, практическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

12 06 2020 1:40:54

"Молекулярный уровень: общая характеристика"

Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А. А. Каменского « Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме « Молекулярный уровень: общая характеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

11 06 2020 8:14:14

Интеллектуальная игра "Биопол"

Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разрабатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

10 06 2020 20:12:41

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

09 06 2020 19:46:19

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

08 06 2020 20:31:44

Руководство к работе с атласом-определителем

Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

07 06 2020 3:55:33

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

06 06 2020 12:21:29

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в практике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в практике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

05 06 2020 8:49:31

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

04 06 2020 13:45:11

Класс птицы — общая характеристика. Виды и строение пера, скелет

Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....

03 06 2020 21:10:42

Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"

Представлен материал " Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему " Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и " Места обитания и внешнее строение земноводных" ....

02 06 2020 8:35:32

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

01 06 2020 12:57:15

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, характеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем " Мхи", " Папоротники", " Голосеменные растения". ...

31 05 2020 18:17:40

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

30 05 2020 9:56:28

Дыхание и кровообращение животных Биология

Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

29 05 2020 23:43:43

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы " Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

28 05 2020 13:49:39

Развивающее занятие на тему "Насекомые"

У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

27 05 2020 12:37:46

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

Урок проводился с использованием И К Т: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный практикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

26 05 2020 10:33:41

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

25 05 2020 8:36:19

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

24 05 2020 20:25:35

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

23 05 2020 7:43:57

Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"

Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на практике. ...

22 05 2020 17:52:23

Из опыта работы экологического клуба

Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

21 05 2020 23:45:48

Урок-игра "Классы рыб"

Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

20 05 2020 0:58:15

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о практическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

19 05 2020 21:48:32

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

18 05 2020 14:36:10

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

17 05 2020 20:22:35

Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"

Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам « Цитология, « Эволюция», « Генетика». ...

16 05 2020 20:33:34

Выделительная система человека. Строение и функции почек

Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, пространство между которыми заполнено соединительной тканью....

15 05 2020 0:19:10

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме « Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

14 05 2020 10:15:59

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

13 05 2020 4:49:33

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

Решать проблемный вопрос " Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

12 05 2020 13:11:29

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

11 05 2020 8:39:40

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство " Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли В Н Д, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

10 05 2020 23:37:30

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

09 05 2020 16:37:45

Урок биологии на тему "Нервная система человека"

Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

08 05 2020 17:38:28

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке « Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

07 05 2020 4:34:46

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

06 05 2020 14:47:34

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме « Числовые последовательности. ...

05 05 2020 16:23:46

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

04 05 2020 10:59:49

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

03 05 2020 22:28:56

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

02 05 2020 13:51:48

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской « Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого смертельного недуга....

01 05 2020 10:26:43

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

30 04 2020 5:49:20

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

29 04 2020 2:57:27

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)