Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"


    Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

Источник:

Пояснительная записка

Программа элективного курса «История естествознания» предназначена для учащихся 9 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки и развитие научных идей и формирование систем наук.
Элективный курс состоит из четырех взаимосвязанных частей: введение в историю естествознания, рождение науки, рождение науки, развитие научных идей и формирование систем наук, наука сегодня.
В данном курсе не рассматриваются технические детали на изложении основных идей естествознания, но эта программа строится вокруг нескольких ключевых проблем.
Первая из таких проблем – «Из чего состоит мир?». Ее рассмотрение начинается с идей Фалеса Милетского и атомной гипотезы Демокрита. Затем эта тема развивается при изучении истории химии и истории молекулярно-кинетической теории, открытия элементарных частиц, а также частиц и полей.
Вторая проблема – «В чем причина движения?». Эта проблема, построенная философами античности, позволяет рассмотреть историю механики и открытие закона сохранения энергии.
Третья проблема связанная со строением космоса и вопросами космогонии. Развитие этой темы начинается с изучения представлений древних философов о том, что такое планеты, звезды и созвездия, какое место занимает Земля во Вселенной. Затем рассматриваются: открытия Коперника, работы Галилея и Кеплера, открытие закона всемирного тяготения, космогонические гипотезы Канта и Лапласа и наконец, вопросы современной астрофизики и космогонии.
В данной программе прослеживаются и развитие таких проблемных тем, как биологическая эволюция, наследственность, математика как язык науки, логика.
Таким образом, на примере относительно немногих основных проблем курса показывается, как шел процесс углубления и расширения естественнонаучных знаний.
Изложение истории разных наук в их взаимосвязи помогает воссоздать единую картину единую картину естествознания, определить взаимовлияние научных дисциплин, способствует формированию у школьников представление единой картине мира.
Данный экспериментальный курс, прежде всего должен помочь школьникам увидеть во взаимной связи те факторы и законы естествознания, которые они уже отчасти знают из курсов школьных дисциплин. Он должен показать эти основные факты, законы и идеи естествознания в их историческом развитии, в их взаимосвязи друг с другом и с развитием общества, его мировоззрения, техники, культуры.

Цели курса:

  • Через содержание дисциплины сформировать у обучающихся представление об истории естествознания, как о сложной, целостной, постоянно развивающейся системе – совокупном предмете естественных наук.
  • Способствовать процессам развития межпредметных связей между учебными предметами естественнонаучного цикла и интеграции между разноуровневыми образовательными программами.

Задачи курса:

  • Преподавание элективного курса «История естествознания» направлено на решение следующих задач.
  • Ознакомить с содержанием и структурой формирование истории естествознания, закономерностями его развития и общеметодологическими проблемами.
  • Обсудить современные методологии познания природных явлений и процессов, выявить мировоззренческие приоритеты в их восприятии человеком.
  • Рассмотреть концепции, объясняющие происхождение и эволюцию Вселенной, становление наук в античное время и в современности.

Формы организации и методы обучения учащихся

В виду того, что данный курс обладает потенциальными мировоззренческими возможностями. В качестве основных форм организации обучения выбираются следующие виды деятельности: семинары, дискуссии, конференции, реферирование основной и дополнительной литературы, работу в малых группах, подготовку учащимися докладов и выступлений по интересующим их проблемам.
Программой курса предусматривается самостоятельная работа учащихся. Примерные задания для самостоятельной работы (в форме написания рефератов или докладов) даны после содержательной части программы.
Список литературы (в конце программы) облегчит учащимся поиск необходимой информации для выполнения заданий при самостоятельной работе, подготовке к семинарским занятиям и зачету.
Изучение курса завершается зачетом, вопросы к которому изложены в заключительной части программы.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В  том числе:

Форма контроля

лекц.

пр.

сем.

 

Введение

1

 

 

 

Беседа

Часть I. Рождение науки.

1.

Предыстория науки.

2

2

 

 

Беседа

2.

Античная наука.

3

1

 

2

Выполнение пpaктической работы

Часть II. Развитие научных идей и формирование систем наук.

3.

Наука средневековья.

2

2

 

 

Участие в семинаре

4.

Естествознание в эпоху возрождения.

2

1

1

 

Участие в семинаре

5.

Наука XVII – XVIII вв.

2

2

 

 

Беседа

6.

Естествознание XIX в.

3

1

 

2

Выполнение пpaктической работы

Часть III. Наука сегодня.

7.

Естествознание XX в.

2

2

 

 

Участие в семинаре

 

Заключение

1

 

 

1

Выполнение пpaктической работы

 

Итого

17

11

1

5

 

Содержание курса

Общее количество часов – 17

Введение (1 ч.)

Чем занимается история естествознания, и какие факторы влияют на развитие науки? Зачем надо знать историю естествознания?

Часть I. Рождение науки

1. Предыстория науки (2 ч.)

Знания о природе в первобытном обществе.
Великие открытия: земледелие, одомашнивание животных, изобретение лука, использование огня. Изобретение колеса. Появление производства керамики и металлургии. Появление языка, искусства и религии.
Естественнонаучные знания на древнем Востоке (Египет, Вавилон, Ассирия).
Появление письменности. Накопление математических, астрономических и медицинских знаний. Мифологическое объяснение мира.

2. Античная наука (3 ч.)

Почему мы считаем, что наука появилась в Древней Греции?
Периодизация античной науки. Эпоха классической Греции: возникновение науки в колониях Эллады, Афинский период. Эллинистическая эпоха (или Александрийский период). Наука в Древнем Риме.

Главные проблемы, поставленные греческой наукой, и их развитие в эллинистическую эпоху и в Древнем Риме (появление попытки постановки и решения «вечных проблем»).

– Проблема строения мира. Идея праматери, принимающей разные формы, которые могут переходить друг в друга (школа Фалеса VI в. до н.э.). Идея атомного строения мира. Атомная теория и фатализм; активность человека и рок. Трагедия Эсхила.
– Причина движения. Милетская школа, полет стрелы по Аристотелю.
– Естественная космогония: как возник мир и как он принял современный облик (школа Фалеса).
– Проблема возникновения жизни.
– Проблема эволюции жизни (Анаксимaндр, Эмпедокл).

Появление отдельных наук.

– Античная математика и ее особенности. Переход от чисто прикладных задач к теории и идея математических моделей.
– Античная астрономия. Что такое Солнце и звезды? Их отношение с Землей. Устройство Вселенной и Солнечной системы.
– Античная физика. Античная механика. Открытие законов статики: рычаг, закон Архимеда. Построение механики как теоретической дисциплины.
– Античная биология. Роль классификации в развитии биологии; работы Аристотеля; проблемы целесообразности живого мира.
– Античная медицина. В чем причины болезней? Гиппократ и античная медицина. Гален (129 – 199 гг) и развитие медицины в Риме.
– Каким законам подчиняется человеческая мысль? Апории Зенона. Софисты. Создание Аристотелем формальной логики.

Часть II. Развитие научных идей и формирование систем наук

3. Наука средневековья (2 ч.)

Судьба науки в средние века. Алхимия. Античные представления о строении вещества как одна из основ алхимии; развитие идеи «все превращается во все».
Математика как язык; появление алгебры.

4. Естествознание эпохи Возрождения (2 ч.)

Освоение античного населения и возвращение к изучению природы. Гуманизм и свободомыслие. Изобретение книгопечатания.
Экспериментальный метод исследования. Появление научных приборов; микроскоп и телескоп. Эксперимент в искусстве, например у Леонардо да Винчи или в музыке, – найти настоящее искусство, созвучное природе.
Устройство Солнечной системы. Гелиоцентрическая система мира Коперника (1473 – 1543). Работы Кеплера и Галилея.
Пpaктическая работа 1: Сравнение системы мира по Капернику и современную модель Вселенной, найдите черты сходства и различия. Докажите, полученные вами результаты.

5. Наука XVII – XVIII вв. (2 ч.)

Физика Декарта. Все превращается во все.
В чем причина движения? Галилей об инерции. Создание механики Ньютоном.
Как устроена Солнечная система? Закон всемирного тяготения. Предсказательная сила науки: открытие новых планет «на кончике пера».
Новая математика. Синтез геометрии и алгебры. Декарт. Античная математика геометрична; средние века – алгебра. XVII – XVIII вв. – синтез. Появление математического анализа; Ньютон, Лейбниц.
Возникновение теории вероятности.
Возникновение химии. Химические реакции и превращения веществ. Понимание горения и дыхания; Лавуазье.
Физиология и механика. Гарвей и открытие кровообращения. Декарт и понятие рефлекса.
Механическая картина мира. Механика объясняет движение атомов и движение планет, поведение животных и даже общественные явления. Детерминизм Лапласа; опять проблема: человек творец своей судьбы или его судьба предопределена законами механики. Как в античные времена гипотеза атомов, так теперь абсолютизация механики приводит к фатализму.
Линней и проблема классификации.
Энциклопедисты. Век Просвещения.

6. Естествознание XIX в. (3 ч.)

Из чего состоит мир? Кроме вещества существуют поля: тяготения, электромагнитные. Фарадей получил электричество магнетизм и намагнитил свет. Максвелл и открытие Герцем электромагнитных волн. Как Декарт связал вместе геометрию и алгебру, так и в физике электричество, магнетизм и оптика стали единой областью.
Открытие элементов. Периодическая система Менделеева. Молекулярно – кинетическая теория. Максвелл, Больцман. Объяснение броуновского движения и других явлений.
В чем причина движения? Открытие закона сохранения энергии. Майер, Джоуль, Гельмгольц.
Неевклидовы геометрии: Лобачевский и Больяи.
Ламарк. Развитие палеонтологии. Теория эволюции Дарвина.
Открытие клеток Гуком; создание клеточной теории Шванном.
Медицина и клеточная теория. Микробы – причина болезней. Кох, Пастер. Мечников и клеточный иммунитет.
Проблемы наследственности. Открытие Менделя.
Возникновение экологии как науки.
Идея изменений, превращений, эволюции как хаpaктерная идея эпохи. Идея общественного и культурного прогресса, связанная с идеей прогресса органического мира. Оптимизм, вера в силу науки и в предназначение человека и человечества.
Проникновение науки в литературу. Появление таких жанров, как научно – популярная литература и научная фантастика. Успехи физиологии и «физиология общества» в «Человеческой комедии» Бальзака.
Наука и техника. Век пара и электричества.

Часть III. Наука сегодня

7. Естествознание XX в. (2 ч.)

Как устроен атом? Необычные законы атомного мира. Открытие элементарных частиц. Вероятностные законы их движения; дуализм «частица – волна». Классификация элементарных частиц. Кварки.
Открытие радиоактивности. Превращение элементарных частиц друг в друга и в свет. Овладение атомной энергией.
Развитие механики Ньютона. Специальная и общая теория относительности. Тяготение как искривление прострaнcтва.
Космогония XX в. Источники энергии звезд. Эволюция звезд. Белые карлики и черные дыры. В какой кухне варятся химические элементы? Расширяющаяся Вселенная; Фридман и Хаббл. Большой взрыв и реликтовое излучение.
Современное представление о происхождении жизни.
Синтетическая теория эволюции. Как геометрия объединилась с алгеброй, так теория эволюции – с генетикой.
Современные представления о происхождении жизни.
Аксиоматический метод; Гильберт. Проблема континуума. Теорема Геделя о неполноте аксиоматических систем.
Появление математической логики. Возникновение теории информации. Компьютерная революция. Машины и мышления.
Генетика в XX в. История генетики в России. Н.И, Вавилов и Т.Д. Лысенко. Генетика и «зеленая» революция; медицинская генетика.
Синтез физики, химии и биологии – возникновение молекулярной биологии. Молекулярное строение гена, генетический код. Молекулярные механизмы нервного возбуждения и мышления сокращения.
Экология как наука и как мировоззрение. В.И. Вернадский.
Антисциентистские тенденции. Утопии Г. Уэллса. Осознание ядерной и экологической опасности.

Заключение (1 ч.)

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Как представляли себе мир древние люди?
  2. Биографии древних мыслителей (Пифагор, Аристотель, Платон, Фалес, Геpaклит и др.).
  3. Современные загадки мироздания.
  4. Строение Солнечной системы Аристотеля.
  5. Космические тела.
  6. Модели Солнечной системы.
  7. Биографии иностранных и русских физиков.
  8. История механики.
  9. История открытия законов электричества.
  10. история открытия строения атома.
  11. Влияние силы тяжести и невесомости на живые организмы.
  12. Приспособленность живых организмов к обитанию в различных температурах.
  13. Электрические явления в живых организмах.
  14. Звук – средство общения живых организмов.
  15. Архимед и античная математика.
  16.  История алхимии.
  17. История открытия закона сохранения массы вещества.
  18. Симметрия в мире молекул.
  19. Симметрия в мире кристаллов.
  20. Геоцентрическая система мира.

Литература:

  • Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания. – М., 1999.
  • Голованов Я. Этюды об ученых. – М., 1970.
  • Гордиенко В.А. Концепции современного естествознания и техники. – М., 2000.
  • Данин Д.С. Вероятностный мир. – М., 1981.
  • История естествознания. – М., 1981
  • Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
  • Пахомов Ю.В. Логика естествознания. – М., 1994.
  • Харченко Л.Н. Современная концепция естествознания. – Ставрополь, 1994.
  • Харченко Л.Н. Естествознание. 10 – 11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразовательных учереждений. – М.: Дрофа, 2006.
  • Холличер В. Природа в научной картине мира. – М., 1966.



Комментарии:

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

27 04 2025 16:24:33

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

26 04 2025 19:16:53

Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов


    Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов

      Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...

25 04 2025 4:22:43

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

24 04 2025 5:28:56

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

23 04 2025 4:23:46

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

22 04 2025 1:27:28

Единство человека и природы

Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....

21 04 2025 20:38:13

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....

20 04 2025 23:18:35

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

19 04 2025 14:45:38

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

18 04 2025 14:19:35

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

17 04 2025 14:55:14

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

16 04 2025 1:40:31

Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"


    Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"

      В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения. ...

15 04 2025 1:39:31

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

14 04 2025 9:33:44

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

13 04 2025 21:45:20

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

12 04 2025 16:24:22

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

11 04 2025 17:19:25

"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"


    "Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"

      Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....

10 04 2025 10:54:33

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

09 04 2025 14:38:25

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии


    Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

      Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....

08 04 2025 10:21:26

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"


    Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

      Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

07 04 2025 17:10:37

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

06 04 2025 20:29:35

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

05 04 2025 19:28:22

История развития генетики


    История развития генетики

      Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...

04 04 2025 21:49:39

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

      Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края". ...

03 04 2025 13:33:19

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

02 04 2025 0:46:25

Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....

01 04 2025 19:45:28

Витамины, их значение для организма человека

Витамины, их значение для организма человека Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

31 03 2025 0:29:37

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

30 03 2025 8:53:43

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

29 03 2025 7:43:25

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

28 03 2025 18:14:18

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

27 03 2025 13:37:57

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

26 03 2025 17:11:41

Экология птиц антропогенного ландшафта


    Экология птиц антропогенного ландшафта

      В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

25 03 2025 19:23:45

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

24 03 2025 16:37:41

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

23 03 2025 16:49:28

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

22 03 2025 1:38:34

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

21 03 2025 8:23:14

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

20 03 2025 22:41:16

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

19 03 2025 2:29:41

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

18 03 2025 19:57:30

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

17 03 2025 3:51:55

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

16 03 2025 23:26:56

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

15 03 2025 2:42:54

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

14 03 2025 8:58:46

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

13 03 2025 23:14:43

Движение простейших и беспозвоночных


    Движение простейших и беспозвоночных

      Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....

12 03 2025 16:51:55

Заболевание органов пищеварения. 8-й класс


    Заболевание органов пищеварения. 8-й класс

      Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....

11 03 2025 21:52:37

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

10 03 2025 21:46:19

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"

Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...

09 03 2025 7:26:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::