Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

Источник:


Пояснительная записка

Программа элективного курса «История естествознания» предназначена для учащихся 9 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки и развитие научных идей и формирование систем наук.
Элективный курс состоит из четырех взаимосвязанных частей: введение в историю естествознания, рождение науки, рождение науки, развитие научных идей и формирование систем наук, наука сегодня.
В данном курсе не рассматриваются технические детали на изложении основных идей естествознания, но эта программа строится вокруг нескольких ключевых проблем.
Первая из таких проблем – «Из чего состоит мир?». Ее рассмотрение начинается с идей Фалеса Милетского и атомной гипотезы Демокрита. Затем эта тема развивается при изучении истории химии и истории молекулярно-кинетической теории, открытия элементарных частиц, а также частиц и полей.
Вторая проблема – «В чем причина движения?». Эта проблема, построенная философами античности, позволяет рассмотреть историю механики и открытие закона сохранения энергии.
Третья проблема связанная со строением космоса и вопросами космогонии. Развитие этой темы начинается с изучения представлений древних философов о том, что такое планеты, звезды и созвездия, какое место занимает Земля во Вселенной. Затем рассматриваются: открытия Коперника, работы Галилея и Кеплера, открытие закона всемирного тяготения, космогонические гипотезы Канта и Лапласа и наконец, вопросы современной астрофизики и космогонии.
В данной программе прослеживаются и развитие таких проблемных тем, как биологическая эволюция, наследственность, математика как язык науки, логика.
Таким образом, на примере относительно немногих основных проблем курса показывается, как шел процесс углубления и расширения естественнонаучных знаний.
Изложение истории разных наук в их взаимосвязи помогает воссоздать единую картину единую картину естествознания, определить взаимовлияние научных дисциплин, способствует формированию у школьников представление единой картине мира.
Данный экспериментальный курс, прежде всего должен помочь школьникам увидеть во взаимной связи те факторы и законы естествознания, которые они уже отчасти знают из курсов школьных дисциплин. Он должен показать эти основные факты, законы и идеи естествознания в их историческом развитии, в их взаимосвязи друг с другом и с развитием общества, его мировоззрения, техники, культуры.

Цели курса:

  • Через содержание дисциплины сформировать у обучающихся представление об истории естествознания, как о сложной, целостной, постоянно развивающейся системе – совокупном предмете естественных наук.
  • Способствовать процессам развития межпредметных связей между учебными предметами естественнонаучного цикла и интеграции между разноуровневыми образовательными программами.

Задачи курса:

  • Преподавание элективного курса «История естествознания» направлено на решение следующих задач.
  • Ознакомить с содержанием и структурой формирование истории естествознания, закономерностями его развития и общеметодологическими проблемами.
  • Обсудить современные методологии познания природных явлений и процессов, выявить мировоззренческие приоритеты в их восприятии человеком.
  • Рассмотреть концепции, объясняющие происхождение и эволюцию Вселенной, становление наук в античное время и в современности.

Формы организации и методы обучения учащихся

В виду того, что данный курс обладает потенциальными мировоззренческими возможностями. В качестве основных форм организации обучения выбираются следующие виды деятельности: семинары, дискуссии, конференции, реферирование основной и дополнительной литературы, работу в малых группах, подготовку учащимися докладов и выступлений по интересующим их проблемам.
Программой курса предусматривается самостоятельная работа учащихся. Примерные задания для самостоятельной работы (в форме написания рефератов или докладов) даны после содержательной части программы.
Список литературы (в конце программы) облегчит учащимся поиск необходимой информации для выполнения заданий при самостоятельной работе, подготовке к семинарским занятиям и зачету.
Изучение курса завершается зачетом, вопросы к которому изложены в заключительной части программы.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В  том числе:

Форма контроля

лекц.

пр.

сем.

 

Введение

1

 

 

 

Беседа

Часть I. Рождение науки.

1.

Предыстория науки.

2

2

 

 

Беседа

2.

Античная наука.

3

1

 

2

Выполнение пpaктической работы

Часть II. Развитие научных идей и формирование систем наук.

3.

Наука средневековья.

2

2

 

 

Участие в семинаре

4.

Естествознание в эпоху возрождения.

2

1

1

 

Участие в семинаре

5.

Наука XVII – XVIII вв.

2

2

 

 

Беседа

6.

Естествознание XIX в.

3

1

 

2

Выполнение пpaктической работы

Часть III. Наука сегодня.

7.

Естествознание XX в.

2

2

 

 

Участие в семинаре

 

Заключение

1

 

 

1

Выполнение пpaктической работы

 

Итого

17

11

1

5

 

Содержание курса

Общее количество часов – 17

Введение (1 ч.)

Чем занимается история естествознания, и какие факторы влияют на развитие науки? Зачем надо знать историю естествознания?

Часть I. Рождение науки

1. Предыстория науки (2 ч.)

Знания о природе в первобытном обществе.
Великие открытия: земледелие, одомашнивание животных, изобретение лука, использование огня. Изобретение колеса. Появление производства керамики и металлургии. Появление языка, искусства и религии.
Естественнонаучные знания на древнем Востоке (Египет, Вавилон, Ассирия).
Появление письменности. Накопление математических, астрономических и медицинских знаний. Мифологическое объяснение мира.

2. Античная наука (3 ч.)

Почему мы считаем, что наука появилась в Древней Греции?
Периодизация античной науки. Эпоха классической Греции: возникновение науки в колониях Эллады, Афинский период. Эллинистическая эпоха (или Александрийский период). Наука в Древнем Риме.

Главные проблемы, поставленные греческой наукой, и их развитие в эллинистическую эпоху и в Древнем Риме (появление попытки постановки и решения «вечных проблем»).

– Проблема строения мира. Идея праматери, принимающей разные формы, которые могут переходить друг в друга (школа Фалеса VI в. до н.э.). Идея атомного строения мира. Атомная теория и фатализм; активность человека и рок. Трагедия Эсхила.
– Причина движения. Милетская школа, полет стрелы по Аристотелю.
– Естественная космогония: как возник мир и как он принял современный облик (школа Фалеса).
– Проблема возникновения жизни.
– Проблема эволюции жизни (Анаксимaндр, Эмпедокл).

Появление отдельных наук.

– Античная математика и ее особенности. Переход от чисто прикладных задач к теории и идея математических моделей.
– Античная астрономия. Что такое Солнце и звезды? Их отношение с Землей. Устройство Вселенной и Солнечной системы.
– Античная физика. Античная механика. Открытие законов статики: рычаг, закон Архимеда. Построение механики как теоретической дисциплины.
– Античная биология. Роль классификации в развитии биологии; работы Аристотеля; проблемы целесообразности живого мира.
– Античная медицина. В чем причины болезней? Гиппократ и античная медицина. Гален (129 – 199 гг) и развитие медицины в Риме.
– Каким законам подчиняется человеческая мысль? Апории Зенона. Софисты. Создание Аристотелем формальной логики.

Часть II. Развитие научных идей и формирование систем наук

3. Наука средневековья (2 ч.)

Судьба науки в средние века. Алхимия. Античные представления о строении вещества как одна из основ алхимии; развитие идеи «все превращается во все».
Математика как язык; появление алгебры.

4. Естествознание эпохи Возрождения (2 ч.)

Освоение античного населения и возвращение к изучению природы. Гуманизм и свободомыслие. Изобретение книгопечатания.
Экспериментальный метод исследования. Появление научных приборов; микроскоп и телескоп. Эксперимент в искусстве, например у Леонардо да Винчи или в музыке, – найти настоящее искусство, созвучное природе.
Устройство Солнечной системы. Гелиоцентрическая система мира Коперника (1473 – 1543). Работы Кеплера и Галилея.
Пpaктическая работа 1: Сравнение системы мира по Капернику и современную модель Вселенной, найдите черты сходства и различия. Докажите, полученные вами результаты.

5. Наука XVII – XVIII вв. (2 ч.)

Физика Декарта. Все превращается во все.
В чем причина движения? Галилей об инерции. Создание механики Ньютоном.
Как устроена Солнечная система? Закон всемирного тяготения. Предсказательная сила науки: открытие новых планет «на кончике пера».
Новая математика. Синтез геометрии и алгебры. Декарт. Античная математика геометрична; средние века – алгебра. XVII – XVIII вв. – синтез. Появление математического анализа; Ньютон, Лейбниц.
Возникновение теории вероятности.
Возникновение химии. Химические реакции и превращения веществ. Понимание горения и дыхания; Лавуазье.
Физиология и механика. Гарвей и открытие кровообращения. Декарт и понятие рефлекса.
Механическая картина мира. Механика объясняет движение атомов и движение планет, поведение животных и даже общественные явления. Детерминизм Лапласа; опять проблема: человек творец своей судьбы или его судьба предопределена законами механики. Как в античные времена гипотеза атомов, так теперь абсолютизация механики приводит к фатализму.
Линней и проблема классификации.
Энциклопедисты. Век Просвещения.

6. Естествознание XIX в. (3 ч.)

Из чего состоит мир? Кроме вещества существуют поля: тяготения, электромагнитные. Фарадей получил электричество магнетизм и намагнитил свет. Максвелл и открытие Герцем электромагнитных волн. Как Декарт связал вместе геометрию и алгебру, так и в физике электричество, магнетизм и оптика стали единой областью.
Открытие элементов. Периодическая система Менделеева. Молекулярно – кинетическая теория. Максвелл, Больцман. Объяснение броуновского движения и других явлений.
В чем причина движения? Открытие закона сохранения энергии. Майер, Джоуль, Гельмгольц.
Неевклидовы геометрии: Лобачевский и Больяи.
Ламарк. Развитие палеонтологии. Теория эволюции Дарвина.
Открытие клеток Гуком; создание клеточной теории Шванном.
Медицина и клеточная теория. Микробы – причина болезней. Кох, Пастер. Мечников и клеточный иммунитет.
Проблемы наследственности. Открытие Менделя.
Возникновение экологии как науки.
Идея изменений, превращений, эволюции как хаpaктерная идея эпохи. Идея общественного и культурного прогресса, связанная с идеей прогресса органического мира. Оптимизм, вера в силу науки и в предназначение человека и человечества.
Проникновение науки в литературу. Появление таких жанров, как научно – популярная литература и научная фантастика. Успехи физиологии и «физиология общества» в «Человеческой комедии» Бальзака.
Наука и техника. Век пара и электричества.

Часть III. Наука сегодня

7. Естествознание XX в. (2 ч.)

Как устроен атом? Необычные законы атомного мира. Открытие элементарных частиц. Вероятностные законы их движения; дуализм «частица – волна». Классификация элементарных частиц. Кварки.
Открытие радиоактивности. Превращение элементарных частиц друг в друга и в свет. Овладение атомной энергией.
Развитие механики Ньютона. Специальная и общая теория относительности. Тяготение как искривление прострaнcтва.
Космогония XX в. Источники энергии звезд. Эволюция звезд. Белые карлики и черные дыры. В какой кухне варятся химические элементы? Расширяющаяся Вселенная; Фридман и Хаббл. Большой взрыв и реликтовое излучение.
Современное представление о происхождении жизни.
Синтетическая теория эволюции. Как геометрия объединилась с алгеброй, так теория эволюции – с генетикой.
Современные представления о происхождении жизни.
Аксиоматический метод; Гильберт. Проблема континуума. Теорема Геделя о неполноте аксиоматических систем.
Появление математической логики. Возникновение теории информации. Компьютерная революция. Машины и мышления.
Генетика в XX в. История генетики в России. Н.И, Вавилов и Т.Д. Лысенко. Генетика и «зеленая» революция; медицинская генетика.
Синтез физики, химии и биологии – возникновение молекулярной биологии. Молекулярное строение гена, генетический код. Молекулярные механизмы нервного возбуждения и мышления сокращения.
Экология как наука и как мировоззрение. В.И. Вернадский.
Антисциентистские тенденции. Утопии Г. Уэллса. Осознание ядерной и экологической опасности.

Заключение (1 ч.)

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Как представляли себе мир древние люди?
  2. Биографии древних мыслителей (Пифагор, Аристотель, Платон, Фалес, Геpaклит и др.).
  3. Современные загадки мироздания.
  4. Строение Солнечной системы Аристотеля.
  5. Космические тела.
  6. Модели Солнечной системы.
  7. Биографии иностранных и русских физиков.
  8. История механики.
  9. История открытия законов электричества.
  10. история открытия строения атома.
  11. Влияние силы тяжести и невесомости на живые организмы.
  12. Приспособленность живых организмов к обитанию в различных температурах.
  13. Электрические явления в живых организмах.
  14. Звук – средство общения живых организмов.
  15. Архимед и античная математика.
  16.  История алхимии.
  17. История открытия закона сохранения массы вещества.
  18. Симметрия в мире молекул.
  19. Симметрия в мире кристаллов.
  20. Геоцентрическая система мира.

Литература:

  • Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания. – М., 1999.
  • Голованов Я. Этюды об ученых. – М., 1970.
  • Гордиенко В.А. Концепции современного естествознания и техники. – М., 2000.
  • Данин Д.С. Вероятностный мир. – М., 1981.
  • История естествознания. – М., 1981
  • Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
  • Пахомов Ю.В. Логика естествознания. – М., 1994.
  • Харченко Л.Н. Современная концепция естествознания. – Ставрополь, 1994.
  • Харченко Л.Н. Естествознание. 10 – 11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразовательных учереждений. – М.: Дрофа, 2006.
  • Холличер В. Природа в научной картине мира. – М., 1966.


Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

24 09 2022 1:49:56

Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"

      Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...

23 09 2022 9:47:16

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

22 09 2022 14:11:35

Интегрированный урок (обществознание + биология) по теме "У роковой черты"


    Интегрированный урок (обществознание + биология) по теме "У роковой черты"

      Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....

21 09 2022 8:40:46

Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)


    Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)

      Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...

20 09 2022 14:49:28

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)


    «Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

      Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

19 09 2022 22:49:49

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

18 09 2022 19:59:48

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

17 09 2022 19:47:44

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

16 09 2022 10:52:22

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

15 09 2022 18:31:45

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

14 09 2022 9:43:43

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

13 09 2022 1:40:35

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

      Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....

12 09 2022 7:49:59

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

11 09 2022 4:14:43

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

10 09 2022 18:19:22

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

09 09 2022 12:33:30

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

08 09 2022 22:13:15

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

07 09 2022 23:20:21

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"


    План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

      Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....

06 09 2022 9:26:34

"Победить или умереть"


    "Победить или умереть"

      В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....

05 09 2022 4:56:40

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

04 09 2022 0:58:45

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

      Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

03 09 2022 7:34:41

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

02 09 2022 2:38:34

Взаимоотношения между организмами


    Взаимоотношения между организмами

      Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....

01 09 2022 17:30:32

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

31 08 2022 23:55:27

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

30 08 2022 5:13:21

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

29 08 2022 12:53:24

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма


    Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

      Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

28 08 2022 7:12:15

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

27 08 2022 17:19:18

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

26 08 2022 5:46:36

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

25 08 2022 12:37:45

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

24 08 2022 13:18:34

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

23 08 2022 21:41:51

Урок "Развитие жизни на Земле"


    Урок "Развитие жизни на Земле"

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

22 08 2022 10:35:38

Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"


    Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"

      Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....

21 08 2022 7:24:59

"Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"


    "Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"

      Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....

20 08 2022 23:54:55

Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»

      В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....

19 08 2022 10:45:41

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

18 08 2022 6:45:34

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

17 08 2022 9:55:34

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)


    Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

      На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

16 08 2022 21:31:39

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

15 08 2022 0:12:38

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...

14 08 2022 23:14:34

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

13 08 2022 19:57:44

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

12 08 2022 9:39:23

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

11 08 2022 23:42:13

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

10 08 2022 7:53:42

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

09 08 2022 9:22:52

Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"


    Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"

      В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...

08 08 2022 9:10:22

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

07 08 2022 13:38:34

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

06 08 2022 12:12:41

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.