Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"


    Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

Пояснительная записка

Программа элективного курса «История естествознания» предназначена для учащихся 9 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки и развитие научных идей и формирование систем наук.
Элективный курс состоит из четырех взаимосвязанных частей: введение в историю естествознания, рождение науки, рождение науки, развитие научных идей и формирование систем наук, наука сегодня.
В данном курсе не рассматриваются технические детали на изложении основных идей естествознания, но эта программа строится вокруг нескольких ключевых проблем.
Первая из таких проблем – «Из чего состоит мир?». Ее рассмотрение начинается с идей Фалеса Милетского и атомной гипотезы Демокрита. Затем эта тема развивается при изучении истории химии и истории молекулярно-кинетической теории, открытия элементарных частиц, а также частиц и полей.
Вторая проблема – «В чем причина движения?». Эта проблема, построенная философами античности, позволяет рассмотреть историю механики и открытие закона сохранения энергии.
Третья проблема связанная со строением космоса и вопросами космогонии. Развитие этой темы начинается с изучения представлений древних философов о том, что такое планеты, звезды и созвездия, какое место занимает Земля во Вселенной. Затем рассматриваются: открытия Коперника, работы Галилея и Кеплера, открытие закона всемирного тяготения, космогонические гипотезы Канта и Лапласа и наконец, вопросы современной астрофизики и космогонии.
В данной программе прослеживаются и развитие таких проблемных тем, как биологическая эволюция, наследственность, математика как язык науки, логика.
Таким образом, на примере относительно немногих основных проблем курса показывается, как шел процесс углубления и расширения естественнонаучных знаний.
Изложение истории разных наук в их взаимосвязи помогает воссоздать единую картину единую картину естествознания, определить взаимовлияние научных дисциплин, способствует формированию у школьников представление единой картине мира.
Данный экспериментальный курс, прежде всего должен помочь школьникам увидеть во взаимной связи те факторы и законы естествознания, которые они уже отчасти знают из курсов школьных дисциплин. Он должен показать эти основные факты, законы и идеи естествознания в их историческом развитии, в их взаимосвязи друг с другом и с развитием общества, его мировоззрения, техники, культуры.

Цели курса:

  • Через содержание дисциплины сформировать у обучающихся представление об истории естествознания, как о сложной, целостной, постоянно развивающейся системе – совокупном предмете естественных наук.
  • Способствовать процессам развития межпредметных связей между учебными предметами естественнонаучного цикла и интеграции между разноуровневыми образовательными программами.

Задачи курса:

  • Преподавание элективного курса «История естествознания» направлено на решение следующих задач.
  • Ознакомить с содержанием и структурой формирование истории естествознания, закономерностями его развития и общеметодологическими проблемами.
  • Обсудить современные методологии познания природных явлений и процессов, выявить мировоззренческие приоритеты в их восприятии человеком.
  • Рассмотреть концепции, объясняющие происхождение и эволюцию Вселенной, становление наук в античное время и в современности.

Формы организации и методы обучения учащихся

В виду того, что данный курс обладает потенциальными мировоззренческими возможностями. В качестве основных форм организации обучения выбираются следующие виды деятельности: семинары, дискуссии, конференции, реферирование основной и дополнительной литературы, работу в малых группах, подготовку учащимися докладов и выступлений по интересующим их проблемам.
Программой курса предусматривается самостоятельная работа учащихся. Примерные задания для самостоятельной работы (в форме написания рефератов или докладов) даны после содержательной части программы.
Список литературы (в конце программы) облегчит учащимся поиск необходимой информации для выполнения заданий при самостоятельной работе, подготовке к семинарским занятиям и зачету.
Изучение курса завершается зачетом, вопросы к которому изложены в заключительной части программы.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В  том числе:

Форма контроля

лекц.

пр.

сем.

 

Введение

1

 

 

 

Беседа

Часть I. Рождение науки.

1.

Предыстория науки.

2

2

 

 

Беседа

2.

Античная наука.

3

1

 

2

Выполнение пpaктической работы

Часть II. Развитие научных идей и формирование систем наук.

3.

Наука средневековья.

2

2

 

 

Участие в семинаре

4.

Естествознание в эпоху возрождения.

2

1

1

 

Участие в семинаре

5.

Наука XVII – XVIII вв.

2

2

 

 

Беседа

6.

Естествознание XIX в.

3

1

 

2

Выполнение пpaктической работы

Часть III. Наука сегодня.

7.

Естествознание XX в.

2

2

 

 

Участие в семинаре

 

Заключение

1

 

 

1

Выполнение пpaктической работы

 

Итого

17

11

1

5

 

Содержание курса

Общее количество часов – 17

Введение (1 ч.)

Чем занимается история естествознания, и какие факторы влияют на развитие науки? Зачем надо знать историю естествознания?

Часть I. Рождение науки

1. Предыстория науки (2 ч.)

Знания о природе в первобытном обществе.
Великие открытия: земледелие, одомашнивание животных, изобретение лука, использование огня. Изобретение колеса. Появление производства керамики и металлургии. Появление языка, искусства и религии.
Естественнонаучные знания на древнем Востоке (Египет, Вавилон, Ассирия).
Появление письменности. Накопление математических, астрономических и медицинских знаний. Мифологическое объяснение мира.

2. Античная наука (3 ч.)

Почему мы считаем, что наука появилась в Древней Греции?
Периодизация античной науки. Эпоха классической Греции: возникновение науки в колониях Эллады, Афинский период. Эллинистическая эпоха (или Александрийский период). Наука в Древнем Риме.

Главные проблемы, поставленные греческой наукой, и их развитие в эллинистическую эпоху и в Древнем Риме (появление попытки постановки и решения «вечных проблем»).

– Проблема строения мира. Идея праматери, принимающей разные формы, которые могут переходить друг в друга (школа Фалеса VI в. до н.э.). Идея атомного строения мира. Атомная теория и фатализм; активность человека и рок. Трагедия Эсхила.
– Причина движения. Милетская школа, полет стрелы по Аристотелю.
– Естественная космогония: как возник мир и как он принял современный облик (школа Фалеса).
– Проблема возникновения жизни.
– Проблема эволюции жизни (Анаксимaндр, Эмпедокл).

Появление отдельных наук.

– Античная математика и ее особенности. Переход от чисто прикладных задач к теории и идея математических моделей.
– Античная астрономия. Что такое Солнце и звезды? Их отношение с Землей. Устройство Вселенной и Солнечной системы.
– Античная физика. Античная механика. Открытие законов статики: рычаг, закон Архимеда. Построение механики как теоретической дисциплины.
– Античная биология. Роль классификации в развитии биологии; работы Аристотеля; проблемы целесообразности живого мира.
– Античная медицина. В чем причины болезней? Гиппократ и античная медицина. Гален (129 – 199 гг) и развитие медицины в Риме.
– Каким законам подчиняется человеческая мысль? Апории Зенона. Софисты. Создание Аристотелем формальной логики.

Часть II. Развитие научных идей и формирование систем наук

3. Наука средневековья (2 ч.)

Судьба науки в средние века. Алхимия. Античные представления о строении вещества как одна из основ алхимии; развитие идеи «все превращается во все».
Математика как язык; появление алгебры.

4. Естествознание эпохи Возрождения (2 ч.)

Освоение античного населения и возвращение к изучению природы. Гуманизм и свободомыслие. Изобретение книгопечатания.
Экспериментальный метод исследования. Появление научных приборов; микроскоп и телескоп. Эксперимент в искусстве, например у Леонардо да Винчи или в музыке, – найти настоящее искусство, созвучное природе.
Устройство Солнечной системы. Гелиоцентрическая система мира Коперника (1473 – 1543). Работы Кеплера и Галилея.
Пpaктическая работа 1: Сравнение системы мира по Капернику и современную модель Вселенной, найдите черты сходства и различия. Докажите, полученные вами результаты.

5. Наука XVII – XVIII вв. (2 ч.)

Физика Декарта. Все превращается во все.
В чем причина движения? Галилей об инерции. Создание механики Ньютоном.
Как устроена Солнечная система? Закон всемирного тяготения. Предсказательная сила науки: открытие новых планет «на кончике пера».
Новая математика. Синтез геометрии и алгебры. Декарт. Античная математика геометрична; средние века – алгебра. XVII – XVIII вв. – синтез. Появление математического анализа; Ньютон, Лейбниц.
Возникновение теории вероятности.
Возникновение химии. Химические реакции и превращения веществ. Понимание горения и дыхания; Лавуазье.
Физиология и механика. Гарвей и открытие кровообращения. Декарт и понятие рефлекса.
Механическая картина мира. Механика объясняет движение атомов и движение планет, поведение животных и даже общественные явления. Детерминизм Лапласа; опять проблема: человек творец своей судьбы или его судьба предопределена законами механики. Как в античные времена гипотеза атомов, так теперь абсолютизация механики приводит к фатализму.
Линней и проблема классификации.
Энциклопедисты. Век Просвещения.

6. Естествознание XIX в. (3 ч.)

Из чего состоит мир? Кроме вещества существуют поля: тяготения, электромагнитные. Фарадей получил электричество магнетизм и намагнитил свет. Максвелл и открытие Герцем электромагнитных волн. Как Декарт связал вместе геометрию и алгебру, так и в физике электричество, магнетизм и оптика стали единой областью.
Открытие элементов. Периодическая система Менделеева. Молекулярно – кинетическая теория. Максвелл, Больцман. Объяснение броуновского движения и других явлений.
В чем причина движения? Открытие закона сохранения энергии. Майер, Джоуль, Гельмгольц.
Неевклидовы геометрии: Лобачевский и Больяи.
Ламарк. Развитие палеонтологии. Теория эволюции Дарвина.
Открытие клеток Гуком; создание клеточной теории Шванном.
Медицина и клеточная теория. Микробы – причина болезней. Кох, Пастер. Мечников и клеточный иммунитет.
Проблемы наследственности. Открытие Менделя.
Возникновение экологии как науки.
Идея изменений, превращений, эволюции как хаpaктерная идея эпохи. Идея общественного и культурного прогресса, связанная с идеей прогресса органического мира. Оптимизм, вера в силу науки и в предназначение человека и человечества.
Проникновение науки в литературу. Появление таких жанров, как научно – популярная литература и научная фантастика. Успехи физиологии и «физиология общества» в «Человеческой комедии» Бальзака.
Наука и техника. Век пара и электричества.

Часть III. Наука сегодня

7. Естествознание XX в. (2 ч.)

Как устроен атом? Необычные законы атомного мира. Открытие элементарных частиц. Вероятностные законы их движения; дуализм «частица – волна». Классификация элементарных частиц. Кварки.
Открытие радиоактивности. Превращение элементарных частиц друг в друга и в свет. Овладение атомной энергией.
Развитие механики Ньютона. Специальная и общая теория относительности. Тяготение как искривление прострaнcтва.
Космогония XX в. Источники энергии звезд. Эволюция звезд. Белые карлики и черные дыры. В какой кухне варятся химические элементы? Расширяющаяся Вселенная; Фридман и Хаббл. Большой взрыв и реликтовое излучение.
Современное представление о происхождении жизни.
Синтетическая теория эволюции. Как геометрия объединилась с алгеброй, так теория эволюции – с генетикой.
Современные представления о происхождении жизни.
Аксиоматический метод; Гильберт. Проблема континуума. Теорема Геделя о неполноте аксиоматических систем.
Появление математической логики. Возникновение теории информации. Компьютерная революция. Машины и мышления.
Генетика в XX в. История генетики в России. Н.И, Вавилов и Т.Д. Лысенко. Генетика и «зеленая» революция; медицинская генетика.
Синтез физики, химии и биологии – возникновение молекулярной биологии. Молекулярное строение гена, генетический код. Молекулярные механизмы нервного возбуждения и мышления сокращения.
Экология как наука и как мировоззрение. В.И. Вернадский.
Антисциентистские тенденции. Утопии Г. Уэллса. Осознание ядерной и экологической опасности.

Заключение (1 ч.)

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Как представляли себе мир древние люди?
  2. Биографии древних мыслителей (Пифагор, Аристотель, Платон, Фалес, Геpaклит и др.).
  3. Современные загадки мироздания.
  4. Строение Солнечной системы Аристотеля.
  5. Космические тела.
  6. Модели Солнечной системы.
  7. Биографии иностранных и русских физиков.
  8. История механики.
  9. История открытия законов электричества.
  10. история открытия строения атома.
  11. Влияние силы тяжести и невесомости на живые организмы.
  12. Приспособленность живых организмов к обитанию в различных температурах.
  13. Электрические явления в живых организмах.
  14. Звук – средство общения живых организмов.
  15. Архимед и античная математика.
  16.  История алхимии.
  17. История открытия закона сохранения массы вещества.
  18. Симметрия в мире молекул.
  19. Симметрия в мире кристаллов.
  20. Геоцентрическая система мира.

Литература:

  • Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания. – М., 1999.
  • Голованов Я. Этюды об ученых. – М., 1970.
  • Гордиенко В.А. Концепции современного естествознания и техники. – М., 2000.
  • Данин Д.С. Вероятностный мир. – М., 1981.
  • История естествознания. – М., 1981
  • Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
  • Пахомов Ю.В. Логика естествознания. – М., 1994.
  • Харченко Л.Н. Современная концепция естествознания. – Ставрополь, 1994.
  • Харченко Л.Н. Естествознание. 10 – 11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразовательных учереждений. – М.: Дрофа, 2006.
  • Холличер В. Природа в научной картине мира. – М., 1966.



Комментарии:

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

16 07 2025 9:23:41

Урок-конференция "Генетика и медицина"


    Урок-конференция "Генетика и медицина"

      Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

15 07 2025 15:32:34

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

14 07 2025 20:16:38

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

13 07 2025 22:52:12

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....

12 07 2025 16:56:53

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

11 07 2025 20:33:19

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

10 07 2025 1:23:13

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

09 07 2025 6:19:31

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

08 07 2025 11:40:14

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

07 07 2025 16:50:41

Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

06 07 2025 19:35:36

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

05 07 2025 6:25:11

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

04 07 2025 13:14:57

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

03 07 2025 6:17:25

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"


    Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

      Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

02 07 2025 4:47:30

Формирование экологической культуры будущего гражданина


    Формирование экологической культуры будущего гражданина

      Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

01 07 2025 8:44:44

"Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ


    "Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ

      Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....

30 06 2025 6:24:21

Игра как метод обучения и воспитания


    Игра как метод обучения и воспитания

      Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

29 06 2025 19:20:22

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

28 06 2025 3:15:44

Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс


    Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс

      Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....

27 06 2025 12:35:36

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

26 06 2025 15:19:32

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

25 06 2025 23:19:39

Внешнее строение и образ жизни насекомых


    Внешнее строение и образ жизни насекомых

      Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

24 06 2025 19:18:56

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

23 06 2025 21:55:53

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения


    Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

      Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

22 06 2025 19:46:11

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

21 06 2025 9:36:42

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

20 06 2025 2:19:26

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

19 06 2025 3:34:11

Хронотип человека и его здоровье. 11-й класс

Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....

18 06 2025 18:49:20

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

17 06 2025 10:47:47

Цветок и его строение


    Цветок и его строение

      Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....

16 06 2025 10:39:39

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

15 06 2025 5:47:16

Урок биологии по теме "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....

14 06 2025 18:38:43

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села


    Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

      Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

13 06 2025 21:40:15

Вышли мы все из природы


    Вышли мы все из природы

      Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

12 06 2025 21:58:33

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

11 06 2025 22:38:37

Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе


    Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе

      Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

10 06 2025 20:33:16

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

09 06 2025 18:39:28

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

08 06 2025 7:26:52

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс


    Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....

07 06 2025 7:56:56

Учебный проект "Маршруты великих путешественников"


    Учебный проект "Маршруты великих путешественников"

      Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....

06 06 2025 1:19:45

Органы и системы органов животных


    Органы и системы органов животных

      Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

05 06 2025 22:51:50

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

04 06 2025 7:39:22

Кровь и кровообращение

Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...

03 06 2025 8:26:51

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс


    "Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

      Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

02 06 2025 21:36:20

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

01 06 2025 2:55:36

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

31 05 2025 8:31:55

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

30 05 2025 14:17:22

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

29 05 2025 12:30:10

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

28 05 2025 11:51:51

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::