Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

Цель: дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе человека, его строении и функциях; раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении безусловных рефлексов и выяснить их значение; выявить специфические особенности строения этих отделов мозга у человека. Развить эмоциональную сферу учащихся, привлекая элементы игровых технологий. Создать условия для развития у учащихся коммуникативных навыков, умений планировать свою деятельность, анализировать результаты работы.

Оборудование: муляж головного мозга, плакат “Строение головного мозга”, таблица “Масса головного мозга”

Раздаточный материал: инструктивные карточки, схема опopного конспекта, тесты-опросники, карточки со знаками “+” и “-”

I. Организационный момент

II. Актуализация опopных знаний.

  1. Продолжите предложение:
  2. Система органов, обеспечивающая согласованную работу всех органов и систем организма, осуществляющая ориентацию организма во внешней среде и реакции на её изменения, называется………(нервная система)

  3. Два отдела, на которые подразделяется нервная система: ….. (ЦНС и переферическая)
  4. Логическая цепочка:
  5. Соматическая, автономная, спинной мозг

  6. Аналогии (какого термина не хватает)
  7. Периферическая Соматическая Автономная Сигматическая Парасимпатическая

  8. У человека орган есть

Где информации не счесть
Про всю работу тела знает
Импульсы всем посылает
Он в коробке черепной
С именем …..мозг головной

/По ходу беседы и ответов учащихся заполняется схема на доске/

//Ответьте на вопросы теста-опросника под номерами 1,2,3// (Приложение 1)

III. Мотивационно-ориентационный этап.

Объявляется тема урока, формулируется цель.

Еще 60 лет назад люди знали о таинственной работе головного мозга очень мало. Первым, кто сумел наглядно показать, как мозг управляет всей жизнью организма, был великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Недалеко от Санкт-Петербурга, среди лесов и пологих холмов, раскинулся небольшой городок нарядных белых домиков. Это бывшее село Колтуши, а ныне научный городок Павлово. Здесь когда-то проводил свои смелые опыты Иван Петрович Павлов, сейчас трудятся его ученики и последователи. В центре городка возвышается большое здание, похожее на старинную крепостную башню. Сотрудники городка в шутку называют его “Башня молчания”. В многочисленных камерах башни, наглухо отделенных от внешнего мира, ученики Павлова наблюдают, как работает мозг животных – собак и обезьян. На сегодняшний момент уже многое знают о строении и функциях головного мозга. И на сегодняшнем уроке мы тоже с вами поговорим о головном мозге.

/заполняется схема аспектов изучения головного мозга/

IV. Исполнительно-операционный этап

Работа в группах /по ходу ответов учащихся заполняется опopный конспект (Приложение 2 )/

Группа №1 Инструктивная карта:

– Расскажите о расположении головного мозга в организме человека.

– Укажите, где в виде чего находится серое и белое вещество головного мозга. (§9 стр.35)

Дополнения учителя:

Головной мозг располагается в полости мозгового черепа, форма которого определяется формой мозга. Масса мозга в среднем 1500г, объём – 1200см3 Абсолютная и относительная масса не является надежным критерием для суждения о степени развития организма. /Таблица/

Макака – 62 г
Гиббон – 100 г
Кошка – 30 г
Дельфин – 1800 г
Кит – 7000 г
Слон – 5000 г

Изучение головного мозга наносит удар по расистским теориям. А так же, абсолютная масса головного мозга не позволяет судить об интеллекте человека/таблица/

Тургенев – 2012 г
Байрон – 2238 г
Шиллер – 1871 г
Либих – 1325 г
Франц – 1017 г

От рождения до взрослого состояния масса головного мозга у человека увеличивается почти в 4 раза. Учёные полагают, что из огромного числа нейронов головного мозга активны лишь 4 %, остальные активизируются лишь при усиленной умственной работе.

Группа №2. Инструктивная карта.

– Назовите отделы головного мозга, используя рисунок. (§9 стр. 35 рисунок 21, стр.36).

Дополнения учителя: головной мозг условно подразделяют на большой мозг (большие полушария), малый мозг (мозжечок), ствол мозга (промежуточный, средний, продолговатый, мост)

Группа №3 Инструктивная карта.

Расскажите о функциях малого мозга (мозжечка), укажите его строение и особенности. (&9 стр.35 абзац 4)

Дополнения учителя:

Мозжечок расположен позади продолговатого мозга и моста в затылочной части и делится на два полушария. Его поверхность имеет складчатое строение и представлена корой, которая образована серым веществом. Белое вещество, проникая между серым, образует “дерево жизни”. Мозжечок участвует в координации движений, поддержания позы и равновесия тела. Устраняет лишние движения, например возникшие в силу инерции.

ОПЫТ №1 “Устранение движения, возникшего в силу инерции, благодаря функциям мозжечка”

К доске вызывают испытуемого. Преподаватель захватывает его руку, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление экспериментатора. После того, как испытуемый будет выполнять это действие с достаточным усилием, экспериментатор неожиданно отпускает руку испытуемого, с тем, чтобы она двигалась по инерции. Однако это движение не происходит: испытуемый делает небольшой рывок и останавливается: благодаря функции мозжечка движение, возникшее по инерции, затормаживается.

ОПЫТ №2 “Координация работы мышц, осуществляемая мозжечком, при выполнении пальценосовой пробы”

Опыт проводится фронтально. По комaнде учителя учащиеся закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа.

Учитель обращает внимание на то, что целенаправленное движение осуществлялось быстро и плавно, я в нм участвовало более 30 мышц. Последовательность мышечных сокращений при выполнении движений программируют отделы головного мозга, и, в частности, мозжечок, который контролирует очередность и порядок работы нервных центров спинного мозга, управляющих мышцами. Каждая мышца должна вовремя включится в работу, развить строго определенное усилие и вовремя выйти из работы. При этом человеку приходится преодолевать внешнее сопротивление, силы инерции и влияние других факторов. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов, обpaбатывает их и, благодаря его деятельности, ответная реакция не происходит с учетом этих внешних сил. Кроме того мозжечок участвует в управлении многими функциями внутренних органов.

//Ответьте на вопросы теста – опросника под номерами 4,5//

Группа №4

Инструктивная карта. Расскажите о функциях продолговатого мозга и моста, укажите их расположение и особенности. (§9 стр.35 абзац 2)

Дополнения учителя: продолговатый мозг по своему строению и функциям сходен со спинным мозгом, с которым имеет непосредственную нижнюю границу. В продолговатом мозге находятся ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы. В ядрах серого вещества находятся центры защитных рефлексов – мигательного и рвотного рефлексов? кашля и чихания. Другая группа центров связана с питанием и дыханием, слюноотделением, глотанием, отделением желудочного сока. Через продолговатый мозг проходят пути, соединяющие спинной мозг с мозжечком, средним мозгом и др., до коры больших полушарий включительно. Мост образуется продолжением продолговатого мозга, от него отходят слуховые и лицевые нервы. Продолговатый мозг называют “большой дорогой” из-за того, что через него проходят нервные пути, связывающие спинной и головной мозг.

Валеологическая пауза:

Потянули руки, распрямили плечи
Поразмяли мышцы? Сразу стало легче.
Шеей покрутили. Что-то захрустело?
Обо всем забыли, отдыхает тело.
Пальцы очень сильно вы в кулак сожмите,
А потом вы пальцы резко распрямите.
Кисти рук устали? Им поможем тоже.
Ну-ка по вращаем. Кто насколько сможет.
Повернулись вправо. Повернулись влево.
Друг дружке улыбнулись.
И к биологии вернулись.

Группа №5 Инструктивная карта. Расскажите о функциях среднего и промежуточного мозга, укажите их строение и особенности. (& 9 стр.35. абзац 6 и 8)

Дополнения учителя: Средний мозг-отдел головного мозга, где находятся центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха. Они регулируют величину зрачка и кривизну хрусталика. В среднем мозге содержится ряд ядер, регулирующих мышечный тонус. Благодаря им поддерживается устойчивость тела при состоянии, ходьбе, беге, изменении позы. В среднем мозге находятся центры, ориентировочного рефлекса. В случае отклонения от устойчивого положения тела средний мозг восстанавливает нормальное положение тела.

ОПЫТ № 3. Пронаблюдать позный рефлекс среднего мозга.

Учитель предлагает учащимся встать и сделать какие-нибудь движения, а затем дает комaнду “замри”. Комaнда вызвала остановку движения при этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Если бы этого не произошло, то ученики упали бы как настольная лампа, у которой не закрепили шарниры. Кости в суставах закрепляются лишь тогда, когда одновременно сокращаются мышцы противоположного действия, следовательно в данном случае все мышцы противоположного действия, всех суставов одновременно сократились, фиксируя новую паузу.

//Ответьте на вопросы теста-опросника под номерами 6,7,8//

/По ходу заполняется схема на доске и опopный конспект/

Примечание: графа №6 заполняется после слов: “Знаете ли вы, что больше всего воды в головном мозге содержится в больших полушариях. Большие полушария вы будете изучать на следующем уроке”

От ствола мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Нервы связывают мозг с органами чувств, мышцами, железами, расположенными на голове. Одна пара-блуждающий нерв, связана с внутренними органами. Наш мозг-это комaндный пункт организма. Клетки мозга работают непрерывно. И вс1 время они требуют пищи, словно прожорливые птенцы в гнезде. А пищи им нужно в десять раз больше, чем любым другим клеткам. Снабжением мозга кислородом и питательными веществами занимается кровь. Но чтобы ей было легче справится с такой ответственной задачей, сеть кровеносных сосудов мозга необыкновенно густа. На небольшом сравнительно прострaнcтве уложено 120 тысяч метров сосудов. За 2 секунды поток свежей крови омывает весь мозг. Но сердце гонит кровь по телу сильными и резкими толчками. А можно ли заниматься серьезной работой, когда тебя всё время толкают? Нет, клеткам мозга такой режим не подходит! Им нужна тишина и полный покой. Природа позаботилась и об этом. Большие артерии, несущие кровь к мозгу изогнуты так хитро, что чем ближе подходят они к головному мозгу, тем толчки пульса становятся слабее. А при входе в самый мозг пульсация затихает совершенно, и по сосудам полушарий кровь движется уже без толчков, плавно, равномерно, непрерывной спокойной струёй.

//Ответьте на вопрос теста-опросника под номером 9//

Самоконтроль, самооценка. Ответы на вопросы теста-опросника:

Вариант 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9
в а в а б б в а а

Вариант 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9
б в а а б в а б в

Дети формулируют выводы по уроку:

    • Головной мозг подразделяется на отделы: продолговатый мозг, мост, средний мозг (ствол мозга0, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.
    • Все отделы выполняют проводниковую и рефлектроную функцию.
    • Работа центральной нервной системы многоуровневая и взаимосвязанная.

V. Рефлексия.

Выберите правильный ответ (карточки с “+” и “-“)

    1. От головного мозга человека отходит 12 пар черепно-мозговых нервов. +
    2. Мозжечок является отделом большого мозга. -
    3. Средний мозг поддерживает тонус скелетных мышц. +
    4. Промежуточный мозг согласует работу внутренних органов и регулирует обмен веществ +
    5. Продолговатый мозг и мост обеспечивают четкость зрения и слуха. -
    6. Ствол мозга образован мостом, продолговатым мозгом и средним мозгом. +
    7. Основная функция мозжечка – обеспечение дыхательных движений. -
    8. “Дерево жизни” находится в мозжечке. +
    9. Урок мне очень понравился, и я многое сегодня узнал о головном мозге.

Верные ответы: 1,3,4,6,8.

VI. Домашнее задание

Вы все, наверное, слышали о пагубном влиянии алкоголя на организм человека, на его головной мозг. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: а какой именно отдел головного мозга “страдает” от алкоголя больше других и почему вы так решили?

А ответить на этот вопрос вам поможет текст параграфа №9. Это и будет ваше домашнее задание. До свидания.

Приложения



Комментарии:

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

15 12 2025 16:10:35

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

14 12 2025 10:51:27

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

13 12 2025 19:13:58

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

12 12 2025 16:40:10

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

11 12 2025 11:14:58

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

10 12 2025 0:38:13

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым


    Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

      Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

09 12 2025 15:55:44

Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"


    Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"

      На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....

08 12 2025 7:13:16

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

07 12 2025 2:43:18

Строение и систематика млекопитающих

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....

06 12 2025 19:52:58

Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"


    Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"

      Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....

05 12 2025 19:21:23

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

04 12 2025 11:45:37

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

03 12 2025 2:51:55

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

02 12 2025 8:14:46

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

01 12 2025 8:31:18

Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"


    Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"

      В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....

30 11 2025 13:47:33

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс


    Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

      Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

29 11 2025 3:43:10

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"


    Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

      Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

28 11 2025 23:48:21

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии


    Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

      Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....

27 11 2025 1:18:17

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

26 11 2025 16:22:54

Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"


    Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"

      Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...

25 11 2025 19:36:14

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

24 11 2025 6:18:44

Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы


    Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы

      В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология. Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии. ...

23 11 2025 17:22:41

Человеческие расы, их родство и происхождение

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида «Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....

22 11 2025 19:40:30

Общая хаpaктеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

21 11 2025 0:29:46

Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"


    Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

      В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....

20 11 2025 5:17:29

Тема урока "Класс Птицы"


    Тема урока "Класс Птицы"

      На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...

19 11 2025 22:13:24

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

18 11 2025 23:59:40

Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума


    Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума

      В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....

17 11 2025 21:14:13

"Птицы - наши друзья"


    "Птицы - наши друзья"

      Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе. ...

16 11 2025 17:44:58

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....

15 11 2025 11:19:49

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

14 11 2025 6:58:28

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

13 11 2025 7:12:50

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

12 11 2025 9:52:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

11 11 2025 21:22:16

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

10 11 2025 12:55:37

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

09 11 2025 23:10:36

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"


    Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

      Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

08 11 2025 6:21:57

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

07 11 2025 23:55:43

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

06 11 2025 1:44:31

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....

05 11 2025 21:59:40

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

04 11 2025 5:13:15

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

03 11 2025 7:39:56

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

02 11 2025 18:56:57

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс


    Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

      В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

01 11 2025 10:19:50

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

31 10 2025 2:50:49

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

30 10 2025 23:36:24

Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...

29 10 2025 21:10:58

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

28 10 2025 8:57:58

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

27 10 2025 6:29:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::