Элективный курс "Обжора долго не живет"
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8-9-х классов.
Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету.
Элективный курс “Обжора долго не живет” рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача-диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты.
Данный спецкурс поможет:
- наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки;
- соориентироваться в выборе профессии;
- выявить типичные для естественнонаучного и медико-биологического профилей вида деятельности
Ведущими формами занятий являются:
- пpaктические занятия
- конкурсы
- проектирование
- экскурсии
Доля самостоятельной работы учащихся значительна. Это обусловлено, прежде всего, тем, что содержание предлагаемого курса ориентировано в целом на профильно-профессиональные виды деятельности.
Задачи курса:
- формирование умения комплексного осмысления знаний в биологии;
- помощь учащимся в выборе профиля;
- удовлетворение интересов школьников, увлекающихся биологией.
Успешность прохождения этого курса можно оценить по отчетам, составленным на основе результатов самостоятельных, лабораторных работ и экскурсий, по проектам, по формированию базовых ценностей:
- здоровье, труд, терпение, успех;
- умение оперировать биологическими знаниями;
- эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Ранжирование интереса школьников к данному курсу и к будущему профилю поможет выявить динамику их интереса.
В программе материал сгруппирован по темам в соответствии с логикой построения, начиная с особенностей профессии врача-диетолога.
Содержание курса по выбору
Тема 1. Особенности врача-диетолога
Востребованность людей данной профессии.
Хаpaктеристика людей, владеющих данной профессией:
- физиологические особенности;
- психологические особенности;
- черты хаpaктера
Тема 2. Содержание профессии врача-диетолога
Изучение основ рационального питания:
- первый принцип рационального питания - баланс питания
- второй принцип рационального питания – удовлетворение потребности
- третий принцип рационального питания – режим прима пищи.
Изучение последствий чрезмерного или неправильного питания:
- последствия ожирения;
- последствия голодания
Рассматривание “модных” методов питания:
- вегетарианство;
- сыроедение;
- теория “живой энергии”
- теория раздельного питания и несовместимости продуктов.
Использование продуктов питания при лечении различных заболеваний.
Изучение гипо- и авитаминозов, меры их предупреждения.
Правила кулинарной обработки продуктов питания.
Режим и культура питания.
Тема 3. Организация и проведение пpaктикума по составлению персональной диеты.
Расчет поступления питательных веществ в организм человека вместе с продуктами питания.
Расчет расхода энергии за сутки.
Расчет суточной потребности детей подросткового возраста в питательных веществах.
Корректирование режима питания в зависимости от состояния здоровья.
Тема 4. Подведение итогов о соответствии желания и возможности ученика овладением профессии врача-диетолога.
Подведение итогов изучения данного спецкурса.
Содержание программы
№ | Тема | Форма организации обучения | Количество учебных часов |
1 | Особенности профессии врача-диетолога | 3 | |
1.1 | Все работы хороши – выбирай на вкус | беседа, лекция | 1 |
1.2 | А кто же может быть врачом-диетологом? - определение физиологических особенностей; - определение психологических особенностей (память, внимание) ; - черты хаpaктера (чуткость, внимательность) |
Ознакомительно-ориентированное
проектирование “Каким должен быть врач-диетолог?”, пpaктическая работа |
2 |
2 | Содержание профессии врача- диетолога | 13 | |
2.1. | “Пища, которая не переваривается,
съедает того, кто ее съел”. Абдуль-Фаруж (изучение правил составления баланса питания) |
схема, таблица | 1 |
2.2 | “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто
ты” (изучение потребностей организма в питательных веществах) |
схема, таблица | 1 |
2.3 | “Завтpaк съешь сам, обед - подели с
другом, ужин отдай врагу” (составление режима приема пищи) |
схема, таблица, проектная деятельность | 1 |
2.4 | “Обжора роет себе могилу собственными
зубами” (изучение последствий ожирения) |
лекция | 1 |
2.5 | “Голливудская диета” (изучение последствий голодания) |
лекция | 1 |
2.6 | “С одной ягоды сыт, не будешь” (вегетарианство) |
лекция, беседа | 1 |
2.7 | “Я взял контроль над поведением и
занялся сыроедением” (сыроедение) |
лекция, беседа | 1 |
2.8 | “Лучше семь раз поесть, чем один раз
наесться” (теория “живой энергии”, “очковая диета”) |
лекция, беседа | 1 |
2.9 | “Без капусты щи не густы” (теория раздельного питания и несовместимости продуктов) |
таблица | 1 |
2.10 | “Лук от семи недуг” (использование продуктов питания при лечении различных заболеваниях) |
конспект, проектная деятельность | 1 |
2.11 | “Природа - лучшая аптека” (изучение гипо- и авитаминозов, меры их предупреждения) |
схема | 1 |
2.12 | “Кулинария – ключ к здоровью” (правила кулинарной обработки продуктов питания) |
проектная деятельность | 1 |
2.13 | “Правильное питание – залог здоровья” (режим и культура питания) |
таблица | 1 |
3 | Организация и проведение пpaктикума по составлению персональной диеты | 4 | |
3.1 | “Посчитаем, сколько нужно есть” (расчет поступления питательных веществ в организм человека вместе с продуктами питания) |
пpaктическая работа | 1 |
3.2 | “Гиподинамия - что это такое?” (расчет энергии за сутки) |
пpaктическая работа | 1 |
3.3 | “Из чего же, из чего же, из чего же
сделаны наши ребята?” (расчет суточной потребности в питательных веществах детей подросткового возраста) |
пpaктическая работа | 1 |
3.4 | “Обжора долго не живет” (корректирование режима питания в зависимости от состояния здоровья) |
экскурсия в детское отделение больницы | 1 |
4 | Подведение итогов о соответствии желания и возможностей ученика овладением профессией врача-диетолога | 1 | |
4.1 | “Теперь советуюсь с врачом” (подведение итогов) |
защита проектов | 1 |
Литература:
- Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М.: Просвещение, 1984.
- Ермакова В.И. Кулинария. М.: Просвещение, 1993.
- Каменевский Е.М., Краснянский Э.В., Лысов М.М. Уроки экономии в быту. М.; Экономика, 1985.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1989.
- Русские пословицы и поговорки / Под редакцией В.П. Аникина, М.: Художественная литература, 1988.
- Скуринхин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. М.: Агропромиздат, 1889
- Твоя профессиональная карьера. Программа общеобразовательных учреждений / Под редакцией Г.Н. Фединой. М.: Просвещение, 2000.
- Твоя профессиональная карьера./ Под редакцией С.Н. Чистяковой. М : Просвещение, 2000.
- Чусов Ю.Н. Физиология человека. М.: Просвещение, 1981.
Комментарии:
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
31 08 2025 4:31:32
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
30 08 2025 4:37:35
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
29 08 2025 15:17:25
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
28 08 2025 15:20:39

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
27 08 2025 8:32:22
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
26 08 2025 14:13:51
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
25 08 2025 15:28:13
Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....
24 08 2025 11:40:31

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
23 08 2025 2:26:49
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
22 08 2025 9:59:57
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
21 08 2025 5:47:34
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании.
Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
...
20 08 2025 13:43:18
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
19 08 2025 15:10:36

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
18 08 2025 17:33:46
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
17 08 2025 2:15:57
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
16 08 2025 22:15:37
Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....
15 08 2025 1:17:47
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
14 08 2025 9:14:28

Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интеpaктивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....
13 08 2025 4:39:21

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....
12 08 2025 12:55:52
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
11 08 2025 11:25:27
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
10 08 2025 0:49:24
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
09 08 2025 1:59:54
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
08 08 2025 21:34:57

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
07 08 2025 23:28:30
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
06 08 2025 11:54:44
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
05 08 2025 16:54:17
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
04 08 2025 13:43:33

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
03 08 2025 10:27:46
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
02 08 2025 7:22:58
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
01 08 2025 20:58:24
У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...
31 07 2025 3:10:34

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....
30 07 2025 0:35:41
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
29 07 2025 14:47:16
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
28 07 2025 7:46:41
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
27 07 2025 11:23:56
В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....
26 07 2025 6:49:41
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
25 07 2025 11:10:43

Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
24 07 2025 5:31:34
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
23 07 2025 2:14:11
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
22 07 2025 13:25:13
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
21 07 2025 9:40:50
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
20 07 2025 22:58:56
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
19 07 2025 11:38:14
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
18 07 2025 0:35:50
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
17 07 2025 6:21:33

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
16 07 2025 10:10:28
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
15 07 2025 10:32:31
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
14 07 2025 4:18:59

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
13 07 2025 11:22:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::