Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

Девиз урока:
«Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом». Сократ
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- Образовательные:
- усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
- систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”, “Выделение”.
- Развивающие:
- совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;
- развитие логического и системного мышления;
- развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;
- подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.
- Воспитательная:
- воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;
- совершенствование эстетического восприятия.
Оборудование: листы с заданиями для самостоятельной работы (Приложение 1) ; мультимедийная презентация “Обмен веществ и энергии” (Приложение 2)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Основное содержание урока
1. Мотивация
Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.
Объяснить смысл поговорок:
– “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. (Для выполнения работы или движения в пляске необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.)
– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)
2. Изучение нового материала
Одно из важных свойств живых организмов – обмен веществ и энергии.
Запись темы в тетради.
1 слайд. Приложение 2
Просмотр анимации (Приложение 3). Обсуждение.
Вещества поступают из окружающей среды в организм, там преобразуются и удаляются из организма в окружающую среду продукты распада.
2 слайд. Приложение 2
Эту сложную цепь реакций называют МЕТАБОЛИЗМОМ. Записывают в тетрадь определение с 3 слайда Приложения 2.
Обмен веществ и энергии – совокупность протекающих в живых организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой – метаболизм.
Выполняют на заранее розданных листах (Приложение 1) задание № 1. Проверяем и согласно инструкции оцениваем.
Метаболизм складывается из двух процессов. Пластический обмен или ассимиляция и энергетический обмен или диссимиляция. Слайд 4, Приложение 2
Хотя, как мы сейчас знаем, обмен веществ
происходит непрерывно, видимая
псевдонеизменность нашего тела долгое время
вводила в заблуждение не только неискушенных в
науке людей, но и многих учёных и философов
древности. Тогда полагали, что в организме
имеются два вида веществ; одни из них идут на
строительство тела, они неподвижны, статичны;
другие же, используемые в качестве источника
энергии, быстро переpaбатываются.
Однако внедрение в биологические исследования
меченых атомов позволило в экспериментах на
животных установить, что во всех тканях и клетках
обмен веществ происходит непрерывно — никакой
разницы между «строительными» и
«энергетическими» молекулами не существует. В
организме все молекулы равным образом участвуют
в обмене веществ.
Пластический обмен (лепка) – процесс,
в результате которого питательные вещества,
поступающие в клетку, идут на «строительство»
утраченных частей, на создание новых клеток,
происходит рост и развитие не только клеток, но и
всего организма. В среднем у человека каждые 80
дней меняется половина всех тканевых белков;
ферменты печени (в ней идут особенно интенсивные
реакции) обновляются через 2-4 часа, а некоторые —
через несколько десятков минут
Энергетический обмен – энергия
необходима для протекания всех процессов. 130 лет
назад «Большая аудитория» музея прикладных
знаний (ныне – Политехнического музея) в
Санкт-Петербурге бывала переполнена. Здесь читал
лекции из цикла “Жизнь растений” молодой
русский профессор, ставший впоследствии
почетным доктором многих европейских
университетов, Климент Аркадьевич Тимирязев.
Одну из лекций он начал так: “Когда-то, где-то на
Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную
почву, он упал на зеленую былинку пшеничного
ростка. …Ударяясь о него, луч потух, перестал
быть светом, но не исчез… В той или другой форме
он вошел в состав хлеба, который послужил нам
пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши
нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он
приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту
он играет в нашем мозгу”. О чём поведал студента
Климент Аркадьевич Тимирязев? Обсуждение.
Ответ:Первичным источником энергии для
всего живого на Земле, за очень редким
исключением, служит солнечное излучение. Пища
образуется благодаря той же энергии Солнца.
Начальное звено пищевой цепи — растения,
аккумулирующие в процессе фотосинтеза солнечную
энергию. Органические вещества, созданные
растениями распадаются в организме на простые
вещества, а освободившаяся энергия тратится на
процессы жизнедеятельности.
Эти два процесса взаимосвязаны. Для синтеза
органических веществ, что происходит при
пластическом обмене, затрачивается энергия,
которая образуется при энергетическом обмене,
при распаде органических веществ.
Выполняют на заранее розданных листах (Приложение 1) задание №
2. Проверяем и согласно инструкции оцениваем.
Метаболизм протекает в 3 этапа.
Хаpaктеристики этих этапов учащиеся поэтапно, в
виде таблицы (слайд 5) и с использованием
текста параграфа 36 заполняют самостоятельно,
работая рядами.
Слайд 5, Приложение 2
Этапы обмена веществ
Название этапа |
Какие процессы происходят |
Место протекания процессов |
| Подготовительный | ||
| Основной | ||
| Заключительный |
1 ряд находит в учебнике и заполняет графу о
подготовительном этапе обмена веществ,
2 ряд – об основном
3 ряд – о заключительном.
При проверке используются слайды 6, 7, 8 и 9 Приложения 2 заполняют таблицу все.
Этапы обмена веществ
| Название этапа | Какие процессы происходят |
Место протекания процессов |
| Подготовительный | Переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам. | Пищеварительная дыхательная и кровеносная системы. |
| Основной | Процессы пластического и энергетического обмена. | Клетки организма. |
| Заключительный | Удаление продуктов распада. | Дыхательная, кровеносная и выделительная системы. |
Давайте выясним, какие факторы негативно влияют на обменные процессы?
Варианты ответов учащихся.
Древнекитайский мыслитель Конфуций полагал,
что “Если человек беспорядочен в своем отдыхе,
нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе –
болезнь убивает его”. Ученые нашего времени
установили, что здоровье человека зависит от 4-х
главных факторов: на 50% – от здорового образа
жизни, на 20% – от наследственности, на 20% – от
экологической обстановки и на 10% – от
здравоохранения. Другими словами, в наших с вами
руках удержать 50% собственного здоровья!!!
Что предполагает здоровый образ жизни? Это –
двигательная активность, рациональное питание,
отказ от вредных привычек и умение управлять
своим здоровьем.
Посмотрите на слайд «Факторы, негативно влияющие на обменные процессы»
Слайд10, Приложение 2
Факторы, нeблагоприятно влияющие на обменный процесс:
1. Загрязнение атмосферы.
2. Солнечная радиация.
3. Загрязнение воды.
4. Перенасыщение продуктов сельского
хозяйства нитратами.
5. Употрeбление в пищу генетически
модифицированных продуктов.
6. Стрессы.
Выполняют на заранее розданных листах (Приложение 1) задание № 3. Проверяем и согласно инструкции оцениваем.
3. Закрепление
1. Задача.
На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по сетке. Примерно через 30 минут после начала опыта чашка с мышью поднялась вверх. Почему?
Ответ: Масса тела теряется за счет выдыхания углекислого газа и паров воды, которые образуются при расщеплении веществ пищи для получения энергии.
2. Ответьте на вопросы:
1. Каково значение органов пищеварения, дыхания
и кровообращения в обмене веществ между
организмом и внешней средой? Возвращаемся к 9
слайду Приложения 2
2. Объясните, почему голодающий человек бывает
худым и слабым?
Подводим итог и последний слайд Приложения 2 «Новые понятия».
Подсчитываем набранные баллы и записываем домашнее задание
Дифференцированное домашнее задание
| Сумма баллов на уроке | Задание |
| 5 | Повторить записи в тетради. |
| 4 | § 36. |
| 3, 2, 1, 0 | § 36, записи в тетради. |
Комментарии:
Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....
24 12 2025 7:16:14
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
23 12 2025 2:25:13
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
22 12 2025 8:43:16
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
21 12 2025 23:37:16
Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
20 12 2025 17:55:11
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
19 12 2025 4:36:38
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
18 12 2025 7:54:21
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
17 12 2025 20:49:40
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
16 12 2025 2:47:27
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
15 12 2025 2:59:43
Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....
14 12 2025 12:16:10
Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
13 12 2025 16:54:40
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
12 12 2025 10:30:12
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
11 12 2025 17:29:49
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
10 12 2025 1:17:45
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
09 12 2025 6:39:18
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
08 12 2025 20:10:48
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
07 12 2025 13:15:43
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
06 12 2025 0:37:52
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
05 12 2025 1:37:42
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
04 12 2025 15:31:23
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
03 12 2025 11:33:34
Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека.
...
02 12 2025 15:52:25
Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
01 12 2025 19:36:35
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
30 11 2025 9:17:12
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
29 11 2025 5:35:42
Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
28 11 2025 8:15:39
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
27 11 2025 14:32:52
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
26 11 2025 5:13:39
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
25 11 2025 9:14:41
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
24 11 2025 4:30:29
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза.
...
23 11 2025 11:59:19
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
22 11 2025 6:11:26
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
21 11 2025 14:45:43
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
20 11 2025 17:40:29
Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....
19 11 2025 10:25:27
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
18 11 2025 4:39:50
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
17 11 2025 16:58:30
Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
16 11 2025 7:28:54
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
15 11 2025 14:25:39
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
14 11 2025 12:10:49
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
13 11 2025 4:42:27
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
12 11 2025 17:25:37
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
11 11 2025 6:33:28
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
10 11 2025 23:20:57
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
09 11 2025 16:39:22
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
08 11 2025 4:55:51
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
07 11 2025 0:46:28
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
06 11 2025 10:37:44
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
05 11 2025 9:41:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Внутреннее строение листьев
Значение животных в природе и жизни человека